В разных источниках его возраст варьируется.  «…ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал:  Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе . И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию». – См.:  Антоний Великий , преподобный. Послания.   Иероним Стридонский , блаженный. Библейские вопросы Книги Бытия. Издание МДА, 2009. С. 91.   Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный  Симеон Новый Богослов  и православное предание. СПб., 2001. С. 23.  Имя «Сара» (евр.  Сарай ) означает «борющиеся»; «Сарра» в дальнейшем означает «княжна», «госпожа». Имя Сара встречается в вавилонских письменных документах, то есть было распространенным. Святитель  Димитрий Ростовский  пишет: «Авраам переименовал жену свою Есху (Иску. – см.:  Быт. 11: 29 ) в Сарру. Она почитала своего мужа, называя его господином; также Авраам почитал супругу свою, называя ее госпожою. Ради этого он назвал ее Саррою, что толкуется “госпожа”, ибо это наименование имеет такое именно значение и смысл в еврейском языке». –  Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С. 241.  Имя «Лот» означает «покрывало», сравни: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» ( 2 Кор. 3: 14 ); то есть Лот имел  ослепленный  ум, и Божественный Логос (Слово) не касался его.   Блато  (ц.-слав.) – грязь, болото, тина, ил. Ср.: «И блато и лес, и несть места, еже уклонитеся» ( 1 Мак. 9: 45 ).   Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С.240–241. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ника 3 апреля 2021, 01:24 Уважаемый о. Олег, Вы пишите, что " Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его " . Но св. Иоанн Златоуст пишет, как я понимаю, иначе " Фарра, отец его, хотя был и неверующий, по любви к сыну решился пойти вместе с ним, пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх, по повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую. И точно, Бог вывел его из Харрана не прежде, как по кончине Фарры. " (Беседа XXXI на книгу Бытия).

http://pravoslavie.ru/99067.html

А вот какое ясное пророчество о Христе, что Он – Сын Божий, о Его полном имени и Его смерти: «Ибо откроется Сын Мой Иисус ... А после этих лет умрет Сын Мой Христос ...» ( 3Езд.6:28–29 ); ср. 3Езд.13:37 : «Сын же Мой обличит нечестия...». Пророчество о воскресении, Страшном Суде и воздаянии: «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. И откроется озеро мучения, а против него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея рай сладости. И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, кого вы отвергли, кому вы не служили и чьи заповеди вы презрели. Взгляните прямо пред собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения». Вот что скажешь Ты им в день суда» ( 3Езд.7:32–35 , (36–38)). А вот пророчество о последнем времени: «и однолетние младенцы заговорят своими голосами, и беременные женщины будут рождать недозрелых младенцев через три и четыре месяца, и они останутся живыми, и укрепятся» ( 3Езд.6:21 ). Действительно, мы все свидетели исполнения данного пророчества: в последнее время всё чаще появляются такие дети, которые в 1 год бегло разговаривают, а медицина не так давно достигла того, что действительно, трёх-четырёхмесячные дети могут быть выхоженными, о чём во все прежние века и помыслить было невозможно. Так не ясно ли, что такое пророчество могло быть произведено лишь всеведущим Духом Божиим? При описании войн последнего времени Ездра упоминает о «мечах летающих» ( 3Езд.15:41 ). Очевидно, ему были показаны летящие ракеты (или самолёты), которые он описал таким выражением. Но как он мог говорить о летающих мечах, если Господь не открыл бы ему этого? Теперь хочу дать краткую характеристику каждой из отвергаемых протестантами книг в отдельности, отвечая по ходу на те возражения, которые приводит против этих книг Джош Мак-Дауэлл (ссылаясь на Ральфа Эрла).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

а иди к человеку Божию на гору Кармил. и было: как увидел ее Елиссей едущую, сказал Гиезию отрочищу своему: смотри, соманитина! теперь ступай на встречу ей и скажи: мир ли у тебя? мир ли у мужа твоего? мир ли у детища? она же сказала: мир. и пришла к Елиссею на гору. и ухватилась за ноги его. подошел Гиезий, чтобы отстранить ее. и сказал Елиссей: оставь ее. ибо душа ея болезнует у ней. а Господь скрыл это от меня. и не возвестил мне. она же сказала: не просила я сына у господина моего, когда говорила: не обмани меня. и сказал Елиссей Гиезию: опояшь чресла твои, и возьми посох в руку твою. и поди. если встретишь мужа, не приветишь его. и если приветит тебя муж, не ответишь ему. и положишь посох мой на лице детища. и сказала мать детища: жив Господь. и жива душа твоя, если я оставлю тебя! и встал Елиссей, и пошел за нею. а Гиезий пришел прежде ея. и положил посох на лице детища. но не было голоса. и не было чутья. и возвратился он на встречу ему. и поведал ему, говоря: не встало детище. и вошел Елиссей в дом. и вот, детище умершее лежит на постели его. и вошел Елиссей в дом. и запер дверь за собою и им. и помолился Господу. и поднялся и лег на детище. и приложил уста свои к устам его. и глаза свои к глазам его. и руки [[И руце свои на руце его. и плесне свои на плесну его. и слячеся над ним и дуну на него; и согреяся плоть отрочища… (Слав. Библ.).]] свои к рукам его. и согнулся. и согрелось тело детища. и возвратился. и походил по храмине взад и вперед. и поднялся, и ложился на детище [[И снова простирался над ним. Отрок чихнул до семи раз, и открыл глаза. (Гуляев.).]] седмь раз. и открыло детище глаза свои. и кликнул Елиссей Гиезия и сказал: позови ко мне соманитину эту. и вошла она к нему. и пала к ногам его. и поклонилась до земли. и взяла сына своего. и вышла. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 63, 11–19; Гл. 64, 1–6). Вот что говорит Господь: где возведший [[Где тот, который вывел их из моря с пастырем овец своих? (Мак.).]] из земли пастыря овец его? где вложивший в них Духа Святаго? ведший Моисея десницею своею? мышца его славная источила воду пред лицем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

а) Мнение, будто мир существует от вечности, — замечая: «если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог; и если мир совечен Богу, следовательно равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума.» б) Мнение, будто мир сотворен ангелами, или другой какой либо низшей силой. «Если ангелы, или кто другой, сотворили мир против воли Божией, то следует, что они могущественнее Бога; а если — по воле Его, это значило бы, что Он имел нужду в их содействии. Но Бог ни в ком и ни в чем не имеет нужды. Притом создать мир так же никакой ангел не в силах, как и создать самого себя. Ангелы, будучи сотворенными сущностями, не могут быть творцами.» в) Мнение, будто мир произошел по случаю. «Если бы все произошло по случаю, без разумной причины, то все и образовалось бы, как попало, без плана, без порядка. Но на деле мы видим иное: в мире повсюду замечается удивительный порядок и самое мудрое устройство. А это необходимо заставляет предположить, что мир устроен Существом высочайше-разумным, т.е. Богом». § 55. Бог сотворил мир из ничего «Бог сотворил мир из ничего,» учит православная Церковь (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8. 18), — и эта истина видна: 1) Из слов священного Бытописателя: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Хотя еврейский глагол бара () — сотворил имеет двоякое значение, выражая как произведение чего либо из ничего, так и образование из готовой материи (Быт. 1:27); но здесь он употреблен именно в первом смысле: потому что Моисей непосредственно продолжает, что созданная Земля же была безвидна и пуста (ст. 2), и что из этой-то неустроенной земли уже потом Бог образовал постепенно все видимое (ст. 6 и след.). Да и самое выражение: в начале сотвори - невольно пробуждает мысль: сотворил тогда, когда не было еще ничего. 2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, существовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова. убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий (2 Мак. 7:28), — от несущих , т.е., из ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

А относительно непосильности наших страданий вспомним, что Бог не дает человеку крест больший, нежели человек может понести. Пророк же Давид прямо ставит страдания в связь с богопознанием: “Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню” ( Пс. 118:67 ). Пророк Исаия сравнивает страдания с закаливанием драгоценного металла: “Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания” ( Ис. 48:10 ). И уже прямо говориться об этом в книге Маккавейской: “Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего” (2 кн. Мак. 6, 12); “но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете” (1е Петра 4, 13), “ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” ( Рим. 8:18 ), “Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” ( 2Кор. 1:5 ). И вспомним, что ради избавления нас от страданий пришел на землю Бог: “Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят” ( Пс. 11:6 ). Есть и целый ряд мелких заблуждений автора, касающийся понимания искупления человека, наказания за грех и бытия Божия и пр. Так, Пауло Коэльо, неверно поняв христианское богословие, считает, что библейская заповедь воздержания от плодов добра и зла бессмысленна, и нужна она была Богу для соблазнения и наказания человека. Мы же знаем, что эта заповедь была первым постом для человека, первым испытанием в любви и воздержании, которую не смог исполнить ветхий Адам, но в полноте исполнил Новый Адам — Христос. Также в ряде мест автор как бы сомневается в том, что Бог это личность, хотя уже из текста Библии ясно следует, что возможно общение с Богом “лицом к лицу”. Также во всех его книгах заметны нападки на Церковь и христиан. Чувствуется, что автор пострадал в свое время от равнодушия христиан, к сожалению встречающегося не только на католическом Западе. Это не может быть одобрено православным сознанием, но даже наличие подобных нападок на Евангельское повествование и церковные догматы при добросовестном стремлении ответить на вечные вопросы свидетельствует о пытливом и живом уме автора, пытающемся пережить лично церковные истины и принять их сознательно, а не просто отвергнуть их.

http://azbyka.ru/fiction/o-pravoslavnom-...

Американские ученые, используя современные технологии, получили четкое компьютерное изображение надписей на свитках, что позволило датировать их по палеографическим признакам, то есть по начертанию букв. Эксперт в области древних семитских письменных систем доктор Кайл Мак-Картер назвал время создания манускриптов — конец VI века до н.э., подчеркнув, что дата не вызывает сомнений. Исследования калифорнийских ученых помогли не только датировать серебряные свитки, но и полностью прочесть надписи на них и убедиться в их соответствии каноническому тексту. На первом записано священническое благословение из книги Числа: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис. 6:24-26 ). Текст на втором серебряном листке совпадает со строками из Второзакония: «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» ( Втор. 7:9 ). Важно, что в обоих текстах Бог назван Яхве, что значит Сущий, то есть тем Именем Единого Бога Творца, которое Он открыл только через пророка Моисея в Пятикнижии. А значит, Священное Писание было не просто известно израильтянам в то время — оно было востребовано и распространено. Запечатленное искушение Библейская история сотворения Адама и Евы давно стала хрестоматийной. Сегодня любой школьник расскажет, как праматерь человечества прельстилась речами змия-искусителя, вкусила запретный плод с древа познания добра и зла и склонила к этому своего мужа, как после грехопадения первые люди были изгнаны из рая. Долгое время историки считали этот рассказ книги Бытие чисто иудейским мифом, в древности не известным другим народам. Но вот в 1872 году английский ассириолог Джордж Смит исследовал собрание клинописных табличек, обнаруженных ранее археологом Остином Лэйярдом на раскопках древней Ниневии (сейчас это территория Ирака). Среди многочисленных текстов ученый нашел рисунок, в точности отражающий библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы!

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии. Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле. «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Мак.1, 10). 1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Библия знает и еще одного ветхозаветного храбреца - Елеазара, воина Иуды Маккавея, ценой своей жизни стяжавшего победу израильскому народу, а себе «вечность»: « Тогда Елеазар, сын Саварана, увидел, что один из слонов покрыт бронею царскою и превосходил всех, и казалось, что на нем был царь, - и он предал себя, чтобы спасти народ свой и приобрести себе вечное имя; и смело побежал к нему в средину отряда, поражая направо и налево, и расступались от него и в ту, и в другую сторону; и подбежал он под того слона, лег под него и убил его, и пал на него слон на землю, и он умер там » (1 Мак. 6, 43-46). Святитель Амвросий Медиоланский дает следующую оценку его подвигу: «Враги, пораженные зрелищем такой храбрости, не осмелились напасть и после гибели зверя устрашились настолько, что не сочли даже возможным всем противостоять одному. Потом и царь Антиох..., напуганный храбростию одного, запросил мира. Таким образом, Елеазар наследием своей храбрости оставил мир. Этот мир и да будет результатом побед». Хотелось бы также вспомнить популярную нынче версию жития святого Александра Пересвета, опубликованную на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с которой знакомы многие, даже далекие от Церкви люди (хотя некоторые могут усомниться в достоверности этой версии, однако важен сам факт, что церковное сознание не видит в такой интерпретации подвига святого ничего противоречащего истинному христианскому подвигу самопожертвования за Веру и Отечества): «В день Рождества Богородицы перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном " поединке богатырей " . Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки... Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. Копьё Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка - сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер» ( http://www.stsl.ru/...ratniki-dukhovnye ).

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/15/sv...

Благословил Господь последние дни Иова более, нежели первые. Было же скота у него, овец четырнадцать тысячь, верблюдов шесть тысячь, пар волов тысяча, ослиц стадных тысяча. родились же ему седмь сынов и три дочери. и назвал он первую День, а вторую Кассия, третью же Амалфеев рог [[По еврейски: День­­Емима, Кассия­­Кассия, Амалфеев рогъ­­Керен – гаппух (рог изобилия).]]. и не находились дочери и сыны лучше Иовлевых в поднебесной. дал же Иов дочерям своим наследие между братьями их. и жил Иов после проказы сто седмьдесят лет. (Мак.).] лет. а всех лет жизни его двести сорок восемь. [[Нет в евр.]] и видел Иов сынов своих и сыновних сынов. четыре рода. и скончался Иов стар и исполнен дней. – Писано же, что он опять востанет с теми, которых Господь воскресит. Так переводится с сирской книги: «жил он на земле авситидийской. на границах Идумеи и Аравии. а прежнее имя его было Иовав. жену же взявши аравитянку раждает сына. которому имя Еннон. Был же он (Иов) от отца Зарефа, Исавовых сынов сын, от матери же Восоры. так что он есть пятый от Авраама» [[Последнего абзаца нет в еврейском.]]. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 52, 13, 14, 15; Гл. 53-я вся). Так говорит Господь: вот будет благоразумен чадец мой. и возвысится и прославится вельми. Насколько изумятся многие касательно тебя, – так обезславится от человеков вид твой и слава твоя от сынов человеческих! – настолько удпвятся многие народы о нем. и зажмут цари уста свои. ибо те из них, которым не возвещено о нем, увидят его, и которые не слыхали, узнают [[Цари затворят пред ним уста свои; ибо они увидят то, чего никогда не расказывали им, и узнают то, чего не слыхали. (Макар.).]]. – Господи, кто поверил слышанному от нас. и мышца Господня кому открылась? мы возвещали пред Ним [[И пред кем открывалась мышца Иеговы? Ибо взошел Он, как молодой росток пред ним, и как отпрыск от корня на сухой земле; ни виду в нем, ни красоты. Ибо мы видели Его, но не было благолепия. И как мы могли возлюбить Его? ибо он был презрен и оставлен людьми, страдалец и знаком с болезнями.]]: «вот Он, как отроча.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бог больше сердца нашего и знает всё. 1 Ин. 3:20 Апостол Павел восклицает: О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. ’ Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. Пс. 10:7 Давид поет: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). ’ О всемогуществе Божием, проявившемся в сотворении мира из ничего единым словом «да будет», Псалмопевец говорит: Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс. 32:9). Хотя Бог пребывает везде, но место особенного Его присутствия — небо, невидимый, духовный мир, место селения Ангелов и блаженных праведников. Местами особого присутствия Божия на земле являются также храмы, в которых славится Его Высочайшее Имя. Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах (Пс. 10:4). Сам Иисус Христос указывает на храм как место присутствия Божия: Где двое или трое собраны во имя Мое (для общей молитвы), там Я посреди них (Мф. 18:20). Бог — Творец мира Одним из основных догматов христианства есть учение о Боге-Творце, Который творит вселенную «из ничего». Об этом так сказано в Ветхом Завете: Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего (2 Мак. 7:28). Всё существующее получило бытие благодаря свободной воле Творца: Он сказал — и сделалось, Он повелел — и явилось (Пс. 32:9). В творении участвовали все Три Лица Святой Троицы, о чём пророчески сказано в Ветхом Завете: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — всё воинство их (Пс. 32:6). О творческом участии Бога Слова говорит апостол Иоанн в начале своего Евангелия: Всё через Него Начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1:3). О Духе Святом также сказано: Земля же была безвид- на и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского , суть «две руки» Отца, содействующие Ему, участвующие в совместном творчестве Трех: Их воля одна, но каждому присуще свое действие: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, — говорит святитель Василий Великий , — Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца всё существует, действием Сына всё приводится в бытие, присутствием Духа всё совершается». Иными словами, в творении Отцу принадлежит роль Первопричины, Сыну — роль Творца, а Дух Святой доводит до совершенства всё созданное.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010