...Я должен отметить усердие нашей Сан-Францисской паствы в делах церкви и посещении богослужений в великие праздники, а некоторых даже и ежедневно. Весьма большая жертвенность, которая проявлена по постройке собора, свидетельствует о преданности нашей паствы Церкви. Однако, говоря об отрадных явлениях в приходской жизни, я не могу умолчать и о прискорбных явлениях. Таковым является постепенное уменьшение количества лиц, посещающих богослужения. Напрасно сваливать вину на то, что район стал опасным – не то главная причина, а главное именно то, что люди втягиваются в житейскую жизнь и постепенно отходят от духовной. Это общее явление, замечаемое в Америке. К прискорбию, от нашей первой эмиграции 20-х годов потомства почти не осталось, только единицы существуют от тех семейств, которые прибыли сюда в 20-х годах. Почему? Они растворились, они отошли от православной веры и от русской национальности, также в большинстве переменили свои фамилии, так что не узнаешь, что они русские. Такое явление замечалось и прежде, но те самые, которые переселились не из державной России, а подъяремной Руси-Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживают здесь много десятков лет и сохранили как-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тех старообрядцев, которые в Турции 300 лет прожили, однако прибыли в Америку чисто русскими, говорят на чистейшем русском языке и носят свои народные одежды. А прибыли они сюда, т.к. теперешнее турецкое правительство стало притеснять их в области исповедания веры. Вот если бы наша эмиграция была также тверда в исповедании своей веры и своего русского достоинства, то действительно мы представляли бы силу, перед которой склонялись бы другие народности. Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны, не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия, чтобы, как сказано в Евангелии: «перед концем мира проповедано будет Евангелие во всем мире». Надо, приводя к православию других, опасаться чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили святое православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Не допускайте, чтобы какой младенец умер некрещенным, в случае опасности крестят миряне, как мной дается отдельно указание. Сообщайте нам о вновь преставленных для совершения заочного отпетия. Также можете присылать имена для поминовения. Проводите жизнь христианскую, уклоняясь от всего, что порочит и оскверняет человека, живите в мире и согласии, не занимаясь пересуживанием чужих грехов и недостатков, прощайте друг другу обиды, дабы и Отец Небесный простил нас. Воспитывайте детей в благочестии. А главное – усердно молитесь, да направит Господь все к лучшему, дарует полезное нам в жизни сей и особенно в будущей. Благословение Господне да будет на всех и всяком из вас. Седмица Крестопоклонная 17 марта 1949 г. Св. Алексея человека Божия». Каким способом мы можем наилучше почтить усопших близких наших? Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувстие можно сделав гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее и другое нужно ей оказать. Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Их преемники пронесли свет Православия до Дальнего Востока, где они продолжали дело, начатое еще св. апостолом Фомой. Посему воистину свв. Кирилл и Мефодий суть апостолы всех народов Восточной Европы и великих пределов Азии! Шанхай 1948 г. Святые Кирилл и Мефодий Какой радостный клич благодарности вырвется из уст людей, от рождения сидевших в темной пещере и лишенных света, когда кто, растворив их мрачное жилище, вольет в него живительные лучи солнца и затем выведет их на свободу! Такое же чувство благодарности должны мы испытывать в отношении святых братьев Кирилла и Мефодия. «Седящим в стране и сени смертней» ( Мф. 4:16 ) язычества славянским племенам они принесли свет истиной Веры Христовой. Не знавшим про Царство Небесное они возвестили о нем и указали путь в него. Слуг ложных языческих богов они сделали служителями Истинного Бога! Живших в нечестии и грубых нравах они научили любить добро и правду, показали им превосходство добродетели, «очистили их чувствия» и сделали благочестивыми и нравственными. Находившихся под властью греха и пороков они освободили от сетей диавольских, возродили святым Крещением и научили новой жизни во славу Божию. В то же время для невежественных и полудиких славян они составили азбуку, даровали грамоту и, научив пользоваться письменностью, положили начало их умственному просвещению. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспеяние славян во всех областях жизни. Прежние полуразбойничьи племена превращаются в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства. Так, куда ни посмотрим, всюду, где у славян сияет свет и творится добро, мы видим следы трудов свв. Мефодия и Кирилла. Воззрим на духовное небо – там многочисленный сонм святых угодников Божиих, подвизавшихся в славянских странах. То плоды семян, посеянных святыми братьями. Взглянем на землю – увидим славные славянские державы, полную подвигов историю славянских народов, достижения славян в области науки и искусств. За то должны мы быть благодарны тем же нашим святым Первоучителям

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Господь показал этот образец, чтобы и мы искали спокойствия в совершенной преданности Его воле. А потому требует от нас самоотвержения, говоря: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя ( Мф. 16, 24 ). Отчего же в Спасителе такое чудно спокойствие среди тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Бога Отца. Он как бы обращается к нам: «Кто хочет достигнуть предписанного в Евангелии совершенства, тот отрекись от своей воли и живи так, как Бог велит, потому что без воли Его волос с головы вашей не пропадет ( Лк. 21:18 ). Не надейся на сильных покровителей и не сердись на своих видимых врагов. Приятное даруется тебе, дабы ты не унывал, а неприятное – чтобы не забывался. Сильные мира способны оказать тебе поддержку, если дозволит Бог , а притеснители могут душить тебя, позорить, вредить, пока Он попускает им. Возведи ум и сердце горе, к Творцу,– сам поверишь, что Он решительно всем управляет. Без Его воли можно делать зло, но и само оно ведет к тому, чтобы яснее и милее стало добро. Вот почему Спаситель требует от Своих последователей самоотверженности и преданности воле Божией, а губитель мира – диавол – внушает своеволие. Он старается унизить в наших глазах цену самоотвержения и преданности воле Божией. Возьмем важные часы в жизни каждого из нас, когда мы произносили обеты: на добро, на самоотвержение, на послушание воле Божией. Осмелюсь взять в пример себя самого. Помню, когда мне предложена была степень священства, я горячо произносил обеты, соединенные с этой степенью, желая быть тем, чем должен быть настоящий священник. Даже более чем мне предлагали, чего от меня требовал формальный закон: я учил священническую ставленную грамоту на память, от слова до слова, по совету рукополагавшего меня архиерея, но я ее дополнял и усугублял. Мне хотелось быть, как говорит пророк, глазами слепому и ногами хромому ( Иов. 29:15 ). Когда я думал о том, каким должен быть священником, то диавол молчал и только злобствовал, выжидая для себя удобной минуты. Потом стал мало-помалу нашептывать в мысли житейские попечения, от которых суживались более и более обеты самоотвержения. Стали посещать иные мысли, и говорили они мне о том, что надо брать пример с живых лиц, славных в нашем мире, а не с тех, чьи жизнь, мысли и дела утверждены на заповеди Иисуса Христа. Живи, как другие, иди за толпой, будешь сыт и жизнерадостен и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Сокращения, производимые по немощи сил, должны быть разумны и совершаться осмотрительно, дабы не коснулись чего не должно. В частности, на вечерне полностью должен прочитываться 103 псалом, при пении же его допустимо пропеть лишь несколько стихов, но благолепно. Желательно всегда полностью петь или читать стихи псалмов 140, 141, 129 и 116, начинаемые словами «Господи воззвах», стихиры же безусловно все. В положенные дни надо прочитывать паремии и совершать литии. Утреня должна совершаться утром и недопустимо ее так называемое совершение с вечера за исключением дней, в кои служится всенощная, т.к. по существу то является упразднением утреннего богослужения, весьма необходимого для верующих; даже краткое пребывание утром в храме благотворно действует на душу и дает направление всему дню, освящая его. Шестопсалмие не смеет сокращаться; также полностью надо прочитывать и хвалительные псалмы. Пение не должно заменяться чтением за исключением полной невозможности петь, т.к. действие пения гораздо сильнее, и весьма редко чтение может заменить пение. Не смеют опускаться богородичны после тропарей и других песнопений, ибо в них дается обоснование нашей веры – учение о воплощении Сына Божия и Божием Домостроительстве. Часы должны совершаться точно без пропусков, будучи и так краткими. Нужно прочитывать все три псалма на каждом часе, положенные тропари и другие молитвословия, а в конце часа с особым вниманием молитву, выражающую значение воспоминаемого в данный час священного события. Литургия должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мере неопустительно во все воскресные и церковно-праздничные дни, независимо от количества могущих быть на ней богомольцев. Она есть безкровное жертвоприношение за весь мир, и совершение ее есть долг священника. Безусловно, при том не смеет пропускаться ничто из находящегося в служебнике. Должно также выполнять положенные за литургией песнопения. В число их входят псалмы 102, 145 и 33-й; если допустимо еще сокращения псалма 102, ввиду его величины (хотя того лучше не делать), то во всяком случае нужно целиком петь 145, кроме дней в которые оба они заменяются антифонами; псалом 33-й лишь в пасхальную седмицу заменяется пением «Христос воскресе», в остальные дни – его должно всегда читать или петь ввиду его назидательности, и нет оправданий к его упущению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Участие в общественном Богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от Богослужения – знак отступничества от Церкви. Посещать Богослужения во храме надобно не только по воскресениям и праздникам, но по возможности и каждый день. Глава III Важно присутствовать на общественном Богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом Богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Когда никто не присутствует, человек думает, что его никто не видит, кроме Того, Который видел Нафанаила под смоковницей ( Ин. 1:48 ), – и поэтому вполне отдаётся молитве, говоря Богу всё, что у него на сердце. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы, не только совместной, но и отдельной. Молитвенное расположение, говорит один подвижник, является термометром душевного состояния человека. Поскольку человек больше стремится к молитве, постольку лучше стоит духовно. Быть нерасположенным и не иметь желания молиться значит быть духовно заспанным и духовно мёртвым. Глава IV О чём надо молиться? Молитвы делятся на славословные, благодарственные и просительные. На первом месте стоит молитва славословная, когда славим Бога и величаем Его за Его совершенства подобно небесным ангелам. Тогда человек совсем не думает о себе и о своих потребностях, но весь свой духовный взгляд устремляет к Богу. Благодарственная молитва есть потребность человеческой души, которая ощущает Божественную заботу о себе. В ней человек признаёт Бога за своего добродетеля и, не ища ничего больше для себя, выражает перед Богом свои чувства благодарности за полученные милости. Христос похвалил самарянина, который вернулся благодарить за исцеление и выразил порицание его друзьям, которые это не сделали ( Лк. 17:12–19 ). «О всём благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», пишет апостол Павел ( 1Фес. 5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Мы остановились, чтобы его подвезти. И он говорит нам: — Мимо меня сейчас проехала машина, и сидящие в ней молодые люди показали мне какой-то знак двумя пальцами. Нужно сказать, что, когда была война во Вьетнаме, американские хиппи показывали этот знак как символ мира: «peace». Они, увидев владыку в длинном белом облачении, видимо, приняли его за какого-то гуру. Но владыка Аверкий был так далек от политики и от всего житейского, от современной популярной культуры Америки, что, конечно, этот знак не понял. Он сказал нам: — Я не понял, что они мне такое показывали, но я этих молодых людей благословил. Строг к самому себе и снисходителен к окружающим Настоятелем нашего Серафимовского храма в предместье Нью-Йорка, Си-Клиффе, был замечательный батюшка, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский (1909–2002). У него была очень интересная и сложная судьба, много скорбей. Его отец был священником, в семье росли 16 детей, но семеро умерли в детском возрасте. Когда отцу Митрофану было всего девять, от тифа умерла его мама, и его воспитывала старшая сестра Ольга. В юности он учился в Белградском университете на факультете богословия, где подружился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) — будущим святителем Иоанном Шанхайским. Их духовная и дружеская связь продолжалась до самой блаженной кончины святителя. После войны отец Митрофан служил в храме в лагере для перемещенных лиц Менхегоф, а потом одиннадцать лет трудился настоятелем Успенского храма в Касабланке, Марокко. Отец Митрофан у нас в гостях Он стал настоятелем нашего храма в 1959 году и служил у нас очень долго — сорок три года, а когда овдовел, принял монашеский постриг и был хиротонисан во епископа Бостонского. Многие годы безвозмездно преподавал в семинарии в Джорданвилле. Отец Митрофан был всегда строг к самому себе и ласков, снисходителен к окружающим, он постоянно посещал своих больных прихожан, ездил к ним и домой, и в больницу. Обычно приходил в храм задолго до начала Литургии, чтобы успеть помянуть поименно всех своих пасомых. Он отошёл ко Господу в возрасте 92 лет.

http://pravoslavie.ru/145470.html

Сразу по приезде мы мобилизовались на эти съемки и по горячим следам помчались в Полтаву. На дворе была золотая осень, и мне казалось, что кадры должны выйти необыкновенно красивыми. Возле здания корпуса нас уже поджидал Борис Тристанов — удивительный человек, который собрал уникальный архив по истории своего города и выставил эту информацию на своем сайте. Я спросила: «Мы так запросто можем сюда зайти?» — «Конечно!» — ответили мне, и мы зашли внутрь. Я подумала, что, пожалуй, здесь пострашнее, чем в зоне боевых действий Первое впечатление мне описать сложно. Можно процитировать библейское выражение «мерзость запустения», но этой фразой невозможно передать всю ту гамму чувств, которая охватила меня при виде этой разрухи. Несмотря на выбитые окна, грязь, вырванные «с мясом» металлические перила и осыпающиеся стены, здание все же оставалось невероятно величественным и красивым. Мы поднялись в ту часть, которая когда-то была храмом, и зрелище стало еще более ужасным. Крыша провалилась, деревья, выросшие здесь, прямо на втором этаже здания, были выше человеческого роста. На стенах, рядом с оставшейся советской символикой, пестрела еще и свастика вперемешку с откровенно сатанинским знаками. Периодически появлялись какие-то молодые люди со скейтбордами и велосипедами. «Куда это они?» — спрашивала я. «Катаются, — отвечали мне. — Тут площадь более 30 тысяч квадратных метров, есть где разгуляться». Оператор распаковывал технику и тихонько говорил мне: «Где бы вы сейчас ни стали, свастика все равно попадает в кадр». Но мы все же записали интервью в этом здании. К нам подходили люди с мутными глазами и странным выражением лица, вероятно, под воздействием наркотиков, и я подумала, что, пожалуй, здесь пострашнее, чем в зоне боевых действий. Борис Тристанов владел информацией по истории этого учебного заведения безупречно, но на вопрос «Где проходил тот парад, на котором маленький Миша Максимович так отличился перед великим князем?» — не ответил, только указал на источник, где я могу это вычислить. «Там расписаны все приезды Константина Константиновича по минутам», — сказал он, и мы попрощались. Количество и качество записанных интервью меня вполне устраивало, и я сказала оператору: «Мы все взяли и, наверное, сюда никогда не вернемся».

http://pravoslavie.ru/104800.html

Попечение твое о пастве в странствии ея,/се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых:/тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн,/имиже сам присно укрепляем,/поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший.//Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя. Ин тропарь святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 1: Святительства дар преумножил еси, слова проповеданием апостолом поревновав, бдением же, постом и молитвою с преподобными вменился еси, клевету и поношения с кротостию приемля. Сего ради Христос тя прослави чудесы, ихже обильно изливаеши на всех с верою притекающих к тебе: и ныне спасай нас молитвами твоими, Иоанне досточудне, святителю Христов. Кондак святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 4: Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим. Молитва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу О святителю отче наш Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: «Аще и умрох, но жив есмь». Умоли всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да бодренно воспрянем, и Богу возопием о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия во всяческих путех жизни нашея, яко милостивый сиропитатель и искусный наставник на земли быв, ныне буди нам путеводитель и в смутах церковных Христово вразумление. Услыши стенание смятенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым, и призри на уныние изнемогающих пастырей от утеснения тлетворнаго духа мира сего и томящихся в нерадении праздном и ускори на молитву, слезно вопием ти, о теплый молитвенниче; посети нас сирых, по всему лицу вселенныя разсеянных и во отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию навыкнем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва (иная)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Из чьих уст исходит правда? Чьи добры пути, кто источник жизни? О ком здесь говорится, как не о Том, Кто сказал о Себе: «Аз есмь путь и истина и живот» ( Ин. 14:6 ; см. еще Ин. 1:4, 17, 5:26, 7:18, 8:40, 51, 11:25 ). После нескольких глав, где говорится о премудрости, как свойстве, опять о Премудрости, как Лице, читаем в VIII главе. От Ея Лица говорится (ст. 4 и дальше): «Вас, о человецы, молю и вдаю Мой глас сыном человеческим. Уразумейте, незлобивии, коварство, ненаказаннии же приложите сердце. Послушайте Мене: честная бо реку и изнесу от устен правая. Яко истине поучится гортань Мой, мерзки же предо Мною устны лживыя: с правдою вси глаголы уст Моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права разумевающим и права обретающим разум» ( Притч. 8:4–9 ). Не то ли говорил и воплотившийся Сын Божий. «Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину... Кто от вас обличает Мя о гресе. Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне» ( Ин. 8:31–46 ). Сказав дальше о превосходстве над земными богатствами и нравственной высоте Своего учения, Премудрость продолжает: «Мой совет и утверждение, Мой разум, Моя же крепость. Мною царие царствуют и сильнии пишут правду: Мною велможи величаются и властителие Мною держат землю» ( Прем. 8:14–16 ). Кто это, держащий всю землю? «Носяй всяческая глаголом силы Своея» ( Евр. 1:3 ), по Священному Писанию , есть Сын Божий, к Которому обращены и слова: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего... Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие» ( Пс. 44:7, 8 ; Евр. 1:8–9 ). «Аз любящыя Мя люблю, ищущии же Мене обрящуть благодать» ( Прем. 8:17 ), говорит Премудрость. «Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам», говорит Христос на Тайной Вечери ( Ин. 14:21 ). Будем далее при помощи параллельных текстов сравнивать откровения о Себе Премудрости со свидетельством Нового Завета: «Господь созда Мя начало путий Своих 24 в дела Своя. Прежде век основа Мя, в начале прежде нежели землю сотворити.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010