Даже о Финляндской Православной Церкви у нас пишут финны. — Какие темы оказались самыми сложными в работе над энциклопедией? — Трудные статьи бывают разных видов. К примеру, многофакторные, многоаспектные статьи. Например, статья «Москва», в которой говорилось о церковной жизни столицы. Авторский коллектив был человек 30. Очень много информации, которую надо было свести вместе, в единую систему. Есть же статьи, может быть, не такие объемные, но сложные по теме, которые нужно уметь перевести на энциклопедический язык не упрощая, и чтобы было понятно многим. Вот сейчас у нас была статья про апостола Павла. Там помимо биографии подробный разбор его убеждений, его взаимоотношений с иерусалимскими апостолами. И это очень непростые проблемы, но о которых мы не могли не написать. Бывают еще очень трудные статьи, связанные с межцерковными конфликтами. Очень тяжело далась статья про Македонскую Церковь. Мы испытывали сильнейшее давление со стороны непризнанной Македонской Церкви, Сербской Церкви , Болгарской Церкви — в общем, со стороны всех заинтересованных сторон. Тут надо было пройти таким образом, чтобы сказать правду. В ходе подготовки этой статьи в Македонию полетела целая делегация: я, наш редактор, ученые и специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Первый, с кем мы общались, когда прилетели, был Президент Македонии. Потом была встреча с членами Правительства Македонии, затем с нами беседовал глава Македонской Церкви, затем — ученые. Такой высокий уровень, на котором нас принимали, свидетельствует об отношении зарубежных Церквей к Православию сегодня. Это то, что по-настоящему важно для них, за что нужно бороться силами всей страны. Мы это хорошо чувствуем по тому, как изменилось отношение других Поместных Церквей к нашему проекту. Приезжаешь в какой-нибудь далекий монастырь в Сербии и вдруг видишь там зачитанные тома нашей энциклопедии. И такой пример не один. — Православная энциклопедия — государственный национальный продукт.

http://patriarchia.ru/db/text/5465100.ht...

Монашествующая братия сегодня здесь небольшая – около 10 человек, но здесь бережно сохраняются православные традиции и страницы славного национального прошлого. Македония Эти земли овеяны немеркнущей славой Александра Македонского, начавшего отсюда завоевание мира. Здесь македонцы противостояли экспансии Рима, потом боролись против болгар. Многие века были под властью Византии, через триста лет – Сербии, а потом оказались под многовековым турецким игом. В начале XX в. Македония была разделена между Сербией, Грецией и Болгарией, а после Второй мировой войны славянская часть Македонии вошла в состав СФРЮ. Выделившись из состава Югославии, эта часть исторической Македонии теперь стала самостоятельным государством. История Македонской церкви начинается с посещения апостолом Павлом нескольких городов Македонии, где он основал христианские общины. BIV в. здесь уже образовано епископство, но дальнейшей христианизации помешали нашествия языческих славянских племен. К середине IX в. крестились славяне южной Македонии, а северные славяне были крещены только после завоевания их болгарами. Тогда болгарский царь Борис пригласил монахов Климента и Наума, учеников Кирилла и Мефодия, чтобы научить местное население истинной вере. Прошли десятилетия, и Охридское архиепископство стало важнейшим религиозным центром Македонии, откуда письменность на кириллице стала быстро распространяться по всем славянским странам. Тогда же святой Наум положил начало монашеству, которое широко охватило всю территорию страны. Как говорят сегодняшние македонцы, «у нас монастырь на каждой горе». И действительно, здесь, на крошечном пятачке, разместилось несколько десятков обителей. На многие века духовным центром нации стал город Охрид, где состоялись важнейшие исторические события. Еще в составе СФСР здесь в 1958 г. прошел Церковный собор, объявивший о восстановлении древней Охридской митрополии и провозгласивший ее автономию в составе Сербской церкви. Эта автономия просуществовала до 1967 г., когда Охридский собор македонского духовенства и мирян самостоятельно объявил свою Церковь автокефальной. Это решение поддержал маршал Тито, активно проводивший политику разъединения церквей. После получения независимости в 1991 г. новое государство продолжило путь на укрепление своей церкви. Сегодняшний статус Македонской православной церкви, нарушившей каноническое единство с Сербской Патриархией, создал серьезные трудности для межправославных контактов и со всеми поместными церквами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 1870 г. султан издал фирман о создании Болгарского Экзархата (см. подробнее в ст. Болгарская Православная Церковь ). Из македонских епархий Экзархату была подчинена только Велесская, в то время как остальным епархиям, согласно 10-й ст. фирмана, предоставлялась возможность присоединиться к нему на основании волеизъявления не менее 2/3 жителей. По итогам проведенных в 1872-1873 гг. плебисцитов Скопская и Охридская епархии высказались за присоединение к Болгарскому Экзархату, однако К-польская Патриархия при поддержке Высокой Порты, опасавшейся усиления Болгарской Церкви и через нее российского влияния, не признала этого решения и добилась временного запрета на проведение плебисцитов в др. епархиях. В результате на Охридской и Скопской кафедрах остались архиереи-фанариоты, власть которых не признавали церковные общины и большинство паствы. Назначенные Болгарским Экзархатом Охридский и Скопский митрополиты длительное время не могли получить бераты и занять кафедры. Только в 1874 г. Высокая Порта по ходатайству российского посла Н. П. Игнатьева согласилась выдать бераты экзаршим митрополитам Нафанаилу Охридскому и Дорофею Скопскому. В 70-х гг. XIX в. униат. идея в М., подогреваемая миссионерской деятельностью католической Церкви и зап. державами, приобрела новых приверженцев. Этому во многом способствовало разочарование политикой Болгарского Экзархата, постигшее многих сторонников возрождения Охридской архиепископии. Так, в 1873 г. на фоне слухов о якобы готовящемся разделе македонских епархий между К-польским Патриархатом и Болгарским Экзархатом 6 церковных общин македон. славян в Фессалонике, Кукуше, Дойране, Струмице, Малешеве и Энидже-и-Вардар во главе с еп. Нилом (Изворовым), викарием Болгарского экзарха, обратились к униат. Адрианопольскому еп. Рафаилу (Попову) с прошением о принятии в унию. По настоянию российского посла Болгарский экзарх Анфим I, а затем и турецкие власти предписали еп. Нилу покинуть Фессалонику и прибыть в К-поль. Там он укрылся в резиденции еп.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

   Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию. Македонская Православная Церковь    Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь.    В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери-Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии.    Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен    Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье-административном центре Македонии-была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

5 июня в кафедральном храме Архангела Михаила в Белграде Святейший Патриарх Порфирий и Блаженнейший Архиепископ Стефан  возглавили  Божественную литургию. По окончании Литургии Святейший Патриарх Порфирий торжественно вручил Блаженнейшему Архиепископу Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. О состоявшемся событии Святейший Патриарх Сербский Порфирий сообщил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в письме от 8 августа, выразив пожелание и просьбу к Русской Православной Церкви, «чтобы вы также упомянутую сейчас уже вполне каноническую Церковь приняли как юнейшую сестринскую автокефальную Православную Церковь, подавая таким способом пример и остальным Поместным Православным Церквам». Блаженнейший Архиепископ Стефан также направил Святейшему Патриарху Кириллу письмо от 13 июля с уведомлением об указанных «радостных событиях, которых Бог удостоил нашу Поместную Церковь». 25 августа в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о даровании Сербской Православной Церковью автокефалии Македонской Церкви ( журнал 62 ). Синод постановил возблагодарить Господа Бога за состоявшееся на канонических началах разрешение вопроса о статусе Православной Церкви в Северной Македонии и признать Македонскую Православную Церковь — Охридскую Архиепископию автокефальной Церковью-Сестрой, вписав имя ее Предстоятеля Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в священные диптихи. Члены Синода выразили упование на то, что юнейшая в семье автокефальных Православных Церквей Македонская Церковь будет твердо хранить в чистоте и непорочности святую православную веру и соблюдать верность православной канонической традиции. Участники заседания также постановили уведомить о состоявшемся решении Священного Синода Святейшего Патриарха Порфирия и Блаженнейшего Архиепископа Стефана. В мае 2023 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение «о предоставлении канонического отпуска иерархии Православной Охридской Архиепископии и ее интеграции в Синод Македонской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/5958290.ht...

Т.е. если сербы и греки заинтересованы в том, чтобы македонцы как православный народ не были просто аннигилированы вначале гражданским обезличиванием, а потом уже албанским экспансионизмом, то мы должны быть заинтересованы в том, чтобы македонский народ состоялся. И чтобы фундаментом этого народа стала Македонская церковь, а не некие неоязыческие басни специалистов по фолк-хистори. Павел Тихомиров: Но ведь Белградский Патриархат сам загнал себя в Прокрустово ложе - с одной стороны, после учреждения Охридской Архиепископии уже речь не идёт о признании МПЦ, а с другой стороны, - ведь Охридская архиепископия является проводником политики Фанара в регионе? Михаил Иванов: С одной стороны, Сербская Церковь пытается решить македонский церковный вопрос посредством клира Автономной Охридской Архиепископии, а с другой стороны - тот самый клир находится под сильным влиянием Константинопольского патриархата, который совсем не заинтересован в том, чтобы македонский церковный вопрос был решён Сербской Церковью - как Церковью-матерью. Как тут быть? Зоран Чворович: Да, действительно, в такой ситуации недовольство македонского клира и народа направляется в русло сербофобии, и закулисные мастера целенаправленно работают на удаление двух родственных народов, расчищая сцену для представителей Фанара и Ватикана. Но объявлением томоса об автокефальности МПЦ Сербская Церковь и сербский народ предстали бы как единственный истинный друг македонского народа - в тот самый момент, когда этот народ столкнулся с перспективой неминуемой утраты идентичности. Таким образом, Сербская Церковь и сербская национальная политика вышли бы из навязанной оборонительной позиции, в которую сербы попали вследствие принятия агрессивной хорватской стратегии отождествления Черногорского вопроса с Македонским вопросом. Павел Тихомиров: Т.е. необходимо чётко проговорить вещи, очевидные всем занимающимся балканистикой. Македонцы сформировались в отдельный народ, македонская церковь состоялась, в то время как народ Черногории - это ветвь сербского народа, а т.н. «автокефальная церковь Черногории» - это просто поддерживаемая правительством Подгорицы политическая структура наподобие неканонической «Турецкой Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/ob...

Патриарх Варфоломей принял епископов самопровозглашенной Македонской Церкви 26 февраля 2007 г. 19:35 По результатам состоявшейся 21 февраля в Стамбуле встречи Константинопольского Патриарха Варфоломея и делегации самопровозглашенной Македонской Православной Церкви никаких решений принято не было, сообщил в интервью македонской газете «Вечер» секретарь Константинопольского Синода архимандрит Елпидифор. Он рассказал, что в ходе беседы с Патриархом Варфоломеем епископы неканонической Македонской Церкви Тимофей и Наум изложили позицию своей юрисдикции. В свою очередь Патриарх Варфоломей выразил озабоченность церковным положением в Скопье. Патриарх не предлагал никаких вариантов решения продолжительного церковного спора. Он только выслушал священнослужителей из Македонии, но не преминул напомнить им, что ситуация с заключенным в тюрьму архиепископом Иоанном (Вранишковским) и канонической Охридской архиепископией (относящейся к Сербской Православной Церкви ) является частью одной большой проблемы. Однако, отметил архимандрит Елпидифор, это не единственная проблема, с которой сегодня столкнулась неканоническая Македонская Церковь. По словам архимандрита, Патриарх Варфоломей заявил на встрече, что решение необходимо находить только путем переговоров. «Делегация не сообщила, что происходило в течение всего этого периода с церковным вопросом, какие проблемы существуют в отношениях с Сербской Православной Церковью. Поэтому была выражена озабоченность церковным положением в Скопье. Но нет никаких конкретных результатов этой встречи», — сообщил секретарь Константинопольского Синода. По окончании приема члены македонской делегации проинформировали главу своей юрисдикции архиепископа Стефана, а затом сообщили  о состоявшейся встрече представителям СМИ. «Нам представилась возможность от имени Македонской Православной Церкви передать просьбу и изложить свою позицию относительно событий, произошедших в последнее время, которые стали результатом прекращения переговоров с Сербской Православной Церковью; и обсудить с Вселенским Патриархом ситуацию в Православной Церкви в целом», — заявил Стефан, носящий титул «архиепископа Охридского и Македонского. В своих протоколах Константинопольская Патриархия отразила встречу с македонской делегацией как неофициальную. Церковные каноны предписывают, что любые официальные встречи с церковными делегациями должны завершаться совместным богослужением. Ничего подобного в Стамбуле не произошло. Архимандрит Елпидифор объяснил это тем, что Македонская Церковь не признана православным миром. «Это был неофициальный визит. Как вы знаете, настоящее положение, к сожалению, не позволяет совершать совместные богослужения, так как мы не находимся с Македонской Церковью в церковном единстве», — заявил секретарь Константинопольского Синода. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/204036.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010