Разделы портала «Азбука веры» дайджест 9 Июн 2022 Элладская Православная Церковь высказалась против использования термина «Македонская Православная Церковь» В Избранное Постоянный синод Элладской Православной Церкви высказался против использования термина «Македонская Православная Церковь» для Церкви Северной Македонии. Об этом говорится в заявлении по итогам заседания Синода, передает ТАСС со ссылкой на заявление ЭПЦ. Священный синод Константинопольского патриархата признал 9 мая 2022 года Церковь Северной Македонии под названием «Охридская церковь» и восстановил каноническое общение с этой Церковью. При этом Константинопольский патриархат постарался при признании Охридской архиепископии исключить из ее названия слово «македонская» или любое его производное. В свою очередь Сербская Православная Церковь одобрила автокефалию Македонской Православной Церкви — Охридской архиепископии. Синод Элладской Православной Церкви сообщил после заседания 8 июня, что был проинформирован о письме патриарха Варфоломея, касающемся решений патриархата «об исцелении существующего с 1967 года раскола и восстановлении церковного общения с церковным образованием соседней страны со столицей в Скопье под управлением архиепископа Стефана». Синод ЭПЦ был также проинформирован о письме Патриарха Сербского Порфирия, в котором были озвучены решения иерархии Сербской православной церкви по этому вопросу. «В этой связи Синод ЭПЦ заявляет о своем принципиальном удовлетворении письмом вселенского патриарха Варфоломея, поскольку считает, что оно «успокаивает» святой клир и благочестивый греческий народ, поскольку отвечает ожиданиям как в отношении наименования церковного образования соседнего государства без использования драгоценного названия «Македония» в качестве составного или производного, так и в отношении определения границ [его юрисдикции] только в пределах границ этого государства», — говорится в заявлении. Синод из-за особой деликатности данной темы решил передать ее на рассмотрение синодальных комитетов по доктринальным и юридико-каноническим вопросам, а также по межправославным и межхристианским отношениям. «Они должны будут детально изучить данный вопрос и представить Священному синоду предложения в отношении дальнейших действий в этом плане», — сказано в документе.

http://azbyka.ru/news/jelladskaja-pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Болгарский Патриарх и президент Болгарии обсудили проблему Македонской Православной Церкви 26.11.2017 Официальный сайт Болгарской Православной Церкви 23 ноября 2017 г. опубликовал сообщение следующего содержания: " Болгарское государство и Болгарская Православная Церковь солидарны в своем стремлении к развитию и к углублению отношений между Болгарией и Республикой Македония . Это общее мнение президента Румена Радева и Его Святейшества Болгарского Патриарха Неофита, которые встретились сегодня по инициативе президента. В ходе встречи стороны подчеркнули значимость двусторонних соглашений относительно дружбы, добрососедства и сотрудничества между Болгарией и Македонией, которые усиливают взаимное доверие, способствуют развитию двусторонних отношений и делают положительный вклад в процесс европейской интеграции Республики Македонии. Было отмечено духовное родство Болгарии и Республики Македонии. Патриарх Неофит принес с собой письмо Святейшего Синода Македонской Православной Церкви , с содержанием которого он ознакомил главу государства, и которое призывает к установлению евхаристического общения Болгарской Православной Церкви с " восстановленной Охридской архиепископией в лице Македонской Православной Церкви " . Патриарх заверил президента в доброй воле Болгарского Патриархата в отношении поиска благоприятного решения. Этот вопрос должен быть обсужден в ходе заседания Синода Болгарской Православной Церкви, в то время как вопрос об автокефалии будет обсуждаться с другими автокефальными Поместными Церквями " . Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.11.2017 12:47:58 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/23033.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Непризнанная в православном мире Македонская Церковь меняет название 12.10.2009 Непризнанная в православном мире Македонская Православная Церковь намерена утвердить своим официальным наименованием древнее название «Охридская архиепископия», сообщает македонский сайт «Премин-портал». 9 октября Синод Македонской Православной Церкви (МПЦ) принял решение расширить официальное название Церкви определением «Охридская архиепископия» и сделать последнее главным. Конечное решение по этому вопросу будет принято на Церковно-народном соборе МПЦ в ноябре этого года. Новое название МПЦ, по словам митрополита Преспанско-Пелагонийского Петра, приведет в согласие Устав МПЦ и ее государственную регистрацию в республике Македония. «Впрочем, - как отметил митрополит, - в преамбуле Устава нашей Церкви уже отмечено, что Охридская архиепископия в сущности является тем же, что и Македонская Православная Церковь. Поскольку имеются тенденции со стороны как южного, так и восточного и северного наших соседей (т. е. со стороны Элладской, Болгарской и Сербской Православных Церквей - прим. переводчика) присвоить своим Церквям нашу Охридскую архиепископию, мы желаем заявить том, что это исключительно бренд Македонской Православной Церкви, Церкви в Македонии, Церкви македонского народа». Митрополит Петр также выразил надежду, что новое название будет способствовать улучшению отношений МПЦ с Сербской и Греческой Православными Церквями. Хотя иерарх отметил, что, вероятно, эти Церкви не согласятся с таким названием, но он подчеркнул, что это их проблемы, а не македонцев. История Охридской архиепископии весьма запутана. Архиепископия в Охриде была учреждена в 1018 г. По сути, она явилась продолжением Болгарской Патриархии, имевшей столицу в Преславе и потерявшей свою самостоятельность после разгрома Болгарского царства византийским императором Василием II. В состав Охридской архиепископии входили не только болгарские епархии, но и епархии на сербских и албанских землях, в Эпире и Фессалии.

http://drevo-info.ru/news/7290.html

Декан Богословской Школы в Салониках заявил о том, что Македонская Церковь должна получить автокефалию 18 августа, 2011. Новостная служба Профессор Тритос, занимающийся церковной историей, изучал проблему национализма, которая заразила множество православных общин на Балканах и является серьезной проблемой для церковного сознания. Он рассказал, что создание новой церкви – это проблема в Македонии, и она была создана умышленно . 18 августа. ПРАВМИР. Михаил Тритос, декан Школы Богословия в Салониках заявил, что церковные проблемы в Скопие не могут быть решены созданием автономной Охридской Архиепископии во главе с иерархом Сербской Церкви архиепископом Иоанном (Вранишковским). Тритос заметил, что церковные проблемы в Македонии невозможно решать без участия раскольнической церкви в Скопие, которая должна получить автономию, а позже и автокефалию. Профессор Тритос, занимающийся церковной историей, изучал проблему национализма, которая заразила множество православных общин на Балканах и является серьезной проблемой для церковного сознания. Он рассказал, что создание новой церкви – это проблема в Македонии, и она была создана умышленно. Известно, что Охридская архиепископия была создана в результате выхода из состава раскольнической Македонской православной церкви. Тритос заметил, что церковные проблемы в Македонии невозможно решать без участия раскольнической церкви в Скопие, которая должна получить автономию, а позже и автокефалию. Михаил Тритос заметил, что Македонская Церковь обязана принять наименование Охридской архиепископии, которая с 12 века принадлежала к юрисдикции Константинопольского Патриархата. После этого церкви должна быть предоставлена широкая автономия (наподобие Эстонской или Финляндской Церкви), а позже и автокефалия. Именно это позволит исцелить рану раскола на теле Православной Церкви, подчеркнул профессор Тритос. Справка: Македонская православная церковь — канонически непризнанная церковь православного обряда, действующая на территории Республики Македонии.

http://pravmir.ru/dekan-bogoslovskoj-shk...

23-24 мая 2022 года Святейший Патриарх Сербский Порфирий в сопровождении иерархов Сербской Православной Церкви посетил Македонскую Православную Церковь — Охридскую Архиепископию. 24 мая, в день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборе святителя Климента Охридского в Скопье Святейший Патриарх Порфирий объявил, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 15-21 мая 2022 года «единогласно и единодушно пошел навстречу ходатайству Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии и благословляет, принимает, одобряет и признает ее автокефалию». Его Святейшество также сообщил, что автокефалия будет после проработки всех технических и организационных деталей торжественно провозглашена «соответствующим официальным актом», после чего об этом будут уведомлены все Поместные Православные Церкви «с предложением, чтобы и они признали автокефальный статус Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за прекращение многолетнего разделения и возвращение Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии в евхаристическое и каноническое общение с Сербской Православной Церковью.   ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в работе Православной предассамблеи Всемирного совета церквей с 9 по 16 мая 2022 года на Кипре. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион возглавил делегацию Русской Православной Церкви на Православной предассамблее Всемирного совета церквей, которая состоялась с 9 по 16 мая 2022 года в Паралимни (Кипр). Участие в ней приняли делегации Поместных Православных Церквей и Древних Восточных Церквей — членов ВСЦ. 11 мая 2022 года митрополит Волоколамский Иларион выступил на пленарном заседании Предассамблеи с докладом, в котором напомнил о раздирающих мир конфликтах и затронул ситуацию на Украине, рассказав о гуманитарной работе, проводимой Русской Православной Церковью по оказанию помощи пострадавшим от конфликта мирным жителям. Теме конфликта на Украине было посвящено отдельное заседание Предассамблеи.

http://patriarchia.ru/db/text/5930293.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Северной Македонии попросили патриарха Варфоломея решить церковную проблему 14.01.2020 Константинопольский патриарх Варфоломей 13 января принял премьер-министра Северной Македонии Оливера Спасовского в сопровождении его предшественника Зорана Заева и их сотрудников, чтобы рассмотреть церковную проблему страны, сообщил Фанар – резиденция Патриарха в Стамбуле. «Целью встречи было рассмотрение церковной проблемы страны. В ходе обсуждения была поднята тема о желании их церкви восстановить каноническое состояние под названием Охридская архиепископия , после обращения в соответствующее время к Матери-Церкви», – говорится в сообщении Патриархата. «Для этого было решено пригласить в резиденцию Вселенского патриархата представителей Сербской Православной Церкви этой страны для обсуждения и попытки поиска взаимоприемлемого решения», – дополняется в сообщении. Атмосфера беседы была теплой и искренней, после неё высокие гости отправились на патриаршую трапезу, а затем уехали, сообщает Фанар. Премьер-министр и сопровождавшие его выразили свое уважение и доверие к Матери-Церкви, получив от нее благословение клиру и народу, говорится в сообщении. Вместе с Патриархом во встрече участвовали митрополиты Галльский Эммануил, Силибрийский Максим и Адрианопольский Амфилохий, архимандрит Иоаким и дьякон Григорий, секретари Синода, информирует РИА Новости. В Северной Македонии существует церковный раскол. В стране действуют непризнанная каноническим православием национальная церковьМакедонская православная церковь и автономная Охридская архиепископия в составе Сербской Православной Церкви. Автономия ей была предоставлена в мае 2005 года архиерейским собором. К архиепископии принадлежат храмы и монастыри, верные Сербскому патриарху. Государство признает только одну православную общину – Македонскую православную церковь и отказывается регистрировать Охридскую архиепископию в юрисдикции Сербской Церкви. При этом неканоническая Македонская церковь с 2009 года использует историческое название «Охридская архиепископия» и официально именуется в документах «Македонская православная церковь – Охридская архиепископия». Власти Северной Македонии неоднократно обращались к патриарху Варфоломею с предложением стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской церквями. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.01.2020 20:16:08

http://drevo-info.ru/news/25575.html

Священный Синод приветствует возвращение Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии в евхаристическое общение с Сербской Православной Церковью Москва, 28 мая 2022 г.      27 мая 2022 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о восстановлении общения Сербской Православной Церкви с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией ( журнал 43 ). Синод постановил принять доклад к сведению и возблагодарить Господа за прекращение многолетнего разделения и возвращение Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии в евхаристическое и каноническое общение с Сербской Православной Церковью, передает Патриархия.ru . Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 3-19 июня 1959 года Македонской Православной Церкви был предоставлен автономный статус. 19 июля 1967 года на III Церковно-народном соборе Македонская Православная Церковь без согласия Сербского Патриархата объявила себя автокефальной. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 15 сентября 1967 года постановил прекратить общение с иерархией Македонской Православной Церкви. В этой связи с 1967 года Македонская Православная Церковь находилась вне общения с Сербской Православной Церковью и остальными Поместными Православными Церквами. 9 октября 2009 года Архиерейский Синод Македонской Православной Церкви постановил принять ее новое официальное название: «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». 16 мая 2022 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией в ее прежнем статусе, признанном с 1959 года. При этом упомянут соответствующий акт, полученный от Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. 18 мая 2022 года Святейший Патриарх Сербский Порфирий письменно сообщил о принятом решении Собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

http://pravoslavie.ru/146424.html

Македонская Православная Церковь в настоящее время возглавляется Архиепископом и имеет 8 епархий, свыше 200 священников, 225 приходов, около 30 женских и мужских монастырей с 10 — 15 монахинями или монахами в некоторых из них. Паствы — 1.200.000. (Данные разные. Например, на 1980 г. — 300 приходов, на 1981 г. — 225 приходов, на 1982 г. — 953 церковно–приходские общины). Имеются приходы и за рубежом: в США 4 прихода, в Канаде 1 приход, в Австралии 9 приходов. Эти приходы составились из македонцев, эмигрировавших в далекие страны преимущественно в начале XX века, когда особенно усилился террор турецких властей после подавления Ильинденского восстания. Находясь на чужбине, македонцы свято хранили свою православную веру и как только была установлена автономия Македонской Православной Церкви, вошли в ее духовное ведение (до сих пор они находились в одной из церковных юрисдикции Константинополя, Сербии или Болгарии). Зарубежные приходы объединены в новоорганизованную Охридким Церковно–народным Собором от 17 — 19 июля 1967 года Американо–Канадско–Австралийскую епархию. Во главе ее был поставлен митрополит Кирилл (Поповский), окончивший весной 1967 года второй курс Московской Духовной Академии. В течение последних лет восстановлено большое количество разрушенных храмов и монастырей и построено около двухсот новых в Македонии и за рубежом. В связи с этим Американо–Канадско–Австралийская епархия была разделена на две: 1. Македонскую епископию Америки и Канады. 2. Македонскую епископию Австралии. Издается ежемесячно на македонском языке журнал «Весник» («Вестник») (с 1958 г.) и другая богословская и церковно–историческая литература. Недавно был переведен на македонский язык и издан Новый Завет. Специальная комиссия трудится над переводом Ветхого Завета. Вышла также иллюстрированная Библия. Решением архиерейского Синода Македонской Православной Церкви от 26 сентября 1967 года в монастыре святого пророка Илии открыта первая Македонская Духовная Семинария имени св. Климента Охридского. Выступая с речью в день торжественного освящения помещения Семинарии в присутствии представителей гражданской власти, гостей, народа, глава Македонской Православной Церкви Архиепископ Охридский и Македонский Досифей отметил, прежде всего, важность открытия Духовной школы, в которой дети македонцев будут изучать богословские и общеобразовательные предметы на своем национальном языке. Затем он сказал: «Наша современная Македонская Православная Церковь является природной наследницей древней Охридской святого Климента архиепископии. Наше желание состоит в том, чтобы и Семинария стала продолжателем просветительной деятельности святого Климента Охридского»   . 1 ноября 1967 года в Семинарии начались регулярные занятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Святейший Патриарх Алексий прокомментировал ситуацию вокруг Македонской Церкви 1 июня 2005 г. 19:08 На встрече с представителями Координационного комитета международного форума «Культурно- традиции сотрудничества государственной власти, общественных институтов и Православной Церкви» была затронута тема отношений РПЦ и непризнанной Македонской Церкви. Напомним, самопровозглашенная Македонская Православная Церковь, входившая в состав Сербской Православной Церкви на правах автономии, в 1967 году на церковно-народном соборе в Охриде провозгласила автокефалию. Однако ни Сербская, ни другие Поместные Православные Церкви не признали этого статуса. В результате каноническое общение македонских епископов с их православными собратьями во всем мире прекратилось. Продолжавшиеся многие годы переговоры сербских и македонских архиереев в 2002 году увенчались проектом договора о восстановлении общения, который был подписан в сербском городе Нише. Однако впоследствии синод МПЦ отказался одобрить этот документ, поскольку в нем не упоминался автокефальный статус Церкви, а также не употреблялось ее название. Как известно, Греция и ряд других стран не признали конституционного наименования Республики Македонии, которая в 1991, после развала Югославии, стала независимым государством. В связи с этим в ООН и ряде других международных организаций Македония именуется БЮРМ (Бывшая югославская республика Македония). Отвечая на вопрос членов греческой делегации, Патриарх Алексий подчеркнул, что позиция Русской Православной Церкви в данном случае остается неизменной: Македонская Церковь считается канонической частью Сербской Православной Церкви. «Когда ко мне обратился Патриарх Павел (Предстоятель Сербской Православной Церкви — Ред.) и сказал, что существует проект создания некой «параллельной» иерархии для Македонской Церкви, я в ответ посоветовал не идти на это и всеми силами и способами сохранять церковное единство. «Параллельная» иерархия — это путь к углублению раскола». Патриарх Алексий заметил, что ситуация требует компромиссного решения — в том числе и в отношении названия Церкви: «Это может называться не «Македонская Православная Церковь», а, допустим, «Охридская архиепископия». Также Святейший Патриарх подтвердил, что государственное руководство Македонии обращалось к Русской Православной Церкви с просьбой о посредничестве в урегулировании проблемы. Святейший Патриарх Алексий высказал надежду на то, что раскол, разделивший православные славянские народы, будет в конце концов преодолен. Патриархия.ru Ссылки по теме: Седмица.ru: «Переговорный процесс — путь к разумному урегулированию статуса Православной Церкви в Республике Македонии» (интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II македонской газете «Утрински Весник», 24 августа 2002 г.) Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/20415.html

В 1991 г., после провозглашения независимости Республики Македония, вопрос о признании автокефального статуса Македонской Церкви стал подниматься уже на государственном уровне. Попытки урегулирования канонического статуса предпринимались не раз, однако терпели неудачу. «14 января 2001 г. в монастыре св. Наума под Охридом сербская и македонская стороны приняли текст проекта договора о восстановлении церковного единства. 17 мая того же года специальные комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он был приемлем для всех Православных Церквей. Однако Македонский Священный Синод не принял проект договора» . В 2002 г. патриарх Сербский Павел направил македонскому духовенству письмо с призывом вернуться в каноническую Сербскую Церковь, на что согласился епископ Велешский и Повардаский Иоанн (Вранишковский). За это Архиерейским синодом Македонской Церкви он был подвергнут низвержению, а со стороны властей Македонии – и преследованию, в том числе уголовному.  Вообще, 2000-е гг. характеризуются обострением отношений между Сербской и Македонской Церквами. Правительством Македонии с целью ограничить влияние и юрисдикцию канонической Церкви были предприняты шаги к притеснению Сербской Церкви. В 2005 г. епископ Иоанн (Вранишковский), уже в качестве иерарха Сербской Церкви, проиграв апелляцию, был водворен в пенитенциарные учреждения, где отбывал заключение за «разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти» . 2 июня 2005 г. власти Македонии обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с предложением стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами. В 2009 г. Македонская Православная Церковь вернула себе историческое название, связанное с Охридской архиепископией. При этом подчеркивалась и своя особая историческая связь с Болгарской Православной Церковью, контакты с которой приобретали все более тесный характер. Несмотря на каноническую изоляцию, Македонская Православная Церковь не вступила в общение ни с одной из неканонических юрисдикций, хотя предложения подобного рода неоднократно поступали со стороны неканонической «Черногорской Православной Церкви», украинских и греческих старостильных юрисдикций. Кроме того, известно, что иерархия и духовенство Македонской Церкви имеют хорошие и добрые отношения с Русской Православной Церковью.

http://bogoslov.ru/article/6192365

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010