Закрыть itemscope itemtype="" > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диалектная или духовная автокефалия Македонской Церкви и нации? Уход от украинского сценария 11.05.2023 730 Время на чтение 18 минут Фото: предоставлено автором Вопрос «раскола» епархий Сербской Православной Церкви на территории Социалистической Республики Македонии в период Социалистической Югославии (самопровозглашенная Македонская Православная Церковь) и их каноническое признание со стороны СПЦ под названием Македонская Православная Церковь, не может быть понятно вне политического проекта Социалистической Республики Македония, т.е. вне проекта македонской нации и македонского языка в социалистической Югославии. Также его нельзя понять вне немецкого (австрославистского) югославского языкового проекта Австро-Венгерской монархии – программы католической миссии среди славянских народов Балкан и в части сегодняшней Украины, находящейся под австро-венгерской оккупацией. Образование Республики Македонии в составе Социалистической Югославии является программой коммунистической политики создания политических наций и социалистических республик и демонтажа исторических народов и государств, таким образом как в Советском Союзе созданны украинская нация и республика. Югославский языковый проект является не только коммунистическим творением, но и продолжением югославской языковой политики Королевства Югославия с 1918 года, когда сербский язык был конституционно переименован, т.е. как продолжение программы колониальной культурной политики австрославизма – официально с момента основания Югославской академии наук и искусств в 1866 году в Австро-Венгрии (в Загребе). Югославская академия – это программа римско-католической миссии на Балканах с целью формирования славянской римско-католической нации на Балканах. Основателем и покровителем Югославской академии был немецкий епископ Йосип Штросмайер, а первым президентом – католический священник, филолог Франьо Рачки. Предметом югославской языковой программы является сербский язык и кириллица. Первое переименование т.е. двойное именование сербского языка было осуществлено Югославской академией путем издания «Словаря сербского или хорватского языка», в создании которого участвовали сербские филологи, сотрудники австрославистской программы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

История Православной Церкви в Македонии: основные вехи 1 липня 2005 р. 16:16 В мае 2005 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви объявил об автономии Охридской архиепископии в Македонии, где действует непризнанная каноническим Православием национальная Церковь. Этот акт засвидетельствовал осложение церковной ситуации в стране, что подтверждается многими событиями последнего времени. Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.) в Македонии  была основана христианская епископия. Первым документально засвидетельствованным  епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора 347 г. В IV —V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась попеременно Риму и Константинополю. 527 —565 гг. Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII веке округ был подчинен Салоникийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении попеременно Рима и Константинополя. В 1767 г. вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии в его юрисдикцию вошла и Охридская Архиепископия После  освобождения  от  Османского  ига  в  результате  Балканских войн Македония была разделена между союзниками (в период первой Балканской войны) — Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии — восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции — южные районы до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и — в случае с Грецией — Константинопольской.. С 1945 г. в Скопье, столице страны, состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви, ее выходе из Сербского Патриархата. Но ввиду несогласия сербских иерархов предоставить Македонской Церкви автокефалию решение вопроса долго откладывалось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201565...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковные нюансы евроинтеграции: Северная Македония на пути в ЕС 18.08.2022 391 Время на чтение 4 минуты Источник: Центр ХРИЗМА В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории. В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу  (эти две страны идут одним «пакетом») . Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены « македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки». Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава II. Сербская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности;борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками 7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковьюи государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания;зарубежная паства 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1.Краткая история с древнейших времен 2.Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3.Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви Предстоятели Македонской Православной Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) — ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), —а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии. Югославия расположена на берегу Адриатического моря. Граничит с Албанией, Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией ( границы бывшей СФРЮ). Площадь — 255.800 кв. км (быв. СФРЮ). Население — свыше 23.600.000 (на 1989 г.). Столица — Белград — 1.500.000 (с пригородами). В СФРЮ входили 6 республик: Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория. В СРЮ входят Сербия и Черногория.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Ответы на вопросы редакции журнала “Альфа и Омега” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 12 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 — Ваше Высокопреосвященство, православные люди в России практически ничего не знают о положении своих единоверцев в Македонии. И хотя вести о Вашем заключении вызвали широкий и сердечный отклик и многие молились о Вашем скорейшем освобождении, подоплека этих событий для русского человека остается неизвестной. Чем было вызвано ваше тюремное заключение? — Прежде всего позвольте с радостью поблагодарить вас за вашу достохвальную инициативу — рассказать верующим Русской Православной Церкви о церковных проблемах в Республике Македония. По моему впечатлению, у вас очень мало информации о подлинном положении вещей, из-за чего позволю себе несколько слов о сути церковного спора в Македонии. Раскол македонских верующих со всем православным миром произошел в 1967 г. В тот год по приказу коммунистической власти Народной Республики Македония местная Автономная Церковь (которая была в единстве с Сербской Православной Церковью) своевольно провозгласила автокефалию без согласия Матери-Церкви и не была признана ни одной другой из Поместных Церквей. Этот акт представлял коммунистическую попытку разрушения Церкви. В Советском Союзе оно совершалось другими способами, но в бывшей Югославии коммунисты хотели ослабить Церковь через разделение и схизму 1 . Кроме того, посредством этого шага они хотели поставить под контроль диаспору в Америке, Австралии и Западной Европе, потому что другим госслужбам это не удалось. Диаспора была настроена антикоммунистически, но Церковь уважала. Пока существовала Югославия, не предпринималось никаких серьезных попыток преодоления раскола. Первые такие шаги были сделаны лишь в 1998 г., что совпало с моей хиротонией в епископский чин, совершившейся в том же году. После долгих переговоров в мае 2002 г. пришли к решению, которое стало известно под именем “Нишского соглашения”, подписанного церковными делегациями Сербии и Македонии. Подписи поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви и три епископа Македонской Православной Церкви, однако Архиерейский Синод МПЦ под давлением государственной власти отверг этот документ, хотя в нем содержалось наиболее “приличное” решение проблемы. Статус Церкви был бы “автономия”, и даже с более широкой свободой по сравнению с автономией, которую сегодня имеет Украинская Церковь Московского Патриархата, а Церковь называлась бы своим древним именем Охридской Архиепископии.

http://pravmir.ru/otvetyi-na-voprosyi-re...

Закрыть Фанар принялся тиражировать украинский церковный сценарий 12.10.2020 389 Время на чтение 6 минут © AP Photo/Emrah Gurel Источник: РИА Новости Ровно два года назад Константинопольский патриархат легализовал украинских раскольников, чтобы те образовали " Православную церковь Украины " (ПЦУ). Впоследствии это привело к катастрофе в христианском мире — началась волна разделений. И вот теперь церковный Стамбул замышляет новую авантюру, на этот раз в Северной Македонии. События там разворачиваются точь-в-точь по украинскому сценарию, но с одним важным отличием. О том, чем это обернется, — в материале РИА Новости. Все по-новому То, что анафему на украинских раскольников наложила Русская православная церковь и только она, согласно канонам, вправе их отменить, в Стамбуле никого не волновало. Там были важны только просьбы политиков. Два года назад о создании " независимой церкви " Константинополь попросили не простые верующие, а самый главный политик Украины — президент Петр Порошенко. Он считал, что украинскому народу не хватает свободы. Об этом президент заявил в апреле 2018-го на личной встрече с патриархом Варфоломеем. Что интересно, спустя пару месяцев его слова, практически дословно, повторил другой политик — глава Северной Македонии Георге Иванов. Практически идентична с Украиной и религиозная ситуация. С конца 1950-х в стране действует " Македонская православная церковь " , возникшая в результате сложных политических перипетий. В начале XX века, после освобождения от османского владычества, Македония стала частью Королевства Болгария. (Неточнсть: Македония не стала частью Болгарского царства, но вошла в Королевство Сербию - прим. РНЛ). Соответственно, ее верующие перешли в юрисдикцию Болгарской церкви. Но накануне Первой мировой войны ситуация резко поменялась: македонские земли достались Сербскому королевству. Вместе с политической юрисдикцией поменялась и церковная. С тех пор местные православные подчиняются Белграду. С приходом к власти коммунистов и образованием Югославии в стране усилились идеи македонизма. Националисты приобретали популярность, их лозунги звучали все громче: свой язык, своя культура, церковь. Они требовали возродить Охридскую архиепископию, действовавшую на территории современных Сербии, Македонии, Греции и Болгарии с XI по XVIII век. И коммунисты согласились: в 1958 году они помогли создать независимую религиозную структуру, хотя Сербская церковь была против. Спустя восемь лет отколовшиеся от СПЦ македонцы объявили об автокефалии.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/fanar_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Мирелейон. 920–922 гг. [Греч. Εκκλησα το Μυρελαου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице. Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного . Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре , недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей. Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы , в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μον το βασιλως Ρωμανο) и стояла во дворце Мирелейон (ν τος παλατοις το Μυρελαου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.

http://pravenc.ru/text/2563310.html

Древние восточные церкви. Коптская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 30 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 К числу древних восточных церквей относится Коптская Православная Церковь. В чём её особенность? Об этом Вы сможете прочитать в нашей познавательной статье! 1. Коптская Церковь Древняя история христианства в Египте — это история духовного процветания и церковных подвигов, история, которая запечатлена личными трагедиями и политическими и военными конфликтами. Богатая страна Нила, известная своей культурой времен фараонов и эпохи эллинизма, рано приняла христианство и в конце доконстантиновского периода стала в основном христианской. В эпоху гонений христиане Египта показали себя Церковью мучеников, мужественно вступив в борьбу с гностицизмом 1 . Относительно происхождения слова копт существуют различные мнения. Копты считаются потомками древних египтян, и коптский язык демонстрирует явное сходство с языком иероглифов. До персидского и македонского завоевания египетская культура не испытывала постороннего влияния и носила чисто национальный характер. Она была пропитана религиозным духом, потому что политика и религия были органически слиты, а язык египетского народа, имеющий глубокую историю, еще более его сплачивал. Нельзя забывать, что государство фараонов в прошлом было грозой для передней Азии и Месопотамии, и поэтому последующие поколения не могли отказаться от этой национальной гордости. С течением времени, по мере нарастания греко-римского влияния, сознание прошлого величия укрепило у египтян ненависть по отношению к захватчикам, которая выражалась в многочисленных восстаниях. Особенно это ощущалось в городах Фивы и Копта, где находились египетские святилища. В результате народ сплачивается вокруг Церкви 2 . К концу IV в. число коптских христиан достигает миллиона. Христианство распространялось теми христианами, которые преследовались во время гонений. Так, в гонение при Септимии Севире (202 г.) христианская вера достигла Верхнего Египта.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010