130 Young F. M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 95. 136 Quasten J. Patrology. Vol. 3. The Golden Age of Great Patristic Literature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. 5th ed. Utrecht; Antwerpen, 1975. P. 229. 137 Спасский A.A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 491. 141 Rist J. M. Basil " s " Neoplatonism»: Its Background and Nature 11 Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. Toronto, 1981. P. 213. 146 Aubienau М. Introduction au Traité de la virginité de Grégoire de Nysse//Grégoire de Nysse. Traité de la virginité (Sources Chrétiennes). Paris, 1966. P. 116–118. 147 Pellegrino М. II platonismo di Gregorio Nisseno nel Dialogo intorno all» anima ed alla risurrezione//Rif. fil. neosc. 1938. 30. P. 437–474. 155 Под «духоборцами» подразумеваются сторонники Константинопольского Патриарха Македония (середина IV в. по Р. Х.), который учил, что Дух Божий есть «слуга и служитель одного уровня с ангелами». В сущности, он был только одним из главных выразителей омиусианства. 157 Мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько справедливо такое суждение по отношению к Цицерону, который считал философию важной частью ораторского искусства. 160 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.; 1979. С. 179–180. 161 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I. М., 2000. С. 102 и след. 167 Balthasar H. U. von. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor. San Francisco, 2003. P. 126. 168 Флоровский Г., прот. Восточные отцы V–VIII веков. Париж, 1933 (репринтное издание – 1990). С. 196. 169 «Ареопагитики» – корпус философско-богословских сочинений, посвященных глубочайшим вопросам христианской мистики, ставший широко известным в VI в. Они подписаны именем ученика апостола Павла, афинского философа Дионисия. В современной науке аутентичность их, как правило, не признается, но исключения были в XIX в., есть они и теперь (См.: Порфирий (Успенский) , en. Дионисий Ареопагит и творения его//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878. 2; Прохоров Г. М. От переводчика// Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений с толкованиями преп. Максима Исповедника . 3-е изд., испр. СПб., 2008. С. 5–28). Таинственные тексты «Ареопагитик» оказали колоссальное влияние на философию и богословие раннего Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Единственным и неожиданным союзником Рима стал, как уже отмечалось выше, император Константин IX, которого Аргир убедил в том, что норманны представляют угрозу большую, чем папа, германцы и лангобарды вместе взятые. Как показала история, Аргир оказался пророчески прав в своих оценках. Стороны договорились действовать сообща: папа собрал армию, основу которой составили швабы, к нему присоединились итальянские ополчения. Византийская армия должна была догнать итальянцев в походе на норманнов 853 . Но тут в дело активно вмешался сам Константинопольский патриарх. Безусловно, Михаил Керулларий был великой личностью, более подходившей для царства, чем для патриаршества. Отличительной чертой его нравственного облика являлись преобладание разума над чувством, твердость характера, поразительное честолюбие и властность. Он был твердо последовательным в своих решениях, очень злопамятен, хотя, когда причина гнева проходила, нередко остывал и прощал виновного. Михаил был довольно образованным человеком, сведущим в богословии и особенно в каноническом праве. Величественный, он проходил во время службы по храму, внушая страх и трепет самим своим внешним видом. Одетый в пышные одежды, должные подчеркивать его высочайший статус, в то же время Михаил в обыденной обстановке был настоящим аскетом, ничего не тратя лично на себя 854 . Безусловно, от глаза Керуллария не укрылась новая нарождающаяся тенденция в отношениях между императором и папой, которую патриарх оценил для себя как однозначно негативную. Керулларий учел, что хотя папа Лев IX в ту минуту также склонялся к союзу с Византийским императором, политика Рима, как всегда, была далеко не прямолинейной: с одной стороны, понтифик хотел натравить византийцев на норманнов, с другой – думал о тех выгодах, которые ему могли бы обеспечить северные пришельцы, завоевав императорские владения в Южной Италии и положив конец владычеству в этих землях Константинопольского патриарха. Все же первый вариант казался апостолику более актуальным, и он продолжил переговоры с Мономахом через Аргира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В архивах сохранилось несколько проектов будущего устройства Афона. Первый из них принадлежал генеральному консулу в Салониках А. К. Беляеву. Каждое из шести православных государств должно назначать по одному представителю, который будет заседать в административном центре Св. Горы, Карее. Делегаты составят совет, который, под руководством русского представителя, заменит собой турецкого чиновника, каймакама. Функции делегатов будут сходны с функциями консулов-представителей стран. Такой проект был бы осуществлением давней идеи создания на Афоне русского консульства—проект, который в османское время так и не был реализован. Духовное же управление Св. Горы (Протат), оставалось, разумеется, прежним. Второй проект принадлежал консулу в г. Битоли в Македонии А. М. Петряеву. Эта записка, в основном повторяющая положения проекта Беляева, предполагала, что Афон не должен войти в состав какого-либо из православных государств; верховная власть должна оставаться в руках патриарха, а решение спорных вопросов будет предоставлено соглашению между патриархией и русским посольством, с участием дипломатов других православных государств. Докладная записка сотрудника константинопольского посольства Б. С. Серафимова предоставляет первенствующее положение русскому покровительству на Афоне. Подчеркивая то обстоятельство, что монастыри, не принадлежащие русским, существуют либо за счет сборов на территории России, либо за счет доходов с имений, находящихся в той же России, Серафимов делает вывод, что нерусские обители без помощи империи скоро придут в запустение. Со временем из 17 греческих монастырей, считал он, многие станут русскими, и тогда « сохранив древлеправославный Афонский уклад, монахи наши увидят себя в лучших условиях». Что касается настоящего административного положения, то православные государства должны по очереди назначать на Афон своего представителя. Афон, таким образом, переходит под покровительство России, а западные державы не должны вмешиваться в дела чисто православного учреждения.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Конечно, для клира это было вопиющим нарушением прав Константинопольского патриарха – прежнюю практику «симфонии властей» к тому времени порядком подзабыли. В результате уже в скором времени священноначалие Восточной Церкви перестало быть союзником царя, как это было раньше в мятежном 963 г. Из других узаконений святого императора, быстро уменьшивших круг его доброжелателей из числа светских лиц, следует выделить новеллу 964 г., касающуюся вопроса о крупном землевладении. Как известно, предыдущие василевсы предпринимали значительные меры, чтобы не допустить разорение мелкого крестьянства, а потому различными способами ограничивали возможности сосредоточения земельных угодий в руках местных «властителей», как называли группу крупных землевладельцев. Однако эти законы на периферии нередко бойкотировались, что и констатировал император Константин Порфирородный в одной из своих новелл. Надо сказать, в этом вопросе св. Никифор занял, скорее, компромиссную позицию, устранив некоторые жесткие ограничения по приобретению земли «властителями». Он сделал акцент на необходимости обеспечить справедливое соглашение сторон и по совести решить все разногласия между ними, чтобы ничьи права не страдали. По его мнению, бывшие предшественники на царском троне несколько уклонились от традиционного христианского подхода, забыв, что царь, как «законный защитник общего и для всех равного блага» должен соблюдать нейтралитет. Взяв одну сторону, они, как считал василевс, нарушили справедливость, и это нарушение следовало устранить. Но за строками закона легко угадывалось, что его симпатии лежат совсем не на стороне «властителей». «С тех пор, как мы получили самодержавную власть, – дословно говорится в царской новелле, – и принялись разбирать дела между богатыми и бедными, мы увидели, что властители, страдая страстью приобретения, находят явное поощрение своей страсти в 40-летней давности. Они стараются то посредством подарков, то посредством присущей им силы и влияния миновать как-нибудь этот срок и затем уже получить полное право собственности над тем, что они дурным образом приобрели у убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского , к Восточным Архиерейским Престолам, а именно – к Александрийскому и прочая. В коем речь идет об отрешении некоторых глав и о том, что не следует говорить об исхождении Святого Духа «от ОТЦА и СЫНА», но только «от ОТЦА».     Как видно, воистину не бывало злодею пресыщения от зол, а равно и какого-либо предела ухищрениям и козням его, которые искони старался он учинить против рода человеческого; и как до пришествия Господа во плоти обольщал он человека столькими тысячами уловок, выманивая его на дела чуждые и беззаконные – благодаря которым и навязал силою тиранию над ним, – так и после этого не перестал он тысячами обманов и приманок ставить препоны и западни доверившимся ему. Отсюда множились Симоны и Маркионы, Монтаны и Мани, пестрое и многообразное богоборчество ересей; отсюда и Арий, и Македоний, и Несторий, и Евтих с Диоскором, и прочая нечестивая рать, против коих были созваны семь святых и вселенских Соборов и собраны со всех краев отряды священных и богоносных мужей, лезвием духа (ср. Еф 6:17 ) отсекшие самосейные дурные сорняки и уготовившие в чистоте возрастать ниве Церковной. Но после того, как они были извергнуты и преданы умолчанию и забвению, благочестивые стали питать добрую и глубокую надежду, что не явится более изобретателей новых нечестии, ибо помыслы всех, кого бы ни искушал злодей, обернулись бы против него; и что конечно уж не объявится никаких покровителей и заступников у уже получивших соборное осуждение, от чего удержат крах и участь зачинщиков и тех, кто старался им подражать. В подобных надеждах и пребывал благочестивый рассудок, особенно же что касается царствующего града, в коем при содействии Божием свершается многое из того, на что нельзя было и надеяться, и многие языки, презрев прежнюю мерзость, научены были воспевать вместе с нами общего для всех Творца и Создателя, когда царица, испуская будто с некоего места высокого и вознесенного источники Православия и изливая во все концы вселенной (см. Пс 18:5 ; Рим 10:18 ) чистые потоки благочестия, наполняет, словно моря, догматами тамошние души, которые, иссушенные за долгое время воспалениями нечестия или самовольного служения (ср. Кол 2:23 ) и ставшие пустыней и бесплодной землей, словно снискав дождь учения, процветая, плодоносят пашней Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Панславизм на Афоне (Русск. Вестн. 1873.) I. В предыдущих письмах моих, под заглавием Панславизм и Греки, я изложил вам свои взгляды на Восточный вопрос и на новую фазу, в которую, мне кажется, он вступил после поражения Французов германскими войсками и еще более после насильственного разрешения греко-болгарского вопроса. После этого мне легче будет говорить о святой Афонской Горе и о том, как в это глухое и тихое убежище чистого Православия пытается проникнуть национальный фанатизм эллинской политики. Прежде всего, надо для тех, кто мало знаком с Востоком и Святыми Местами, объяснить, хоть кратко, что такое Афонская Гора и в каких отношениях состоит она к Турции и вселенской патриархии. Афонская Гора есть особая привилегированная провинция Турецкой империи. Я не буду говорить о ее географическом положении: всякий сам может взглянуть на карту. Отношение Афона к Турции можно уподобить вассальным отношениям, ибо самоуправление у него почти полное u de jure, u de facto. Но монахи, населяющие его, считаются подданными султана, а не какой-либо местной особой власти, как жители тех областей, которые имеют с империей лишь чисто вассальную связь. В случае общих гражданских тяжб или обыкновенных уголовных дел монахи афонские подчинены высшим судебным и административным учреждениям Македонского вилайета. На Афоне живет особый каймакам, турецкий чиновник, состоящий под начальством у салоникского генерал-губернатора, то есть македонского, ибо по-турецки Македонская область называется теперь Селаник-вилайет. Каймакам на Афоне имеет, собственно говоря, только полицейскую власть, да и то употребляет ее преимущественно лишь по требованию монашеского местного синода, называемого Афонский Протат (от греческого слова  πρτος – первый). В церковном отношении, каноническом и духовно-административном, Афон зависит от константинопольского патриарха, и все монастыри его суть монастыри патриаршие, ставропигиальные, то есть независимые от местных или соседних епископов и митрополитов, например салоникского. Всеми местными делами правит Протат, который состоит из двадцати членов или представителей двадцати афонских монастырей 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

А.М. Величко XLV. Император Константин VII Порфирородный (945–959). Единоличное правление Глава 1. Царствие ученого-императора Новый император, только по прошествии двух десятилетий получивший право на единоличное правление, являлся к тому времени уже зрелым человеком – ему исполнилось 40 лет. Он был высок ростом, широкоплеч, розовощек, красавец с орлиным носом. Константина Порфирородного выделяли прирожденное благородство, приветливость в общении с людьми и незлобивость. Царь отличался спокойствием и выдержкой, любил хорошо поесть и выпить вина. Щедрый к друзьям и незлопамятный к врагам, он очень нравился византийцам 391 . Возможно, он был менее деятельным, чем другие выдающиеся Византийские василевсы, и занимался государственными делами не больше, чем литературными и научными трудами. При помощи целой армии писцов царь составил многочисленные сборники по практически всем отраслям наук. Никто и никогда не мог похвастать таким количеством трактатов по истории, дипломатии, правоведению, агиографии, медицине, агрономии, естествознанию и хирургии, как Константин Порфирородный. Кроме того, император был страстным коллекционером и великолепным художником. Это был своего рода сибарит, но полный чувства царского достоинства и прекрасно понимавший свои обязанности перед Римским государством. Все отмечают, что василевс являлся прекрасным кадровиком, замечательным управленцем и чутким, незлобивым, неизменно-учтивым правителем 392 . В целом царствование императора Константина VII Порфирородного начиналось, несмотря на неоднократные попытки (хотя и безуспешные) Константинопольского патриарха Феофилакта и старых друзей Романа Лакапина вернуть Стефана на царство, довольно спокойно и успешно в военном отношении. Хотя арабы на Востоке и Западе по-прежнему беспокоили Византию, зато болгары, царь которых св. Петр демонстрировал миролюбие, не собирались воевать. Армения в годы его правления жила в условиях, пожалуй, самого мирного периода в истории своей государственности. Желая ликвидировать венгерскую угрозу, Константин Порфирородный предусмотрительно завязал дипломатические отношения с Западным императором Оттоном I Великим. Уже в 945 г. он направил к нему посольство, а в 955 г. поздравил по случаю победы германских войск над венграми под Аугсбургом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В подобном же смысле взывали чехи к Польше накануне гибели своего государства, в XVI в., умоляя помочь нм во имя единства народа и языка. Но между Чехией и Польшей уже печальной тенью легло вероисповедное различие, и взаимной поддержки в достаточной степени друг другу они оказать не могли. Трудно было Польше внять голосу «еретиков», хотя и славянских. Наконец, «ненасытная пасть немцев» раскрылась и на беспомощную Польшу... Было бы неуместно здесь входить в оценку всех этих явлений западнославянской истории. Достаточно отметить только то явление, что славяне больше, чем целое тысячелетие, «бессознательно и сознательно, добровольно и поневоле», благодаря своему разделению, закрепощали себя под властью и гнетом немцев, как бы подтверждая торжественное пророчество немецких епископов, провозгласивших: Selavi sive velint, sive nolint, regno nostro subacti erunt (славяне захотят или не захотят, будут подчинены нашему господству). Не лучше обстояло дело и у южных славян. С древнейших времен Болгария и Сербия вели борьбу с переменным успехом, пока в XIV–XV в. не сделались общей добычей турецких завоевателей – мусульман. И в новейшее время, как только тот и другой парод вышел —53— на путь политической независимости, с прежней силой разгорелась их былая борьба. Очутившись под непосредственной властью немцев или в сфере их политического, экономического и культурного влияния, они не могут противопоставить силе немецкого влияния своих объединенных сил. Было бы излишне останавливаться на отдельных фактах сербско-болгарских отношений: они всем нам хорошо памятны. Даже среди современного македонского населения нет единства в настроении. В Македонии можно встретить не одну славянскую семью, в которой один брат склонен считать себя болгарином, а другой сербом. Национальное разделение проникло там даже в ячейку общества – семью... Такова печальная историческая действительность и таковы современные факты. Но эта действительность представляет собою лишь теневую сторону славянских взаимоотношений. Рядом с нею через всю историю славянских народов проходит светлая, лучезарная мечта о тесном единении раздробленных представителей славянской расы, которое мыслится, как самый надежный, последний оплот в борьбе их за независимость. Эта золотая греза живет скрытою в глубоких инстинктах славянских народных масс и сплошь и рядом настойчиво пробивается наружу в деятельности отдельных лучших представителей славянских народов, но всего больше она выразилась в литературном творчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Единственное утешение греки находят в том, что они бесцеремонно при удобном случае обзывают Кузу «грабителем», но, конечно, это плохое утешение. Отделение Болгарской церкви от Константинопольской и смуты в Македонии еще более ухудшили материальное положение Великой Церкви. В настоящее время из разных источников патриарх получает лишь 500000 пиастров (5 пиастров=1 франку). И из этих мизерных доходов Вселенский патриарх должен покрывать «все расходы, соединенные с поддержанием церковного и национального достоинства», как выражаются местные официальные документы. Положение патриарха было бы бедственным, если бы ему не оказывали помощи разные благодетели со стороны. Так, недавно один богатый афинский банкир Сингрос, по духовному завещанию, оставил в пользу Великой Церкви 450 000 руб., из которых 50 000 назначались для греческих благотворительных учреждений, 150 000 – в патриаршую казну на устройство сиротского дома, 150 000 – на нужды патриархии и по 50 000 – на так называемую Великую национальную школу в Константинополе и Иакимовскую женскую школу. Россия, по замечанию повествователя, оказывает немалую помощь для улучшения материального положения греческой иерархии, невзирая на нерасположение греков к этой стране. Это последнее замечание очень любопытно. Даже во время непродолжительного пребывания на Востоке Гельцер не мог не приметить такого неприятного для нас, но безусловно верного явления... Турецкое правительство тоже не вовсе лишает своих милостей иерархию. Прежний патриарх (т. е., конечно, Анфим) получает от Порты ежемесячную пенсию по 30 турецких золотых, а проживавший на Афоне в прелестной вилле отставной патриарх Иоаким III (теперь, как известно, он опять занял кафедру Великой Церкви) имел еще большую ежемесячную пенсию – в 50 турецких золотых, что составляло в год 7–12 тыс. марок. Но беда в том, что страдающее хроническим безденежьем турецкое казначейство не очень-то исправно платит эти пенсии. Интересно, что один из греческих архиереев, Самосский митрополит, отправившийся на один французский курорт для поправления здоровья, почему-то удостоился правительственной субсидии в 10 000 пиастров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1062 Beck Η. G. Actus Fidei. P. 64. На мой взгляд, Х.-Г. Бек мог бы присовокупить сюда, по крайней мере, еще один случай – осуждение на смерть вероотступника Ювеналия в середине XV в. и особенно юридическое и идеологическое обоснование Геннадием Схоларием этого процесса. См. о нем: Медведев И. П. Дело вероотступника Ювеналия с юридической точки зрения//The 17 th Intern. Byz. Congress: Major Papers. Ν. Y., 1986. P. 31–43. См. также более полный греческий вариант статьи: Η πθεση το ποστ τη Ιουβεναλου π την ποψη το δικαου// Βυζαντινα Μελται, 1991. Τ. 3. Σ. 152–173. 1063 Eclogä Das Gesetzbuch Leons III. und Konstantinos V./Hrsg. von L. Burgmann. Frankfurt a/M., 1983. S. 160. Z. 6. 1064 Gregory Т. Е. The Ekloga of Leo III and the Concept of Philanthropia// Βυζαντιν. 1975. Т. 7. P. 278–287. 1065 Troianos S. Bemerkungen zum Strafrecht der Ecloga// Αφιρωμα στν Νκο Σβρωνο. Ρεθμνο, 1986. Т. 1. Σ. 106. 1067 Troianos S. Η διαμρφωση το ποινικο δικαου στη μεταβατικ περοδο μεταξ Ισαυρν κα Μακεδνν// Βυζαντιακ, 1982. Τ. 2. Σ. 87. 1070 Ius graeco-roinanum/Ed. I. Zepos, P. Zepos. Aalen, 1962. Vol. 6. P. 355–356. Ср.: Ahrweiler Η. Lidéologie politique de lempire byzantin. P., 1975. P. 53. Not. 2. 1071 Т Βυζντιο κατ τν 12 о αινα Κανονικ Δκαιο, κρτος κα κοινωνα κδ. Ν Οκονομδης Αθνα, 1991. 1073 В последнее время картина законодательной реформы императоров Македонской династии кардинальным образом пересмотрена. См. выше, с. 176–187. 1074 О памятнике и о спорной роли Фотия в его редактировании см.: Troianos S. Ν. О πηγς το βυζαντινο δικαου . Αθνα; Κομοτνη, 1986. Σ. 88–89; Stolte В . Н . A Note on the un-Photian Revision of the Nomocanon XIV Titulorum//Analecta Atheniensia ad Ius Byzantium spectantia. Athen, Komotini, 1997. Т. 1. P. 115–130. 1075 Troianos S. N. Ο πηγς Σ. 148–151; Stevens G. P. De Theodoro Balsamonë Analysis operum ac mentis iuridicae. Roma, 1969. He следует забывать и работы старых русских авторов, прежде всего важное исследование о Вальсамоне и комментированный перевод Номоканона с его схолиями, принадлежащие В. Нарбекову: Нарбеков В. Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия. Казань, 1899; Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона/Изд. В. Нарбекова. Казань, 1899. Ч. 1: Историко-каноническое исслед.; Ч. 2: Русс. пер. с пред. и примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010