Кронштадтскую землю называли «российской Голгофой»: здесь осенью 1918 г., в период красного террора, были расстреляны, в частности, протоиереи священномученики Философ Орнатский и Алексий Ставровский. В 1920-1921 гг. в Кронштадте происходило закрытие всех приходских правосл. храмов, не занимавших отдельно стоявших зданий. Лишь госпитальные храмы после утраты собственного прихода были приписаны к Богоявленской ц. и собору и т. о. просуществовали до 1923-1924 гг. Якорную пл. переименовали в пл. Революции. Интерьер Никольского Морского собора. Фотография. 2016 г. Интерьер Никольского Морского собора. Фотография. 2016 г. Во время гражданской войны на куполе собора разместили наблюдательный пункт. 13-15 июня 1919 г., когда артиллерия кораблей и береговой охраны города обстреливала восставшие форты «Красная Горка», «Серая Лошадь», «Обручев» и тральщик «Китобой», с купола велась корректировка огня. В дни Кронштадтского восстания, 5 марта 1921 г., на куполе оборудовали наблюдательный пункт восставшие. Хотя священнослужители и прихожане не имели отношения к установке этого пункта, после подавления восстания 6 чел. были арестованы ВЧК «из-за непринятия мер к снятию наблюдательного пункта»: священники Василий Братолюбов и Николай Ложкин, а также сторожа храма А. В. Драгунов, А. И. Михненко, служитель С. М. Угрюмов и председатель приходского совета И. Ю. Деркаченко. Священников и председателя «двадцатки» расстреляли, остальных отправили на 5 лет в лагерь. Кроме того, 25 марта был арестован и 29 марта расстрелян прот. сщмч. Григорий Поспелов (со 2 апр. 1918 он служил настоятелем прихода Скорбященской ц. при Свято-Троицком об-ве трезвости, приход распоряжением Петроградского епархиального начальства в марте 1918 получил самостоятельность). Мн. священники и миряне были высланы из города как «неблагонадежные элементы». В апр. 1921 г. настоятелем собора стал прот. Иосиф Антонович Чепик (до 1927). Из собора и Богоявленской ц. 6 раз изымались церковные ценности (2, 13 марта, 2 и 22 апр., 22 и 23 мая 1922) общим весом 17 пудов 28 фунтов - 99 серебряных риз с икон, 19 напрестольных крестов, 16 чаш, 12 сосудов, 10 ковчегов, серебряные оклады с Евангелия, 16 серебряных венков с памятника адмиралу С. О. Макарову и т. д.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат Великого князя Сергея — Павел Александрович. Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское, расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от Москвы. Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения 1908 года. Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых мощей прп. Саввы Сторожевского. В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей преп. Саввы. 15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других «уполномоченных» явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась всё более бесконтрольной; началась драка, в которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни. Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел, — они шли защищать монастырь, не желая проливать кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками наиболее активные защитники обители двинулись в город для свержения власти советов. Но большевики действовали организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше не получали от них никаких известий.

http://pravoslavie.ru/36941.html

Священномученик Михаил Макаров 5 (†1918; память 16/29 июня) родился в 1881 году в семье крестьянина Пензенской губернии Петра Макарова. В 1907 году Михаил окончил Поименскую второклассную церковноприходскую школу с расширенной программой и был назначен в село Поим помощником синодального миссионера, известного тогда во многих областях православной России протоиерея Ксенофонта Крючкова. В селе Поим проживало очень много старообрядцев разных согласий, однако миссия среди отделившихся давала свои плоды – часть старообрядцев присоединялась к Церкви. С 1908 года Михаил Макаров стал исполнять и должность псаломщика в Успенской единоверческой церкви села. В 1909 году, после смерти о. Ксенофонта, Михаил был назначен помощником епархиального противораскольнического миссионера и псаломщиком Флоровской церкви в городе Курске. 28 июля 1912 года он был рукоположен во священника к Параскевинской церкви Кенорецкого погоста Каргопольского уезда Олонецкой губернии и назначен третьим епархиальным миссионером. 21 января 1914 года переведен в Вознесенскую церковь в Тюмени и назначен противораскольническим миссионером Тюменского и Ялуторовского уездов. Архиепископ Тобольский Варнава (Накропин) привлекал о. Михаила к поездкам по Тобольской епархии в качестве миссионера-проповедника, а также для произнесения проповедей при архиерейских богослужениях и во время общеепархиальных торжеств. Преемник Владыки Варнавы, епископ Гермоген (Долганёв) освободил священника от обязанностей приходского пастыря и перевел его служить в Знаменский собор в Тюмени, с оставлением за ним обязанностей епархиального миссионера, с которыми он справлялся весьма успешно. Сам о. Михаил позже писал: «С началом революции всякая миссионерская деятельность была немыслима, ограничиваясь лишь проповедью слова Божия. < ... > Мною в поездках, по благословению архипастыря, за богослужением произносились поучения миссионерского характера, велись религиозно-нравственные беседы, а также знакомство с расколом на местах в беседах с духовенством, о чем своевременно сообщалось на страницах “Епархиальных ведомостей”». Летом 1918 года о. Михаил вошел в состав епархиальной комиссии, ведшей переговоры с большевиками об освобождении епископа Гермогена, и стяжал мученический венец вместе со своим архипастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

Реставрируется. Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Арефино. Подробнее... Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Дюдьково) [ править править код ] Церковь Благовещения была сооружена к северу от деревянной Никольской церкви. Это каменная зимняя церковь с приделом Иоанна Предтечи в трапезной части. Дата постройки неизвестна, но стилистически храм можно датировать концом 18 века. Храм не закрывался в советское время – один из четырех храмов Рыбинского района.. Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Дюдьково, Никольский погост. Электронная почта: prihod_blagovest@mail.ru Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Ивановское) [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Ивановское был построен в 1735 году при помощи графини Е. Апраксиной. Трапезная с Никольским и Предтеченским приделами пристроена в 1854-1856 годах, трехъярусная колокольня под шпилем может быть датирована началом XIX века. Храм был закрыт в начале 1960-х годов. Возвращен верующим, восстанавливаетсся. Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Ивановское. Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Каменники) [ править править код ] В селе Каменник-Поповское в 1791 году на деньги прихожан на месте бывшего деревянного Троицкого храма был построен новый каменный храм. При советской власти закрытие храма проходило в несколько этапов: летом 1938 года сняли колокола, осенью взорвали колокольню. В 1939 году в здании церкви была открыта заводская контора. Храм возвращен верующим в 2000 году. Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, поселок Каменники. Телефон: +7(4855) 59-51-17 Подробнее... Храм Александра Невского (Макарово) [ править править код ] Строительство церкви в деревне Макарово началось в 1913 году душеприказчиками Александра Петровича Кожевникова – владельца кожевенного завода. Из-за первой мировой войны храм построили только в 1918 году. К этому времени Н.С. Кожевников скрывался от преследований ЧК, приток средств для стройки прекратился. Тогда жители прилегающих деревень организовали церковную общину и приняли решение достроить церковь на собственные средства.

http://azbyka.ru/palomnik/Рыбинский_райо...

В Жировицком монастыре будущий священномученик пробыл вплоть до Первой мировой. Потом он был переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где его застала революция. Претерпевший до конца Новая власть — Временное правительство — увидела в сосланном архиерее жертву царского режима. Его освободили и спешно поставили на Тобольскую кафедру. Надо ли говорить, что человек, не боявшийся ни Толстого, ни Распутина, не склонился перед безбожной властью узурпаторов? В то время, когда многие будущие мученики за Христа ликовали от падения монархии и начала «новой небывалой эры», владыка Гермоген сохранял трезвость рассудка. На Тобольской кафедре он делал то же, что и всегда: молился, миссионерствовал, помогал страждущим. Здесь же он примирился с бывшим императором и будущим страстотерпцем Николаем Романовым. Они взаимно испросили друг у друга прощения за все обиды, вольные и невольные. Особое попечение святитель имел о фронтовиках, которые были «распропагандированы», как тогда говорили, большевиками в духе атеизма. Забота епископа о духовном состоянии солдат приводила советскую власть в бешенство — как, впрочем, и всё, что он делал для своей паствы. 15/28 апреля 1918 года бесстрашный архипастырь возглавил крестный ход, в котором участвовало всё городское духовенство и тысячи мирян. Сразу же после шествия владыка был арестован. Начался его путь на свою Голгофу: заточение в Екатеринбургской тюрьме, смерть от рук большевиков его ближайших друзей — все, кто хлопотал об освобождении архиерея, оказались под арестом, и через несколько дней брат владыки протоиерей Ефрем Долганев, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны. Затем — этапирование в Тюмень, мрачный трюм парохода «Ермак», пароход «Ока», на котором его повезли обратно в Тобольск. Но ступить на твердую землю святителю было уже не суждено. Большевики утопили его в реке, привязав к шее тяжелый камень. До последней своей минуты священномученик творил молитву. Несмотря на старания безбожников, останки святого не были утрачены. Они оказались выброшены на берег и 3 июля 1918 года были обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым. Затем, после прихода войск адмирала Колчака, тело святого было доставлено в Тобольск. Останки подвижника были встречены многотысячным крестным ходом. Пять дней они пребывали в кафедральном Софийско-Успенском соборе, после чего были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе этого храма.

http://pravoslavie.ru/132230.html

31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера “Адмирал Макаров” и “Богатырь”, миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда. На Английской набережной, близ храма, были выстроены “со знаменами, штандартами и хорами музыки, при начальствующих лицах” рота Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища, роты Гвардейского и 2-го Балтийского флотского экипажей, морские команды стоящих рядом кораблей. В 10 часов утра на яхте “Александрия” из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение. К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г. С того времени величавый, облицованный белым камнем, златоглавый храм Спаса-на-Водах, стал символическим пантеоном, погибшим в морской пучине наших соотечественников “за Веру, Царя и Отечество”, символом благодарной народной памяти. Одновременно он стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нем музее хранилось собрание Православных святынь и морских реликвий. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков. После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков (О. Владимир Рыбаков – выходец из сельского духовенства, служил в сельских приходах, в 37 лет поступил в Петербургскую Духовную академию, из которой вышел кандидатом богословия. По ее окончании был назначен настоятелем храма Спаса-на-Водах. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. о. Владимир был призван на защиту Отечества и стал старшим священником Генерального штаба русской армии. В 1917 г. вернулся в Спас-на-Водах, где одновременно с исполнением своих прямых обязанностей священника стал работать над трудом о гимнографе IX века Св. Иосифе Сицилийце, который закончил в 1926 г. (один экземпляр книги о. Владимира “Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность” ныне хранится в музее Московского института инженеров транспорта). О. Владимир – известный в академических кругах ученый-богослов – дважды отклонял предложения уехать за границу, хотя, наверное, и понимал, как рискует: арестованный большевиками, он умер от побоев в тюрьме в марте 1934 г).

http://sobory.ru/article/?object=34469

Настоятелем служил прот. Василий Иванович Погодин. В состав причта в 1917-1918 гг. входил сщмч. Григорий Иванович Поспелов (с июня 1913 служил в соборе в сане диакона, с 15 окт. 1917 по 2 апр. 1918 - 3-м священником). Члены причта также преподавали Закон Божий в городских учебных заведениях и работали в благотворительных Кронштадтском отделении Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, Кронштадтском Свято-Троицком об-ве трезвости (свящ. Григорий с июня 1917 являлся руководителем этого многотысячного об-ва) и др. 7 марта 1917 г. в соборе состоялось отпевание жертв Февральской революции, в т. ч. морских офицеров, расстрелянных мятежниками в овраге у стен храма. В описи имущества собора (1919) значилось неск. сотен предметов церковной утвари, икон, облачений и т. п. В Музее Морского собора, расположенном в галереях 2-го этажа, хранились Евангелие 1754 г. в зеленом бархатном окладе с серебряными накладками, иконы в память погибших судов («Лефорт») и пожертвованные в экипажи или на суда, 4 модели храма, модель памятника адмиралу Макарову, модель Богоявленской ц., историческая реликвия - золотой крестик в футляре из слоновой кости, 3 адмиральских флага, 14 Андреевских знамен флотских экипажей, металлическая лопатка для закладки храма, колокол, альбом с фотографиями церемоний закладки и освящения собора и др. памятные вещи. Находившиеся в храме хоругви стоимостью 1450 р. были изготовлены на средства г. Кронштадта. С июня 1913 г. Кронштадтские собор и деревянный Богоявленский Морской собор (1861-1862, архит. Ф. И. Трапезников) имели общий причт. В ведении прихода также находились 3 приписные часовни: деревянная, построенная в нач. 60-х гг. XIX в. вблизи Богоявленской ц., др. деревянная, возведенная в 1858 г. на средства купца И. Осетрова за С.-Петербургскими (Петроградскими) воротами и перенесенная в 1903-1904 гг. за городские стены, а также каменная церковь у С.-Петербургских ворот, построенная в 1903-1904 гг., к 200-летию Кронштадта, по проекту автора собора архит.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

сибир. епархий, является то, что и во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. основным было деревянное строительство. Храмы в это время возводились преимущественно по образцовым проектам в рус. стиле. В основном церкви были 5-главыми, иногда достигали больших размеров (Ильинская ц. в Макарове, Киренский р-н, 1901, по проекту 31 из синодального альбома 1899 г.). В редких случаях главы располагались по сторонам света, как в ц. Спаса Нерукотворного в Усть-Куте (1869, не сохр., проект из синодального альбома), отличавшейся стройной композицией, и в ц. Св. Троицы из дер. Дядина (Жигаловский р-н, между 1914 и 1918, перенесена в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») с тяжеловесным луковичным куполом. Примером шатрового храма является Троицкий в Маркове (Усть-Кутский р-н, 1898). Алексеевская ц. киренского Троицкого монастыря (1891) - удлиненный 2-этажный храм, окруженный открытой галереей, с небольшим шатром и массивной шатровой колокольней. В кон. XIX в. в Иркутской и Верхоленской епархии появились храмы, построенные в «ропетовском» варианте русского стиля и близком к нему «дачном стиле», использовавшемся также в железнодорожном строительстве. Иркутская лагерная Преображенская ц. (1887, не сохр.) имела высокий крестообразный объем с клинчатыми кровлями рукавов, завершенный шатровой колокольней, и обширную открытую трапезную. Василиевская ц. на ст. Половина Восточно-Сибирской железной дороги (1903-1911, перестроена) представляла собой увенчанный шатром восьмерик с 4 прирубами, Иннокентиевская (Глазковская) ц. в Иркутске (1913-1915, снесена в 50-х гг. ХХ в.) - одноглавый храм с пирамидальной кровлей и небольшой башенкой в завершении. Наконец, ц. святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского в Слюдянке (1914-1915) имеет необычно удлиненную трапезную и 3-частный западный объем, некогда завершавшийся высоким шатром центральной колокольни и 2 невысокими пирамидальными боковыми шатрами. Нек-рые элементы модерна обнаруживаются в архитектуре Петропавловской ц. в Михалёве (1910, перенесена в Иркутск в 1918, разобрана в 1995), близкой по плану к каменным полковым церквам нач.

http://pravenc.ru/text/674055.html

П. И. Абрамычев. В 1913 г. церковь была освящена в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. До 70-х гг. XVIII в. на территории К. м., в районе собора, производились захоронения, останки обнаружены во время раскопок в 2004 г. Позже кладбища в мон-ре не было, у алтаря собора хоронили только настоятельниц, остальных насельниц хоронили на кладбище казанского Кизического в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря , где для Богородицкой обители был выделен отдельный участок. 1918-2012 гг. После закрытия 22 сент. 1918 г. кафедрального Благовещенского собора в Казани монастырский собор стал кафедральным. Здесь служили Казанские архиереи, в т. ч. сщмч. Кирилл (Смирнов) и сщмч. Иоасаф (Удалов) . В это время в К. м. находились мощи Казанских святителей Гурия и Варсонофия и др. святыни. В 1921 г. сестры обители зарегистрировались как религ. община. Несмотря на тяжелое экономическое и правовое положение, количество насельниц не уменьшалось. В 1927 г., незадолго до закрытия, в К. м. проживали 67 монахинь, 240 рясофорных послушниц и 44 белицы. Корпус с Крестовоздвиженской ц. был временно занят властями для военных нужд еще с 1915 г. В советское время в нем располагались учебные заведения, но лишь в 1928 г. он официально был передан государству. В 1929 г. Богородицкий собор был закрыт и стал использоваться для хранения зерна. Точное время упразднения обители не установлено, т. к. с 1926 г. вновь зарегистрированная община официально считалась не мон-рем, а приходом, к-рый ликвидировали в янв.-февр. 1931 г., одновременно с закрытием Никольской ц. Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г. Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г. В 30-х гг. XX в. 9 сестер были приговорены к заключению в лагеря, 41 насельница - к ссылке. Мон. Вероника (Бусыгина) расстреляна 10 авг. 1930 г., а Стефанида Васильевна Макарова (монашеское имя неизв.) - 2 янв. 1942 г. Мон. Евдокия (Двинских) скончалась в 1942 г. в Казани после освобождения из лагеря.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В марте 1918 г. Тобольский совет полностью перешел под контроль большевиков, к-рые старались доказать причастность Е. к «монархическому заговору». 22 апр. 1918 г. в Тобольск прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК К. А. Мячин для осуществления перевозки царской семьи в Екатеринбург. По предложению комиссара был произведен обыск в архиерейских покоях. Члены совета Иоанно-Димитриевского братства, опасавшиеся за жизнь архиерея, предложили Е. ночевать в тобольском Знаменском мон-ре, где находились покои викария Тобольской епархии, Берёзовского еп. Иринарха (Синеокова-Андреевского) . Поэтому Е. в ночь на 27 апр. не присутствовал во время обыска в архиерейском доме, когда была осквернена домовая церковь. При обыске была найдена «переписка» Е. «с членами императорского дома», представлявшая собой записку с подписью: «Мария». Эта записка была названа принадлежащей перу имп. Марии Феодоровны, хотя настоящий ее автор, некая Мария, даже указала свой домашний адрес. 27 апр. на заседание Тобольского епархиального совета, проходившее под председательством еп. Иринарха, пришли члены Тобольского исполкома во главе с матросом Хохряковым и потребовали передать Е., чтобы он явился на допрос, обещая архиерею неприкосновенность. Утром 28 апр. владыка служил литургию в тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовали оба епископа, все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода Е. был арестован, а ночью вывезен из Тобольска. С 1 мая содержался в екатеринбургской тюрьме по обвинению в контрреволюционных действиях. В Екатеринбург прибыли представители Тобольского епархиального управления священномученики прот. Ефрем Долганёв, свящ. Михаил Макаров и присяжный поверенный мч. Константин Минятов . Их попытки вызволить Е. из заточения не увенчались успехом. После передачи собранного по требованию властей денежного залога за освобождение епископа члены делегации были арестованы и вскоре расстреляны. 24 июня, в день Св. Духа, красноармейцы разрешили Е. совершить молебен в камере. Вместе с ним молились почти все заключенные. На следующий день Е. и 8 или 9 заключенных (в т. ч. священник Тобольской епархии сщмч. Петр Карелин ) были доставлены на вокзал, откуда поездом под конвоем направлены в Тюмень.

http://pravenc.ru/text/190195.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010