На задней стороне Иконы, обращенной в олтарь изображены по средине Св. Апостол Петр и Мученица Наталия, простирающие молитвенно руки к парящему над ними Господу Вседержителю, окруженному двумя по сторонам Ангелами; а на полях – Священномученик Климент, Святитель Николай, Святые Мученицы Екатерина и Евдокия. Труднее объяснить когда и по какой причине написаны означенные Св. лики. Икона, как и доселе видно, по приделанной к низу рукояти, издревле была запрестольною и выносилась для торжественных крестных ходов. Если принять в соображение, что запрестольные Иконы ныне устрояются по образцу древних с украшениями на обеих сторонах; то полагать надобно, что и у Чудотворной Иконы Знамения с другой стороны также находились изображения издревле: но те ли, какие теперь видим, сомнительно. Один из любителей и ревностных почитателей нашей отечественной святыни о написании сих Св. угодников высказал следующую догадку: «прямых сведений о том», т. е. о времени и причине написания святых с исподней стороны Иконы не имеется; но так как Знаменский Собор был обновлен и освящен Митрополитом Корнилием, в первые годы царствования Петра Великого, то не он ли поусердствовал изобразить лик Апостола и Мученицы, тезоименитых юному Царю и его благочестивой матери царицы Наталии? Но почему изображены тут же на полях прочие угодники, совершенно неизвестно; должно полагать, что они соответствовали также именам частных почетных лиц, украшавших постепенно Икону Знамения драгоценным жемчугом и каменьями, рассыпанными па золотой Ее ризе и даже на Ее богатом киоте» 14 . А иные говорят, что лики святых на Иконах Знамения всегда изображаются в клеймах и что они явились на Чудотворной Иконе непременно в Царствование Алексея Михайловича, когда поновлял Икону тогдашний Митрополит Макарий 15 . Основываясь на этих свидетельствах народного предания, мы заключаем, что существующие ныне на полях и на задней стороне Чудотворной Иконы Св. лицеизображения написаны не ранее XVI и XVII столетия, именно в те эпохи, когда был обновляем и украшаем дорогою утварью священный лик Богоматери и написаны потому, что дни памяти этих угодников Б. ознаменованы какими-либо частными и всенародными чудесами от Иконы Знамения, или, чтобы в лице этих Святых увековечить навсегда имена мужей и семейств, почему-либо незабвенных для Новгорода и которые «будучи одержимы не насыщаемым желанием и влекомые велиею верою к Чудотворному Пречистыя Богородицы образу и с тем вместе молитвами Ее желая получить небесные кровы и будущее блаженство», щедрою рукою расточали свое достояние на благолепное украшение Храма и лика Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Не случайно в нач. XVIII в. ц. Введения называли также храмом прп. Макария Белёвского. В описании пустыни архим. Леонид цитирует вкладную надпись 1712 г. на печатном Евангелии 1681 г.: «...сию книгу дал вкладу города Белёва посадской человек Димитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пресвятыя Богоматери, честнаго Ея Введения и преподобнаго отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белёвскаго чудотворца...» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 111-112). При игум. Тихоне рядом с деревянной ц. Введения, к тому времени уже обветшавшей, был построен каменный Введенский храм. Поблизости от колодца находилась деревянная Никольская ц. Согласно описи 1755 г., в пустыни числились только 2 храма: каменный Введенский собор и деревянная ветхая церковь без икон и утвари (Никольский храм, видимо, уже был разобран). После упразднения пустыни (1764) каменный собор стал приходским, а деревянную Введенскую церковь увезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1776 г. мон-рь был возобновлен как нештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского монастыря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым). Новая братия нашла пустынь совершенно разоренной, в Введенском соборе не было даже антиминса. Видимо, за то время, пока пустынь стояла пустой, память о месте погребения основателя обители и ее истории была утрачена. В святцах помимо даты преставления святого (22 янв.) фиксируется его память под 22 сент., 19 нояб. (РНБ. Тит. 4765 (Иконописный подлинник). Л. 97, XVIII в.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 88, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)), 20 нояб. (РНБ. Тихан. 413 (Иконописный подлинник). Л. 63, XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Знаменский предполагал, что день памяти М. под 22 сент. может быть связан с обретением в XVII в. его мощей, вновь положенных под спуд к нач. XVIII в. В 1816 г. при строительстве каменной Никольской ц. около колодца Жабынец был найден некий гроб (по др. версии, 3 гроба), к-рый по неясным причинам посчитали гробницей М. (сведения об освидетельствовании в то время мощей святого отсутствуют), и «паки честно опущен в землю, под алтарем новосозданного храма» ( Леонид (Кавелин).

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Ныне в нижнем этаже теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами; на правой стороне, в трапезе - во имя преп. Макария Желтоводского чудотв., а на левой в выступе – во имя первоверховных апост. Петра и Павла. В верхнем этаже холодная – во имя св. и равноапост. жен Мироносиц с приделом во имя преп. Евфимия, Суздальского чудотв., на левой стороне, в выступе над Петропавловским приделом. До половины XVIII ст. при Мироносицкой церкви было два священника, из коих один был протоиерей, и самая церковь до 1834 г. именовалась соборною, т.е. Знаменским собором, к коему собирались для крестного хода из всех церквей нижнего посада. Мироносицкая церковь в начале XVIII ст. хотя подвергалась пожарам и была поправляема, но в настоящем виде она существовала еще в 1649 г. Построение ее по нижегородскому летописцу относится к этому именно году и приписывается священнику Михаилу; первоначальное же основание Мироносицкой церкви должно относиться, по крайней мере, к началу XIV в., если не ранее. В нижегородском летописце указывается только: «в 7043 (1535) г. в 28 день августа в Нижнем на Щипоголовом дворе священна церковь жен Мироносиц», впрочем, это освящение относится не к новому начальному построению церкви, а только к ее возобновлению после пожара, бывшего в 1531 г. Она существовала еще в начале XIV ст., ибо известно, что близ нее родились преп. Евфимий и Макарий и при ней были погребены их родители. Несмотря на древность Мироносицкой церкви, древних вещей в ней почти не осталось, зато она сама замечательна по старинной архитектуре. Ее большие узорчатые кресты с короною над средним, кирпичные главы, полукружия над верхним карнизом, отделенные одни от других пустыми пространствами, и особенно ее паперть с искошенными просветами и кровлею в византийском стиле напоминают о ее давнем существовании. Из числа вещей священных более замечательны по своей древности следующие: - Икона Знамения Божией Матери, которая по размеру и письму точное подобие новгородской иконы Знамения, явившей чудо жителям Великого Новгорода в 1169 г. во время осады его суздальцами. К этой иконе многие притекают с особою верою и усердием, особенно во время общественных бедствий. Теперь она в сребропозлащенной ризе, с тремя дорогими камнями и бантиком из стразов в венце Богоматери. Цата и запястья на иконе Пресвятой Богородицы и риза на Предвечном Младенце из мелкого жемчуга с зелеными по местам камешками. Она находится в верхней Мироносицкой церкви, на левой стороне подле царских врат.

http://sobory.ru/article/?object=00918

По прибытии в Казань энергично взялся за дело просвещения инородцев Казанской епархии. Плодом его просветительской деятельности было обращение в Православие 811 человек. В то же время в Казани завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии, во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах. Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего Сильвестру пришлось дорого поплатиться за свой донос. Он был отрешен от епархии и окончил свою жизнь в крепости. Духовный писатель. Труды: Канон Пресвятой Богородице, «егоже от оклеветания в печалях и напастях петь прилично». Молитвы. Челобитная//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1862, кн. 4. Письмо к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву от 6 ноября 1707 г. с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1861. – Кн. 3. Несколько молитв. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 14. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 114, 480. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 29, 31–32. Знаменский П. В. Сильвестр, митрополит Казанский//Православное обозрение. – М., 1878, апрель, май, июнь. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 84, 341–347, 671. Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1, прим. 9. – С. 4, 7, 9. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 46, 73, 140, 289, 416, 444, 592, 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоиерей Михаил был назначен священником в Свято-Троицкую церковь. Во время возникновения в 1922 году обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя как активные противники православия, причем одним из центров раскола стал Нижний Новгород, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество, протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев. В декабре 1924 года некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться и обсудить, что возможно здесь сделать. 10 декабря несколько священников собралось в квартире у протоиерея Михаила Пылаева. Обсудив положение, они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся священникам. Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря сообщил в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом» ; с этого времени за участниками кружка было установлено наблюдение. Второй раз священники собрались 5 января 1925 года, на этой встрече присутствовали также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов). Прихожанин храма, в котором служил отец Михаил, преподаватель техникума, окончивший Санкт-Петербургский университет, прочел присутствующим лекцию на тему «Марксистский материализм». 15 января священники собрались на квартире автора лекции и он здесь прочел ее вторично. В следующий раз священники собрались 5 февраля, и была прочитана лекция о происхождении мира. Следующая встреча состоялась 26 февраля, здесь священниками читались лекции на темы: «Религия и нравственность», «Спор о Боге», «Буддизм и христианство». Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский). Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить курсы для духовенства. Вечером все участники лекций были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.

http://fond.ru/kalendar/235/onisim/

Скончался архиепископ Гавриил 16 января 1753 года. Тело его было перевезено в Рязань и 1 февраля погребено в Рязанском Архангельском соборе. Литература: Добролю бов И. В., священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. – Рязань, 1885, ч. 3. – С. 274–310. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. Сборник Церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1863, кн. 2–4. – С. 116. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. – С. 67. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – С. 12. Благовещенский А. А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 25–35. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 1063. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 289, 657, 735. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 40. Труды Рязанской ученой архивной комиссии. – Рязань, 1884–1904, 1891, т. 6, 2. Вологодские епархиальные ведомости. – 1869, 13. – 1874, 2. – 1887, 2, 3, 1 6. Самарские епархиальные ведомости. – 1878, 22. – С. 454. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 598. – 1907, 10. – С. 297. Православное обозрение. – 1868, декабрь. – С. 355. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 571–572. Русский архив. – 1900, кн. 2, 8. – С. 410–411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 45, 49, 60. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 725; т. 7. – С. 709–710.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слепнева Татьяна Николаевна проводит большую работу в направлении изучения и сохранения историко-культурного наследия в Тосненском районе Ленинградской области и активно делится полученными знаниями со школьниками. Гузов Юрий Николаевич также не стоит в стороне от работы областного отделения. В его практической деятельности стоит отметить сочетание профессиональной и общественной работы. Так Юрий Николаевич Гузов курирует как руководитель исполнительного органа Ассоциации выпускников экономического факультета СПбГУ проект памяти о Николае Андреевиче Моисенко, Почетном гражданине Тихвинского района, кавалере ордена Александра Невского, упокоенного на Никольским кладбище Лавры. Именно под его руководством взвод разведчиков освободил от фашистов Тихвинский монастырь. Хотелось бы отметить работу Элины Валерьевны Знаменской, руководителя Ассоциации женщин Северо-Запада России. Она реализует целый комплекс духовно-патриотических проектов. Патриотическая работа особенно в настоящее время востребована. Но она весьма непроста. И то как с такими проектами справляется Элина Валерьевна достойно уважения. Также стоит отметить работу братчиков, много делающих в рамках реализуемых ими проектов и программ, а именно: Андриенко Андрей Анатольевич, можно отметить совместные проекты созданного Андреем Анатольевичем Музея «Князь Александр Невский» и Братства. Мартынов Олег Николаевич, Есина Елена Александровна могли бы поведать о проекте «Александро-Невское братство детям». Кухарь Василий Владимирович мог бы рассказать о своем проекте. Он и его крестоходцы, кажется, исколесили уже всю матушку Россию вдоль и поперек. Костины Владимир Васильевич и Татьяна Михайловна. Продолжают двигать проект выпуска русского (копорского) чая с символикой памятных дат, которые отмечают в Братстве. Отдельно следует отметить то, как в этом году поработал духовник, Игумен Макарий (Зеленков). Он побывал на целом ряде мероприятий, которые проходили как в районах Ленинградской области, так и на территории Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/na...

Согласно росписи 1615 г., в Н. П. м. находились храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских с приделами Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца и св. князей Бориса и Глеба, «да в трапезе древян храм Леонтий Ростовский» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 2. С. 327; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 377). Т. о., соборный храм к тому времени был перестроен. Обитель пострадала во время швед. оккупации Новгородской земли 1611-1617 гг. В росписи 1615 г. отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). Согласно описи 1617 г., в Н. П. м. «храм и паперть каменная разорены... был большой колокол... На монастыре строенье 5 келей, кровлей и сеней меж кельями нет и ограды около монастыря нет» (Опись Новгорода 1617 г. Ч. 1. С. 112). По переписной книге 1646 г., в Н. П. м. стояли «церковь каменная во имя Офонасия и Кирила, другой храм с трапезою во имя Левонтей Епискуп. А в церквах образы и ризы и колокола - строенье государево. А в монастыри игумен Генадей и з братьею». При обители отмечалось наличие «посадца» и «сельца», в к-рых жили «служки» с детьми общим числом 19 чел. (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 94-95). В переписной книге 1678 г. имеются сведения о том, что в монастырской слободке расположены 6 дворов, в к-рых жили «служки» и бобыли, вдовий и крестьянский дворы; всего «служек» и работников насчитывалось 8 чел., в т. ч. крестьянин (Там же. С. 164-165). Согласно писцовой книге 1685-1686 гг., Н. П. м. имел двор в Новгороде на Ильиной ул., в к-ром проживал диакон находящегося рядом Знаменского мон-ря (Там же. С. 204). В 1651 г. для Н. П. м. мастер Ермолай Васильев отлил колокола ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 153). В 1744 г. монастырь владел 1235 крестьянами. До 1764 г. к обители был приписан Млёвский Свято-Троицкий муж. мон-рь (с 200 крестьянами) Вышневолоцкого у. Тверской губ., в этой обители попечением кирилловской братии построен каменный храм Св. Троицы (1756). В 1764 г. Н. П. м. был отнесен к 3-му классу, в 1776 г. к Н. П. м. приписан расположенный поблизости упраздненный Ситецкий Андреевский монастырь Новгородского у. ( Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства а России//ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 143; Зверинский. Т. 2. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Созидание московского подворья проходило при самом активном участии одного из самых деятельных членов 18-й Пекинской Духовной Миссии - архимандрита Авраамия (в миру Василий Васильевич Часовников, 1864-1918). Он приехал из Пекина в Москву, чтобы, выступая с лекциями о миссионерской деятельности православных в Китае, собрать средства на развитие Китайского православного братства и строительство в Пекине собора во имя 300-летия Дома Романовых. Так, выступая в Москве 16 марта в Обществе любителей духовно-нравственного просвещения в присутствии Митрополита Петроградского Владимира, архимандрит Авраамий указывал на настоятельную необходимость подготовки миссионеров для работы в Китае. Он провидчески указывал на грядущий наплыв китайцев в Россию и на опасность наступления восточного язычества на православие. В конце 1913 г. московское подворье возглавил иеромонах Досифей (в миру Димитрий Федорович Королев), уроженец Москвы, начинавший свой монашеский путь в 1864 г. послушником в Николо-Угрешском монастыре. В 1873 г. он был пострижен в монахи, а вскорости рукоположен в иеромонахи, после чего переведен в Высокопетровский монастырь в Москве. В дальнейшем три года состоял экономом Московской Духовной академии. Иеромонах Досифей прославился своим замечательным голосом: П.И. Чайковский признавал его четвертым лучшим тенором Европы. В течение 27 лет о. Досифей подвизался в Чудовом монастыре, где был уставщиком. В 1901 г.он перешел казначеем в Знаменский монастырь. Являлся кавалером ордены Св. Анны 3 степени. В 1914 г. о. Досифей по неизвестным нам причинам сложил с себя обязанности заведующего подворьем. Появление часовни на подворье миссии вскоре было замечено, и благочинному 3 отделения Сретенского сорока, настоятелю Софийской, что на Лубянке, церкви протоиерею Сергию Садковскому 7 августа поступило донесение от священника Троицкой, что в Покровском, церкви Алексия Покровского. В нем, в частности, говорилось: “Будет открыта здесь Китайская семинария для приготовления миссионеров в Китай; построится пока деревянный храм, а со временем - и каменный; а пока отделали одну комнату - с Покровки - под часовню, в которой и начали служить с 3 августа молебны, всенощные бдения и обедницы... Служат монахи и имеют ли право на это - неизвестно”. Документ был приобщен к делу, ход коему был дан в связи со строительством, развернувшимся на подворье. Началось расследование. В ходе его выяснилось, что митрополит Московский и Коломенский Макарий еще 31 июля 1913 г. дал указание разрешить устроение временного храма при подворье Пекинской миссии”.

http://sobory.ru/article/?object=37997

Этот труд был делом всей жизни историка; последний (12-й) том, в котором излагается история Большого Московского Собора 1666—1667 гг., увидел свет после его смерти. По полноте охвата материала «История Русской Церкви» митрополита Макария (СПб., 1864—1886; М., 1994—1998) может быть сопоставима лишь с «Историей России» С.М. Соловьева (М., 1851—1879. 29 т.). За основу периодизации историк принял каноническое положение Русской Церкви (зависимость от Константинопольского Патриарха), а внутри больших разделов использовал деление по времени предстоятельства Первоиерархов Русской Церкви. В каждом из периодов автор рассмотрел стороны жизни Русской Церкви: историю иерархии, богослужения, монашества, состояние веры в обществе. Высокопреосвященный Макарий ввел в научный оборот новые памятники письменности. Фундаментальность исследования, богатство собранного материала, прекрасный язык способствовали тому, что этот труд, комментированный и дополненный, был переиздан в 90-х гг. XX в.    Учебными пособиями, излагающими результаты многих исследований, были «Руководство к русской церковной истории» (СПб., 1871. М., 1996п) профессора П. В. Знаменского и «Руководство по истории Русской Церкви» (Рязань; М., 1886—1893. 4 вып. М., 1999п) профессора А.П. Доброклонского. П.В. Знаменский изложил события до эпохи Александра II, уделив особое внимание истории церковных учреждений, внутрицерковной жизни, деятельности раскольников и сект. Ученик Е.Е. Голубинского профессор А.П. Доброклонский следовал в изложении событий до XVI в. за митрополитом Макарием (Булгаковым). Самостоятельную ценность работа представляет в своей последней (4-й) части, где излагается история синодального периода с обильным цитированием первоисточников. А.П. Доброклонский точен при ссылке на источники, но попытки дать общую характеристику эпох и наметить их тенденции ему мало удались.    Особое место в историографии Русской Церкви занимает незаконченный труд профессора Е.Е. Голубинского «История Русской Церкви» (М., 1880—1911.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010