Мнения авторитетных историков по этому вопросу разнятся. Например, Е.Е. Голубинский считал, что летописи говорят неверно, потому Герасима он считал митрополитом Литовским, обосновывая это тем, что «император и патриарх константинопольские при тогдашнем значении для них московского великого князя, то есть при тогдашней нужде своей, которую имели в нем, поставили отдельного митрополита для Литвы; но чтобы они решились поставить в митрополиты всея России кандидата, присланного литовским великим князем, это совсем невероятно» . Хотя О.А. Абеленцева видит в поставлении Герасима митрополитом Киевским и всея Руси уверенный шаг Константинополя: «В рассматриваемый период для византийских властей все более насущной становилась готовность будущего Митрополита участвовать в переговорах о заключении унии с Римской Церковью в обмен на военную помощь в борьбе с турецкой экспансией» . Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, в своей «Истории Русской Церкви» лишь вскользь упоминает о Герасиме, но называет его только митрополитом Литовским . П.В. Знаменский четко не говорит титула Герасима, ибо, как и святитель Филарет, не заостряет на нем внимания. Однако по контексту можно понять, что сам историк считал его митрополитом Киевским и всея Руси, так как речь в тексте именно о Предстоятелях Русской Церкви . Другой церковный историк А.П. Доброклонский в своей книге «Руководство по Истории Русской Церкви» в одном месте называет Герасима, делая на этом акцент, митрополитом Московским , а в другом пишет, что он был поставлен для всей России . Митрополит Макарий (Булгаков) четко писал, что рассматриваемая нами личность была поставлена для всей Руси, причем с титулом «Московский и всея Руси» . К этому вопросу нужно присовокупить еще два момента, которые также могут быть использованы в качестве аргумента в этом споре. Как известно, святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, был рукоположен в архиерейский сан в Смоленске именно митрополитом Герасимом 26 мая 1434 года (в житии дата не дана).

http://bogoslov.ru/article/6167235

Он готов содействовать всеми средствами обновлению, но обновлению мирному, при посредстве установленных от Царя властей и при деятельном участии представительства от истинно русского народа, в полном согласии с Царем, под условием неизменного охранения исконных основ русского государства: православия веры, самодержавия Царя, при нераздельном единстве и господстве народа и при дружелюбном отношении ко всем иноверцам, инородцам и пришельцам земли русской. Итак, объединяйся, русский народ, на тебя рассчитывает Царь, тебя благословляет Церковь , тебя благословлять будет потомство, если сохранишь завет старины и обновишь в духе мира и любви все обветшавшее, попортившееся, если, все испытывая, держаться будешь только доброго. Вот чем да поможет нам Бог! Речь пред благодарственным молебном по случаю чудесного спасения чудотворной Курской иконы Знамения Пресвятой Богородицы Печать оповестила во всех концах Православной России, даже до нашего, удаленного от центров, края, о новом чуде Божием, совершившемся а городе Курске. Так как не все имеют возможность прочитать печатные известия об этом, и из присутствующих здесь, вероятно, многие не имели возможности и слышать о случившемся, то мы считаем долгом своим сделать известным об этом дивном деле Божием с этого священного места и посвятить несколько времени размышлению по поводу события, ставшего известным, без сомнения, и вне пределов нашего отечества. В 1 ч. ночи на 8-е число марта, в Знаменском монастыре г.Курска произошел взрыв вещества, положенного неизвестным под сень чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Взрывом разрушена сень, под которой находилась святая икона, чугунная ступень, около ее свешник, стекла в окнах и дверях и повреждена каменная стена, давшая трещину. Но та часть деревянной стены, в которую был вделан киот, в котором в это время находилась икона Знамения Божией Матери, от взрыва уцелела, и решительно без всяких повреждений осталась на своем месте. Вокруг святого образа, над ним, под ним, позади его и впереди его все разбито вдребезги, а он остался невредим и висит на одной дощечке, оставшейся тоже целой. Господь и Матерь Божия сохранили святую икону в неприкосновенности. Здесь совершилось чудо очевидное, и кто дерзнул бы усомниться в том, что оно действительно совершено силою Божиею. Чудно спасенной иконой Знамения Пресвятой Богородицы нам дается знамение. И это знамение, в течение последнего десятилетия истекающего столетия – третье. Первое было в том году, когда чудесно спасена Августейшая Семья при крушении царского поезда (17 октября 1888 г.). Вторым знамением должно признать открытие нетленных и чудотворных мощей святителя Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Прп. Гавриил неск. лет спустя так описывал увиденное им: «От мощей сильно благоухало. Почивший святитель лежал нетленным. Его лик был цвета белого воска. Спереди голова имела большую лысину, но сзади спускались довольно густые прямые волосы каштанового цвета. Длинная такого же цвета с сильной проседью клинообразная борода окаймляла лик усопшего; нос правильный, уста сжаты, глаза покрыты веками, как у спящего, и окружены темноватой каймой сравнительно с цветом лица. Лик усопшего сиял красотой и совсем не представлялся таким морщинистым и старческим, каким он изображен на портрете, хранящемся в настоятельских архиерейских покоях обители. Священные одежды сохранились от тления до колен. Ниже колен останки были обнажены, и здесь на левой ноге я заметил, что у икры нет мягких частей и видна кость. Но остальные части все сохранены, я их видел и утверждаю, что они нетленны и благоухают» (цит. по: Гурий [Степанов]. С. 31). Гроб с телом В. положили в специально приготовленную каменную нишу в стене храма, во время переложения чудесно исцелился местный крестьянин Я. Кадыль. Монастырский собор был разрушен после 1918 г., останки В. утрачены. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Т. 1. Д. 1049; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 73-73 об. Соч.: Слово на 25-й день мая. М., 1754; Слово в публичном собрании казанской гимназии 1775 г. М., 1775; Соч., принадлежащие к грамматике чуваш. яз. [СПб., 1769]; Увещательное послание пастве//ПС. 1859. Т. 2. С. 205-210; Письмо к Екатерине II от 6 февр. 1775 г.// Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 113-115; Воззвание к своей пастве с разоблачением Пугачёва//Там же. С. 153-160 (то же//ПС. 1859. Ч. 2). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 127-138; Можаровский А. Ф. История КазДС. Каз., 1868; Архангельский М. , свящ. Преосв. Вениамин, митр. Казанский и Свияжский//Странник. 1866. Янв. С. 5-59; Знаменский П. В. Сто лет тому назад//ПС. 1874. Ч. 2. С. 89-99; Харлампович К.

http://pravenc.ru/text/150309.html

Согласно письму, опубликованному в «Дыме отечества» 8 мая 1914 г., дело происходило так: «24 апреля с. г. в 11 ч. 30 м. дня явившиеся на суд Синодальной конторы афонцы были приглашены в церковь 12-ти апостолов, где высокопреосвященный Макарий отслужил молебен. После молебна они отправились в Синодальную контору, где состоялось заседание суда из архиереев г. Москвы. Афонцев стали спрашивать, как они веруют. На это последние ответили, что веруют, как приняли от Св. Креста, как повелевают веровать 7 Соборов Апостольской Кафолической Церкви, ничего не прибавлять и не убавлять. Тогда их спросили: «Вы признаете Патриарха и Св. Синод?» Они ответили, что признают, но их нового учения о Имени Божием не принимают. На вопрос: почему? Монахи ответили: «потому что от Синода был прислан к нам архиепископ Никон и привез с собой хулу на Господа Иисуса Христа». На этом митрополит сказал: «Один Никон не Синод. Если Никон ошибся, Синод в этом не виноват». Афонцы в свою очередь ответили, будто и они не виноваты в том, что Синод прислал такого проповедника, который угнал с Афона до 100 человек твердых в вере православных иноков. После этого митрополит с епископами осенили себя крестным знамением и возблагодарили Господа, что нашли афонских изгнанников истинно верующими, а не отступниками, как клеветали на них имяборцы, почему им не в чем было раскаиваться и давать подписку, и предложили лишь целовать Крест и Евангелие. После этого иноков отпустили в Свято-Знаменский монастырь» 349 . В официальной церковной печати было торжественно сообщено «о воссоединении 6 имябожников» с указанием, что акт воссоединения был подписан всеми присутствующими епископами. Инцидент таким образом официально выглядел ликвидированным. «А где же, – задавал вопрос «Дым отечества», – находились остальные 610, силою водворенных в Россию имяславцев и еще 700–800 добровольно покинувших Св. Гору?..» 350 Вопрос об «имябожничестве» в Государственной Думе Вопрос об «имяславцах», вспыхнул в Государственной Думе при обсуждении сметы Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Стенная иконопись, коею украшен Знаменский собор с приделами, относится к началу прошлого века и отличается хорошим искусством письма. Она замечательна по целым историческим отделениям и частным изображениям. Из числа первых напр. Соборы вселенские и поместные, притчи Евангельские, Акафист Божией Матери, житие Алексия митрополита; из числа вторых: осуждение Иис. Христа иудейскими начальниками, подающими голос свой в свитках, страшный суд, воскресение мертвых и проч. О времени иконописи в соборе имеется надпись на стене за правым клиросом. Надпись сия читается так: Во славу святыя единосущныя и животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу же и честь всехъ христиан скорыя помощницы и заступницы, преблагословенныя, славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, начата бысть сия святая ее церковь иконным и стенным писанием благоукрашатися в лето от сотворения мира 7210 от Рождества же по плоти Бога Слова 1702 маия в 1 день и совершися пособиемъ Божиим, при державе благочестивейшаго Великого Государя нашего царя и Великаго князя Петра Aлekciebuчa всея великия и малыя и белыя Pocciu Самодержца, и при благороднейшем сыне его благочестивейшем Государе нашем Цесаревиче и Великом князе Алексие Петровиче, благословением преосвященнаго Иова, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук, между патриаршества лета Господня 1702 сентября 13 дня, трудолюбием в подряде иконописца Иоанна Яковлева сына Бахматова и прочих во управлении его находившихся града Костромы иконописцев, ихже числом бяше 30, подаянием же на сие благоукрашеиие с первых Его царскаго Величества сокровищь и прочихъ всякого чина христоименитых людсй по сыле дарования, их же имена и дары писаны суть в церкви на небеси въ книзе вечнаго живота». Кроме внутренних частей храма, иконописью росписаны и внешние его стороны на фризах. Именно, с западной его стороны образ Знамения Божией Матери, а по сторонам лики святых: с северной в средине распятие Господне град Иерусалим, в котором это событие случилось; по сторонам преображение и вознесение Господне; с восточной в средине Иисус Христос и Господь Саваоф, между коими осмиконечный крест с изображением над ним Духа Святого в виде голубя, по сторонам благовещение пресвятой Богородицы и преполовение; с южной седение Господа на престоле славы, окруженного сонмом Ангелов, по сторонам успение пресвятой Богородицы и нерукотворенный образ Спаса, окруженный шестью святителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре Одна из любительских реплик первопортрета - сравнительно небольшое живописное изображение сер. XIX в. (Елецкий КМ), написанное местным мастером, стремившимся точнее повторить образец. Основные детали рисунка, вплоть до положения рук и наклона креста, соответствуют запечатленным на гравюре, однако глаза подвижницы открыты и взгляд направлен на зрителя. Автор портрета пользовался всего неск. красками, но моделировка лика и рук существенно разнится; потертости красочного слоя в области рук и креста могут свидетельствовать о том, что к портрету, как к иконе, прикладывались молящиеся. К этому же изводу с оговорками можно отнести портрет М. Е. сер. XIX в., поступивший в ЦАМ КДА в 1897 г. из собрания гр. М. В. Толстого (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 41. Кат. 74). Пропорции фигуры, одеяние, положение рук с четками, рисунок крупных морщин на более округлом лице, потупленный взор - все заимствовано с гравюры 1844 г. или ее ближайшего прототипа. Только крест здесь не изображен: или портрет был написан немного позднее, когда рассказ о чудесном видении уже был забыт, а жизнеописание подвижницы еще не было опубликовано, или мастер оказался человеком, не знавшим елецких реалий и по-своему интерпретировал имевшийся у него образец. Довольно качественный по исполнению киевский портрет, представляющий и своеобразный иконографический вариант, свидетельствует о почитании затворницы в высшем обществе, вдали от Ельца. Кроме того, по сведениям Д. А. Ровинского, портрет М. Е. находился в КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1264). Другой, более поздний вариант извода восходит к эстампу, помещенному на фронтисписе в изданиях жизнеописания М. Е. ( Макарий (Миролюбов). 1873. Вкл.). Преподобная представлена строго фронтально, по пояс, в монашеской рясе, апостольнике и скуфье (или в большом темном платке), крест сжимает в руках строго вертикально, длинные четки спускаются вниз.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

Иов в 1575 перев. из Симонова; упом. в янв. 1580. Иоаким , 1584. Сергий , 1588 и 89. Сильвестр , 1597–98. Закхей , 1598 и 99; † 1602. Сергий , 1606. Евфимий в сент. 1610 ездил в Польшу при послах. (Перев. из Дудина и опять туда?). Иосиф , 1612–1626. Лаврентий , в февр. 1627–29. Тихон в апр. 1630 перев. из Белопесоцкого, и в 1631. Иосиф , 1631, 1637; после в Спасо-Андрониеве. Лаврентий , в июле 1638. Иона , 1639–43; † в дек. [ Иона определён 12 янв. (sic) 1644 и в сент. 1645.] Никон в 1646 перев. из Кожеозерского, а 11 мар. 1649 хирот. в митр-та Новгородского. Никон (другой) 1649–54 (уволен на покой; жил в 1662). Питирим в 1654 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1655 хирот. в митр-та Сарского. Сергий на соборе 29 дек. 1655, 18 мая (sic) 1656. Иосиф , 1658–63, уволен на покой (в 1675 и 77 жил на Перерве) Знаменский игум. сделан архим. 21 июня 1656. Прохор [не из Симонова-ль?] 1663; † 10 сент. 1664. Иосиф 22 дек. 1664 перев. из Тихвина, а 9 авг. 1674 хирот. в митр-та Рязанского. Макарий 29 авг. (sic) 1674 перев. из Спасо-Андрониева; † 11 июня 1681. Гавриил [из Колязина?] с 1681, а 7 сент. 1684 хирот. в архиеп. Вологодского. Игнатий Римский-Корсаков 7 сент. 1684 перев. из Спасо-Ярославского, а 3 апр. 1692 хирот. в митр-та Сибирского. Тихон , 3 апр. 1692, из ризничих патриарших, а 21 апр. 1695 хирот. в митр-та Сарского. Трифиллий Инихов перев. 4 мая 1695 из Андрониева, а 17 янв. 1697 хирот. в митр-та Нижегородского. Исаия , с 1697, а 23 июля 1699 хирот. в митр-та Нижегородского. Иларион Властелинский , 23 июля 1699, из патриарших иеромонахов, а 6 янв. 1701 перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. Иоасаф , 1701–1710. Досифей Глебов 1710 перев. из Спасо-Евфимиева, а 17 июня 1711 хирот. в еписк. Ростовского. (Календ. Зап.). Моисей , из ризничих Троицкой Сергиевой Лавры, 1711–15, окт. (Упом. в янв. 1716). Арсений , 1715 и 16. Сергий , с 1716, а 19 июля 1721 перев. во Владимиро-Рождественский мнтрь. Иерофей Прилуцкий 19 июля 1721 перев. из Донского; заболел в 1725; † 28 окт. 1728. Евфимий Коллети , Грек, из иеромонахов, определён 1728–30, 16 сент. перев. в Чудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменная церковь Знамения, конечно, была построена Латухиным, но точной даты долго никто не знал. Так, в имеющихся у местного краеведа Угрюмова В.А документах о Знаменской церкви, в трех говорится, что церковь была построена в 1775 году, в четырех клировых ведомостях дату постройки вообще не обозначили, а в документах дату постройки обозначили 1748 годом. И лишь близок к дате постройки оказался А.В. Вихарев в своей статье в «Рабочей Балахне» в 1137, где он писал: «В 1757 году в своем «доношении» в Балахнинское Духовное правление П.С. Латухин сообщал, что «в городе Балахне» на помененном другом месте на посадской покупной земле, вместо означенной сгоревшей вновь каменная настоящая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и при ней теплый предел Святыя великомученицы Параскевы Пятницы построена…». В этом же документе Латухин просит благословения церковного начальства на освящение нового храма. Основываясь на данном источнике, мы с уверенностью можем считать 1757 год датой строительства ныне существующего храма. Об этом есть подтверждение еще в двух местах. Так, архимандрит Макарий в своей книге «Памятники церковных древностей» в описании Знаменской церкви назвал назвал дату постройки 1748 год, но уже в описании Спасопреображенской церкви «Верхний Спас» вскользь заметил, что церковный староста с прихожанами этой церкви в 1761 году испросили дозволения поставить на место Знаменской, сгоревшей и перенесенной в 1758 году на другое место. Это же подтверждает и газета «Нижегородские губернские ведомости» 34 от 31 мая 1847 года, стр. 135: «Купец Петр Семенов Латухин, доставлявший важныя Казенныя поставки из С. Петербурга и других мест, он в 1758 году хромозданной грамоте Антония, архиепископа Владимирского и Ярославского и по указу Святейшего Синода построил в Балахне каменную церковь Знамения Богородицы с приделом св. великомученицы Параскевы Пятницы». К каменной Знаменской церкви, по причине якобы уменьшения народонаселения, была приписана в 1795 году церковь Воздвиженская...

http://sobory.ru/article/?object=01871

Гавриил , игум., определить в 1764 и вскоре отрешён. Исаия Илляшевич , игум., 1765 перев. из Карповой Троицкой пустыни; 13 сент. 1770 перев. в Белгородский Николаевский мнтрь. Стефан , 1770–72. Афанасий Илляшевич , игум., с окт. 1772 по окт. 1774. Александр , 1774 и 75. Лаврентий Карпинский , 1775–78, перев. в Гороховатскую Украинскую пустынь. Константин определён в нояб. 1778–1780. Авдий Туранский , 1780–92; 6 дек. перев. в Обоянский Знаменский мнтрь. Иларий , монах Саровский, определён 6 дек. 1792; в 1795 уволен на покой. Софроний , в 1795–99. Макарий Каменецкий определён 28 мар. 1799, из Александро-Невских монахов; игум. с 25 февр. 1806; † 16 авг. 1815. Палладий Белевцов определён 1815 из казначеев; с 1816 архим.; в 1818 перев. в Курский Знаменский. Архимандриты Макарий в 1818 перев. из Полоцкого Богоявленского, а в 1820 – в Александро-Свирский. Израиль определён 25 февр. 1820, из ризничих Александро-Невской Лавры; 31 мар. 1831 перев. в Рыльский Николаевский. Паисий 28 июля 1831 перев. из Обоянского Знаменского; † 2 мая 1841. Вениамин , из Китайской миссии, 1841–44, в окт. перев. в Александро-Невскую Лавру наместником. Палладий , 1844–53; † 26 нояб. 1853. Иоаким 22 янв. 1854 перев. из Спасо-Евфимиева, а 9 дек. уволен на покой. Серафим 9 дек. 1854 определён, а 8 мая 1862 перев. в Мелецкий (Волынской епархии). Ювеналий Поллацев , 15 авг. 1862, из настоятелей Глинской пустыни; до 1867. Иоанникий , игум., 1869. 5 Знаменский Обоянский, заштатный. [V, 358.] Игумены Игнатий , строит., определён 18 мар. 1664. Корнилий , в июне 1679. Игнатий , 1685. Варлаам , 1691–93, нояб. Иона , 3 дек. 1694. Архимандриты Иосиф , 1695 и 96. Пётр , игум., 1699. Феофан , 28 янв. 1709. Иона , в сент. 1721. Иоасаф , 1748. Наркисс Кветка в 1762 перев. из Псковского Любятова, а 1768 – в Белгородский Николаевский. Авдий Турайский , строит., 6 дек. 1792 перев. из Коренной пустыни, а 1794 – в Молчанский. Александр , строит., 1798 перев. из Глинской пустыни. Евтихий , строитель … Паисий , игум., определён 1817, а 22 июля 1831 перев. в Коренную пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

чудотворному пречистыя Богородицы образу, вожделеша убо небесныя кровы и будущее блаженство молитвами ее наследовати, и подвигшеся многа имения своя истощивше, поставиша церковь каменную на воспоминание преславного чудеси, во имя пресвятыя Богородицы честного ее Знамения, на той же Ильине улице близь тоеже святыя церкви святого Спаса, и всяческими церковными добротами и благолепно украсиша» 606 . Таким образом Знаменский собор основан в XIV веке, при архиепископе новгородском св. Моисее, в воспоминание чуда от иконы Божией матери, бывшего в 1169 году во время осады Новгорода войсками в. к. суздальского Андрея Георгиевича Боголюбского до построения новой Преображенской церкви за 18 лет. Собор в 1380 году подвергался пожару 607 , а в 1527 году перестроен при преосвященном Макарии, архиепископе новгородском и освящен им в 1528 году 608 . После этой перестройки упоминаются в соборе бывшие приделы св. Апостола Иакова Алфеева 609 , св. Иоанна архиепископа новгородского 610 . В том же Знаменском соборе отправляемо было храмовым порядком торжество в честь Богоматери св. ее иконы Владимирской, 23 Июля. В этот день установлено было пред литургиею совершать крестный ход из Софийского в Знаменский собор. Святитель с монастырскими властями, по совершении крестного хода, освящал воду пред Знаменскою церковию и совершал в ней литургию, по отпущении крестного хода в Софийский собор 611 . Построенный в XIV веке храм частию от времени, а частию от бывших пожаров, обветшал. На место разобранного прежнего храма в конце XVII века построен ныне существующий Знаменский собор. Построение его, по летописи, относится к 1682 году 612 . «В лето 7190 (1682), как сказано в Новг. III летописи 613 , в царство благочестивыя державы великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всей великия и малыя и белыя России Самодержцев, при святейшем кир Иоакиме, архиепископе московском и всея России и всех северных стран патриархе, и при митрополите Коршилии Великого Новаграда и Великих Лук, та прежняя церковь Знамение пресвятыя Богородицы разобрана и место очищено, и вновь на том же месте, пространства ради и помещения людского, тщанием его преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, и не малым в строение то домовыя своея казны истощанием и прилежным в деле разсмотрением, построена церковь соборная Знамения пресвятой Богородицы, велми пречудно и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена; освящена же бысть та новая преудобренная церковь Знамения Богородицы 7196 (1688), ноября в 20, в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010