V. Степень, преимущества и устав монастыря Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, будучи построена царским иждивением, получила при самом своём основании в 1597 году настоятельство Игуменское. В период зависимости сей обители от Курского Знаменского монастыря(1618 – 1764), ею управляли старшие иеромонахи малого братства в ней проживавшего, которые по актам XVIII столетия назывались Строителями, а самая пустынь именовалась приписной пустынькой или монастырьком к Курскому Богородицкому монастырю. В 1764 году, во время учреждения о духовных штатах Коренная пустынь, по распоряжению епархиального начальства, будучи отчислена от Курского Богородицкого монастыря, в тоже время включена в число заштатных монастырей Белгородской епархии, оставленных на своём содержании, с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими. В 1806 году, строитель сей пустыни, о. Макарий, по Высочайшему повелению возведен в сан Игумена, а в 1816 году, в следствие представления Преосвященного Феоктиста, учреждено в Коренной пустыни с высочайшего разрешения по примеру Ниловой пустыни – Архимандрия, «ради знаменитости места, по явлении в нем прославленной Божией Матери иконы». В 1804 году, по Высочайше конфирмованному в 9 день февраля того года докладу от Святейшего Правительствующего Синода поданному, в сем монастыре прибавлено штату в сравнении с первоклассными монастырями, по знатности места, до 30 человек монашествующих и 10 человек больничных, а в последствии, в силу общих распоряжений, дозволено наштатное число монашествующих содержать такое же число указных послушников. Монастырь с самого основания своего по актам именуется общим; во время зависимости его от Курского Богородицкого Монастыря, жившая в тогдашней пустыньке братия содержание имела частью от ежегодного приноса Иконы, а частью от своего хозяйства: огородов, пасек, садов; хлеб же получала из ближайших монастырских вотчин, монастыря, к которому была приписана их Пустынька; монастырский порядок этого периода остается неизвестным. В период самостоятельного существования обители с 1764 по 1792 год, общежитие в обители было не полное; так в делах 1785 года находим известие, что кружечные деньги, собранные в богомолье о девятой пятнице, поступали в раздел по третям на одежду, но трапеза и тогда была общая.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Калуга. Церковь Воскресения Христова " на посаде " . Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1626 - 1650. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Калужская область, г. Калуга, ул. Воскресенская, площадка перед домом 10. Координаты: 54.508062, 36.258627 Проезд:От вокзала Калуга-1 троллейбусом 1 до остановки " Магазин Светлана " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, Воскресенская церковь - одна из древнейших церквей Калуги. Будто бы уже в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм во имя архид. Стефана, но он сгорел. Первые же точные сведения о храме содержатся в описи 1626 г., где он обозначен под именем церкви Введения Пр. Богородицы с приделом архид. Стефана “в остроге”. Около 1654 г. эта церковь была уже каменной, когда в ней присутствовал на богослужении Макарий патр. Антиохийский. Павел Алеппский называет ее недавновыстроенной “в честь Воскресения”, “как бы висячей, с окружной галереи”. В описи 1685 г. храм, действительно, значится Воскресенским, каменным, с приделом св. Николая. Этот последний впоследствии заменен Введенским. В 1754 г. церковь пострадала от пожара, в ней сгорело 15 человек, хотевших укрыться от огня, после чего церковь подверглась некоторой переделке. Построена она в русском стиле того времени, “когда он усвоил некоторую правильность и определившиеся понятия о карнизах, фронтонах и т. п. архитектурных частях и когда он готовился уступить свое место в церковных постройках новейшему стилю”. Старинной постройки сама церковь, алтарь и колокольня, а по мнению акад. Преображенского, и придел. Церковь небольшая с круглым куполом и 5-ю главами, посаженными на концах. Трибун главной главы имеет окна с наличниками из колонок и “бровями”, между окнами поставлено по колонке. Кровля имеет четыре фронтона, в каждом из коих находится по картине. Алтарь трехабсидный, тоже с фронтоном, в котором на штукатурке изображено Воскресение Христово. Придел обозначен куполом, который посажен на небольшой куб, вытянутый над линией кровли трапезы. Хорошо сохранилась колокольня: она невысокая, с пирамидальной сквозной крышей с окошечками, сложенной целиком из камня. По-видимому, по ее образцу построена колокольня у Георгия за верхом и в Знаменской церкви. Под церковью по обеим сторонам колокольни — подвалы, в одном из коих заметны остеклившиеся кирпичи — признак бывшего пожара. (Подвалы назначались для сохранения церковного имущества на случай нападения врагов). Снаружи входы в церковь снабжены старинными узорчатыми железными дверьми — окна были с такими же ставнями.

http://sobory.ru/article/?object=24749

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛЬСКИЙ Василий Серафимович (дек. 1839, г. Моршанск Тамбовской губ.- до 1913, Тамбов (?)), прот., регент, учитель церковного пения. Род. в семье причетника и ктитора моршанской Вознесенской ц. Окончил Тамбовское ДУ. Еп. Тамбовский и Шацкий Макарий (Булгаков) назначил его помощником регента архиерейского хора (с 1859); впосл. Н. являлся регентом этого хора (1870-1886 или 1887). 3 мая 1868 г. еп. Тамбовским и Шацким Феодосием (Шаповаленко) рукоположен во диакона Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тамбова, в 1871 г. перемещен в Знаменскую ц., в 1874 г. уволен за штат. Для рукоположения во иерея в 1878 г. сдал экзамен в Тамбовской ДС на знание богословских предметов; рукоположен в том же году. Педагогическая деятельность Н. в должности учителя церковного пения проходила в ряде учебных заведений Тамбова: в епархиальном женском уч-ще (февр.-нояб. 1864), в Александринском ин-те благородных девиц (1869-1874, 1876-1887), в мужской и министерской женской гимназиях (1876-1877), в 1-м приходском уч-ще (до авг. 1886). Как регент архиерейского хора Н. первым в Тамбове с 80-х гг. XIX в. проводил духовные концерты. В 1881 г. архиерейский хор вместе с солистом Большого театра уроженцем Тамбова баритоном К. Алелековым исполнил фрагменты оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки . 11 дек. 1883 г. концерт хора был приурочен к 50-летию публичного исполнения национального гимна «Боже, царя храни» А. Ф. Львова (программа состояла из произведений этого композитора). В ж. «Искусство» сообщалось и о проведенном Н. 28 марта 1884 г. духовном концерте. В концертах архиерейский хор под упр. Н. исполнял духовные сочинения Д. С. Бортнянского , А. Т. Данилевского , Львова, Ю. Н. Голицына , можно предположить, что и самого Н. В 1887 г. Н., будучи священником Архидиаконо-Стефановской ц. и регентом Тамбовского архиерейского хора, согласно его прошению, был перемещен в Таврическую епархию (Тамбовские ЕВ. Ч. офиц. 1887. 3 (1 февр.). С. 53).

http://pravenc.ru/text/2566202.html

митр. Антоний (Фиалко) Источники и литература Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии, 1976. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Сочинения: В 5 т. М., 1839–1840. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Сочинения. СПб. Изд. Тузова, 1888. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. СПб. Изд. Сойкина, б.г. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. Киев, 1903. Аникеев П. Святитель Димитрий Ростовский , как богослов и писатель//Церковные ведомости. 1909. Антоний (Храповицкий) , архиеп. О православном пастырстве. М., 1906. Варфоломей, митр. Новосибирский. О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского//ЖМП. 1949. 1. Гадецкий В., свящ. Св. Димитрий, митрополит Ростовский//ЖМП. 1947. 6. Голубев С. Киевская Академия в конце XVII века. Киев, 1901. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т.1. Киев, 1883. Державин А., прот. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Т. 1, Загорск, 1954 (машинопись). Знаменский И. П., прот. Духовные школы в России. Киев, 1881. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2. СПб., 1912. Крылов А. Иерархи Ростово-Ярославской паствы//Ярославские епархиальные ведомости. 1862. Лахотинский П., прот. Личность святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по его житию и поучениям//Прибавление к «Церковным ведомостям». 1909. Макарий (Булгаков) , митр. История Киевской Духовной Академий. СПб., 1843. Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (машинопись). Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Первухин Н. Святой Димитрий Ростовский как педагог//Ярославские епархиальные ведомости. 1902. 10. Петров Н.И. Киевская Академия во второй половине XVII века. Киев, 1895. Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский , его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972 (машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) VI. Епархия Астраханская Астраханская епархия учреждена в 1606 г. Вторая из второклассных. I. Архиепископы Астраханские и Терские 1. Феодосий хирот. 1602 из игум. Астраханского Троицкого монастыря; в 1606 был в Москве и возвращаясь † 18 дек., в городе Царицыне. На особом листике об архим. Феодосии сказано, что он «женился 20-ти лет. Поставлен в иереи Никандром, архиеп. Ростовским. Был 6 лет. По пострижении в монашество сделан игум. Тольгского монастыря тем же Никандром. Поставил церковь каменную. Жил в том митре 25 лет. Переведён в Астраханский Троицкий мнтрь игуменом по воле царя Феодора Ивановича и патриарха Иова. Построил соборную в Астрахани церковь . В 7110 (1602) хирот. патриархом Иовом в архиереи Астраханские. При Ростриге чуть не убит. Обличал его. Переносил мощи из Углича Димитрия царевича 7114 (1606) 3 июня. Отпущен в Астрахань и на пути, в Царицыне, † 18 дек. 7115 (1606). Тело стояло в церкви не погребено многое время. В 7116 Ф. И. Шереметев, ехав из Астрахани, привёз тело в Казань, где митр. Ефрем похоронил в Спасо-Преображенском мнтре. В 7125 (1617) мощи перенесены в Астрахань». 2. Ануфрий хирот. 15 февр. 1615, из игум. Тихвина монастыря; † 23 июля 1628. 3. Макарий хирот. 13 янв. 1629, из архим. Спасо-Преображенского Казанского монастыря; † 28 янв. 1638. 4. Рафаил хирот. 17 мая 1638 из архим. Хутыньских; † 20 дек. 1640. 5. Пахомий хирот. 17 июня 1641 из архим. Хутыньских; † 31 мая 1655. II. Митрополиты Астраханские и Терские 6. Иосиф дек. 1655?] 3 мая 1656 хирот. из архим. Астраханского Троицкого монастыря; 17 мар. (sic) 1667 произведён в митрополиты 73 . Убит мятежниками 11 мая 1671. 7. Парфений 25 февр. 1672 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 5 окт. 1680. 8. Никифор хирот. 27 июня 1681 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; † 22 окт. 1682. 9. Савватий хирот. 4 мар. 1683, из крестовых патриарших иеромонахов; † 1 июля 1696. 10. Самсон хирот. 2 февр. (sic) 1697 из архим. Курского Знаменского монастыря; † в мае 1714. III. Епископы Астраханские и Ставропольские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Местонахождение рая по учению Священного Писания и святых отцов Церкви Место первоначального земного рая определяется Священным Писанием на востоке: И насади Господь Бог рай во Эдеме на востоцех ( Быт. 2:8 ). В этом же направлении по отношению к земле указывается и рай небесный. Преподобная Феодора поведала, что по исшествии ее из тела, она с сопутствовавшими ей Ангелами направилась для достижения небесных обителей к востоку. Великий угодник Божий Симеон Дивногорец видел рай на востоке («Четьи-Минеи», 24 мая). На востоке видела его преподобная Евфросиния Суздальская. Вот почему восток в христианской Церкви имеет великое значение. Так, храмы строятся алтарем на восток; покойники кладутся лицом к востоку; православные молятся на восток. Православная Церковь, не занимаясь отыскиванием местонахождения рая во вселенной, в своих молитвах, особенно в Великую Субботу и Воскресение Христово, говорит о месте рая на небе. Многие угодники Божии новозаветной Церкви созерцали рай подобно саду. Но, конечно, вещество его и природа соответствуют естеству его жителей – духов, и потому рай недоступен для наших чувств, огрубевших от глубокого падения. При погребении Божией Матери св. Иоанн Богослов шел с райскою ветвью, принесенною на землю из рая архангелом Гавриилом. Святой Макарий Великий пишет, что после смерти наследующих рай встречают, отводят в особенные сады, в обители, приуготованные заблаговременно, где на них возлагают драгоценные одеяния (Беседа 16). Святой Григорий Синаит пишет, что рай есть низшее небо; что деревья садов постоянно покрыты цветами и плодами; посреди рая течет река, его напояющая и разделяющаяся на четыре рукава. Об этой реке повествует и Моисей в своей книге: Река же исходит из Эдема напаяти рай: оттуду разлучается в четыри начала ( Быт. 2:10 ). У всех св. отцов и учителей Церкви рай представляется садом дивной, неописанной красоты, природа которого вполне соответствует природе души, недоступной нашим огрубевшим чувствам.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла при Павловском женском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1794 в Гатчине открылось сиротское училище, которое после перевода в столицу получило в 1798 г. название Императорского Военно-сиротского дома. Он занял б. дворец графа Р.И. Воронцова у Обухова моста на левом берегу Фонтанки (см. церковь Воскресения Христова при Константиновском артиллерийском училище). При училище имелось девичье отделение, воспитанницы которого вместе с остальными учениками ходили в близлежащую церковь Воскресения Христова (см. упраздненную церковь Воскресения Христова при Обер-егермейстерском дворе). Когда девичье отделение стало самостоятельным училищем, оно в сентябре 1806 г.перебралось в трехэтажный дом Остермана напротив Михайловского замка. Там была устроена церковь во имя св. Александра Невского (см. церковь вмц. Екатерины при Доме шефа жандармов), которую затем перенесли в работный дом (см. церковь мч. Михаила, князя Черниговского, при Городской пересыльной тюрьме). Поскольку дом училища оказался не очень удобным, с аукциона был куплен другой, с садом, тоже на Фонтанке, около Экспедиции заготовления государственных бумаг. Известный арх. А.Е. Штауберт перестроил его в 1818-1820 гг. в красивое здание с портиком. На третьем этаже бокового флигеля он создал храм, освященный 7 августа 1820 г. архимандритом Аполлосом во имя апп. Петра и Павла. Одноярусный иконостас для этого храма вырезал охтинский резчик И.И. Фарафонтов; образа за 1500 руб. написал А. Антонов, расписавший также стены и потолок; лепку исполнил Н. Заколупин. В 1829 г. училище стало называться Павловским институтом и для него, после расширения, Р.А. Желязевич возвел в 1845-1850 гг. на Знаменской улице новое здание в эклектическом стиле. В этом же стиле была оформлена и церковь на 500 человек, что потребовало нового иконостаса и новых образов, которые написал акад. П.М. Шамшин. Освятил храм на третьем этаже 17 июня 1851 г. епископ Макарий, ректор Духовной академии. Окон в помещении не было, и свет падал через проем в потолке. Лепные украшения на стенах сделал Ф.П. Дылев.

http://sobory.ru/article/?object=24677

сост. А.В. Фомин Библиография 1. Александр (Милеант) , епископ. Ангелы – благовестники воли Божией. Лос-Анджелес, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Миссионерский Листок 14. 1998. 2. Алексий, архимандрит. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. О вере, неверии и сомнении. М., 2002. 4. Викторова М. Киево-Печерский патерик. М., 1911. 5. Грузов А.И., священник. Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти и жизни загробной вечной. М., Тип. Фаворского, 1888. 6. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. 7. Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901. 8. Дионисий Ареопагит , св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. 9. Дьяченко Г. М., протоиерей. Духовные посевы. М., 1897. 10. Епифаний Премудрый . Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1993. 11. Знаменский Г.А. О творении невидимого или ангельского мира. Православная Русь, 22, 1972. 12. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 13. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Слово о смерти. М., 1991. 14. Иоанн Мосх , прп. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. 15. Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. 16. Малиновский Н. П., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад, 1914. 17. Мальцев М.В., священник. Ангел Мой с вами. Явление св. Архангела Михаила в Русской земле. Православие и русская народная культура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1994. 18. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 19. Никандр (Колпиков Н.П.), протоиерей. О мире невидимом – Ангелах и злых духах. Киев, 1904. 20. Николай Сербский (Велимирович), свт. С нами Бог . М., 2004. 21. Никольский Павел . Святые Ангелы. Тамбов, 1907. 22. Орлов Георгий , священник. Ангел-Хранитель. М., 1905. 23. Орлов Георгий , священник. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Нижнем Новгороде освящен киот на месте родительского дома преподобного Макария Желтоводского 6 августа 2022 г. 13:47 6 августа 2022 года в Нижнем Новгороде возле храма в честь Знамения Божией Матери и святых Жен-мироносиц освящен киот с мозаичными иконами Божией Матери «Знамение», преподобного Макария Желтоводского, преподобного Евфимия Суздальского и святых Жен-мироносиц. Киот также украшен резьбой по камню с изображениями Спасителя и великомученика Георгия Победоносца. Чин освящения совершил викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий  в сослужении настоятеля Знаменского храма протоиерея Михаила Сторонкина и клирика Мироносицкой церкви протоиерея Сергия Мельчакова. На богослужении молились прихожане и благотворители церкви, в том числе председатель Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе Виктор Клочай, попечением и по инициативе которого создан этот киот. Киот установлен на месте, где находился дом родителей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, день памяти которого отмечается 7 августа. «Поздравляю вас с сегодняшним событием. Мы освящаем киот, который установлен на месте, где, по преданию, родился преподобный Макарий Желтоводский. Накануне дня памяти этого великого святого мы еще раз молитвенно обращаемся к нему и выражаем свое почтение. Преподобный Макарий очень любим верующими не только на Нижегородской земле, но и в других областях России. Пусть эта святыня, которая сооружена с тщанием и любовью, будет местом, где вы сможете поклониться и помолиться святым, чьи образы изображены здесь, и вспомнить нашу историю», — сказал епископ Иннокентий после освящения, обращаясь к собравшимся. Святой Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. С раннего детства он отличался большим благочестием и в 12 лет тайно покинул отчий дом, чтобы поступить в Нижегородский Печерский монастырь. Родители в отчаянии искали его повсюду, и один повстречавшийся им монах рассказал, что их сын в обители. Отец Макария отправился туда, но юный инок, не желавший более никаких связей с миром, отказался увидеться с ним и лишь протянул руку через окно.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Чемал. Церковь Макария (Невского), митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Макария (Невского), митрополита Алтайского, в Богословском скиту в Чемале Первоначально в Чемале по проекту московского архитектора А. Котова построена часовня приехавшими из Москвы миссионерами - Павловым Виктором Николаевичем с супругой. Не была освящена, стояла закрытой. В 2013 г. перестроена, 1 марта 2014 г. освящена Епископом Каллистратом как Макариевская церковь. http://svyatayarus.su/church/detail/45966/ Часовня Макария Невского возвышается в селе Чемал Республики Алтай, поселение является административным центром Чемальского района. Населенный пункт возник в начале XIX века. Население его состояло, в основном, из русских православных поселенцев, в это время на территории района активную миссионерскую деятельность проявляла РПЦ. Часовня Макария Невского посвящена памяти святого – основателя православной общины Чемальского района. Значительную часть своей жизни он посвятил распространению христианской веры на Алтае, но его излюбленным местом был именно Чемал. Последний раз Макарий посетил его в 1915 году, в чине митрополита Московского, чтобы освятить церковь Иоанна Богослова на острове Патмос. Святитель ушел из жизни в 1926 году и был похоронен в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. В 1957 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия его нетленные мощи были перенесены в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых. В память «апостола Алтая» и «патриарха алтайских миссионеров» в селе Чемал на острове Патмос при Иоанно-Богословском ските Знаменского Барнаульского женского монастыря на месте бывшей его кельи в 2011 году была построена деревянная часовня святого Макария Невского. Храм Святителя Макария Алтайского в поселке Чемал Первоначально в Чемале по проекту московского архитектора Котова А. была построена часовня приехавшими из Москвы миссионерами Павловым Виктором Николаевичем с супругой. Продолжительное время часовня не была освящена, стояла закрытой. В 2013 году часовня была перестроена, а 1 марта 2014 года освящена Епископом Каллистратом как церковь Святителя Макария Алтайского, основателя Чемальской духовной миссии. В храме находится икона с частицей мощей Святого Макария. У храма Святителя Макария находится могила Виктора Николаевича Павлова, устроителя скита и храма Иоанна Богослова на острове Патмос, члена Союза Журналистов, эконома Иоанно-Богословского скита, строителя храма на острове Патмос в селе Чемал.

http://sobory.ru/article/?object=17665

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010