2. Епархии Додеканесского архипелага , который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родос (митрополит Хризостом), Кос (митрополит Нафанаил), Лерос, Калимнос и Астипалеи (митрополит Паисий), Карпафос и Касос (митрополит Амвросий). 3. Критская архиепископия , имеющая статус полуавтономной Церкви. Глава – архиепископ Ириней. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Адрес: Archbishopric of Crete Agiou Mina str., 25. 71201 Herakleion, Crete тел.: (2810) 288658, (2810) 335860, (2810)33586. факс: (2810) 288658. URL: http://www.iak.gr E-mail: knosou@iak.gr, info@iak.gr Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также восемь епархий: Митрополия Гортины и Аркадии (митрополит Макарий) Митрополия Рефимны и Авлопотама (митрополит Евгений) Митрополия Кидонии и Апокорона (митрополит Дамаскин) Митрополия Ламбы и Сфакии (митрополит Ириней) Митрополия Иерапитны и Ситии (митрополит Евгений) Митрополия Петры (митрополит Нектарий) Митрополия Кисама и Селина (митрополит Амфилохий) Митрополия Аркалохории, Кастеллии и Вианна (митрополит Андрей) На Крите действуют несколько церковных учебных заведений . Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит». 4. Патмосская экзархия Экзархия входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова . Патриаршим экзархом Патмоса является игумен обители архимандрит Антипа (Никитарас). В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года по Р.Х. было дано Откровение. Ответственным за Пещеру является иеромонах Исидор. тел.: (30-247) 31234. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 году св. Макарием Калогерасом. 5. Святая Гора Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

О спасении Не надо говорить: я не знаю, спасусь ли я. Почему я не спасусь?! Спасусь! Тебе Единому согрешаем и на Тебя Единого надеемся. Завет старца Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом. Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит. Часто причащайтесь, тепло молитесь, терпите – и увидите сильную Руку, Которая вас поддерживает. Биография: Старец Амфилохий (Макрис) родился 1889-м году на острове Патмос в благочестивой семье. В марте 1906 года он поступил в монастырь Иоанна Богослова и 20 августа того же года принял в нем иноческий постриг с именем Амфилохий. Добротолюбие, подвижнические слова Василия Великого и преподобного Ефрема Сирина были его пищей. Он мало ел, много молился, спал на доске, посещал все богослужения первым, жил в послушании у старцев, был благороден манерами и прост нравом. В 1911-м году он посетил Афон, где 23 марта 1913 года был пострижен в монахи (принял великую схиму) в келье Аполлоса строгим духовником, иеромонахом Макарием (Антониадисом). В мае 1913 года он совершил паломничество по Святой земле. Решением совета старцев монастыря Иоанна Богослова в 1913-м году он был рукоположен во диакона и вскоре во иерея и служил в Богословском монастыре, был настоятелем храма Панагии Диасозусы и пещеры Апокалипсиса. В 1935-м году патмосская братия избрала его игуменом и патриаршим экзархом. С силой он противостоял планам итальянских захватчиков поработить Додеканес и переподчинить его острова Папе Римскому. За эту борьбу старца выслали с Патмоса. В тот же самый период он начал организовывать женский монастырь Благовещения с помощью своей духовной дочери, учительницы с Калимноса Каллиопи (Гуннарис), впоследствии ставшей первой игуменией монастыря Благовещения, монахиней Евстохией. Старец Амфилохий основывал новые и возрождал старые монастыри, заботился о сиротах, воспитал в Церкви плеяду своих духовных чад – клириков, монахов, мирян. До конца своей жизни посещал любимые им острова Додеканеса и, как любящий отец, исповедовал, утешал, укреплял, воодушевлял, благословлял. 16 апреля 1970 года его всесветлая душа отошла ко Господу. Его святость была очевидна при жизни и продолжает действовать после его блаженной кончины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=278...

Так Иаков по части риторики списывал «изложение риторических правил», сочинение самого Макария, а также руководства по риторике же Коридаллея и А. Маврокордата; он же переписывал письма Синезия философа, вероятно, как некоторого рода пособие к усвоению философии наверное он списал же и «толкование» Маврокордата на одно сочинение Аристотеля, так как это толкование имело руководственное значение при преподавании философии в данной школе: Иаков далее прилежно работал над известной богословской книгой Дамаскина: судя потому, что эта работа мешала ему отправиться в путешествие по морю, нужно думать, что в нашем источнике речь идет не о чтении книги (что можно делать и в дороге), а о переписке ее: наконец тот же Иаков переписывает какие-то сочинения известного полемиста против папства (XVII в.) – Георгия Корессия. 509 Большая часть выше-поименованных руководств была обогащена схолиями и толкованиями самого Макария и тем приобретала особенную важность в глазах учеников. В исторических известиях Иаков представляется главным списателем нужных в школе руководств, рекомендованных самим Макарием: у этого первого копииста уроков, уже потом, во дни же Макария, списывали их прочие ученики, почему эти последние и называются в одном документе (письме Ма- —369— кария) «переписчиками уроков дидаскала Иакова». 510 Если мы укажем еще одну черту, характеризующую порядки Макариевой школы, то исчерпаем все, что нужно оказать по этой части. Кинги списывались учениками и конечно до известной степени усвоились их памятью: но основательно изученным руководство считалось, по-видимому, только тогда, когда оно твердо заучивалось наизусть. Наш паломник, Барский, принадлежал к прилежнейшим ученикам Патмосской школы, однако ж, не мог одолеть риторики; «риторику же я оставил – говорит он – слабой ради моей памяти». 511 Очевидно зубрение составляло одну из принадлежностей школьного метода на Патмосе. Правда, наш Барский учился не у самого Макария, но мы думаем, что школьные порядки времен основателя училища хранились в этом последнем, как святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Маврокордато; он же переписывал письма философа Синезия, вероятно, как некоторого рода пособие к усвоению философии; наверное, он же списал и «Толкование Александра Маврокордато на одно сочинение Аристотеля», так как это толкование имело руководственное значение при преподавании философии в данной школе; Иаков, далее, прилежно работал над известной богословской книгой Дамаскина; судя по тому, что эта работа мешала ему отправиться в путешествие по морю, нужно думать, что в нашем источнике речь идет не о чтении книги (что можно делать и в дороге), а о ее переписке; наконец, тот же Иаков переписывает какието сочинения известного полемиста против папства (XVII в.) Георгия Корессия. 88 Большая часть вышепоименованных руководств была обогащена схолиями и толкованиями самого Макария и тем приобретала особенную важность в глазах учеников. В исторических известиях Иаков представляется главным списывателем нужных в школе руководств, рекомендованных самим Макарием; у этого первого копииста уроков уже потом, во дни же Макария, списывали их прочие ученики, почему эти последние и называются в одном документе (письме Макария) «переписчиками уроков дидаскала Иакова». 89 Если мы укажем еще одну черту, характеризующую порядки Макариевой школы, то исчерпаем все, что нужно сказать по этой части. Книги списывались учениками и, конечно, до известной степени усвоялись их памятью; но основательно изученным руководство считалось, по-видимому, только тогда, когда оно твердо заучивалось наизусть. Наш паломник Барский принадлежал к прилежнейшим ученикам Патмосской школы, однако же не мог одолеть риторики: «Риторику же я оставил, – говорил он, – слабой ради моей памяти». 90 Очевидно, зубрение составляло одну из принадлежностей школьного метода на Патмосе. Правда, наш Барский учился не у самого Макария, но мы думаем, что школьные порядки времен основателя училища хранились в этом последнем, как святыня. Посмотрим теперь, каких успехов достигла школа Макария в тех науках, какие здесь преподавались и изучались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Замечательна также деятельность в сфере образования Иерусалимских патриархов. Вынужденные постоянно путешествовать для решения вопросов, связанных со святыми местами, они не только принимали участие в общих усилиях по развитию образования, открывая школы там, где их не было, или заботясь об экономическом благосостоянии уже существующих, но и учреждали типографии, как например патриарх Досифей в Бухаресте и Яссах, и публиковали научные труды. Но что особенно важно, они занимались собиранием рукописей и составляли библиотеки. Благодаря их попечению возникла Иерусалимская библиотека, располагавшаяся в Иерусалиме и на подворье Святого Гроба Господня в Константинополе . Подобной же деятельности Александрийских патриархов обязана своим существованием и Каирская библиотека, перенесенная ныне в Александрию. Как в предыдущие века, так и в эту эпоху Церковь также с большим усердием занималась разысканием и сбором филологических памятников прошлого в библиотеках монастырей и Патриархий, несмотря на то, что, к сожалению, на протяжении всего этого времени продолжались хищения рукописей из библиотек Востока и их гибель. Существование библиотек в Иерусалиме, на Синае, на Патмосе, в афонских и во всех других монастырях, а также существование общественных и частных библиотек во времена после падения Константинополя является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, насколько значительным было духовное развитие и движение на греческом Востоке. В это время значительный расцвет переживала основанная на Патмосе академия. Ее основателем был монах, родом с острова Патмос, по имени Макарий Калогерас. В Константинополе, куда он приехал учиться в Патриаршую академию, он был протеже и ученик Агапия Вулисмаса с Итаки († 1739), который позднее преподавал в Афинах, и Иакова Якумиса, обучавших его греческой и латинской филологии и философии. Пройдя полный курс обучения, Макарий возвратился на родину и открыл в 1713 году при Патмосском монастыре ставшую впоследствии знаменитой Патмосскую академию . В самом начале в академии обучалось небольшое число детей родом с Патмоса, но вскоре на маленький остров стали приезжать учащиеся отовсюду. При Макарии в академии учился путешествовавший по греческому Востоку Василий Григорович-Барский, русский по происхождению, оставивший множество сведений о школе .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Синода Элладской ПЦ о К. сщмч. Ефрема Нового, Неамакринского чудотворца († 1426, пам. 5 мая, 3 янв.). С соответствующим прошением к К-польскому Синоду еще в 1997 г. обращался архиеп. Афинский Христодул († 2008), но из-за возникшего конфликта между митр. Аттики Пантелеимоном и сестричеством монастыря св. Ефрема в г. Неа-Макри К. была отложена. В февр. 2011 г. Синод Элладской ПЦ обратился с вторичным прошением, которое было удовлетворено. 28-29 декабря 2011 г. Свящ. Синод РПЦ постановил включить имя прпмч. Ефрема в месяцеслов РПЦ. 26 июня 2011 г. в Преображенском соборе г. Науссы (Верийская и Наусская митрополия, ЭПЦ) было совершено прославление в лике святых 1241 новомученика Наусского (пострадали в 1822; пам. греч. 13 июня). 4 окт. 2011 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата причислил к лику святых прп. Софию (Хотокуриду, † 1974, пам. греч. 23 апр.); первое торжественное богослужение в честь святой состоялось 6 мая 2012 г. на месте ее подвигов в мон-ре Рождества Богородицы в городке Клисура (ном Кастория, Греция); память преподобной включена в месяцеслов РПЦ решением Свящ. Синода от 6-7 июня 2012 г. Среди др. канонизированных в последние годы подвижников значительное число чтится в соборах местных святых (напр., прославленные К-польским Патриархатом в 2000 и 2005 гг. Критские новомученики († 1821-1822; пам. греч. 23 июня) и Патмосские святые (пам. греч. в Неделю после праздника Всех святых). Прп. Ефрем Неамакринский. Икона. Кон. ХХ в. В наст. время в К-польском Патриархате продолжается работа по составлению синаксарей и сборников житий святых. Самым полным таким сборником на данный момент является составленный иером. Макарием, насельником мон-ря Симонопетра на Афоне, «Новый Синаксарист Православной Церкви», изд. по благословению Патриарха Варфоломея. В основе этого издания лежит синаксарь прп. Никодима Святогорца, дополненный памятями мн. святых Поместных Церквей (Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и др.), канонизированных в XX в., включая нек-рых новомучеников и местночтимых святых.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Маврокордато; он же переписывал письма философа Синезия, вероятно, как некоторого рода пособие к усвоению философии; наверное, он же списал и «Толкование Александра Маврокордато на одно сочинение Аристотеля», так как это толкование имело руководственное значение при преподавании философии в данной школе; Иаков, далее, прилежно работал над известной богословской книгой Дамаскина; судя по тому, что эта работа мешала ему отправиться в путешествие по морю, нужно думать, что в нашем источнике речь идет не о чтении книги (что можно делать и в дороге), а о ее переписке; наконец, тот же Иаков переписывает какие-то сочинения известного полемиста против папства (XVII в.) Георгия Корессия. 88  Большая часть вышепоименованных руководств была обогащена схолиями и толкованиями самого Макария и тем приобретала особенную важность в глазах учеников. В исторических известиях Иаков представляется главным списывателем нужных в школе руководств, рекомендованных самим Макарием; у этого первого копииста уроков уже потом, во дни же Макария, списывали их прочие ученики, почему эти последние и называются в одном документе (письме Макария) «переписчиками уроков дидаскала Иакова». 89  Если мы укажем еще одну черту, характеризующую порядки Макариевой школы, то исчерпаем все, что нужно сказать по этой части. Книги списывались учениками и, конечно, до известной степени усвоялись их памятью; но основательно изученным руководство считалось, по–видимому, только тогда, когда оно твердо заучивалось наизусть. Наш паломник Барский принадлежал к прилежнейшим ученикам Патмосской школы, однако же не мог одолеть риторики: «Риторику же я оставил, — говорил он, — слабой ради моей памяти». 90  Очевидно, зубрение составляло одну из принадлежностей школьного метода на Патмосе. Правда, наш Барский учился не у самого Макария, но мы думаем, что школьные порядки времен основателя училища хранились в этом последнем, как святыня. Посмотрим теперь, каких успехов достигла школа Макария в тех науках, какие здесь преподавались и изучались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

На первый взгляд, произведения Никодима Святогорца можно поделить на две группы: авторские и переводные. Однако между ними невозможно провести чёткую грань. Дело в том, что святой Никодим кардинально дорабатывал переводимые на народный язык произведения, снабжал их многочисленными ссылками на тексты Священного Писания и святых отцов. Даже когда он издавал рукописи, он не ограничивался простой публикацией исходного рукописного текста. Напротив, после сравнения разных рукописей, он вносил в текст правку, дополнения и комментарии, чтобы создать целостное, понятное читателям разной степени образованности произведение. С подобными принципами его работы и связана проблема предполагаемого католического влияния на Никодима Святогорца . Дело в том, что в основу изданных произведений святого «Невидимая брань» и «Духовные упражнения» предположительно легли тексты Игнатия Лойолы 28 и Лоренцо Скулопи 29 . Однако доказательств в пользу того, что Никодим знал, что работает именно с текстами Лойолы и Скулопи не существует. Кроме того, конечный вариант изданных Святогорцем произведений далёк от текстов первоисточников, которые, как и другие его труды, были в значительной степени переработаны и дополнены цитатами из святых отцов. В пользу того, что святой Никодим работал не с первоисточниками, говорят и данные новых исследований. Греческий учёный Эммануил Франгискос установил, что «Невидимая брань» и «Духовные упражнения» были переведены книжником с Крита Эммануилом Романитисом 30 . Вероятнее всего их передал Никодиму для подготовки к изданию Макарий Нотарас, имевший возможность ознакомиться с рукописями в библиотеке Патмосского монастыря, каталог которой он составил в ходе своего многолетнего пребывания на острове. Передача рукописей Никодиму, вероятно, состоялась в 1784 году, в ходе очередной встречи святого Макария и святого Никодима, состоявшейся на этот раз на Афоне 31 . Никодим Святогорец , по всей видимости, не обладал информацией об авторах «Невидимой брани» и «Духовных упражнений». По крайней мере, привезённые ему Макарием Коринфским рукописи были анонимными – в каталоге Патмосской библиотеки «Духовные Упражнения» указаны без имени автора. Мы можем прийти к выводу, что он не читал их в оригинале, а имел дело с переводами, выполненными в середине XVIII в. Эммануилом Романитисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Патриарх Сильвестр пытался развивать образование в арабской православной общине и поднять его уровень до греческих стандартов. Несмотря на общий упадок балканской культуры в XVIII в., в греческом мире сохранялось несколько серьезных образовательных центров, включая Патмосскую академию во главе с известным в то время просветителем Макарием Калогерасом. По просьбе Сильвестра Макарий послал в Сирию своего лучшего ученика Иакова Патмосского . С 1726 по 1735 г. Иаков преподавал в Халебе, потом в Триполи и, наконец, в Дамаске. В целом ему не удалось эффективно противостоять католической пропаганде по причине языкового барьера между дидаскалом и его арабскими учениками. Иаков не пытался выучить арабский. Напротив, он видел свою миссию в том, чтобы познакомить арабов с греческим языком и богословием. Тем не менее, не смотря на неудачные попытки Иакова остановить распространение унии, он сумел воспитать нескольких блестящих интеллектуалов, в числе которых был Софроний аль-Килизи (около 1710–1781 гг.), ведущий православный арабский богослов XVIII в. Софроний, уроженец города Килиза к северу от Халеба (ныне на территории Турции), был глубоко интегрирован в греческую культуру. Он вошел в историю как выдающийся церковный деятель и неутомимый полемист. В разное время Софроний занимал митрополичьи кафедры Акки и Халеба, в 1771 г. стал Иерусалимским патриархом, а в 1774 г. – патриархом Константинополя, что было уникальным случаем для православного араба . В свои молодые годы, в 1730-х гг., он перевел главные на то время анти-латинские сочинения православного мира, трактаты патриарха Нектария Иерусалимского. В 1733 г. Софроний подготовил арабскую версию полемического труда Нектария DeArtibusquibusmissionarylatini, озаглавленного по-арабски Kitbqa al-aqqwa-naqlal-idq («Книга истинного правосудия и передачи правды»). Ее издал патриарх Сильвестр в Яссах в 1746 г. в рамках проекта развития арабского книгопечатания на территории Молдавии. 1500 экземпляров книги бесплатно распространили в пределах Антиохийского патриархата. Усилия Сильвестра нашли поддержку у молдавского князя Иоанна Маврокордато (правил в 1743–1747 гг.), который обеспечил патриарха денежными средствами и типографским оборудованием, доступным в Дунайских княжествах .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН Киприот (ок. 1723, Кипр - до 20.06.1783, К-поль), патриарх Александрийский (с 9 июля 1766). Обучался в церковной школе Патмиада под рук. видного греч. просветителя прп. Макария Патмосского (Калогеры) († 1737) и прп. Герасима Византийского († 1740), а с 1742 г.- в Янине у Евгения (Булгариса) , с к-рым в 1753 г. отправился на Афон и продолжил обучение в Афониаде; там же начал преподавать. Затем К. прибыл в К-поль и при патриархе Кирилле V (1748-1751, 1752-1757), будучи уже в сане иеродиакона, получил назначение дидаскалом Патриаршей академии в Ксирокрини. Старший современник К. Сергий Макреос, писатель и схоларх Великой школы нации в К-поле, характеризовал его как ревнителя правой веры, мужа ученого, разумного, великодушного, благородного и добродетельного (см.: Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 254). К. был одним из наиболее образованных людей своей эпохи; согласно Георгиосу Завирасу , он написал «Церковную историю». В нач. 1761 г. в К-поле К. был избран преемником Кипрского архиеп. Паисия (1759-1766), покинувшего остров. К. предпочел, чтобы его хиротония была совершена не в К-поле, а на Кипре, согласно кипрской традиции визант. периода ( Θιλππου. 1975. Σ. 112). В марте 1761 г. он прибыл на остров, однако его интронизация так и не состоялась или из-за противодействия кипрских иерархов, или из-за того, что архиеп. Паисий не отрекся от престола и не был отлучен (Ibidem). Кипр находился в крайне тяжелом экономическом положении после нашествия саранчи и эпидемии чумы, однако, чтобы заплатить за свое избрание обещанную туркам сумму, К. был вынужден увеличить сборы с верующих и с мон-рей. Эта мера стала причиной его непопулярности на Кипре. Проведя на острове 9 месяцев и оказавшись в долгах, К. отрекся от кафедры. Киприоты направили в К-польскую Патриархию жалобу на злоупотребления К., в т. ч. на вымогательство у Киккского мон-ря 1 тыс. гроссов. В связи с этим К. в июле 1762 г. был отлучен от Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684738.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010