В XVII в. в И. Б. м. подвизалось 150 иноков, в 1731 г.- ок. 100 ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 184). В практику И. Б. м. вошло переизбрание игумена каждые 2 года. Неизвестным остается точное время учреждения Патмосского Экзархата, включающего Патмос и расположенные рядом небольшие островки: Липси, Арки, Агатонисион, Фармаконисион, Левета и Фурни (экзарху подчинены все приходы и монастыри на данной территории). Впервые Экзархат упоминается в 1715 г. в синодальном послании К-польского патриарха Космы III, хотя особый статус острова был установлен еще в кон. XI в. имп. Алексеем I Комнином. Патмосский экзарх подчиняется непосредственно К-польскому патриарху. Церковная власть экзарха распространяется и на многочисленные подворья, находящиеся на территории Греции и вне ее пределов. Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) Прп. Макарий Патмосский. Икона. XX в. (мон-рь Апокалипсиса на Патмосе) В 1713 г. уроженец Патмоса местночтимый святой иеродиак. Макарий (Калогера) (прп. Макарий Патмосский (1688-1737)), получивший образование в Патриаршей великой школе нации в К-поле, основал к югу от пещеры Апокалипсиса церковную школу Патмиада - очаг просвещения и греч. культуры в Османской империи. В Патмиаде преподавались богословие, философия, греч. и лат. филология, риторика, логика и др. При обучении использовались рукописи из монастырской б-ки. Р. Покок отметил, что ученики Патмиады изучали «Физику» и «Метафизику» Аристотеля по манускрипту из б-ки И. Б. м. Если в 1731 г. число учеников Патмиады составляло чуть более 50 чел., то в 1737 г. оно превысило 100 чел. (Там же. С. 191, 347). Двух наиболее одаренных выпускников Патмиады Макарий назначил своими помощниками - иером. Косму с о-ва Лемнос и иером. Иакова Патмосского , а после его отъезда в Триполис - прп. Герасима Византийского († 1740). В Патмиаду с целью получить образование приезжали не только с островов Эгейского м. и из городов малоазийского побережья (Смирны и др.), но и из К-поля, Македонии, Фессалии, с Пелопоннеса, Ионических о-вов, Крита, Кипра, Синая (Там же. С. 188). В течение 6 лет в Патмиаде обучался В. Г. Григорович-Барский.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Макарий с острова Патмос. Прижизненный портрет Макарий (Калогерас), Патмосский (+ 1737 ), иеродиакон , дидаскал , преподобный Память 17 января (Конст.), 19 января (Греч. ) Родился в конце XVII века на острове Патмос , в богатой семье. Он был очень способным к учению и c детства проявлял большое усердие в познании, поэтому рано по­кинул родительский дом и отправился в Константинополь , где поступил в Патриаршую школу в Фанаре . Преподобному Макарию много дали его учитель Иаков Аргосский и его духовный отец Агапий Вулисмас , который был духовником учеников школы и ревностным просветителем всех областей, населенных греками. Многие из тех, c кем в то время подружился преподобный Макарий, стали впоследствии епископами, патриархами и видными церковными деятелями. Также он был близко знаком c известными фанариотскими семьями Ипсиланти и Маврокордато. Эти связи он поддерживал на протяжении всей жизни. Отношения c просвещенными людьми пробудили в преподобном Макарии страстное желание содействовать духовному пробуждению греческого народа, в первую очередь посредством просвещения, что представлялось тогда делом первостепенной необходимости. Еще в молодом возрасте Макарий принял монашеский постриг . Митрополит Парфений Никомидийский рукоположил его в иеродиакона и желал сделать своим преемником. Но преподобный постоянно отказывался становиться иеромонахом и так и оставался всю жизнь в сане диакона. Он покинул столицу и вернулся на родину, стремясь посвятить себя подвигу и молитве, которые считал главным оружием воина Христова. Поступив в монастырь святого Иоанна Богослова, он поселился в здании, примыкающем к пещере Откровения. Здесь он провел около 25 лет (1713 - 1737), молясь, проповедуя и уча людей. Преподобный Макарий был строгим подвижником и при этом много заботился о спасении и просвещении братии. За годы учения он в совершенстве освоил древнегреческий, латынь, философию и православное богословие. В своем жилище на Патмосе он устроил школу, подобную Патриаршей и по принципам обучения, и по программе. Обучение было бесплатным и доступным для всех - и для жителей острова, и для учеников, приезжавших издалека. Преподавал сам Макарий, а затем и некоторые из его бывших учеников, в первую очередь преподобный Герасим , ставший его преемником.

http://drevo-info.ru/articles/13672020.h...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На острове Патмосе, при монастыре св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в 1900 году вновь восстановлена богословская школа, первоначальное основание коей относится к 1713 году. В течение всего XVIII века патмосская школа была самой лучшей на всём греческом востоке, именовалась академией и считалась главным рассадником богословско-философского просвещения в константинопольском патриархате. Своей славой патмосская академия была обязана основателю иеромонаху Макарию, отличавшемуся замечательным богословско-философским образованием и редким ораторским талантом, и дидаскалу Даниилу Керамевсу, не менее замечательному учёному филологу и оратору. Даниил Керамевс скончался в 1801 году, оплакиваемый своими многочисленными учениками и почитателями. С его смертью окончился и блестящей период в истории патмосской академии и начался её упадок. На это повлияли, прежде всего, события 1821 года, а затем – открытие в Афинах национального университета с богословским факультетом, который стал отвлекать от патмосской академии многих её учеников. Тем не менее патмосская богословская школа существовала до конца семидесятых годов, когда она была преобразована в простую первоначальную школу с курсом наших прогимназий. Во всё это время школа находилась под управлением дидаскалов-иеромонахов и имела курс учения общеобразовательный и богословский. Летом 1900 года на Патмосе вновь предпринято устройство богословской школы. Этим делом занялся игуменский совет местного монастыря св. апостола и евангелиста Иоаина Богослова, при содействии профессора афинского университета Маргарита Евангелинидиса и некоторых светских патриотов. Здание школы устраивается на месте древнего храма Откровения, в пределах упомянутого монастыря. Школа должна иметь важное значение в деле религиозно-нравственного просвещения греков, так как, по словам г. Евангелинидиса, из одного города Афин сюда поступит до 40 воспитанников, лишь только школа откроется, а затем здесь будут изучать богословие монахи патмосского монастыря и молодые люди с островов Самоса, Хиоса, Икарии и других мест в пределах Эгейского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Прп. Макарий Патмосский. Икона Макарий не только передавал ученикам знания, почерпнутые из книг, но стремился внушить им прежде всего «познание добродетели» - евангельский образ жизни, при­мер которого являл он сам. Биограф святого пишет: " Уча тому, что должно делать, он на деле показывал то, чему учил " . Ему не было равных в посте, воздержании от всех удовольствий плоти, ночных молитвах и церковных песнопениях, которые он называл " богословием в пении " . Смирением, кротостью и милосердием он являл живой образ Христа. Преподобный постоянно увещевал учеников избегать " матери всех бед " - лени и осуждения ближнего, дабы возрастать в милосердии. Его лекции и проповеди блистали цитатами и ссылками на Священное Писание и отцов Церкви. Он говорил, что писания святых отцов нужно почитать еще больше, чем святые мощи. Он был не столько преподавателем, сколько духовным отцом своим ученикам: в каждом принимал личное участие, каждому стремился внушить любовь к знаниям и стремление к Богу. Во время занятий он часто делал отступления и учил слушателей пленять всякое помышление в послушание Христу. Он говорил только о величии Божием, и его уста постоянно произносили: " Слава Богу! " Новые ученики продолжали прибывать. Тогда на пожертвования семьи Ипсиланти и константинопольских скорняков преподобный Макарий основал в 1729 году другую школу. Новое здание было более просторным, но средств на содержание школы по-прежнему не хватало, хотя ученики должны были сами обе­спечивать себе проживание и сами достраивать свои кельи. Святой помогал самым бедным. Его милосердие распространялось и на всех остальных жителей Патмоса, особенно в годы голода или мора. На протяжении всей жизни преподобный Макарий тотчас же раздавал нуждающимся все деньги, которые оказывались у него в руках, стараясь сохранять в тайне свои благодеяния. Так начальник патмосской школы сделался известен всей Церкви того времени. Не выходя из кельи, он вел обширную переписку и, таким образом, являлся бдительным стражем пра­вославного учения и нравственности. Он всегда был готов отвечать на вопросы бывших учеников и по поводу трудно­стей толкования Священного Писания, и по другим церковным вопросам. Откликаясь на просьбы епископов, он составил много проповедей и гомилий. Из них около 60 было опубликовано в сборнике " Евангельская труба " , который пользуется большим успехом и в наши дни и приводит души к покаянию.

http://drevo-info.ru/articles/13672020.h...

В начале Макарий был в академии и ректором, и единственным преподавателем. Он преподавал греческий и латинский языки и филологию, философию, риторику и церковное пение. В 1720 году состоялся первый выпуск академии. А самый выдающийся из ее выпускников, Иаков Патмосский, не уступавший Макарию в знаниях, перенес греческое образование в Сирию и Палестину, где с изумительным успехом занимался преподавательской деятельностью, став учредителем также и Иерусалимской школы . Макарий же привлекал в качестве помощников в своем нелегком труде самых лучших из своих учеников, таких как Иаков Патмосский, а после его отбытия Герасима Византийца . В 1729 году он был вынужден добавить новые пристройки к академии, чтобы разместить приезжавших в большом числе учащихся, так что зачастую в школе пребывало более 200 человек. В отношение же финансирования надо заметить, что пожертвования в пользу академии от покровителей наук отовсюду были настолько щедрыми, что в 1745 году в банк под проценты для содержания преподавателей академии была положена огромная по тем временам сумма в 3500 грошей. Получала академия также и финансовую поддержку от Патмосского монастыря. Более 25 лет трудился в академии Макарий, пользуясь всеобщим уважением не только греков, но и иностранцев. Он воспитал целую плеяду учеников, благодаря которым везде распространялось греческое образование. Скончался он 17 марта 1737 года, оставив после себя и несколько учебников. Его труд в Патмосской школе продолжили Герасим Византиец († 1740), Василий Куталианос († 1773) и Даниил Керамевс († 1801), при котором школа снова процветала и подготовила многих учеников. Они же там, куда шли, либо преподавали в уже существующих школах, либо открывали такие же новые . (Продолжение следует.) Λμπρου Σπ.С. 465. Νος Ελληνομνμων. 1914. 11. Παπαρρηγοπολου ΚΕ’). 5. С. 18. А.-Ф. Вильмен отмечал, что греки в годы после падения Константинополя могли больше прославиться в Западной Европе и стать достойными удивления, если бы они трудились в других условиях (см.: . στορα το λληνικο θνους (κδ. Villemain A-.F. Lascaris. Paris, 1826).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ПАТМОССКИЙ [Иаков (Анастасиу); греч. Ικωβος Πτμιος] († 20.09.1765, Иерусалим), иером., греч. просветитель и педагог. Уроженец о-ва Патмос. Ок. 1712-1720 гг. обучался в Патмиаде, учебном заведении, основанном видным греч. просветителем иеродиак. Макарием Патмосским (Макарий Калогера). В этой школе, именовавшейся также Патмосской академией, преподавались, как правило на элементарном уровне, грамматика, риторика, богословие, философия, греч. и лат. языки. И. П., любимый ученик Макария, стал его помощником, а затем в 1720-1725 гг. и преподавателем академии. В этот период И. П. принял монашество и сан священника. Ок. 1725 г. новоизбранный Антиохийский патриарх Сильвестр обратился к Макарию Патмосскому с просьбой о содействии в организации в Сирии ДУ. Годом раньше значительная часть Антиохийской Церкви приняла унию с Римом (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). В Сирии влияние католич. миссионерских учебных заведений было достаточно сильным. Патриарх Сильвестр пытался создать противовес лат. системе просвещения. Макарий рекомендовал для этой цели кандидатуру И. П., и тот в 1726 г. отбыл на Ближ. Восток. В нач. авг. 1726 г. дидаскал (учитель) И. П. открыл школу в г. Халеб (Алеппо). Предположительно ее программа копировала систему Патмосской академии с добавлением в число изучаемых предметов араб. языка и с упором на проповедническую деятельность и антилат. полемику. Школа в Халебе просуществовала ок. 2 лет. Еще в 1726 г. патриарх Сильвестр из-за конфликта с пролат. группировкой халебских христиан на неск. лет покинул Сирию. В Халебе начались преследования православных. Летом 1728 г. И. П. был заточен в тюрьму, его школу закрыли, а ученики рассеялись. Однако вскоре И. П. при помощи англ. консула и его драгомана Илии Фахра , впосл. видного деятеля Антиохийской Церкви, освободился из заключения. В кон. 1728 г. И. П. перенес свое уч-ще в г. Триполи. Обучение было бесплатным, беднейшие ученики получали содержание от Патриархии. Школа привлекала любителей просвещения со всей Сирии и из-за ее пределов. Среди учеников И. П., число к-рых единовременно достигало 100 чел., известны Филофей , буд. архиеп. Кипрский (1734-1759), Иоанникий, буд. митр. Бейрутский (1745-1774), и российский путешественник В. Г. Григорович-Барский , оставивший панегирическое описание личности И. П. За долгие годы пребывания на Ближ. Востоке И. П., по всей видимости, не овладел араб. языком: он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греч. культуре. И. П. работал в тесном контакте с Макарием Патмосским, к-рый направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь И. П. своих учеников. В письмах Макарий постоянно поддерживал И. П., убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения.

http://pravenc.ru/text/200343.html

М. П. принял монашеский постриг в молодости. Не позднее 1707 г. он был рукоположен во диакона. Некоторое время М. П. служил архидиаконом Никомидийского митр. Парфения, который хотел видеть его своим преемником. Но молодой подвижник не считал себя достойным даже священнического сана. В 1713 г. М. П. вернулся на Патмос и оставался там до конца жизни. При этом он ни разу за долгие годы не посетил никого из родных и не пришел на их погребение. Григорович-Барский поясняет, что М. П. «сие же сотвори не ради небрежения, но да победит любовь мирскую любовию еже к Богу» (Там же. С. 189). Подвижник поселился в кафизме, устроенной у пещеры Апокалипсиса. Там он открыл бесплатную школу, в к-рой велось преподавание грамматики, риторики, философии, богословия, церковной музыки, греческого и латинского языков. В школу принимались и монашествующие и миряне. М. П. ставил своей задачей не только дать учащимся гуманитарные знания, но и воспитать их духовно. К 1729 г. число учеников возросло настолько, что стало необходимо создать новую школу. Она получила название «Патмиада». Средства на строительство зданий и нужды школы были выделены фанариотом М. Ипсиланти. Учиться в Патмиаду приезжали жители К-поля, Смирны, Хиоса, Самоса, Лемноса, Родоса, Кипра, Коса, Милоса, Крита, Ионических о-вов, Македонии, Фессалии, Пелопоннеса, Кизика, Синая и даже Малороссии (Григорович-Барский). В конце жизни М. П. число учеников достигло 100 чел. Ряд выпускников Патмиады, обучавшихся под рук. М. П., впоследствии заняли высокие церковные посты: К-польский патриарх Кирилл V, Александрийский патриарх Киприан, Иерусалимские патриархи Ефрем II Афинянин и Софроний VI (впоследствии К-польский патриарх Софроний II), митр. Алеппский Герасим, митр. Смирнский Неофит. Помощником М. П. и преемником на посту схоларха стал один из его лучших учеников - иером. Герасим Византийский, которого сменил др. ученик М. П.- мон. Василий (Куталинос). Многие ученики М. П. стали дидаскалами на греческих землях, в Сирии, Египте и Дунайских княжествах: иером. Иаков Патмосский (Анастасиу), Стаматий (Папас), Александр Тирнавитис, мон. Иерофей Дендрин, иером. Косма Лемносский, мон. Дамаскин Леросский, иером. Иоаким (Симонос), иеродиак. Афанасий (Влахос), Николай (Хадзис) с Коса, иеромонахи Афанасий Лемносский, Афанасий (Бусопулос), Афанасий (Хрисоху) с Патмоса, Каллиник (Фитианос), Паисий (Каравиас), Трифон из Мецово.

http://pravenc.ru/text/2561454.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕФРЕМ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ефрем II Афинянин (греч. Εφραμ Β; + 1770 ), патриарх Иерусалимский В миру Евфимий, по происхождению грек , уроженец Афин . Начальное образование получил в Афинах, затем продолжил его в Патмосской академии крупнейшего греческого просветителя прп. Макария Патмосского (+ 1737), где стал учеником прп. Герасима Византийского и принял монашество . По другим сведениям, Ефрем обучался у воспитанника Макария, Иакова Патмосского , открывшего в 1736 г. аналогичное учебное заведение в Иерусалиме. Подобно своим наставникам, Ефрем славился образованностью; греческие и арабские авторы XVIII века добавляли к его имени почетное наименование " дидаскал " - учитель. В 1741 или 1742 году, уже став известным проповедником, Ефрем прибыл на Кипр по приглашению архиеп. Филофея , чтобы принять руководство Греческой школой, также называвшейся Эллиномусион (Греческий музей). На Кипре Ефрем вел активную просветительскую и преподавательскую деятельность, был советником архиепископа. В 1760 году ездил на Афон и привез из Великой Лавры на Кипр часть главы прп. Михаила Синадского (VIII-IX вв.). В том же 1760 году вместе с Макарием I, митр. Китийским , Ефрем отправился в Стамбул для сбора средств на нужды Кипрской Церкви. Они также ходатайствовали перед османскими властями о снижении налогов по случаю эпидемии чумы, но их просьба не была исполнена. В Стамбуле Ефрем получил почетное звание иерокирикса Великой церкви . После смерти архиеп. Филофея (1759), вероятнее всего по возвращении Ефрем из Стамбула, ему было предложено занять вакантную кафедру, но он отказался и покинул остров. В 1761 году Ефрем находился в Бейруте и Дамаске , главных центрах Антиохийского Патриархата , где не прекращалось ожесточенное идейное противостояние православной и отделившейся от нее униатской Мелькитской католической Церкви. По просьбе одного из православных арабских писателей, свящ. Юсуфа Марка, Ефрем составил антикатолический трактат " Свод еретических новшеств, введенных латинянами " , в котором привел список 170 отклонений католиков от православного вероучения со времени разделения Церквей (1054). Поскольку маловероятно, что Ефрем в совершенстве владел арабским языком, текст скорее всего изначально был составлен по-гречески, а впоследствии переведен на арабский.

http://drevo-info.ru/articles/13680003.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010