Тернополь прот. Константина Добрянского; в том же году им был упразднен Обычский Николаевский жен. мон-рь, община переведена в Кременецкий мон-рь, преобразованный тогда же в женский. В 1955 г. увольнение архиереем настоятеля кафедрального храма, сопровождавшееся публичными обвинениями, вызвало широкое недовольство духовенства и даже обращение в суд за клевету. В 1956 г. архиеп. Панкратий был снят с кафедры. С учетом новых храмов в униат. селах, разрешенных к открытию, в 1955 г. число зарегистрированных церквей во Львовской обл. достигло 637. Однако вскоре началось массовое закрытие и снятие с регистрации «лишних» церквей, в итоге в 1958 г. их стало 613, клир Л. е. составляли 310 священников и 4 диакона. 23 июля 1956 г. на Львовскую кафедру был назначен архиеп. Палладий (Каминский) , управлявший Л. е. до мая 1960 г. По его инициативе были проведены съезд благочинных Львовско-Тернопольской епархии (Почаев, окт. 1957) и Львовский съезд (авг. 1958), на к-рых были рассмотрены литургические и дисциплинарные вопросы, а также приняты декларации с призывами усилить борьбу с католичеством и униатством в связи с тем, что «в последнее время в епархии наблюдается заметная активизация невоссоединенных священников». В 1957 г. были введены должности обл. благочинных, в обязанности к-рых входила инспекция приходов «в целях внедрения православных обрядов и ликвидации униатских пережитков». Во Львовской обл. должность обл. благочинного занял в мае 1957 г. прот. Иоанн Король, настоятель кафедрального собора, а в Дрогобычской обл. такую должность занял свящ. Юрий Савчук. В 1961 г. прот. И. Короля из-за его «малоактивности» сменил в должности обл. благочинного прот. Юрий Ванчицкий, настоятель Николаевского храма во Львове. 21 мая 1959 г. в связи с упразднением Дрогобычской обл. Дрогобычская епархия была присоединена к Львовской епархии, и число приходов Львовской обл. возросло с 613 до 1253 общин. В февр. 1960 г. во Львов прибыл старший инспектор Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ УССР С.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

15 янв. 1953 г. он получил должность просекретаря верховной Конгрегации Sanctum Officium. Поскольку на должность асессора никто не был назначен, О. фактически продолжал - уже в достоинстве кардинала и в должности просекретаря - исполнять прежние обязанности. Первым решением Конгрегации Sanctum Officium в новом составе, во главе с секретарем кард. Дж. Пиццардо и просекретарем О., стало церковное отлучение амер. священника-иезуита Леонарда Эдуарда Фини, который не подчинился указаниям из Рима принять традиц. католич. учение о Крещении (декрет от 12 февр. 1953 г.- AAS. 1953. Vol. 45. P. 100). Др. важным документом Конгрегации Sanctum Officium в эти годы была инструкция «Contra doctrinam» от 2 февр. 1956 г. (AAS. 1956. Vol. 48. P. 144-145), адресованная диоцезиальным ординариям и преподавателям католич. учебных заведений. Документ предостерегал от популярной в то время ситуационной этики. Мерой по защите католической ортодоксии от попыток модернизации богослужебной практики в виде концелебрации - сослужения нескольких священников на одной мессе, стало предписание, разработанное Конгрегацией Sanctum Officium и обнародованное после папского одобрения 23 мая 1957 г.: такое сослужение признавалось недействительным, указывалось, что мессу может совершать только один, произносящий слова Пресуществления, священник (AAS. 1957. Vol. 49. P. 370). О. был одним из вдохновителей решения, принятого Папским престолом в 1954 г., о запрещении эксперимента со священниками-рабочими (с нач. 40-х гг. XX в. это движение получило развитие во Франции). 15 сент. 1957 г. О. выступил в Риме с речью «Священники-рабочие? Нет, священники для рабочих» (L " Église et la Cité. 1963. P. 145-155). О. последовательно отстаивал принцип сотрудничества Церкви и государства, защищал церковные привилегии. 3 марта 1953 г. он выступил с речью в папском Латеранском атенеуме, где изложил традиц. католическое учение об обязанностях католического гос-ва в религ. сфере; в качестве примера О. приводил политику правительства Ф. Франко в Испании (Ibid. P. 267-296). 27 нояб. 1956 г. газ. «Osservatore Romano» опубликовала текст проповеди, произнесенной О. в базилике св. Петра и посвященной советской оккупации Венгрии (Ibid. P. 55-69). Кардинал не раз возвращался к теме репрессий против католиков в странах советского блока: 7 янв. 1960 г. в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре выступил с речью «Не останемся равнодушны к страданию Тела Христова» о т. н. Церкви молчания, подвергавшейся преследованиям в странах с коммунистическими режимами (Ibid. P. 39-48).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

Тогда же «свет Валаама» снова забрезжил на родной земле- в Псково-Печерский монастырь наконец-то прибыла «соль земли», семь измученных морально и физически старцев Валаамских... [cxxii] Только не дождались этого ни игумен Иероним, ни монах Иувиан.... Борьба за «мир во всем мире», добрые отношения с Финляндией в целом и с Автономной Финляндской Архиепископией в составе Константинопольского Патриархата в частности, - это все конечно хорошо. Но вот о старцах Патриарх Алексий I, получивший не одно письмо митрополита Григория о желании переезда их в СССР, и если не на Валаам, то в Печоры, а также митрополит Николай, кажется, подзабыли. Первоначально старцы почему-то были отправлены в Молдавию, и поэтому покинуть Финляндию решились не все оставшиеся в живых насельники, которые хотели вернуться на Родину [cxxiii] . Кроме того, все святыни Старого Валаама и Коневца, иконы Коневской и Валаамской Божией Матери, церковная утварь, старинные иконы, библиотека с редкими книгами, богатства древлехранилища, архивы, - все осталось в Финляндии... [cxxiv] В изданных недавно ГАРФом письмах Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ за 1955-1957 гг. нет информации о том, что представители Константинопольского Патриархата приглашались бы в Советский Союз. В данном издании за этот период имеется только одно письмо, касающееся Финляндской Православной Церкви. С 27 июня по 10 июля 1957 г. по приглашению Патриарха Алексия делегация Финляндской Православной Церкви в составе еп. Павла (Г.А.Олмари), ректора духовной семинарии прот.И.Ф.Сухола и члена Церковного управления С.Я. Хяркенена находилась в Советском Союзе. Патриарх принимал гостей в Одессе, митр. Николай - в Москве. «Делегация Финской ц[еркви] мне показалась очень симпатичной, так что я жалею, что она мало времени пробыла в Одессе»,- писал Патриарх Г.Г.Карпову 8 июля 1957 г. [cxxv] В то время как митрополит Николай занимался «внешними церковными сношениями» и делом «мира во всем мире», митрополит Григорий, помимо восстановления епархий и выполнения ряда заграничных миссий, восстановил духовное образование в РПЦ. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания» [cxxvi] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Панчеве (19241937), настоятель русской церкви в г. Земуне под Белградом (19371938). Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Е.М. Памяти ушедших от мира сего. 1938. Голунский Владимир Васильевич (20.12.1903, Москва 17.9.1994, Коломбель, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи дворянства. Учился в 3-м Московском кадетском корпусе, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Юге России, эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), окончил Русский кадетский корпус в г. Бела Цркв и богословский факультет Белградского университета (1933), состоял в юрисдикции РЗЦ, законоучитель в сербских гимназиях, диакон (17.3.1940), священник (21.4.1940), рукоположение совершил митр. Анастасий (Грибановский) в Белграде, законоучитель в Русском кадетском корпусе в г. Бела Цркв (19411944), принят в клир Сербской Православной Церкви (1.10.1945), приходской священник в Сербии (1.10.194519.8.1957), арестован югославскими властями, выехал в Бельгию и принят в клир РЗЦ (1957), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (20.9.195720.10.1958), протоиерей (1957), вернулся за семьей в Югославию и принят обратно в Банатскую епархию Сербской Церкви (20.10.1958), настоятель церкви в с. Великие Ливаде (1.11.19583.11.1959), переехал окончательно во Францию и принят в клир Русского Экзархата КП с определением на приходе в Коломбеле (3.11.1959), настоятельСв.-Сергиевской церкви в Коломбеле (16.5.196017.9.1994), митрофорный протоиерей. Архив: Послужный список о. В. Голунского (19591994). АЕУА. Лит.: Некролог. ЦВ. 1994. 1 Кончина о. В. Голунского. SOP. 1994. 191. Голышев Евгений Павлович см. Павел, архиепископ . Гончаров Георгий Дмитриевич (24.1.1863, г. Новочеркасск Донск. обл. – 16.1.1930, Роан, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Донскую Духовную семинарию (1882), законоучитель в церковном училище (18821888), псаломщик и учитель церковно-приходской школы в Донской епархии (18881893), диакон (1.8.1893), священник (7.5.1898), настоятель церкви и законоучитель на хуторе Рябове Донской области (18971919), настоятель церкви хутора Соркина (6.5.19191.4.1920), полевой священник Донского технического полка Добровольческой армии на южном фронте (1.4.1920), эмигрировал на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

198 См. речь А. К. Артамонова на закрытии третьей сессии Собора 7 (20) сентября 1918 г.//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Т. 11. М, 2000. С. 239–240. 200 Димитрий Ростовский , свт. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно. Гл. I. Цит. по: Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцев и опытных ея делателей/Сост. игумен Харитон. Сортавала, 1936. С. 6–8. 205 Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5 июля 1836 года//Слова и речи. Т. IV. С. 18–19. 220 Цит. по: Новые грозные слова о. Иоанна (Кронштадтского). О страшном поистине суде Божием, грядущем и приближающемся (1906–1907). М., 1993. Сл. XIX. 233 Пушкин А. С. Дар напрасный, дар случайный...//Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 62. 235 Пушкин А. С. В часы забав иль праздной скуки...//Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. III. С. 62. 236 Пушкин А. С. Об обязанностях человека//Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. VII. М, 1958. С. 470. 238 См: Пушкин А. С. Отцы пустынники и жены непорочны...//Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. III. С. 370. 241 Лермонтов М. Ю. Когда волнуется желтеющая нива...//Он же. Избранные произведения. М., 1957. С. 90–91. 249 Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. Письмо VIII: Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве//Он же. Повести. Переписка с друзьями. Берлин, 1922. С. 294–296. 260 Толстой Л. Н. Соединение и перевод четырех Евангелий//Он же. Полн. собр. соч. Серия первая: Произведения. Т. 24. М., 1957. С. 104. 272 Хомяков А. С. Несколько слов о философическом письме, напечатанном в 15 книжке «Телескопа» (письмо к г-же Н.)//Символ. 1986. 16. Дек. Париж. С. 128. 273 Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. Ч. 1: По поводу брошюры г. Лоранси//Он же. Сущность западного христианства. Монреаль, 1974. С. 44. 274 Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. Ч. 1: По поводу брошюры г. Лоранси//Там же. С. 52–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы виделись с митрополитом Николаем ещё раз накануне отъезда на банкете в гостинице «Советская» (бывший «Яр»). Банкет устраивался в нашу честь. Уже наступил Успенский пост, к тому же была пятница. И угощение было строго постное, даже без рыбы, но очень обильное, разнообразное и изысканное. Митрополит Николай был милым, гостеприимным и заботливым хозяином. В своей речи он приветствовал каждого из нас, равно как и всю делегацию в целом как представительницу Западно-Европейского экзархата. Выступление его было строго церковным, никакой политики или даже намёка на «борьбу за мир». Меня он называл «наш милый афонец». После столь долгого моего отсутствия в России, при первом посещении уже СССР, мне трудно было сразу наладить близкие отношения с лицами, которые говорили бы с вами откровенно, и вместе с тем были бы церковно осведомлены. Тем не менее и сейчас, по прошествии многих лет и в свете опыта дальнейших поездок, я продолжаю думать, что наши тогдашние впечатления были в общем верными: Церковь вела тогда относительно спокойную и сравнительно благополучную жизнь. Скажу в заключение, что за всё наше пребывание в России в 1956 году мне не пришлось говорить с митрополитом Николаем о положении самой Церкви в СССР, сам он этого вопроса не касался, а я не спрашивал, и вообще наши встречи и беседы носили хотя и сердечный, но несколько поверхностный характер (кроме бесед об Афоне). То же самое могу сказать и о большинстве наших встреч и контактов во время поездки. По возвращении моём в Англию моя переписка с митрополитом Николаем продолжилась и несколько даже участилась. Он отвечал на мои поздравления к пасхе и к рождеству, иногда даже довольно длинными и сердечно написанными письмами, интересовался афонскими делами и выражал мне признательность «за внимание и заботу, которые Вы уделяете вопросу о пополнении монастыря Великомученика Пантелеймона на Афоне русскими монахами» (письмо от 12 января 1957 года). Я получил также от него письмо с благодарностью моего описания поездки в августе-сентябре 1957 года в Грецию и Константинополь. В этом письме я рассказывал митрополиту Николаю мой разговор с Вселенским Патриархом Афинагором о Финляндской Церкви. (Этот разговор был начат по его инициативе, так как моя поездка на Ближний Восток носила чисто учебно-богословский характер по изучению рукописей преподобного Симеона Нового Богослова , а, следовательно, я избегал какой-либо церковной инициативы, так как не был уполномочен на это Русской Церковью ). Так вот, митрополит Николай от 31 декабря 1957 года отвечал: «Мне приятно, что Вселенский Патриарх Афинагор, удовлетворён разрешением вопроса о Финляндской Православной Церкви. Мы намерены и впредь проводить такую же линию при разрешении подобных вопросов, ожидаем, что и по отношению к нам будет проявлено благорасположение, в частности, разрешён вопрос, по которому до сих пор не имеем от Константинополя ответа. Мы примем во внимание Ваши советы, вызванные заботой о благе нашей Святой Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Думается мне, что Вы и в Марокко достаточно насолили большевикам и что если бы такая Ваша деятельность угрожала кому-нибудь из Ваших близких, то они могли бы пострадать где бы Вы ни были и Ваша работа в Берлине для них не более опасна, чем в другом месте и, следовательно, разницы большой не будет. Между тем, для обеспечения Вашей семьи лучшего места нельзя себе представить. Поэтому мне кажется, что Вам следовало бы вновь обдумать этот вопрос». Не внял я голосу Правителя Дел Синода, это человек «задней мысли». В январе 1957 года владыка Митрополит Анастасий в личном письме (от 17/1) запросил меня: «Писал ли Вам Архиепископ Иоанн, что он хотел бы предложить Вам место в новом храме в Париже? Прошу не отказываться от этого предложения». Не в 1957 году, а в январе 1958 получил я письмо от Архиепископа Иоанна, в котором он предложил мне прибыть в Париж для решения вопроса о восстановлении в Париже нашего соборного прихода с возможным назначением меня настоятелем этого прихода. За этим письмом последовала из США телеграмма от владыки м. Анастасия с предписанием отбыть в Париж. В начале февраля я вылетел в Париж. «Новым храмом», о котором писал мне в январе 1957 года владыка Анастасий, оказался «бокс» – убогий гараж на одну машину. В отчетном рапорте м. Анастасию от 4 апреля о поездке в Париж (с копией владыке Иоанну) я писал: «Данные для восстановления и развития нашего прихода в Париже, бесспорно, имеются, что установлено мною в результате моего ознакомления и общения с широким крутом парижской эмиграции. Я встретился с двумя преосвященными экзархата, дважды встретился и беседовал с нашим соборным духовенством, посетил многих настоятелей евлогианских приходов, встретился и беседовал с церковными деятелями экзархата, с некоторыми профессорами Богословского Института на рю де Кримэ, посетил собрание Кадет и собрание, посвященное писателю Зайцеву. Посетил также две русских бакалейных лавки, владельцы которых оказали мне исключительное внимание: в течение двух дней они нашли к продаже б. протестантский храм с двухэтажным, рядом с храмом, домом, о чем я подробно пишу в докладной Священному Синоду».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Через полгода после возвращения Михаила Ефимовича из армии, 11 августа 1946 года в возрасте 37 лет от неизлечимой болезни скончалась его жена, оставив малолетнего сына. Через два года он женился на сестре покойной жены Зое Петровне Мироновой, которая стала его помощницей в воспитании осиротевшего сына Сергея. В конце 1947 года Михаил Ефимович был приглашен Московской Патриархией к участию в создании сени над ракой святителя Алексия, митрополита Московского, в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове 3 . Деревянная резьба для сени, под которой были положены мощи святого, выполнена по проекту М. Е. Губонина 4 . В качестве образцов он использовал произведения русских резчиков по дереву XVI–XVII веков. Начиная с 1949 года Михаил Ефимович особенно много внимания уделял работе над рукописью, посвященной Патриарху Тихону. По крупицам продолжал собирать материал, тщательно анализировал его и собственноручно печатал на машинке. С 1953 до 1957 года пришлось на время отложить эту работу, так как Михаил Ефимович активно включился в работы по реставрации и росписи храмов при епархиальных управлениях в разных городах. В 1953 году М. Е. Губонин участвовал в реставрации верхнего храма Всехсвятского кафедрального собора города Тулы. Помимо художественных работ исполнял обязанности бригадира художников. С мая 1954 по июнь 1955 года выполнял декоративную и многофигурную художественную роспись интерьера Куйбышевского Покровского кафедрального собора. С декабря 1955 по август 1956 года участвовал в художественных реставрационных работах в Астраханской и Сталинградской областях. В начале 1957 года художник восстановил в цвете 14 наружных икон, исполненных на жести, в Пименовском храме города Москвы. С середины 1957 года Михаил Ефимович вновь вплотную приступил к работе над рукописью. В середине 1960-х годов Михаил Ефимович по приглашению председателя Издательского отдела Московской Патриархии епископа Волоколамского Питирима (Нечаева) оформлял Православный церковный календарь, «Журнал Московской Патриархии», выполнял другие художественные работы. В «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы несколько его статей, в том числе некролог памяти архиепископа Иеронима (Захарова).

http://e-vestnik.ru/analytics/mihail_efi...

Прилагаю рецензию на акафист святителю Иосифу. Сердечно благодарю Вас за все и целую благословляющую руку. Ваш недостойный Д. Огицкий. 19дек[абря] 1957. (Святителя Николая) Д. 27. Л. 145–146 об. Подлинник. Рукопись. Частично опубл.: ЖМП. 1997. 7. С. 73. 12. 28 декабря 1957 г. Ваше Преосвященство, высокочтимый и дорогой о Господе Владыко! Сердечно поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества Христова. От всей души желаю Вам здоровья, и сил, и многих лет служения церковному делу. Шлю это письменное поздравление на тот случай, если мне не доведется воспользоваться Вашим любезным приглашением. Но не исключена возможность, что во время этих каникул у меня найдется время съездить в Петушки. Тогда я обязательно предварительно телеграфно попрошу Вас не отказать в любезности сообщить мне о состоянии Вашего здоровья и о том, будет ли приемлемой для Вас намеченная мной дата приезда. Не знаю, какая причина отсрочки нашего заседания и на какое время оно переносится. Прилагаю последнюю, сделанную месяц тому назад, фотографию нашей семинарии. Вашего Преосвященства недостойный послушник Димитрий Огицкий. Ставрополь, 28дек[абря] 1957 Д. 28. Д. 22–22 об. Подлинник. Рукопись. 13. 18 января 1958 г. Ваше Преосвященство, высокочтимый и дорогой Владыко! Вчера я вернулся в Ставрополь и у себя нашел Ваше письмо, к которому был приложен снимок с иконы Рождества Христова. Сердечно благодарю за все и поздравляю Ваше Преосвященство с праздником Богоявления, навечерие которого сегодня. В Луцке я гостил у своего бывшего учителя и ректора по Виленской духовной семинарии. При нем я учился и держал выпускные экзамены на аттестат зрелости в 1927 году. А потом, по окончании «студиума», до 1939 года под его начальством работал преподавателем. Отец ректор с матушкой неоднократно приглашали меня к себе и раньше. Они люди одинокие, бездетные. У них я и провел рождественские праздники. Думал я оттуда выехать раньше и даже купил на 12-е число билет. Но на меня посыпались такие упреки, и я увидел такое искреннее огорчение, что вынужден был сдаться. Билет у меня забрали и отнесли обратно в билетную кассу. Вследствие этого мне пришлось отложить предполагавшуюся поездку в Петушки. Думаю, что, быть может, удастся выехать на очередное заседание днем раньше и перед заседанием навестить Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Насколько известно из списка священников, храм был двухштатный, то есть в храме служили два священника. Также известно, что в храм часто назначались дьяконы. То есть храм был действительно большой, гораздо больше обычного сельского храма. Также известно, что некоторое время храм был центром благочиния: " 1866 год Протоиерей Стефан Зайцев возглавил шестое Коденцовское благочиние Острогожского уезда, в которое входило 17 церквей " . Хотя более подробной информации об этом благочинии нет. Насколько мне известно, ни одной фотографии этого храма в Интернете пока нет. Но некоторые воспоминания очевидцев есть, вот пример: " Так что у нас никого не раскулачили, а вот рядом в более крупном селе Коденцово жили кулаки, имущество которых обобществляли. Кстати, вскоре в Коденцово разрушили церковь, красивую, сложенную из белого камня " . Точная дата закрытия храма в советское время неизвестна. Но, вероятно, храм закрыли в 1930-е годы, после ликвидации в селе кулаков. Последняя датированная информация о священниках относится к 1937 году. После этого своих священников в селе никогда не было. Насколько известно, здание храма было уничтожено в хрущевское время. На месте храма был построен дом культуры. Известно, что строительство дома культуры началось в 1957 году ( " в августе 1957 г. начато строительство клуба на 300 мест " ), а закончилось в 1966 ( " В 1966 году построен Дом культуры " ). Поэтому датой уничтожения храма можно считать 1957 год. Точное расположение уничтоженного храма относительно существующего дома культуры неизвестно. По сведениям краеведов, дом культуры поставили точно на месте храма.  Сейчас в селе начато строительство нового храма. Перед началом строительства обсуждалась идея о строительстве нового храма на старом месте. Но этот вариант не прошёл. Существующее здание дома культуры относительно новое, поэтому бюджетных денег на новый дом культуры никто не даст. А построить новый дом культуры на средства прихожан нереально, село Коденцово сейчас очень бедное. Поэтому для строительства храма выбрали новую площадку, которая находится тоже в центре села, но примерно в 200 м от места расположения уничтоженного храма.

http://sobory.ru/article/?object=17751

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010