Слово в День Пасхи. Из древле-отеческого сборника Воссиял нам всерадостный и всеторжественный день воскресения Христова, благословенные чада Церкви Божией! Восстал из мертвых Победитель смерти: сокрушились вереи адовы, и отверзлись двери райские. Попрана власть мучителева, и открылось Царство Иисуса Христа. Исчезла тьма, и воссияло Солнце правды. Узы наши ослабли, и пленник исходит на свободу, исходит из Египта в землю обетования, исходит из Вавилона в вожделеннейшее отечество. Гнев Божий пременен на милосердие, Его правосудие удовлетворено: ибо Бог благоволил примириться с нами смертию Сына Своего, отверз нам отеческие недра Свои, и мы приняты в Его усыновление. Неси уже раб, но сын ( Гал. 4:7 ). благословение Авраамово достигло нас; возвращено состояние, в котором мы созданы, – днесь облекаемся в первую красоту в раю погубленную. Уступает пламенное оружие, и отверзается Едем сладости. Самое небо преклонилось к нам, или паче – мы вознесены на небеса: ибо, где есть Божие благоволение к человеку, там есть и истинный источник всех благ. О, радость неизглаголанная! О, торжество, воистинну Христианское! О, Божие снисхождение к нам и благость! Вчера жало смертное уязвило Праведного за нас Ходатая: а ныне оно притупилось. Вчера ненасытимый ад мнился торжествовать, поглотив Его: ныне же стонет и рыдает, видя весь плен похищаемый из рук своих. Вчера помрачилось солнце, и страдала тварь: ныне же всюду блистает невещественный луч радости духовной! Вчера мы сраспинались Христу: днесь прославляемся! Вчера соумерщвлялись: днесь сооживотворяемся! Вчера спогребались: днесь совоскресаем!.. Приидите и составьте торжество наше, все роды и племена, все избавленные Господнем! Востаньте умершие от дней века: прославим Виновника воскресения всех! Блаженные Праотцы! Се, благословенное семя предвозвещенное вам еще в раю! – Оно возросло, и ветвями своими покрыло вселенную: оно пало на землю, и мног плод принесло: из семени сего произошел Великий Вождь, Который стер главу змия, усекнувшего пяту нашу, т, е., воспрепятствовавшего нам непорочно ходить в пути Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово в первую неделю св. Великого поста 49 Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Время поста есть время покаяния. Пост необходим для расположения нас к покаянию; покаяние необходимо для спасения нашей души. Двери благотворного поста уже отверзлись пред нами, и мы, по благости Божией, вступили в св. Четыредесятницу, которую Сам Господь Иисус освятил для нас Своим сорокодневным постом; но двери спасительного покаяния ещё не для каждого отверзты. Св. Церковь задолго до поста, начав оглашать слух наш умилённою песнию: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, не престанет повторять этот глас, пока мы не совершим поприща поста и покаяния. В деле спасения всего ближе к нам двери покаяния, и всего труднее – войти в эти двери, без содействия благодати Христовой. Кто располагается принесть покаяние в сии св. дни, тот может вопросить теперь: что это за двери покаяния? Кем заключены они? У кого ключ? И почему человек не может отворить их собственными силами? Вопросы важные: постараемся разрешить их для нашего назидания. Покаяние, если состоит в одном сознании своих грехов пред Богом и соболезновании, есть не более, как добродетель, но если совершается, по учреждению Спасителя нашего, пред отцем духовным, есть одно из спасительных таинств христианской веры. Покаяние, как спасительное таинство, есть сокровищница, в которой хранятся дары благодати Христовой – дар отпущения грехов и исцеления от недугов душевных, и дар оправдания и примирения нашего с Богом. Чтобы войти в сокровищницу Божию, надобно иметь искреннее сознание своих грехов, сокрушение сердца, благочестивую печаль, твёрдое намерение впредь не возобновлять своих прежних грехов, живую веру в заслуги Искупителя нашего и твёрдое упование на милосердие Божие. Вот условия истинного покаяния и вместе двери, чрез которые надобно проходить во Святилище Божие! Но осмотрите эти двери, отверзты ли? Наше сознание своих грехов большею частию бывает поверхностно, наше сокрушение сердца – непродолжительно; наше обещание – вести впредь жизнь Богоугодную, тотчас проходит, при первом обольстительном случае ко греху; вера – слаба, упование – нетвёрдо. Видите, двери покаяния только полуоткрыты. Вот почему св. Церковь взывает к Спасителю за каждого из нас: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Она видит наши немощи и болезнует о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

составитель Терещенко Т. Н. НАКАЗАНИЕ Сострадаем тебе, как в скорбях, так и в болезни твоей. Ты сама на эти пункты сделала решение, что это наказание Божие за грехи твои и что болезнь не от чего другого, как от (сладострастных помыслов), и мы с этим согласны, и тако быти веруем. Но как милосердие Божие не ограничено, то покайся и смирись, и самое это наказание вменится тебе в очищение (прп. Лев, 20). Господь все видит, и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневлять Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения (прп. Амвросий, 1). Должно быть, Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение милосердому Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам, но если и наказывает нас, то с пощадением (прп. Амвросий, 1). Нужно за грехи понести наказание здесь, на земле... Многие говорят: зачем наказание? Господь милостив, и разбойника покаявшегося простил, и тотчас ввел с Собою в рай. Святые же толкуют иначе: разбойник нес уже наказание прежде, вися на кресте, да и потом ему перебили голени. Значит, смерть была мучительная. Вот он и понес наказание за свои грехи. Так и тебе в наказание накладываю епитимию по двенадцать поклонов в день на целый год за всю твою прошлую жизнь, чтоб там, в будущей жизни, уж больше тебя не наказывали (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Пишешь, что враг нападает на тебя помыслами отчаяния, представляя, что на мытарствах враги похитят твою душу и сведут во тьму, так что от этих помыслов ты не можешь с умилением и молиться, и тебе стало представляться, что покаяние твое мало в сравнении с твоими грехами, что все-таки за них нужно «удовлетворение» понести, сообразное с грехами, и тогда только получишь прощение. На все это скажу тебе, что слово «удовлетворение» из Католической Церкви перешло в Православную, а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он по праведному суду Божию для избежания вечного наказания должен при покаянии понести какоенибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами: или болезнь, или беду какую, или бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Творение Всякое творение должно служить человеку, а не человек ему (8, с.1035). Мир-вселенная свидетельствуют о Творце (1, с. 383) Конечная цель мироздания Видимый мир непосредственно связан с высшим существом, Который направляет его к конечной цели – духовному совершенству. Творец мира, осуществляя Свою мысль, Своим Промыслом направляет человека и указы­вает ему путь к Горнему Иерусалиму. Это – конечная цель Божественной идеи всего мироздания (7, с.432). В своих сочинениях святитель Филарет Московский , отождествляя мироздание с призванием избранного Божьего народа и с явлением Спасителя, с вступлением язычников в Церковь Христову, говорит, что все было сотворено Богом ради той цели, чтобы был спасен и получил вход в Царствие Божие человек, имеющий Богом данную душу (Там же, с.433). Благость Творца и доныне изливается на всю тварь Бог Творец не только при творении излил свои щедрые дары на все ви­димое и невидимое, но и доныне Его благость и милосердие изливаются на всю тварь. Однако разумно-свободные существа могут пользоваться Его дарами гораздо больше, чем неразумные. И поэтому эти разумные существа из общего царства природы призываются в особое Божие Царство, то есть к участию во всех Божиих дарах и благах жизни (Там же, с.431). Разумно-свободные существа – это Ангелы и человеки (Там же). Воплощение Сына Божия было новотворением (4, с.134). Создание Ангелов и человека Если Ангелы создаются Творцом первыми, то человеком заканчивается все мироздание. Как венец творения Божия, человек должен возвышаться над тленным миром и приближаться посредством своей добродетельной жизни до Богоуподобления, и тем самым стать достойным наследником вечного Христова царства (7, с.432). Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого прославлять Творца и служить человеку (Там же, с.434). Цель творения Вначале Бог сотворил человека только для жизни, но человек, поддавшись влиянию злого духа, отступил от Бога, за что услышал Божий приговор: земля еси и в землю отыдеши ( Быт.3,19 ). После этого Господня изречения в суще­ство человека вошла смерть (Там же, с.393).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира От вечности существовал один Бог , и, кроме Него, не было ничего ( Ин. 1, 1 ). По мысли святителя Тихона Задонского , Всевышний не нуждался ни в чем, потому что Сам имеет в Себе свет, правду, святость, премудрость и разум (5:78) [при ссылках на творения святителя Тихона будут приняты сокращения: первая цифра обозначает том творений (изд. 6. Спб., 1899), вторая – страницу. Кроме того, встречающиеся тексты Священного Писания цитируются по творениям святого отца]. Триединый Бог от вечности обладает совершенством, и каждое из Лиц Святой Троицы обладает им в равной мере. «Бог един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Бог безначальный, бесконечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, преблагий, милосердный, праведный… премудрый, непостижимый» (5:276). Как Существо всесовершеннейшее, Бог обладает духовной, а не материальной природой (ибо дух выше материи), и соответственно с этим Он познается через свойства духовной природы человека (4:229). Естество Божие настолько превосходит естество человека, что все попытки человека найти какие-либо аналогии в этом мире, чтобы хоть частично определить Божественную природу, безуспешны. «Бог… – безначальный, бесконечный… вечный и присносущный… Он един существом живет, не может не быть, существо Его и естество есть самая жизнь. Все вещи начало имеют, яко от Него от небытия привелися: и могут паки не быть, ежели бы тако Ему изволилось; но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тойжде есть и без конца Тойжде будет… Откуда не токмо называется вечный, но и вечность; не токмо живый, но и живот…не токмо пребывающий, но и бытие» (5:63). Все сказанное о Боге свидетельствует о том, что Бог Сам в Себе имеет «жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17, 25 ). Поэтому проникнуть в существо Божие, познать Его в полноте, каков Он есть, невозможно не только ограниченному человеческому разуму, но даже ангельскому. Его сущность является превыше всего, что видится, осязается и определяется мерой человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Четырнадцатый день. Поучение 2-е. Святой мученик Исидор. (Черты истинного исповедника Христова). I. Ныне совершается память св. мученика Исидора. Святой Исидор был родом из Александрии и жил в III веке; он служил в римском войске. В царствование Декие был объявлен по римской империи указ, повелевавший, под страхом мучений и смерти, всеобщее поклонение идолам. Исидору предстояло наравне с прочими воинами совершить поклонение, но он мужественно исповедал себя христианином. «Можно убить мое тело, – говорил он при допросе, – но над душою моею никто не имеет власти. Пусть мучат меня: у меня есть истинный Бог, Который и по смерти моей будет со мною». После многих мучений Исидор был лишен жизни чрез обезглавление (251 г.). Тело его, брошенное без погребения, было предано земле его другом Аммонием. Впоследствии часть мощей святого мученика Исидора была перенесена в Константинополь и положена в храме святой Ирины. II. В день, посвященный памяти мужественного исповедника св. веры христианской, мученика Исидора, рассмотрим, братия, те признаки и свойства, по которым безошибочно можно узнать истинных исповедников Христовых. а) Православное исповедание, собственно говоря, есть не что иное, как сердечное принятие и открытое засвидетельствование истин слова Божия. По этому определению исповедания, мы удобно можем познать и прямого исповедника Христова. Кто слово Божие признает и приемлет за правило своей жизни, за зерцало своих деяний и за источник Божия к себе милосердия: тот по справедливости может назваться прямым исповедником Христовым. Таковы были все богоносные светильники церкви, которые, предпочитая слово Божие злату, и сребру, и камению драгоценному, «и паче меда устом» своим ( Псал. 118, 103 ), с таким плодоносием упражнялись в поучении онаго, что не только с избытком насыщали себя этою духовною пищею, но и множество других питая ею, соделали их истинными исповедниками Христовыми. Но не таков отвергшийся от Христа безбожник, который посмеевается слову Божию; не таков слепой обожатель природы, который, измеряя глубину Откровения естественными законами, нищету ума своего противопоставляет богатству разума Божия; не таковы были и суть развратные толкователи Божественного писания, которые, делая насилие истинному его смыслу и содержанию, даже до днесь раздирают Христову церковь . Все таковые, отвергающие истины слова Божия, отвергаются Самого Христа. Сколь же они отличны от исповедников Христовых, всякому очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

08.08.14. Прямой эфир. Тема – великомученик и целитель Пантелеимон. Ведущая поэтесса Нина Карташева. 15.12.2014 09:11:39 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры! Радио Радонеж в прямом эфире. Сегодня с вами я, поэтесса Нина Карташева. И мы с  вами принимаем гостей из подмосковного  Мураново, где находится музей Федора Ивановича Тютчева. Его стихи мы любим с детства. Пошли Господь свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой. Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных светлых луговин. Не для него гостеприимно Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Лазурный грот как из тумана Напрасно взор его манит. И пыль росистая фонтана, Его главы не оросит. Пошли Господь свою отраду, Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий мимо сада, Бредет по знойной мостовой. Федор Иванович Тютчев напоминает нам этими евангельскими строками о евангельской доброте и милосердии  друг к другу, дорогие братья и сестры. Вера без милосердия, вера без любви, увы, часто вырождается в ханжество или фанатизм. Будем же внимательны  друг к другу. Ну, если не ко всем, то хотя бы к ближним. Давайте любить друг друга. А сейчас я с радостью представляю вам гостей сегодняшнего прямого эфира. Игумена Феофана (Замесова) вы все знаете. Вы часто просите, чтобы он почаще приезжал к нам на «Радонеж». Мы его знаем, любим. Но вот я хочу зачитать все его регалии: Московский патриархат, Московская епархия, Пушкинское благочиние, настоятель Александро – Невского храма Софринской бригады внутренних войск МВД России и Спасского храма усадьбы Мураново, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами по Пушкинскому благочинию игумен Феофан (Замесов). - Добрый вечер, уважаемая Нина Васильевна, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мир вам и божие благословение. - Спаси Господи. Батюшка, Вы приехали не один, и, уже второй раз в эфире ваш помощник, рядовой военнослужащий соединения противоракетной обороны Воздушно – космических войск Антон Валентинович Ратников.

http://radonezh.ru/analytics/08-08-14-pr...

10.3. Книга пророка Малахии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк Малахия – последний по времени служения из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечи. Само имя Малахия означает «вестник» или «посланник Бога». На этом основании некоторые древние толкователи, в частности, Ориген, считали, что это был Ангел Божий, который только принял вид пророка и возвещал откровение Божие иудеям. Но святыми отцами это толкование отвергается. Малахия считается реальным человеком, причем имя Малахия считается собственным именем этого пророка, а не псевдонимом. Его пророчество возвещается уже после восстановления храма, причем через определенный промежуток времени. Мы видим здесь явно охладевшее благочестие и другие нравственные недостатки, которые очень близки к тем, о которых говорится в книгах Ездры и Неемии. В этой связи можно предположить, что этот пророк мог пророчествовать либо до их прихода и деятельности в Иерусалиме, либо, что тоже весьма вероятно, в тот период, когда Неемия временно отлучился из Иерусалима и отправился снова к Персидскому двору. Напомню, что это произошло в 433 году до Рождества Христова. Когда через некоторое время Неемия вернулся, то ему пришлось исправлять недостатки, которые весьма близки к тем, которые упоминает Малахия. Мы уже имели возможность заметить, что великие обетования, которые у допленных пророков связывались с возвращением из плена, видимым образом не исполнились. В этой связи началось некоторое брожение умов и падение благочестия среди израильтян. Под сомнение ставится даже истинность Слова Божия. Как только начинается охлаждение в плане религиозном, тут же вскрываются и разного рода нарушения в отношениях между людьми. В частности, это выражается в неверности. Одно из вопиющих нарушений, которые Малахия обличает, – это легкость разводов, браки с иноплеменниками. Неверность Богу неминуемо влечет за собой и неверность между людьми. Пророк Малахия возвещает суд, которым окончится история. Однако по милосердию Божию, этот суд приведет к очищению народа, а не к его уничтожению. Для приведения всех, и в первую очередь израильтян, к покаянию Господь, прежде этого суда, пришлет Илию-пророка, так что пришествие Христово будет предваряться проповедью покаяния.

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

1851 года 4 декабря. Письмо твое, чадо Христово, – не раз прерывал я, при чтении, слезами и желал бы при этом превратить их в вопль крепкий – ко Владычице нашей, Матери чистоты и беспримерного целомудрия. Владычице, Заступнице Мира, и Лествице высокая, до небес, до сердца Божия простершаяся! прими нас под кров свой и введи туда, где свет невечерний, где нет грехов, нас окаляющих и оскверняющих! Таково, сестра моя о Господе, было впечатление письма твоего, проникнутого и доверенностью, ни чем мною незаслуженною, и избытком родственного о Господе расположения, нетающего и самых тайных грехов, кои хотелось бы впрочем, тебе изгладить из книги жизни, да не откроются пред всей вселенной они в день суда неумытниго. Понимаю сердце твое, горлица Христова, сколь ни сильно проросло мое сердце грехами; чувствую скорбь твою и не яко наставник и пестун, но яко друг искушенный, страдавший и доднесь горюющий о немощах своих, готов я, чем могу, помогать тебе, уповая всего более на содействие всесильной благодати Божией, любящей проявлять свою силу в нашем бессилии ( 2Кор. 12:9 ), и на помощь Той, яже стена есть девам, столп девства, вразумляющая окраденных умом и тлителя смыслов упражняющая, луч умнаго Солнца, светило незаходимого Септа . Согрей мое сердце, Слове Божий, и освяти ум мой косный, слепотствующий. Даждь слабому моему гласу глас силы , да воспламенит ее сердце к люблению Тебя Единого.... Спрашиваешь меня, касательно Т., как вести себя в отношении к ней? Мне думается, что не мешает, помолясь, написать ей несколько строк для вразумления. Содержанием этого письма может быть: 1) Сожаление, что она в тумане скорби, во мгле кручины сердечной, навеянной врагом чистоты и святости, не видит предмета вполне достойного любви ее: Господа нашего Иисуса Христа, стяжавшего нас бесценною кровью своею и готового простить все вольные и невольные уклонения ее от Него, ввести в покой Свой чрез мир совести и смиренную преданность Его святой воле. 2) Ужас последствий от закоснения в грехе, не могущем впрочем, победить милосердие Божие, взыскавшее Марию Египетскую, Евдокию, Таисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. О воспитании детей Предание подробно говорит о добродетелях Богоотцев Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним; ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостию, но несли тяжелый крест бездетства. Поэтому, соотечественники всенародно ими пренебрегали и даже в храме. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким еще более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство и даже столетний Авраам не был лишен этого благословения Божия. Печаль его была на столько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провел 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и оплакивая свое бесчестие в людях. Тут-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дщерию благословенною, выше всех дщерей земных. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей дитяти и, наконец, явился ей Ангел Божий и сказал: «молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом! Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею!» Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «жив Господь Бог мой. Если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое Имя Его во всю жизнь». И прежняя печаль Анны обратилась в радость. Немало есть и ныне бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощью? Чаще – к науке, чем к Богу. Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, весьма редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны и дают обеты – воспитывать их по христиански. В самом нежном возрасте, большинство христианских детей, по вине родителей и под влиянием воспитателей, только питаются телесно и приучаются к бесполезным телесным упражнениям, a развитие, знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной, земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010