Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. Не теряйте мужества Отцы и братия, хотя в свое время мы с вами уже говорили о мужестве и о том, что не подобает предаваться отчаянию, в настоящей беседе мы остановимся на этой теме подробнее, чтобы воодушевить подвизающихся не отступать перед одним из самых опасных ухищрений нашего лукавого врага. Мы знаем, что воля Бога и Отца «по благоволению» 69 состоит в том, да (не) «погибнет един от малых сих» ( Мф. 18, 14 ). Также мы находим в Писании, как Он клянется именем Своим, «понеже ни единем имяше большим клятися» ( Евр. 6, 13 ), что Он не хочет смерти грешника, «но еже обратитися... и живу быти ему» ( Иез. 33, 11 ). Поэтому какое место в нашем сердце может иметь отчаяние? Отчаянию предшествует цепь падений. Оно начинается с уныния, вызывающего у подвизающегося упадок сил. За унынием следует разочарование, влекущее за собой духовную смерть и распутство. После этого утверждается знамение погибели – отчаяние, которое есть поругание божественного милосердия и Его всеохватывающей любви. Но Тот, Кто «Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» ( Рим. 8,32 ), разве не позаботится о нашей бедности и слабости и отнимет у нас то, что уготовал от сложения мира? Разве без Бога что-либо совершается? Если, как сказано в Писании, «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ) и: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин. 6, 44 ) и: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете» ( Ин. 15, 16 ), то на чем основывается уныние, откуда берутся мысли, будто изменилось решение Божие о нас или уменьшилось Его милосердие? Бог не судья человеку во время его земной жизни, даже если в конце веков однажды «воздаст коемуждо по делом его» ( Рим. 2, 6 ). В этой жизни Господу подобает только милосердие и любовь, как и Он сам нам открывает. «Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир» ( Ин. 12, 47 ). Когда ученики Спасителя Иаков и Иоанн, будучи прежде Пятидесятницы еще не совершенными, просили Господа, чтобы Он разрешил им призвать огонь на самарян, так как те их не приняли в свой город, Христос укорил их и сказал: «Не веста, коего духа еста вы» ( Лк. 9, 55 ) и каково ваше призвание».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Превозлюбленнии мои о Христе братие и отцы и чада Божественнаго послушания Амвросие, Афанасие, и Феофане, спасайтеся о Господе. Божие, и пресвятыя Богородицы, и мое недостойнаго благословение вам чрез вселюбезнейшего о Господе брата нашего духовника Иакинфа препосылая, о себе извещаю, яко Божиею милостию, и самыми молитвами вашими, еще в живых обретаюся, обаче зело слаб и пренемощен, неведый дне и часа когда Бог повелит истязати душу мою от мене, а понеже еще Божественною его волею в маловременной сей жизни пребываю, намерение восприях, вам яко чадом моим духовным о прешествии моем с частию братий собора нашего от самыя обители Предтечевы Секулския, во самую и великую обитель вознесения Господня Нямецкую, яко по отшествии вашем соделавшемся, и зело о сем уведети желающым объявити, еже соделася таковым образом. ¤ароф года, во время весны, господствовавшу тогда благочестивому и христолюбивому Константину Димитриевичу муруз воеводе господарю земли молдовлахийския, бысть по его повелению собрание различных харчевых потребностей пришествия ради в столный город есы единаго славнаго лица, а понеже тому лицу не случилося чрез есы ити, того ради вси ини харчевии запаси осталися, и по общему совету его господарства с великими боляри, определено часть от иных дати в наш собор, которы во обитель секулскую к нам с писанием его сиятельства и прислано, в котором писании собственною своею рукою написав, повелел мне, со всяким дерзновением представляти ему необходимыя нашы нужды, обещаяся усердне и самым делом исполняти иныя. Аз же видя таковое его сиятельства к нам превосходящее милосердие, прием дерзновение во ответном писании моем к его сиятельству по блгодарении за вышепоказанную милость, представих прошением моим, аще будет его милосердие, помиловати нас подаянием пяти сот левов на строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческаго учения, для преводу книг душеполезных. Которое мое прошение его сиятельство объявив великим боляром и советником своим искаше, от них совета: произволяше бо просимое мною делом исполнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Слово во вторую неделю Великого Поста Видев Иисус веру их, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои. ( Мк. 2, 5 ). Упоминаемые в нынешнем чтении Евангелия носившие расслабленного, не могли протиснуться с ним сквозь толпу народа до Спасителя, раскрыли кровлю дома, в котором Господь собравшемуся народу говорил слово свое, – и спустили к ногам Иисуса Христа одр, на котором лежал расслабленный. Столь крепкая вера в Божественное всемогущество Спасителя, вера, очевидно, одушевленная надеждой на Его милосердие, заслуживала соответственную награду. Почему Иисус Христос, видя веру их, сказал расслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои! востани, и возми одр твой и иди в дом твой. Бывший расслабленный тотчас встал, взял одр свой, и вышел при всех! Сверхъестественное исцеление сего расслабленного, вразумляя нас, что бедствия, а особенно болезни наши проистекают от прирожденного нам и произвольных наших грехов, показывает, что един Иисус Христос есть всемогущий врач душ и телес наших, а вместе с тем научает нас, что желающим исцеления душевных язв и недугов в таинстве покаяния, необходимо предварительно возбудить в себе веру и надежду, внушаемые нам Евангелием. Сколько необходимо, приступая к таинству покаяния, возбудить в себе молитвенными воздыханиями и размышлением веру в Евангелие, а особенно усвоить себе всем сердцем веру в ту утешительную для грешника истину, что Иисус Христос есть Искупитель наш от законного проклятия и вечной смерти, – очевидно, из того, что без внутреннего, несомненного убеждения в истинах веры Христовой тщетно грешник будет надеяться на милосердие Божие, потому что, собственно, в нас ничего нет достойного помилования Божия; – тщетно будет помышлять об исправлении своей жизни: потому что все еже не от веры, по свидетельству Духа Святого, грех есть ( Рим. 14:23 ); что без побуждений к подвигам благочестия, представляемых нам истинами веры, закон есть мертвая буква, неумеющая в себе силы заставить нашу волю покориться ему, и содействовать нам в исполнении заповедей Божиих. В сем отношении вера есть такой дар благодати Божией, что кроме сего дара ни на земле, ни на небе нет другого средства для спасения человека. Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2:8 ). И кроме Иисуса Христа несть иного имене... о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник. (Без любви кь ближнему не спасешься). I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости. II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься. Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст : «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День рождения Ея Императорского Величества, вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. (Уроки из ее жизни: а) милосердие к бедным и б) семейное согласие). I. Благочестивейшая и возлюбленнейшая наша вдовствующая Царица, день рождения которой ныне святая церковь светло празднует, с высоты царского престола подает нам два великие примера христианской жизни, подражать которым особенно необходимо в настоящее время – примеры высокой христианской благотворительности и святого хранения заветов таинства брака. II. а) «Куда ни обратишь взор свой по беспредельной широте земли русской», говорит один церковный учитель, (Димитрий, архиепископ херсонский), «везде облобызаешь с умилением следы этой нежной, сердобольной любви и заботливости августейшей Матери всех чад России. Здесь Она подает руку помощи бесприютному сироте, там объемлет своею любовию вдову; здесь под сенью «Красного креста» врачует язвы воина, там заботливым уходом услаждает последние годы его жизни; здесь милосердие Ея устрояет приют слепому, а там получает помощь утопающий: тут собираются под Ея державную руку «сестры милосердия», а там окрыляемые Ея покровительством проповедники Евангелия проходят холодные тундры и знойные пустыни, долы и горы, моря и реки с словом истины, и оглашают этим словом «седящих во тьме и сени смертной». Не можем ли и мы подражать этому святому примеру живой христианской любви по мере наших сил и средств? Не только можем, но и должны: царский пример благотворительности для всех нас, на какой бы кто степени благосостояния ни стоял, безусловно обязателен. Слово Божие учит. что первая по важности после великой заповеди о любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» ( Mф. XXII. 39 ). Но в чем может проявиться любовь к ближнему, и притом в такой мере, в какой бывает любовь к самому себе, как не в оказании помощи бедствующим. Но не только человеческое чувство сострадания к ближнему, не только страх быть обвиненным на суде своей совести и суде Божием в грехе жестокосердия побуждают нас быть человеколюбивыми: к этому нас обязывает и собственное благо: на суде Божием не будет милости тому, кто сам не был милостив на земле к своим братьям, ибо сказано, что «блажени» (только) «милостивии, яко тии помилованы будут» ( Mф. V. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестой день. Поучение 5-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Назидательные уроки для нас, извлекаемые из жития святителя и чудотворца Николая: ревность по вере и милосердие к страждущим). I. Заповедь св. апостола Павла поминать наставников, проповедывавших слово Божие, и, взирая на кончину ихь жизни, подражать вере их ( Евр. 13, 7 ) и самое торжество св. церкви в честь святителя и чудотворца Николая побуждают нас, возлюбленные братие, привести себе на память богоугодную жизнь и дивные деяния великого угодника Божия, мирликийского чудотворца, дабы найти себе в них поучительные уроки и примеры для подражания. Такое воспоминание жизни святителя будет лучшим началом и продолжением праздника нашего. II. Святитель Николай, по замечанию его священного жизнеописателя, был зерцалом всех добрых дел для духовного стада своего и служил, по апостолу, для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Особенными же добродетелями, коими главным образом угодил Богу ублажаемый нами праведник, «были его пламенная ревность по православной вере Христовой и милосердие к страждущим собратиям». а) В это тягостное для церкви Христовой время, когда язычество, предчувствуя свой конец, напрягало все свои усилия к тому, чтобы поразить христианство, и разражалось ужасными гонениями на верующих в распятого и воскресшего Христа Спасителя, святитель Николай неусыпно бодрствовал на страже вверенной его охранению паствы. Своею горячею преданностию православной вере Христовой и непоколебимою твердостию в ней он возбуждал в христианах мужество к великодушному, радостному перенесению мучений и смерти за имя Христово, утешал падших под ударами меча своим сильным словом. Враги христианства за твердую, безбоязненную и неусыпную ревность по святой вере заключили святителя в темницу, но и узы темничные не сковывают его богоглаголивых уст: и в темнице, среди ужасов поношений, угроз, истязаний, мучений, голода и смерти, угодник Божий безбоязненно проповедует Евангелие, несмотря на все препятствия, которые поставляли ему ненавистники истины и добра, исчадия диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие. У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

http://pravoslavie.ru/77564.html

Александр Рожинцев Андреевский кавалер – Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Палладий (Раев) Скачать epub pdf Приходской священник Оставаясь преподавателем в Семинарии, в День Успения Божией Матери, 15 (28) августа 1856 года, магистр богословия Павел Раев рукоположен был во священники, с определением служить в Нижнем Новгороде в церкви во имя Покрова Божией Матери. Через семь лет семинарской службы священник Павел назначен был на кафедру богословских наук помощником ректора и преподавателем миссионерского отделения. Однако скоро в семейной скорби открылось ему указание Божие, призывавшее приходского пастыря на путь иноческий. В конце 1860 года скончалась любимая супруга отца Павла, и в том он увидел указание Божие оставить мир для иноческой жизни. Принятие пострига 28 января (10 февраля) 1861 года в День памяти в числе других Святых подвижников Божиих преподобного Палладия, пустынника Антиохийского (IV) будущий владыка принял постриг и наречен был именем Палладий. В марте того же года иеромонах Палладий назначен был инспектором Семинарии, а через год, 18 февраля (3 марта) 1862 года, возведен был в чин Архимандрита. Прибытие в Санкт-Петербург и начало служение В 1863 году, 28 августа (10 сентября) Архимандрит Палладий вызван был в Санкт-Петербург для служения инспектором семинарии, в которую через 30 лет вошел он правящим Архиереем. В 1864 году, второго (15) декабря Архимандрит Палладий назначен был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1865 году – членом Консистории, помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и членом конференции Духовной Академии. Епископ Ладожский В следующем году Архимандрит Палладий призван был к Святительскому служению. В воскресенье пред Рождеством Христовым 18 (31) декабря 1866 года будущий владыка на 40-м году жизни хиротонисан был в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры Митрополитом и Андреевским кавалером Исидором (Никольским) в сослужении других Епископов, во Епископа Ладожского. Два с половиной года после своей хиротонии владыка оставался в Санкт-Петербурге викарием, Епископом Ладожским. За время это имя Преосвященного Палладия тесно связано было с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также с деятельностью Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. И в Комитете, и в Комиссии Преосвященный Палладий был председателем. В 1867 году Преосвященный ревизовал Духовную Академию. Епископ Вологодский

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Выписки из дневника схиигумена Саввы Основа для спасения Настави мя, Господи, на путь Твой, да пойду во истине Твоей. ( Пс.85:11 ) В православно-христианском вероучении особое место принадлежит учению о спасении. Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо? На все эти вопросы православные христиане должны знать четкие и ясные ответы. Спасение – есть прежде всего избавление от греха, очищение от всякия скверны, избавление от власти обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божия и осуждения, наконец, от вечной смерти и мучения с диаволом. Спасение человека уготовано Богом от вечности. Своим источником оно имеет любовь Божию, милосердие и долготерпение Божие к человеческому роду. Бог благоволил спасти человека Единородным Своим Сыном, Которого мы называем своим Спасителем. Он – есть Бог нашего спасения, пришедший в мир спасти погибающего человека. Таким образом, спасение есть дело Божие. Оно воссияло нам туне, то есть даром. Какая же роль отводится человеку в деле спасения? Принимает ли человек участие в своем спасении или нет? Несмотря на то, что спасение есть чистый дар Божией любви и оно не зависит от дел человеческих, однако Господь спасает человека в том случае, если человек имеет веру в пришедшего в мир Христа Спасителя, принимает с радостью благовествование, то есть Евангелие, ищет примирения с Богом в своей совести и не враждует против Бога, молится Богу о своем спасении. Вот необходимые условия нашего спасения: вера, надежда, любовь, молитва , чистота совести, нравственная жизнь, покаяние. Хочу вам, возлюбленные, указать на некоторые правила, которые помогут вам стяжать молитвенный дух и иметь непорочность пред Богом. Господь от нас многого не требует, то есть не требует подвигов, превышающих наши телесные силы. Все свое внимание мы должны обращать на внутреннее состояние сердца, чтобы с помощью Божией изгнать из него все страсти и соделаться живым храмом для Духа Святого. Чужд духовной мудрости, кто упражняется в подвигах телесных, а небрежет о заповедях Господних. Как во всем, так особенно в духовной жизни человека, важна сущность дела, а не форма. Господь сказал: «Сыне, даждь ми сердце твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

игумен Филипп (Симонов) Песнь 9 Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь,православно величаем «Обновляет все сотворенные сущности Христос Рожденный несказанно от бессеменного зачатия, нетленный Плод безмужной Матери, Божие Рождение. Зная это, мы все народы, православно величаем Тебя, Матерь Богоневестную», – этим ирмосом завершает Церковь Великий канон. Девятая песнь канона основывается на пророческой песни Захарии, отца Иоанна Предтечи, который жил «во дни Ирода, царя Иудейского, и был священник из Авиевой чреды; женой его была Елисавета, из рода Ааронова, родственница 1706 " Пресвятой Богородицы ( Лк. 1, 36 ) 1707 . «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1, 5–6 ). Эту песнь Захария произнес в духе после того, как разрешился от немоты своей, наложенной на него за то, что не уверовал он словам, которые принес ему от Господа Архангел Гавриил (См.: Лк. 1, 8–25 ), после того, как благая весть, полученная им от Бога, исполнилась и у него, от прежде неплодной Елисаветы (См.: Лк. 1:7, 36 ), родился младенец (См.: Лк. 1, 57–64 ), коему надлежало предварить своею проповедью явление Христово избранному народу. Как гласит Писание, Захария «исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» ( Лк. 1,67–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010