К Александре Петровне Хвостовой А. П. Хвостова – киевская знакомая архим. Макария, на имя которой он просил отца адресовать ему письма 2). Начатая в 20-х годах переписка между ними, возобновилась в 40-х, при посредстве поселившегося в Киеве о. Алексия Глухарева. Восемь писем к ней архим. Макария, перепечатываются из издания 1860 г, т. II, где они помещены на стр. 153−163 под заголовком: «К А П. Х.». 50 Извещаю вас, что мы прибыли в Глинскую пустынь 29 декабря по милости Божией, благополучно. Промысл Всевышнего, изрекший волю свою в совете отца настоятеля, 259 разлучает меня с добрым другом моим. 260 Мы расстаемся в любви, как только можно расставаться в любви, и в ненарушимом мире. Скорбь от предстоящей разлуки, препятствует мне распространяться в описании мирной обители, в которую Бог привел меня по милосердию Своему. Кратко скажу: это школа Христова, это одна из светлых точек на земном мире, в которую дабы войти, надлежит умаляться до Христова младенчества. Простите и помолитесь обо мне грешном. Желаю вам обильного благословения Божия. 7 января 1826 г. Глинская пустынь. 51 Мир вам и Божие благословение! Я, слава Богу, молитвами святых отцов и братий, и сестер моих, благополучен, и вас на литургиях Божественных воспоминаю. И хотя худ и нищ, молю всемилосердного Господа, да очистит нас от всякого, в царствие Божие войти не могущие, скверны плоти и духа, соединит вскоре со всеми любящими, и призывающими пресвятое имя Его, в селении света, мира, любви и радости общей всех в едином Духе Святом! Простите. 6 февр. 1829 г. 52 Посылаю при сем книгу Б(лаженного) Кассиана о восьми главных страстях, которая хотя и в Добротолюбии находится, но она там сокращенно предложена, и в подлиннике совершенно другой имеет вид. В третьей тетради немногих статей недостает, для которых оставлено и место праздное, и которые не найдены в рукописи. В последней же, начинаются и беседы с блаженными пустынниками. У меня то в намерении, чтобы вы в порядке обозрели все сии бисеры духовного учения, в собрании коих столь великодушно помогаете мне. Простите, желаю вам всякого благословения Божия. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Необходимость постепенного приготовление рода человеческого к принятию Спасителя. Как полдню предшествует заря и утро, так ясному дню боговедение, воссиявшему для мира с явлением «Солнца правды» ( Мал. 4:2 ), предшествовали времена приготовление человеческого рода к принятию Спасителя. Телесные очи омрачились бы и не вынесли блеска полуденного, не быв приготовлены к полному сиянию солнца мерцанием зари и рассветом утра; так омрачились бы очи ума человеческого при виде Мессии, не привыкнув заранее издалеча ( Евр. 11:13 ) видеть день Его ( Ин. 8:56 ). «Учение о воплощении Бога, – говорит св. Иоанн Златоуст , – было весьма неудобоприемлемо; это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих приготовлений, чтобы оно было принято» 110 , и по выражению св. Василия Великого : «Домостроитель нашего спасение, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучение, потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумение предначертал Он для нас легкое и к нам применимое руководство, приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На таком основании измышлены закон, " имый сень грядущих благь» ( Евр. 10:1 ), и предображение у пророков – эти гадание истины, для обучение очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной» (Твор. св. отц., М. 1846 г. т. III, стр. 280, 281). «Милосердый Бог, – скажем словами отечественного богослова, – идет к человеку и после греха его, но грешник не готов в сретение Богу своему и убегает от Него. В твари свободной не достает готовности для принятие действие Божие, когда в ее воле не достает соответствие воле Божией; особенно трудно устроять сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно восстановлять и пересозидать. Таким образом слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения и неоднократно просиявало в последующих откровениях, но мрак греховный продолжал тяготеть, и веки и тысячелетие должны были пройти прежде, нежели действительно «Слово плоть бысть» ( Ин. 1:14 ), и «Бог явися во плоти» ( 1Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отделение третье. О Боге искупителе падшего рода человеческого Искупитель человеков Триипостасный Бог не оставил падшего человека в его жалком и безвыходном для него положении. Человек сам собой не мог ни примириться с разгневанным Богом, ни исправить своей поврежденной природы, и потому должен бы навсегда оставаться под осуждением Божиим, как преступник закона. Но Сам Бог от вечности предопределил спасти падшего человека. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, Бог истинный, единосущный Богу Отцу, Творец всего, по исполнении времен, назначенных Богом, пришел в мир и воплотился для искупления и спасения людей, жил на земле, пострадал, распят на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо с плотию прославенной, сидит одесную Бога Отца и придет некогда судить живых и мертвых, и царству его не будет конца. Понятие о воплощении Сына Божия Воплощение состоит в единении Слова Божия с природой человеческой. Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). По употреблению в св. писании, речение плоть означает всего человека; слово плоть бысть, т. е. Божие Слово восприняло полное человеческое естество, тело и разумную душу, не преставая быть Словом, Сыном Божием, Богом. «Само Божие Слово, – говорит св. Григорий Богослов ,– предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха» ( Григорий Богослов . Слово 38). Важность тайны воплощения Воплощение Сына Божия есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о спасении людей и величайшее таинство веры. Исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Оно есть высочайшее дело Божией премудрости, благости, милосердия и вместе дивное чудо и тайна любви. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). С полным благоговением должны люди принять то, что писание и предание сообщают о сей тайне и для горних духов необъятной ( 1Пет.1:12 ). Цель воплощения

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Письмо 43 (46). К падшей деве Сильно укоряет падшую деву, доказывает обязательность данного и нарушенного ею обета хранить свое девство, изъявляет свою печаль о том, что, оставив Жениха Христа, предалась она растлителю; наконец страхом смерти, Суда и вечного наказания, а также надеждой на Божие милосердие старается расположить ее к покаянию». Теперь время возгласить оное пророческое слово и сказать: «кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез; и плачуся... о побиенных дщере людий моих?» ( Иер. 9, 1 ). Хотя объемлет их глубокое молчание, хотя однажды навсегда подавлены они бедствием и смертоносным ударом отнято уже у них самое ощущение страдания – однако же нам не должно оставлять без слез такого поражения. А если Иеремия признал достойными тысячекратного оплакивания тех, которые телесно поражены на брани, что должно сказать о таком бедствии душ? «Уязвленнии твои», – сказано, – «не мечьми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлены ратию» ( Ис. 22, 2 ). Напротив того, оплакиваю жало истинной смерти – тяжкий грех и разжженные стрелы лукавого, которые немилосердо пожигают вместе с телами и души. Видя на земле такое преступление, без сомнения, громко будут жаловаться Божии законы, которые всегда воспрещают и вопиют, как в древности: «не пожелай жены ближняго твоего» ( Втор. 5, 21 ), так и в Священных Евангелиях: «яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» ( Мф. 5, 28 ); теперь же видят, что бесстыдно любодействует сама невеста Владыки, у которой глава – Христос. Будут жаловаться и самые духи святых; и Финеес ревнитель, что ныне невозможно ему взять «сулицу» 16 в руки, наказать преступление телесно; и Иоанн Креститель, что не может, оставив горние обители, как тогда пустыню, прийти для обличения беззакония, и если нужно пострадать, то скорее лишиться главы, нежели отказаться от дерзновения. А может быть, Иоанн (если он, подобно блаженному Авелю, и умерший глаголет еще нам) и ныне вопиет и громче взывает, нежели тогда об Иродиаде: «не достоит ти имети ея»(ср.: Мф. 14, 4 ). Ибо хотя тело Иоанново, по необходимому требованию естества, подчинилось Божественному определению и язык Иоаннов молчит, однако же «слово Божие не вяжется» ( 2Тим. 2, 9 ). Кто даже до смерти простер свое дерзновение, когда уничтожаем был брак подобного ему раба, тот потерпит ли, видя такое поругание святого Господня брачного чертога?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство ( Лук. 17:21 ; Римл. 14:17 ), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость ( Лук. 15:10 ). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 6. Нравственное бытие и воля Божия Итак, по отношению к воле Божией опыт христианской церкви предлагает тот тип делания, который определяется словами «искание» и «исполнение». Вполне закономерен вопрос – почему соответствующий предметный процесс определяется как искание? Ведь ищут то, что потеряно, либо некоторый не вполне известный и не вполне понятный предмет, в котором почему-либо ощущается нужда. При искании воли Божией применимы оба смысла. Первый – потому что воля Божия, хотя объективно раскрывается в мире и действует благодатно и грозно, и не раз становилась близкой и понятной многим человекам; – субъективно она многими же нередко утрачивалась и утеривалась, и для того, чтобы ее обрести, необходимо вновь начинать поиски. Второй – потому что душа, если и не знала никогда воли Божией, бывает порою охвачена неясным томлением, которое и дает понять о некой недостаче, которая должна быть восполнена. Порою нечто почти прямо говорит душе, что есть высшая воля, безусловно, превышающая по силе и по правде, обычное индивидуальное своеволие. Это превышающее, чему подчиняться было бы органично, и есть воля Божия. Эти два слова, при обдумывании их, производят странное впечатление. С одной стороны, здесь, кажется, имеется нечто, до самоочевидности понятное любой необразованной старухе, которая с уверенностью повторяет: «на все воля Божия». С другой стороны – слышится нечто невыразимо загадочное, почти темное, что ищешь (даже когда активно пытаешься искать) пустыми руками и уходишь с пустыми руками. Да и точно – возможно ли искать, когда Слово Божие Само говорит: «одно дело – пути ваши, а другое дело пути Мои»? Вероятно, многих может смутить реакция Христа Иисуса на, по-видимому, благоразумные и милосердные слова апостола Петра, когда тот, узнав от Иисуса, что Он в Иерусалиме будет предан и распят, в порыве жалости воскликнул: « Да не будет этого с Тобою, Господи!» И тогда Иисус чрезвычайно резко ответил ему: «Отойди от Меня, сатана. Потому что не знаешь, что Божие и что человеческое» ( Мф. 16, 21–23 ). Самое поразительное, что только что перед этим Иисус очень высоко поставил Петра, выделив его среди апостолов, когда тот исповедал Его, как Христа: «Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах» ( Мф.16, 17 ). Если уж избранные из учеников Богочеловека не понимали Его святую волю, что же говорить о тех, кто не получил столь высокой харизмы!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Сими словами, составляющими начало сегодняшнего апостольского чтения, апостол Павел предостерегает Коринфских христиан от колебаний в вере. Сей опасности они подвергались со стороны врагов своих. Главным предметом его проповеди был крест Христов. Мне да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашею Иисуса Христа ( Гал. 6: 14 ). Учением о кресте Христа соблазнялись Иудеи, ибо оно противоречило их мнению о Мессии, как о славном земном царе, – они не допускали мысли об уничижении, крайнюю степень которого составляет крестная казнь, присуждаемая за уголовное преступление. Над учением о спасительной силе крестных страданий и смерти Христовой глумились язычники: оно казалось им безумием. В противоположность тем и другим врагам креста Христова Павел утверждал, что для верующих Христос есть Божия сила, потому что крестною смертью Он смерть попрал, избавил людей от власти диавола и примирил с ними Господа, разгневанного их грехами. Таковою спасительною силою крест Христов мог сделаться только потому, что он был делом премудрости Божией. Крестная жертва есть сочетание бесконечного милосердия Божия к людям с бесконечным правосудием Его. Милосердие Божие требовало спасения людей от гнева Божия, а правосудие Божие требовало должного воздаяния за грехи, без которого дело милосердия было бы только потворство грешникам и поощрением их к новым грехам по надежде безнаказанности. Только одна премудрость Божия могла придумать такое средство спасения людей, как крест Христов – проповедник любви Божией и вместе правды Божией. Вот почему Павел именует распятого Христа не только Божиею силою, но и Божиею премудростью, вопреки врагам креста. Были и другие враги веры, которые, например, отвергали догмат воскресения мертвых. От всех подобных врагов надлежало предостеречь Коринфскую Церковь . Члены ее, как недавно обращенные к вере Павлом, еще не на столько утвердились в ней, чтобы им не грозила опасность увлечения всяким ветром лжеучений, и вот он с апостольскою ревностью и любовию увещавает их твердо стоять в той вере, какой он научил их. Бодрствуйте, говорит он им, то есть не давайте врагам веры усыпить и ввести вас в заблуждение своими хитрыми злокозненными речами; стойте в вере, хорошенько помните ту истину, которую я возвещал вам, и ни на шаг не отступайте от ней; мужайтеся, утверждайтеся, то есть хотя бы нам пришлось претерпеть гонение от врагов веры, не уступайте врагам веры, мужественно исповедуйте ваше убеждение в истине с готовностью умереть за нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Скачать epub pdf ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ И ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ Взаимоотношения Царства Божия на земле и на небе. – Христианская кончина в настроении любви. – Неприступность для демонов христианских душ по разлучении тех с телом в состоянии богоозарения. – Догмат Церкви о воскресении мертвых. – Связь его с законом мировой любви. – Встреча праведными в воздушных сферах Господа Судии, грядущего для Суда над миром. – Страшный Суд. – Явление на нем славы любви Божией во святых. – Завершительный приговор Господа Судии над любящими Бога и носителями закоснелого самолюбия. – Вечная жизнь и вечная смерть по окончании Страшного Суда в разумно-свободных существах. – Начало вечной жизни любви на земле. – Раскрытие ее за гробом. – Рай и небо. – Вечная смерть но ее существу. – Явление ее на земле. – Черты вечной смерти в загробной области бытия. – Местоположение ада. – Возможность вечных мучений по рассудочным домыслам и их сокровенные основания в состоянии человеческой свободы. – Заключение к первой части исследования Божественной любви. ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ, И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ. 1-й и 12-й члены Символа веры Царство Божие в земной и Небесной частях Христовой Церкви едино уже в том отношении, что оно и на земле, и на небе Божие , благодатное. Между земной и Небесной формами жизни носителей Царства Божия неразрывной связью служит их настроение однородной любви. На земле любовь находится в стадии более или менее развивающегося семени, на небе вступает в полосу вечного раскрытия, по слову апостола: «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). Поэтому для христианина, «одетого в доспехи Божественной любви», совершенно естественно преставление от настоящего благодатного осияния в Церкви к невечернему и незаходимому озарению. Он от приближения и вхождения в область Божественного переходит к «нахождению Источника благ», от разобщения со всяким вещественным желанием – ко «всецелому присвоению Христу» за гранью гроба. Разлучаясь с телом, он, выражаясь церковно-богослужебным языком, «как порфиру несет в горнее Царство любовь и совершенное милосердие» и незлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Скачать epub pdf Суббота седмицы 22-й по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как Господь послал Своих учеников на проповедь . Они еще не были во всей полноте апостолами, но Господь уже дал им благодать Божию, чтобы проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и бесноватых, и они разошлись во все концы Палестины, прошли по ее городам и весям. Господь велел им не брать с собой ничего: ни посоха, ни сумки, ни хлеба, ни денег, даже по две одежды не брать в запас. Так Он приучал их всю надежду полагать на Бога: «трудящийся достоин пропитания», поэтому ни о чем не беспокойтесь, идите с Богом. И они поверили Ему, пошли, и, когда вернулись, Он их спрашивал: имели ли вы в чем-то нужду? Нет, не имели. И все последующие христиане православные, которые обратились от проповеди апостолов и их учеников, все, кому удавалось свою надежду на Бога возложить, никогда ни в чем нужды не имели. Всегда Господь их сохранял, лишь бы они были Ему верны. И вот ученики ходили, исцеляли больных, очищали прокаженных, даже мертвых воскрешали, проповедовали о том, что Царствие Божие приблизилось, что пришел в мир Спаситель. Вся обстановка окружающей жизни была им крайне враждебна, слово их не принималось, поэтому единственное, чем они могли сокрушить сердца людей, было добро. Потому Господь им и заповедал исцелять больных: ведь когда человек страждет, ему не до греха, а если к нему с добром, да еще помочь исцелиться от болезни, то он лучше расположен слышать. Поэтому по заповеди Божией апостолы с любовью относились ко всем страждущим – и проповедь любви, милосердия, добра постепенно сокрушила весь мир. Чего только иудеи и язычники с христианами ни делали! Первый христианин – это Сам Христос. Его распяли. И всем апостолам пришлось и в тюрьме посидеть, и в ссылках побывать, и все они, кроме Иоанна Богослова, кончили жизнь насильственной смертью. Потом пошли мученики – десятки, сотни тысяч мучеников за веру пострадали. Уж как христиан ни искореняли: и ловили, и сажали, и били, и травили – уничтожали всячески, на корню, как говорится, и ничего не удалось, добро, любовь все равно победили. И после трехсот лет такой проповеди – проповеди добра, любви, проповеди делом – Римская империя склонилась, пала к ногам Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сколь благ и многомилостив Бог к человеку, столь безчувствителен и неблагодарен человек к Богу. Бьется милосердие Божие с злобою человеческою. Благодать Божия призывает хотение человеческое отбегает; благодать просит, хотение отказывает; благодать приносит дары преизобильно, хотение отрицается от даров безстыдно. О сем-то хощет объявить нам Господь в сегоднешнем Евангелии, Коего разум состоит в притчи, нравоучении, аллигории и анагогии. Притча: человек некий изготовил вечерю великую и звал на оную многих. Нравоучение: человек есть сам Богочеловек Господь, тайную вечерю пречистых Своих Таинств приуготовивший, и нас ко Святому причащению зовущий. Аллигория 256 : Он же паки воплотившееся Слово Божие, преклонившися от небес в чистое Девы Марии чрево, и учинившися человеком, созвал как бы на великую вечерю во святую Свою Церковь многих, и Иудеов и языков. Анагогия 257 : Бог и Отец на вечерю вечныя сладости, то есть небесного Своего Царствия, всякого человека, грядущего в мир призывающий; потому что Он хощет всем спастися, и в разум истины приити 258 . Сия-то крайняя благость и многая милость Божия к человеку. Но сколько велико нечувствие и неблагодарствие человеческое к Богу! Званные не приходят, предуставленные отрицаются: и начаша отрицатися ecu. Один говорит: купил я село, и имею нужду выехать для посмотрения его. Сей человек есть миролюбивый, ценою самыя своея души, безплодную ниву здешняго света себе купивший, который с трудом и изливанием пота суетится, а иного не пожинает, кроме только терния и волчцев, мирския бедности и суеты: село купих и имам нужду изыти, и видети е. Другий купил пять пар волов, и хочет их силы отведать. Сей богатолюбив, всеми своими чувствами к лихоимству и злокорыстию прицепившийся: супруг воловных купих пять, и иду искусити их. А третий уже без стыда отказался: женился я, и не могу приехать. Сей плотолюбец есть, и в теле и душе узлами плотскими заплетенный: жену поях и не могу приити 259 . И так разделяю я на три статьи всех человеков, из коих одни миролюбцы, другие богатолюбцы, а третие плотолюбцы. Мир, богатство и плоть тремя суть препятствиями, кои не допускают людей ходить на великую вечерю к причащению пречистых Таинств, к получению Царствия небесного. Сие-то будет сегоднешняго поучения содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010