Время переселения Кирилла может быть определено. Упоминаемое в Житии Сергия великое княжение Ивана Калиты началось, судя по Троицкой летописи, в 1328 г. При описании ростовского периода жизни семьи Кирилла рассказывается об обучении Варфоломея грамоте в 7–летнем возрасте (и аналогично — его младшего брата Петра). Это указывает по меньшей мере на 1330 г. Но приведенное в тексте Жития увещание матери Варфоломея: «И двою на десять не имаши лет, грехи поминаеши, кыа же имаши грехи?» — позволяет говорить, что переезд в Радонеж вряд ли состоялся ранее 1334 г. Варфоломей с юных лет отличался необыкновенным благочестием, стремлением к аскетизму и уединению. И в облике, и во всех его поступках проявлялась печать будущего служения Богу. «Старци же и прочии люди, — перефразирует Епифаний слова Жития Саввы Освященного, — видевши таковое пребывание уноши, дивляхуся, глаголюще: Что убо будет уноша съй, иже селику дару добродетели сподобил его Бог от детьства» (МДА, 88. Л. 298—298 об.) . Но осуществить свое давнее желание — стать иноком — Варфоломей смог только после того, как его родители Кирилл и Мария под старость ушли в монастырь: «постригостася в мнишескый чин, отъидоша кыйждо ею в своа времена в монастыря своа, и мало поживша лет в черньчестве, преставистася от житиа сего, отъидоста к Богу» (МДА, 88. Л. 302). Епифаний не пишет, в каком монастыре постриглись Кирилл и Мария, но известно, что похоронены они были в хотьковском Покровском монастыре. Об этом упомянуто уже в жалованной ружной грамоте 1506 г. великого князя Василия III причту церкви Покрова Богородицы «в манастыре на Хотькове, где лежат Сергея чюдотворця родители, отец его Кирило да мати Марья»  . Монастырь был смешанный, и в 1506 г. в нем проживало 17 старцев и стариц. Есть все основания считать, что монастырь на Хотькове являлся домовым монастырем семьи боярина Кирилла: в нем постриглись и были похоронены сам Кирилл и его жена Мария, здесь, согласно Житию Сергия, принял пострижение после смерти своей жены старший брат Варфоломея Стефан.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

22. В Архангельском соборе над захоронением Василия Темного изображен святой в святительской одежде. 23. Ср. в Житии Саввы Освященного: «Сава же наречен сый от чрева матер–ня и проразумен прежде создания» (Великие Минеи Четии. Декабрь, дни 1—5. Стлб. 449). 24. Ср. в Житии Саввы Освященного: «Отцы же дивное се видевше чюдо, славя–ху Бога, глаголюще: Каковь си будеть отрок сей, селику дару от детьства сподоблен от Бога» (Великие Минеи Четии. Декабрь, дни 1—5. Стлб. 451). Источник вновь подтверждает принадлежность данного текста Епифанию Премудрому. 25. Акты Русского государства 1505—1526 гг. М., 1975. С. 24. 26. РГАДА, ф. 1449 (Хотьковский Покровский монастырь), оп. 1, 458 (Летопись Покровского Хотькова девичьего монастыря, составленная в 1870 г.). Л. 15 об. В других источниках имена жен Стефана и Петра не зафиксированы. 27. Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. М., 1952. Т. 1. 521. Исследование см.: Веселовский С. Б. Село и деревня в Северо–Восточной Руси вв. М. — Л., 1936. С. 64. 28. Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//Труды Отдела древнерусской литературы. М. — Л., 1965. Т. 21. С. 152—153. 29. Епифаний упоминает о их кончине и пишет, что Варфоломей «съ сльзами почте отца и матерь умръша понахидами же и святыми литургиами, украси память родителю своею и молитвами, и милостынями к убогым, и нищекръмием» (МДА, 88. Л. 302 об.). Литературным образцом служило здесь Житие Федора Эдесского: «Доблый же Феодорь възаконенаа и уставленаа на ошествие родите–лемь сътвори и слъзами почьте умръшаа отца и матерь и молитвами, и щедротами убогых, и священными благотворенми и службами тою украси память» (Троиц. 687. Л. 297 об.). Другая выписка из Жития Федора Эдесского находится на л. 308 об. — 309 списка МДА, 88 (ее потом восстановил по первоисточнику Па–хомий Логофет во Второй редакции Жития Сергия): фрагмент от слов «И единою просто рещи и вся узы мирьскаго житиа растръзавь, акы некы орел» до слов «по древнему патриарху Аврааму» (соответствующий текст: Троиц. 687. Л. 298).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Прославление Епифанием Троицкого монастыря как общежитийного находит соответствие в текстах Троицкой летописи, где подчеркивается общежитийный характер основанных Сергием монастырей и вообще обращается подчеркнутое внимание к этому принципу устройства монашеской жизни. Так, под 6882 г. сообщается о поставлении Суздальского епископа Дионисия – «общему житию началника»; монастырь на Высоком определен как «общее житие» 289 . Под 6885 годом рассказывается, что митрополит Алексий создал Чудов «общии монастырь» 290 , и «обещажеся тому монастырю быти общему житию, еже есть и до сего дня» 291 . О архимандрите Иване Петровском сказано – «се бысть пръвыи общему житию началник на Москве» 292 , ниже повторено – «Ивана Петровскаго архимандрита, московьскаго кино-виарха, началника общему житию» 293 . В статье 6886 г. обращено внимание, что княгиня Василиса «и вси общее житье живяху» 294 . Под 6901 г. сообщается о кончине игуменьи Ульяны, которая «общему житью женскому начальница сущи» 295 . Отметим другие совпадения. Под 6885 г.: Ольгерд «пива и меду не пиаше», под 6886 г.: княгиня Василиса «пива и меду не пиаше»; сравните в Житии Стефана Пермского: «пива не пиаше», в Житии Сергия Радонежского: «пива же и меду никогда же не вкушающи» 296 . Под 6882 г.: «подасть великую волю и ослабу и многу льготу» 297 , в Житии Сергия Радонежского: «и лготу людем многу дарова и ослабу… велику» 298 . В Троицкой летописи под 6916 г.: «всем человекомъ… – болшим и меншим и ближним и далнимъ» 299 , в Житии Сергия Радонежского: «никто же не дръзняше писати о нем – ни далнии, ни ближнии, ни большие, ни меншие» 300 . Можно указать еще на целый ряд стилистических параллелей. «Игумен мнозей братьи и отець многим манастырем» – так называет Сергия Троицкая летопись под 6882 г., ей вторит создатель Жития Сергия: «игумен множайшии братии и отець многым манастырем» (МДА, 88. Л. 306 об.). О митрополите Алексии составитель Троицкой летописи под 6885 г. говорит, что он «благоверну и благородну родителю сын, отца нарицаемаго Феодора и от матери именем Мариа; родижеся в княжение великое в Тферское Михайлово Ярославича, при митрополите Максиме». Но в точности в тех же выражениях описывает Епифаний Премудрый рождение Сергия: «родися от родителя доброродну и бла-говерну, от отца, нарицаемого Корила, и от матере именем Мариа… , родися… в княжение великое Тферское при великом князе Димитрии Михайловиче, при… Петре митрополите всеа Руси» (МДА, 88. Л. 281 об., 291 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение Фотия Житие Сергия Радонежского Аз же вся да отложу ради долготы слова – сытостьбо словес слуху ратник; И что подобает инаа прочаа гла-голати и длъготоюслова послуша-телем слухы ленивы творити? Сытостьбо и длъгота слова ратник есть слуху (МДА, 88. Л.290). но долготы ради слова, инаа оставих; Но что ми на долготу слова под-визати? (Стлб. 297,298, 303). Восходящее к Кириллу Туровскому рассуждение об иноках, как о «воинах царя Христа» (300), имеется в Житии Стефана Пермского (107) – «воин царя небеснаго». Наконец, фраза «Сиих ради плачюся аз, яко же рече Иеремиа, и рыдаю и ищу очима моима источник слез довольных» (301) вполне соответствует тому, что написано в Послании Фотия («Ищет убо Иеремия главе воду и очима источник слезам») и Житии Стефана Пермского (см. выше). С той же целью защиты церковных имуществ был выполнен перевод ханских ярлыков, выданных русским митрополитам. В послесловии составитель сообщает, что он собрал «в святейшии митрополии старых царей ярлыки», чтобы показать милость к «святой церкви» даже «неверных» царей, призвал «православных князей и бояр» проявить «потщение» и «благотворение» и косвенно осудил тех, кто «преобидел святыя церкви и домы их» 188 . Тем самым, собрание ханских ярлыков русским митрополитам преследует ту же цель, что и Поучение митрополита Фотия великому князю Василию Дмитриевичу. Хотя текст послесловия составляет всего половину страницы, можно заметить особенности манеры Епифания Премудрого . Так, выражение «Увы, слезы ми постигоша великы» сопоставимо со словами Жития Стефана Пермского (95): «Увы мне, печаль постиже мя…, слезами… омочю». Выражению «святыя церкви и домы их» соответствуют «домы церковныя» Поучения Фотия (299, 301). Словам «не удобь познаваемою речию» можно сопоставить выражения из Жития Сергия «не удобь исповедимую повем повесть» (МДА, 88. Л. 279) и Жития Стефана Пермского – «толкование не удобь ведомое» (7), «не удобь вероваху» (24). Указание на поступки «неверных» типично вообще для Епифания: ср. в Похвальном слове Сергию – «не токмо едини православнии почюдишася… , но и невернии мнози удивишася» (Тихонр. 705. Л. 110 об.), в Рогожском летописце и Симеоновской летописи под 6900 г. – «неверныя цари и князи чюдишася житью его и дары к нему слаша». Конкретный пример с приношением даров к «храму Божию» со стороны «неверных» царей Кира и Ксеркса приведен в Поучении Фотия Василию Дмитриевичу (292).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение Фотия Житие Сергия Радонежского Аз же вся да отложу ради долготы слова — сытость бо словес слуху ратник; И что подобает инаа прочаа гла–голати и длъготою слова послуша–телем слухы ленивы творити? Сытость бо и длъгота слова ратник есть слуху (МДА, 88. Л. 290). но долготы ради слова, инаа оставих; Но что ми на долготу слова под–визати? (Стлб. 297, 298, 303). Восходящее к Кириллу Туровскому рассуждение об иноках, как о «воинах царя Христа» (300), имеется в Житии Стефана Пермского (107) — «воин царя небеснаго». Наконец, фраза «Сиих ради плачюся аз, яко же рече Иеремиа, и рыдаю и ищу очима моима источник слез довольных» (301) вполне соответствует тому, что написано в Послании Фотия («Ищет убо Иеремия главе воду и очима источник слезам») и Житии Стефана Пермского (см. выше). С той же целью защиты церковных имуществ был выполнен перевод ханских ярлыков, выданных русским митрополитам. В послесловии составитель сообщает, что он собрал «в святейшии митрополии старых царей ярлыки», чтобы показать милость к «святой церкви» даже «неверных» царей, призвал «православных князей и бояр» проявить «потщение» и «благотворение» и косвенно осудил тех, кто «преобидел святыя церкви и домы их» . Тем самым, собрание ханских ярлыков русским митрополитам преследует ту же цель, что и Поучение митрополита Фотия великому князю Василию Дмитриевичу. Хотя текст послесловия составляет всего половину страницы, можно заметить особенности манеры Епифания Премудрого. Так, выражение «Увы, слезы ми постигоша великы» сопоставимо со словами Жития Стефана Пермского (95): «Увы мне, печаль постиже мя…, слезами… омочю». Выражению «святыя церкви и домы их» соответствуют «домы церковныя» Поучения Фотия (299, 301). Словам «не удобь познаваемою речию» можно сопоставить выражения из Жития Сергия «не удобь исповедимую повем повесть» (МДА, 88. Л. 279) и Жития Стефана Пермского — «толкование не удобь ведомое» (7), «не удобь вероваху» (24). Указание на поступки «неверных» типично вообще для Епифания: ср. в Похвальном слове Сергию — «не токмо едини православнии почюдишася… , но и невернии мнози удивишася» (Тихонр. 705. Л. 110 об.), в Рогожском летописце и Симеоновской летописи под 6900 г. — «неверныя цари и князи чюдишася житью его и дары к нему слаша». Конкретный пример с приношением даров к «храму Божию» со стороны «неверных» царей Кира и Ксеркса приведен в Поучении Фотия Василию Дмитриевичу (292).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

По-видимому, эти различия следует объяснять различиями источников, которыми пользовались сводчики, а может быть, и просто различной авторской манерой. 82 ГБЛ, ф. 173, II (МДА, дополн.), ед. хр. 225, Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г., л. 269 об. 83 ЦГАДА, ф. 1192, оп. 2, ед. хр. 365, Опись монастырского имущества Иосифо-Волоколамского монастыря (70-е годы XVI в.), лл. 41–51 об. 84 Георгиевский В. Г. Памятники старинного русского искусства Суздаля. М., 1927, Приложение. Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 7105 (1597) г.; ГБЛ, ф. 218, ед. хр. 841–1, Опись Покровского монастыря в Суздале начала XVII в., л. 151. 85 ГИМ ф. 61, ед. хр. ИЗ, Опись Спас-Прилуцкого монастыря 1593 г., л. 39 об.; ф. 61, ед. хр. 112, Опись Спас-Прилуцкого монастыря 1631 г., л. 84 об. 87 ЛОИИ, ф. 2, Коллекция актовых книг, ед. хр. 128, Книги отписные Соловецкого монастыря 7113 г., лл. 108об – 109. 88 Известия имп. Археологического общества, 1863, 1–6, Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря, составленная в 1614 г., с. 579. 89 ГАКО, ф. 712, оп. 1, ед. хр. 298, Дело об исправлении шатровой колокольни в Ипатьевском монастыре 1851 г., л. 78 (не сохранилось). 92 ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, ед. хр. 29, Опись церковного имущества Спасо-Евфимьевского монастыря 1660 г., лл. 166–166 об. 93 Малков Ю. Г. Новые материалы к истории архитектурного ансамбля Псково-Печерского монастыря. Приложение: Опись монастыря 1602–1603 гг. – Реставрация и исследования памятников культуры, вып. II. М., 1982, с. 79; ОР БАН, собр. П. Н. Доброхотова, ед. хр. 5, Переписная книга Печерского и приписпых монастырей 1642 г., лл. 88, 155, 244 об. 99 Русская историческая библиотека, т. XXXVII. Л., 1924, Приходнорасходные книги Болдина монастыря, с. 73. 101 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с. 155–156. 102 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., вып. 3. М., 1898, с. 109–110. 103 За исключением некоторых звонниц Псковщины, где благодаря связи звонницы с церковной палаткой появлялась техническая возможность устроить лаз для профилактического осмотра и ремонта колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

173.IV (собр. МДА), выписки из «Возражения» были сделаны 3 декабря 1855 г. (л. 254 – 265), списки с грамот Никона к Паисию Лигариду, константинопольскому патриарху Дионисию и видения Никона были сделаны 18 декабря того же года (л. 230 – 253 об.); 27 июня 1858 г. законспектированы изданные документы о Паисии Лигариде и суде над патриархом Никоном (л. 140 – 224); возможно, тогда же были сделаны и выписки о патриархе Никоне из сочинения Павла Алеппского о путешествии антиохийского патриарха Макария (л. 226 – 229 об.) 39 Лобачев 2003, 350 – 361 (Приложение 3). Среди 10 опубликованных документов 5 отписок митрополита Никона. 40 Севастьянова 2004, 299 – 329. Среди 16 опубликованных документов 9 посланий митрополита Никона, в том числе одно из собрания царских писем. 41 СГГД 3, 474; Тихомиров 1940, 290; Коваленко и др. 2001, 72, 76, 162, 257, 267, 338; Лобачев 2003, 346, 350. 42 Например, «Государь, слушав сеиотписки, указал Никону митрополиту...» л. I об.); «Государь, слушав сеиотписки , указал...» 4, л. I об.) и др. 43 В дальнейшем ссылки на документы следственного дела о новгородском восстании даны по изд.: Коваленко и др. 2001; в тексте в круглых скобках обозначается номер документа по публикации и страница. 44 В дальнейшем ссылки на документы о путешествии митрополита Никона в Соловецкий монастырь даны по изд.: Севастьянова 2004, 299 – 329 в тексте к круглых скобках с пометой «Сл.» и номером страницы. 45 Варианты в отписках из Новгорода: «Да марта, государь, в... день...» с. 65) и «В нынешнем, государь, во 158-м году грех ради наших в вотчине вашей в Великом Новегороде марта в 15 день стало нестроение большое меж всяких чинов людей» 30, с. 73). 50 К посланию 1652 г. царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону приложен статейный список о смерти патриарха Иосифа – ААЭ 4, 77 – 87 57). 54 Адрианова-Перетц 1937; Данилов 1955, 209 – 217; Каган 1958, 225 – 250; Дробленкова 1960; Назаревский 1961; Волков 1974, 21 – 157; Демин 1985, 162 – 163; Демин 2003, 374 – 387; Прохоров 1991, 222 – 232; Ромодановская 1994, 88 – 96; Ромодановская 2002, 337 – 345; Севастьянова2004а, 254 – 298. 59 Протопоп Аввакум неоднократно использует эпитет «свет», обращаясь не только к царствующим Романовым (Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу, царевне Ирине Михайловне Романовой), но и к близким ему людям, единомышленникам (боярыне Ф. П. Морозовой, княгине Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой, Маремьянс Феодоровне; к игумену Сергию с «отцы и братией») – Житие Аввакума, 130, 131, 133, 137, 142, 145, 147, 156, 161, 176 – 177, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вновь обратимся к перечислению христианских добродетелей Дмитрия Ивановича: Слово о житии Житие Сергия Радонежского постом и молитвою по вся нощи стояше, сна токмо мало при–имаше и паки по мале часе на молитву въстояше (356); жесток пост показа…, в нощи же многажды без сна пребываше на молитве (МДА, 88. Л. 296, 323); по истине явися земный аггел, небесный человек (356); яко земный аггел, яко небесный человек (Похвальное слово Сергию: Тихонр. 705. Л. 116 об.); всех равно любляше (355), всех любих и в всех чести дръжах (357). всех вкупе равно любляше и равно чтяше (Тихонр. 705. Л. 115). При описании распределения уделов между сыновьями Дмитрия Донского составитель «Слова» при каждом названии городов и волостей обязательно добавлял — «сь всеми пошлинами» (358). Заметим, что в Поучении митрополита Фотия Василию Дмитриевичу обязательным атрибутом также являются «все пошлины церковные», «многи пошлины», «церковнаа стяжаниа и пошлины» (293, 298, 299, 300). Из отдельных совпадений отметим еще следующие: в «Слове о житии» Дмитрия Ивановича упоминаются «человеци земнии» (362), в Житии Стефана Пермского (64) — «земнии же сынове человечьстии». В «Слове» нарочито подчеркивается царский титул великого князя Дмитрия Ивановича, что находит аналогию, между прочим, в тексте рассмотренного выше сборника 1414 г.: в службе, посвященной князю Владимиру, последний также называется «благочестивым царем Русскым» . В произведениях Епифания имеем отражение государственной идеи того времени, выразившейся в договоре 1417 г. с Ливонским орденом, где Василий Дмитриевич назван «Русским кайзером» . В. П. Адрианова–Перетц обратила внимание, что «Слово о житии» князя Дмитрия, как и Житие Стефана Пермского, заканчивается плачем: в первом случае — вдовы–княгини Евдокии, во втором — церкви пермской, овдовевшей со смертью Стефана. Имеются и отдельные совпадения между двумя плачами: Слово о житии Житие Стефана Пермского Камо заиде свет от очию моею (358); Увы мне, свете очию моею ка мо заиде (94); цвете прекрасный, что рано увядаеши (359);

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

296 МДА, 88. Л. 300 об. 297 ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 106—107. 298 МДА, 88. Л. 300. 299 Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 470. 300 МДА, 88. Л. 276 об. 301 Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 116—117. 302 Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 439. 303 МДА, 88. Л. 295 об. 304 Житие Стефана Пермского. С. 110. 305 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 73. 306 Там же. Стлб. 74. 307 Об атрибуции Троицкой летописи Епифанию Премудрому впервые было напечатано в статье: Kloss B. M. Determining the Authorship of the Trinity Chronicle//Medieval Russian Culture. Vol. II. University of California Press, Berkeley and Los Angeles, California. 1994. P. 57—72. Но в кратком виде проблема была сформулирована еще ранее: Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV—XVII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно–русских рукописных книг. Вып. 3. М., 1990. С. 291—292; Он же. Быть святым на Руси//Наука в России. 1, 1993. С. 96—101. 308 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI—XV вв. (Материалы для описания)//Методические рекомендации по описаний славяно–русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, вып. 2 М., 1976. С. 118—119. 309 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 200—202. 310 Лурье Я. С. Независимый летописный свод конца XV в. — источник Софийской II и Львовской летописей//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 408. 311 О других списках летописи см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 19—23, 190—199, 266—274. 312 О своде 1560 г. см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 199—205. 313 См.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 206—265. 314 Литература о «Русском Временнике» (без учета вновь открытых списков): Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969. С. 418—477; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 199—205. 315 О Троицком сборнике см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 274—280.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Таким образом, действительно можно признать, что Епифаний Премудрый выполнял роль секретаря митрополита Фотия. Несколько произведений Епифаний написал для составлявшегося около 1418 г. Летописного свода митрополита Фотия (общего источника Софийской I и Новгородской IV летописей). Летописная повесть о Куликовской битве хотя сама основана на кратком рассказе Троицкой летописи, но и в переработанном виде сближается с произведениями Епифания Премудрого. В текст Повести введен эпизод о присылке благословенной грамоты от «преподобнаго игумена Сергиа, от святаго старца» (118); определение «преподобный игумен Сергий, святый старец» неоднократно встречается в Троицкой летописи (под 6882, 6883, 6900 гг.) и в Житии Сергия (МДА, 88. Л. 276 об.). Словосочетание «от въстока и до запада» (120) читается в Житии Стефана Пермского (66) и в Похвальном слове Сергию (Тихонр. 705. Л. 117), а «нарочитых и старейших бояр» (126) — покрывается терминами «старейшие бояре» Троицкой летописи (6891, 6896, 6897, 6900, 6907 гг.) и Жития Сергия (МДА, 88. Л. 299 об., 305 об.) и «славные и нарочитые бояре» (МДА, 88. Л. 298 об.). Крик души о том, что «при нынешних временех Литва над нами издеваются и поругаются» (128), перекликается с аналогичным осуждением «Литвы» из Окружного послания митрополита Фотия (427): «творят на нас поношение и поругание». Читающаяся затем переходная фраза: «Но мы сию беседу оставльше и на предлежащее възвратимся», имеет соответствие в Житии Стефана Пермского (24): «Но мы преудолженую беседу до зде изоставивше и на предлежащее потребословие възвратимся». Повесть о нашествии Тохтамыша  насыщена подобными же стилистическими признаками. Уточнение, что Тохтамыш царствовал «в Орде и в Сараи» (190), в точности совпадает с подобным утверждением в отношении Мамая в Житии Стефана Пермского (74). Описание, что царь «потщася с яростию…, с всею силою своею» (190), аналогично тексту Повести о Куликовской битве (112): «с яростию подвижеся и силою многою». Термин «бояре старейшие» (192) уже встречался и в Повести о Куликовской битве, и в Троицкой летописи, и др. «Гражанстии народи» (192, 198) Повести вполне соответствуют термину «гражаньстии людие» Жития Стефана Пермского (86). Перечисление: «игумени, попове, дьякони, крилошане, четци, певци, черньци» (200) (где главная особенность — включение «четцов» и «певцов») — совпадает с аналогичным перечислением в Житии Стефана Пермского (34, 63). Слова «град велик… , град многочеловечен» (202) находятся и в Житии Стефана Пермского (11). Характерно совпадение выражений:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010