Эти параграфы, унаследованные от дореформенных академий и семинарий, восходили к соответствующим пунктам иезуитского документа «Ratio studiorum» (1599). За воспитательный процесс отвечало правление академии с возложением личной ответственности на инспектора, который «неотлучно» проживал при академии. Поэтому на протяжении 55 лет действия Устава 1814 г. инспекторскую должность занимали монашествующие. Первый инспектор архим. Филарет (Амфитеатров), известный своим благочестием, ввел в академии строгий порядок и ритм церковной жизни. В помощь инспектору был назначен бакалавр иером. Никанор (Клементьевский), наместник лавры. Это обуславливало тесную связь жизни академии с лаврской жизнью и монастырскими богослужениями. 10 студентов 1-го выпуска приняли монашество: Платон (П. Н. Березин), Владимир (Алявдин) , Моисей (М. А. Сахаров), Михаил (М. И. Добров), Анастасий (А. Г. Воскресенский), Иероним (В. А. Нестеровский), Иоанн (А. Вишняковский), Сергий (П. Г. Извеков), Амфилохий (А. А. Тумский), Филарет (Ф. М. Райский). 16 февр. 1816 г. инспекторскую должность занял иером. Ермоген (Сперанский) - видимо, на это назначение повлиял отзыв о нем, данный в 1815 г. при ревизии МДА архим. Филаретом: «неутомимо прилежен… назидателен для сотрудников и воспитанников примером благочестивой и строгой жизни» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 298). На рубеже 50-х и 60-х гг. XIX в. в МДА, как и в др. академиях, произошли «вспышки вольномыслия», спровоцированные внешними событиями, но указывающие на неблагополучие не только нравственной, но и учебной стороны деятельности академии. В 1858 г. поводом послужило издание за границей брошюры калязинского свящ. И. С. Беллюстина , в мрачных красках рисовавшей жизнь духовенства, в т. ч. и уровень образования ( Беллюстин И. С., свящ. Описание сельского духовенства. P.; B.; L., 1858. (Рус. заграничный сб.; 4)). Студенты МДА послали благодарственный адрес издателю брошюры Франку ( Потапов В. Н. Письмо к отцу от 22 окт. 1858 г.//ЦГИА СПб. Ф.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

1402 Феофан (Туляков; 25.02.1864после 1942). В 1885 окончил ДС, в 1889 – окончил СПбДА, канд. богосл. 1905 – иеромонах. 1907 – зав. имением Александро-Невской лавры «Зачеренье». 1908 – архимандрит, зав. Серафимо-Антониевским скитом. 1909 – наместник Александро-Невской лавры. 1915 – еп. Кронштадтский, вик. Петроградской епархии, магистр богосл. 1916 – еп. Калужский и Боровский. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1927 – архиеп. Псковский и Порховский. 1935 – митр. Горьковский и Арзамасский. 1937 – арестован (Обзор I. 399). 1405 Серафим (Остроумов 6.11.18808.12.1937) Родился в Москве. Окончил Заиконоспасское дух. училище, МДС (1900) и МДА (1904), канд. богосл., проф. стипендиат. 1904 – иеромонах, доц. МДА. 1906 – наместник Яблочинского Онуфриевского м-ря (1908 – архимандрит). 1914 – ректор Холмской ДС. 1916 – еп. Бельский, вик. Холмской епархии. 1917 – еп. Орловский и Севский. Член Собора 19171918 гг. 1918 – дважды арестовывался. 19221924 – в заключении в Орловской тюрьме. 1926 – выслан в Смоленскую епархию. 1927 – архиеп. Смоленский и Дорогобужский. В 1936 арестован, расстрелян в лагере. Канонизирован в 2000 (БД ПСТГУ). 1407 Зиновий (Дроздов; 14.07.1875после 1940). В 1897 окончил Костромскую ДС. Вскоре рукоположен в иерея, овдовел. 1903 – иеромонах. В 1904 окончил СПбДА, канд. богосл. 1904 – иеромонах на госпитальном корабле. С 1905 препод. Вятской ДС. С 1906 – смотритель Кутаисского дух. училища. 1907 – архимандрит. С 1908 – смотритель Екатеринбургского дух. училища. 1909 – ректор Кишиневской ДС. 1911 – еп. Измаильский. 1913 – еп. Козловский, вик. Тамбовский. 1918 – еп. Тамбовский и Шацкий, член Собора 19171918 гг. по должности. В 1922 отстранен от управления епархией обновленцами и арестован. В 1924 выслан в Москву. В 1926 выслан в Арзамас, проживал в Серафимо-Дивеевском м-ре. В 1927 неоднократно арестовывался. После выхода «Декларации» перешел в оппозицию митр. Сергию (Страгородскому) . Ок. 1940 – арестован во Владимирской обл. (Обзор I. 290). 1409 Иоанн (Поммер ; 06.01.187612.10.1934). В 1897 окончил Рижскую ДС, псаломщик. В 1903 пострижен в монашество, в 1904 окончил КДА, канд. богосл., препод. Черниговской ДС. В 1906 инсп. Вологодской ДС, в 1907 архимандрит, ректор Литовской ДС, наст. Виленского Свято-Троицкого м-ря. В 1912 – еп. Слуцкий, вик. Минской епархии. В 1913 – еп. Таганрогский и Приазовский, вик. Екатеринославской епархии. 1917 – еп. Старицкий, вик. Тверской епархии. Член Собора 19171918 гг. В 1918 – еп. Пензенский и Саранский, сражался с Владимиром (Путятой) и его «Народной церковью», арестован, приговорен к расстрелу, но помилован. 19181919 – в заключении. В 1921 – архиеп. Рижский и всея Латвии. В 1925 – депутат Латвийского Сейма, добился легализации Православной Церкви в Латвии. Убит латышскими националистами. Канонизирован в 2000 (Обзор I. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

125 Николай (Севастиянов), иеромонах. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1996. – 169 с. 126 Якимчук И. Раскол в Элладской Православной Церкви в XX в.: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1999. – 204 с. 127 Свинаръов в у XX Дисс. ...канд. богословия. – КДА, 2001. – 158 с. 128 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории). – K.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 288 с. 129 Шиленок Димитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). Материалы по истории Церкви. Кн. 38. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006. – 218 с.; Его же. Обновленческое движение в Белоруссии в 20–30-е гг. XX века: Дис. канд. богословия. – Жировичи: МинДА, 2003. – 203 с. 130 Слесарев A.B. Греческий старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей XX века: Дисс. ...канд. богословия. В 2-х ч. – Жировичи: МинДА, 2007; Ч. 1. – 298 с.; Ч. 2. – 23 с.; Его же. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). Материалы по истории Церкви. Кн. 44. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. – 562 с. 131 Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989–1997 гг.). – М.: ПСТБИ, 1998. – 255 с. 132 Мазырин Александр, диакон. Юрисдикционные конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. в свете позиции ряда высших российских иерархов: Дисс. ...канд. богословия. – М., 2004. – 489 с.; Его же. Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х годов: В свете позиции высших иерархов: Дис. ... канд. ист. наук. – М., 2005. – 334 с.; Его же. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) //Богословский сборник. Вып. 10. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. – С. 386–431; Его же. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 11. – С. 368–424; Вып. 12. – С. 224–279; Вып. 13. – С. 286–348; Мазырин Александр, священник. Священно- исповедник епископ Виктор (Островидов) как представитель крайней оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) //Православная Русь. – 2007. – 10 (1823). – С. 3–10; Мазырин Александр, иерей; Хелемендик М. «Борисовщина» – григорианский раскол в Москве//Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. – М.: О-во ревнителей Православной культуры; Музей «Кадашевская слобода», 2008. – С. 58–73; Мазырин Александр, священник. Вопрос о легализации Церкви при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре и зарождение «григорианского» («борисовского») раскола//XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – С. 282–288 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

В 1814 г. в ходе реформы духовного образования было принято решение о закрытии В. с. Московский архиеп. Августин (Виноградский) ходатайствовал о ее сохранении, его ходатайство было удовлетворено, и 21 сент. 1814 г. Синод постановил открыть преобразованную В. с., что и состоялось 5 нояб. Из прежних учеников в нее зачислили 63 чел., 133 учащихся были переведены из Троицкой ДС, 50 - из бывш. Славяно-греко-латинской академии и 20 - из закрытой Дмитровской ДС. Общее число учащихся составило 266 чел., что существенно превысило допустимую для семинарского здания норму. С годами число учеников в В. с. увеличилось (в 1824 - 284 чел., в 1826 - 298, в 1838 - 365 чел.), и потому остро встал вопрос о строительстве новых зданий. 4 сент. 1826 г. был издан указ о выделении средств на строительство нового корпуса, к-рый был завершен в 1829 г. В 1832 г. при семинарии возвели корпус для столовой, в 1842 г.- больничный флигель, в 1846 г.- баню, в 1867 г.- корпус для семейных преподавателей. В 1859 г. оклады служащих в В. с. были увеличены и уравнены с окладами служащих в С.-Петербургской ДС. Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) В ведении В. с. состояли Звенигородское и Дмитровское духовные уч-ща, позднее также Волоколамское ДУ, в к-рых учились выходцы из приходов Верейского, Звенигородского, Можайского, Рузского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского уездов. В В. с. также были учащиеся из др. епархий, в частности из Переславского и Александровского уездов Владимирской губ. Начиная с 50-х гг. в семинарии обучались сербы, черногорцы и болгары. При свт. Филарете на лекции в семинарии начали допускаться вольнослушатели. Начиная с 1814 г. учащиеся семинарии делились на казенных и пансионеров. К первым относились воспитанники, за к-рых епархия или родители вносили полную сумму их содержания. Пансионеры оплачивали только питание и жилье в общежитии, размер оплаты зависел от материального положения семинариста, что позволяло обучаться в В. с. юношам из самых бедных семей. Льготы ученикам и постепенная инфляция привели к тому, что вскоре В. с. оказалась в тяжелом материальном положении, несмотря на поступавшие пожертвования; к сер. XIX в. из элитного учебного заведения она превратилась в духовную школу для юношей из самых бедных слоев духовного сословия, выпускники к-рой служили в сельских приходах.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Правосл. Церковь признает 3 двоицы св. мучеников Космы и Дамиана : 1) римские, безмездные врачи, † 284 г., пам. 1 июля; 2) киликийские (по месту страдания) или аравийские (по месту происхождения), † 287 или 303 г., пам. 17 окт.; 3) асийские, бессребреники и чудотворцы, † III в., пам. 1 нояб. Церковные историки разделились во мнениях о числе двоиц мучеников Космы и Дамиана. Одни признают все 3 двоицы, др.- 2 двоицы, нек-рые - одну двоицу. Архиеп. Сергий (Спасский) , упоминая различные т. зр., приводит доводы относительно признания 3 двоиц (Месяцеслов. Т. 3. С. 238-243). Св. чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн , александрийские, † 311 г., пам. 31 янв., 28 июня (перенесение мощей). Св. вмч. и целитель (целебник) Пантелеимон , † 303 или 305 г., пам. 27 июля, и сщмч. Ермолай , † ок. 305 г., пам. 26 июля. Прп. Сампсон Странноприимец, † ок. 530, пам. 27 июня, и св. мч. Диомид , врач, никейский, † ок. 298 г., пам. 16 авг. Св. мученики Фотий и Аникита, никомидийские, † 305/06 г., пам. 12 авг. Сщмч. Мокий , пресв. амфипольский, † 295 г., пам. 11 мая. Св. мч. Фалалей , киликийский, † ок. 284 г., пам. 20 мая. Св. мч. Трифон , никейский, † 250 г., пам. 1 февр. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона. 1692 г. (ЦАК МДА) Эти святые объединены в единый чин, т. к. все они связаны с безмездным даром исцелений, к-рый Бог подавал через них. Большая часть перечисленных святых до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением св. водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы Б. или безмездниками. Телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. Мч. Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Фалалей, Фотий и Аникита и Мокий включены в чин безмездников-целителей не потому, что прославились врачебными дарами при жизни, а, вероятно, по причине многочисленных посмертных чудес. Известно, что мощи мч. Фалалея подавали многочисленные исцеления, а на месте его усечения Бог произрастил растение для исцеления болезней ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 190). Церковь особо призывает Б. и целителей в тех таинствах и священнодействиях, к-рые направлены к исцелению души и тела.

http://pravenc.ru/text/149067.html

С. 65-66; он же. Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский: Житие и свидетельства. М., 2002; Польский. Ч. 1. С. 125-134; Акты свт. Тихона. С. 41-46, 166, 298, 335, 336, 409, 494, 495, 524-529, 579, 580, 618, 619, 637, 651, 740, 741, 781, 809, 863; Волков С. А. Последние у Троицы: Воспоминания о МДА (1917-1920). М.; СПб., 1995 (по указ.); За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 492-494; Цыпин. История РЦ. С. 25, 26, 31, 39, 72, 105-107, 109, 110, 127, 142-144, 151, 154, 161, 166, 180, 190-192, 614, 615, 645; Августин (Никитин), архим. Архиеп. Иларион (Троицкий) (1886-1929): (К предстоящей канонизации)//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 168-179; Голубцов С., протодиак. Мат-лы к биографиям профессоров и преподавателям МДА: Архиеп. Иларион (Троицкий)//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 3. С. 108-170; Дамаскин. Кн. 4. С. 379-446; Кривошеева Н. А. Деятельность сщмч. Илариона (Троицкого) на Свящ. Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918//ЕжБК. 2000. С. 356-364; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 118, 358, 373, 374, 380, 485, 774, 778; Асмус В., прот. Архиепископ Иларион Троицкий и православное богословие//БСб. 2001. Вып. 7. С. 56-70; Сафонов Д. В. Академическое служение сщмч. Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством: (По мат-лам публ. диспутов в Политехническом музее)//БВ. 2005. 5/6. С. 335-371; он же. Публичные диспуты сщмч. Илариона с обновленцами в 1923 г.//АиО. 2005. 2(43). С. 166-184; Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский: Жизнеописание. М., 2005; Религиозные диспуты в Москве в 1923 году//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История, история РПЦ. 2006. 2(19). С. 215-225; Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М., 2007. С. 217-222; Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. М., 20085; Свидетельства архим. Илариона (Троицкого) и свящ. Павла Флоренского о прекращении существования старой «Академии у Троицы»//БВ. 2009. 8/9. С. 501-504. А. И. Мраморнов Иконография Иконы И. следуют в портретной основе его многочисленным фотографиям 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/389143.html

13 Еп.Феофан. «Внутренняя жизнь», с.5—6, изд. М., 1899г. 14 Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.308—309, изд. М., 1895 г. 15 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.149. 16 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.55. 17 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.59. 18 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.261 19 Св.Исаак Сирин. Творения, с.260. 20 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.298. 21 К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.81—82. 22 Прп.Макарий Великий. Творения, с.202, изд. МДА, 1904 г. 23 Прп. Макарий Великий. Творения, с.285 (в сокращении). 24 Дневник, с.73, изд. Рус.Паломника, 1903г. 25 С.Нилус. «Великое в малом», с.184—185, изд.1905г. 26 Проф. П.Соколов. «Вера (психологический этюд)». Журнал «Вопросы философии и психологии», кн.63, с.1163. 27 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.122—123 (в сокращении), изд. 1886г. 28 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.140. 29 Св.Исаак. Творения, изд.М.Д.А., 1911 г., с.307. Отселе цитаты мы будем делать из этого последнего, недавно вышедшего прекрасного издания творений св.отца. 30 Св.Иоанн Златоуст, т.2, с.171. 31 Лествица св. Иоанна, с.6, изд.1909г. 32 Лествица св. Иоанна, с.213. 33 Еп.Феофан. Мысли на каждый день года, с.9, изд. М., 1904г. 34 См. статью в жур. «Христианин» за 1910г., «Чудо и наука». 35 См. о догмате Св.Троицы: Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, слова 60, 61. Архиеп.Антоний Волынский, собр.соч., т.2, с.5—30, изд.1900 г. 36 Св. Симеон. Творения, т.2, с.100. 37 Есть целые курсы апологетик, например: Прот. П.Светлов, «Христианское вероучение в апологетическом изложении», т.1—2, изд.1911—12г. Также — Ив.Николин: «Курс основного богословия»; апологетика Лютарда, Гетингера и др. Глубокое значение догматов христианских бесподобно раскрыто в сочинениях архиеп.Антония Волынского (1—3 т.). Из недорогих изданий можно упомянуть «Выпуски религиозно-философской библиотеки», издаваемые Новоселовым (Москва). 38 Св.Исаак Сирин. Творения, с.179—180. 39 Св.Исаак Сирин. Творения, с.42. 40 По отгнании их чрез размышление о добродетели или другое какое занятие. Св.Исаак, с.313—314.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

Феодора «О юноше князе Романе», чудо «О жене» - к чуду св. Феодора «О жене слепой». В Житии И. также приведены 2 самостоятельных рассказа о чудесах: «О избавлении мужа Иоанна от беса» и «Об исцелении несовершенного умом отрока Сампсона». автор Жития И. составил также службу святому, как он сам свидетельствует в Житии: «…мне же, смиренному, преже написавшу канон святаго, и тропарь, и кондак…» Служба И. обнаруживает зависимость от службы св. кн. Феодору Смоленскому. По мнению Е. Е. Голубинского, местное почитание И. началось сразу после его кончины. Основываясь на Сказании о Спасо-Каменном мон-ре и на Житии И., прот. В. М. Верюжский полагал, что насельники Спасо-Каменного монастыря решили не погребать тело князя, но поставили его раку перед иконостасом на правой стороне храма, «чтобы всегда иметь его перед глазами и подражать его житию». Согласно Житию, после пожара 1476 г. старец Мартиниан (Сокольников) собрал мощи И. в ковчег, к-рый поместили под престолом храма, часть мощей была вложена в крест. В 1650 г. по благословению свт. Маркелла , архиеп. Вологодского, мощи были перенесены в специально устроенную гробницу в каменной Преображенской ц. у южных ворот обители, возле стены. В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) под 10 июня отмечен праздник перенесения мощей И. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 278). Тогда же крест с частицами мощей святого обложили серебром и поместили на гробнице И. В Житии сообщается, что в мон-ре существовали «издавна написанные» иконы И.: одна находилась на аналое, другая - на гробнице святого. Имя «преподобнаго отца Иасафа, иже на Кубенском озере Каменном монастыре» внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) без указания дня памяти (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об., ок. сер. 50-х гг. XVII в.). Память святого под 10 сент. указана в «Описании о российских святых» (списки XVIII-XIX вв.). Житие И. поместил в «Алфавите русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский (ЯИАМЗ. 15544. Л. 295-298 об., 1807-1811).

http://pravenc.ru/text/578044.html

Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. В настенных минологиях наряду с единоличными изображениями есть сцены «Благовестие Захарии» (ц. св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561) и «Убиение Захарии» (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350); на рус. минейной иконе на июнь из комплекса миней московского происхождения (кон. XVI в., КГОИАМЗ) в день празднования Рождества св. Иоанна Предтечи З. изображен сидящим на ступенях у ложа Елисаветы и пишущим на табличке имя Иоанн (см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. Кат. 27). В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298), возможно, продиктовано традицией восприятия благовестия как образа зачатия пророка ( Устинова. 2005. С. 197; см. подобный пример на иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием», 2-я четв.- сер. XVI в., ГВСМЗ). На пелене «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» из Воскресенского собора Волоколамска (мастерская кнг. Анны Шуйской, 1510, ГТГ), в сцене, редкой по сюжету, «Моление Захарии о будущей участи двенадцатилетней Марии» (клеймо 10) первосвященник изображен перед престолом коленопреклоненным (см.: Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. Кат. 58. С. 222-223).

http://pravenc.ru/text/182665.html

   Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.149.    Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.55.    Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.59.    Прп.Исаак Сирин. Творения, с.261    Св.Исаак Сирин. Творения, с.260.    Прп.Исаак Сирин. Творения, с.298.    К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.81—82.    Прп.Макарий Великий. Творения, с.202, изд. МДА, 1904 г.    Прп. Макарий Великий. Творения, с.285 (в сокращении). III. Вера и знание    Мы видели путь, каким человек входит в общение с Богом: главное на этом пути — нравственное усовершенствование человека, очищение сердца от страстей. Теперь добавим, что только таким образом человек и может с несомненностью убедиться и в бытии Божием, и в загробной жизни, и в прочих догматах веры. Чем чище будет душа, тем ближе станет к ней Бог, тем яснее будут для нее тайны Царствия. «Душе благочестивой, — говорит о.Иоанн Кронштадтский, — бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждой мыслью, доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце — спокойствие или беспокойство, радости или скорби, и это вследствие действия на нее Бога духов и всякия плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение; чем мутнее, тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности: человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит».    Переходя теперь к выяснению отношений между верой и знанием, установим сначала, что же, собственно, следует разуметь под «верой», ибо вера имеет неодинаковое значение: иногда все дело домостроительства нашего спасения именуется «верой».    Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос — Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой — источник нашего освящения и усыновления Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010