Разумеется, знал и знаю, и давно, все и про Федора, и про Марию, и про библиотеки их замечательных имен в Лыскове! Однако как-то не осознавал, что все так рядом здесь, близко, в провинциальном Лыскове. Буквально через улицу. Еще раз объясню. Много раз в Лыскове бывал, в гостях, а гостей, как правило, на машинах возят… А тут пешочком четко себе зафиксировал: всего лишь улица между двумя русскими поэтами, супругами, Марией и Федром… Н-да… Разве есть что-либо подобное в других наших городах и весях? Мария и Федор были мужем и женой. Есть у них сын Арсентий. И поэтическое творчество их накрепко связало… Федор – родом из лысковских мест, потому и память о нем здесь чтут заслуженно. Но и Мария, выйдя замуж, донская казачка, из Волгоградской области, переехала к мужу в Лысковский район. Всей душой прикипела к Нижегородской, а конкретно – к Лысковской земле. И вот теперь останется в наших, нижегородских, сердцах навсегда! Провели мы эти важные мероприятия. Были очень довольны… И вдруг «включились» некие силы, которые попытались опорочить содеянное. Если коротко, то… У Федора Сухова Мария была второй женой. При этом она будущего супруга не разводила, в период их любви Федор из той семьи ушел. Однако его, Федора, прошлое не оставляет их память до сих пор. После торжеств в Лыскове, о которых рассказал выше, дочь Сухова от первого брака стала названивать районным властям, культурным деятелям, скандалить, и даже, как сообщили, хочет подать в суд на Ирину Александровну Высоцкую, директора Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», сподвижницу и издателя Марии Сухоруковой. За что? Понять трудно. Но, как все-таки понимаю, за то, что мы, почитатели Марии, «порочим» память Федора Сухова, то есть ее, дочери, отца… Бред… Впрочем, с этой дочкой в отношении папы и Мариидалеко это не в первый раз. А потому прошу дорогую мою «Русскую народную линию» перепечатать мой давнишний материал , опубликованный еще в 2013 году на страницах РНЛ. Это было своеобразное и обширное эссе, посвященное вышеназванным поэтам, обстоятельствам их творческой и бытийной (куда же от этого деться!) жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/16/to...

62. В день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Марии Александровны Мария благую часть избра, яже не отнимется от нея. Лк.10:42 За нашу русскую – православную Царицу мы ныне приносим молитвы, моления, прошения и благодарения, – за Благочестивейшую Императрицу Марию Александровну, – в честь которой высокое Тезоименитство Ее мы ныне всерадостно празднуем. И если Марию, сестру Лазареву похвалил Господь, которая избрала благую часть, т. е. презрев всякое попечение о пище и об угощении Господа и апостолов, села у ног Его, и внимательно слушала Божественное Его слово; то каких похвал достойна пред Богом и человеками наша порфироносная Мария, которая избрала еще благостнейшую часть, и которая в таком доме, в таком царственном – многочисленном семействе, где Она, яко лоза плодовита – видит окрест трапезы своей столько сынов, внуков, племянников и племянниц,– оставив всякую заботу и попечение о многом по домашности; избрала на потребу души своей и своего порфирородного семейства – такую благую и единственную часть, которая, действительно не только никогда не отнимется от Нее, но которая драгоценнее всех сокровищ пред очами Божиими, – не слушание только слова Божия, но исполнение оного на деле избрала она, так как написано: не слышателие закона, но исполнители онаго оправданы будут 76 . Сия венценосная Мария Александровна, – Сия, так сказать, матерь всех скорбящих радость, – исключительно приняла на себя многотрудное попечение о сиротах, беспомощных, бесприютных, больных и обо всех несчастных. Не может укрыться град, верху горы стоящий; не может светильник, поставленный на свещнице, не освещать все и всех в доме находящихся. Как же может укрыться от взоров – не город, но столица добродетелей; не светильник, но море света добродетелей русской царицы, разливающей благодеяния свои не только в пределах России, но и за пределами оной? Судя по человечески, казалось бы, что при обычных торжествах царского дома – найдется ли, хотя один час, одна благоприятная минута – не то сделать, но подумать даже о несчастных братиях Христовых; для доброй, сердобольной и истинно благочестивой души Царицы нашей – вероятно все сладости царского стола кажутся горькими при мысли, что на свете есть много несчастных, требующих много забот и попечений и вопиющих о помощи; есть много гладных и хладных братий Христовых, требующих скорого, многостороннего и внимательного попечения и участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мария Киселева. Материнство меняет жизнь 13 мин., 05.07.2010 Не так часто людям удается добиться бесспорного, яркого успеха сразу в двух разных профессиональных областях. У Марии Киселевой именно так и получилось. Трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, она параллельно со спортивной карьерой училась на журфаке МГУ и продолжила карьеру на телевидении. Мы знаем ее по выпускам спортивных новостей, передаче «Слабое звено» и даже по художественному кино: сыграть Варвару Иволгину в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» выпало именно ей. Наша беседа с Марией Александровной — о семье и материнстве, о карьере и самореализации, о вере и моде на Православие. Все успевать — невозможно! — Мария, не знаю, насколько это заметно для Вас, но с момента появления в Вашей семье детей Ваше амплуа стало меняться. Насколько мне известно, Вы участвуете в проекте по созданию диализных центров для детей, в этом году Вы вместе с мужем готовите спортивное представление для детей... — На самом деле, идея детского проекта родилась еще до того, как на свет появилась наша первая дочь — Даша, но только в этом году проект созрел окончательно. Он называется «Русалочка и сокровища пиратов». Это сказка, новогоднее водное представление, очень интересное и красочное. Что касается диализных центров, то речь идет о строительстве таких учреждений для детей, больных почечной недостаточностью, в регионах. Когда мне предложили в нем участвовать, я не могла отказаться. Ведь это действительно благое дело! Есть Попечительский совет — группа людей, которые проект поддерживают и продвигают, ездят в эти центры, привлекают средства для них за счет благотворительных концертов, презентаций. Мероприятия расписываются по графику открытия диализных центров... — У Вас нет ощущения, что для известных людей благотворительность стала своеобразной модой? — Наверное, да. Поэтому я и не люблю говорить о ней! Мне кажется, что в сегодняшней жизни действительно есть потребность помогать.

http://foma.ru/mariya-kiseleva-materinst...

Чтобы удовлетворить всем требованиям свя­щенноначалия, Елизавете Федоровне пришлось несколько раз переделывать проект устава заду­манной общины, над которым она трудились око­ло двух лет. Да и в светских кругах решение Великой кня­гини полностью посвятить себя служению Богу и ближним не вызвало понимания. Многим оно казалось безрассудством, кто-то просто насме­хался над «безумной затеей». Даже близкие друзья предостерегали Елизавету Фёдоровну от непосиль­ного креста, говорили, что можно творить добро и оставаясь во дворце. Когда со всех сторон вас предостерегают, отго­варивают, что называется «бьют по рукам», требу­ется проявить недюжинную твёрдость. Презрев одинаково и слёзы друзей и насмешки света, Великая княгиня твёрдо шла своей новой дорогой. В письме к государю она написала: «… Я воспринимаю это не как крёстный путь, а как дорогу, залитую светом и указанную мне Са­мим Богом после смерти Сергея, дорогу, которой моя душа шла уже много лет и до этого. Я не могу точно сказать, когда это началось — мне часто ка­жется, что ещё в детстве, когда мне так хотелось помочь всем тем, кто страдает». МАТУШКА ВЕЛИКАЯ Под кровом Марфы и Марии, Сестёр возлюбленных твоих,  За православную Россию  Молилась ты в трудах земных.  Себя в трудах ты позабыла, Душою всей стремясь к Христу,  И Матерь Божья возлюбила  Обитель тихую твою. А. Мысловский От замысла — к воплощению Со дня убийства Сергея Александровича прошло четыре года. Опекаемые княгиней племян- ники Мария и Дмитрий выросли и разъехались. Больше в прежней жизни её ничто не держало. На личные деньги, вырученные от продажи сво- их драгоценностей и богатой коллекции картин, Великая княгиня купила в Москве на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом для устройства православной обители ми- лосердия. Она распустила свой двор и переехала на новое место. Основа жизни новой обители отражена в её названии — Марфо-Мариинская. Как читатель, наверное, помнит, Марфа и Мария — евангельские сёстры, принимавшие Христа у себя в доме. Марфа заботилась об услужении Господу, Мария же села у Его ног и внимала каждому Его слову. Вместе они являют единство двух родов евангельской любви — деятельной любви к ближнему и молит- венной любви ко Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/deti/matushka-velikaja-...

По мере взросления Великого князя в программе его обучения, наряду с гуманитарными и творческими дисциплинами, появились другие, позволявшие Сергею Александровичу подготовиться к включению во взрослую жизнь с ее неожиданными поворотами, тревогами и сложностями. В 1877 г. к известному в те годы правоведу Н.С. Таганцеву обратился воспитатель Великого князя Д.С. Арсеньев и предложил ему в течение года преподавать Сергею Александровичу основы юриспруденции. Д.С. Арсеньев просил читать лекции 3 раза в неделю по 2 часа. И предупредил, что на итоговом экзамене будут присутствовать императрица Мария Александровна и Государь. С некоторым сарказмом говоря об Д.С. Арсеньеве, Н.С. Таганцев в то же время отмечал и его очевидные достоинства. Н.С. Таганцев подчеркивал, что воспитатель Великого князя был несомненно честный и порядочный человек, преданный Двору. «Воспитанников своих, особенно Сергея, несомненно любил; ничему дурному не потакал». Он требовал от них «не только корректного, но даже предупредительного отношения к преподавателям и к низшим дворцовым служащим… и в этом отношении, как мне казалось, он достиг хороших результатов, в особенности по отношению к Сергею, который по природе, кажется, был мягче и податливее» . Кроме преподавания права, военных наук и т. д., Сергею Александровичу преподавали «практику» — почти ежедневные приемы разных депутаций и отдельных лиц. Его готовили к этим приемам, сообщали, каково социальное положение посетителя, о чем следует его спросить и т. д. «Преподавание этой житейской дипломатии, — пишет Н.С. Таганцев, — и было специальностью Арсеньева» . В ходе обучения Великого князя, по мнению Н.С. Таганцева, было много сюрпризов, но в целом эта работа оставила о себе хорошее впечатление. Сергею Александровичу было достаточно сложно воспринимать теорию вопроса. Но значительно легче воспринималась прикладная, наглядная сторона юридического образования, ознакомление с судебными заседаниями, с местами заключения. Для изучения тюремной системы пригласили известного юриста А.Ф. Кони, вместе с которым неоднократно ездили на тройке осматривать петербургскую колонию для малолетних преступников.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Тут лицо Ольги Александровны омрачилось. – Странное дело – ребенок был полон жизненной энергии, но у меня всегда было предчувствие, что долго она не проживет. Видите ли, она по крайней мере дважды стояла на краю могилы. Первый раз это произошло, когда Императрица взяла девочку с собой на прогулку по парку в Царском Селе. Без всякой видимой причины лошади внезапно понесли. Совершенно случайно навстречу коляске Императрицы ехал верхом граф Илья Воронцов. Спрыгнув с коня, он повис на поводьях и остановил лошадей Императрицы совсем близко от озера. Если бы не храбрость и находчивость графа, коляска оказалась бы в воде. Второй инцидент, свидетельницей которого оказалась Великая княгиня, произошел в Ливадии летом 1906 года. Император и четверо его дочерей купались недалеко от берега, когда внезапно их накрыло огромной приливной волной. Царь, Ольга, Татиана и Мария всплыли на поверхность и увидели, что Анастасия исчезла. – Маленький Алексей и я наблюдали за происходящим с берега. Ребенок, разумеется, не сознавал опасности и хлопал в ладоши при виде приливной волны. Тогда Ники нырнул в воду еще раз, схватил Анастасию за ее длинные волосы и поплыл вместе с ней к берегу. Я вся похолодела от ужаса. В конце 1906 года принца Петра перевели из Царского Села в другое место, и Великая княгиня вернулась в свой особняк в Петербурге, но продолжала часто бывать в Царском. К тому же, существовал телефон. С каждым годом интерес Ольги Александровны к своим племянницам, забота о них росли. По субботам она оставляла столицу и проводила весь день с семьей брата. “Тетя Ольга” была своим человеком в Александровском дворце. Дети относились к ней, как к своей подруге по играм. Их подкупала безыскусственность ее манер. Вследствие обстоятельств, над которыми она не имела власти, Императорская семья вела весьма уединенную жизнь. Мало событий вносили разнообразие в быт детей, но Великой княгине никогда не наскучивало выслушивать их рассказы. – Все они особым умом не блистали [Другие авторы были иного мнения о Великих княжнах, чем их родная тетка. Известно, что Государь часто советовался со старшей дочерью по важным вопросам и, как известно, намеревался внести изменения в закон о престолонаследии, ввиду болезни Цесаревича, с тем, чтобы престол могла унаследовать старшая дочь. Ко всему, Великие княжны, в особенности, Мария Николаевна, были богаты умом сердца – добротой и открытостью натуры, о чем пишет А.А.Танеева. (Примеч. переводчика.)]. Я и сейчас думаю, что моя маленькая Анастасия была самая одаренная из них. Однажды мы с Ники и Алики сидели в кабинете Ники. Мы с ним принялись вспоминать разные забавные случаи, которые происходили в прежние годы, и все трое громко хохотали. Тут мы увидели, как дверь открылась. На пороге стояла Анастасия. Скривившись, она проговорила голосом, в котором звучало превосходство: “Действительно, как забавно, только ничего смешного я не вижу”. Прежде чем Алики успела отчитать ее, Анастасия убежала.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Размышления матери Марии о типах религиозной жизни были записаны и первоначально произнесены в виде доклада. Мать Мария намерена была включить статью в книгу, название которой нам неизвестно, но о которой мать Мария упоминает в Предисловии к цитируемой публикации. Как отмечает один из слушателей доклада Лев Александрович Зандер: «Мы тогда не советовали ей эту статью печатать; она написана слишком остро, слишком метко и потому для многих обидно» (Вестник церковной жизни. 1947. 8. С. 67). Среди задач этой работы был поиск друзей, более того – соратников и соработников. «Эта работа имеет целью не только подвести итоги мыслям, наблюдениям и фактам, но и выявить ответ на многие свойственные сомнения и недоумения. Пять лет монашества в эмигрантских условиях – это очень своеобразный опыт, труднообъяснимый людям со стороны. Вероятно, многое в этом эмигрантском монашеском пути облегчено по сравнению с тем, как он протекал в так называемых нормальных условиях, за монастырскими стенами. Но многое, наоборот, гораздо труднее и сложнее. Особенно, конечно, это невыработанность этого пути, неизбежность поисков, дилетантских попыток что-то найти и осуществить. Но самое главное заключается в том, что не только там монашеский путь изменен жизнью – вся церковная обстановка стала неузнаваемой, все отблески привычного церковного быта иные. И церковным людям приходится искать не только нового бытового оформления своей церковности, но и самого его смысла, основных задач, выдвинутых сейчас Церковью. Нам не дано простое следование чужим традициям, мы не можем только повторять, – и из этого вытекает острая необходимость наблюдать, решать, взвешивать, проверять. Монашество идет сейчас ощупью. И у меня есть потребность как-то перекликнуться с этими единичными и затерянными единомышленниками, почувствовать просто, что они существуют, в пределе – встретиться с иными при посредстве этой книги и вместе, может быть, будучи разделенными пространственно, делать общее дело. А оно такое, что, раз прикоснувшись к нему, знаешь, что одной человеческой жизни мало для того, чтобы достигнуть хотя бы самых ничтожных результатов» (Мать Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стоюнины купили домик в Царском Селе и поселились там. Мария Николаевна, обладая живым, необычайно энергичным и предприимчивым характером, не могла примириться с мыслью, что муж ее, полный сил, способный к широкой общественной деятельности, вырван из жизни. Она задумала основать частную женскую гимназию и чтобы подготовиться к этому делу серьезно, стала читать книги по философии и педагогике. Потом она учредила комитет для выработки педагогических основ нового учебного заведения. В комитет этот входил, кроме нее и ее мужа, П. Ф. Лесгафт. В 1881 г. осенью гимназия была открыта. Помещалась она на Сергиевской ул., потом на углу Фурштадтской и Воскресенской в доме графа Шувалова. Стоюнину недолго суждено было работать в ней: в 1888 г. он умер от рака печени. Но жена его блестяще продолжала руководство гимназиею. Она стремилась привлекать в состав преподавателей талантливых людей. Особенно гимназия стала приобретать известность, когда председателем педагогического совета стал профессор романо–германской филологии О. А. Браун. Подлинного же расцвета достигла она тогда, когда председателем был замечательный педагог Владимир Александрович Герд (с 1904 г.), который заботился неустанно о введении новых методов преподавания, устройстве практических занятий, приобретении пособий для физики и естествознания и т. п. Среди учителей особенно отметить надо преподавателя литературы Владимира Васильевича Гиппиуса, преподавателей истории Александру Михайловну Петрункевич, Сергея Александровича Князькова, Якова Яковлевича Гуревича, физики — Григория Михайловича Григорьева, географии — Евгению Ивановну Репьеву. Но душою всего дела всегда была сама Мария Николаевна. Она постоянно посещала классы, принимала родителей, знала каждую девочку в лицо и каждую могла назвать уменьшительным именем не только во время учения, но и много лет спустя, когда бывшие ученицы, выйдя замуж, являлись уже в гимназию, чтобы отдать в нее своих дочерей. Мария Николаевна знала не только каждую ученицу, но и родителей ее. Поэтому в случае каких-либо зетруднений в учении или поведении ученицы часто можно было индивидуализировать меры воздействия и во всяком случае обходиться без наказаний, которые по правилам гимназии вообще были устранены. Не удивительно, что гимназия М. Н. Стоюниной приобрела широкую известность во всей России, не только Европейской, но и Азиатской. Бывшие ученицы и их родители сохраняли теплые отношения к гимназии и к Марии Николаевне на всю жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

В середине XVIII века Кирилл Иванович Хомяков остался единственным владельцем Богучарова и принадлежащих к нему деревень (а также имения под Рязанью и каменного дома в Петербурге). Наследники были, но он не видел достойных. Что же сделал старик? Он собрал богучаровских крестьян и предложил им самим выбрать себе помещика, но с тем условием, чтобы он был все же из рода Хомяковых. Крестьяне разослали ходоков… После долгих исканий они выбрали двоюродного племянника Кирилла Ивановича, молодого гвардейского сержанта Федора Степановича Хомякова, человека бедного. Кирилл Иванович ранее не знал его, но пригласив его к себе, убедился, что это добрый, благочестивый и разумный человек. Ему-то и завещал старик все свое богатство. Сержант этот и был прадедом Алексея Степановича, который знал историю своего рода во всех подробностях за двести лет и помнил, что земельные богатства Хомяковым переданы народной сходкой, по Божьему смотрению. Поэтому и не считал принадлежащую ему собственность исключительно своей и во всем соблюдал интересы крестьян, которых еще до освобождения их от крепостной зависимости в 1861 году перевел на оброк, притом весьма необременительный. Его отец, Степан Александрович, бывший долгое время предводителем дворянства Тульской губернии, имел хорошее образование, блестяще знал европейские языки и собрал богатую библиотеку. В отношении хозяйства он был не так деятелен, как его супруга, Мария Алексеевна. Именно она распоряжалась всем и назначала управляющих имения. Крестьяне любили хотя и властную, но добрую и благочестивую барыню, заботившуюся и о достойном поддержании церквей в своих селах. Что касается ее домашнего быта, то вот что писала об этом ее внучка, Мария Алексеевна: «Несколько раз в неделю в ее комнате служили молебны, какие в какой день положено. Икон и лампадок было очень много, и было тепло и уютно… Посты она соблюдала все, как и мы тоже, но кроме среды и пятницы, она постилась еще и в понедельник» с. 182]. Когда сыновья Федор и Алексей пришли в соответствующий возраст, она призвала их к себе и высказала свой взгляд на то, что мужчина должен, как и девушка, сохранять целомудрие до брака, и взяла с них слово, что они свято исполнят это. Они обещали и исполнили. Мария Алексеевна скончалась в Москве 86 лет.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/05/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Об экранизациях «Властелина колец» журнал «Фома» рассказал на открытой лекции в Ярославле 3 мин., 27.01.2024 24 января в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского прошла живая лекция журнала «Фома», посвященная конфликту экранизаций «Властелина колец» . Лектором выступила Мария Штейнман – кандидат филологических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, исследователь жанра фэнтези.  Главным тезисом лекции стала мысль, что произведения Джона Р. Р. Толкина наполнены христианскими смыслами, после упущения которых полноценное понимание и прочтение книг о Средиземье становится невозможным. Мария Александровна рассказала, какие христианские и этические моменты в книгах Дж. Р. Р. Толкина исказил Питер Джексон в кинотрилогии. Какой мультфильм стал источником кадров для известного режиссера. И почему сериал Amazon «Властелин колец: Кольца власти» имеет мало отношения к миру Дж. Р. Р. Толкина. Мария Штейнман подчеркнула, что «Сильмариллион» создавался во время Первой мировой войны, «Властелин колец» – во время Второй мировой. Джон Р. Р. Толкин писал не развлекательные произведения, а стремился передать состояние окружающей его реальности. После этой мысли становится неудивительным, почему в диалогах Фродо и Сэма нет уверенности в благополучном исходе путешествия в Мордор. Отвечая на вопрос об экранизациях, лектор отметила, что изначально Толкин был против любых спектаклей и радиопостановок. Но с ростом популярности увеличивалось количество предложений, и в 1968 году он продал права на «Хоббита» и «Властелина колец». Так появился мультфильм Ральфа Бакши, кадрами из которого вдохновлялся Питер Джексон – режиссер кинотрилогии и фильмов про приключения хоббитов. Однако многое в экранизациях оказалось упущено. Например, в финале книги герои готовы погибнуть в бесславном бою ради того, чтобы Фродо дошел до цели. В фильме христианский мотив самопожертвования не прослеживается, он заменен на шутки и браваду героев, которые думают не о смерти, а о славе. В кинотрилогии нет и той мысли, что Шир после разрушения войсками Сарумана сильно изменился. Он стал схож с вселенной Джорджа Оруэлла, где все живут по принципу военного коммунизма. Джон Р. Р. Толкин говорит читателям: мало победить на большом поле битвы. Война заканчивается, когда наведен порядок дома.

http://foma.ru/ob-jekranizacijah-vlastel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010