Мониторинг СМИ В первый раз на ектеньях не поминали Их Величеств Киевские страницы послереволюционной истории Дома Романовых 25.08.2017 14:53 После свержения самодержавия положение представителей Дома Романовых радикально изменилось, и это было лишь началом пути многих из них к трагическому финалу. Ряд представителей династии весной 1917 г. обосновались в Киеве. Их жизнь в этом городе после революции является любопытной иллюстрацией к истории повседневности 1917 года. Вдовствующая императрица Мария Федоровна Романова В Могилев и обратно Начало революционных событий в Петрограде застало вдовствующую императрицу Марию Федоровну в Киеве. Там она проживала в Мариинском дворце вместе с дочерью Ольгой Александровной, а также с другими родственниками. Полковник В.М. Пронин вспоминал, что, " получив полный текст Манифеста, вел. кн. Сергей Михайлович передал его по телеграфу в Киев государыне императрице Марии Федоровне и вел. кн. Александру Михайловичу " 1. В субботу 4 марта 1917 г. печать сообщала: " Вчера вечером Ее Императорское Величество государыня императрица Мария Федоровна изволила отбыть на два дня в Ставку и затем изволит возвратиться обратно в Киев " . Об обстоятельствах этих дней вспоминал лейб-казак (личный телохранитель) Марии Федоровны Т.К. Ящик: " Когда царь Николай отрекся от престола, он немедленно написал вдовствующей императрице, которая все еще находилась в Киеве. ... Как только императрица получила письмо царя, она отдала приказ подготовить ее личный поезд... " 2 В субботу 4 марта около 15 часов Мария Федоровна прибыла в Могилев. Бывший император записал: " К 12 час. поехал на платформу встретить дорогую мама, прибывшую из Киева. Повез ее к себе и завтракал с нею и нашими... " . Генерал Ю.Н. Данилов вспоминал: " Императрица Мария Федоровна, по прибытии поезда, со спокойным видом вышла из вагона, крепко обняла своего сына, обошла всех прибывших ее встречать, и для каждого у нее по обыкновению нашлось или подходящее слово, или ласковая улыбка. Затем она вместе с государем удалилась в сторону и довольно долго беседовала с ним с глазу на глаз " 3. Помимо Т.К. Ящика Марию Федоровну в Могилев сопровождал гофмейстер князь Г.Д. Шервашидзе4.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«С трудом были найдены 50 марок для оплаты кладбищенского места N 234 в 27 квартале» православного кладбища г. Хельсинки. Ее похороны состоялись в яркий солнечный день 23 июля 1964 года. Проводить в последний путь монахиню Марию собралась небольшая группа друзей и знакомых. «Слово прощания над ее могилой произнес протоиерей Михаил Крузин». Матушка Мария (Анна Александровна Танеева) всегда носила в своих волосах черную ленту - знак фрейлины Государыни Императрицы Александры Феодоровны, преданной подругой которой она оставалась всю свою жизнь. А еще до конца своих дней она желала вернуться в родной Петербург, надеясь, что «Господь приведет ее туда»... Так закончилась жизнь женщины, чей жизненный путь является утверждением правды и свидетельством жизненной силы святых русских идеалов верности Богу, Царю и Отечеству. Она оставила бесценные воспоминания «Страницы моей жизни», в которых затронуты и раскрыты с точки зрения глубоко верующего, православного, русского человека все наиболее важные и существенные моменты трагического периода русской истории, а также правдиво, искренне и с глубокой любовью передан духовно-нравственный облик каждого из членов Царской Семьи. Перед духовным подвигом Анны Александровны, связанным с написанием этих воспоминаний, мы благоговейно склоняем голову. Ее свидетельство поистине бесценно, если вспомнить, что Анна Александровна занимала в жизни Царской Семьи особое положение. Она единственная среди дворцовой свиты пользовалась не просто благоприятным расположением со стороны Их Величеств, но самой искренней дружбой, являясь духовным сотаинником Императрицы. Горячую любовь к Анне Александровне испытывали и все Царские Дети. В силу этого ей придавалось ключевое значение в той беспримерной по своим масштабам и чудовищной по искажению действительности кампании клеветы на Помазанников Божиих, которая была развязана противниками Самодержавной России и имела целью разрушить святое основание русского государственного могущества. В этой травле Русского Престола Анна Александровна явилась объектом возмутительной, ничем не заслуженной и не оправданной ненависти со стороны тех, кто стремился нанести удар в самое сердце русского самодержавия, силясь уничтожить благоговейное, священное чувство любви, детского доверия и преданности русского человека Божиему Помазаннику - Самодержавному Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

Княжна Мария Ивановна, за генерал-майором Николаем Степановичем Андреевским КОЛЕНО XXIX: Князь Григорий Алексеевич статский советник, рождение в сентябре 1819; женат на графине Софие Александровне Паниной Князь Владимир Алексеевич рождение 1825; женат на Марие Афанасьевне Сталыпиной Княжна Екатерина Алексеевна, за генерал-адъютантом кня¬зем Илларионом Илларионовичем Васильчиковым Княжна Ольга Алексеевна, за князем Сергием Фёдоровичем Голицыным † в сентябре 1849 Княжна Зенаида Николаевна Княжна Анастасия Николаевна; 1) за Фёдором Александровичем Ермоловым † 1845; 2) за Александром Петровичем Ермоловым Княжна Мария Николаевна, за полковником князем Алексеем Борисовичем Черкасским † 1853 Княжна Наталия Николаевна, за полковником Егором Августовичем Нордом Князь Осип Сергеевич Княжна Анастасия Сергеевна, 1) за генералом от инфантерии Матвеем Евграфовичем Храповицким † 31 марта 1847; 2) за генерал-адъютантом бароном Павлом Александровичем Вревским Княжна Елисавета Сергеевна, за генерал-лейтенантом Николаем Александровичем Бутурлиным Княжна Антонина Сергеевна, за флигель-адъютантом князем Алексеем Ивановичем Кропоткиным Княжна Анна Сергеевна † 1855, за шведским посланником в С.П.Б., генерал-майором Нординым Княжна Елена Сергеевна, за французским виконтом де-Ренвалем (de Rayneval) Княжна Ольга Сергеевна, за князем Александром Петровичем Хованским Князь Фёдор Александрович, рождение 1802 † 27 декабря 1827 Князь Пётр Александрович, женат на Анне Николаевне Горсткиной Княжна София Александровна, рождение 1800 † 18 июля 1824, за Петром Алексеевичем Обрезковым Княжна Екатерина Александровна, за Дмитрием Николаевичем Свербеевым Княжна Анна Александровна, за Александром Николаевичем Елагины Князь Пётр Александрович рождение 1775 † 24 декабря 1827 Князь Александр Александрович, статский советник, рождение 1776 † в августе 1834; женат 1. на Марие Петровне Булгаковой; 2. на княжне Прасковье Сергеевне Одоевской (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и 4 дочери) Князь Михайло Александрович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Но однажды произошло то необратимое изменение в их отношениях, что связало Андрея Платоновича и Марию Александровну на всю жизнь. «Родимая прекрасная Мария. Мне сегодня снился сон: на белой и нежной постели ты родила сына. Маша. Знаешь, как нет во мне страсти к тебе и есть только что-то другое. Будто я был нем, безмолвна была тысячелетия душа моя — и теперь она поет, поющая душа. Не страсть во мне, а песнь, а музыка души. Страшная сила скопилась во мне и предках моих за века ожидания любви, и вот теперь эта сила взорвалась во мне». Подобных поэтических, взрывных писем Платонов писал много, он посылал любимой стихи, описывал свою невозможную любовь в ранней прозе, но как относилась к нему Мария Александровна, сказать трудно. На обороте одного из писем 1921 года сохранился ответ благоразумной барышни хулигану: «Ваше чувство не ко мне, а к кому-то другому. Меня же Вы совсем не можете любить, потому что я не такая какою Вы идеализируете, и еще — Вы любите меня тогда, когда есть луна, ночь, или вечер — когда обстановка развивает Ваши романические инстинкты. Муся». А еще одна дошедшая до нас фраза Муси гласит: «…то, что ты говоришь и делаешь, две совершенно разные вещи, — где же конец?» Это непонимание они пронесли через всю жизнь, и трудное семейное счастье, конфликты, обиды, ссоры, размолвки, ревность, о чем до последнего времени ничего известно практически не было, стали еще одним из узлов очень негладкой платоновской жизни и судьбы. Да и нежелание зарегистрировать брак исходило от нее, не от него. «Мне не понравилось, что ты спорила и говорила неуверенно о сроке нашей регистрации. Я знаю, ты ответишь на это бранью и каким-нибудь обличением меня», — писал он в феврале 1927 года. Она как будто для себя окончательно еще ничего не решила, была готова Платонова в любой момент оставить, и эта угроза ощущалась им всю жизнь, мучила его, изводила и… вдохновляла. Мало какая женщина отразилась в сочинениях своего мужа так, как Мария Александровна в повестях, романах, рассказах Андрея Платонова.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Но однажды произошло то необратимое изменение в их отношениях, что связало Андрея Платоновича и Марию Александровну на всю жизнь. «Родимая прекрасная Мария. Мне сегодня снился сон: на белой и нежной постели ты родила сына. Маша. Знаешь, как нет во мне страсти к тебе и есть только что-то другое. Будто я был нем, безмолвна была тысячелетия душа моя — и теперь она поет, поющая душа. Не страсть во мне, а песнь, а музыка души. Страшная сила скопилась во мне и предках моих за века ожидания любви, и вот теперь эта сила взорвалась во мне». Подобных поэтических, взрывных писем Платонов писал много, он посылал любимой стихи, описывал свою невозможную любовь в ранней прозе, но как относилась к нему Мария Александровна, сказать трудно. На обороте одного из писем 1921 года сохранился ответ благоразумной барышни хулигану: «Ваше чувство не ко мне, а к кому-то другому. Меня же Вы совсем не можете любить, потому что я не такая какою Вы идеализируете, и еще — Вы любите меня тогда, когда есть луна, ночь, или вечер — когда обстановка развивает Ваши романические инстинкты. Муся». А еще одна дошедшая до нас фраза Муси гласит: «…то, что ты говоришь и делаешь, две совершенно разные вещи, — где же конец?» Это непонимание они пронесли через всю жизнь, и трудное семейное счастье, конфликты, обиды, ссоры, размолвки, ревность, о чем до последнего времени ничего известно практически не было, стали еще одним из узлов очень негладкой платоновской жизни и судьбы. Да и нежелание зарегистрировать брак исходило от нее, не от него. «Мне не понравилось, что ты спорила и говорила неуверенно о сроке нашей регистрации. Я знаю, ты ответишь на это бранью и каким-нибудь обличением меня», — писал он в феврале 1927 года. Она как будто для себя окончательно еще ничего не решила, была готова Платонова в любой момент оставить, и эта угроза ощущалась им всю жизнь, мучила его, изводила и… вдохновляла. Мало какая женщина отразилась в сочинениях своего мужа так, как Мария Александровна в повестях, романах, рассказах Андрея Платонова.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Гроза, в Германии только еще надвигавшаяся, во Франции уже свирепствовала с полною силой. С 1562 года, со времени убийств в Васси, открылся долгий ряд ожесточенных кровавых столкновений между французскими католиками и гугенотами. Более тридцати лет продолжалась братоубийственная усобица, выражавшаяся не только в правильных битвах организованных армий, но и в повсеместных стычках, пожарах и грабежах всего разделившегося на враждебные партии населения. Как ни напрягали свои силы гугеноты, предводимые адмиралом Колиньи, принцем Конде и королем Наваррским, им удавалось добиться лишь некоторых временных уступок в пользу своего исповедания, да и то иногда ненадолго. Враждебная им католическая партия представляла собою грозную силу; предводимая талантливыми представителями фамилии Гизов, она почти всегда имела на своей стороне правительство, особенно в лице слабых королей Карла и Генриха опиралась на энергическую поддержку римских первосвященников Пия V и Сикста V и получала непосредственную сильную помощь от Филиппа короля Испанского. В виду такого могущества католической партии, положение гугенотов при всей их энергии и при всех их успехах, долго оставалось критическим. В очень близкой связи с религиозной борьбой партий во Франции стояли в данное время внутренние дела Шотландии. Вожди французских католиков Гизы по родственным связям имели близкое отношение к шотландскому королевскому престолу; их сестра Мария Гиз была женой короля Шотландии Uakoba V . По смерти этого короля в 1541 году, наследницей его престола осталась малолетняя дочь Мария Стюарт, воспитывавшаяся при французском дворе и ставшая впоследствии женой дофина, вступившего в 1559 году на престол Франции под именем Франциска Во время малолетства и затем замужества Марии Стюарт во Франции, ее шотландским королевством управляла в качестве регентши мать ее Мария Гиз, а с 1560 года, когда умер Франциск овдовевшая Мария Стюарт сама приехала в Шотландию и вступила в управление своим государством. Обе Марии, и мать, и дочь, были ревностными католичками и неизменно стояли под сильным влиянием своих французских родственников – Гизов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Мария Степановна работала заведующей амбулаторией в Дальних Камышах в Крыму (1920–й год), имея звание фельдшерицыакушерки. В Коктебель приходила по субботам. Почти всю гражданскую войну она жила между Дальними Камышами и Коктебелем. Длилось это года два. Время было тяжелое. Ходила пешком через горы, это было очень опасно. Был голод, ловили молодых и детей и ели. Трупятину отвергали. Об этом ей тяжело было вспоминать, тошнота подступала к горлу. В 1921 году Мария Степановна продолжала медицинское образование в Симферополе. Дом, в котором жили Волошины, построил Максимилиан Александрович. В комнаты со всех сторон проникало много света, воздуха и моря. Из каждой комнаты видно море, а обращенную на восток мастерскую, которая была построена из природного камня цвета охры, через четыре больших итальянских окна затоплял ливень света. Свет и расплавленное море — основное настроение мастерской. В кабинете, в тишине и уединенности, Макс писал стихи. Здесь он, как кузнец и химик, плавил вещество звука в слове и создавал новые соединения, новые слова, звуки. Здесь совершалась глубокая тайна причастия мастера труду. В Доме поэта была вышка. Часто зимой Макс говорил Марии Степановне: «Пойдем, Маруся, погуляем по небу». Они поднимались на «вышку», смотрели на небо, такое парадное и четкое в зимние месяцы. «Макс научил меня, — вспоминала Мария Степановна, — читать созвездия; он хорошо знал небо. Как оживало небо в беседе Макса.» Утром Макс любил гулять. Первую половину пути он любил совершать молча. Весной или осенью, когда Мария Степановна могла с ним прогуливаться, он радовался, но всегда просил: «Можно, Марусенька, первую часть не разговаривать? Мне нужно помолчать». Жена понимала и знала, что он в это время молча про себя молился, сосредоточенно думал о чем-нибудь, посылал мыслительные волны общения, помощи, любви. На обратном пути очень любил разговаривать. И в это время он мысленно рисовал. Это значит — запечатлевал то или иное место, освещение, облако, композицию, формы, краски.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

Эта была легендарная женщина. Многие в нашей стране помнят ее как прототип Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев». И только очень небольшая группа людей знала, что она была одной из немногих советских разведчиков, которой удалось лично общаться с высшими партийными боссами НСДАП Германии - Адольфом Гитлером, Генрихом Гиммлером, Мартином Борманом и Вернером фон Бломбергом. Накануне праздника дня Победы мне бы хотелось поделиться своими воспоминаниями об этой удивительной женщине, которая внесла свой немалый вклад в историю нашей страны. Рассказать то, что можно, ведь многое из ее жизни пока еще до сих пор остается засекреченным. Попова Мария Андреевна родилась 15 ноября 1896 году в бедной крестьянской семье. В 1917 году живя в городе Самаре вступила в региональное отделение РСДРП(б), которую возглавлял В. Куйбышев. Именно знакомство с ним и определило ее дальнейшую судьбу в партии большевиков. В рядах 25-ой стрелковой чапаевской дивизии она сражалась на Восточном и Западном фронтах. Так случилось, что под Уфой на реке Дема она была послана на помощь пулеметному расчету, охранявшему переправу. Сначала подносила патроны, но, когда убили пулеметчика, Мария Андреевна заменила его и переправу отстояла. Василий Чапаев объявил ей за это благодарность и сняв свои часы подарил Поповой. Так она стала пулеметчицей и санитаркой в Чапаевской дивизии, а в последствии была прообразом Анки-пулеметчицы в легендарном фильме «Чапаев». Кстати, мало кто знает, что автором песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой» была М.А.Попова. Написала она ее по заданию командира эскадрона И. Кутякова (который после гибели Чапаева командовал дивизией). Вот как вспоминала об этом сама Мария Андреевна: «Подошел он ко мне и говорит: «Мы знаем, что ты у нас не только мастер строчить из пулемета, но стихи, частушки сочиняешь. Напиши песню про нас». Впервые эта песня прозвучала со сцены в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии в 1928 году. Руководитель ансамбля А.В. Александров побывал у Марии Андреевны дома, записал слова и мелодию песни, потом обработал ее для своего ансамбля. Рассказав при этом на прощание пару анекдотов о знаменитой троице в народе: Чапаеве, Петьке и Анке - пулеметчице. Между прочим, Мария Андреевна любила эти анекдоты и никогда не обижалась, а смеялась от души. Считала, раз говорит народ, значит- помнит. Вот ее любимый анекдот: «Наступление. Чапаев ищет Анку. Петька докладывает, что Анка, мол, с радикулитом лежит на печке. Чапаев в ответ: «Тьфу, дура, что русского не могла найти?».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/08/mo...

Целому морю – нужно все небо, Целому сердцу – нужен весь Бог. (Марина Цветаева) Мария Кржижевская Осенним холодным утром 1885 года к Александровскому порту острова Сахалин причалил очередной корабль с осужденными. На сырую дощатую пристань одними из первых сошли две хрупкие молодые женщины, в легких для сурового сахалинского климата костюмах, с компактными саквояжами в руках. Они прибыли на остров Изгнания из далекого Санкт-Петербурга, где недавно окончили училище при Калининской больнице. Старшая из них, Мария Акорчева, получила назначение на должность акушерки в Александровский округ и пригласила с собой подругу Марию Кржижевскую. Неудачное замужество Кржижевской сыграло роковую роль в ее жизни. Отец-самодур насильно заставил ее выйти замуж за гвардейского офицера Л.Л. Кржижевского, известного ловеласа, беспробудного пьяницу и безнадежного картежника. Мария отказалась от своей части наследственного имения и приняла решение оставшуюся жизнь провести вдали от Центральной России, в служении простым людям. В Санкт-Петербурге она много слышала о тяжелой жизни сахалинских ссыльных, о невыносимых бытовых условиях поселенцев, недостатке сестринских рук при тюремных лазаретах. Мария поселилась в Рыковском и сразу приступила к службе. «Кроме ежедневных работ в аптеке и в лазарете в качестве фельдшерицы, она как акушерка неустанно ходила из одного угла селения в другой по роженицам. К своим обязанностям она относилась свято, как солдат на войне. Ее ничто не могло остановить, если она знала, что люди нуждаются в ее помощи. Там, где осенью и весною во время разлива реки не может пройти телега, она идет вброд по воде. Когда страшные бураны буквально засыпают снегом, она с большими усилиями ползет по сугробам; вся перемерзнет, измучится, но не отступит от намеченной цели» . Здесь, на далеком острове-тюрьме, пребывающем большую часть года в полном забвении, без морских сообщений и газетных новостей, единственным утешением для интеллигенции были литературное творчество, чтение книг и простые человеческие беседы за чаепитием. Книги по заказу частенько получал с материка тюремный смотритель Федор Ливин, о чем свидетельствует длительная переписка Марии Кржижевской с Иваном Ювачевым: «Получил ли Феодор Никифорович (кланяйтесь от меня) выписанные мною книги? Получаете ли Вы Русский паломник” от Батюшки?» (здесь речь идет об Иоанне Кронштадтском , именно он благословил Марию Кржижевскую ехать на Сахалин).

http://pravoslavie.ru/112346.html

Имп. Мария Феодоровна с дочерью вел. кнг. Ксенией Александровной при посещении госпиталя, оборудованного в здании Политехнического ин-та. Фотография. Ок. 1915 г. Имп. Мария Феодоровна с дочерью вел. кнг. Ксенией Александровной при посещении госпиталя, оборудованного в здании Политехнического ин-та. Фотография. Ок. 1915 г. В 1891 г. по инициативе императрицы было принято новое «Положение о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии», упорядочивавшее их открытие и финансирование. Новое положение создавало благоприятные условия для привлечения капиталов частных лиц к благотворительной деятельности: устройству обездоленных детей, увеличению количества приютов в России, к-рые создавались в каждом губернском и во мн. уездных городах. Если в кон. 80-х гг. XIX в. в ВУИМ было только 129 детских приютов, в т. ч. 23 в столице и 13 в Москве, то к янв. 1901 г. общее число всех учреждений ВУИМ, относящихся к отделению детских приютов, составило 428, из к-рых в Москве и С.-Петербурге было 219; только за 1900 г. возникло 85 новых учреждений. Особое внимание М. Ф. уделяла развитию образования женщин. В 1882 г. по ее инициативе были открыты первые жен. училища для малообеспеченных девушек-горожанок всех сословий и вероисповеданий, чьи родители не располагали средствами для предоставления детям образования в гимназии. В честь основательницы эти уч-ща назывались Мариинскими; они служили переходной ступенью между начальными школами и средними женскими заведениями и имели целью предоставлять как общее среднее образование, так и обучение профессии, напр. рукоделию. В течение 4 лет девушки изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, отечественную историю и географию, естествознание, чистописание, рисование, пение. Каждая выпускница должна была к концу обучения уметь сшить для себя все необходимое. К 1897 г. в России существовало более 70 Мариинских уч-щ, где ежегодно обучались более 6 тыс. девушек. Число заведений ВУИМ постоянно увеличивалось. В 1880 г., когда М. Ф. приняла на себя управление Ведомством, учреждений было 459, а к 1902 г.- более 1 тыс. К янв. 1905 г. сумма капиталов составляла более 128 млн р., а ежегодный бюджет в нач. XX в. исчислялся 24 млн р. Благодаря инициативе и настойчивости М. Ф. было проведено обновление Правил налогового сбора в пользу воспитательных домов (такой сбор существовал с 1763). С 20 окт. 1892 г. со всех платных публичных зрелищ и увеселений в Российской империи (кроме Польши и Финляндии) дополнительно к цене билета зрители платили 2 к. для билетов дешевле 50 к., 5 к.- для билетов стоимостью от 50 к. до 1 р., 10 к.- для билетов дороже 1 р. Благодаря нововведению за следующие 15 месяцев было собрано свыше 1 млн р. с 1382 театральных, цирковых и спортивных учреждений. До 1917 г. этот сбор давал ежегодно 5% доходов Ведомства учреждений имп. Марии (1-1,5 млн р.).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010