Но так ли это? Действительно ли у них дома мало дела? – А забота о воспитании детей? А распоряжение прислугой? На ком лежит этот долг? Не на хозяйке ли дома, не на матери ли семьи? Но и здесь можно предположить возражения: дети наши находятся-де в школе с раннего возраста: а до этого времени нечему их учить: сами учатся или же няни и другие наемные лица учат их. – А управление прислугой, – это слишком ничтожное дело, чтобы ему отдавать все свое время, все знание, все способности. Притом это занятие не требует столько времени, сколько может оставаться в распоряжении домохозяйки. Куда же употребить этот досуг? – Действительно, у некоторых из современных женщин остается много свободного времени, и они употребляют его, к сожалению, почти исключительно, то на чтение книг, равнозначущее с празднословием, а иногда и хуже, чем ничегонеделание; то на посещение домов увеселения, или на прием гостей, на занятие около игорного стола. Что сказать обо всем этом? Не то ли, что сказано в простом, но мудром народном изречении: дела не делает и без дела не сидит. А между тем сколько пользы она могла бы принести, если бы воспользовалась этим временем так, как пользовались им в древние времена библейские женщины или как у нас бывало на Руси в добрые старые времена. Женщина все приготовляла своими руками – для себя, для детей и для мужа. Она много вещей приготовляла даже для сбыта. Вот как изображает еврейский бытописатель образ жизни доброй жены. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не остается без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей... Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник... Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. ...и весело смотрит она на будущее... Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» ( Притч.31:10–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Нужно было показать апостолам, какая слава ожидает их и всех последовавших за Христом в будущей жизни, если они здесь постраждут с Ним, – и вот показывается им слава не только Божества Христова, но и прославление плоти человеческой, Им восприятой: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Предстояло ученикам Христовым тяжкое испытание их веры при виде страдания и позорной смерти их Божественного Учителя. Нужно было подкрепить их и утешить прежде, чем наступит для них время испытания. И вот они удостаиваются видеть одно из величайших чудес, в котором явилось Царствие Божие, пришедшее в силе. Братья христиане! Не для одних апостолов нужно было еще здесь, на земле, открытое явление славы Христовой, показанное на горе Фаворской, но и для всех верующих во Христа. Не одни апостолы нуждались в том, чтобы о Христе Иисусе засвидетельствовал голосом с неба Сам Отец Небесный, что Он есть Сын Его Возлюбленный, Которого нам должно слушать во всем, но и все мы. Не сначала только, когда стала распространяться вера христианская на земле, нужно было свидетельство о Христе с неба, но и в последующие времена. Не тогда только нужно было иметь ясные свидетельства о Христе, когда за веру в Него предстояло христианам идти на страдания и смерть, но и в наши времена, когда вера в Бога, в бытие души человеческой, в загробную жизнь стала колебаться. В наше время появилось много лжеучителей, извращающих Евангелие Христово, отвергающих власть Церкви и всякую богоучрежденную власть, неверующих, отрицающих все божественное и святое, не признающих Господа Иисуса Христа и совершенного Им дела спасения. Итак, ты, христианин, когда встретишь одного из таковых, то отврати слух твой от слов его, скажи богохульствующему: «Я знаю, в Кого я верую; знаю Господа моего и верую, что Он – Спаситель мой». Мы знаем о Нем, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( 2Пет.1:16–17 ). Хотя Он пришел во плоти, но явил ясные доказательства Своей Божественной силы и величия. Хотя и пострадал Он плотию, но Крестом Своим поколебал всю тварь; хотя и умер, но и воскрес, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Нужно ли объяснять, насколько удобоисполнимы эти советы апостольские об оказании помощи нуждающимся и о способе собирания для этого пожертвований и для нашего времени? К сказанному о попечительствах как органах церковной благотворительности присовокупим совет того же апостола Павла о том, с каким расположением души должно совершать дела благотворения. Называя благотворение благословением ( 2Кор.9:5 ), он выражает этим ту мысль, что милостыня должна быть совершаема с благостным словом (благословением), а не со словами ропота или упрека, чтобы она в сердце того, кто получает ее, возбуждала чувство благодарности к Богу и благословенные благожелания благотворителям. Апостол говорит: пусть благословение ваше было... как благословение, а не как побор, то есть не принудительное даяние. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:5–7 ). Какое же будет воздаяние за это? Сугубое: и от Бога, и от людей. Бог же силен, – говорит далее Апостол, – обогатить вас всякою благодатью. Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами, то есть, милостыни вашей, и умножит плоды правды вашей, то есть обогатит вас делами богоугодной праведности ( 2Кор.9:8:10 ). Это – воздаяние от Бога. А вот воздаяние и от людей. «Они, то есть получающие милостыню, молятся за вас, – продолжает наставление тот же Апостол, – молятся за вас по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию ( 2Кор.9:14 )». Участие в благоустроении попечительства должно быть совершаемо с полной готовностью, притом не одними приношениями на дело благотворения, но и деятельным участием в исполнении обязанностей, возлагаемых попечительствами на каждого из своих членов. Иногда личное участие членов в совещаниях попечительства бывает нужнее, чем денежное приношение; в других же случаях нужны бывают для попечительства сотрудники по собиранию сведений о состоянии нуждающихся в помощи. Попечительства также много дорожат теми лицами, которые принимают на себя нелегкий труд собирания милостыни для бедных семейств, состоящих на содержании их. А если принять во внимание и другие задачи попечительств, как то: заботы о благоустроении и украшении храмов, о заведении и поддержании церковной школы, об улучшении материального быта приходских причтов, то личное деятельное участие каждого члена в делах попечительства явится более необходимым, чем заочное, без сердечного участия к общему делу попечительства доставление каких-либо материальных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

О своем видении он говорит так: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет... восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне ли тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:2–4 ). Эти слова Апостола и восхищение его в рай имеют такой смысл. Видение было ему давно, лет четырнадцать тому назад. Значит, он молчал о нем доселе четырнадцать лет, носил в сердце своем воспоминание об этом видении, никому не говорил о нем, боясь самовосхваления и опасаясь давать верующим повод хвалиться о нем более, чем он был в действительности. Пример такого неумеренного почитания даже истинных учителей, облагодатствованных проповедников, пастырей и учителей мы видим и в наше время на некоторых почитателях Кронштадтского пастыря, готовых составить особую секту ради неразумного почитания в нем того, что он сам отрицал, обличая их неразумие 152 . О видении своем Апостол говорит весьма осторожно, как будто это видение было не ему, а кому-то другому, хотя по всему видно, что он говорит это о себе: Знаю человека во Христе. Человек во Христе – то есть веровавший во Христа, бывший единое с Ним, действовавший Его силой и во имя Его. Этот человек во Христе был восхищен до третьего неба – в рай. Значит, восхищен был силой Христовой (во Христе), а не демонской силой, как Симон волхв был восхищен демоном на воздух. Для чего был он восхищен? По толкованию святителя Златоуста, для того, чтобы его не почитали меньшим других апостолов. Те были вместе со Христом, а он не был – посему Господь в показание славы его и его восхитил в рай. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь. Очевидно, что под словами таким человеком Апостол разумеет себя; собою же не похвалюсь – то есть если бы не было крайней нужды, если бы я не видел гибели брата, то не решился бы сказать о таковом видении. Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими, – то есть скорбями, лишениями и гонениями. Может быть, Апостол и потому сказал так, чтобы все приписать Богу, что в сказанном видении действовал Бог, – а за собой Апостол не признает ни заслуг каких-либо, ни особенного благочестивого напряжения, которое могло бы привести в некое исступление. Сделалось это просто, для него неожиданно – он не знает и не может сказать, в теле ли это или вне тела. Все здесь было Божие и ничего лично человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Объединимся около матери нашей – земли русской, твердо оберегая древние устои ее: православие веры, самодержавие царя и единство народной жизни. «Бойся царя и Бога, и будет тебе повсюду дорога» – таков завет русской старины. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Так повелевает нам и мудрость израильского мудреца. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Да оживет древняя Святая Русь и побегут от лица ее ненавидящие ее, да исчезнут они с лица земли русской, как исчезает дым! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники – мятежники земли, а праведные – сыны Церкви, истинные дети земли – да возвеселятся пред Богом. Наше знамя, наша хоругвь – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их! В этом да поможет нам Бог! Призыв к покаянию Если не покаетесь, все так же погибнете. ( Лк.13:3 ). Это – слова Господа Иисуса Христа к народу иудейскому. Сказаны они были по следующему случаю. Пришли к Нему некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Господь сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13,2–5 ). Вслед за этим притчей о бесплодной смоковнице Господь разъяснил народу, что Бог, по милосердию Своему, долго терпит, не наказывая грешников, принимает все меры к исправлению их, и если грешники каются, то Господь отвращает от них Свой праведный гнев, не исполняя на них тех угроз, какими претил 113 им чрез Своих посланников. Так помиловал Он покаявшихся ниневитян, которые, услышав проповедь Ионину, покаялись, возложив на себя пост все – от мала до велика, от царя до последнего раба ( Иона.3:4–10 ). Но когда грешники остаются нераскаянными и неисправимыми, несмотря ни на увещания проповедников покаяния, ни на угрозы, возвещаемые им от имени Божия, тогда Господь приводит эти угрозы в исполнение. Так случилось с народом иудейским, которому Господь изрек угрозу и который, несмотря на это, не покаялся, но ожесточился до того, что сделался христоубийцей. Иерусалим был разрушен; Капернаум и другие города истреблены до основания; народ иудейский был частью истреблен, частью продан в рабство и рассеян по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Около тридцати пяти лет была здесь Елизавета Александровна, а теперь нет ее, и уже не будет ее здесь! Родилась она, чтобы жить; жила, чтобы умереть, – а умерла для чего? Для того ли, чтобы продолжать бытие, подобно младенцу, оставляющему утробу матери, чтобы сделаться насельником этого мира, или чтобы уже никогда не жить, подобно изверженному младенцу? Родилась она со слезами, жила со скорбями и умерла с болезнью. Для чего было родиться? Для того ли, чтобы плакать, скорбеть, болеть и умереть? А если это так, то не самое ли несчастное существо – человек? Не лучше ли бы ему не родиться, а прошедши во врата жизни, не лучше ли бы опять уйти прямо во врата смерти, не видав жизни?! Что это за тайна жизни человеческой? Где ключ к уразумению того, почему человек – это наилучшее из земных существ – есть несчастнейшее из всех? Несчастнейшее уже потому только, что он один сознает свое несчастье: ему одному дано стремление к счастью, которого он не достигает; ему одному дано желание найти истину, которой он не находит, желание правды, которой не обретает, желание добра, которого не достигает. К чему эта жажда неутолимая, стремление ненасытимое? Где объяснение этой тайны? Ключ к тайне сей обретается в Писании Святом. Не для слез и скорбей создан человек, а для радостей; не для смерти, а для жизни: Бог смерти не сотвори ( Прем.1:13 ). Дано ему чувство жажды – стремление к истине, добру и блаженству – для того, чтобы он утолял эту жажду из источника истины, добра и блаженства. А этот источник – Бог. Но человек оставил этот источник; грех удалил его от Бога и оставил его при одной жажде, при жажде, не утолимой ничем земным, грубым и плотяным, – при жажде истины, добра и счастья. Грех произвел в человеке страх приблизиться к источнику, могущему утолить жажду его, подобно тому как у некоторых, больных водобоязнью, бывает страх и отвращение от воды, и они умирают от жажды. И грешный человек, этот нравственно больной, подвергается нравственной водобоязни – боязни приблизиться к Богу, с отвращением ко всему, что относится к богопочтению. И останется он со своей жаждой; никогда он не утолит ее, пока не придет к Тому, Кто призывает к Себе томимых такой жаждой: кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Ин.7:37 ). Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:14 ). Итак, вот где источник для утоления духовной жажды! Вот где разгадка тайны жизни – во Христе! Он есть истина и жизнь, Он и путь к истине и жизни ( Ин.14:6 ) – Он и источник воды живой, утоляющей жажду жизни навеки. Но чтобы утолить эту жажду, нужно подойти к этому источнику и пить из него. Чтобы утолить жажду истины, добра и блаженства, нужно подойти ко Христу, Который есть путь и истина, и жизнь ( Ин.14:6 ). А подходить к Нему нужно, конечно, не ногами, но познанием Его, и притом познанием не из книг только, а познанием опытом; подходить к Нему нужно жизнью, делами, исполнением того, что Он повелел творить.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

– Он как бы только ожидал, чтобы мы просили Его, чтобы мы молитвою своею выразили веру нашу в то, что всякое даяние от Бога, что Он, а не что-либо другое покрывает небо облаками... произращает на горах траву и злак на пользу человеку... чтобы произвести из земли пищу ( Пс.146:8; 103:14 ). Притом, смотря на эти легкие облака, можем ли мы быть уверенными в том, что будет дождь, – ведь они давно показываются над нами, а дождя все-таки не было, потому что ветер разгонял их: это были облака безводные. Может случиться то же и с этими столь же легкими облаками, как и прежние. Поэтому не только не прекратим нашего моления, но продолжим и совершим его со всяким усердием и смирением, без фарисейского самооправдания. Обратим внимание на нашу жизнь, не найдется ли в ней чего-либо такого, за что постигает гнев Божий, выражающийся в многоразличных бедствиях. Как священная и церковная история, так и история народов земли полны примерами, свидетельствующими о том, что за общественные грехи и преступления постигают и общественные бедствия. Так, израильский народ во время нечестивого царя Ахава и Иезавели был наказан продолжительной засухой за нечестие и богоотступничество, в чем обличал их пророк Илия ( 3Цар.17:1 ). Обратим внимание, нет ли у нас чего-либо подобного, что могло бы навлечь на нас гнев Божий. Станем пред зеркалом совести нашей со свитком закона Божия и посмотрим, нет ли на лице нашей личной или общественной совести какой-либо нечистоты и неблагообразия. Вот в свитке десяти заповедей Божиих первыми двумя заповедями запрещается богоотступничество и идолопоклонство ( Исх.20:2–5 ; Втор.5:6–9 ). Не грешим ли мы против этих заповедей? Правда, в наше время нет такого грубого богоотступничества, какое было у Израиля во дни Илии, но утонченное отступление от Бога, от правой веры, к сожалению, есть, и притом в широких размерах и в видах иногда ужасающих. Кто изочтет среди христиан нашего времени всех безбожников, всех вероотступников? Кто перечтет всех хулителей Церкви, имена ересиархов всех сект с их противным православной истине учением, всех раскольнических толков, которыми так обильно наше время? Нет у нас грубого общественного идолопоклонства, не стоят на площадях наших идолы, изображающие ложных богов, каковым поклонялись язычники, – но зато трудно найти людей, у которых не было бы какого-либо своего домашнего идола, которому он кланяется и ежедневно приносит жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Он ходил по водам, как по суху ( Мк.6:48 ). Слову Его повиновались и ветры, и море ( Мк.4:39,41 ); в пустынном месте он напитал однажды более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф.14:15–21 ); а в другой раз – четыре тысячи семью хлебами ( Мф.15:32–38 ); Иисус Христос воскрешал мертвых. Он воскресил сына вдовы Наинской ( Лк.7:11–15 ), воскресил дочь начальника Иаира ( Мк.5:22–23 ) и других (см.: Ин.11 ). Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы Ему кто-либо свидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что есть в человеке ( Ин.2:25 ). Он предвозвещал об этом. Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, он избрал двенадцать учеников, чтобы послать их на проповедь , и назвал их Апостолами ( Мф.10:1–5 ); с ними он ходил, с ними часто беседовал, им открывал свое учение особо от народа (см.: Мк.4:10–11 ). Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что он учил их, как власть имеющий, а не как другие народные учители–книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). Первосвященники иудейские книжники и фарисеи, видя что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; и за то что он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, они возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его (см.: Мф.12:14 ), но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова (см.: Ин.7:30 ). Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую, и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как снег; и явились два пророка Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть (см.: Мф.17:1–9 ). И слышан был голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте»! Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что он страдает добровольно и чтобы проповедовать миру, что Иисус Христос есть свет от света, сияние Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Апостол пред этим говорил об Аврааме, что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Аврааму Бог обещал на старости даровать сына, а от этого сына произойдет великий Потомок – Иисус Христос, через Которого благословятся все племена земные. Авраам поверил этому обетованию Божию, и его вера вменилась ему в праведность ( Рим.4:3 ). Далее говорит Апостол: не только Аврааму вменилась вера его в праведность, но и нам вменится в праведность наша вера. Какая вера? Вера тому, что Бог послал в мир Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который предан был на страдания и смерть за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Кто верует, что Господь Иисус Христос для спасения нашего сошел с небес, сделался человеком, пострадал, умер и воскрес, и кто, веруя так, крестится, тот спасен: вера его вменится ему в праведность, хотя бы он и был грешником. Если язычник – монгол, алтаец, китаец или татарин – уверует так и крестится, то и он станет праведником пред Богом: вера его вменится в праведность. И все мы, христиане, были в детстве крещены и были также праведны пред Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Но потом, пришедши в возраст, стали грешить пред Богом и чрез грех лишились этой праведности, дарованной нам в крещении, и стали опять виновными пред Богом; совесть наша перестала быть спокойной, она стала напоминать нам о нашей вине и грозить судом Божиим и мучениями, уготованными грешникам. Но Бог по милосердию Своему не оставил нас навсегда. Он даровал нам средство снова примириться с Ним и обрести покой совести. Это средство – Таинство Покаяния. Если грешник сокрушается в душе о содеянных им грехах, если исповедует грехи свои пред священником и получит от своего духовного отца разрешение именем Господа нашего Иисуса Христа, то снова возвращается ему праведность, он чувствует умиротворение совести, сознает, что он прощен Господом Иисусом Христом, Которому Отец отдал весь суд над грешниками ( Ин.5:22 ). Итак, и христианина, согрешающего после крещения, вера оправдывает через Таинство Покаяния, как и язычник оправдывается через Крещение. Вот это и означает то, что говорит далее Апостол в объясняемом чтении: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. ( Рим.6:18–23 ). В апостольском чтении, положенном в настоящую неделю, говорится о рабстве и свободе: о рабстве греху и о рабстве праведности, о свободе от греха и о свободе от праведности. Если грех и праведность уподобить господам, то грех нужно назвать нашим злым господином, а праведность добрым. Значит, кто освободился от греха, тот освободился от злого господина. Кто освободился от праведности, тот оставил доброго господина. О рабстве и свободе такого рода Апостол и говорит римским христианам в читанном сегодня его послании. Благодарение Богу, говорит он, что вы, быв прежде, то есть до веры во Христа и крещения, рабами греха, теперь стали послушны учению Христову и крестились, а через крещение освободились от греха. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Рим.6:17–18 ). Что значит быть рабом праведности? Апостол так разъясняет смысл этих слов: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые ( Рим.6:19 ). Какие члены? Есть члены у души, есть члены у тела. Члены души: ум, сердце, воля. Члены тела: глаза, уши, руки, ноги и прочие. Как прежде ум твой взимался 142 на разум Христов, не верил истине Христовой, отвергал евангельское учение или сомневался в нем – так теперь отдай разум свой в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ), верь, что слова Христовы истинны, и последуй им. Кто последовал за лжеучителями, которых ныне много, тот стал на путь лжи; кто последовал лжи, тот пошел за диаволом, ибо он есть ложь и отец лжи ( Ин.8:44 ), виновник лжеучений. Истина и ложь, Христос и диавол – два господина, которым работают люди. Пойдешь за Христом – счастье найдешь: хотя работа Христу сперва кажется трудной и прискорбной, но потом делается легкой и приятной; пойдешь за диаволом – погубишь себя: хотя будет тебе сперва будто весело, но потом будешь горько плакать и сокрушаться под властью этого тирана. Итак, отречение от учений безбожных, лживых, еретических, сектантских будет освобождением ума от рабства греху и диаволу, как отцу лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010