Много народов с того времени исчезло с лица земли, царства возникали и исчезали – а рехавитов, за хранение заповеди отца, хранит Божие благословение среди превратностей земли целыми и невредимыми. Таковы последствия почитания старших, такова сила благословения Божия. Рассказав эти простые истории вам, которые, быть может, уже знаете все это, да и многое другое из наук божеских и человеческих, мы желали только напомнить эти азбучные истины, мужам науки, быть может, и известные, но в жизни пренебрегаемые – иногда за то только, что они просты. Между тем это такие истины, которые, будучи проводимы в жизнь, дают истинное счастье и долгую жизнь последователям их. Мы желали показать простой и легкий путь к счастью и долгоденствию, которое люди нашего времени потеряли, которого ищут, но не находят, потому что не там его ищут, где оно обретается. Закончим слово наше советом мудреца израильского: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для (ума и) тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл.12:12–14 ). Слово перед молебном в день тезоименитства его величества государя императора Николая Александровича и открытия Томского Технологического института императора Николая II Творити молитвы, моления, прошения и благодарения... за царя и за всех, иже во власти суть. ( 1Тим.2:1–2 ). Имеем много побуждений к тому, чтобы со всей искренностью исполнять эту апостольскую заповедь в настоящий день. Мы должны творить молитвы, моления и прошения за благочестивейшего государя нашего, да будет ему благоденственное и мирное житие, при этом здравие и венец всего – вечное спасение, и во всех предприятиях его благопоспешение. Верноподданническая любовь и преданность царю не могут не желать всех этих благ для возлюбленного монарха. Мы должны молитвенно испрашивать царю этих благ не только по заповеди, нам данной, но и для нашего собственного блага, чтобы под охраной его державной руки мы могли проводить тихое и безмолвное житие... во всяцем благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ). С молениями о царе прилично соединять благодарение Тому, Кем цари царствуют, в Чьей воле жизнь и дыхание и все ( Деян.17:25 ), благодарить Его за то, что Он оправдал царствовати над нами избранного Ими возлюбленного царя нашего как царя мира и как царя, осчастливившего страну нашу и город наш своими высокими милостями. Одной из таковых должно быть признано его посещение нашей страны и города девять лет тому назад 30 . Плодом этого посещения было соединение нашего города с главной линией Великой Сибирской дороги чрез проведение соединительной железнодорожной ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Мы щедры для себя, охотно тратим наши капиталы, а иногда и последние деньги на свои удовольствия, на угощение друзей, на зрелища, на предметы роскоши, но – не правда ли? – весьма скупы для других: например, на бескорыстную помощь изнывающим от недостатка пищи, на призрение вдов и сирот; и, однако же, как далеки мы от мысли о возвращении к первым временам христианства, когда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян.4:32, 34–35 ). А мы как далеки от такого образа мыслей, как далеки от покаяния! Вот четвертый наш недуг – чрезмерное себялюбие, которое говорит: знать никого не хочу! Я – и больше никто! Мне – и больше никому! Потеряв веру, утратив нелицемерную братскую любовь, обратив ее исключительно на себя, мы разорвали живой союз с Церковью . Мы живем жизнью греховного мира, находящегося под властью князя тьмы, подчиняемся требованиям и обычаям этого мира, лежащего во зле, но не живем жизнью Церкви, пренебрегаем ее уставами и обычаями. Если продолжать счет, то это пятый наш недуг – отчуждение от Церкви; на этот недуг обратим особенное наше внимание, ввиду наступающего времени, когда Церковь повсюду собирает к себе чад своих для врачевания их от душевных недугов. Если бы нам даровано было исцеление от последнего недуга – отчуждения от Церкви, то за сим могло бы легко последовать исцеление и от всех прочих. Вот мы стоим в преддверии поста. А многие ли из нас войдут в эти двери и вступят в поприще поста – матери покаяния? Не выйдут ли из этого храма некоторые из присутствующих здесь, чтобы более уже не возвращаться в храм в наступающие дни говения и чтобы, забыв все, напоминающее о покаянии и посте, опять начать жить так, как жилось прежде, в нравственном нечувствии, самоугождении, в отчуждении от Церкви, в пренебрежении к уставам ее? К сожалению, последний грех – пренебрежения к уставам Церкви вообще, а в особенности к правилу о говении, о соблюдении постов, основанному на апостольском и древневековом предании, – теперь стал распространяться повсюду. То, что начато было сознательным самочинием многознающего меньшинства, теперь становится наследием маловедущего большинства. Грех соблазненным, но горе и тем, от кого начался и кем поддерживается соблазн. Имеющий разум пусть сам решит, к кому должны быть отнесены слова евангельской угрозы: горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:7:6 ). Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое ( Рим.2:9 ) по неведению или по немощи, – но большее горе тому, кто творит сие по презорству: ибо кто знал и не сотворил, бит будет много ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

На попечении каждого из приходских попечительств состоит несколько бедных семейств и отдельных лиц, которым выдается ежемесячное или повременное пособие. Некоторые попечительства содержат сиропитательные дома, детские приюты-ясли, дома-убежища и школы. Попечительства выдают усиленную милостыню и помощь бедным к великим праздникам. Совершая свое великое служение делу приходской благотворительности, попечительства наши иногда принуждены бывают с сожалением отказывать в помощи некоторым нуждающимся по недостатку для этого средств. И в настоящее время, когда приближается великий праздник, бедные семейства, вероятно, обратятся со своими просьбами об усиленной помощи им ради праздника. Легко понять их печаль и уныние, если просьбы их останутся неудовлетворенными по недостатку средств. Их печаль и уныние не будут ли печалью Самого Христа? Ведь в лице бедных Он Сам приходит к нам за помощью. Дерзнем ли мы отказать Христу? Братья христиане! Окажите вашу любовь вашим братьям о Христе. Помогите попечительствам исполнить за вас дело благотворения, оказать помощь бедным, ради наступающего праздника. Бог, богатый милостью... силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( Еф.2:4 ; 2Кор.9:8 ) и чтобы многие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного ( Мф.5 :,16), а получающие милости через вас благословляли за вас Бога. Беседа в Неделю восьмую по Пятидесятнице, о православно-русских союзах и церковно-приходских советах Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. ( 1Кор.1:10–18 ). Горе той семье, где начнется разделение между членами ее! Горе тому обществу, которое начнет делиться между собою из-за чего-либо! Горе и государству, в котором начнется таковое же деление! Всякий дом, всякое общество, всякое царство, разделившееся между собою, не устоит ( Мф.12:25 ). Вот поэтому-то апостол Павел и предостерегал древних христиан, как столичных, так и областных, блюстись от творящих распри и раздоры. Он советовал им зорко следить, чтобы к ним не проникли соблазнители, творящие распри и раздоры ( Рим.16:17 ). Это предостережение, данное римским и коринфским христианам, весьма прилично и в наше время для русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Надобно позаботиться отмыть эту нравственную нечистоту нашей души. Как это сделать? Какие средства к этому? Те, какие милосердие Божие даровало нам для этого. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, говорит Господь, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис.1:16–18 ). Итак, вот первое средство – покаяние. Для убеления нравственной черноты нашей Отец послал в мир Сына Своего и предложил Его в жертву умилостивления в Крови Его ( Рим.3:25 ), чтобы посредством Его примирить с Собою все... Кровию креста Его ( Кол.1:20 ). Сын Божий, искупив мир крестом Своим, преподал нам пречистое Тело Свое и Кровь Свою во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Вот и второе средство очищения нашей душевной нечистоты – Тело и Кровь Христовы. С нашей стороны для того, чтобы быть достойными к восприятию этого небесного дара, нужно сознание своих грехов, сокрушенное исповедание их пред теми, кому Господь дал власть вязать и решить грешников во имя Его. Итак, исповедание грехов пред духовником есть третье средство. Получившему прощение в грехах необходимо после этого возыметь решимость начать борьбу со грехом, чтобы освободиться от рабства ему, при помощи благодати Божией. Это будет четвертым средством. Но кто способен к этому? Тот, кто внимателен к себе, кто решился нудить себя ко всякому доброму делу. А поблажкой греху, ненасытимой преданностью удовольствиям, погоней за наживой, безмерной скупостью, безумной расточительностью грех истребить нельзя. Только нищетой духа, слезами раскаяния, алчбой и жаждой спасения и милостыней и приобретается чистота сердца. Очищение сердца и будет убелением нашей нити жизни, если она окажется очерненной грехом. Итак, оглянемся назад, всмотримся попристальнее в нашу жизнь – этот клубок, ежегодно и ежечасно увеличивающийся и имеющий развернуться тогда, когда прервется нить жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Наконец, напомним еще об одном виде общественной деятельности, также весьма приличном для женщины. Это – лечение и уход за больными. Женщина-врач для лиц своего пола, женщина-акушерка, женщина-сиделка у одра больных – все это такого рода деятельность, которая наиболее свойственна женщине, а в некоторых случаях исключительно ей принадлежащая. Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставит ей истинную славу и послужит наилучшим ее украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших прав, чем какие ей дарованы. Не в том ее счастье, чего она теперь добивается. Ее благо, ее честь – быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ее счастье – быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье – в единении, в верности друг другу; их счастье – в разделении труда: муж – вне дома, жена – в доме; муж – в народе, жена – среди семьи; у мужа – разного рода орудия, у жены – домашняя обстановка; у мужа – отцовская строгость, у жены – материнская нежность. Довольно для каждого своего дела и своих способностей! А для незамужней женщины наиболее ей свойственной и приличной деятельностью может служить: среди семьи – помощь родителям по домохозяйству, обучению и воспитанию младших членов семьи, а вне дома – разные виды учительства и благотворительности. Вот идеал истинно образованной женщины; вот предмет для удовлетворения ее любознательности; вот права и обязанности, могущие сделать ее деятельность богоугодной, для людей вожделенной, для нее самой отрадной и достославной! О Промысле Божием. Беседа в Неделю о слепом Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. ( Ин.9:3 ). Однажды Господь Иисус Христос , проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Господь ответил им: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Не презирайте детей: их любит Христос, а вы, если хотите показать любовь ко Христу, любите тех, кого Он любит. Не презирайте детей, потому что у каждого из них есть невидимые заступники их, Ангелы Хранители, и эти Ангелы их всегда видят лицо Отца Небесного ( Мф.18:10 ). Если добро делаете детям, то Ангелы возвестят о вашем добре Отцу Небесному с молитвой за вас. А если презрите детей, если обидите их, то Ангелы их будут на вас взывать за них к Богу, и ваш грех против детей будет поставлен вам на вид, когда придет время вам дать отчет в жизни своей. Будем помнить изречение апостольское: Если... любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор.13:3 ). Поэтому все у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Будем учиться благодарить с радушием, быть братолюбивыми друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждать, ревновать о странноприимстве, радоваться с радующимися, плакать с плачущими ( Рим.12:8,10,13:15 ). Поучение перед сбором пожертвований для учащихся детей перед праздником Рождества Христова О святом Игнатии Богоносце , память которого совершается 20 декабря, повествуется, что он был одним из тех детей, которых приносили матери их к Иисусу Христу, чтобы Он благословил их. Взяв на руки этого отрока и обняв его, как повествует святой евангелист, Господь сказал: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня ( Мк.9:37 ). Этому дитяти впоследствии усвоено было название Богоносца. Из этого повествования вы, братья, усмотрите, как Господь любил детей и какое обещано воздаяние тому, кто любит их. Приласкаешь, напоишь, накормишь дитя, пригреешь сироту – Самому Господу это сделаешь. Воспитаешь, устроишь жизнь бесприютного дитяти – одолжишь этим Самого Христа. Пренебрежешь, оттолкнешь от себя дитя – оскорбишь этим Ангела его, который видит лицо Отца Небесного ( Мф.18:10 ) и может пожаловаться на тебя. Есть трогательный рассказ о двух сиротах, над которыми проявлено было дивное попечение Отца Небесного. В некотором большом городе, в одной бедной квартире почему-то оставались без пищи двое малолетних детей – брат с сестрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? – взывал Израиль устами царя-пророка ( Пс.129:3 ). Не то же ли следует сказать и нам: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто постоит? Но у Тебя, Господи, прощение». Да, у Него милость, многое избавление от бед. Но все это даруется тем, кто обращается к Нему с покаянием. Сего Он требует и от нас. Омойтесь, – говорит Он Израилю ( Ис.1:16 ). Покайтесь, – говорит Он нам ( Мф.4:17 ; Мк.1:15 ). Очиститесь... перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову, – говорил Он Израилю чрез Исаию ( Ис.1:16–17 ). Всякий дол да наполнится: униженное да возвысится, и всякая гора и холм да понизятся: всякая гордыня да смирится, – говорит Он нам устами Предтечи Своего ( Лк.3:5 ). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай тоже... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:11:14 ). Итак, вот чем нам следует начать Новый год: молитвой, покаянием, делами правды, милостью, верностью Богу и людям и живой верой в Евангелие, верой, от дел являемой, а не в мыслях только содержимой. Оглянись! Поучение на Новый год Жизнь наша – клуб ниток. Жизнь наша со всеми нашими мыслями, желаниями, словами и делами есть как бы клуб ниток, в котором нить навивается с одного конца и развивается с другого. С первых лет явления нашего на свет в сознании нашем, как на основе, слагаются мысли, слова и дела. Когда же настанет час смерти, тогда начнется развертывание этого клуба нашей жизни. Нить, навиваемая на клубок, может быть окрашена в разные цвета: в белый или черный, или может быть пестрой. Таковой явится и нить нашей жизни. Понятно, что белизну ее составят добрые дела, а черноту – злые. Смесь тех и других образует пестроту этой нити. Обычное разматывание клубка совершается в обратном порядке: то, что по порядку времени навилось после всего, будет развито прежде всего. В таком же порядке будет развиваться и нить нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать ( Ис.59:1–2 ). Итак, будем внимательно осматриваться, нет ли за нами каких-либо грехов, за которые посылается гнев Божий на народ в виде мора, голода, отнятия нужных для страны людей и других общественных бедствий. И если обретем в совести нашей нечто такое, поспешим исправиться. Будем молиться с верою и со всем усердием взывать: Господи, спаси царя! Удалим от себя всякого рода помыслы сомнения, предавая себя и возлюбленного монарха нашего в волю Божию, всегда благую и святую, говоря: Отче наш, да будет воля Твоя! Совесть – глас Божий. Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 21 октября 1901 года Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. ( Рим.13:5 ). Повиноваться царским законам должен каждый верноподданный царя. Царский закон повелевает молиться за царя. Но так как нарушение этого долга не всегда преследуется, то нарушителей его является много. В царские дни наши храмы далеко не так наполняются молящимися, как бы следовало ожидать. Таким образом, здесь кажущаяся безнаказанность является приманкой ко греху. Мы не без основания называем таковую безнаказанность «кажущейся», ибо только по-видимому не наказываются нарушители закона, а в действительности ни одно законопреступление не останется безнаказанным. Расстройство или болезнь одной части тела может легко переходить на другие, соседние с ним, или обнимать весь организм. Так бывает и в организме государственной жизни. Всякое закононарушение вводит расстройство, подобно болезни, в той части государственного тела, где допускается это нарушение закона. Какой же вред может быть от нарушения одного какого-либо закона? Оно лишает виновных того блага, ввиду которого установлен этот закон, или приносит тот вред, от которого предохранял закон. В настоящем случае благо, которого лишаются нарушающие закон о молитве за царя, есть плод этой молитвы – тихое и безмятежное житие ( 1Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но вот вы увидели, к чему мог бы привести ваш разлад и, при помощи Божией, изыскали способ к удалению причины нестроения; среди вас водворился мир, а с ним возвратилось и Божие благословение, а за Божиим благословением явилось, как плод его, то, что вы сейчас видите, – общая радость о закладке нового храма; и так оправдалась другая половина сказанного выше народного изречения: «Где тишь да гладь, там и Божья благодать». Молитвенно испросив Божие благословение на начало постройки этого храма, молитесь, чтобы Господь послал благодать Свою скоро, беспрепятственно и благоуспешно привести к концу начатое дело. Испрашивая на дело ваше помощи от Бога, и сами старайтесь, каждый по силе своей, помогать этому делу. Знайте, что строящие храм строят дом Божий, чертог Царя Небесного, – значит, они делают Божие дело. Цари земные щедро награждают тех, кто усердно и честно исполняет их царское дело, например при строении царских чертогов. Тем более щедро награждает Бог строителей храмов, как чертогов Царя Небесного. Примеров этого много. Приведу один из них, записанный в Библии . Евреи, возвратившись из плена Вавилонского, начали строить новый храм вместо прежнего, разрушенного. Но, встречая во время работ много препятствий и опасностей со стороны соседних жителей, они оставили не только постройку храма, но и заботу о возобновлении работ и занялись устройством своих жилищ. Тогда Господь возбудил пророка Аггея сказать народу и начальникам его следующее: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений ( Агг.1:2–10 ). Начальники, услышав от пророка эти слова Божии, убоялись Господа и усердно стали строить храм. Когда кончилась постройка, Господь возвестил народу и начальникам его, что Он посылает благословение Свое на землю и на народ и что слава этого храма будет больше славы прежнего (Соломонова) храма 63 , что Господь даст мир этой земле, мир душам и благоуспешность всякому, кто трудился в созидании этого храма ( Агг.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но мы собрались не для того только, чтобы повергнуть печаль нашу пред Богом, но и для принесения благодарения нашему Господу, благодеявшему нам и благоволившему сохранить дорогую для Церкви и государства жизнь маститого сановника, над которым уже не раз проявлялась милость Божия, спасающая его от рук злоумышляющих на него. Будем усматривать в совершившемся спасении его жизни милость Божию как в отношении к спасенному, так в отношении и ко всему телу Церкви и государства. Итак, помолимся, не наружно только, но сердечно, и искренно скажем: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков! Наставление о повиновении властям и о почитании пастырей 122 Возлюбленные! Мне редко приходится видеться с вами. И настоящее наше свидание не последнее ли? Примите же мои слова как завещание отца вашего и сохраните его. Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бога бойтесь, веруйте Ему, верьте Его слову. Надейтесь на Него одного и любите Его всем сердцем. Больше родного отца, больше матери любите Господа Бога. Любите Его больше сына или дочери; любите Господа больше золота и серебра и больше всякого имения. Почитайте царя как помазанника Божия, о котором Господь сказал: не прикасайтеся помазанным Моим ( 1Пар.16:22 ; Пс.104:15 ). Повинуйтесь поставленным от него властям. Власть установлена от Бога. Во всей вселенной существует власть. Есть власть на Небе у Ангелов: там есть Архангелы, Престолы, Власти. Есть власть и в царстве животных – в стадах животных, в стаях птиц, в ульях пчел. Даже в аду есть власть. Без власти не может существовать никакое общество. Противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые ( Рим.13:2–6 ). Итак, повинуйтесь властям: подати платите.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010