Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, Он избрал двенадцать учеников, чтобы посылать их на проповедь, и назвал их апостолами; с ними Он ходил, с ними часто беседовал, им открывал Свое учение особо от народа. Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что Он учил их как власть имеющий, а не как другие народные учители – книжники и фарисеи. Первосвященники иудейские, книжники и фарисеи, видя, что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает Его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; а за то, что Он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его; но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова. Преображение Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как свет; и явились два пророка, Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. И слышан был голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте ( Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что Он страдает добровольно и чтобы потом проповедовали миру, что Иисус Христос есть Свет от Света, сияние Бога Отца. Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, а чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 6 (19) августа. Воскрешение Лазаря После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что Он в третий день воскреснет. Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое было близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа, как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи, услышав о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собой, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа. Иуда предатель. – Тайная Вечеря

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Из сказанного видно, что 1) бедствия хотя и попускает Бог, но не благоволит о них: зло не от Бога, хотя и терпится Им; 2) против бедствий и болезней спасительные и предохранительные средства употреблять не грешно, со словом Божиим согласно и освящено святыми примерами; 3) кто во время общественного бедствия бездействует, предохранительных и спасительных мер не употребляет, богоучрежденной власти, предлагающей таковые меры, не повинуется, тот грешит против Бога, против ближнего и против себя. Как в деле спасения, так и в устроении мирной и благополучной жизни нужна не одна помощь, испрашиваемая молитвой, но и собственные усилия человека: молись и трудись, на Бога надейся и сам не бездействуй. Итак, не будем несмысленны, но будем уразумевать, чего требует от нас Бог . Почти врача честию по надобности в нем ( Сир.38:1 ). Всяка душа властем предержащим да повинуется: начальник, Божий слуга, тебе во благое, в наказание же злым ( Рим.13:1,4 ). Слово пред молебным пением по случаю засухи Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. ( Иак.5:17–18 ). Святой апостол Иаков, научая христиан обращаться в своих нуждах с молитвою к Богу, указывает им на пророка Илию как на пример того, сколько действенна усиленная молитва праведного. Да послужит это ободрением и нам, собравшимся для того, чтобы молитвою испросить дождь на жаждущую нашу землю. Можно предположить, что кто-либо подумает: при пророке Илии было совершено чудо. Молиться о том, о чем молился Илия, – значит просить у Бога чуда. Можем ли мы надеяться на исполнение таковой нашей молитвы? – Со стороны Бога нет ничего невозможного. Бог Илии – наш Бог. Как прежде, так и ныне Он тот же Бог творяй чудеса ( Пс.76:15 ). Мы и сами слышим, и сами знаем о чудесах, совершающихся и в наше время. Не пойдем далеко за примерами: спросите у жителей окрестных сел и деревень, и они поведают вам единогласно, как часто они испрашивают у Бога дождь во время продолжительных засух.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Из слов Христовых, сказанных Апостолам: «Что свяжете на земле, то будет связано на небе (а связанного в рай не пустят); и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). А это значит, что разрешенный получит свободный вход в Царство Небесное. Почитая священников, снабжайте их всем необходимым для жизни: и пищей, и одеждой, устраивайте им жилища, отдавайте им назначенное содержание. Делайте так для того, чтобы они могли с радостью исполнять свое служение, без воздыхания о своих нуждах и без забот о своей семье. Ибо вам не будет полезно, если священник будет служить вам с печалью и воздыханием. Отдавайте им должное охотно, как Самому Христу; ибо Господь сказал о Своих служителях-Апостолах: «Кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Не думайте, что вы, давая священнику ругу или что другое, делаете ему милость; нет, вы отдаете то, что вы должны отдать за служение его вам. Он достоин этого, как сказал и Сам Господь об Апостолах: «Трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Мало того: вы даете священнику гораздо меньше того, что получаете через него; ибо вы даете ему земное, а чрез него получаете небесное; даете тленное, а получаете нетленное, вечное; даете потребное для тела, а получаете потребное для души; душа же важнее тела. Когда даете что-либо священнику, делайте это охотно, с веселым лицом, без упреков, чтобы у вас не выходило так, как говорит народное изречение: ложкой кормит, а черешком колет. Итак, «бойся, сын мой, Бога и иереи Его чти». Слушайся священника; отдавай ему должное; делай это с охотою, ибо, как бы Христу даешь, от Христа получишь и воздаяние. Наставление о молитве Что всего дороже? Всего дороже душа. Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее спасение души. Что нужно делать, чтобы спасти душу? Прежде всего нужно молить Бога, чтобы Он помог нам спасти свою душу. Почему это нужно прежде всего? Потому, что без помощи Божией невозможно спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто просит у Бога помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Извлечем из апостольского чтения и другое для себя назидание о том, сколь много милостей и сколь велики милости, которые явил нам Бог в деле устроения нашего спасения. «Только помысли о безнадежности нашего положения, – говорит один святитель-богослов, – и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведя чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя ( Ин.12:26 ; 2Кор.6:18 ; Кол.3:1 )» (см. ссылку 158). Слава Тебе, Боже, сотворившему нас. Слава Тебе, Господи, искупившему нас. Буди благословен Ты, Господи, во веки. Аминь. Как нам облечься в нового человека. Объяснение апостольского чтения из Послания к Колоссянам, глава 3, стихи 4–11. Беседа в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 159 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. ( Кол.3:4–11 ). В настоящую неделю чтение апостольское взято из Послания к Колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Иисус Христос, пожив на земле тридцать три года с половиной, совершил дело спасения людей, явственно показав Свою Божественную силу; Невинный, Он предал Себя на мучения, чтобы избавить грешный мир от вечных мук; не возбранил распинателям пригвоздить пречистые руки Свои ко кресту и лить пречистую кровь Свою. Бесстрастный Бог, Он пострадал за людей, Бессмертный – умер; после смерти в третий день, как Бог, Он воскрес; по воскресении много раз явственно являлся верующим в Него благочестивым людям. Когда наступил день вознесения Его на небо, собрав избранных Своих, Он сказал им: «Вот исполнилось то, что Я говорил: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ); идите во весь мир и проповедуйте все, что слышали от Меня: кто послушает вас, уверует в Меня и крестится, тот спасен будет; а кто не уверует, осужден будет ( Мк.16:16 ); Я буду всегда с вами, до скончания века ( Мф.28:20 )». Сказав это, Он благословил их и вознесся на небо. Избранные Им двенадцать апостолов пошли ко всем народам, проповедовали богооткровенную веру. Господь поспешествовал им повсюду, являя чрез них чудодейственную силу Свою: исцеляя больных, изгоняя бесов, соделав верующих в Него неустрашимыми пред лицом мучителей своих, призывая грешников к покаянию, неверующих приводя к вере. Многие народы приняли крещение. Избранные Им святые апостолы написали все, что Господь говорил и чему учил и что сотворил, живя на земле. Верующие в Господа Иисуса Христа называются христианами. Души тех христиан, которые при жизни своей жили благочестиво, по смерти не бывают низводимы во ад, не предаются диаволу, но, чистые и светлые, возносимы бывают в места светлые и блаженные, и тела некоторых из них по смерти остаются нетленными. Многие больные, приходящие к святым мощам для поклонения, получают исцеления, бесноватые – от бесов освобождение. Таковые христиане, угодившие Богу, называются святыми. Святых угодников Божиих много; из них особенно прославившиеся в нашей стране: святитель Николай, целитель Пантелеймон, святитель Иннокентий Иркутский. Святые угодники Божии и при жизни своей силой Божией исцеляли больных, изгоняли бесов, иные воскрешали мертвых, и по смерти помогают тем, кто с верой призывает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, и чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, охотно переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что он в третий день воскреснет (см.: Мк.8:31 ). Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе ( Ин.11:43–44 ). Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мф.21:9 ) Царь Израилев!» Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи услышавши о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собою, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа (см.: Лк.22:1–2 ). Тогда пришел к ним один из учеников Христовых – Иуда, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали Иуде тридцать сребренников (см.: Мф.26:14–15 ). Иисус Христос, зная всё это, в последний вечер пред страданиями имел с учениками прощальную беседу (см.: Мф.26:20 ). Здесь он ясно указал им, что время Его страдания приблизилось, что Его предаст один из них – Иуда (см.: Мф.26:23–25 ), а другой Петр – отречется от Него (см.: Мф.26:34 ), и что он пострадает, воскреснет и явится им. Здесь Господь преподавал ученикам Своим пречистое тело и пречистую кровь Свою и заповедал им, а через них и всем верующим, творить сие всегда в память о Нём, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Иисус Христос творил великие чудеса: одним словом или прикосновением руки исцелял всякие болезни; слепым давал зрение, глухим слышание. Его силою немые говорили, хромые ходили, бесноватые исцелялись. Он ходил по водам, как посуху; слову Его повиновались ветер и море. Он воскрешал мертвых, в пустом месте напитал 5 тысяч народа пятью хлебами; Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы кто-либо свидетельствовал о человеке. Он предвозвещал будущее близкое и далекое. Из людей, приходивших к Иисусу и слушавших учение Его, Он избрал 12 учеников, чтобы посылать их на проповедь , и назвал их Апостолами. Народ слушал учение Христа с удивлением и радостью. Учение его падало на сердце слушающих с верою, ибо Он знал и сердца их, и говорил к сердцу каждого. Народ последовал за Ним в великом множестве повсюду. Не любили Иисуса Христа только начальники Иудейские, первосвященники, книжники и фарисеи, потому что они завидовали Ему, а завидовали Ему потому, что народ слушал Иисуса Христа, веровал Ему и следовал за Ним. Они не раз сговаривались убить Иисуса Христа, но не могли взять Его, потому что еще не приходило время пострадать Ему; Он уклонялся от них. Когда приближалось время страданий Иисуса Христа, Он, взявши с собой трех, вел их на гору высокую и там преобразился пред ними. Лице Его сияло, как солнце, одежды стали белы – как свет; и услышали Апостолы голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте!» Такую славу Иисус Христос показал ученикам Своим для того, чтобы они, когда увидят Его рас пинаемым на Кресте, знали, что Он страдает добровольно и проповедали бы миру, что Иисус Христос есть Сын Божий, Отчее сияние. После этого Иисус Христос пошел в град Иерусалим. Дорогой Он говорил Апостолам, что Он в Иерусалиме пострадает, умрет и в третий день воскреснет. Идя в Иерусалим, Он сотворил много чудес. Тогда воскресил Он и Лазаря, который по смерти лежал в гробе уже четыре дня. Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешенном Им Лазаре, встретил Его, как Царя, с ветвями в руках и громко взывал: «Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Итак, видите силу пастырского привета, видите, к чему может привести невнимание к пастырской проповеди, пренебрежение пастырским благословением. Видите, что ожидает тех, кто не только пренебрежительно относится к пастырям, но и злословит их! Примите, возлюбленные, наш привет мира как привет благожелающей любви. Мир граду сему, мир всем собравшимся здесь и внимающим словам благожелания! Наставление о почитании священников Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его... Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе. ( Сир.7:31–33 ). Священники – служители Христовы, преемники апостольского служения. К пастырям Церкви относится то, что сказано было Господом апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 ). Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает ( Ин.13:20 ). Итак, если слушаешь священника – слушаешь Христа; принимаешь священника – принимаешь Христа. Не пренебрегай священником, хотя он и беден и прост. Не уничижай священника за то, что он не важен по своему внешнему виду. Ведь и апостолы были бедны, просты и по внешнему виду не были важны. Священники – служители Христовы – подобны скудельным сосудам или, что то же, глиняным горшкам, непрочным, всегда готовым разбиться и некрасивым. Но они носят в себе сокровище Божией благодати. Не для того ли Господу угодно было даровать Свою благодать священникам немощным, как бы вложить ее в глиняные сосуды, чтобы никто из них не мог возгордиться, раздавая это сокровище благодати другим и сознавая себя в то же время по внешнему виду столь слабым и малоценным, как глиняный сосуд ( 2Кор.4:7 )? Но пастырям Церкви с этой благодатью дана такая власть, какой не имеет никто из земных властей. И в самом деле, дано ли какому-либо начальнику на земле право заключать грешника в ад и изводить из него? Затворять двери рая и отворять их, как дано все это пастырям? Из чего это видно? – Из слов Христовых, сказанных апостолам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (а связанного в рай не пустят); и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). А это значит, что разрешенный получит свободный вход в Царство Небесное. Почитая священников, снабжайте их всем необходимым для жизни: и пищей, и одеждой, устраивайте им жилища, отдавайте им назначенное содержание. Делайте так для того, чтобы они могли с радостью исполнять свое служение, без воздыхания о своих нуждах и без забот о своей семье. Ибо вам не будет полезно, если священник будет служить вам с печалью и воздыханием. Отдавайте им должное охотно, как Самому Христу, ибо Господь сказал о Своих служителях-апостолах: кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мк.9:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Итак, запомните, что освящение храма совершается чрез слово Божие, молитву, окропление святой водой с каждением фимиама и чрез помазание святым миром. Теперь, если обратить внимание на то, как совершаемо бывает над детьми Таинство Крещения, а также и на то, что совершено было над всеми нами при Крещении во младенчестве, то легко усмотрим сходство священнодействий, бывающих как при освящении храма, так и при совершении Таинства Крещения. Пред освящением храма престол бывает обнажен – и пред крещением младенец бывает без одежды: это не просто, но знаменует то, что младенец, как сказал о себе пророк, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный ( Пс.50:7 ), чужд бывает одежды праведности. При освящении храма употребляется вода, окропляющая и омывающая, и при крещении младенца – вода крещальная, омывающая прародительский грех. Здесь на престоле белые одежды (срач и ца) и крестообразное опоясание – и там, при крещении младенца, новая сорочка, крест и пояс. Здесь помазание престола святым миром – и там помазание младенца тем же святым миром. Каждение знаменует благодать Святого Духа, которая сообщается освященному храму, – и младенцам чрез Миропомазание даруются силы, нужные для благочестивой жизни. Возжжение светильника у престола указует на Агнца, стоящего среди престола, Который, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, вместо солнца освящает храм Небесного Иерусалима ( Откр.21:23 ), – и возжжение свечей, вручаемых крещаемому и восприемникам, означает тот свет Христов, который просвещает всякого человека, чрез Крещение соделавшегося храмом Божиим. Из сказанного можно уразуметь, что освящение храма есть как бы обновляющее его крещение, а крещение младенца есть то же, что освящение храма. Из этого можно ясно видеть также и то, что как христианские храмы, так и христианские младенцы, а следовательно, и все мы – храмы Божии есмы. Храм Божий свят. Кто храм Божий растлит, растлит сего и Бог, сказал святой Апостол ( 1Кор.3:17 ). Кто растлит, осквернит храм души, растлит – покарает такового и Бог . И о детях-младенцах сказал Господь в Своем святом Евангелии: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Итак, не только не унывай, но и радуйся и веселись. Вот и Христос Воскресе! И ты воскреснешь. Посмотри, как все изменяется; посмотри; как украсились горы и скалы, в какую прекрасную одежду облек их роскошнейший моральник 2 . Потерпи, все изменится. С нами Бог ! Тот, Кто за нас сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отымет». Ты во всем себя винишь: это хорошо; но только тогда, когда это самобичевание соединяется с молитвою и упованием на милосердие Божие. А без этого оно грозит большою опасностью: отчаянием и самоубийством. Никак не предавайся безотрадной печали: ибо печаль многих убила. С нами Бог ! Христос Воскресе! Ты не виновата, а виноват враг; да падет твоя печаль на его голову! Да сокрушит Господь сатану под ноги твои вскоре. Что приходят к тебе мрачные мысли бежать куда-то, как никуда якобы не годной, – за это не гневаюсь, но очень жалею тебя. Печаль многих убила. Недавно у нас самоубийством погибла одна дама, при отсутствии религиозности и веры в Бога и будущую жизнь. До этого, Бог даст, мы не дойдем, но не хотелось бы и предаваться сильной печали о чем бы то ни было. Теперь я уверен, что ты успокоилась, ибо Христос Воскресе, весна идет, май близится. Потерпи, ожидай Господа, отдай Ему всю печаль свою, и Он успокоит тебя. Письмо 62 Сей добре везде: где-нибудь да взойдет. – Мы все ищем чуда и мало верим слову (Божию). – О любви к детям и об их воспитании. – Благое действие проповеди на душу чиновника. В Апостольском чтении ( Гал.6:2, 3 ) преподаны полезные для нас наставления: – «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя»; это – для нас. А вот и для вас: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, не унывай. Сей добро, сей на доброй почве, сей на камнях, сей везде: где-нибудь да взойдет. А если взойдет, то все-таки сеющий не останется без награды за труд. Буди во всем воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он все знает, заботится и устраивает, как лучше. Любящим Бога все поспешествует во благое. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи веру твою не днем, а ночью – когда тьма помышлений сумнительных будет облегать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010