Н. Сечина Скачать epub pdf 1835–1926 Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) может быть, без сомнения, поставлен в ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Его служение пришлось на трагическое время истории России – ее гибели как православного государства, и в судьбе митрополита Макария виден, как писал о нем один из его почитателей и соратников, «особый Промысл Божий – с одной стороны, высота сана, с другой – великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа – дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Храм Рождества Богородицы в с.Шапкино, Владимирской губ., где служил пономарем отец вл.Макария (нач.ХХ в.) Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) , в миру – Михаил Андреевич Парвицкий (Невский – прозвище, данное ему в семинарии), родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Владимирской губернии, в семье простых, но благочестивых родителей. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Богородицы. Мать приучала маленького Михаила к молитве домашней и церковной, и он уже в детстве ощутил действенную силу молитвы – своей, детской (когда горячо молился о теплой одежде, которой у него не было и которую Господь послал ему), и материнской (когда был избавлен от гибели на льдине и от нападения разбойников). В 1855 году, после окончания семинарии Михаил Андреевич, согласно его желанию, определен на службу в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. Михаил с самого начала постарался изучить и усвоить дух истинного миссионерства, поставив себе образцом знаменитого основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария (Глухарева), о жизни и трудах которого он много слышал от очевидцев. Много позже, уже будучи епископом Томским, отдавая дань памяти этому «первоапостолу Алтая», владыка Макарий так сказал о трудностях миссионерского служения: Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Макарий» найдены статьи: МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Предисловие Митрополит Макарий (Невский) был, несомненно, одним из самых выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Ему довелось возглавлять Московскую кафедру в трагическое время нашей истории – с 1912 по 1917 год. До того он был архиеписком Томским, еще прежде – епископом Бийским, а вообще церковное служение Михаила Андреевича Парвицкого, как звали его в миру (Невский – прозвище, данное семинаристами) началось в 1855 году, когда после окончания семинарии молодой человек отправился рядовым сотрудником в Алтайскую духовную миссию. Пламенный миссионер, блестящий проповедник, энергичный строитель, владыка Макарий удивительнейшим образом сочетал с этими дарованиями общественного служения сердечную кротость. В страшное предреволюционное время, когда либеральная печать, сбросив маску радетеля за свободу совести и права человека, открыто ополчиласъ против Церкви, митрополит Макарий был обвинен в... благословении еврейских погромов. Владыка, по своей чистоте и невинности, похоже, не мог даже представить себе степень бесчестности нравов: он стал объяснять, что это неправда, – прессе только того и надо было. Она подняла шум, и с помощью безбожной власти авторитетнейший иерарх был отправлен в отставку. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он являлся, лишили денежного пособия и сослали в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где, изнуренный страданиями и болезнями, он в 1926 году и скончался. И во времена своего архипастырского служения, и в годы изгнания, несмотря на занятость, несмотря на болезни, святитель Макарий не оставлял своих духовных детей: терпеливо и кротко он принимал все их боли, беды и скорби. Собранные здесь письма – это ответы владыки духовной дочери, некоей Матроне. Она была сестрой милосердия, служила в госпиталях и общалась со своим духовным отцом чаще всего посредством переписки. Похоже, Матрона понимала, что значимость писем святителя Макария выходит за пределы частного интереса, и позаботилась о том, чтобы после ее смерти они оказались в надежных и бережных руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Скачать epub pdf Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Св. Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства пред Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Карамзин нашел следующее известие: «В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит, с семью епископами: Ростовским и Ярославским Алексеем, Суздальским и Тарусским Ионою, Рязанским и Муромским Ионою, Тверским Акакием, Коломенским и Каширским Феодосием, Сарским и Подонским Саввою, Пермским и Вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотворцам», – в том числе и св. Александру Невскому. В том же XVI столетии составлена и служба св. Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженного тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире. 234, л. 402, стр. 133. Другая служба приписывается Викентию, архимандриту Рождественского монастыря. Списки: Буслаевск. XVIII в. Выголексинск. библиотеки – 79, XVI в.; 82, XVIII в. Кирилло-Белозерск. монастыря, в СПб. дух. акад. XVII в. В библ. Моск. дух. акад. 382 (Волокол.) XVI в. Московск. епарх. библ. 181 ( К.И. Невоструева ) XVI в. 65 (Вознес.) XVII в. Новгородск. Соф. соб. 1409, XVI в. Румянц. муз. 397. Библиот. Серг. лавры. 619, XVI в. 622–624, XVI–XVII вв. 503, 626, XVII в. Московск. синод. 234. СПб. синод. 155, л. 68, XVII в. Моск. синод. типогр. 269, 336, 337, XVII в. У Н.С. Тихонрав. два списка XVII в. (Источники русской агиографии. СПб. 1882. Н. Барсуков). Первый канон начинается: «Приимша в своем сердцы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесех славна». Служба на перенесение св. мощей в СПб. на 30 августа составлена в XVIII в. Кроме того – «Акафист св. благоверному вел. кн. Александру Невскому, в иноцех Алексию». Славянск. полууставом. СПб. синод. типогр. 1881 г., т. 1, 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Молись, борись, спасайся! Предисловие Митрополит Макарий (Невский) был, несомненно, одним из самых выдающихся иерархов Русской Православнон Церкви. Ему довелось возглавлять Московскую кафедру в трагическое время нашей истории — с 1912 по 1917 год. До того он был архыеписком Томским, еще прежде — епископом Бийским, а вообще церковное служение Михаила Андреевича Парвицкого, как звали его в миру (Невский — прозвище, данное семинаристами) началось в 1855 году, когда после окончания семинарии молодой человек отправился рядовым сотрудником в Алтайскую духовную миссию. Пламенный миссионер, блестящий проповедник, энергичный строитель, владыка Макарий удивительнейшим образом сочетал с этими дарованиями общественного служения сердечную кротость. В страшное предреволюционное время, когда либеральная печать, сбросив маску радетеля за свободу совести и права человека, открыто ополчиласъ против Церкви, митрополит Макарий был обвинен в... благословении еврейских погромов. Владыка, по своей чистоте и невинности, покоже, не мог даже представить себе степень бесчестности нравов: он стал объяснять, что это неправда, — прессе только того и надо было. Она подняла шум, и с помощью безбожной власти авторитетнейший иерарх был отправлен в отставку. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, саященноархимандритом которой он являлся, лишил денежного пособия и сослали в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где, изнуренный страданиями и болезнями, он в 1926 году и скончался. И во времена своего архипастырского служения, и в годы изгнания, несмотря на занятость, несмотря на болезни, святитель Макарий не оставлял своих духовных детей: терпеливо и кротко он принимал все их боли, беды и скорби. Собранные здесь письма — это ответы владыки духовной дочери, некоей Матроне. Она была сестрой милосердия, служила в госпиталях и общалась со своим духовным отцом чаще всего посредством переписки. Похоже, Матрона понимала, что значимость писем святителя Макария выходит за пределы частного интереса, и позаботилась о том, чтобы после ее смерти они оказались в надежных и бережных руках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3600...

Митрополит Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, а по семинарскому прозвищу Невский, родился 1 октября 1835 года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии, где отец его Андрей Иванович был дьячком. Невесело встретила мать рождение сына Михаила: нужда доводила ее до слез. «Не на радость будет нам это дитя, – в скорби говорила она своему мужу. – Семья большая, он шестой. Что-то будет с ним?» Супруг утешал ее словами: «Подожди горевать, подрастет – так уедем в Сибирь». Да, в труде и заботе протекала жизнь родителей Михаила. После пожара, истребившего их жилище, пришлось им поселиться в бане, построенной «по-черному». Владыка Макарий во время посещения своей родины 7–9 сентября 1913 года, осматривая эту еще сохранившуюся баньку, невольно представил себе тот дым, который в детстве ел ему глаза. Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами, а проезжая мимо шоссейной дороги, так называемой Владимирки, встрепенулся, будто что-то родное, дорогое пронеслось в его мыслях. «Вот этой самой дорожкой ради семьи хаживала моя матушка с котомкой в Москву», – проговорил Архипастырь и перекрестился. Действительно, добрая и благочестивая родительница будущего великого миссионера с большим трудом добывала детям пропитание. Помогал ей родной брат, московский протоиерей отец Иоанн Рождественский, которого Владыка весьма чтил. Однажды он даже бросился в объятия к незнакомому пожилому священнику, нашедши в нем сходство с любимым дядей. Когда Михаил подрос, заветная мечта отца его осуществилась: [в 1843 году] собрав детей и жалкое имущество, отправился он в дорогу. Путь был настолько тягостен, что дети питались по очереди. Андрей Иванович только и ждал, как доберется до Тобольска, но и тут ему не повезло; написал скорбное прошение архиепископу Владимиру о своем безвыходном положении, о крайней нищете, просил дьяконского места, но не получил и умер дьячком 1 . Мытарства Парвицкого закончились при архиепископе Георгии, переведшем его по просьбе упомянутого протоиерея Рождественского в Тобольскую епархию. Прослужив там неделю, он окончательно устроился в селе Верх-Ануйском Томской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

От издателей Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Православная Церковь , особого внимания достойны вопросы миссионерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостольского просвещения народов нашего отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основатель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский) . Со времени их канонизации следовало бы ожидать появления многочисленных книг, содержащих исследования об их миссионерской деятельности, эпистолярном и гомилетическом наследии. Нельзя сказать, что таких книг не появилось вовсе, но число их столь мало, что смело можно утверждать: современное церковное общество мало уделяет внимания подвигу этих святых и тому вкладу, который они внесли в созидание и расширение нашей Святой Церкви на территории России и, в частности, Алтая. Данное собрание проповедей святителя Макария Московского лишь отчасти может восполнить образовавшийся пробел. Труд по полному выявлению и публикации всего комплекса документов, относящихся к обстоятельствам жизни и служения преподобного Макария, равно как и святителя Макария, еще ждет своих делателей и займет немало времени. Нынешняя публикация основана на издании «Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Макария, митрополита Московского и Коломенского, за все время служения его в архиерейском сане (1884–1913)» (Сергиев Посад, 1914. 1136, XX стр.) и дополнена рядом проповедей, опубликованных после 1913 года. Случаи, когда проповедь перепечатывается из этого сборника, не оговариваются специально; если же проповедь взята из другого источника, то он указывается в примечании. Кроме того, издатели посчитали необходимым дополнить публикуемое гомилетическое наследие рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и миссионерах. Особый интерес могут представлять его ранние дневниковые записи, а также ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

С. Девятова Скачать epub pdf Святитель Макарий, апостол Алтая (1835–1926) Митрополит Московский и Коломенский Макарий  (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Ивановича Парвицкого. Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии.)  Ребенок был очень слаб,  поэтому его сразу же крестили и в крестильной рубашке положили под святые иконы. И свершилось чудо – младенец выжил. С детства мать приучила сына к молитве. Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. Епископ Арсений (Жадановский) (Священномученик) писал: «Родители Михаила, при всей своей нищете материальной, были богаты благочестием. В строгости христианской воспитывали они детей. Родительская молитва... укрепляла и защищала их».   С первых лет жизни Михаил был связан с храмом. Позже, когда он в сане митрополита в сентябре 1913 года посетил родное село, перед ним «как живые встали картины его раннего детства». В бедной благочестивой семье Михаил научился с христианским терпением переносить жизненные лишения. В 1843 году семья переселилась в Тобольск. В  Тобольске у Михаила родилось горячее желание поехать миссионером на Алтай. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Михаил поступил в Тобольскую духовную Семинарию. К этому времени отец с семьей переехал в с. Верх-Ануйское Томской епархии. Отрок остался один. Тоска по любимой матери сильно повлияла на его характер. У него появилась тяга к уединению. Он много читал Священное Писание , творения святителя Тихона Задонского и прп. Ефрема Сирина , житие преп. Серафима Саровского . Кроме семинарии и храма Михаил нигде не бывал.  В 1854 году Михаил окончил духовную Семинарию вторым по разрядному списку, и хотя мог бы продолжить обучение в Академии, отправился в Алтайскую Миссию. В 1855 году он был принят в Алтайскую Миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника... Первое время он служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места. Первые годы Михаил посвятил изучению трудного языка алтайцев, он горячо молился Матери Божией, просил помощи и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких проповедуя истинную веру. – поселок кочевого или полукочевого типа)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский; 1835–1926) как проповедник Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года Аудиофайл Часть 1 Аудиофайл Часть 2 24 января 2012                          Протоиерей Максим Максимов,                       член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии     СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ; 1835–1926) КАК ПРОПОВЕДНИК Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Православная Церковь, особого внимания достойны вопросы миссионерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостольского просвещения народов нашего Отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основатель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский). В 2011 году издательством «Булат» при непосредственном участии членов Синодальной комиссии по канонизации святых выпущен в свет четырехтомный сборник «Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения» святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Алтайского. Опубликованное гомилетическое наследие дополнено рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и миссионерах; также опубликованы его ранние дневниковые записи и ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Вниманию участников конференции предлагается доклад о проповеднических трудах равноапостольного просветителя Алтая святителя Московского Макария (Невского). Вся жизнь его была служением Богу. Промысл Божий провел его от нищеты и забвения (он был восьмым ребенком в бедной семье причетника) до кафедры Московского святителя. И на всем протяжении этого пути святитель неустанно нес крест миссионера-проповедника.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010