Глава 8. Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943–1988) Обстоятельства церковной жизни в ближайшие после Собора годы были причиной того, что «Доклад об упорядочении богослужения» не получил широкой огласки и меры, указуемые им, не были осуществлены. Ныне по благословению нашего Святейшего патриарха при Московской патриархии учреждена постоянная богослужебно- календарная комиссия, чем полагается начало проведению в жизнь тех мероприятий по упорядочению богослужения, которые намечались на Соборе 1917–1918 гг. И я не могу считать случайным то обстоятельство, что Господь судил первым возглавить нашу Комиссию именно мне, бывшему членом Священного Собора 1917–1918 года, принимавшему деятельное участие в работах Богослужебного отдела Собора. Из доклада еп. Афанасия (Сахарова) на первом заседании Календарно-богослужебной комиссии (3 января 1957 г.) 8.1. Изменение государственной политики: от разъединения к объединению Поворотной датой в истории Русской Православной церкви оказалось 4 сентября 1943 г. Встречей Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был обозначен поворот в государственной политике СССР по отношению к Церкви. Если раньше власть, стремясь ослабить Церковь , поощряла существование борющихся церковных группировок, то теперь выбор был сделан в пользу Московской патриархии. Централизация религиозных организаций на территории СССР отвечала новым интересам властей. Уже в 1943 г. восстанавливается каноническое общение с Грузинской церковью. В течение нескольких лет под омофор Московской патриархии перешли все обновленческие приходы. 343 В 1946 г. Львовский Собор упраздняет унию и греко-католики также присоединяются к Русской Православной церкви. После избрания Алексия I произошло объединение патриаршей церкви со значительной частью «непоминающих». Здесь не место разбирать вопрос о том, в какой мере центростремительные тенденции явились результатом внутреннего развития Церкви, а в какой инспирировались властями. 344 Для нашей темы достаточно констатировать сам факт этой централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

[греч. Καισριος Δαπντες] (1713 (ранее распространенная в историографии дата 1714 является неточной - Καδς. 1988. Σ. 187), о-в Скопелос, о-ва Сев. Спорады, совр. Греция - 4.12.1784, Афон), мон., писатель и переводчик. Автор исторических и нравственно-философских трактатов, поэтических повествований, гл. обр. религиозного содержания, агиографических и гимнографических текстов. Его стихи написаны простым, разговорным языком и характеризуются народным юмором. Род. в греч. семье венецианского происхождения, при крещении получил имя Константин. Его отец, Стефан Дапонте, англ. консул на Сев. Спорадах, основал на Скопелосе школу и пригласил ученого иером. Иерофея Ивирита преподавать там. После 6 лет обучения в этой школе Константин продолжил образование в господарской академии в Бухаресте, куда был принят по протекции Иерусалимского патриарха Мелетия . В 1731-1746 гг. Дапонте служил секретарем и налоговым чиновником при дворе господарей Валахии и Молдавии Константина и Иоанна Маврокордатов. Одновременно он занимал должности консула Великобритании в Яссах и экклисиарха Иерусалимского Патриархата. Дапонте построил недалеко от Ясс, близ мон-ря Сокола, скит Благовещения Пресв. Богородицы, а на родине - ц. св. Архангелов. В 1736 г. он издал в Бухаресте свои первые сочинения - службы сщмч. Харалампию, прп. Матроне Хиосской и свт. Спиридону Тримифунтскому, в 1736-1743 гг. написал «Дакийские дневники», посвященные русско-тур. и австро-тур. войнам (Δακικα φημερδες, τοι συμβεβηκτα τετραετος μχης Οθωμανορσσων, πρς δ κα Αστριακν, μχρι τους 1739; изд.: Dapont è s C. Ephémérides Daces ou Chronique de la Guerre de Quatre Ans (1736-1739)/Ed. E. Legrand. P., 1880-1888. T. 1-3), а в 1746 г.- службу сщмч. Ригину, еп. Скопелоса. В этот период Дапонте начал работу над соч. «Рог Амалфеи», рукопись которого включает единственный сохранившийся портрет автора. Быстрая карьера и обогащение Дапонте вызвали зависть при дворе. Из-за злоупотребления служебным положением и в результате интриг великого постельника А. Радаманиса он был вынужден в июле 1746 г. бежать к крымскому хану, а в марте 1747 г. был заключен османскими властями на 20 месяцев в тюрьму в Стамбуле. Там Дапонте стал свидетелем страданий нмч. Христоса Садовника и впосл. написал его Мученичество. Чтобы добиться освобождения, Дапонте истратил все свое состояние. В 1749 г. он поселился в монастыре Св. Троицы на о-ве Халки, где жили патриархи Паисий II К-польский, Парфений Иерусалимский, Иоанникий (Караджа) Печский (впосл. К-польский патриарх Иоанникий III ), с которыми он поддерживал дружеские связи. Стараниями патриарха Иоанникия (по другим сведениям, Антиохийского патриарха Сильвестра ) было устроено сватовство Дапонте. После смерти жены и дочери (1751) он решил стать монахом и в окт. 1753 г. принял постриг с именем Кесарий.

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Доклад, прочитанный на 3-й Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, " Литургическая жизнь и церковное творчество русского православия " (Ленинград, февраль 1988 г.). В течение всей истории православного или " кафолического " христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi и Lex credendi знало древнее монашество. Авва Евагрий писал: " Кто молится, тот богослов " а наше восточное православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и Русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт, то есть восприятие верного соотношения между разными аспектами православной экклезиологии. В рамках предоставленного мне времени я постараюсь поделиться с вами несколькими замечаниями: - об экклезиологических предпосылках всякого истинно православного подхода к вопросу о богослужебных изменениях; - об исторических примерах таких изменений, имеющих отношение и к нашему времени. 1. Экклезиологические замечания О. Павел Флоренский хорошо определил значение культа как выражения культуры в целом, включающей прошлое, настоящее и будущее (эсхатологическое) бытие церковного общества. Так, Церковь живет апостольской верой, выраженной однажды в прошлом, но на веки вечные сохраненной свидетелями Воскресения Христа из мертвых и, в последующие времена, св. отцами и учителями Церкви. Эту же веру хранит весь церковный народ в целом. Но эта вера есть также и предвосхищение будущего Христова Царства. В евхаристической молитве св. Иоанна Златоуста мы поминаем: " Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе славное паки пришествие " . Евхаристия есть центр всей церковной жизни и всего богослужения, а поэтому смысл евхаристического действия осмысляет и весь церковный культ в целом. Богослужение неотрывно от прошлого, настоящего или грядущего: настоящий момент в жизни Церкви связывает нас со всеми " от века благоугодившими " Богу и питает нас опытом радости и победы, которые от века предуготованы для избранных, но также возможны здесь и сейчас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1175...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зеленый блокнот Часть 10 05.01.2023 991 Время на чтение 7 минут Фото: Елеонский монастырь. Начало 20 в. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Принимающие эстафету Промыслительно то, что для сохранения Русских Православных святынь, они были в годы вавилонского большевистского пленения в юрисдикции Зарубежной Церкви. И всегда надо с благодарностью говорить об этом: зарубежные иерархи, при всех разногласиях с Московским Патриархатом, заботились о Святой Земле. А сколько литературы с пометой: «Издано в Джорданвилле» различными путями проникало в СССР и спасительно утоляло голод на духовное чтение. А разногласия, слава Богу, закончены. Мы едины сердцами и душами. Русская Православная Церковь – наше спасение. Мы – её чада, овцы стада Христова, и выше этого счастья нет ничего. Конечно, трудно было после матушки Тамары брать в руки игуменский посох, но следующая игумения Феодосия (Баранова) из Канады своей верностью монастырю, неусыпными трудами и какой-то особенной хозяйственной жилкой была очень уважаема и насельницами монастыря и всеми его посещающими. Произошел при ней совершенно необходимый капитальный ремонт Спасо-Вознесенского храма, реставрация купола, облагораживание территории монастыря. Её деловые качества очень ценились, и руководство Миссии перевело матушку Феодосию в Гефсиманскую обитель, в 1984 году. В ней она, именно в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), мирно опочила. С 1984 года по 1989-й обителью управляла игумения Параскева (Зильберкрейн). Она, что называется, коренная «елеонка». При ней с подобающей торжественностью было отмечено столетие со дня освящения Спасо-Вознесенского храма. Налаживала отношения с соседями, которые всегда были не прочь отхватить кусочек территории у монастыря. Как? Стены стареют, рушатся, а соседи могут и помочь им разрушаться и отодвигают на новое место. Начальник Русской Духовной Миссии в 80-е годы был архимандрит Алексей (Розентул). До Святой Земли он подвизался в Австралии и понятно, что следующей игуменией монастыря стала также «австралийка» Варвара (Эпова). Пробыв на посту игумении четыре года, в 1993 году возвратилась в Австралию. Всегда тянулась в Россию, и в 2001-м году смогла побывать в Дивеево.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Терновый мой венец 31. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 15.01.2023 1368 Время на чтение 29 минут Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Поездка на Урал. – Расследование цареубийства. – Находка ценнейших документов о самом страшном преступлении в христианской истории. – Документы о преступниках. – Союз еврейских большевиков и уголовников. – В Коптяковском лесу. – Убийство журналиста Липатникова Осенью 1988 года до меня дошли слухи из Екатеринбурга о том, что среди местной патриотической интеллигенции ходят ксерокопированные документы, содержащие ранее неизвестные факты об убийстве Царской семьи. Связавшись по телефону с екатеринбургским журналистом Юрием Липатниковым, я получил подтверждение этим слухам. Мне удалось узнать, что в личном сейфе директора местного партийного архива хранятся никогда не публиковавшиеся воспоминания участников самого страшного злодеяния в русской истории. Так уж получилось, что по времени эта информация совпала со случайной встречей в издательстве «Советская Россия» с женой писателя Гелия Рябова. В одном из издательских кабинетов она рассказала о том, что ее муж нашел останки Царской семьи, выкопал из ямы, где они были зарыты, череп Царя Николая II, привозил его в Москву показать экспертам, а затем вернул на место. История эта потрясла меня прикосновением к сокровенной мистической тайне. В душе родилось желание постигнуть ее. Монархическое начало, вынашиваемое мною всю сознательную жизнь, в конце 80-х годов окончательно победило, став для меня главным в понимании всех событий древней и современной истории. Мое презрение к «демократии» и «республике» приобрело завершенную форму. «Демократия в аду, а на небе – царство», – повторял я слова Иоанна Кронштадтского. Монархический принцип как выражение божественного мировоззрения создал великую Россию, расширил ее границы, увенчав христианскую цивилизацию высшей духовной формой, воплощенной в Святой Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/15/...

К Читателю Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984 - 1988 гг. Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса - " Бог Творец и Промыслитель мира " . Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М.С., Осипову А.И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций. Архимандрит Алипий Предисловие Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3, 15) Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых. " Глубина догматов неисследима... Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть " , - пишет святой Иоанн Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь не следует заниматься исследованием догматов. Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в Символе веры. Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному: " Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна " В другом случае он же поучает: " Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя, но молись Богу о своих согрешениях... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

Критерии Канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование. Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным. Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых, в своем докладе “О канонизации святых в Русской Православной Церкви”, произнесенном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, отметил, что “к концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы” 1 . В истории канонизации святых Русской Православной Церкви выделяются пять периодов: от Крещения Руси до макариевских Соборов; собственно макариевские Соборы (1547 и 1549 гг.); от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода; синодальный и современный периоды 2 . Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. “Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные” 3 .

http://pravmir.ru/kriterii-kanonizatsii/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы. Основным источником сведений о его жизни и творчестве служат краткие выходные записи в переписанных им книгах: писец сообщает имя (иногда с указанием монашеского сана) и, как правило, дату. Из 3 источников - Помянника молдав. мон-ря Бистрица ( Bogdan D. Pomelnicul de la Bistria. Bucur., 1941) и выходных записей Г. в Бодлианском Евангелии 1429 г. ( Cleminson R. A Union Catalogue of Cyrillic Manuscripts in British and Irish Collections. L., 1988. P. 244) и в Евангелии 1436 г. (Бухарест, Музей искусств Румынии, 4 - см.: Паскаль. 1989. 4. С. 30) - известны монашеское имя Паисий и прозвище его отца Урик. Национальная принадлежность Г. и его мирское имя неизвестны; не исключено, что он происходил из болг. эмигрантов, осевших в Молдавском княжестве после тур. завоевания их родной страны, на тесную связь с ними указывают его книгописная выучка и орфографические нормы. В нач. XX в. А. И. Яцимирский выдвинул гипотезу, согласно к-рой Г.- схимническое имя митр. Киевского и Литовского Григория Цамблака , якобы не умершего в 1419 г. в Киеве, а оставившего митрополичью кафедру и удалившегося в Молдавию, где он занялся активной книгописной деятельностью и распространением лит. наследия тырновской книжной школы. Эта версия не получила признания в историко-филологической науке, а с обнаружением рукописи, подписанной Г. 1412-1413 гг. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1694), еще до поставления Цамблака на кафедру, ее несостоятельность стала очевидной (критику гипотезы см.: Turdeanu E. Gregorie Camblak: faux arguments d " une biographie//RES. 1946. Vol. 22. P. 46-81; Thomson Fr. J. The False Identification of Gregory Tsamblack with Gabriel Uric: The Full Extent of Alexander Yatsimirsky " s Fraud Exposed//Slavica Gandensia. Gent, 1996. Vol. 23. P. 117-169).

http://pravenc.ru/text/161279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Марк (Головков), митр. Рязанский и Михайловский. Фотография. 2015 г. (Головков Сергей Анатольевич; род. 31.03.1964, Пермь), митр. Рязанский и Михайловский. Из семьи церковнослужителя. В 1981 г. окончил среднюю школу в Перми. В 1982 г. был призван на срочную военную службу. После демобилизации в 1984 г. поступил в Московскую ДС, по окончании которой по 1-му разряду был принят в 1988 г. в МДА. Во время учебы в академии он дважды удостаивался патриаршей стипендии. 19 окт. 1990 г. пострижен в монашество с именем в честь ап. и евангелиста Марка. Постриг совершил в академическом Покровском храме ректор МДА Дмитровский архиеп. Александр (Тимофеев) . 21 нояб. 1990 г. архиеп. Александр рукоположил М. во диакона и 7 янв. 1991 г.- во иерея. В сент. 1990 г. был назначен на послушание зам. заведующего Церковно-археологическим кабинетом, в дек. 1990 г.- на послушание к помощнику ректора по представительской работе. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». 12 авг. 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . В миссии нес послушание казначея, занимался представительской работой, решал юридические вопросы, осуществлял контакты с адвокатами, возглавлял Паломническую службу. 15 июня 1997 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме возведен в сан игумена. 28 дек. 1999 г. назначен зам. председателя ОВЦС. 26 янв. 2000 г. стал настоятелем московского храма во имя Св. Троицы в Хорошёве. 3 мая 2000 г. Смоленским и Калининградским митр. Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ) возведен в сан архимандрита. С 2001 г.- главный редактор ж. «Православный паломник». С 2003 г. по инициативе и при участии М. совместно с «Радио Россия» осуществляется проект «Мир. Человек. Слово»: в формате кратких литературно-муз. аудиозаписей рассказывается об основных истинах христианской веры и об истории Церкви. В 2011 г. под редакцией М. вышли книги очерков, подготовленных в рамках проекта «Мир. Человек. Слово»,- «Христианство. Век за веком» и «Простые ответы на вечные вопросы».

http://pravenc.ru/text/2562210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТРОПОЛОГИЯ [от греч. νθρωπος - человек и λγος - учение], раздел богословия, посвященный раскрытию учения Церкви о человеке. Православная А. Человек и его отношение к Богу и миру Отправной точкой и основой христ. учения о человеке является утверждение Божественного Откровения о том, что человек несамобытен, необъясним из самого себя - он сотворен Богом (Быт 2. 7). В отличие от всех иных творений созданию человека предшествует особый Божественный совет Пресв. Троицы, о чем свидетельствует мн. ч. глагола «сотворим» (Быт 1. 26), библейское повествование о нем подчеркивает исключительность отношения Бога к человеку (Greg. Nyss. De hom. opif. 3). Святые отцы обращают внимание на то, что сотворение человека последним в ряду прочих созданий являет его царственное достоинство и предназначение (Ibid. 2). Мир, пишет прп. Максим Исповедник , состоящий из видимых и невидимых существ, подобен человеку, а человек, состоящий из души и тела, именуется миром (Myst. 7). Человек есть микрокосм, украшение мира (Method. Olymp. De Resurrect. I 35), средоточие вселенной, в нем приведены в единство невидимое и видимая природа (Greg. Nazianz. Or. 38). Образ Божий в человеке Подлинное достоинство и величие человека заключаются не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает - в сотворенности «по образу» Божию, в его способности обожения, уподобления Творцу. Человек, созданный по образу Божию, представляет собой живую антиномию: он тварен, но вместе с тем призван, как дерзновенно выражается св. Григорий Палама, стать «нетварным по благодати» (Третье письмо к Акиндину. I 308. 12-15//Αγου Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1988), поскольку ему дано «повеление быть богом» (Greg. Nazianz. Or. 43). Сообразность человека Богу подразумевает и то, что ему в определенной мере не чужды Божественные свойства. Так, ему как существу личному присуща свобода от мира, от всякой природной данности. Человек не исчерпывается никаким «что», не ограничивается никаким определением. Сущность человека непознаваема, ибо человек, как образ Божий, отражая полноту своего Первообраза, должен также обладать и Его непознаваемостью (Greg. Nyss. De hom. opif. 11).

http://pravenc.ru/text/114070.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010