сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Исследования Общие проблемы 25. Брек И., свящ. Православие и Библия сегодня: [Докл. на Междунар. симпозиуме по поводу 50-летия Св.-Владимирской ДС. Нью-Йорк, сент. 1988]/Пер. с англ.: Н. А. Корнилов//АиО. 1996. 4(11). С. 8–26. Пер. ст.: Breck J. Orthodoxy and the Bible today//Sourozh. 1991. 46. P. 5–11. 26. Выставка «Из истории издания Библии»//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 315–316. 27. [Рец. на кн.:] Маннучи В. Библия – Слово Божие: Общее введение в Священное Писание /Пер.: Д. Л. Капалет. М., 1996. 428 с.//Страницы. 1996. 3. С. 157. 28. Мень А. В., прот. Литературные жанры в Библии: (Из словаря по библеистике)//МБ. 1999. Вып. 6. С. 39–41. См. также 250. Канон 29. Десницкий А. С. Ветхозаветный канон в православной традиции//Страницы. 1996. 4. С. 39–48. 30. Сканлин Г. Ветхозаветный канон в Православных Церквах/Пер. с англ.: игум. Иона (Жильцов)//Страницы. 1996. 4. С. 28–39. Библейская текстология 31. Алексеев А. А. Вопросы текстологии и перевода Священного Писания : [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 51–85. 32. Казенин К. И . Текстология Ветхого Завета: (Обзор)//АиО. 1997. 1(12). С. 34–47. 33. Камчатнов А. М. О продолжении работ по научно-критическому изданию Библии//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 224–229. 34. Константину М. Оригинальный текст Ветхого Завета в Православной Церкви: [Докл. на симпозиуме Греч. библ. о-ва по проблемам библ. перевода. Афины, 1–3 сент. 1997 г.]/Пер. с англ.: А. Федорчук//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 163–181. 35. Логачев К. И. Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала//БТ. 1975. Сб. 14. С. 144–153. 36. Эллинворт П. Библия и Православная Церковь ?: [Докл. на семинаре ББИ: О значении традиционных переводов Нового Завета]/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1996. 3. С. 13–16. Древнееврейский текст. Кумранистика 37. Жамкочян А. С. Древнейшие рукописи Самаритянского Пятикнижия//МБ. 1999. Вып. 6. С. 64–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Древнее Житие Н. неизвестно, скорее всего оно не было написано. Наиболее подробные биографические сведения о святом собраны в «Повести о Нило-Сорском ските», написанной, по мнению Г. М. Прохорова, тотемским дьяком И. И. Плешковым в 1674 г. В 1-й трети XVIII в. уже существовали повести о житии (нач.: «А о житии преподобнаго отца Нила писания не обртохом…») и о преставлении преподобного (нач.: «Преставися преподобный старец Нилъ первоначальникъ в России скитский...») (ГИМ. Востр. 1207. Л. 121 об.- 122; филигрань «Герб города Амстердама», 1709 г. или 1727-1730 гг.- Дианова Т. В. Филиграни XVII-XVIII вв. М., 1988. 306. С. 98; 341. С. 106). Тогда же были составлены отдельные повести о чудесах преподобного. Их автор отмечал, что не нашел в скиту письменных свидетельств о жизни Н., но только слышал устные рассказы живших здесь монахов: «Сие писавый истинно слышал от устъ поведающихъ бывшая отца нашего чудеса» ( Архангельский. 1882. Прил. 2. С. 12). Самым древним списком чудес святого, известным ныне, является рукопись, происходящая из Кириллова Белозерского мон-ря: РНБ. Соф. 1476, 1-я треть XVIII в. (опубл.: Архангельский. 1882. Прил. 2. С. 11-13; Шевченко. 2005. С. 759-760). Она отражает начальный этап составления агиографических материалов и содержит безыскусные, еще не отредактированные записи чудес: «Чудо первое» - об образе, 2-е - об «исцелении жены, отравленной змиями», 3-е - об «исцелении от глазной болезни», 4-е - о «спасении тонущего человека», 5-е - об «исцелении внезапно онемевшего монаха». Автором этих записей был некий монах, пришедший в Нилов Сорский скит из др. обители; в 3-м и 4-м чудес он рассказал о собственном спасении и исцелении: «И се азъ о себе поведаю. Егда идох жительствовати къ преподобному в скитъ… предо мною возвея ветр въ лицо мое…». Чудо, обозначенное в Софийском списке как 1-е, претерпев значительную редакционную правку, вошло впосл. в канонические повести о чудесах Н. Остальные чудеса из Софийской рукописи из-за скудости сюжета не получили дальнейшего распространения.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВОЙОН [лат. Conuuoion; бретонское Konwoion; франц. Conwoïon, Convoion] (788, Комблесак (совр. деп. Иль и Вилен, Бретань) - 5.01.868, Плелан (ныне Плелан-ле-Гран, там же)), св. (пам. зап. 5 янв.), основатель и 1-й аббат мон-ря Редон (Бретань). Сведения о К. содержатся в «Деяниях редонских святых» (BHL, N 1945), посвященных ранней истории аббатства и составленных, вероятно, в 70-х гг. IX в. Автор «Деяний...» с детства жил в монастыре и был личным слугой (minister) К. Текст произведения сохранился не полностью: утрачены пролог и первые главы 1-й кн., а также окончание 3-й кн. (изд.: Brett. 1989. P. 107-219). По мнению К. Бретт, «Деяния...» остались неоконченными (Ibid. P. 63-90), однако, согласно Ж. К. Пулену, все сохранившиеся рукописи скорее всего восходят к дефектной копии. «Деяния...» были изданы Ж. Мабильоном по рукописи из Редона (впосл. утрачена), которую издатель датировал X в.; в этой рукописи содержался наиболее полный вариант текста. Самая ранняя сохранившаяся рукопись «Деяний...» (Paris. Nouv. acq. lat. 662) была выполнена в Редоне между 1070 и 1125 гг. В 1-й кн. описаны события 30-х гг. IX в., последовавшие за основанием мон-ря: конфликты К. с местными землевладельцами - махтиернами (о махтиернах см.: Davies. 1988. P. 138-142) и попытки святого добиться покровительства имп. Людовика Благочестивого . 2-я кн. посвящена жившим в Редоне подвижникам, описаны совершённые ими чудеса. В заключение сообщается о похищении монахами мощей св. Аподемия (Гипотемия) из Анже и о путешествии К. в Рим, где он получил от папы Льва IV (847-855) мощи еп. (папы) Римского св. Марцеллина . В 3-й кн. собраны описания чудес от мощей этих святых и говорится об избавлении монастыря от нашествия викингов. В последних главах описывалось бегство монахов от норманнов, разоривших окрестности Редона, и кончина К. (эти главы утрачены). Краткое Житие К. (BHL, N 1946) было скорее всего составлено в XI в.; текст сохранился только в издании Мабильона и в копиях XVII в. с утраченных ныне рукописей (изд.: Brett. 1989. P. 227-245). Автор Жития располагал полным текстом «Деяний...» и грамотами IX в., но часть эпизодов, по-видимому, была им вымышлена. Сведения о К. можно уточнить и дополнить на основании грамот, собранных в Редонском картулярии (первоначальная версия сост. во 2-й пол. XI в.), к-рый является важным источником сведений по истории Бретани. В IX в. мон-рь пользовался вниманием не только местных махтиернов, но и правителей Бретани, поэтому вскоре после основания обитель располагала обширными земельными владениями. Сказания о К. включены в сборники житий бретонских святых, составленные доминиканцем Альбером Ле Граном (1599-1641) и мавристом Ги Алексисом Лобино (1666-1727).

http://pravenc.ru/text/1841880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland [Греч. Παγκρτιος; лат. Pancratius] (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия). Почитание П. в Тавромении известно с V-VI вв. Память святого обозначена в Иеронимовом Мартирологе: под 3 апр. содержится запись: «В Тавромении Сицилийском святого Панкратия»; под 5 апр. указано имя П. с добавлением «на Сицилии»; под 8 июля - с такими же указаниями и искаженное имя - Пранканий (MartHieron. P. 172, 175, 359). Диак. Януарий основал базилику в г. Мессана (ныне Мессина) во имя святых Стефана, П. и Евпла, к-рую в 591 г. папа Римский Григорий Великий повелел освятить Мессанскому епископу ( Greg. Magn. Reg. epist. II 9). В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию, память П. обозначена под 8 июля ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 27). Из Иеронимова Мартиролога память П. перешла в зап. «исторические» Мартирологи IX в. (Флора, Адона Вьеннского, Узуарда), где она содержится под 3 апр. (у Узуарда имя П. искажено - Пранкатий). Эти памятники указывают на то, что с довольно раннего времени в Тавромении святой почитался в первую очередь как епископ, а не как мученик. Житие Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ ( Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан ( Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти ( Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. ( Amore.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2021 33 мин., 01.02.2021 1-я страница обложки: В ночном заснеженном лесу стоит погруженный в поиски маленький мальчик с небольшим стеклянным светильником в руке (фото Елены Шумиловой). Картинку поясняют раздумья героя: ОН ЗДЕСЬ. ОСТАЛОСЬ ЕГО НАЙТИ. Внизу страницы - поздравление: С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Пролог : Иван Бунин. При свече («Голубое основанье,/Золотое острие...»).Стихотворение. 1912//Фома. - – январь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 19 января. Крещение Господне. [Крещение Господне называют также Богоявлением. Дело в том, что в момент Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан произошло великое и удивительное событие:          людям были явлены все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, произнесший с небес слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17)]; воплотившийся Бог Сын — Иисус Христос; и Бог Дух Святый, ... Который сходил как голубь, и ниспускался на Него       (Мф 3:16). Ил.: Голубь на Кресте (из церковного убранства). - С.4; 2 января. День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.      [Иоанн Кронштадтский. Цитата: «Чтобы люди почитали и любили друг        друга, не гордились, не надмевались друг перед другом, премудрый        Господь дал разным людям различные свои преимущества естественные и благодатные так, чтобы они имели нужду друг в друге. Таким образом   каждый из нас невольно должен признаться в той или другой немощи и смириться перед Богом и людьми»]. Ил.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фото. - С.4; 27 января. День памяти архимандрита Даниила (Воронина), духовника монастыря в честь благв. князя Даниила Московского. [Архимандрит Даниил (1952-2020) один из первых насельников вновь открывшегося Данилова монастыря после его закрытия в октябре 1930 года. В период реставрации монастыря с 1983 по 1988 гг. отец Даниил выполнял послушания просфорника, келаря, казначея. В 1989 году он был назначен          духовником обители и нес это служение в течение 30 лет. Он окормлял не только братию монастыря, но и священнослужителей из других храмов и епархий, а также игумений и монахинь. Из храма до кельи батюшка шел обычно часами: благословлял людей, невзирая на время, погоду,          здоровье... 27 января 2020 года архимандрит Даниил после тяжелой          продолжительной болезни мирно отошел ко Господу]. Ил.: Архимандрит Даниил (Воронин). Фото. - С. 4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-213-...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Монастыри (в алфавите названий) 1344. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в стенах АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ лавры: [Докл. на конф., посвящ. 200-летию Александро-Невской лавры. Дек. 1997 г.]//ХЧ. 1998. 16. С. 29–41. Валаам – см. 2594. Высоко-Петровский монастырь – см. также 1003. 1345. Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь: Ист.-археологическая справка//ППр. 1993. 1. С. 12–18. 1346. Игнатия (Петровская) , мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 гг./Публ., предисл.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 1(8). С. 114–135. Зачатьевский монастырь – см. 2567. 1347. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: ИВАНОВСКИЙ монастырь//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 374–381. 1348. Августин (Никитин) , архим. Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 151–161. 1349. Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадтского //ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 213–215. Иосифо-Волоколамский монастырь – см. 2481, 2589. Киево-Печерская лавра – см. 2593. Кирилло-БелозерскиЙ монастырь – см. 2459. 1350. Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 126–129. Нило-Сорский скит – см. 1288. Ново-Иерусалимский монастырь – см. также 2456. 1351. Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 152–175. Оптина пустынь – см. также 1304, 1330, 2475, 2590, 2592, 3018. 1352. Голиков А., свящ. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX в.//ХЧ. 1999. 17. С. 140–146. 1353. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Русское старчество и Оптина пустынь//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 158–172. 1354. Лосский В. Н., Надеждина А. Оптинское старчество//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 149–208. 1355. Светозарский А. К. Из наследия митр. Вениамина (Федченкова) : [Фрагмент из кн. «Божии люди»: О старцах Оптиной пустыни]//БВ. 1993. [Т.] 1. Вып. 1–2. С. 70–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНДЕВЕННЕК [Франц. Landévennec; бретон. Landevenneg], католич. бенедиктинский мон-рь в устье р. Он, на зап. побережье Бретани (деп. Финистер, Франция). Основание монастыря Основание монастыря предположительно относится к рубежу V и VI вв. Об этом событии повествуется в Житии св. Винвалоэ, составленном мон. Урдистеном во 2-й пол. IX в. Согласно Житию, родители святого, принадлежавшие к бриттской знати, переселились из Британии в Арморику (Бретань). Монашеская жизнь Винвалоэ началась под рук. наставника Будока на о-ве Лаврея, у сев. побережья Арморики (ныне о-в Лавре в архипелаге Бреа, деп. Кот-д " Армор). Юный монах прославился аскетическими подвигами и даром чудотворений. Вместе с 11 др. монахами, к-рым Будок велел сопровождать его, Винвалоэ направился на зап. берег Арморики и поселился на небольшом о-ве Топепигия, или Топопегия (вероятно, о-в Тибиди в Брестской бухте). Через 3 года из-за трудных условий жизни монахи покинули остров и поселились на противоположном берегу залива, где был основан Л. Молва о суровых подвигах Винвалоэ и его учеников достигла Градлона (Граллона), могущественного правителя Корнубии (обл. Корнуай, Юго-Зап. Бретань), к-рый щедро одарил мон-рь. Название мон-ря в ранних источниках передается как Landeuinnoch или Landeuennoch (в грамоте 818 г.), Lanteuuennoc (в грамотах 36 и 45 из монастырского картулярия) и др. Оно означает «обитель твоего Виннока» и происходит от древнебретон. lan(n) (церковное поселение) и уменьшительно-ласкательной формы имени Винвалоэ (Lan-To-Winnoc - Loth J. Les noms des saints bretons. P., 1910. P. 53-54; Morvannou. 1974. P. 28-29; Morice. 2007. T. 1. P. 359-361). По предположению М. Симона, основателя Л. звали Валоэ, а форма Винвалоэ, утвердившаяся в агиографии, была его прозвищем, означавшим «светлый (святой, праведный) Валоэ» (guinn-uual-oe). Агиограф Урдистен не привел почти никаких данных о том, когда жил Винвалоэ. Он связывал переселение родителей святого в Арморику с упадком нравственности среди бриттов, вторжением англов и саксов и др. событиями V в., описанными Гильдой в соч. «О погибели Британии» (VI в.). Бретон. историк А. де Ла Бордери предложил датировать основание Л. 485 г. ( La Borderie. 1898-1914. T. 1. P. 316-319, 325-326). Несмотря на слабость аргументов Ла Бордери, эта датировка получила признание в лит-ре. Однако др. исследователи подвергали сомнению достоверность сведений, изложенных в Житии, и даже существование св. Винвалоэ (напр.: Latouche. 1911. P. 25-39; cp.: Idem. 1959. P. 2-3). Высказывалось мнение, что Винвалоэ был современником св. Колумбана , поэтому основание Л. относится к кон. VI в. ( Merdrignac. 1988. P. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010