Т. I. Стб. 130 (6523), Т. II. Стб. 115 (6523). Согласно уникальному сообщению «Летописца Переяславля Суздальского» (3-я четверть XV века), великий князь «скончася 73 лет» – ПСРЛ. М., 1995. Т. 41. С. 44 (6523). 8 ПСРЛ. Т. I. Стб. 80 (6488); СПб., 1863. Т. XV. Стб. 73 (6488); Мальгин Т. С. Зерцало Российских государей. СПб., 1794. С. 82. 9 Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе//Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 27–29 (далее СБГ); Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе//Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 5– 6 (далее ЧБГ). Объяснение выбора крестильного имени см.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI веках. М., 2006. С. 477–478, 520–522. Странно, что авторы не указывают на очевидную связь в выборе имени Бориса-Романа с именем его возможного деда, византийского императора Романа II. 14 Во время этой службы были прочитаны: Псалом III, 2; XXXVII, 3, 18; CXIII, 1–3; XXI, 13, 17 и VII, 2. 16 В древнерусском тексте эпизод о принесении шапки Бориса как доказательстве убийства был утерян и дошел до нас только в своем отображении в миниатюре. См.: Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. IV. Миниатюры Сказания о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника//Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. СПб., 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 73. 19 ПСРЛ. Т. I. Стб. 135–136 (6523), ЧБГ. С. 7, 11, СБГ. С. 39; Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 210. 23 TM. Lib. VIII. Cap. 32; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о русско-скандинавских матримониальных связях//Скандинавский сборник. М., 1982. Т. XXVII. С. 107–115; Мельникова Е. А. Скандинавия во внешней политике Древней Руси (до середины XI в.)//Внешняя политика Древней Руси. М., 1988. С. 45–49. 27 Пламя и дым из захоронений – явление известное в истории. Так, государь Иван III в 1471 году видел такое явление при посещении им Хутынского монастыря (в 10 верстах вниз по течению реки Волхов в Ладожское озеро, на правом берегу).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84 D. Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς. ρχς κα ργνωση (Athens, 1992), pp. 239–41 (notes 267–80); I. Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, pp. 80–4, 352 (no. 443); idem, ‘Osnovavane na svetata atonska blgarska obitel Zograf. Legendi i fakti’, Svetogorska obitel Zograf, 1 (Sofia, 1995), p. 18 (notes 46–9). 85 Archives de l’Athos XX. Actes de Chilandar I, ed. Mirjana ivojinovi, Vassiliki Kravari, and Christophe Giros (Paris, 1998), pp. 3–32; Archives de l’Athos V. Actes de Chilandar I. Actes grecs, ed. L. Petit and B. Korablev, Vizantijskij Vremennik, Priloenie (Appendix) 1 to vol. XVII (St Petersburg, 1911; repr. Amsterdam, 1975), pp. 6–15, nos. 3–5; T. Burkovi, Hilandar u doba Nemanjicha (Belgrade, 1925); D. Dimitrievich, ‘L’importance du monachisme serbe et ses origines au monastère athonite de Chilandar’, Le Millénaire du Mont Athos 963–1963. Études et Mélanges I (Chevetogne, 1963), pp. 265–78; F. Barisi, ‘Hronološki problemi oko godine Nemanjine smrti’, Hilandarski zbornik, 2 (1971), 31–57; M. ivojinovi, ‘Hilandar in the Middle Ages (origins and an outline of its history)’, Hilandarski zbornik, 7 (1989), 7–25. 86 Cf. K. Pavlikianov, ‘Manastirt na eljan – prvoto slavjansko monašesko uredenie na Aton’, Svetogorska obitel Zograf, 2 (Sofia, 1996), 17–23; idem, ‘The Monastery of Zelianos – The First Slavic Monastic Institution on Athos’, Σμμεικτα, 11 (Athens, 1997), 37–48; Pavlikianov, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 23–31. 87 Akty russkago na svjatom Afonemonastyrja, pp. 10–17, no. 2; Actes de Saint-Pantéléèmôn, pp. 31–5, no. 2, l. 2–3 and 23–5. 88 Archives de l’Athos XV, Actes de Xénophon, ed. by D. Papachryssanthou (Paris, 1986), pp. 59–75, no. 1, l. 126–7. 91 K. Pavlikianov, ‘The Athonite Monastery of Xenophontos and its Slavic Archive – An Unknown Slavic Description of the Monastery’s Land on Athos’, Palaeobulgarica, 36/2 (Sofia, 2002), pp. 102–11. 92 Russkij monastyr svjatago velikomuenika i celitelja Panteleimona na Svjatoj gore Afonskoj (Moskva, 18867), p. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

76. Его заботами была издана по–итальянски книга: Nil Sorskij. La vita e gli scritti. A cura di Enzo Bianchi. Torino, 1988. 77. Μονχος Βασλιος (Γρολιμονδ). Το ν σοις πατρς ημν Νελου Σρσκυ παντα τα σωζμενα σκετικ. Θεσσαλονκη, 1985. 78. Grolimund V. II ruolo di Nil Sorskij per il monachesimo del XXI secolo//Nil Sorskij e lesicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale… P. 307. 79. Эта датировка подтверждается филигранями бумаги рукописей: в подавляющем большинстве случаев — голова быка типа: Брике, 15376 и 15377 — 1498 и 1505 гг. 80. Лл. 251–255 об. исписаны более поздним почерком, по–видимому, XVII в.; водяной знак этой бумаги — виноград типа: Брике, 13205 — 1599 г. 81. Казакова Я. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. JI., 1970. С. 248. 82. См.: Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы XXVII вв. М.; Л., 1962. С. 66–71. 83. Там же. С. 80. 84. Лихачев Д. С. Текстология. С. 74: «Верное же исправление испорченного места очень часто крайне затрудняет работу текстолога: текстолог предполагает, что перед ним первоначальное чтение, и оно, действительно, первоначальное, но “возвращенное”, появившееся вторично, в результате верного исправления испорченного текста». 85. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев; их литературные труды и идеи в древней Руси. Часть первая. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882. С. 125–126. 86. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; JI., 1960. С. 325–326. 87. Там же. Прим. 174. 88. Клосс Б. М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20–х — 30–х годах XVI века и происхождение Никоновской летописи//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 336 и прим. 41. 89. По альбому Брике, 24 и 25 — 1488–1491 и 1495 гг., по альбому Н. П. Лихачева, 1225 и 1227 — 1488–1489 гг. (рукопись Иосифо–Волоко- ламского монастыря). Б. М. Клосс определяет эту филигрань сходно: «агнец со знаменем — Брике, 24, конец XV в.» (Клосс Б. М. Деятельность… С. 336).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги//ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.)//Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.//RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144. А. В. Назаренко, Е. В. Романенко Иконография Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» ( Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище ( Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

http://pravenc.ru/text/159124.html

1990-2007 гг. 29 авг. 1990 г. Вологодской епархии РПЦ были переданы кладовая палата и надвратная Вознесенская ц. с колокольней, в к-рой игум. Никитой (Третья-ковым) совершались богослужения. Решением Свящ. Синода РПЦ от 29 янв. 1991 г. Д. м. был возобновлен. 24 февр.1992 г., в день памяти прп. Димитрия Прилуцкого, РПЦ был возвращен весь комплекс мон-ря. Наместниками обители были в 1991-1993 гг.- иеромон. Ефрем (Виноградов), в 1994-1996 гг.- иеромон. Галактион (Канторов), с 31 янв. 1996 г. игум. Дионисий (Воздвиженский). В авг. 1992 г. Д. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и возглавил торжество в честь 600-летия преставления прп. Димитрия Прилуцкого. 13-14 авг., на престольный праздник Всемилостивого Спаса, Патриарх совершил всенощное бдение и литургию в нижнем храме Спасского собора, крест-ный ход и молебен с водосвятием на р. Вологде. К 2007 г. в Д. м. отремонтированы и освящены Спасский собор, храм прп. Димит-рия Прилуцкого с приделом прп. Сергия Радонежского, Вознесенская ц. Богослуже-ния совершаются ежедневно. В 2007 г. в Д. м. проживали 16 насельников (игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, 5 послушников). Д. м. имеет подворья при ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и при ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Покровское Сокольского р-на. Обители также приписан Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. В мон-ре располагается ставленническое отд-ние Вологодского правосл. духовного уч-ща. Ежегодно здесь проходят образова-тельные научно-практические Димитриевские чтения. Архивные материалы: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 118; ГА Вологодской обл. Ф. 53. Д 113; Ф. 496. Д 771, 1261, 1682, 6803, 16480; Ф. 512. Д 40, 44, 206, 351, 986, 1177, 1319, 1327, 1352; ВГИАХМЗ. Ф. 3. 1; Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 271. Оп. 2. 271. Источники: Мат-лы для истории Русской Церкви. Харьков, 1863. Т. 2. С. 51-77; Николь-ский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. письменности. СПб., 1907. 19. С. 141-144; ПСРЛ. Т. 18. С. 163; Т. 37. С. 175, 181, 185; ААЭ. 1836. Т. 3. С. 17-19; Шляпкин И. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914; АСЭИ. 1964. Т. 3; Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105; Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исследования. Л., 1990. С. 25-53; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоука-затель. СПб., 2003. С. 80-83; Черкасова М. С. Вотчинные архивы вологодских мон-рей и церквей XV - нач. XVII вв. С. 1-5, 8, 13, 17-23, 31-35, 38, 41-42, 60, 70 (в пе-чати).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

В ранних произведениях И. может быть изображен средовеком, как, напр., на миниатюре из Евангелия (Ath. Vatop. 762), или старцем с длинными седыми локонами и короткой седой бородой, как на мозаике в Осиос Лукас или на эмалевой пластинке иконы (ГЭ). Как средовек со светлыми недлинными волосами, с короткой бородой, облаченный в фелонь и омофор, И. выглядит на фреске в мон-ре Аркаж (1189; в нижней части сохр. фрагменты кодекса на левой руке и пальцы десницы). Поскольку в письменной традиции апостольских Посланий существовали разные версии, кто из апостолов, носивших имя Иаков, являлся автором Послания Иакова, при иллюстрировании этого текста в составе кн. Апостол в визант. и древнерус. иллюминации также были возможны разные варианты. Фигура седовласого святителя в светлой фелони и синем подризнике с золотым кодексом на левой руке включена в состав инициала, к-рый украшает начало Послания Иакова в миниатюрной рукописи НЗ (Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис. МГУ НБ. Греч. 2. Л. 100, 1072) имп. Михаила VII Дуки. В фелони, омофоре и с Евангелием в руках И. представлен в иллюминации кн. Апостол (Hieros. Patr. 47. Fol. 146). Для иконографического извода отдельных миниатюр были использованы схемы, традиц. для изображений евангелистов: писатель, сидящий за пюпитром, размышляющий, пишущий или стоящий оратор. Как сидящий седовласый старец с недлинной раздвоенной бородой, в античных одеждах, с омофором на плечах, с развернутым свитком в руках с подписью: «Iako(b) бра(т) Г(осподе)нь» - на миниатюре новгородской рукописи кн. Апостол из собрания А. Д. Черткова (ГИМ. Чертк. 167. Л. 93 об., 80-е гг. XV в.). Стоящая фигура средовека с короткой, раздвоенной на конце темной бородой, в античных одеждах, в красном гиматии и зеленом хитоне, с омофором на плечах, со свитком в левой руке и с правой в жесте благословения - на миниатюре кн. Апостол XV в. (ИРЛИ (ПД). Древл. Новгородско-Псковское собр. 21. Л. 41). В качестве автора Послания Иакова мог быть представлен ап. Иаков Зеведеев, средовек с темными короткими волосами и бородой, в хитоне и гиматии, как правило синих, часто со свитком в руке (миниатюра из ркп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Евлампия , 1846 и 47. Магдалина , 1848 и 49, перев. в Хотьков. Олимпиада , 1849–67. 39 Хотьков Покровский, от Троицкой Лавры в 10 верстах, упом. в 1422 г.; грамотой 2 авг. 1544 отдан в ведение Троицкой Лавры; в 1764 от неё отписан и возведён в третий класс. [VI, 600.] Игуменьи Иулия , в авг. 1689. Феодосия Куличкина определена 9 сент. 1692. Анфиса , в 1717–20. Иринарха Латышева определена 17 апр. 1723; упом. 1727 и 28. Макодония , в 1764–80. Евпраксия Коротаева , 1809–48, † в окт. Магдалина 1849 перев. из Брусенского; до 1855. Вера Головина , в 1856–58 перев. в Московский Никитский. Антония , 1859–66; † … Филарета , 1867–69; жива на покое. 40 Аносин Борисоглебский, В Звенигородском уезде, основан княгиней Евд. Ник. Мещерской, в 1822 г.; третьего класса. Игуменьи Евгения Мещерская определена в сент. 1823; † 2 февр. 1836. Анастасия определена 1836; в 1854 перев. во Владычен. Евгения Озерова , в 1855–67. 41 Ивановский (Усекновения Иоанна Предтечи), девичий, в Москве, основан в исх. XVI века; по штатам второклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [IV, 307.] Игуменьи Анисия , в янв. 1626. Анна Годунова , 26 дек. 1640. Евфимия Вельяминова , 1654–56. Фекла , в авг. 1690. Марфа Григорова , 1701–11. Мария Цимерманова , 1712–33; † … Елена Протопопова определена 22 нояб. 1733; † 8 дек. 1761. Назарета Иванова , 1762–72. Измарагда , 1773–79. Елисавета , 1779–81 (в 1794 перев. в Новодевич?). Мария Арсеньова † 29 нояб. 1805. Елпидифора (последняя, до 1812 г.). 42 Георгиевский, девичий, в Москве, на Дмитровке, упом. в исх. XV столетия 55 ; по штатам третьеклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [III, 690.] Игуменьи Иулиания , 1613–23. Анна , 1651. Парамона , 1655. Пелагия , 1690, 1705, 10. Александра , 1710–13. Олимпиада , 1714–17. София , 1718–22. Пелагрия Теплицкая определена 7 янв. 1723; упом. до 1729. Александра Лазарева , 1732–58, окт. Венедикта Соколова , 1761–72. Евлампия Дурново , 1772–76. Маврикия , 1777–82. Филарета † в окт. 1803. Елисавета , 1792. Митрополия (последняя) до 1812, 7 мар. 1818 определена в Зачатейский. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 В росписи Благовещенского собора целый ряд мотивов имеет аналогии среди сюжетов живописных произведений рубежа XIV-XV вв. Это – сцены из жития Марии Египетской, изображение византийских императоров Михаила и Феодоры (торжество православия), донаторские портреты московских князей Дмитрия Донского и Василия I и др. В конхе апсиды Богоматерь с Младенцем окружена медальонами с изображениями пророков. Эта композиция находит ближайшую смысловую аналогию: в среднике иконы Успенского собора «Похвала Богоматери с Акафистом», в сцене «Похвалы», где пророков тоже 10, что редко в подобной иконографии. 79 Verpeaux J. (ed.) Pseudo-Kodinos. Traité des offices. Paris, 1966. P. 185–190, 200, 201,256,264. 80 Специальных исследований по этому вопросу почти нет. Некоторая информация содержится в работах, посвященных портретным изображениям (см. прим. 36 к гл. 2), а также в: Новакович Ст. Венец (στφανος) и диадема (διδημα) в српском круницвеним JAZU. Zagreb, 1878. Т. XLIII. Р. 189–195; Покровский Н. В. Брачные венцы и царские короны//Христианское чтение. 1882. II. С. 127–135; Regel ИС Analecta Byzantino-Rossica. Petropoli, 1891; Беляев Д. Ф. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии в IX–X вв. СПб., 1893; Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XIV в. СП б., 1906; Kondakov N. Р. Les costumes orientaux à la cour Byzantine//Byzantion. 1924. 1; Grabar A. L empereur dans l art byzantin. Paris, 1936; Ostrogorski G. Die byzantinische Staatenhierarchie//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1936. T. VIII. P. 41–61; Tretinger 0. Die oströmische Kaiser-und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniel. Jena, 1938; Наследова В. История на българския костюм. София, 1974; Piltz Е. Op. cit. 1976; Piltz Е. Op. cit. 1977; Walter Ch. Marriage Crowns in Byzantine Iconography//Зограф , 1979. XC. 81 Передник не имеет определенного названия по-гречески, потому что в раннем императорском облачении он был частью лора; позже, для удобства, стал прикрепляться отдельно. См.: Беляев Д. Ф. Указ. соч. С. 285–286.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Адрес: 216790, Смоленская область, Руднянский район, город Рудня, улица Колхозная, дом 1А Телефон: +7(919)044-80-88 Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Микулино) [ править править код ] В самом начале XIV века на месте села был город Микулин. В 1430 году Микулин был причислен к владениям польского короля Свидригайло, но позднее, в XV веке, город был разрушен. В дальнейшем он упоминается как местечко «городище». Свято-Троицкая церковь располагается на месте детинца древнего поселения. Церковь изначально была построена и принадлежала одному из католических орденов, что отражено в своеобразной архитектуре храма. После восстановления Православия храм перестраивался, к нему была пристроена колокольня. В советское время церковь была закрыта, богослужения в ней не совершались. Храм не единожды подвергался разграблению, богатая церковная утварь была утрачена. Адрес: 216763, Смоленская область, Руднянский район, село Микулино Как добраться: от дороги Демидов — Рудня повернуть по указателю " Микулино " . В селе за памятником погибшим в ВОВ повернуть налево Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Любавичи) [ править править код ] В Любавичах когда-то было две церкви: одна каменная, одна деревянная. С середины XVIII века сохранилась только церковь Успения Богоматери, перестроенная из униатской в православную. Боковые нефы старого храма были расширены и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с двумя башнями на западном фасаде все-равно мало похожа на православную церковь. Прямоугольный объем главного нефа, включавший в себя алтарное помещение, возвышается над объемами боковых нефов с их небольшими апсидами. В западный фасад включены и две высокие башни, между которыми расположен фронтон, завершающий фасадную поверхность главного нефа. Успенская церковь в Любавичах выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм. Адрес: 216774, Смоленская область, Руднянский район, село Любавичи Телефон: +7(48141)5-41-89 Подробнее... Сафоновский район [ править править код ] Храм Рождества Христова (Сафоново) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

36 За весь период от основания монастыря до второй четверти XVII века нам известен только один случай продажи Кирилловым монастырем своей земли: «князь Давид Хромой дал в Кириллов монастырь село Однолетово, и то село продали, а взяли на нем (по словам «Вкладной книги») 160 рублев» (Рукоп. Кир библ. 78–1317, л. 83. – В запродажной цена селу указана в 200 руб. – А. Юр., 80, стр. 122–123). Чаще бывали случаи выкупа земель родственниками вкладчиков. Так Иван Федорович Наумов дал вкладу в Кириллов монастырь при игумене Афанасие за село Карповское с деревнями (Углицкого уезда) 120 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 87 и об.), Михаил Никитин Юрьев дал 22 рубля 18 алтын за вотчину село Лычово (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 89 об.) и т. п. (Другие примеры указаны в приложениях, где см. также и о случае отказа от вклада при игумене Серапионе). – Продавая сделанные на городских дворах своих постройки, кирилловская братия обыкновенно уступала их без земли. (О таких сделках сохранилось несколько указаний. В купчей от декабря 1559 года, упоминается повалуша «против Николы» в Золотице, доставшаяся Ивану Никитину сыну Сидорова «з делу от братьи Кирилловской», но «без земли», Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 966–967. – О хоромах, купленных у старца Кириллова монастыря Вассиана Поряднина также без земли, см. в купчей 2 июня 1555 года, Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 850–851 и т. п). Менее прочно Кириллов монастырь закреплял за собою на север каждый приобретенный «соляной участок», (Сравн. Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 473–476). – Стоглав неотчуждаемость монастырских вотчин признал общим правилом (Стоглав, изд. 1890, М., 335). 38 Рукоп. Соф. библ. 1451, л 99–102; Летоп. русск. литер. и древн., т. V, М. 1863, стр. 140; Преосв. Макария, Истор. Русск. церкви, т. VIII, СПБ. 1874, стр. 154: ср. А. Павлов, Ист. очерк секул. церк. земель в России, Одесса. 1871, стр. 66 к след. 41 Остановка роста монастырской вотчины, совпавшая с концом XV и началом XVI века, конечно, зависела отчасти и от направления политики тогдашнего правительства, после присоединения Белаозера к Москве. Как видно из слов приговора 11 май 1551 года, во время великих князей Иоанна Васильевича и Василия Ивановича действовало постановление, в силу которого «во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Белеозере, на Рязани, мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали» (А. Э., I, 227, стр. 219). Княжения Иоанна Васильевича и Василья Ивановича обнимали время с 1462 по 1506 и с 1506 по 1534.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010