792. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 287 дл., полууставом XV– XVI вв., в дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов между 15 и 16 листами. На полях внизу листов 2–9 приписка скорописыо: «Книга глаголемая Минея Воздвиженская обещание черново попа Боголепа». Рукопись начинается тропарями 1 песни канона в службе 1 ноября, оканчивается ирмосом 5 песни канона в службе 1 января. Службы русским святым: 1) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (6 об.–15 об.) и 2) 21 декабря – Петру митрополиту (127 об.–137). 793. Сборник избранных служб , в четвертку, 269 лл., полууставом нескольких почерков XV–XVI вв, в дощатом с тисненою кожею переплете. со следами подмочки. Порваны листы: 82–85, 107–114, 170 и 194. Нет нескольких листов между листами: 23 и 24, 81 и 82, 119 и 120, 153 и 154. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Димитрия Салунс что во Княинине». Службы русским святым: 1) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (23–30); 2) 12 февраля – Алексию митрополиту (204–214 об.); 3) 14 мая – Исидору юродивому Ростовскому (231–242); 4) 20 мая – Алексию митрополиту (214 об.–225); 5) 23 мая – Леонтию Ростовскому (134–147); 6) 23 мая – Никите столпнику Переяславскому (225–230 об.); 7) 28 мая – Игнатию Ростовскому (154–161); 8) 1 июня – Дионисию Глушицкому (169 об.–179); 9) 9 июня – Кириллу Белозерскому (161–169); 10) 24 августа – Петру митрополиту (243 об.–258 об.к 11) 19 сентября – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (189– 204); 12) тропарь и кондак Прокопию Устюжскому (242 об.). На лл. 230 об. и 243 отрывки из службы Игнатию Ростовскому. На лл. 180–189 служба Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы. 794. Сборник избранных служб , в четвертку, 207 лл., полууставом XV–XVI вв., в поломанном дощатом переплете. Состав: службы руссскнм святым: 1) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (1–17 об.); 2) сентября 25 – Сергию Радонежскому (17 об.–28 об.); 3) мая 28 – Игнатию Ростовскому (34 об.–41); 4) мая 23 – Никите столпнику Переяславскому (41–47); 5) июня 1 – Дионисию Глушницкому (47–57 об.); 6) июня 9 – Кириллу Белозерскому (57 об.–67 об.); 7) августа 26 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (67 об.–80 об.); 8) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и Феодору боярину его (80–об· 94 об.); 9) апреля 26 – Стефану Пермскому (94 об,–110 об.); житие святого по 6-й песни канона (103 об.–106 об.); 10) октября 29 – Авраамию Ростовскому (110 об.–134); житие святого по 6 песни канона (122–130); 11) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (134–156); житие святого по 6-й песни канона (144–152); 12) житие н подвиги преподобного отца нашего Сергия, в немже имать от божественных чудес, списано священно-иеромонахом Пахомием (156 об.–207 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 50-х годов XV в. к можайскому князю Ивану Андреевичу посылался именно коломенский епископ (АИ. Т. I. 56. С. 104). ПСРЛ. Т. 26. С. 203 («в свою епископью, в град Муром»). ПЛ. Вып. 1. С. 41-42; Вып. 2. С. 44, 128 («того ради не преха, князи великий заратишася межу собою»). См.: Голубинский. С. 418; Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. Княжение Василия Васильевича Темного. Ч. 1. Киев, 1904. С. 9-10. «На Рускую землю» (ПЛ. Вып. 1. С. 42); ср.: НПЛ. С. 163, 473. Как «нареченный в митрополиты», Иона написал грамоты в нижегородский Печерский монастырь о поставлении в архимандриты Павла 11 марта 1433 г. (АСЭИ. Т. III. 304. С. 332-333). См.: Голубинский. С. 415, 419. См.: Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси XIV — первой половины XVI в. Л., 1979. С. 40-41. Великия Минеи Четий, собранные митрополитом Макарием. Сентябрь. СПб., 1868. 9 сентября. Стб. 551-552. НПЛ. С. 417. См.: Коцебу А. Свидригайло... Прил. С. 31-41. См. письмо Свидригайла на Базельский конгресс от 14 июля 1433 г. (Jablonowski H. Westrusland zwischen Wilna und Moscau. Leiden, 1961. S. 89). ПЛ. Вып. 1. С. 43; Вып. 2. С. 45, 131. АИ. Т. I. 41. С. 84; ПСРЛ. Т. 6. С. 162. В послании Василия II 1441 г. боярин назван Василием (РИБ. Т. 6. 62. Стб. 529). См.: Голубинский. С. 423; Mercatti G. Scritti d’Isidore, il cardinale Rutene. Roma, 1926. ПСРЛ. Т. 26. С. 192. ПСРЛ. Т. 23. С. 143-144. В 1417 г. Анна Васильевна скончалась. ПСРЛ. Т. 25. С. 253. Позднейшее утверждение Василия II (1441 г.) о том, что «не хотехом его прияти отьинудь» (ГИБ. Т. 6. 62. Стб. 530), не соответствует действительности. ДДГ. 37. С. 105. Симеон. С. 80 (вторая редакция Повести). См. там же. С. 53-54. Рассуждения «Слова на латыню» и позднейших летописей о том, что Василий II сопротивлялся поездке Исидора на собор («глаголаше ему, да не пойдет на съставление осмаго збора»), представляют собой типичное «переписывание истории» (см.: Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI—XV вв.). М., 1875. С. 362; ПСРЛ. Т. 25. С. 253). См. также послание Василия II 1441 г. (РИБ. Т. 6. 62. Стб. 531-532).

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Греч. 299), переписанный в 1022 г. мон. Иоанном из мон-ря Иоанна Богослова по распоряжению игум. Афанасия, и Стихирарь (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва 1), созданный в 1106 г. иереем Анфием для ватопедского доместика Лаврентия. Древнейшая из созданных в ватопедском скриптории рукописей, оставшаяся в мон-ре,- Четвероевангелие 1263 г. (Cod. 896), написанное по заказу игум. Арсения. Ватопедский скрипторий достиг расцвета в XIV-XV вв. Каллиграфу мон. Каллисту принадлежат Творения свт. Ефрема Сирина (Cod. 186, 1322 г.), Слова свт. Василия Великого (Cod. 56, 1330 г.), а также неск. рукописей без точной даты написания (Cod. 117, 337 (fol. 264-352), 455, 486-487, 492-493). Ватопедские монахи Григорий и Филофей в 1417-1426 гг. переписали ряд панегириков, миней и др. литургических книг (Григорий - Cod. 631-637, 1008, 1186-1187, Филофей - Cod. 1101, 1116, 1137, 1138, 1153 и Laur. Θ. 44). Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) Евангелие. 1340–1341 гг. (Vatop. 16. Ризница. Fol. 56v) В поствизант. период в скриптории активно работали иером. Никифор (кон. XV - нач. XVI в.), мон. Кирилл (сер. XV в.), Анфим Леовадитис (90-е гг. XVI в.), Григорий, митр. Лаодикийский (60-е гг. XVII в.), иером. Феоклит (80-е гг. XVII в.), Григорий (Георгий) Каллиергис (50-60-е гг. XVIII в.), Дамаскин Ватопедский (60-70-е гг. XVIII в.), Даниил Смирнский (80-е гг. XVIII в.) и др. Сохранилось ок. 50 книг, переписанных архим. Иаковом Ватопедским († 1885). Помимо книг, созданных в монастырском скриптории, значительное число кодексов было подарено мон-рю вкладчиками. Визант. имп. Иоанн VI Кантакузин передал в В. 26 книг (Cod. 5-6, 65, 105, 128, 132, 179, 180, 299, 306, 310, 320-322, 325-328, 335, 390-392, 661, 908 и Ризница. Cod. 16-17). Среди них - Творения свт. Афанасия Александрийского (Cod. 5, между 1325 и 1340 г.), Творения свт. Григория Нисского (Cod. 128, ок. 1340 г.), Евангелие (Ризница. Cod. 16, 1340/41 г.). В мон-рь делали вклады визант. имп. Андроник II, деспоты Мануил и Андроник Палеологи, серб.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   Честное тело св. апостола Петра оставалось почивающим в Риме; но глава его перенесена была в Царьград, и в истории упоминается, что во время пятого Крестового похода, когда крестоносцы овладели Царьградом, тогда со множеством другой святыни найдена там и честная глава апостола. Когда же венгерский король Андрей II возвращался из шестого Крестового похода, в котором принимал деятельное участие, тогда, проезжая Царьградом, принадлежавшим в сие время Латынам, взял с другою святынею и главу св. Петра и привез ее в Венгрию, где как от нее, так и от другой привезенной им из Царьграда святыни, совершались многие чудеса (Жития 12 апостолов, Ив. Крылова. M., 1869 г. стр. 55). Библиографический указатель к XV гл.    1. Начало ересей в Церкви Христовой (из Шаффа) Митропольского. Прав. Об. 1861. VI, 451.    2. Чтения о Св. ап. Павле. Апостольский Собор. Воскр. Чт. 1872, 20, 312, 316.    3. К. Пер-ов. Беседа об апостольском Соборе в Иерусалиме, в применении к современному положению св. Церкви Христовой. Воскр. Чт. 1892, 46, 717—726.    4. Об апостольском Соборе. Руков. для с. п. 1877. И, 501—503.    5. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Св. ап. Павел. Сочин. T. IX. 397—400.    6. Ст. 36—41. Гал. II:11 и дал. Прот. Михайловского. Размолвка у Павла с Петром и Варнавою. Св. ап. Павел, 40—42.    7. О том же, Фаррара. Жизнь и труды Св. ап. Павла. I, 262—271.    8. Прот. Горского. Второе путешествие ап. Павла. Размолвка между Павлом и Варнавою. Еванг. история и история Апостольской Церкви. 420—421.    9. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Сочин. T. IX, 401—402.    10. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтения о св. Первоверховном ап. Петре. О деяниях св. Апостола после двух первых апостольских путешествий его до конца сказаний о нем в кн. Деян. 179—206. О дальнейших путешествиях его и о кончине 207—228.    11. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь Св. Ап. Петра 80—95.    12. А. Яковлева. Апостолы. Вып. I, 121—133. II. Второе путешествие Ап. Павла. (XV, 36—41; XVI-XVIII, 22). Огорчение между ап. Павлом и Варнавою (XV, 36—41)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ [серб. Данило (Данилац) Левооки] (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий). Судя по прозвищу, имел заметный физический недостаток (был крив на правый глаз), затруднявший его работу. Д. Л. составил или продолжил до нач. XV в. летописные заметки (частично известны по более ранним спискам; см.: Записи. 3. С. 68, 70-72), содержащие даты смерти серб. правителей от Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ) до св. кн. Лазаря , архиепископов и патриархов от свт. Саввы I до Саввы V и представителей династии Бранковичей . Заметки помещены как дополнение к Уставу церковному Иерусалимскому («Данильцев типик»), переписанному Д. Л. в 1416 г. (Белград. НБС. 649. Л. 193 об.- 194 об.; изд. см.: Записи. 3. С. 70-72, 5014-5026; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 111, 170-181; М. , Л. Опис рукописа Народне Библиотеке Cpбuje. Београд, 1986. 1. С. 349). Его рукой написано полностью или частично не менее 12 бумажных кодексов: 1) Минея праздничная на февр.-авг., 80-90-х гг. XIV в. (Печ. Б-ка Патриархата. 41); 2-4) Пролог стишной в 3 т., 1394 г., для мон-ря Дечаны по заказу его экклисиарха (позже игумен) Варлаама (Мон-рь Високи Дечани. 52-54); 5) Патерик, ок. 1394 г., для той же обители по заказу игум. Варлаама, кн. Стефана Лазаревича, его брата Вука и матери мон. Евгении (Там же. 96); 6) Поучения аввы Дорофея, 1390-1400 гг. (Там же. 79. Л. 1-196); 7) Стружский список Законника царя Стефана Душана, ок. 1394 г. (РГБ. Григор. 29/М. 1732. Л. 1-4 об., 12 об.- 13); 8) Сборник аскетический с главами Кормчей серб. редакции и посланием Тырновского патриарха Евфимия Киприану мниху, ок. 1400 г. (Chil. 477; описание см.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 182); 9) Патерики алфавитный и скитский с дополнениями, 1-я четв. XV в. (Там же. 428; описание - Там же. С. 165); 10) Сборник аскетический, 1-я треть XV в.

http://pravenc.ru/text/171302.html

М., 1926. Т. 1. С. 103-104, 110; Ajnalov D. V. Trois manuscrits du XIVe siecle а l " exposition de l " ancienne Laure de la Trinité а Sergiev//L " art Byzantin chez les Slaves: L " ancienne Russie, les Slaves catholiques. P., 1932. Р. 244-250, 252; Алпатов М. В. Андрей Рублев: Рус. художник XV в. М.; Л., 1943. С. 10-11; он же. Андрей Рублев: Ок. 1370-1430: [Альбом]. М., 1972. С. 38-40, 42, 52, 138, 160, 164; Древнерус. миниатюра: 100 листов миниатюр с описанием и статьями М. Владимирова [Алпатова] и Г. П. Георгиевского. М., 1933. Табл. 51, 100. С. 17, 20-21, 79-80, 107-108; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. [М.], 1937. С. 236-237, 240; Лебедева Ю. А. Андрей Рублев. Л., 1959. С. 14-15; eadem (Lebedewa J.). Andrei Rubljew und seine Zeitgenossen. Dresden, 1962. S. 66-69. Taf. 41-42; Ухова Т. Б. Кат. миниатюр, орнамента и гравюр собраний ТСЛ и МДА//Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. C. 151. 8657; она же. Орнамент неовизант. стиля в моск. рукописях кон. XIV - 1-й четв. XV в.//Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971. С. 223-232, 237, 241, 244; она же. Книжная миниатюра Др. Руси//300 веков искусства: Искусство европ. части СССР: [Очерки.] М., 1976. С. 225-226, 227, 324; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. C. 75-83; Дёмина Н. А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963. С. 25-26, 28; Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в.//ДРИ. М., 1963. [Вып.]: XV - нач. XVI в. С. 136, 138-143, 147-148, 154; Грабар А. Н. Неск. заметок об искусстве Феофана Грека//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 86-90; Чураков С. С. Андрей Рублев и Даниил Черный//Сов. Арх. 1966. 1. C. 94-95, 103; Жуковская Л. П. Связь изучения изобразительных средств и текстологии памятника//ДРИ. М., 1974. [Вып.]: Рукописная книга. Сб. 2. С. 64-65; она же. Хронология древнерус. Евангелий группы Хитрово-Кошки//Мат-лы конф. по итогам научно-исслед. работы РГБ за 1991 г. (29 июня 1992) и Конф. молодых специалистов б-ки (1 июня 1992).

http://pravenc.ru/text/180927.html

Симеона Нового Богослова (XV - нач. XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 100/225. Л. 1). Великолепные по исполнению заставки балканского стиля, построенные на пересекающихся кругах и 8-угольниках, Вздорнов отмечает в рукописи пергаменного Евангелия писца Христофора (10-е или 20-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 2/2), в к-ром исследователь предполагает ученика прп. Кирилла и считает, что именно с этой рукописи должно начинаться изучение книг, переписанных этим писцом (подробнее см.: Турилов. 2004). Некоторые заставки в рукописях XVI в. представляют драгоценные изделия, совмещающие принципы архитектуры и ювелирного дела, как заставки с вписанными арочками, каждая расцвечена индивидуально, напр. в Псалтири с восследованием (РНБ. Кир.-Бел. 68/325. Л. 416), Псалтири (РНБ. Кир.-Бел. 62/319. Л. 229). Заставки неовизант. типа, с золотыми фонами, на к-рых ярко сияют цветочные или растительные узоры несложного рисунка, известны в рукописях Псалтири с восследованием (XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 41/298. Л. 5); в упрощенном варианте их узоры напоминают деревянную резьбу, как в Стихираре с крюковой нотацией (РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 189; см.: Враская. 1983. С. 268-270). Среди книгописцев, чьи произведения попали в б-ку К. Б. м., были и профессиональные художники: напр., создателем Синаксаря (1486-1489, РНБ. Кир.-Бел. 56/1295) был писец «Ефремишко изуграф» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 129, 306 [К 104]; Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012. С. 176-177), возможно это инок Ефрем Требес, к-рый оформлял сборник, принадлежавший книжнику иером. Евфросину (80-90-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 11/1088). Интересно, что именно на исходе XV в., в период очередного оживления художественной деятельности в мон-ре (возведение каменного собора, написание икон для него), проявляются оригинальные черты и в работах местных мастеров-книгописцев, создававших книжные миниатюры. Именно этим периодом Э. А. Гордиенко датирует миниатюры в рукописи Псалтири с восследованием (РНБ. F.I.738), среди к-рых наиболее интересна композиция на л.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Т. 1. Стб. 438; ср.: Там же. Т. 18. С. 48; Т. 10. С. 66), т. е. в боголюбском в честь Явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Согласно Летописцу Переяславля Суздальского, передающему летописание кн. Ярослава Всеволодовича, союзника кн. Георгия, сразу после кончины вел. кн. Всеволода И. был изгнан с кафедры: «Того же лета володимирцы с князем своим Георгием изгнаша Иоанна из епископства, зане неправо творяше» (Там же. Т. 41. С. 132). Согласно ряду летописных сводов XV-XVI вв., в кон. 1214 г. И. оставил кафедру и ушел в суздальский мон-рь Космы и Дамиана, где принял схиму (Там же. Т. 8. С. 119; Т. 24. С. 86; Т. 25. С. 110; Т. 30. С. 84). С данными событиями связаны разделение Ростовской епархии и учреждение 2-й епископской кафедры в Сев.-Вост. Руси - Суздальско-Владимирской (см. Владимирская и Суздальская епархия ). 10 нояб. 1214 г. во епископа Ростовского был хиротонисан Пахомий , духовник кн. Константина Всеволодовича. В 1214/15 г. по инициативе кн. Георгия Всеволодовича епископом Суздальским и Владимирским был поставлен св. Симон , игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Имя И. было внесено в синодик ростовского Успенского собора, составленный во 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.), названо в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 14-м епископом (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). Фактически (вслед. легендарности ряда Ростовских владык раннего периода), И. был 8-м Ростовским епископом. В ряде рукописных месяцесловов И. указан как местночтимый святой с памятью 17 янв. Икона Ростовских чудотворцев с вероятным изображением И. находилась в кон. XIX в. в Вознесенской ц. Ростова ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 146). Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. Сочинения Возможно, И. является автором «Поучения в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном», обнаруженного И.

http://pravenc.ru/text/468951.html

65 . Киселков В. Сл. Средневековна Парория и Синаитовият монастир//Сборник в честь на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 105–118. 66 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Париж, 1952. 67 . Краткое сведение о блаженном Каллисте, патриархе Константинопольском: (Взято из книги Добротолюбие)//ХЧ. 1832. Ч. 47; Блаженного Каллиста, патриарха Константинопольского. О молитве//Там же. С. 204–209. 68 . Лебедев Л. П. Исторические очерки состояния Византийской Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. 2-е изд. М., 1902. 69 . Лихачев Д. С. Некоторые задачи второго южнославянского влияния в России. М., 1958. 70 . Мансветов И. Церковный устав (типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 40–41, 295. 71 . Мансуров Сергий, священник. Очерки из истории Церкви//БТ. М. 1971. 6. С. 79–110. 72 . МарковиН В. Православно монашество и монастири у средневеково] Срби]и. Сремски Карловци, 1920. 73 . Маслев Ст. Пустынножителка Мадара//Археология. Год. I. София, 1959. Кн. 3/4. С. 23–24. 74 . Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV веков. Л., 1976. 75 . Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 291–305. 76 . Мейендорф Иоанн , протоиерей. Святой Григорий Палама и православная мистика/Пер. с фр. Париж, 1969. Машинопись. 77 . Мелиоранский Б. К истории противоцерковных движений в Македонии в XIV веке//Сборник статей в честь Φ. Φ. Соколова, проф. С.-Пб. ун-та, к 30-летней годовщине его деятельности. От учеников и слушателей. СПб., 1895. 78 . Мошин В. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X–XV веков//ТОДРЛ. Л., 1963. Т. 19. С. 28–106. 79 . Нестор (Крыстев), архимандрит. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики: К 600-летию со дня кончины//ЖМП. 1963. 7. С. 49–53. 80 . Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Т. 2; 1879. Т. 3. 81 . Острогорски Г. О сербском митрополите Jakoby//Зборник филозофског факультета. Београд, 1970. Кн. X–I. С. 219–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Произведения из П. имели широкое распространение в слав. книжности на Балканах до XIX в.: известно о более чем 130 болгарских, ок. 100 сербских, а также о славяно-румынских (точных сведений об их количестве нет) патериковых рукописях. Патериковые произведения могли составлять особые сборники или входить в самые разнообразные по форме и содержанию кодексы. В болг. традиции выделены более 2 тыс. патериковых рассказов и поучений. Особое внимание П. уделялось в XIV в., когда возникла четверть из известных ныне списков. С XV в. число полных П. уменьшается, в XVII и XVIII вв. они уже отсутствуют. Самым древним слав. переводом патерикового произведения считается рассказ о прп. Павле Препростом в Супрасльском сборнике , текст был заимствован не из слав. перевода «Лавсаика», о существовании к-рого в тот период не было известно. Самые древние болг. заимствования из П. относятся к нач. XIV в.: из Синайского П. (РГБ. Сев. 41/М; в него помимо Жития с единственным списком первичной редакции Похвального слова равноап. Кириллу входит произведение равноап. Климента Охридского ), Азбучного-Иерусалимского и Сводного П. (София. Болг. АН. Науч. архив. 77; серб. рукопись, скопированная с болг. протографа). В кон. XIII в. впервые патериковый рассказ вошел в состав болг. Пролога на 3 марта (София. Болг. АН. Науч. архив. 72) в редакции, распространенной в этом типе сборников. В XIV в. началось активное включение рассказов из П. в Прологи. Произведения из П. появились в сборниках смешанного содержания в XV в., в XVI в. этот процесс расширился. Замещение традиц. патериковых текстов их проложными редакциями (возможно, не без влияния московских изданий Пролога) широко представлено в XVII в., когда патериковые сюжеты стали включать в «Дамаскины» ; в XVIII в. были переписаны ок. 80 проложных редакций патериковых текстов. Исключением из этой практики является сборник 1775 г. мон. Феофана из Рильского мон-ря (НБКМ. 741), объединивший 16 патериковых рассказов из 3 книг кон. XIV и 1-й четв. XV в. (эти кодексы, содержащие Азбучно-Иерусалимский П. и отрывки из разных П., хранятся в обители).

http://pravenc.ru/text/2579738.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010