Скан Patrologia Latina 95     PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский»,     Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778)     PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев»     Скан Patrologia Latina 97     PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867)     Скан Patrologia Latina 98     PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо     Скан Patrologia Latina 99     PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии     Скан Patrologia Latina 100     PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура)     Скан Patrologia Latina 102     PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 823 г. у августейшей четы родился мальчик. Дальновидная Юдифь настояла. чтобы ребенка в честь деда назвали Карлом – с таким именем он в будущем не остался бы на вторых ролях. Во время торжеств, устроенных по этому поводу, мало кто отдавал себе отчет, сколь проблематичным окажется развитие этой ситуации. Ведь рано или поздно должен был встать вопрос о переделе наследства, уже с таким трудом поделенного и скрепленного кровью стольких людей. Опасность возможных перемен понимал Людовик. Даже Юдифи понадобилось целых шесть лет, чтобы заставить его изменить условия “Ordinatio”. Наконец, в 829 г. император заявил, что выделяет Карлу Швабию. Это в первую очередь ударило по интересам Лотаря. Вокруг него сплотились все недовольные. При дворе возник заговор, направленный против Юдифи и Бернарда Септиманского. Их обвинили в прелюбодеянии и устроили судебный процесс. На какое-то время их влияние было подорвано – Юдифь даже попала в монастырь, а Бернард вынужден был бежать. Однако вскоре все вернулось на круги своя. Юдифь оказалась в объятиях супруга, а Бернард занял уже привычное место “второго после короля”, но первого возле королевы. Дело закончилось без кровопролития, лишь наиболее активных участников заговора на время отправили в ссылку. На сей раз император проявил крайнюю осмотрительность и слабость. Видимо он боялся необдуманно совершить что-либо, в чем потом пришлось бы раскаиваться. Ему все еще не давала покоя смерть Бернарда Италийского. Однако проблема так и осталась нерешенной. Напряженность все больше возрастала. В 832 г. один за другим вспыхнули мятежи младших сыновей императора Пипина и Людовика Юного, не желавших соглашаться с условиями «Ordinatio». Движение против Людовика достигло пика в 833 году. Дело дошло до открытого военного противостояния. В конце июня войска императора и объединенные отряды его сыновей, в стане которых находился, кстати сказать, римский папа. встретились на Красном поле в Эльзасе. Противники уже готовы были броситься в бои. Однако сражение не состоялось. Все закончилось мирно и до банального просто. Располагая обширными материальными ресурсами, сыновья в прямом смысле слова перекупили большинство сторонников отца, так что в ночь на 29 июня почти все они покинули его. Вот поэтому Красное поле с тех пор называют “Полем лжи”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

2002. P. 23-53). Бруно был 3-м сыном Гуго IV, графа Нордгау и Эгисхайма, и Хельвиды (Хейлевиды, Хельвиги), дочери Людовика, графа Дагсбурга. Его братьев звали Герхард, Гуго и Эберхард, одну из сестер - Хильдегарда. Местом его рождения считается замок Эгисхайм (Эгисем) в Эльзасе или замок Дюрренштайн близ совр. сел. Вальшед в Лотарингии. Как младший сын в знатном семействе Бруно был предназначен для служения Церкви. При рождении тело младенца было покрыто отметинами в виде маленьких крестиков (Vita Leonis IX. I 2). Имя ребенка указывало на его предназначение; считается, что он был наречен в честь св. Бруно , архиеп. Кёльнского, или Бруно Каринтийского, т. е. папы Григория V (996-999) ( Munier. 2002. P. 56-57). Хельвида купила для сына богато украшенную Псалтирь, чтобы мальчик изучал по ней латынь, но тот с негодованием отверг красивую книгу. Вскоре стало известно, что Псалтирь была украдена из аббатства св. Губерта, которому ее подарил имп. Людовик Благочестивый . Осознав причину поведения сына, Хельвида вернула книгу в мон-рь (La chronique de Saint-Hubert dite Cantatorium/Éd. K. Hanquet. Brux., 1906. P. 51-53). В 5-летнем возрасте родители отдали Бруно в школу при кафедральном соборе в Туле, где он провел 15 лет. Мальчик изучал 7 «свободных искусств» и готовился к церковному служению, при еп. Бертольде (996-1019) он был поставлен в сан диакона и принят в капитул собора. Обучением Бруно руководил его старший товарищ Адальберон, сын гр. Фридриха Люксембургского (впосл. Адальберон III, еп. Меца в 1047-1072). Во время одного из посещений родного дома на Бруно напала ядовитая жаба, искусавшая ему лицо; юноша тяжело заболел и находился при смерти, но его исцелил св. Бенедикт, явившийся ему в видении (Vita Leonis IX. I 5; об интерпретации болезни как отека Квинке см.: Munier. 2002. P. 64-65). После восшествия на герм. престол Конрада II (1024-1039, имп. с 1027), дальнего родственника Бруно, родители послали юношу к королю, к-рый включил его в состав придворной капеллы - группы клириков, советников короля и кандидатов на епископские кафедры (см.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

PL104: Агобард Лионский; Григорий IV (папа Римский); Эйнхард; Клавдий Туринский; Людовик I Благочестивый PL105: « Liber pontificalis» (7–8 вв.); Теодульф Орлеанский; Эйгиль Фульдский; Берновин из Клермон–Феррана; Дунгал; Адальхард (аббат Корвейский); Эрмольд Нигелл; Евгений II (папа Римский); Халитгарий (епископ Камбре); Фредегиз (аббат); Иеремия (архиепископ Сансский); Ансегий (аббат Фонтенелля); Хайминий из монастыря Св. Фаста в Аррасе; Хильдерик (аббат Кассинский); Хетто (Ахито) Базельский; Иессей (епископ Амьенский); Алдрик (архиепископ Сансский); Симфосий Амаларий PL106: Хильдуин (аббат Сен–Дени); Максенций (патриарх Аквилейский); Кандид Фульдский; Дуода; Иона (епископ Орлеанский); Хильдемар; Ламберт Потьерский; Теган (хорепископ Трирский); Агнелл (Андрей) Равеннский; Григорий IV (папа Римский); Фротарий (епископ Тульский); Ильдефонс (епископ Севильский); Иосиф (священник); Сергий II (папа Римский); Фрекульф из Лизьё; Колумбан (аббат Сен-Трона); Христиан Друтмар; Аврелиан Рекомский PL107–112: Рабан Мавр, в т. 110 также письмо Лотаря I к Рабану Мавру PL 113–114: Валафрид Страбон из Фульды PL115: Хетто (Ахито) Базельский; Аудрад (хорепископ Сансский); анонимные «Деяния Алдрика, епископа Ле–Мана»; Ангелом из Лизьё; Лев IV (папа Римский); Бенедикт III (папа Римский); Евлогий (епископ Толедский); Аймоний Сен–Жерменский; Спераиндео (аббат); Пруденций (епископ Труа) PL116: Эббон (епископ Реймсский); Эрманрик из Рейхенау; Эрхамберт (епископ Фрайзингский); Нитхард, аббат Сен–Рикье; Амуло (епископ Лионский); Хаймон Хальбериггадтский PL 117: Хаймон Хальбериггадтский PL118: Хаймон Хальбериггадтский; Ансгар (епископ Гамбургский); Григорий IV (папа Римский) PL119: Флор Лионский; Серват Луп из Феррьера; акты собора 844 г.; Родульф (епископ Буржский); Вальтерий (епископ Орлеана); Ротад II (епископ Суассонский); Николай I (папа Римский) PL120: Пасхазий Радберт; Энгельмод (епископ Суассонский) PL121: Ратрамн Корвейский; Готшальк из Орбе; король Лотарь I; Гунтарий (епископ Кёльнский); Теудоин Шалонский; Альваро Кордовский; Леувигильд Кордовский; Киприан Кордовский; Бернард, французский монах; Вандальберт Прюмский; Эней Парижский; Герард (архиепископ Турский); Исо Санкт–Галленский; Гримальд (аббат Санкт–Галленский); Милон, монах Св. Аманда; Ремигий Лионский; Вулфад (епископ Буржский); Адвенций (епископ Мецский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об истории мон-ря в VIII в. почти ничего не известно. Считается, что в 732 г. Л. был разорен арабами, но точных данных об этом нет ( Baumont. 1896. P. 5). Более подробные сведения о Л. относятся к эпохе Каролингов, когда насельники мон-ря следовали бенедиктинскому уставу. Ранее 817 г. был заключен договор с аббатством Райхенау о взаимном поминовении насельников: в поминальной книге этого мон-ря перечислены 146 монахов Л. во главе с аббатом Дадином (Libri confraternitatum S. Galli, Augiensis, Fabariensis/Ed. P. Piper. B., 1884. P. 217. (MGH. Necr. Germ.; Suppl.)). Примерно к этому же времени относится перечень 25 книг, вероятно, из б-ки Л., составленный мон. Виградом (см.: Williams. 2009. P. 95-102). Имп. Людовик Благочестивый назначил настоятелем Л. влиятельного аббата Ансегиза (817-823; † 833/4), который укрепил дисциплину в обители. В это время Л. славился строгим соблюдением устава, а его насельников приглашали в др. мон-ри, где требовалось восстановить монашескую дисциплину (Gesta abbatum Fontanellensium/Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 51. (MGH. Scr. Germ.; 28)). Ансегиз провел в Л. масштабные строительные работы: согласно «Деяниям Фонтенельских аббатов», он перестроил и расширил монастырскую ц. св. Петра; восстановил галерею, которая вела от этого храма к ц. св. Мартина; украсил алтарь Пресв. Девы Марии и т. д. (Ibid. P. 52, 59; ср.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 280). По словам Валафрида Страбона , ораторий, построенный св. Колумбаном при основании монастыря, был посвящен ап. Петру ( Walahfridus Strabo. Vita S. Galli confessoris. I 2//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 286). За главным алтарем ц. св. Петра находилась гробница св. Евстасия; св. Вальдеберт был похоронен в крипте за алтарем ц. св. Мартина, расположенной к северу от основного монастырского комплекса (ActaSS. Mai. T. 1. P. 278-289). Во время археологических раскопок выяснилось, что ц. св. Мартина была перестроена и расширена в IX в., скорее всего, при аббате Ансегизе. В 1-й пол. IX в. в Л. трудился богослов и экзегет мон. Ангелом; его основные сочинения - комментарии на различные книги ВЗ (см.: Cantelli. 1990).

http://pravenc.ru/text/2561082.html

законодательства. Однако представления о единстве империи вступили в противоречие с традиц. порядком наследования власти, т. к. у императора было 3 законнорожденных сына - Лотарь, Людовик и Пипин, каждый из к-рых претендовал на долю наследства. Для того чтобы урегулировать этот вопрос, летом 817 г. на имп. собрании в Ахене Л. Б. издал капитулярий «Ordinatio imperii». Старший сын, Лотарь, был провозглашен императором-соправителем; со временем под его власть должна была перейти почти вся империя, за исключением Баварии и вост. территорий (там было образовано королевство, к-рое возглавил Людовик), а также Аквитании (это королевство вместе с Испанской маркой получил Пипин). Младшие братья подчинялись Лотарю в решении военных и дипломатических вопросов и не могли жениться без его согласия. В случае смерти одного из братьев нового раздела не предусматривалось (долю умершего получал старший брат). Определив порядок наследования власти без к.-л. участия папы Римского, Л. Б. попытался подчеркнуть верховенство имп. власти и подчиненную роль Папского престола в политической жизни христ. мира. Имп. Людовик Благочестивый изгоняет своего сына Пипина. Миниатюра из " Больших хроник Франции " . XIV в. (Paris. 2813. Fol. 140v) Имп. Людовик Благочестивый изгоняет своего сына Пипина. Миниатюра из " Больших хроник Франции " . XIV в. (Paris. 2813. Fol. 140v) Реализация программы, изложенной в «Ordinatio imperii», натолкнулась на сопротивление Бернарда, кор. Италии, племянника Л. Б., к-рый еще в 814 г. присягнул на верность императору и получил подтверждение своих прав на итал. корону. Осенью 817 г. Бернард, фактически отстраненный от участия в наследовании, поднял мятеж. Вскоре восстание было подавлено, арестованные мятежники казнены или отправлены в изгнание. К смертной казни был приговорен и Бернард; хотя Л. Б. велел просто ослепить его, вскоре после этого король умер от полученных травм (17 апр. 818). Смерть Бернарда произвела тяжелое впечатление на императора, к-рый помиловал всех мятежников на имперском собрании в Тьонвиле (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Кроме того «Qrdinatio» не учитывало многих местных особенностей, что стало очевидным почти сразу. Вскоре после обнародования документа вспыхнуло восстание в Италии. Его поднял племянник императора Бернард. Еще при Карле он получил итальянскую корону, а в 814 г. присягнул на верность Людовику. Однако в “Ordinatio” о нем вовсе не упоминалось. Увидев в этом угрозу своим интересам, Бернард взялся за оружие. Людовик отреагировал почти сразу. Стремясь подражать отцу, он приказал жестоко подавить мятеж, чтобы впредь никто не смел восставать против законной власти. Бернарда ослепили, да так неумело, что тот вскоре умер. Остальные участники заговора, среди которых было много бывших сподвижников Карла, оттесненных от двора новыми фаворитами, были отправлены в монастыри или казнены, а сводные братья императора, пострижены в монахи, чтобы впредь не могли претендовать на трон. Однако душевного успокоения императору это не принесло. Людовика не оставляла мысль о том, что кровопролития можно было избежать, что жестокость его обрушилась на людей, большей частью ни в чем не повинных. Тем более, что многих из них он сам спровоцировал на восстание. Стремясь загладить вину, император кое-кого приказал вернуть из ссылки, сводным братьям подарил хорошие аббатства. А в 822 г., не выдержав угрызений совести, принес при большом стечении светских и духовных феодалов публичное покаяние. Многие современники увидели в его покаянии только одно – слабость, а для управления державой франков нужны были совсем иные качества. Между тем император овдовел. Борясь с позывами плоти не желая жить во грехе с наложницей, он задумал жениться. Подражая византийским басилевсам, Людовик устроил «конкурс красоты» среди самых знатных красавиц королевства. Борьба развернулась нешуточная, ведь речь шла в самом прямом смысле о королевском титуле. В результате победа досталась Юдифи, молодой и красивой аристократке из баварского клана Вельфов. В 819 г. она стала новой императрицей и по сути дела главой государства. Безвольный Людовик почти сразу же оказался в цепких руках своей властной жены и послушно выполнял все ее прихоти: возвышал ее родственников и друзей, раздавал им земли, должности и привилегии. Огромное влияние при дворе приобрел граф Бернард Септиманский, проходимец и авантюрист, любимец и близкий друг императрицы. (Слишком близкий, шептались придворные за спиной императора.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

P. 418-420). По данным статутов, при Адальхарде ресурсы мон-ря были рассчитаны на содержание 350 монахов, 150 пребендариев (из них 19 клириков) и 12 бедняков (Ibid. P. 376), что превосходило возможности даже крупнейших мон-рей, таких как Сен-Дени близ Парижа и Сен-Мартен в Туре. Согласно поминальной книге аббатства Райхенау , ок. 830 г. в К. было 123 монаха (MGH. Libri Memoriales et Necrologia. N. S. T. 1: Das Verbrüderungsbuch der Abtei Reichenau. Hannover, 1979. S. 112). При участии Адальхарда в Саксонии был основан жен. мон-рь в Херфорде, в к-рый перешли монахини из обители Нотр-Дам в Суасоне. Вместе со своим двоюродным братом Элизахаром, аббатом Сен-Рикье, Адальхард выступил посредником в конфликте между имп. Людовиком Благочестивым и Агобардом, архиеп. Лионским, по вопросу о крещении рабов, принадлежавших иудеям. В 825 г. имп. Людовик Благочестивый и его старший сын Лотарь I подтвердили право К. на свободное избрание аббата ( Morelle. 1991). Преемником Адальхарда I во главе мон-рей К. и Корвей стал его брат Вала (о нем см.: Weinrich. 1963). При Карле Великом Вала был одним из наиболее влиятельных аристократов; в завещании императора он назван первым среди свидетелей-графов ( Einhardi Vita Karoli Magni. 33 /Ed. G. Waitz. Hannover; Lpz., 1911. P. 41. (MGH. Script. Rer. Germ.; 25)). После восшествия на престол Людовик Благочестивый рассматривал Валу как опасного соперника, но тот решил принести монашеские обеты в К. В 822 г. Вала сопровождал Лотаря I во время похода в Италию в качестве его наставника и наместника королевства (procurator regni et magister imperatoris - Radbert " s Epitaphium Arsenii/Hrsg. E. Dümmler. B., 1900. S. 58). Вероятно, тогда же Вала отправил в К. рукописи из Рима (по словам Амалария Мецского, он вывез во Францию лучшую ркп. рим. Антифонария - Amalar. Prologus Antiphonarii. 2// Amalarii episcopi Opera liturgica omnia/Ed. I. M. Hanssens. Vat., 1948. T. 1. P. 361). Псалтирь из Корби IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v) Псалтирь из Корби IX в.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Камбре Франсуа Фенелон (1651-1715). Взгляды Фенелона были осуждены Сорбонной и представителями франц. епископата, самым активным среди которых был еп. Мо Жак Бенинь Боссюэ (1627-1704). Не желая подчиняться принятому Сорбонной решению, Фенелон направил Папскому престолу апелляцию, а также изданное в янв. 1697 г. соч. «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» (Толкование высказываний святых о духовной жизни) с изложением основных защищаемых им положений. Франц. кор. Людовик XIV также обратился к папе с просьбой как можно скорее вынести решение по данному спору (письмо от 23 дек. 1698). После изучения сочинения Фенелона 12 марта 1699 г. И. издал бреве «Cum alias ad apostolatus», которым осудил 23 положения, взятые из этой книги, как «безрассудные, возмутительные, неуместные, оскорбительные для благочестивых католиков, приводящие к пагубным последствиям и в итоге ошибочные» ( Denzinger. Enchiridion. N 2374). Фенелон подчинился решению Римского папы и отрекся от заблуждений. И. уделял внимание развитию католич. миссий, для чего предоставил в распоряжение Конгрегации пропаганды веры значительные денежные суммы. Выделенные папой средства были потрачены на финансирование католич. миссий в Эфиопии и Китае. В 1696 г. И. учредил 8 викариатов на территории Китая. Важным достижением внешней политики И. стало урегулирование отношений с франц. кор. Людовиком XIV, конфликт с к-рым начался при папе Иннокентии XI (одним из последствий этого конфликта стал отказ папы утверждать новых французских епископов). Людовик XIV отказался от претензий на автономные территории в Риме, а посланием от 14 сент. 1693 г. уведомил И. о том, что не будет поддерживать «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (в этом документе, принятом в 1682 ассамблеей франц. духовенства, заявлялось об ограничении власти Римских пап - см. ст. Галликанизм ). Лишенные королевской поддержки авторы «Декларации...» направили И. послание с признанием полного подчинения папе. Отвечая на стремление франц.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Политические интересы богатых и влиятельных феодалов и императора Карла I уже не совпадали. Для решения насущных вопросов земельные магнаты начинают созывать свои собственные осенние съезды. «Майские поля» — собрания, решавшие прежде жизненно важные проблемы и уходящие корнями в древние германские собрания, при Карле Великом становятся обычным, традиционным военным майским смотром. На них формально объявлялись уже утвержденные императором Капитулярии. Наряду с усилением деятельности королевских судов Карл вынужден был практиковать систему иммунитетов. Иммунитетные права, даваемые императором крупным феодалам, многообразны: освобождение земельного магната от ревизии и контроля, дарование права суда, полицейских прав и т.д. Бенефициарии (воины, получившие за службу земельные пожалования — бенефиции) Карла I все меньше начинают подчиняться императору и все больше — крупным феодалам-землевладельцам. Войско Карла I постепенно перестает быть войском императора и становится войском усиливающихся экономически и политически феодалов. Графы, начальники административных округов, превратили свои должности и земли, полученные за службу, в свои наследственные владения. Карл I сопротивлялся этому процессу, но прервать его не смог. Обширнейшая раннефеодальная империя жила за счет феодальных поместий. Основным источником по истории поместий этого времени является «Капитулярий о поместьях» Карла Великого. Сельское хозяйство франков к IX в. сделало значительные успехи, поднявшись на новый, более высокий уровень развития, и могло уже обеспечить такое огромное геополитическое объединение, как империя Карла Великого. В 814 г. Карл Великий умирает в Аахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании). Раннесредневековый, феодализирующийся варварский мир, уничтожив геополитическую систему античности, через попытку от варваризации к романизации Запада, Верденским договором 843 г. закладывает новую геополитическую систему — систему европеизации . После Верденского договора начинается постепенное создание политического мира современной Западной Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441052/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010