Желая примирить враждующие стороны, Г. предпринял поездку к Лотарю в Кольмар (апр. 833); при этом распространился слух о поддержке папой Лотаря и о его намерении наложить отлучение на имп. Людовика, что вызвало недоверие к инициативам Г. сторонников императора. Не добившись установления мира, папа возвратился в Рим, откуда написал апологетическое послание франк. епископам (июль 833). На генеральной ассамблее в Компьене Людовик Благочестивый был низложен (7 окт. 833), а Реймсский архиеп. Эбон от лица церковной власти наложил на него епитимию, отправив на покаяние в мон-рь Сен-Медар в Суасоне. С возвращением Людовика Благочестивого к власти при поддержке Людовика Немецкого и Пипина Аквитанского (авг. 834) франк. епископат оказался расколотым на 2 части; нек-рые поддерживавшие Лотаря епископы оставили свои кафедры и бежали в Италию к папе (напр., Герибальд , еп. Осерский). Оставшегося в Галлии Реймсского архиеп. Эбона Собор епископов по приказу имп. Людовика вынудил подписать отречение, к-рое Г. признал незаконным, потребовав в послании к франк. епископам восстановления Эбона на кафедре. После смерти имп. Людовика Благочестивого (840) начался новый этап борьбы за наследство, закончившийся Верденским договором 843 г., разделившим империю на 3 части; папа предпочел больше не вмешиваться в конфликт. Из-за угрозы вторжения на Апеннинский п-ов арабов, захвативших Палермо (831), Г. провел ряд мероприятий по обеспечению защиты Рима: в устье Тибра близ Остии была заложена и сооружена крепость, получившая в честь папы название Григориополь; между Остией и Римом Г. распорядился построить 2 укрепленные загородные резиденции Драко и Калерия (Драгона и Понте-Галерия). При Г. продолжалась миссионерская деятельность на севере Европы, в рамках к-рой в 831/2 г. основано еп-ство Гамбург , к-рое вместе с Бременом стало для сев. стран центром миссионерства. Первым епископом (впосл. архиепископом) Гамбурга был св. Ансгар , к-рого Г. назначил легатом в сев. странах (ок. 832). К понтификату Г. относится начало проникновения зап. христианства в слав. земли. В кон. 20-х гг. IX в. архиеп. Зальцбургский Адальрам освятил храм для слав. кн. Прибины в Нитре (ныне в Словакии).

http://pravenc.ru/text/166749.html

Е., как и Пасхалий I, укреплял авторитет папы в вопросах веры, что проявилось в его отношении к возродившемуся в 814 г. в Византии иконоборчеству. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл , умеренный противник почитания икон, обратился к Людовику Благочестивому с посланием, в к-ром жаловался на иконопочитателей, бежавших из Византии в Рим и распускавших там слухи о господстве в Византии иконоборческой ереси. Михаил II указывал, что его меры направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против иконопочитания в целом, и просил Людовика оказать помощь в получении папского одобрения иконоборчества и изгнания из Рима клеветников. Однако ни направленный в Рим франк. императором еп. Лизьё Фрекульф, ни побывавшее в Риме визант. посольство не смогли заставить Е. изменить т. зр. в вопросе о поклонении иконам. Папа считал окончательными решения Вселенского VII Собора (787), осудившего иконоборчество. В 825 г. Людовик собрал в Париже представителей франк. духовенства, к-рые составили специальную книжицу (libellus), призванную на основе цитат из трудов св. отцов убедить Е. в необходимости поддержать позицию визант. имп. Михаила II. Однако папа, отказавшись признать право императора на вмешательство в догматические вопросы, остался верен своей позиции. В сер. нояб. 826 г. Е. созвал Собор в Риме в составе 62 епископов, представлявших Рим и диоцезы Сев. Италии. Было принято 38 канонов, к-рые регулировали порядок избрания епископов, образование клириков, повседневную жизнь и светскую деятельность духовенства, обязанности священников и семейное право. Римский Собор 826 г. также известен тем, что в ряде принятых им канонов впервые содержалось юридическое признание церковной собственности. Решения Собора во многом повторяли законы, действовавшие в Каролингской империи, что отразило стремление папства взять инициативу по проведению церковной реформы в свои руки. Е. похоронен, вероятно, в базилике св. Петра. Сохранилось неск. его посланий и декретов. Основными источниками по истории понтификата Е. являются различные каролингские хроники и анналы, биография имп. Людовика Благочестивого и Житие папы (Vita Eugenii II), вошедшее в состав Liber Pontificalis .

http://pravenc.ru/text/187005.html

Франкская знать поначалу активно вмешивалась в римские дела. Архиепископ Фульк смог добиться возведения на западнофранкский престол Карла III Простоватого (898-922). Опираясь на их поддержку, Людовик Бургундский повел борьбу за Италию. В 900 г. он был провозглашен королем Италии, а потом и императором Запада. Казалось, клану Бозона Вьеннского удалось достичь пика своего могущества. Однако уже в 905 году Людовик был свергнут и ослеплен. После этого франки на долгое время оставили Рим своей собственной судьбе, переполненной крови и разврата. 11 сентября 910 года родственник Людовика Гильом Маконский, уже ставший к тому времени герцогом Аквитании, основал в своих владениях в Бургундии обитель, посвященную св. апостолам Петру и Павлу. Это был монастырь Клюни. Клюни: эмбрион нового папства Клюни не было простым монастырем. Он изначально должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе. Для этого он был взят под особую опеку. В акте о создании монастыря было записано, что он не подчиняется никакой власти, включая самого герцога, короля, местного епископа или даже папы Римского (Recueil des Chartes de Cluny. A. Bruel (ed.), Paris, 1876. Т. 1. Р. 126). В монастыре вводился устав св. Бенедикта. Настоятелем стал знатный бургундец Бернон, введший в монастыре жесточайшую дисциплину. Преемников аббаты Клюни назначали себе сами, причем это всегда были выходцы из франкской знати. В качестве такового Бернон избрал Одона (927-942). Одон воспитывался при дворе герцога Гильома, учился у известного схоласта Ремигия Оксеррского и с юности мечтал о благочестивой монашеской жизни. До прихода в Клюни Одон исходил всю Францию в поисках монастыря, где бы соблюдался монашеский устав. Обстоятельства, в которых вырос Одон – развал Империи франков, норманнские и венгерские набеги, нравственное падение папского Рима – внушили ему мысль о скором Апокалипсисе. Спасение по мысли Одона было возможно только в монастыре, жизнь в браке была неизбежно греховной. Главным литературным произведением Одона стала эпическая поэма об Искуплении («Occupatio»). Образцом святости для Одона стал св. Мартин Турский – святой с мечом, воин-монах, у мощей которого Одон получил исцеление от кошмарных головных болей. Одон стал библиотекарем в Клюни, но вскоре его отправили в монастырь Орильяк, который основал граф Орильякский Геральд (Жеро). Геральд отличался личным благочестием, не вступил в брак, но и из мира не уходил. Он остался графом, но стал одновременно аббатом своего монастыря и освободил его от власти местного епископа. Образ Геральда – первый в истории Запада образец истинного благочестивого рыцаря – был впоследствии увековечен в его житии, написанном Одоном. Необходимость тесной связи со светской властью и свободы от местной церковной власти – тот опыт, который унаследовал Одон от Гильома и Геральда. Однако сам Одон пошел гораздо дальше.

http://pravoslavie.ru/53889.html

Христа обвиняли в том, что Он называет себя царем Иудейским. Солдаты знали это. Поэтому, когда Пилат велел бичевать Иисуса, они, охотно выполнив приказание, решили уже «от себя» позабавиться и выразить перед толпой евреев свое римское презрение к жалкому претенденту в цари. В 96 году новой эры христианство пришло в Лютецию – один из провинциальных городков Римской Империи. Его принес ученик апостола Павла, знаменитый писатель и богослов Дионисий Ареопагит. Местные жители сочли, что его проповедь подрывает нравственно-религиозные устои общества и обезглавили вместе с двумя учениками далеко за городом, на лесистом холме, увенчанном храмом Меркурия. Сегодня это место называется Холм Мучеников, по-французски Монмартр. В 1226 году на французский престол вступил Людовик Девятый. Ему досталось государство с богатой тысячелетней историей христианства, но вместе с тем давно отступившее от христианских идеалов. Раздробленное и потонувшее в житейских делах. Благочестивый молодой король, воспитанный в простоте и честности, решил сделать вверенную ему Францию процветающей и нравственно чистой страной. Какой некогда была Византия. Для такого идеального царства, о котором он мечтал, нужен был символ. В 1239 году Людовик IX — знаменитый король-крестоносец, «святой Луи», которого современники заслуженно считали образцом монарха-христианина — для того чтобы поднять религиозный престиж Франции покупает у византийского императора Бодуэна II «терновый венец». Он платит за это 135 тысяч ливров – сумму неимоверно высокую по тем временам. Для сравнения строительство жемчужины мировой архитектуры капеллы Сен-Шапель, предназначенной для хранения святыни, обошлась Людовику Девятому втрое дешевле. Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи. В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене. Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта. В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную. Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь. То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры. Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию. Часть святынь была навсегда утрачена, часть – расхищена и растаскана по всей Европе. Терновый Венец продан.

http://pravmir.ru/ternovyj-venec/

Стефан короновал Людовика, положив начало установившейся на века традиции помазывать королей франков в Реймсе Папа Лев III, венчавший императорской короной короля франков Карла Великого, скончался через два года после Карла, 11 июня 816 года. Его преемником был избран диакон Стефан, выходец из римской аристократии. Интронизация Стефана состоялась без предварительной санкции императора Рима Людовика Благочестивого, но, не желая столкнуться с осложнениями во взаимоотношениях с монархом франков, новый папа привел римлян к присяге императору и направил к нему посланцев с извинениями за свое поспешное поставление. Сочтя и это недостаточным для предотвращения возможного конфликта с Людовиком, Стефан сам отправился в путь на север, встретившись с императором в Реймсе. Людовик встретил папу с подобающим почетом, и Стефан короновал его вместо с императрицей Ирменгардой, положив начало установившейся на века традиции помазывать королей франков в Реймсе. Понтификат Стефана продолжался недолго: возвратившись в Рим, он умер 24 января 817 года. Папа Стефан IV короновал Людовика I эр Пия. Иллюминация, иллюстрирующая рукопись Grandes Chroniques de France. XIV-ro века В самый день его кончины состоялось избрание преемника римским клиром и сенатом, состоявшим из нобилей Рима. Участие народа в избрании папы выражалось чрез аккламацию – одобрение избранного кандидата приветственными возгласами перед вводом его в Латеранский собор, в котором совершались хиротония и интронизация. Преемником Стефана стал Пасхалий. На следующий день после поспешного единогласного избрания он был хиротонисан и интронизован. «Необычайно быстрое посвящение этого папы, – по словам Ф. Грегоровиуса, – ясно показало, что римское духовенство стремилось обойти все более и более грозившие им притязания императора на право утверждения избранного папы» . Но Пасхалий, подобно своему предшественнику, не стал откладывать обращение к императору с извещением о своем поставлении. Направленный им в Аахен легат привез в Рим благосклонное послание Людовика Благочестивого, в котором тот подтверждал привилегии кафедры апостола Петра. Тогда же в курии была изготовлена подложная грамота от лица императора, которой тот будто бы вручал понтифику власть над Неаполем, Калабрией, Сицилий, Сардинией и Корсикой, хотя в ту пору эти земли находились в составе империи ромеев, а между императорами Нового Рима и Рима в ту пору отношения были мирными.

http://pravoslavie.ru/145224.html

Ради паломников из России придел открывают, для местных жителей такое исключение делают нечасто. Второе чудо, связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда романский собор IX века был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня. Горожане в отчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды. Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потери почитаемой и любимой Святыни. Великим чудом было, кода из под развалин, выбрались трое живых клириков храма, которые в момент, когда пламя охватило храм, уже не имея возможности выйти наружу, схватили Плат и схоронились с ним в подземной церкви. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей сохраняющих ее, он не коснулся. Французы с интересом наблюдают процессию русских паломников и тоже начинают интересоваться - куда приехало столько народа?   Это чудо побудило горожан построить новый храм – такой, какого не было прежде. Строят его «всем миром». Участие в строительстве храма в ту пору, согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское христианское дело. Витражи Большой вклад в строительство делает Людовик IX , который присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260 году. Собор этот, является классическим образцом «чистой» готики и первым в истории Франции готическим собором, посвященным Пресвятой Богородице. Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые прихожане, сохраняют ее у себя, от революционного террора. В 1819 году, самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм. А в 1827 г проводится экспертиза, которая устанавливает, что это полотно около 2 метров длинной и 46 см шириной, практически выцветшее от времени. Возраст ткани датируется первым веками и соответствует технологии Палестинского ткачества I в. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань» В настоящий момент части Ризы Божией Матери находятся в разных местах. Небольшая часть находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме, но основное полотно — в соборе Божией Матери в Шартре.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Аббатство Корвей. Общий вид Аббатство Корвей. Общий вид На основании 2 грамот имп. Людовика Благочестивого от 27 июля 823 г. все владения Корби, находившиеся в Саксонии, переходили К. Подтверждалось право монахов, живших по бенедиктинскому уставу, избирать настоятеля (Die Kaiserurkunden. 1867. H. 1. S. 30). Аббатству, насельники которого должны были молиться за императора, был дарован судебный имммунитет (Ibid. S. 25-28). Вскоре после перенесения мон-ря на новое место имп. Людовик пожертвовал ему мощи св. Стефана, а также Евангелие ( Ganz. 1990. P. 28). В 826 г., после смерти Адальхарда I, аббатом Корби и К. стал св. Вала, избрание которого было утверждено императором (Translatio S. Viti. 3). Тем не менее Вала не скрывал своего критического отношения к вмешательству Людовика в церковные дела. Во время конфликта имп. Людовика со старшим сыном, кор. Италии Лотарем I, причиной к-рого послужило стремление императора обеспечить наследство сыну от 2-го брака Карлу Лысому за счет старших братьев, св. Вала дважды (830 и 833) участвовал в восстаниях на стороне Лотаря. В 831 г. Людовик Благочестивый сместил аббата и отправил его в ссылку ( Radbert " s Epitaphium Arsenii/Hrsg. E. Dümler. B., 1900. S. 74-75). После второго восстания Вала отправился в Италию, где был назначен настоятелем аббатства Боббио . В 836 г., при аббате Варине († 856), в К. из аббатства Сен-Дени близ Парижа были перенесены мощи мч. Вита (Ibid. 4; см.: Appleby. 1996; Van Landschoot. 1996), что сделало монастырь крупным паломническим центром. Благодаря пожертвованиям королевской семьи и представителей саксон. знати К. стал одним из богатейших мон-рей Германии. Людовик Благочестивый передал во владение аббатства Хёкстер, Эресбург (территория совр. Марсберга) и Меппен, а Юдифь († 843), 2-я жена императора, даровала К. крест, украшенный драгоценными камнями. В 833 г. аббатство получило право чеканки монет. Кор. Людовик II Немецкий (843-876) пожаловал мон-рю Хамельн и Хеммендорф (близ совр. г. Роттенбург-ам-Неккар), а также подчинил ему бенедиктинское аббатство Фисбек. Передача К. Фисбека и Меппена открывала путь на северо-восток и была связана с активной миссионерской деятельностью мон-ря в Гамбурге и Скандинавии, начало которой было положено еще в 1-й пол. IX в. Так, с обителью был связан св. Ансгар , архиеп. Гамбургский и Бременский в 858-865 гг., до начала миссии в Скандинавии возглавлявший школу мон-ря. В миссии также участвовал преемник Ансгара по кафедре и автор его Жития св. Римберт (865-888), принявший монашество в К. Кроме того, в IX в. мон-рю было дано право сбора десятины в диоцезе Оснабрюка.

http://pravenc.ru/text/2057232.html

В 1238 г. возникли новые распри между Гуго де Лузиньяном, гр. де Ла Марш, и братом короля Альфонсом, гр. Пуатье. Против короля объединились почти все бароны Пуату и Лангедока; к ним примкнул английский король, который объявил войну Л. С. (16 июня 1242). Война продолжалась почти год (до 7 апр. 1243). Французскому королю удалось собрать огромную и хорошо оснащенную армию; серия побед, где Л. С. проявил воинскую храбрость, завершилась разгромом англичан в битвах при Тайбуре и Сенте (21 и 23 июля 1242). К владениям короны были присоединены Пуату и Сентонж, Альби, сенешальства Ним-Бокер и Безье-Каркасон. В марте 1243 г. английский кор. Генрих III был вынужден заключить перемирие на 5 лет. Благочестивый образ жизни По описаниям современников Л. С. имел привлекательную внешность: светловолосый, «изящный и стройный, в меру худощавый и высокий, лицо у него было ангельское и вид приятный» ( Салимбене. 2004. С. 241); был обаятелен, весел и остроумен, приветлив и искренен, но вспыльчив, хотя и отходчив. Владел даром красноречия, при этом был сдержан в речах, умел молчать. Любил охоту, устраивал щедрые пиры и пышные праздники; содержал зверинец (львов, дикобразов). Был авторитарен; по всем вопросам составлял свое мнение, мн. решения принимал вопреки доводам советников, но прислушивался к замечаниям. От матери, ревностной католички, Л. С. получил строгое религ. воспитание, внушившее ему значимость миссии монарха и защитника католич. Церкви. Мать окружила его набожными людьми, приучила с детства много молиться, по праздникам слушать все мессы и проповеди. Кор. Людовик IX Святой перед Богоматерью с Младенцем. 1669 г. Худож. К. Коэльо (Прадо, Мадрид) Кор. Людовик IX Святой перед Богоматерью с Младенцем. 1669 г. Худож. К. Коэльо (Прадо, Мадрид) Как отмечают хронисты, король был хорошо знаком с текстами Свящ. Писания и творениями отцов Церкви, любил вести богословские споры. Кроме того, он получил разностороннее образование, прежде всего в сфере права, знал латынь и переводил лат. тексты на франц. язык. Познакомившись на Востоке с богатством мусульм. б-к, Л. С. первым из франц. королей основал б-ку и распорядился не приобретать, а копировать для нее рукописи ради приумножения числа книг. В б-ке были представлены творения блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского, свт. Иеронима Стридонского , свт. Григория I Великого и др. отцов Церкви. Б-ка находилась в королевском дворце в Париже на о-ве Сите, рядом с Сент-Шапель; король не только регулярно посещал б-ку и читал там книги, но и сделал ее доступной для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Л. Б. род. в королевской усадьбе Кассиногил, когда Карл Великий возглавлял военный поход в Испанию. У Л. Б. был брат-близнец Лотарь, умерший вскоре после рождения. Имена, к-рые получили сыновья Карла Великого и Хильдегарды (Людовик (Хлодвиг) и Лотарь (Хлотарь)), некогда использовались Меровингами и были призваны подчеркнуть историческую преемственность франк. династий (впосл. эта идея получила отражение в «Деяниях Мецских епископов» Павла Диакона, в королевских генеалогиях и др. текстах). К нач. 80-х гг. VIII в. держава Каролингов достигла таких размеров, что ею было трудно управлять из единого центра, поэтому Карл Великий выделил Аквитанию и Италию как автономные королевства. Он привез Л. Б. в Рим, где 15 апр. 781 г. папа Адриан I помазал его на царство и провозгласил королем Аквитании. В Орлеане король попрощался с сыном и отправил его в Аквитанию, где тот безвыездно провел неск. лет. Король Аквитании (781-814) О детстве Л. Б. сохранились отрывочные сведения в трудах более поздних историков, прежде всего Астронома. Л. Б. получил хорошее образование, был обучен военному делу, знал религ. и светскую лит-ру, античную поэзию, герм. героические песни, историописание. Он говорил на старофранц. и древневерхненем. языках, прекрасно владел латынью и в какой-то мере понимал греч. язык. С ранних лет был очень религиозен. По словам Астронома, Л. Б. тяготился обязанностями правителя, проводил время в молитвах и пении псалмов, даже намеревался отказаться от трона и уйти в мон-рь, как некогда поступил его дядя Карломан , но отец и жена удержали его от этого шага. Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Л. Б. формально обладал полнотой власти в Аквитанском королевстве. Под его руководством прошло неск. гос. собраний (789, 790, 795, 801, 814). В его распоряжении находился большой королевский домен с дворцами и виллами. У него были собственная канцелярия, казна и монетный двор. Ему подчинялись местные графы, аббаты и т. н. королевские вассалы из числа франков, получившие от императора поместья в Аквитании. До совершеннолетия Л. Б. королевством управляли регенты и советники, назначенные Карлом Великим, преимущественно клирики. Самыми влиятельными из них считались св. Бенедикт Анианский , канцлер пресв. Элизахар, Клавдий Туринский , Агобард (впосл. архиепископ Лионский) и Иона (впосл. епископ Орлеанский), а также библиотекарь Эббон (впосл. архиепископ Реймсский), сын королевской кормилицы Химильтруды. Под влиянием советников Л. Б. проводил церковные преобразования. Он поддерживал монастырскую реформу Бенедикта Анианского, строил церкви и мон-ри, жаловал им земли и даровал привилегии. Астроном называл его «скорее священником, нежели королем».

http://pravenc.ru/text/2561074.html

PL90–94: Беда Достопочтенный , в т. 94 также вошли две анонимные хроники 8 и середины 9 в. PL95: Беда Достопочтенный ; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии 8 в. «О времени» и «О святых» PL96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа Римский); Бенедикт II (папа Римский); Иоанн V (папа Римский); Юлиан Толедский; Лулл (епископ Майнцский); Элипанд (епископ Толедский); Феликс (епископ Уржельский); анонимное «Житие испанских аббатов» (8 в.); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангельрам (епископ Мецский); Адриан I (папа Римский); Викбод; «Исидор из Бехи», «Хроника 754 года» (анонимная, ранее ложно приписывалась Исидору из Бехи); Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения 8 в.: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742–778) PL97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт (диакон), «Собрание капитуляриев» PL98: Карл Великий; Лев III (папа Римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа Римский); Парижский собор по иконам (824); монах из Санкт–Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2–х кн., ок. 830); «Старые франкские анналы» (670–813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (ок. 867) PL99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Лудгер (епископ Мюнстерский); Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен–Дени; Ангильберт (аббат Сен–Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат (архиепископ Трирский); Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо PL100–101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии PL102: Смарагд из Св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Сансский); Лев III (папа Римский); Пасхалий I (папа Римский); Ремигий (епископ Кура) PL103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов 4 в.: Антония, Исаии, Серапиона, Макария из Нитрии, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсисия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского , а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа Римский); Бенедикт Анианский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010