Д.К. Робертсон (протестант) Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Смерть Карла Великого – Людовик Благочестивый – Переговоры со Львом 3-м и Стефаном 4-м – Церковная и монастырская реформа – Сообщество Лотаря в управлении империи – Заговор и смерть Бернарда – Брак Людовика и Юдифью – Покаяние Людовика – Лотарь из Рима – Рим и империя – Интриги против Людовика – Григорий 4-й во Франции – «Поле лжи» – Пленение и низложение Людовика – Восстановление Людовика – Эббо Реймский – Смерть Людовика – Вопрос об иконопочитании на Востоке и Лев Армянин – Феодор Студит – Собеседование об иконопочитании – Низложение Никифора – Меры против иконопочитания – Михаил Заика (косноязычный) – Умерщвление Льва 5-го – Греческое посольство к Людовику – Император Феофил – Смерть Феофила – Императрица Феодора – Окончательное восстановление иконопочитания – Вопрос об иконопочитании на Западе – Иконы во франкской церкви – Мнение Агобарда об иконах – Клавдий Туринский – Теодемир – Дунгал – Ложные декреталии и их происхождение В системе Карла Великого был тот великий недостаток, что она требовала для своего продолжения таких же лиц, каким был он сам. Его действительные преемники между тем оказались до прискорбия неспособными выдерживать на себе могущественное бремя империи. Чувствуя приближение кончины (813 г.), Карл Великий, созвав народное собрание, призвал своего единственно оставшегося в живых законного сына Людовика из Аквитании в Э-ля-Шапелль (Аахен), и в присутствии громадного собрания народных представителей объявил его своим сотоварищем и преемником. Он преподал принцу наставление касательно обязанностей государя, и получил от него обещание повиноваться его наставлениям. Затем он пожелал, чтобы Людовик подошел к высокому жертвеннику, на котором лежала императорская корона, взял эту корону и своими руками возложил ее себе на голову, – каковым актом император хотел показать, что он и его потомство получают свою власть ни от коронации со стороны папы, ни от тех восторженных восклицаний, которыми эта церемония в храме ап. Петра была приветствуема римлянами, а непосредственно от Бога 2937 . После этого провозглашения, Людовик возвратился к управлению Аквитанией, но скоро опять вызван был в Аахен вследствие смерти своего отца, последовавшей в январе 814 года 2938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Император Людовик Благочестивый (778–840) – личность со сложной и трагической судьбой. Ему, столь приверженному порядку и стабильности, довелось жить в эпоху бурных перемен. Необычайно набожный и миролюбивый, он вынужден был наказывать и казнить. Постоянно стремившийся к сохранению духовного и политического единства, он сам разрушил его. Жизнь этого человека – постоянная трагедия – и государства, и личная. Его отец, император франков Карл I Великий (743–814), принадлежал к самым выдающимся персонажам европейской истории. Он стал легендой еще при жизни. Масштабы его деяний потрясали воображение современников и потомков. В результате нескольких десятилетий беспрерывных военных походов Карл подчинил своей власти огромную территорию, а упорной реформаторской деятельностью в области государственного управления, церкви, литературы, искусства, образования сумел превратить державу франков в самое мощное государство западного мира. В Аахене, при королевском дворе он собрал выдающихся ученых, поэтов, богословов, архитекторов из самых отдаленных уголков. Его двор стал центром духовной и интеллектуальной жизни тогдашней Европы. Карла любили и почитали друзья и соратники, а на врагов одно его имя наводило великий страх. Пасмурным январским днем 814 г. великий император умер, оставив трон единственному из переживших его сыновей – Людовику. О дате рождения Людовика известно немного. Анналы королевства франков, фиксировавшие вес важнейшие события, произошедшие в государстве за текущий год, ни словом не упоминают об этом. Лишь из сочинений позднейших хронистов мы узнаем, что это случилось в 778 г., незадолго до того, как Карл вернулся из испанского похода. Королева Хильдегарда в ожидании супруга разродилась двойней: «Один ребенок был немедленно похищен смертью , так что умер едва успев родиться; другой же, выйдя счастливо из утробы матери, начал кормиться, чем обыкновенно кормятся дети. Того из них, который подавал надежду на жизнь, отец приказал, по возрождении его в таинстве крещения, назвать Людовиком». Два года спустя Карл отправился в Рим и взял младенца с собой. Там, в 781 г., папой Адрианом он был помазан на царство и провозглашен королем Аквитании, обширной области в южной Франции. На обратном пути в городе Орлеане маленький Людовик простился с отцом, «был облечен в оружие, соразмерное его возрасту, посажен на лошадь и с божьей помощью отвезен в Аквитанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ок. 810 г. двоюродный брат Карла Великого (800-814) св. Адальхард I ( Адальгард; † 826), аббат Корби (780/1-814), игравший важную роль при дворе императора, предпринял попытку основать дочерний мон-рь с целью христианизации региона, завоеванного в ходе войн с саксами, в к-рых участвовал брат Адальхарда св. Вала († 836). По просьбе Адальхарда местный аристократ Теодрад выделил для мон-ря землю в Хетисе (это место отождествляют с совр. Нойхаус-им-Золлинг; по др. версии, Хетис находился у скал Экстернштайне близ совр. г. Хорн-Бад-Майнберг - Teudt. 1936; Matthes. 1982). Однако основание дочерней обители было отложено, т. к. Карл Великий назначил Валу регентом при кор. Италии Бернарде (812-818). После смерти Карла Адальхард, Вала, их брат Бернхарий и сестра Гундрада попали в опалу, т. к. имп. Людовик Благочестивый (814-840) опасался интриг с их стороны. Адальхард был вынужден отправиться в мон-рь Нуармутье, а Вала принял монашество в Корби и вскоре стал препозитом при аббате Адальхарде II (814-821) (см.: Ganz. 1991. P. 25-26). На имперском съезде в Падерборне (815) Адальхарду II удалось убедить Людовика Благочестивого и еп. Хатумара в необходимости основать обитель в Хетисе. Первым настоятелем К. стал Хукберт (епископ Мо в 823-853). Монахами монастыря являлись представители саксонской знати. При обители была создана школа для мальчиков по образцу школы, существовавшей в Корби. В первые годы монашеская община испытывала экономические трудности (Translatio S. Viti. 3). Ситуация изменилась в 821 г., после возвращения из ссылки Адальхарда I, к-рый вновь стал аббатом Корби и предоставил монахам К. денежную помощь. Тем временем Адальхард II получил согласие императора на перенос мон-ря на новое место, расположенное близ Хёкстера, к-рый являлся частью королевского домена (по-видимому, эта идея принадлежала препозиту К. Адальберту). 6 авг. 822 г. монахи разметили землю для монастырских зданий, а 25 авг. епископ Падерборна освятил место для строительства и дал обители название Нов. Корби. Монастырская церковь, строительство которой завершилось в 844 г., как и одна из церквей аббатства Корби, была посвящена св. Стефану. После того как Хукберт занял епископскую кафедру Мо, аббатом К. стал св. Адальхард I (Ibid. 4).

http://pravenc.ru/text/2057232.html

При еп. Альдрике из-за угрозы нападений норманнов мощи святых Иулиана и Л. были перенесены в новый кафедральный собор Ле-Мана. В 836 г. имп. Людовик Благочестивый распорядился отправить мощи Л. в еп-ство Падерборн, основанное в 799 г. на саксон. землях, где не было никаких святынь. Альдрик согласился отдать падерборнским клирикам мощи Л., кроме руки, к-рую поместил в мон-ре Спасителя в Ле-Мане. Послы из Падерборна во главе с архидиак. Мейнольфом прибыли в Ле-Ман 29 апр.; 28 мая они вернулись в Саксонию; их путешествие сопровождалось многочисленными чудесами. Перенесение мощей Л. описывается в нескольких сказаниях (в «Деяниях...» оно не упом.; см.: Goffart. 1966. P. 69-71, 327-334). Сказание, сохранившееся в рукописи Avranches. Bibl. municip. 157 (XIII в.) и приписываемое пресв. Идону, было составлено после кончины еп. Альдрика на основе «Деяний...» (BHL, N 4911b; изд.: Poncelet. 1903; MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 806-813). Др. версия является приложением к Житию Л., составленному в Падерборне на рубеже IX и X вв. и посвященному еп. Бизону (ок. 886-909) (BHL, N 4912-4913; изд.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 409-424; MGH. SS. T. 4. P. 149-157; Vry. 1997. S. 177-221). В 1958 г. в единственной рукописи XV в. среди дополнений к «Золотой легенде» Иакова из Варацце было обнаружено 3-е сказание о перенесении мощей Л., автором к-рого назван участник этого события ле-манский диак. Эрконрад (BHL, N 4911a; ркп.: Bielefeld. Ratsbibl. 2. Fol. 146r-149r). Некоторые исследователи полагали, что сказание Эрконрада - самое раннее свидетельство о перенесении мощей Л. ( Straeten. 1967. P. 501-508); по мнению др. ученых, оно является компиляцией кон. IX или X в. ( Vry. 1997); при его составлении могло быть использовано утраченное ныне сказание, написанное в Падерборне вскоре после 836 г. ( Goffart. 1969). Высказывалось также мнение о том, что сказание является псевдоэпиграфом XV в. ( Schoppe. 1967). В средневек. герм. легендариях и пассионалах сохранились краткие Жития Л., основанные на Падерборнском Житии (BHL, N 4912-4913); с XIV в. их включали в местные дополнения к «Золотой легенде» (о рукописях агиографических и литургических текстов, посвященных Л., см.: Vry. 1997. S. 225-338).

http://pravenc.ru/text/2463657.html

Кор. Карл Лысый. Миниатюра из т. н. Псалтири Карла Лысого (Paris. Lat. 1152. Fol. 3v) В 819 г. Людовик Благочестивый женился на Юдифи, происходившей из знатного баварского рода Вельфов. От этого брака род. К. Л. По указанию императора его восприемником стал Лотарь, поклявшийся защищать и оберегать младшего брата ( Nithardi Historiarum libri. I 3; II 1). Появление нового наследника и возникшая необходимость в изменении «Ordinatio imperii» стали причиной открытого конфликта Людовика Благочестивого и его сыновей, которые к тому же выражали недовольство ограничением их самостоятельности в управлении королевствами. После собрания в Аттиньи (авг. 822) император отправил Лотаря в качестве регента в Италию, а Пипина - в Алеманнию. Вероятно, по инициативе имп. Юдифи, влияние к-рой при дворе возросло, Людовик Благочестивый выделил для К. Л. Алеманнию, в 829 г.- также Рецию, Эльзас и часть Бургундии (Annales Xantenses et Annales Vedastini/Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 7. (MGH. Script. Rer. Germ.; Эти земли должен был унаследовать Лотарь, и передача их К. Л. привела бы к разделению владений старшего наследника. Имп. Юдифь оказывала влияние на Людовика Благочестивого с целью обеспечить наследство К. Л. за счет старших братьев. В 830 г. графы Матфрид Орлеанский и Гуго Турский, попавшие в опалу и лишенные должностей после неудачного похода в Испанию, подняли восстание. Юдифь была схвачена и заключена в мон-рь. Людовик Немецкий выступил на стороне отца, а Лотарь и Пипин не поддержали ни одну из сторон. Сначала мятежники потерпели неудачу, но восстание разгорелось с новой силой, когда император отобрал Аквитанию у Пипина и передал королевство К. Л. Лотарь и Пипин выступили против Людовика Благочестивого. Император, покинутый почти всеми сторонниками, попал в плен и был низложен на синоде в Суасоне (нояб. 833). Однако среди союзников вскоре вспыхнули разногласия. Несмотря на церемонию восстановления Людовика Благочестивого в имп. достоинстве, проведенную Лотарем в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), началась междоусобная война. Император, к-рого поддержали Пипин и Людовик Немецкий, одержал победу над мятежниками. В сент. 834 г. Лотарь сложил оружие, получил от отца прощение и был отослан в Италию.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАЛАФРИД СТРАБОН [лат. Wala(h)fridus, по прозвищу Strabo - Косой] (808/9, Швабия - 18.08.849), монах-бенедиктинец, аббат, нем. богослов и поэт эпохи Каролингского возрождения . Жизнь В. С. происходил из простой бедной семьи. Ок. 816 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Райхенау на Боденском оз., где его наставниками были аббаты Хаттон (Хеттон) и Эрлебальд, выпускники школы при франк. имп. дворе (schola palatina) Гримальд и Таттон, а также возглавлявший монастырскую школу мон. Веттин, брат Гримальда. После принятия монашеских обетов В. С. в 826/27 г. был направлен в мон-рь Фульда , чтобы продолжить там обучение у богослова Рабана Мавра . В 829 г. по рекомендации Гримальда и архикапеллана имп. Людовика Благочестивого , аббата Сен-Дени Гилдуина В. С. был приглашен к имп. двору для воспитания младшего сына Людовика Благочестивого, буд. кор. и имп. Карла Лысого. В 838 г. Людовик в награду за воспитание сына назначил В. С. настоятелем мон-ря Райхенау, преемником аббата Эрлебальда, хотя обычно монахи сами выбирали настоятеля. После смерти Людовика (840) во время борьбы за престол между его сыновьями В. С. встал на сторону его старшего сына имп. Лотаря, боровшегося за сохранение единства империи. Будучи изгнан из мон-ря братом Лотаря кор. Людовиком Немецким, В. С. бежал в Шпайер, но в 842 г. по ходатайству его бывш. учителя Гримальда, ставшего капелланом Людовика Немецкого, В. С. был возвращен в Райхенау. Последние годы его жизни отмечены высокой лит. активностью. В возрасте ок. 40 лет В. С. по приказу Людовика Немецкого отправился с посольством к Карлу Лысому, по пути он скончался. Его тело было погребено в Райхенау. Рабан Мавр написал ему эпитафию (PL. 112. Col. 1673AB; Эпитафия Валахфрида аббата, сочиненная Храбаном Мавром//ПСЛЛ, IV-IX вв. С. 331). Сочинения и богословие Экзегетические сочинения До кон. XIX в. считалось, что В. С. является составителем т. н. «Glossa ordinaria», или «Glossa» (Общепринятые толкования - PL.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЬОН ДЕ МОНФОР [франц. Grignion de Montfort] Луи (Людовик) Мари (31.01.1673, Монфор, совр. Монфор-сюр-Мё, деп. Иль и Вилен, Зап. Франция - 28.04.1716, Сен-Лоран, совр. Сен-Лоран-сюр-Севр, деп. Вандея, Зап. Франция), католич. св. (пам. 28 апр.), основатель жен. конгрегации Дочерей Премудрости (франц. Filles de la Sagesse) и конгрегации священников-миссионеров Общества Девы Марии (лат. Societas Mariae Montfortana, S.M.M; франц. Monfortains). Род. в многодетной благочестивой семье. До 12 лет обучался в школе в Монфоре, с 1685 г. в иезуитской коллегии св. Фомы в Рене, по окончании к-рой отправился в Париж, где в 1693-1694 гг. учился на богословских курсах при Сорбонне, а с 1695 г. в парижской семинарии Сен-Сюльпис. 5 июня 1700 г. рукоположен во пресвитера Перпиньянским еп. Ж. Э. Базаном де Фламанвилем. Местом его назначения стал г. Нант (Бретань), однако из-за сильного влияния янсенизма среди местного духовенства Г. де М. не смог там служить. В ожидании решения он отправился в Пуатье, где ему позволили окормлять больных. Благодаря поддержке из Парижа Г. де М. получил разрешение проповедовать в деревенском приходе Граншан. Первые же публичные проповеди принесли ему известность. В это же время по настоянию жителей Пуатье еп. Ж. К. де Ла Пуап де Вертриё принял решение принять Г. де М. в еп-стве. 2 февр. 1703 г. в Пуатье вместе с Мари Луиз Трише Г. де М. основал конгрегацию Дочери Премудрости (в наст. время насчитывает ок. 4,5 тыс. сестер), к-рая стала заниматься опекой больных и обездоленных, созданием школ. В 1705 г. он получил разрешение для проповеднической деятельности в Пуатье и пригородах. Из-за препятствий, чинимых ему нек-рыми представителями местного духовенства, склонявшимися к янсенизму, ему нередко приходилось проповедовать за городом, на природе, за неимением кафедры иногда он обращался к собравшимся с дерева. Г. де М. способствовал возрождению мн. паломнических мест в зап. еп-ствах Франции, организовывал процессии верующих.

http://pravenc.ru/text/168149.html

Православие в Андорре и в Антигуа и Барбуда Андорра и Антигуа и Барбуда – крохотные страны, расположенные далеко друг от друга. В них на сегодня нет общин канонической Православной Церкви, однако в истории каждой из этих стран есть православные страницы, на которые стоит обратить внимание. Православие в Андорре Карта Андорры Местоположение: Восточные Пиринеи; граничит на севере с Францией, на юге – с Испанией. Площадь: 468 км 2 . Численность населения: 71 201 человек (по состоянию на июль 2006 года). Официальный язык: каталанский. Краткая история страны. В античное время территория современной Андорры была частью Римской империи; очагами романизации тогда были нынешние города Сан Жулья да Лориа и Эскальдес. В V–VIII веках эти земли входили в состав Вестготского королевства. В начале IX века они перешли к Испанской марке, основанной Карлом Великим. Его сын император Людовик Благочестивый даровал в 819 году жителям Андорры «Великую хартию свободы» в награду за мужество, которое они проявили во время войн с маврами. В 843 году король Франции Карл II отдал территорию Андорры графу города Ла Сеу дУржель Сунифреду I в благодарность за помощь в отражении набега норманнов. В 1133 году Уржельский граф Армангол IV «навечно» продал все права на долины Андорры Уржельскому епископу Беренгеру. Позже епископы передали Андорру феодальному роду Кабоэ, получившему права собственности в обмен на присягу верности епископам. Посредством династических браков к XIII веку эта привилегия перешла к графам де Фуа, которые отказались повиноваться епископам и развязали войну. В 1278 году король Арагона Педро III принудил графа и епископа заключить соглашение. Так был подписан Акт о разделении («акт-пареаж»), который устанавливал совместное правление в Андорре епископа Уржельского и графа де Фуа. Оба они считались князьями Андорры и назначали в нее своих представителей – викариев, каждый из которых ежегодно поочередно управлял страной. Андоррцы платили дань обоим князьям: по четным годам епископу, по нечетным – графу де Фуа.

http://pravoslavie.ru/3166.html

Парижский собор 825 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Иконоборчество, как доктрина (а не практика) утвердилось в империи Карла Великого и после его смерти, в отличие от Рима, где VII Вселенский собор был сознательно принят. Тут сказался расовый германский национализм, симптом и даже предзнаменование будущей Реформации. Однако точку зрения Франкфуртского собора 794 г. мы встречаем вскоре в Западной франкской империи, нынешней Франции. Во второй период иконоборчества в Византии императоры-иконоборцы с интересом учитывали это и даже пытались через Францию надавить на Рим, чтобы сломить иконопочитание. И нашли в Париже богословскую поддержку. По случаю своего вступления на трон Михаил II Травль в 821 г. написал свои письма папе Пасхалию I и франкскому королю Людовику Благочестивому. Β письме к королю Михаил Травль обвинял своих подданных-греков в идолопоклонстве. Посылая подарки Людовику и папе, Михаил просит короля дать поддержку византийскому посольству к папе и не слушать клеветников-иконопоклонников, которые прибежали из Византии в Рим к папе, чтобы снять раздор между церквами. Греческое посольство дошло до двора Людовика только в 824 г. и было благосклонно принято в Руане. Во Франции спор об иконах в скрытой форме тянулся. Было две партии: за и против, с большинством против, т.е. со взглядами «Libri Carolini.» Папа Евгений II был защитником икон. Поэтому после сговора с греками Людовик послал к папе посольство во главе с Фрекульфом, епископом Lisieux, и Адегаром. Посольство просило, чтобы папа благословил франкских епископов собрать собор и обсудить вопрос, «поднятый греками.» По контексту момента, очевидно, это разумеется в смысле Михаила Травля, т.е. против икон. Папа не мог этого не понимать. Он согласился на собор, и Людовик собрал в Париже в 825 г. собор епископов и богословов. Актов его не сохранилось. Но из ряда других документов мы узнаем ο течениях мысли на этом соборе. Соборяне, обращаясь к императору Людовику, называют себя его верноподданными — oratores vestri.

http://sedmitza.ru/lib/text/435440/

Воззрения Иосифа Волоколамского, о которых мы уже говорили в связи с Собором 1503 г., всегда оставались для иосифлян и для церковной иерархии чем-то вроде догмата. Вскоре после этого Собора (примерно в 1504/05 г.), по поручению Новгородского архиепископа Геннадия, было составлено сочинение, в котором снова обсуждался вопрос о праве монастырей на земельные владения и делалась попытка обосновать это право канонически. Это довольно пространный труд, который, несмотря на свою пространность, называется «Слово кратко» . Его автором был не русский человек, а монах-доминиканец Вениамин, вероятно славянского происхождения, который по иронии судьбы оказался в конце XV в. в Новгороде, где он по поручению архиепископа выполнил переводы нескольких библейских книг с латинской Вульгаты на славянский язык; нам неизвестно, остался ли доминиканец римо-католиком или перешел в греко-православную Церковь . Основные идеи «Слова» заключаются в следующем: секуляризация и даже склонность к ней не что иное, как проявление вражды против воли Божией. Церковному епископату и монастырям следует постоянно помнить об этом. Они не должны позволять вмешиваться в дела, связанные с монастырскими владениями, а обязаны бороться с такого рода попытками или действиями. Цари и светские власти вообще не смеют каким бы то ни было образом конфисковывать, ограничивать или отнимать собственность и владения Церкви и ее учреждений. Основание для права Церкви на владение движимым и недвижимым имуществом заключено в словах Самого Христа, святые апостолы подтверждают это право; благочестивые христианские императоры, начиная с Константина (при этом упоминается «вено Константиново»), «Людовик первый, римский царь, и Карл, великий царь», императоры Оттон I и Генрих I, римские кесари, с совершенным уважением относились к правам Церкви на владение движимостью и недвижимостью. В конце «Слова» автор дополнительно подчеркивает, что духовная власть выше светской; хотя обе власти от Бога, светская власть должна покоряться духовной .

http://sedmitza.ru/lib/text/436489/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010