Очевидна роль Владимира как государственника. Подобно византийскому императору Константину, он увидел в православии единственный путь к собиранию страны, разделяемой родоплеменной борьбой. Сказывались в ходе этого процесса торговые и культурные связи с Византией. Постепенно на Руси, вопреки воле языческих жрецов-волхвов, становилось всё больше христиан. До сих пор существуют разные суждения насчёт известного летописного сюжета о " выборе веры " Владимиром. Кто-то высказывает желание понять: правильно ли поступил Владимир, верный ли выбор сделал? Но русские летописи, как и европейские хроники, – жанр отнюдь не строгий. Они переписывались при каждом новом князе в угоду его политике. Поэтому в летописях куда важнее и информативнее то, как именно они написаны. " Выбор веры " не обязательно имел место, но дело не в достоверности фактов, а в том, что другой выбор был просто невозможен для человека, знавшего о Царьграде. В то время Византия со своим могуществом, дипломатией, торговлей, искусством, архитектурой, городскими садами и фонтанами выделялась на фоне своих соседей. Византийская культура значительно превосходила современную ей европейскую. Поэтому решение Владимира был понятным и очевидным для всех. Но помимо обычных земных закономерностей истории есть и провиденциальные. В этом смысле князь Владимир стал тем избранником, который взял на себя миссию просветителя и проводника христианского вероучения. И русский народ будет вечно благодарен ему. Как сказал патриарх Кирилл в своей речи на 1000-летие преставления князя, " избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств " . В преданиях многих народов есть особая легендарно-историческая фигура святого правителя, строителя справедливого царства. У англичан это король Артур, у французов – Людовик IX Святой, у нас – князь Владимир Красное Солнышко.

http://religare.ru/2_107720.html

По мере обогащения общественное положение евреев также улучшилось. При Каролингах “они превратились из угнетенного, преследуемого элемента, делящегося своим ремеслом с сирийцами, в привилегированный, процветающий класс, пользующийся торговой монополией” . При Пиппине, отце Карла Великого, они впервые получили наследуемые земли на Западе. Карл Великий благоволил им во всех отношениях. Используя еврея Исаака в качестве главы посольства … он создал прецедент, который затем стал привычным для монархов Европы... В Нарбонне он позволил им жить в их собственном квартале под юрисдикцией их собственного князя или начи. Он даже доставил из Багдада раввина, чтобы наставлять их в религии. Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, поселил еврея Авраама из Сиракуз в своем дворце. Он защищал перевозки евреев по морю, разрешил им торговать рабами, получая свою долю прибыли. Он одобрил пять хартий в пользу евреев, предоставлявших им среди других привилегий право селиться повсюду в королевстве. Базарный день он перенес с субботы на воскресенье, чтобы они могли торговать с его подданными без нарушения священного для них дня… К концу XI века евреи были самыми заметными членами торговых общин, которые в соответствии с городскими хартиями участвовали и конкурировали в городской коммерции. Проследить на протяжении столетий продвижение еврейства по пути гегемонии посредством проникновения и затем доминирования практически во всех учреждениях западного мира, включая Церковь, означало бы переписать историю на “ обратной стороне зеркала”» . Язычество в христианстве? Но коронованием Карла в императоры дело не ограничилось. Земной раскол усилился расколом духовным, а может, и затевался из-за него. В 809 году на соборе епископов Империи в Ахене, по прямому настоянию императора, в Символ Веры был включен пресловутый и уже проанафемствованный « filioque » . « Filioque », напомним, означает, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Вставка этого слова в Символ веры разрушало гармонию Святой Троицы, делало две первые ипостаси практически равными друг другу, а третью ипостась – Святой Дух – подчиненной им .

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

По свидетельству мон. Ансельмо да Вайрано, саркофаг (alveolum) И. и эпитафия ему находились в мон-ре св. Петра, в малой ц. Св. Креста. Бенедиктинский мон-рь св. Петра был основан в IX в. (в 832 имп. Людовик Благочестивый подарил ц. св. Петра в Лоди аббатству Нонантола для устройства обители). Вероятно, в V в. здесь находилась базилика, служившая усыпальницей епископов Лаус-Помпеи,- Ансельмо сообщает об эпитафиях еп. Кириаку (упом. в 451) в главном храме и еп. Тициану († 476) в ц. Св. Креста. Несмотря на то что все 3 эпитафии признаются подлинными, их происхождение остается не вполне ясным. Описание святынь мон-ря св. Петра в хронике основывается на «Книге откровений» (Liber manifestationis), в к-рой изложены «откровения» демонов, полученные в 1173 г. при экзорцизме Бельдис де Арминульфис, супруги консула г. Лоди. Судья Альберто Инциньядро записал «Книгу откровений» вскоре после этих событий; в 20-х гг. XIII в. в нее были включены сведения, направленные на защиту имущественных прав монастыря св. Петра. Среди участников обряда упоминается монах обители св. Петра субдиак. Ансельм (возможно, автор хроники). Согласно «Книге откровений», во время обряда демоны якобы поведали присутствовавшим об истории мон-ря св. Петра и о святынях, сокрытых в храмах обители. Согласно этим сведениям, ц. св. Петра была основана апостолами Иаковом и Иоанном, к-рые поместили в алтаре храма десницу ап. Петра и ключи от Царства Небесного. При освящении нового храма в 327 г. присутствовали Римский папа Сильвестр и имп. Елена, к-рые подарили церкви мн. реликвии и заменили прежнее название города «Помпея» на «Лаус-Помпея» в память о песнопении «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum laudamus), которое якобы было составлено св. Сильвестром во время торжеств. Эти сведения носят вымышленный характер, они были придуманы для придания особой значимости мон-рю св. Петра. Наряду с явно недостоверными сведениями в «Книге откровений» приведены «откровения» демонов о принадлежности древних гробниц, находившихся в монастырских храмах.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

Постепенно круг обязанностей К. расширился: в частности, в их ведение перешли хранение дворцового архива (впервые об этом упом. в 794) и б-ки, ведение текущей документации, они служили королевскими посланниками (missi), осуществляли инспекции мон-рей. При имп. Людовике Благочестивом сформировалась придворная канцелярия, отдельная от дворцовой капеллы, аналогичное положение долгое время сохранялось в Западнофранкском королевстве. О формальном разделении должностей главного канцлера (summus cancellarius) и К. (очевидно, архикапеллана) писал архиеп. Гинкмар Реймсский в трактате «Об устройстве двора» (De ordine palatii; ок. 882). Гинкмар называл К. апокрисиарием и «хранителем дворца» (custos palatii), а также главой всего придворного клира ( Hinkmar von Reims. De ordine palatii/Hrsg. Th. Gross, R. Schieffer. Hannover, 1980. S. 62). По свидетельству Валафрида Страбона, глава королевской капеллы должен был разрешать споры церковных иерархов ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 25//MGH. Capit. T. 2. P. 515). К эпохе Каролингов относятся запреты принимать в королевскую капеллу пресвитеров и младших клириков без благословения епископов, в юрисдикции которых находились кандидаты на должность К. (Парижский Собор (839), Ахенские Соборы (836/7)). При Капетингах в клире дворцовой капеллы состояли архикапеллан, неск. К. и субкапелланов, почетное звание придворного К. могло присваиваться др. ординариям (напр., епископу Ангулемскому и аббату мон-ря св. Маглория в Париже). С XIV в. королевский архикапеллан во Франции носил титул главного королевского раздателя милостыни (с XVI в.- главного раздателя милостыни Франции (grand aumônier de France)) и считался одним из высших прелатов королевства (титул упразднен в 1791, восстанавливался в 1804-1844 и 1857-1871). Он также являлся главой всех военных К. франц. армии. В Восточнофранкском королевстве уже в 854 г. кор. Людовик Немецкий назначил главой канцелярии архикапеллана Гримоальда, аббата Санкт-Галлена. В дальнейшем совмещение этих постов на германских землях стало традиционным; после 965 г.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Среди других сокровищ и собственности [у Карла] были три серебряных стола и один особенно большой и тяжелый, из золота. Относительно них он распорядился и постановил следующим образом. Один из них, квадратный, имеющий изображение города Константинополя, вместе с прочими предназначенными для того дарами, надлежит передать в Рим, базилике блаженного апостола Петра. Другой, круглый, стол, украшенный изображением города Рима, надлежит отправить епархии (episcopio) церкви Равенны. Третий стол, превосходящий остальные красотой исполнения и внушительным весом, имеющий тонко прорисованную в виде трех кругов подробную карту всего мира, он постановил отдать на увеличение той трети, что должна быть разделена между его наследниками и направлена на милостыню. Туда же надлежит отдать золотой стол, упомянутый четвертым.Карл сделал и утвердил сие описание и распределение [собственности] перед епископами, аббатами и графами, которые тогда смогли присутствовать. Их имена перечислены. Епископы: Хильдибальд 129 , Рикульф 130 , Арн 131 , Вольфарий 132 , Бернойн 133 , Лейдрад 134 , Иоанн 135 , Теодульф 136 , Иессе 137 , Хеймо 138 , Вальтгауд 139 . Аббаты: Фридугиз 140 , Адалунг 141 , Энгильберт 142 , Херменон 143 . Графы: Вала 144 , Мегинхер 145 , Отульф, Стефан 146 , Унруок, Бурхард 147 , Мегинхард 148 , Гаттон, Ригвин 149 , Эдон 150 , Эркангарий, Герольд, Берон 151 , Хильдегерн, Рокульф. Людовик, сын Карла и Божьей волей наследник, изучил этот документ и после смерти отца сколь мог быстро и со всем тщанием постарался исполнить. 128 Милан, Чивидалье дель Фриули, Градо, Колонь, Майнц, Зальцбург, Трир, Сане, Безансон, Лион, Руан, Реймс, Арль, Вена, Тарантез, Эмбрен, Бордо, Тур, Бурж. 144 Вала – позднее (во время правления Людовика Благочестивого) аббат Корби, ок. 822 г. Умер в 835 г. 149 Ригвин, возможно Рикон – граф Падуи, упомянутый в «Анналах королевства франков» (запись 814 г.). Читать далее Источник: пер. с лат. М.С.Петровой. Историки эпохи Каролингов, М.РОССПЭН, 1999, c. 7-34. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Таким образом, во времена св. Фотия западная церковная традиция отличалась неоднородностью: в ней можно выделить итальянский и франкский пласты. Оба они проявились в Болгарии, когда в 866 г., вскоре после крещения князя Бориса-Михаила и его народа греческим духовенством, туда по приглашению болгар прибыли одновременно и германская миссия, присланная Людовиком Немецким, и римская, во главе которой стоял епископ Формоз (будущий папа). Впрочем, сам Рим к середине IX в. уже прочно вошел в состав Франкской империи, и доминирование франкского элемента в политической элите Италии не могло не сказаться и на церковной сфере. В частности, Формоз, долгое время живший за Альпами и в конце жизни призвавший в Италию сына Людовика Немецкого Арнульфа (за что и был посмертно осужден и «казнен» на печально известном «Трупном соборе» 897 г.), вполне мог терпимо относиться к Filioque. Во всяком случае, позднейшая православная традиция (зафиксированная в славянских памятниках с XV в.) связывала отпадение латинян от православия с именами «царя Карула», вместе с которым в Рим проникло «аполлинариево учение» о Filioque, и «некоего Формоса», который тайно распространял ересь, в то время как папы оставались единоверными с прочими патриархами до Христофора (антипапа в 903–904гг.) 4 . Наряду с «профранкской» партией в Риме и других крупных городах Италии в IX в. сохраняли влияние лангобардские династы, а также местные патрицианские фамилии, из которых одни ориентировались на Византию, а другие пытались вести вполне самостоятельную политику. К числу последних принадлежал папа Николай I (858–867), которого по праву можно назвать самым властным понтификом раннего средневековья. Пользуясь раздроблением и ослаблением государства франков при сыновьях Людовика Благочестивого, Николай не только стремился к подчинению своей власти всей западной Церкви, но и активно продвигал учение о юридическом примате Римской кафедры над всеми прочими Церквами, включая Константинопольскую. Рассматривая полемику св. Фотия, следует помнить о том, что, начиная с Окружного послания 867 г., она развивалась по двум основным линиям, которые имеют различных адресатов. Основная догматическая тема, Filioque, направлена в первую очередь против принесших с собою это учение в Болгарию франкских миссионеров (и, возможно, участников римской миссии Формоза). Именно их Фотий именует «нагрянувшими с Запада епископами тьмы». В то же время напрямую франки у Фотия нигде не упоминаются, так как возглавлявший в то время Каролингский дом император и итальянский король Людовик II (855–875), находившийся в конфликте с папой Николаем, считался политическим союзником Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Усилия св. Хродеганга и имп. Карла Великого по реформированию жизни клириков имели локальные и недолговечные результаты. Однако вскоре после смерти Карла Великого его сын имп. Людовик Благочестивый на Ахенском Соборе 816 г. обязал все общины клириков на территории империи придерживаться единого и обязательного для всех насельников устава. Устремления Людовика в этой сфере были тесно связаны с его программой «обновления Франкской державы» (renovatio imperii Francorum), согласно которой единообразие церковных порядков служило предпосылкой и отражением единства империи. Получившие соборное одобрение имп. распоряжения имели целью учреждение и поддержку общежительного уклада в среде клириков. В то время как для монашествующих нормой жизни отныне должен был служить исключительно Устав прп. Венедикта Нурсийского, дополненный сборником монашеских обычаев св. Бенедикта Анианского «Collectio capitularis», жизнь немонашеских общин точно так же должна была регламентироваться только одним документом. Новый устав получил название «Установление для каноников» (Institutio canonicorum; известен также как Ахенский устав - изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 394-421). Он состоял из 145 глав, первые 113 глав представляли собой выдержки из творений Исидора Севильского , папы Римского свт. Григория I Великого (в изложении Тайона Цезаравгустского), Псевдо-Проспера (в действительности Юлиана Померия ), блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина (главы 1-38 и 94-113), а также соборных правил (главы 39-91) и высказываний Римских пап Льва I Великого и Геласия I (главы 92-93), в которых, с одной стороны, обосновывалась необходимость vita communis для клириков, с другой - указывалось на особенность и смысл духовного призвания К. по сравнению с монашеским - не столько в личной аскезе, сколько в служении Церкви. Вводная часть являлась теоретической мотивировкой и оправданием образа жизни К., регламентируемого во 2-й части «Установления для каноников»: ношения ими лучшей, чем у монахов, одежды, меньшей строгости требуемых от К. воздержания и поста, пользования личным имуществом и церковными бенефициями и в особых случаях отдельным жилищем. Практические предписания К. заимствованы из Устава Хродеганга, но при этом был сделан ряд существенных изменений и добавлений. Так, первенствующая должность в капитуле теперь называлась «препозит» (гл. 139), подробнее описано богослужение (главы 126-130), добавлено указание о детях, взятых К. на попечение (гл. 135), исключено принятое св. Хродегангом правило, по которому К. могли получать пожизненную ренту с земельных владений, пожертвованных Церкви. Учитывая различия в благосостоянии общин и климатических условий в разных частях Франкского гос-ва, допускались разные нормы в разрешенном во время трапезы количестве вина и его частичная замена пивом (гл. 122). Одновременно с «Установлением для каноников» был издан устав для канонисс - «Установление для монахинь» (Institutio sanctimonialium//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456).

http://pravenc.ru/text/1470235.html

Однако отец всячески воспротивился этому. Интересы государства стояли для Карла на первом месте, тем более, что два его старших сына неожиданно умерли. Так, что Людовик был просто обязан занять в будущем отцовское место. Карл всячески стремился пробудить у него интерес к мирской жизни и светским делам, женил его на красавице алеманнке, заставлял каждый год участвовать в военных походах, принимать посольства. Людовик был послушен отцу во всем, как и подобало благочестивому сыну. Однако внутренне он нисколько не менялся. Все больше в нем проявлялась склонность к созерцательности и интенсивной внутренней рефлексии. Людовика влекли не звон оружия и пышность государственных собраний, а тишина церкви в час утренней молитвы. Он много читал. Хорошо знал античную литературу, но главным образом Библию и труды отцов церкви. Благо латынью и греческим, в отличие от отца он владел в совершенстве. Когда после смерти Карла Великого Людовик стал императором, начались серьезные изменения всего общественного уклада, которые с годами привели к самым печальным последствиям, Поначалу, правда, ничего нового как – будто не намечалось. Людовик казался достойным преемником своего отца. Он был почти идеален, душевная красота великолепно сочеталась в нем с телесным совершенством. Вот какой портрет оставил нам один из его современников: “Людовик был умеренно высокого роста, но довольно высок, со светлыми глазами, открытым лицом, нос у него длинный и прямой, губы не слишком толсты, не слишком тонки, высокая грудь, широкие плечи, сильные мышцы, так что никто не мог с ним равняться ни в стрельбе из лука, ни в метании копья: руки его были длинны, пальцы прямые; ноги длинные и относительно тонкие: ступни большие, голос мужественный. В латинском и греческом он был хорошо обучен. Во всех писаниях он отлично понимал не только духовный и нравственный смысл, но и смысл тайный... Он был не скор на гнев, но зато быстр на милость... Он был необыкновенно щедр. В пище и питье был умерен, в одежде прост... Он никогда не хохотал громко, и даже когда при больших торжествах являлись за его столом актеры, шуты и мимы с певцами и музыкантами... он ни разу не смеялся до того, чтобы можно было видеть его белые зубы. Ежедневно перед обедом он наделял милостыней бедных”. Возможно, этот портрет весьма далек от реальности. Но люди, жившие больше десяти веков тому назад, видели своего императора именно таким .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Следующие четыре года он безвыездно прожил там, не видя своих родителей. Ни мать, ни отец не проявляли о нем особой заботы. Для VIII–IX вв. подобное отношение к детям являлось вполне нормальным. В те времена детство вообще не считалось каким-то особым и самоценным периодом в жизни человека. Родители мало интересовались детьми. Они начинали воспринимать их с того момента, когда те включались в жизнь взрослых. Это происходило очень рано, и трехлетний король в принципе ничем не отличался от тридцатилетнего. Подданные видели в нем представителя правящего клана, обладавшего частью его харизмы и персонифицировавшего собой его власть в определенной части королевства. Аквитанское окружение Людовика составляли преимущественно люди духовного звания: монах Бенедикт, ставший со временем важнейшим советником короля по церковным вопросам, священник Элизахар, глава королевской канцелярии, королевский библиотекарь Эббон, занявший позднее архиепископскую кафедру в Реймсе. Именно этим людям юный король был обязан ранним пробуждением крайней религиозности. С самых юных лет он привык по многу часов молиться. Он не пропускал ни одного поста и ревностно выполнял все религиозные предписания. Государственными делами Людовик занимался мало, всегда с большой неохотой и старался перепоручить их решение кому-либо из своих советников. При полнейшем попустительстве ответственных лиц дела велись из рук вон плохо, королевская казна пустела, а феодалы всеми правдами и неправдами присваивали себе государственное имущество. Людовик даже как-то пожаловался отцу, что его только называют королем. И Карл был вынужден лично принять соответствующие меры. Единственное, что по-настоящему увлекало Людовика, чему он отдавал все свое время и силы, было реформирование аквитанских монастырей. «Он столько заботился о богослужении и возвеличении святой церкви, что... его можно было бы назвать скорее священником, нежели королем» – писал в 30-х годах IX века анонимный автор. “До него все духовенство Аквитании ...посвящало свое время более верховой езде, военной службе, метанию копий, нежели божественной службе. Но по настоянию короля были приглашены отовсюду наставники и искусство чтения и пения, равно как и науки светские и духовные процвели с такой быстротой, что это казалось невероятными. Монашеское сословие достигло цветущего состояния. Людовик и сам подумывал о тишине монастырской кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

(Chron. Salem. Р. 111) 28 Франкский император и итальянский король Людовик II, внук императора Людовика I Благочестивого, а не восточнофранкский король Людовик II Немецкий, как нередко по недоразумению считается в литературе (Ловмяньский 1985. С. 195; и др.); смешаны эти два Людовика и в указателе к ДР (с. 584). 30 После коронации франкского короля Карла Великого в 800 г. в Риме императорским венцом прения между византийскими василевсами и франкскими государями о законности титулования последних императорами стали постоянной темой в отношениях между двумя державами. С точки зрения византийской политической доктрины, христианская империя может быть только одна, поэтому единственной законной империей была Византийская, или Ромейская, т. е. Римская (по своему происхождению и византийскому самоназванию). Договор между Карлом Великим и византийским императором Михаилом I санкционировал для первого титул «император франков». Между тем Людовик титуловал себя (в том числе и в данном послании) «римским императором» («imperator Romanorum»), а византийского императора – «императором Нового Рима», что и вызвало протест с византийской стороны. Ср. 46/5 и примеч. 42–43. 31 Греческий титул πρωτοσυμβολος (буквально «первый советник») применительно к арабским правителям, в том числе и багдадским халифам, в византийской практике зафиксирован, например, у хрониста рубежа VIII–IX вв. Феофана (Theoph. Р. 225.7) и, в качестве официального дипломатического обращения, у Константина Багрянородного в середине X в. (Const. De cerim. II, 48. Р. 686.14, 16). 32 Слова αρχιτος в греческом языке нет; возможно, путаница в оригинале или протографе Vatic. 5001 с греч. ρχηγóς «главный предводитель, родоначальник, царь», иногда упореблявшимся применительно к арабам (см., например: Theoph. Р. 401.4). 35 Тюркский народ, основавший в 60-е годы VI в. многоэтничную державу на Дунае (Аварский каганат) и равно хорошо известный как в латинской Европе, так и в Византии, где его правитель одинаково именовался хаганом. Аварский каганат был разгромлен Карлом Великим в самом конце VIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010