зр. базируется гл. обр. на поверхностных суждениях некоторых современников (см., напр.: Ларошфуко Ф., де. Мемуары. Максимы. М., 2003). В делах управления королевством последнее слово всегда оставалось за Л. ( Petitfils. 2008. P. 612-613). В авг. 1636 г. испан. войска взяли Корби в Пикардии и оказались в неск. десятках километров от Парижа; в столице началась паника. Члены королевской семьи, члены совета, в т. ч. Ришелье, придворные уговаривали Л. укрыться в одном из замков на Луаре, но он решительно отказался. Король объявил о мобилизации, организовал отряды добровольцев; на деньги, собранные по приказу короля городскими властями Парижа, членами парламента и горожанами, удалось сформировать армию в 30 тыс. чел. Монарх, без охраны появлявшийся на улицах, обращался к парижанам со словами поддержки. Л. лично возглавил операцию по возвращению захваченной территории. В нояб. продвижение испанцев удалось остановить. Несмотря на заговоры против кардинала и постоянное давление со стороны членов королевской семьи и приближенных лиц, Л. все 18 лет поддерживал Ришелье. Отставки кардинала требовала Мария Медичи, недовольная проводимой им антииспан. политикой. Однажды ей удалось добиться от сына обещания дать отставку Ришелье, но король за ночь переменил мнение (этот политический кризис известен как «День одураченных» (Journée des Dupes; 10-11 нояб. 1630)). Участники заговора, пытавшиеся через королеву-мать добиться отстранения от власти Ришелье,- хранитель печатей Мишель де Марийяк, а также его брат, маршал Луи де Марийяк, гр. де Бомон-ле-Роже,- были арестованы. 10 мая 1632 г. маршала казнили на Гревской площади; Мишель де Марийяк скончался в заключении в замке Шатодён (7 авг. 1632). Мария Медичи получила приказ удалиться в Компьень (в ночь на 19 июля 1631 она бежала из Франции; умерла 3 июля 1642 в Кёльне). Мишель де Марийяк, сторонник Католической лиги кон. XVI в., составитель т. н. Кодекса Мишо, «большого» королевского ордонанса, обнародованного 15 янв.1629 г. и обобщившего требования Генеральных штатов 1614 г.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

Маронитские историки всегда пытались обойти это письмо папы Иннокентия или хотя бы отдельные его части. Многое в нем достаточно унизительно для общин Ливана и Сирии. Но в будущем папы возвращались к этому посланию Иннокентия, указывая маронитам на необходимость следовать содержащимся там предписаниям. И хотя взаимоотношения и евхаристическое общение между Маронитской и Римо-Католической Церквами установлены в XIIIb., но нельзя сказать, что они были прочными. Знания Рима о маронитах были недостаточными, а иногда и просто примитивными. Рим мало уделял внимания изучению восточных традиций и не вдавался в подробности богословия; его политика была утилитарно направлена на унификацию всех сторон церковной жизни. Целью Римской Церкви периода Крестовых походов было стремление безоговорочно подчинить себе христианский мир. Практически это сводилось к требованию признать власть Римского епископа в обмен на союзничество Запада в разрешении местных проблем. Для достижения этой цели Рим не выбирал средств и на первых порах закрывал глаза на догматические и канонические вопросы, но, добившись основной цели, стремился подчинить восточные христианские общины и в других аспектах их жизни. Политика компромиссов использовалась всеми сторонами. Грубое давление с целью отказа от собственных традиций (далеко не только догматических) вызывало понятное сопротивление, иногда приводившее к расколу в восточных христианских общинах. Только в середине XV в. Рим сменит свою политику, точнее, ее откорректирует, что сохранит маронитов от полной и окончательной латинизации. Единственное, чего удалось добиться Католической Церкви от маронитов в период Крестовых походов, — это признание верховной власти пап. Таким образом, они стали первой христианской общиной Востока, вошедшей в юрисдикцию Рима. Период XII и XIII вв. характеризуется усилением авторитета маронитских патриархов; этому способствовала та роль, которую они играли в контактах с французскими властями и Римом. Людовик IX в письме патриарху и епископам маронитов в 1250 г. заверял, что “как от нас, так и от наших наследников на троне Франции, мы желаем распространить наше покровительство на вас мы будем использовать любую возможность обеспечить ваше нормальное существование” 94 . Патриарх был реальным главой маронитов, выбирал и поставлял епископов, разрешал не только церковные, но и гражданские дела; епископат пользовался аналогичным авторитетом на местах.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

— Давайте еще такие хронологические реперы поставим: когда появились литературы на новых языках: окситанском, тосканском, старофранцузском и других? — Из нелатинских литератур Запада самыми древними считаются кельтская и древнеанглийская литературы. Кое-что, вроде древнеанглийского «Беовульфа» и древнеирландского цикла о Кухулине, прекрасно переведено на русский. Это очень ранние памятники. У других германских народов в IX–X веках мы можем различить лишь начатки литературного творчества, зафиксированные на пергамене в следующих веках. На древневерхненемецком сохранился ряд текстов, например специфическая обработка евангельской истории под названием «Спаситель», Heliand. Это поэма времен Людовика Благочестивого (814–840), написанная, возможно, клириком, человеком латинской культуры, для уловления душ подвластных императору воинов, относительно недавно оставивших пучину германского язычества и периодически норовивших в эту пучину нырнуть снова. Характерно, что средневековые литературы рождались не в прозе, а в поэзии. На территории Италии нелатинская литературная традиция сложилась относительно поздно, к началу XIII века, во времена Франциска Ассизского и при его непосредственном участии, потому что он в стихах на умбрийском славил Бога. На Сицилии поэты создали школу при дворе Фридриха II Гогенштауфена. Но пальму первенства в романских литературах следует отдать Лангедоку, земле, сохранившей нетронутыми памятники и языковую память о великом римском прошлом. В XI веке Лангедок стал крупной политической силой, независимой от франкского Севера. Страна получила название по своему языку: лангедок значит «язык ок», т.е. где «да» звучало как «ок», в отличие от северного «ойль» (современное французское oui) и латинского sic. На юге родилась европейская лирика, лирика трубадуров. И родилась она во многом как вызов латыни и латинской же вере: все слыхали о катарах, вальденсах, альбигойской ереси. Хотя любовная лирика почти не касалась религиозных тем, она была литературным, мировоззренческим движением, чувствовавшим самостоятельность, автономию этой земли, этого народа — провансальцев — по отношению ко всему, что их окружает.

http://bogoslov.ru/event/5666815

После провала переговоров с Испанией реальным союзником в борьбе за восстановление в правах курфюрста Пфальцского оставалась Франция. Обещание Франции оказать давление на Испанию было подкреплено брачным договором, по к-рому невестой принца К. стала сестра франц. кор. Людовика XIII католичка Генриетта Мария. В апр. 1624 г. кор. Яков I и К. поклялись в парламенте, что, если принц женится на франц. принцессе, та получит право только на личного духовника. Эпоха парламентского правления (1625-1629) 27 марта 1625 г. умер кор. Яков I, и К. вступил на англ. престол. Он не спешил с коронацией - доктрина «божественного права королей», обоснованная в трудах покойного короля, предполагала безусловное, заранее предопределенное право монарха на престол, к-рое не нуждается в дополнительных легитимирующих процедурах и церемониях. Коронация К. состоялась 2 февр. 1626 г.; 1 мая в парижском соборе Нотр-Дам Генриетта Мария заочно стала женой англ. короля и 16 июня воссоединилась с супругом в Лондоне. Кор. Карл I. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Королевское собрание, Виндзор) Кор. Карл I. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Королевское собрание, Виндзор) Политика первых лет правления К. была связана с ситуацией на континенте, где продолжалась Тридцатилетняя война , в которой К. занимал жесткую антигабсбургскую позицию. Практически каждый год снаряжался новый флот, и по инициативе герц. Бакингема постоянно предпринимались попытки создания коалиции протестант. гос-в. Восстание гугенотов в крепости Ла-Рошель в сент. 1627 г. привело к конфликту с Францией. Попытки Англии поддержать протестантов оказались крайне неудачными: англ. флотилии под предводительством герц. Бакингема и позже Уильяма Филдинга, гр. Денби, отправленные в Ла-Рошель и на о-в Ре, потерпели поражение. В условиях, когда постоянно были нужны деньги на продолжение военных действий на континенте, начались конфликты короля и парламента: отказ палаты общин вотировать налоги привел к тому, что в 1626 г. К. воспользовался правом принудительного займа, это вызвало резко отрицательное отношение членов парламента. По приказу короля некоторые противники его политики были арестованы. В 1627 г. лидеры палаты общин подвергли жесткой критике деятельность пользовавшегося полным доверием короля герц. Бакингема, не сумевшего должным образом организовать ни военные экспедиции, ни дипломатические переговоры (была предпринята неудачная попытка импичмента). В июне 1628 г., после многочисленных дебатов и сопротивления короны, парламент принял «Петицию о праве», запрещавшую утверждение налогов вне парламента, насильственную рекрутчину, а также аресты людей без предъявления достаточных доказательств их вины. 23 авг. 1628 г. был убит герц. Бакингем. В 1629 г. был подписан мирный договор с Францией, а в 1630 г.- с Испанией, что означало отказ Англии от активной политики на континенте. Единоличное правление (1629-1640)

http://pravenc.ru/text/1681061.html

Основным противником Д.-М. стал Жак Дави дю Перрон, публичный диспут с к-рым состоялся в присутствии кор. Генриха IV 4 мая 1600 г. в Фонтенбло. После убийства Генриха IV (1610) Д.-М. сохранил лояльное отношение к королевской власти, несмотря на политику, проводимую регентшей Марией Медичи и потом Людовиком XIII и направленную против гугенотов. Выступая в защиту полученных франц. протестантами политических прав и свобод, Д.-М., с одной стороны, стремился избегать конфликтов с франц. короной, с другой - расширить контакты с протестантами за границей, в частности с англ. кор. Яковом I. Он проявил живой интерес к протестант. синоду, собравшемуся в Дордрехте (1618-1619) с целью разрешить догматические разногласия, которые разделяли протестантов в Нидерландах. В 1611 г. Д.-М. написал антикатолич. соч. «Le mystère d " iniquité» (Тайна неправедности), где выступил с критикой Римско-католической Церкви, развращенной папством, стремясь найти в более давнем прошлом предшественников Реформации. В 1621 г. королевские войска захватили Сомюр, Д.-М. был смещен с должности правителя, удалился в свой замок Ла-Форе-сюр-Севр, где и скончался. Признаваемый с кон. 80-х гг. фактическим главой франц. гугенотов («папой гугенотов»), Д.-М. в отличие от мн. перешедших в протестантизм правителей поддерживал центральную королевскую власть. Рьяно защищая политические права французских кальвинистов, он, однако, был противником гражданской войны. Сторонник компромисса, он призывал к терпимости в решении религ. вопросов. Приветствуя экуменические тенденции Реформации, Д.-М. рассматривал возможность сближения кальвинизма с католич. франц. галликанством и создания «свободного национального совета», деятельность к-рого способствовала бы мирной победе и дальнейшему распространению протестант. веры. В условиях растущего безверия, атеизма, получившего распространение в эпоху Ренессанса, Д.-М. выступил как апологет христианства в целом. Соч.: Excellent discours de la vie et de la mort. L., 1576; Traicté de l " Église, auquel sont disputées les principalles questions, qui ont esté meuës sur ce point en nostre temps.

http://pravenc.ru/text/180828.html

Но католики не победили. Оставшиеся в живых гугеноты продолжали борьбу с еще большим ожесточением. Гугенотов возглавил Генрих Наваррский Бурбон. Двор пытался достигнуть примирения. Но крайние католики, во главе с герцогом Генрихом Гизом, образовали Лигу — союз, для отстаивания католичества, не считаясь с указаниями правительства. Католики получили помощь от испанского короля Филиппа II. С Гизами не мог справиться сам новый король Генрих III. Он потребовал вытеснить Гиза из Парижа, но тот оказал такое сопротивление, что пришлось бежать из столицы. Обманув Гиза притворным примирением, король велел его умертвить. Не прошло и года, как Генрих III, последний Валуа, был зарезан фанатиком-католиком. Права на престол перешли к Генриху Бурбону. Это был неутомимый, блестящий воин и политик, человек веселого нрава, всех к себе располагавший, чуждый нетерпимости и фанатизма. К нему охотно примкнули и умеренные католики, которым надоела война, своеволие солдат и знати, хозяйничанье в стране иностранцев. Но Лига не хотела подчиниться еретику и продолжала войну в союзе с ярым католиком, испанским королем Филиппом II. Генрих разбил лигеров, но никак не мог взять осажденный им Париж. Наконец он решился на важный шаг: заявив — " Париж стоит обедни " , он отрекся от протестантизма и принял католичество. Для него требования политики были выше религиозных. Он считал, что король должен исповедовать веру большинства своих подданных, которое составляли католики. Париж открыл ворота королю и восторженно принял его. Король легко покончил с сопротивлением мелких вождей Лиги, некоторых задобрил деньгами, других победил. Для умиротворения протестантов Генрихом IV был издан в 1598 г. нантский эдикт, по которому им давалась свобода в исповедании своей веры, публичное совершение богослужений (в назначенных местах), право печатать религиозные книги, занимать должности в государстве и тому подобное. Для обеспечения выполнения договора протестантам предоставили управление в нескольких укрепленных городах. Испанский король Филипп, недовольный замирением Франции, двинул туда свои войска одновременно с Пиренеев и Нидерландов, но они были разбиты Генрихом IV. В 1629 г. при короле Людовике XIII права кальвинистов во Франции были вновь подтверждены милостивым эдиктом , изданным в Ниме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Жак Ле Гофф был сторонником концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. 2 апреля. ПРАВМИР. Известный французский историк Жак Ле Гофф скончался в Париже 1 апреля 2014 года в возрасте 90 лет. Об уходе из жизни французского историка-медиевиста, одного из ярчайших представителей «Новой исторической науки» Жака Ле Гоффа сообщает Lenta.ru со ссылкой на газету Le Monde. Жак Ле Гофф родился 1 января 1924 года в городе Тулон, изучал историю европейского средневековья, в частности был крупным специалистом по XIII веку. Ле Гофф является автором многих научных книг и биографий известных исторических деятелей (Людовика IX Святого и Франциска Ассизского). Первая книга Ле Гоффа «Интеллектуалы в Средние века» вышла в 1956 году, однако популярность ему принесла книга «Рождение чистилища» (1981): религия была одной из его любимых тем. Жак Ле Гофф был сторонником концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. В период с 1975 по 1977 год историк занимал пост первого директора французской Высшей школы социальных наук. Фото: 100knig.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июля, 2021 23 июля, 2021 22 июля, 2021 15 июля, 2021 5 июля, 2021 24 июня, 2021 19 июня, 2021 7 июня, 2021 4 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/skonchalsya-frantsuzsk...

Графиня Амелина тяготилась уединенной жизнью, без празднеств и веселого общества, а графиня Изабелла, присмотревшись поближе к французскому королю, пришла к заключению, что, будь соблазн немного посильней, Людовик не только выслал бы их из Франции, но не задумываясь выдал бы их разгневанному государю – герцогу Бургундскому. Желание дам поскорее уехать пришлось как нельзя более по сердцу и самому Людовику, который прежде всего стремился сохранить мир с герцогом Карлом; к тому же он боялся, как бы присутствие прелестной Изабеллы не помешало осуществлению его излюбленного плана – брака его дочери Жанны с герцогом Орлеанским. Глава XIII. Путешествие Что короли мне! Жалкое сравненье! Я маг, и мне подвластны все стихии! Так люди думают по крайней мере, И власть моя над ними безгранична. «Альбумазар» События и приключения чередовались в жизни юного шотландца с быстротой волн весеннего разлива. Не успел он прийти в казармы, как был спешно вызван к своему начальнику лорду Кроуфорду, где, к своему великому изумлению, опять увидел короля. После первых слов о чести и доверии, которыми король собирался его удостоить, Квентин сильно встревожился, думая, что дело опять идет о какой-нибудь тайной ловушке, вроде недавней засады против графа Кревкера, или, пожалуй, о чем-нибудь еще того хуже. Но он не только успокоился, а пришел в полный восторг, когда узнал, что его назначают начальником небольшого отряда – из трех солдат и проводника, посылаемого сопровождать дам де Круа к маленькому двору их родственника, епископа Льежского. Поручение это, как ему объяснили, надо было выполнить с возможной безопасностью и удобствами для дам, и притом как можно секретнее. Затем молодому человеку вручили маршрут, где был подробно обозначен их путь и все предполагаемые остановки – по большей части глухие деревни, уединенные монастыри и другие места, удаленные от городов. Тут же он получил устные наставления насчет мер предосторожности, которые следовало принимать, особенно вблизи бургундской границы, и насчет того, как ему себя вести, что делать и говорить, чтобы сойти за дворецкого двух знатных англичанок, путешествующих по святым местам, побывавших у святого Мартина Турского и теперь направляющихся в благословенный город Кельн, к мощам трех мудрых царей Востока, приходивших в Вифлеем поклониться родившемуся спасителю.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

аббаты Клюни регулярно выполняли функции папских посланников и посредников в церковных и политических конфликтах. В период Великой схизмы (1378-1417) назначенный антипапой Урбаном VI аббат Жан II де Дама-Козан (1383-1400) издал 154 статута (Ibid. P. 146-165). Пользуясь сложной церковно-политической обстановкой, монахи Клюни сместили его и избрали Раймона II де Кадоэна (1400-1416), занимавшего пост великого приора. В этот период мон-рем управлял его помощник Робер де Шодсоль (в 1416-1423 аббат Робер I), к-рый представлял К. к. на Соборе в Пизе (1409) и на Констанцском Соборе (1414-1418). В XIII-XIV вв. руководство К. к. уделяло меньше внимания мон-рям, расположенным за пределами Франции. Укрепляя отношения с франц. королями, клюнийцы все реже прибегали к покровительству герм. императоров и монархов Англии и Испании. При аббате Иве I де Вержи (1257-1275) в Париже был основан коллеж Клюни, в к-ром жили монахи, обучавшиеся в Парижском ун-те; с XIV в. клюнийские аббаты имели в городе собственную резиденцию (в наст. время Музей Клюни - Нац. музей средневековья). В 40-х гг. XIV в. в состав К. к. входили 324 мон-ря с 3372 монахами и монахинями, распределенные между 10 провинциями (Лион, Франция, Прованс, Пуату, Гасконь, Овернь, Германия, Ломбардия, Испания, Англия), самыми крупными из них были Франция (500 монахов и 25 монахинь), Лион (466 монахов) и Англия (450 монахов). В XV в. начался распад К. к.: кастильские мон-ри вошли в состав Вальядолидской конгрегации, основанной в 1390 г. кор. Хуаном I. Многие франц. мон-ри переживали упадок из-за эпидемии чумы (1346-1353) и Столетней войны (1337-1453). Конфликт Франции и Англии был причиной отделения англ. мон-рей; в 1480 г. получил самостоятельность крупнейший в Англии клюнийский приорат Льюис ( Калмыкова Е. В. Французское духовенство и иностранные приораты в средневековой Англии//СВ. 2014. Вып. 75 (3-4). С. 98-133). Попытку реформировать К. к. по образцу бенедиктинской конгрегации св. Витона (названа по аббатству Сен-Ван в Вердене), основанной в 1604 г., предпринял Людовик Лотарингский (аббат Клюни в 1612-1621, кардинал с 1615), сын герц.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

На основании всего сказанного об обличениях Максима Гр. на апокрифы, можно заметить, что, в своем взгляде на отреченные книги, он согласен с своими предшественниками, т. е. смотрит на них как на уклонение от свящ. писания, но относится к ним критически, между тем как его предшественники только запрещали и порицали их. Относясь к ним вполне отрицательно, он запрещает их переводить, причем прибавляет, что благовествующий более апостолов подлежит анафеме, а потому советует «не восхищаться всяким ветром учений чужих», но испытывать «согласны ли они с евангельским и апостольским писанием». Он считает долгом «обличить лжу неправды и, неискусно приклоняющих ухо свое ко лжи, возвратить к истине евангельской; он увещевает их не мудрствовать более, нежели подобает мудрствовать», а так как Максим был вызван на обличения апокрифов частными случаями (один ему предлагает рассмотреть Луцидариус; он узнает, что сказание Афродитиана и «писание о стоянии солнца во всю светлую неделю» пользуются большим уважением; что говорят о повести Папия и рукописании греховном; некто спрашивает его о том, кому прежде всех была сослана с небес грамота), то его обличения в совокупности представляют лишь замечания на эти случаи. Метод, которому следует М.Грек в своих обличениях на отреченные книги, заключается в сопоставлении их сказаний с повествованиями священного писания, в указании противоречий в самих апокрифах, в показании их несогласия с историческими свидетельствами (Иосиф Флавий, хронологическая несообразность относительно Кира и рождения Иисуса) и, наконец, в диалектическом развитии известных положений, основанных на его богословских сведениях. § XIII-2 С утратой мифологических образов, с потерей антропоморфических представлений сил природы, еще долго остается прежний взгляд на природу, и народ ищет в окружающих его явлениях таинственного, относительно к себе, смысла, не давая уже себе отчета, откуда истекает этот смысл, или привязывая его к новым верованиям. На этом основании удерживаются в народе приметы и гадания. Можно сказать, что жизнь каждого русского, по большей или меньшей личной наклонности к мистической созерцательности, была управляема приметами. Предвещательность и знаменательность явлений для него была так широко развита, что обратилась в своего рода систему 1423 . В числе запрещенных книг ходили по рукам волховники или сборники примет и гаданий в назидание людям. Почти каждый род примет имел особенные книги или статьи, посвященные объяснениям их смысла; например: «волховники, волхвующие всякими кобями, птицами и зверями», птичник различных птиц – воронограй, куроклик и т. п., «трепетник – мышца подрожит», «лопаточник, волхвования различные», «путник книга, в ней же написано о встречах, коби всякие еретические», «сонник», «громник», «молнияник», и т. п. 1424 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010