Весной 1147 года Евгений III бежал во Францию. Папство предприняло попытку возместить ущерб, нанесённый его авторитету, организовав большой крестовый поход, превосходящий все прежние. Организация и агитация была возложена на самого выдающегося оратора того времени – Бернара Клервоского. Возглавил второй крестовый поход (1147–1149) германский король Конрад III, в нём принимал участие и французский король Людовик VII. Однако военное предприятие, осуществлённое двумя самыми крупными державами Европы той эпохи, окончилось полной неудачей. Войска крестоносцев были разгромлены ещё на подступах к Иерусалиму. Неблагодарный папа использовал отсутствие государей для того, чтобы укрепить своё влияние как в империи, так и во Франции. В 1148 году Евгений III возвратился в Италию и теперь с помощью норманнов попытался завоевать Рим, где власть уже полностью находилась в руках Арнольда Брешианского. Папа проклял Арнольда, но ни оружие норманнов, ни церковное проклятие не привели к успеху. Римская республика воспрепятствовала и тому, чтобы возвратившегося из Святой земли Конрада папа короновал в императоры. Это был первый случай, когда германский король не получил императорскую корону. Борьба пап с Фридрихом Барбароссой (Вторая половина XII века) Для оказания нажима на изгнанных Римской республикой пап и с целью оттеснения норманнского королевства, которое становилось всё более могущественным на итальянском полуострове, первый настоящий Гогенштауфен, Фридрих I (Барбаросса, или Рыжебородый), вмешался в дальнейшую судьбу папства. Вновь укрепляющаяся имперская власть спасает папу, оказавшегося в стеснённом положении, но тем самым инспирирует против себя новую «столетнюю войну». Борьба пап и императоров из династии Гогенштауфенов представляла собой уже чисто политическую схватку за гегемонию в Европе. За папой стояла духовная власть и ломбардские города, в то время как вокруг императора сплотилась почти вся Германская империя, включая и епископов. Фридриха I в Германии уже поддерживала новая, светски мыслящая, верная императору церковная иерархия, ведущей фигурой которой был рейхсканцлер – граф Дассельский Райнольд, архиепископ Кельна. Целью нового императора было освободить своё государство от опеки со стороны папы и вновь придать ему значение мировой державы, причём папе была уготована роль лишь первого епископа империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Власти подтвердили, что значительная часть шедевров и священных реликвий собора была спасена от огня. Но далеко не все. Спасенные сокровища собора Нотр-Дам в мэрии Парижа. Benoît Tessier/Reuters Святой терновый венец Одна из главных реликвий Нотр-Дама — терновый венец, который возложили на голову Иисуса Христа перед распятием. Святыню привезли из Иерусалима и передали королю Людовику IX в 1238 году. Шипы венца были распространены по всему миру в виде реликвий. В Нотр-Даме же хранится оригинальный венец, заключенный в горный хрусталь. В понедельник вечером мэр Парижа подтвердил, что он был спасен. Орган Собора Парижской Богоматери Главный органист Нотр-Дама, Винсент Дюбуа, сказал, что 8000-канальный грандиозный орган собора не погиб в огне. Хотя пока неясно, насколько он пострадал. Орган был создан в 1403 году. Его реставрировали в течение нескольких веков. В последний раз его обновили в 2013-м. Но некоторые органные трубы по-прежнему родом из Средневековья. «Орган очень хрупкий инструмент, особенно его трубы. Он не сгорел, но никто не может сказать, был ли он поврежден водой. Никто не знает, будет ли он функционировать, или его нужно будет восстанавливать», — сказал Бертран де Фейдо, высокопоставленный чиновник по сохранению наследия Франции. Туника Святого Луи Это льняная одежда XIII века, которая принадлежала Луи — единственному французскому королю, ставшему святым. Его короновали в 1226 году. Луи участвовал в Седьмом крестовом походе и умер во время Восьмого, в 1270 году. Святого канонизировали в 1297 году. Мэр Энн Идальго также подтвердила, что туника была спасена в понедельник. Животворящий Крест Наряду с Терновым венцом Нотр-Дам разместил фрагмент Животворящего Креста, на котором был распят Иисус, а также один из гвоздей. Они были спасены от огня, сообщают французские СМИ. Северное розовое окно Нотр-Дам де Пари Все три огромных витража в Соборе Парижской Богоматери остались целы, заявил утром во вторник пресс-секретарь собора Андре Фино. Хотя эксперты еще не осмотрели их. Возможно, окнам был нанесен скрытый ущерб.

http://pravmir.ru/voshel-v-goryashhij-so...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 1. Краткий очерк разработки истории Византии на Западе А.А.Васильев. История Византийской империи Начало разработки. Эпоха итальянского Возрождения главным образом увлекалась произведениями классической греческой и римской литературы. Византийской литературы в Италии в то время почти не знали и знакомиться с ней не стремились. Но постоянные поездки на восток за греческими рукописями и изучение греческого языка невольно заставляли мало-помалу отказываться от пренебрежительного отношения к средневековой греческой литературе. Первоначальное знакомство с писателями как классическими, так и византийскими сводилось к переводу греческого текста на латинский язык. Однако в XIV-XV веках интерес к византийской литературе проявляется лишь случайно и совершенно поглощается интересом к классическому миру. Но уже в XVI веке и начале XVII отношение к византийской истории и литературе меняется, и целый ряд византийских авторов, правда довольно случайных и неодинаковых по значению, издается в Германии (напр., Иеронимом Вольфом), Нидерландах (Меурсием) и Италии (двумя греками - Алеманном и Алляцием). Роль Франции. Время Дюканжа. Настоящей же основательницей научного византиноведения является Франция XVII века. Когда французская литература в блестящую эпоху Людовика XIV стала образцом для всей Европы, когда короли, министры, епископы и частные лица наперебой основывали библиотеки, собирали рукописи и осыпали знаками своего внимания и уважения ученых, тогда и занятия византийским временем нашли во Франции почетное место. В начале XVII в. Людовик XIII перевел на французский язык наставления диакона Агапита императору Юстиниану. Кардинал Мазарини, будучи любителем книг и неутомимым собирателем рукописей, создал богатую библиотеку с многочисленными греческими рукописями, перешедшую после смерти кардинала в парижскую королевскую библиотеку (теперь Национальная библиотека), настоящим основателем которой был в XVI веке король Франциск I.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬЕ Ж. Ж. Олье. Гравюра из кн.: Lettres Spirituelles de M. Olier. Paris, 1672 (Б-ка католич. у-та св. Пав-ла, Чикаго) Ж. Ж. Олье. Гравюра из кн.: Lettres Spirituelles de M. Olier. Paris, 1672 (Б-ка католич. у-та св. Пав-ла, Чикаго) [Франц. Olier] Жан Жак (20.09.1608, Париж - 2.04.1657, там же), католич. свящ., деятель Контрреформации во Франции, основатель 1-й во Франции семинарии для католич. священников и об-ва священников св. Сульпиция (см. Сульпициане ). Происходил из знатной семьи: 4-й из 8 детей Жака Олье де Вернёй, советника палаты прошений королевского дома и королевского раздатчика милостыни, и его жены Мари Долю. В 1617 г. отец был назначен интендантом Лиона, и семья на несколько лет переехала в этот город. Начальное образование О. получил в иезуитской коллегии (1617-1624). В 1620 г. он стал клириком. В 1622 г. познакомился с католич. св. Франциском Сальским (1567-1622), к-рый повлиял на решение О. стать священником. В кон. 1624 г. семья вернулась в Париж. В Аркурском коллеже (часть Парижского ун-та) под рук. свящ. Пьера Паде О. изучал классическую философию (преимущественно Аристотеля и Платона) и древние языки (древнегреческий и латынь). Получив в 1627 г. степень магистра искусств, он продолжил учебу на богословском ф-те Парижского ун-та. В 1630 г. получил степень бакалавра теологии. Благодаря расположенности к семье франц. кор. Людовика XIII (1610-1643) О., будучи простым клириком, получил ряд доходных бенефициев , в т. ч. аббатство Нотр-Дам-де-Пебрак в Оверни (1625). Получаемые доходы и семейное положение не накладывали на него к.-л. служебных обязанностей и позволяли ему вести в Париже комфортную жизнь церковного бенефециария. Тем не менее, считая необходимым использовать имеющиеся у него знания для просветительских целей, время от времени О. выступал с проповедями. В конце учебы в ун-те О. оказался под духовным влиянием набожной католички Мари Руссо, вдовы парижского виноторговца Давида Руссо; она призывала его оставить светский образ жизни, не подобающий католич. клирику. Впосл. свое духовное обращение О. приписывал молитвам этой женщины.

http://pravenc.ru/text/2578381.html

Первым румын. герцогством, к-рое было преобразовано венграми, стала Кришана (Менумороута): в нач. XI в. венг. кор. св. Стефан I произвел территориальное объединение комитатов Заранд, Бихор и Внутренний Сольнок. В источниках под 1067 г. упоминается 1-й правитель комитата Бихор с центром в крепости Бихаря - Стефан (Stephanus, comes Byhoriensis). После 1060 г. были образованы комитаты в Банате: Тимиш, Арад, Караш, Сату-Маре, Берег и др. В XII-XIII вв. в собственно Трансильвании были образованы еще 7 комитатов: Внутренний Сольнок, Дэбыка, Турда, Тырнава, Алба, Клуж и Хунедоара. Функции управления и судебной власти комитатов осуществляли назначенный воеводой Трансильвании правитель комитата (лат. comes. comes supremus, венг. ispán), вице-правитель (лат. vicecomes, венг. alispán), двое судей из дворян и 6 судебных присяжных заседателей из знати. Складывание местных судебных органов означало не только офиц. признание права провинциальной знати судить своих, но и процесс вовлечения знати, наряду с представителями королевской власти, в решение внутренних проблем страны (сбор налогов, принятие решений в военных вопросах и т. д.). Самоуправление создало институциональные и территориальные основы дворянской автономии. Согласно декрету от 1351 г. венг. кор. Лайоша (Людовика) I Великого (1342-1382), знать Трансильвании наделялась теми же правами и прерогативами, что и венг. знать. После 1467 г. венг. кор. Матьяш I Корвин (Хуньяди) (1458-1490) зафиксировал эти привилегии на более низком уровне: в авг. 1467 г. трансильванские дворяне (секуи и саксы) во главе с воеводами восстали против короля, обвиняя его в тираническом правлении (политика централизации, рост старых и появление новых налогов), в течение месяца движение было подавлено, кор. Матьяш I помиловал почти всех восставших, но в качестве наказания ограничил привилегии дворян. В период становления в регионе территориально-адм. структуры венг. короли пытались оформить Трансильванию как принципат (княжество) во главе с князем - новый институт, заимствованный из нем. феодального мира. Однако, поскольку идея княжества подразумевала достаточную самостоятельность, венг. власти, стремясь избежать риска установления в Трансильвании с ее традицией отдельной государственности власти одного правителя, к-рый подорвал бы центральную венг. власть, трансформировали в орган центральной власти Трансильвании румыно-славянский институт воеводства. Воеводы назначались королем из числа высоких сановников «за верную службу» и подлежали проверке на их преданность короне. Первыми правителями Трансильвании в источниках упомянуты Меркурий (Mercurius princeps Ultrasylvanus) в 1111 и 1113 гг. и Левстахий (Leustachius Voyvoda) в 1176 г. (вероятно, одно лицо с правителем графства Дэбыка, упомянутым в 1116). Воевода Трансильвании осуществлял свою власть только над венг. комитатами.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Такое же положение было в Италии и Германии. Когда король Люксембургский Генрих VII собрался в Рим для коронования, знаменитый поэт средневекового католичества Данте Алигьери приветствовал его трактатом «О монархии», в котором в числе прочего высказал такую мысль, что «папе мы подчиняемся не как Христу, но как Петру». Людовика Баварского в его борьбе с папой Иоанном XXII поддерживали многие публицисты. Лупольд Бебенбургский, Вильгельм Оккам, Марсилий Падуанский и Жан де Жанден были проповедниками власти светского государства против притязаний Римского папы. Марсилий Падуанский и Жан де Жанден были авторами политического трактата «Защитник мира», основной мыслью которого было утверждение, что «священство не имеет никакой деспотической власти; оно должно заботиться только о спасении душ». Автор «Восьми вопросов о папской власти» Вильгельм Оккам продолжил и углубил полемику Марсилия Падуанского и Жана де Жандена. Он не признает законным актом «Дар Константинов» папе на том основании, что император не может дарить собственность империи. В другом своем важнейшем сочинении — «Диалог между вопрошающим учеником и отвечающим ему наставником» — В.Оккам с особенной силой отвергает учение о папской непогрешимости и всемогуществе. В Германии нападки на римско-католическое духовенство первоначально отразились в эпических произведениях, например в сказании «О Рейнеке-лисе», появившемся в конце XV в. Немецкий писатель Себастьян Брант в «Корабле глупцов» также выступает с обличениями разврата духовенства. Голландская литература того времени тоже не щадит духовенства и раскрывает все нравственные язвы клириков. Еще в XIII в. Ван Марлант подвергал в своих произведениях строгой критике развратную жизнь епископов. «Свидетельство Яна» с большим сарказмом пишет о том, что «священники издали строгие законы для народа, а сами их не соблюдают». В Англии правительство и общество также стремилось к ограничению папской власти. Парламент часто противился вмешательству пап в дела Английской Церкви. Эдуард III издал два статута, из которых один давал королю право замещать церковные должности, а другой запрещал английским подданным обращаться к суду папы. Английская литература с самого своего возникновения бичует монахов и высшее духовенство. Замечательный английский писатель Вильгельм Лангданд в своем произведении «Видение Петра пахаря» выступает против продажи индульгенций, нравственной распущенности католических монахов и духовенства и их корыстолюбия. Чосер в «Кентерберийских рассказах» и Гауер в «Vox Clamanmis» также настойчиво указывают на испорченность слуг Церкви и требуют всесторонней реформы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Следующий халиф — аз-Захир (1021–35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет. Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, которая привела к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находились кафедры православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.

http://pravoslavie.ru/39927.html

«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. «Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар франц. кор. Людовика XI, 1481), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349), малоазийский реликварий кон. X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), имп. мантии XII-XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» (Ахенская Богоматерь), к-рой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды. Из светской архитектуры А. интерес представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретенного городом у мон-ря (от дворца осталась одна башня: Granusturm (башня Гранна)), к-рую Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» (благороднейший из дворцов во всей Германии). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на 2-м этаже украшен циклом исторических фресок А. Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. Лит.: Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//Art Bull. N.Y., 1942. T. 24. P. 1-38; Kreusch F. Über Pfalzkapelle und Atrium zur Zeit Karls des Grossen. Aachen, 1958; Messerer W. Zum Kaiserbild des Aachener Ottonencodex.

http://pravenc.ru/text/77174.html

522 Амвросий Варезе де-Розада (Varese da Rosate), известный миланский врач (род. 1437), считался ученейшим философом, медиком и астрологом во всей Италии; он заведовал всеми школами в Ломбардии. Сочинения его были изданы в Венеции под заглавием: «Monumenta Philosophiae et Astronomiae» (Storia della literatura italiana di Girol. Tiraboschi, t. VI, parte II, 699–701) 526 И в другом месте М.Грек опять говорит, что советы Розады не пользу принесли, а погубили Людовика дукса медиоланского (Сочин., I, 357) 532 Сочин. III, стр. 283 и др. Ср. замечания А.А.Покровского. Один из греч. источников соч. М.Грека (Труды Слав. ком. Моск. Арх. Общ. III, 027–28); А.И.Соболевский 261, 264, 275–278 533 Сочин. I, 426, 463. Впрочем, необходимо заметить, что Свида, по своей часто краткости, много М.Греку дать не мог. О Гомере Свида распространяется и даже приводит из него стихи 543 Прав. Соб. 1860 г., февраль. Об источниках сведений по разным наукам в древней России, стр. 196 545 Ibid. III, 206. Савонарола делал большие извлечения из Платона и Аристотеля (свод), соединяя их с богословием Фомы Аквината (Виллари, I, 80) 552 Сочин. М.Грека, I, 249 – «Quant a la philosophue, les subtilites d " Aristot juiasaient d " un plus graud credit que la sainte Ecriture, et la sublimite platonique degenerait en folies theosophistes». Cantu, Hist. des Italiens, VII, 207 554 Г.Вызинский, Папство и свящ. рим. имп. в XIV-XV ст. М. 1857; с. 167–168, Ф.Я.Фортинский, Борьба Париж. унив. с нищен. монахами в полов. XIII в. (Ж. М. Н. Пр. 9). Греки во Франции появляются в XV в. и имели здесь учеников (Васильевский, Обз. труд. по визант. истор., 6) 556 Ibid, I, 374–375. О парижских школах и университете см. The univers of Europe en the Midle ages, by Hast. Rachdall, vol. I, Oxf. 1894 561 Гаспари, II, 359–360; Монье 350–351; Legrand, cl-clvi. История изданий и описание их см. в Annales de I’imprimerie des Alde, ou hist, des trois Manuce, par. A.Renourd, 2 v. P. 1803; 3-е изд. 1834 (извлечение в Вестн. Евр. 1804 , ч. XIV, 7, по статье из Merc. de France). Ambr. Firm. Didot. Alde Manuce et le hellenisme a Venise, Paris, 1875; Bomer, De doctis hominibus, graceis, pag. 202–203

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

– Видите, где заложено бумажками, дело вас касается. Просим письменно ответить. Он ответил, и с таким же парадом уехал, в великолепной шубе, с палкой, кутая зябнувшие ноги в теплом меховом одеяле. Вечером ужинал, опять с кем-нибудь из судей. А Полине писал так: “Не умею сказать вам, до какой степени я постоянно думаю о вас. Сердце мое положительно тает от умиления, как только ваш милый образ – не скажу: является мне мысленно, так как он не покидает меня – но как будто приближается”. Далее не выдерживает, переходит на немецкий язык: всегда у него признак глубокого волнения! “Все время чувствую на своей голове дорогую тяжесть вашей руки и так счастлив сознанием, что принадлежу вам, что хотел бы изойти любовью, непрерывным обожанием”. Суд вынес решение 28 января. Тургеневу разрешили выехать за границу – обязали только немедленно явиться в случае вызова. (Окончательно оправдан он был позже, 1 июня.) В марте возвратился Тургенев в свой Баден. Ясно, он пускал тут корни. Хотелось осесть, как в Спасском. Хозяева дома, где он жил, любили его, но считали неосновательным, kindisch [ ребячливым – нем. ]: у немолодого, знаменитого писателя на дверях пришпилена, например, записочка: “Г. Тургенева нет дома” – тщетная защита от посетителей. Herr Turgeneff постоянно ходит к Виардо, а если у ней малейшее нездоровье, или Диди лишний раз чихнула, то тревожится безмерно, навещает по несколько раз в день, посылает записки. Все это “несолидно”. Тургенев и сам чувствовал, что пора устроиться удобнее (и еще ближе к Виардо). Он решил строить дом. Место выбрал рядом с виллой Виардо – десятины полторы земли с фруктовым садом и старыми, вековыми деревьями. Очень нравились они ему мощью своею, зеленью. Даже кора деревьев была покрыта изумрудным мхом. Особенно же восхищал родник в саду – чудесная ключевая вода, крепость, прозрачность, холод… Дом строил архитектор-француз, в стиле Людовика XIII, с башенками, аспидной крышей, просторными светлыми комнатами, огромной театральной залой, стеклянными дверями на полукруглую террасу. Нужны были деньги – и немало. Спасским управлял в это время дядя Тургенева, Николай Николаевич, бывший блестящий офицер, ныне опустившийся неряшливый старик, склонный к плотоугодию и хозяйство ведший неважно: Иван Сергеевич и половины не получал того, что следовало бы.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-turgeneva...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010