Предводитель гугенотов, после присоединения Генриха IV к католической церкви, герцог Генрих Роган писал мемуары, и, среди них, «Воспоминания о событиях, произошедших во Франции после смерти Генриха IV, и до заключения мира в июне 1629 г.» («Memoires sur les choses advenues en france depuis la mort de henri jusqu a la pais au mois de juin 1629»), которые представляют собой важнейший источник по истории Франции эпохи Людовика XIII и, к тому же, написаны пером талантливого писателя и умного, многоопытного и наблюдательного политика. Еще выше литературные достоинства многотомных «Мемуаров» герцога Луи де Сен-Симона, в которых запечатлена уже эпоха короля-солнца Людовика XIV и, последовавшего затем, регентства, причем, в своих чрезвычайно колоритных и самых характерных чертах. Конечно, это, в основном, жизнь двора – парижского и версальского, но в «Мемуарах» отражены, также, войны, внешняя политика, деятельность правительства и перемещения в нем, придворные и политические интриги. Сен-Симон – писатель большого таланта, его «Мемуары» – это классика французской прозы. Написаны они уже опальным государственным деятелем, поэтому в них много язвительной желчи. Янсенист по религиозным убеждениям, и человек беспримерных, для его эпохи и его круга, строгих нравов, он выступает в своем сочинении не как беспристрастный бытописатель, но как, охваченный нравственным пафосом, обличитель, затопившего двор, разврата, лицемерно прикрываемого в пору старости Людовика XIV, который тогда демонстрировал свою сомнительную набожность, и совершенно открытого и разнузданного, в малолетство его царственного правнука. Сен-Симона удачно назвали «французским Тацитом». Одним из самых важных, по своим последствиям, событий Европейской и мировой истории стала великая французская революция, после которой предшествующая эпоха стала называться «старым режимом» («regime ancienne»). Первые историографические отклики на нее последовали из стана ее противников, и самые убедительные – от Ф. О. Шатобриана, политика и писателя, творческое наследие которого лежит в основании французского романтизма, автора, вдохновенно написанного, «Гения Христианства» и агиографической книги «Мученики, или торжество Христианской веры», роялиста по своим политическим убеждениям, которые, впрочем, не отличались устойчивостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но применять такой метод, по сути, есть то же самое, что судить об эпохе Людовика XVI или даже Людовика XV по режиму Реставрации Людовика XIII. Поэтому для того, чтобы вынести обоснованное суждение о первом иконоборчестве, необходимо, на мой взгляд, сначала выяснить природу второго как обособленного явления и уже с учетом этого определить, в каком свете каждый из наших источников был заинтересован видеть события 726–784 гг. Хочется надеяться, что настоящая работа будет способствовать продвижению вперед в решении обеих этих задач. Отказ от анализа причин, породивших движение против священных изображений в VIII в., естественным образом повлек за собой исключение чисто богословской проблематики, поскольку для того, чтобы объяснить возрождение иконоборчества в следующем столетии, прибегать к 6огословию нет никакой нужды. Далее будет показано, что это мнение разделяла весьма значительная часть православных богословов и церковных деятелей того времени. Ученого, намеревающегося исследовать взаимоотношения Церкви и государства в Византии, поджидает опасная методологическая ловушка, способная сделать беспредметным любое концептуальное утверждение. Трудность заключается в самом определении того, что понимается под государством и что – под Церковью . В отношении первого проблема разрешима довольно легко – достаточно вычленить основные институты государственного управления и заранее обозначить, какие именно из них (императорская власть, константинопольская бюрократия, провинциальная администрация, войско) будут приниматься во внимание. Из-за того, что состояние источников далеко не всегда позволяет проанализировать каждый из названных элементов, в качестве основного объекта изучения в настоящей работе выбрана императорская власть, как центральный компонент византийской политической системы, действия которого по отношению к Церкви наиболее полно представлены в сохранившихся текстах как исторического, так и агиографического содержания. Однако в том, что касается Церкви, ситуация гораздо сложнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во Франции совмещаются оба направления, и хотя барокко здесь называется стилем Людовика XIV, а его поздний этап – рококо (с нарочито искривлёнными поверхностями, в основном в интерьере) – стилем Людовика XV, параллельно уже со времен Людовика XIII огромное значение имеет классицизм (в архитектуре и живописи, в литературе и театре), но окончательную победу над барокко он одержит лишь при Людовике XVI. Классицистическим является построенный Жюлем Ардуэном Мансаром комплекс дворца Инвалидов (1677–1706) с храмом, ставшим впоследствии усыпальницей Наполеона. Среди мастеров живописи, работавших в барочной стилистике, может быть назван фламандский мастер Питер Пауль Рубенс, который известен не только композициями на античные сюжеты, но и серьёзными работами религиозной тематики, а лучший пример классицизма в живописи – произведения французского мастера Николя Пуссена. В его творчестве, также изобилующем образами из греческой мифологии, есть место библейским сюжетам (“Отдых на пути в Египет”). Классицистические композиции имеют “сценический” характер, как бы отражая театральные принципы эпохи – единство места, единство времени и единство действия. Чаще всего им присущи статичность, локальный цвет, а главное переживание самодостаточности, столь противоположное характеру произведений как позднего Средневековья, так и позднего Возрождения. Оригинален французский художник Жорж де ла Тур, использующий в своём арсенале приём высвечивания образов из тёмного пространства (“Иосиф плотник” – в Лувре, “Кающийся Иероним” – в Музее изящных искусств, Гренобль). Есть в том же XVII в. два мастера, творчество которых явно вне господствующих стилистических тенденций, но это реалистическое искусство – испанский живописец Диего де Сильва Веласкес (1599–1660 гг.) и голландский мастер Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669 гг.), автор “Возвращения блудного сына” (Г.Э.). В XVII в. в Голландии выходят издания Библий с гравированными иллюстрациями, соответствующими по характеру эпохе барокко (Библии Пискатора).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

  5. (Брандт, § 24,о Людовике IX дополнительное чтение после § 29) Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Саладин. Потеря Иерусалима крестоносцами. Неудачные попытки вернуть Иерусалим ( III Крестовый поход) 2) IV Крестовый поход (участники, маршрут, результат) 3) Крестовые походы XIII в. и причины неудач: а) поход детей б) Походы Людовика IX Святого. 4) Как повлияла неудача Крестовых походов на авторитет Катол. Церкви? ДАТЫ: 1204 – IV Крестовый поход. Захват Константинополя крестоносцами. 1270 – VIII Крестовый поход. Смерь Людовика IX Святого. ОТВЕТ: 1) Потеря Иерусалима крестоносцами. III Крестовый поход. Иерусалим, захваченный во время Первого крестового похода – цель крестоносцев – был в середине XII века отбит у рыцарей султаном Египта Салах ад Дином (Саладином). Ричард Львиное Сердце, руководивший Третьим крестовым походом, не сумел взять Иерусалим. Поэтому решено было нанести удар по центру державы Саладина – Египту, а оттуда отправиться в сторону Иерусалима. 2) IV Крестовый поход (участники, маршрут, результат) В 1202 г. крестоносцы, во главе которых стояли граф Бонифаций Монферратский и венецианский дож Энрико Дандоло, собрались в Венеции, откуда их должны были отправить на венецианских кораблях в Египет. В уплату за корабли венецианцы потребовали, чтобы крестоносцы захватили для них крепость Зару. После захвата христианской Зары к крестоносцам явился бывший византийский император Алексей Ангел и попросил помочь ему вернуть престол (за деньги и военную помощь в войне с Египтом. Так из Зары крестоносцы отправились завоевывать другой христианский город – Константинополь. Алексей Ангел не смог собрать денег, чтобы заплатить крестоносцам. Тогда рыцари в 1204 г. взяли штурмом и разграбили город. На Европейской территории Византии крестоносцы основали Латинскую империю. Поход в Египет так и не состоялся. 3) Крестовые походы XIII в. и причины неудач: В XIII в. идея Крестовых походов уже не привлекала большого количества участников, но отдельные попытки вернуть Иерусалим предпринимались.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Отец нынешнего папы, Доминик Людовик Печчи, окончив свое образование в Риме, как старший представитель семьи, должен был водвориться на постоянное жительство в Карпинето для управления родовым имением. В 1792 г. высший феодальный владелец этого округа, князь Альдобрандини Боргезе, назначил Людовика Печчи полковником, или начальником местной милиции. В этом звании он состоял некоторое время и на службе Наполеона, когда при высшем торжестве французской революции Карпинето, как и вся церковная область и почти вся Италия, присоединено было к владениям Франции. Этим объясняется то обстоятельство, что некоторые биографы называют Людовика Печчи полковником наполеоновской гвардии, хотя он никогда не покидал своего Карпинето. Сентября 27-го 1791-го года Людовик Печчи вступил в брак с Анною Проспери Буцци из дворянской семьи соседнего с Карпинето небольшого городка Кори. Фамилия Проспери Буцци в числе своих древних представителей считает, между прочим, знаменитого трибуна четырнадцатого века Кола ди Риэнзи, так что от матери своей папа Лев XIII унаследовал несколько капель революционно-демократической крови. Материальные средства семьи Печчи были далеко не блестящими. Революционные смуты и неприятельские нашествия конца XVIII и начала XIX столетия сильно поколебали благосостояние многих дворянских фамилий Италии, чего не избежали и Печчи, никогда, впрочем, и ранее не обладавшие большим богатством. Главный источник их доходов составляла, конечно, земля с её каштановыми и оливковыми рощами; а затем порядочным подспорьем служила находившаяся в их владении церковная бенефиция в Маэнце. В общем, доходы были, однако, так ограниченны, что приходилось изобретать какие-либо новые средства для их увеличения. Одним из таких средств было разведение шелковичных червей, которым Анна Печчи занялась так успешно, что доходами с него в значительной степени покрывала недостатки своего бюджета. Семья Людовика и Анны состояла из пяти сыновей и двух дочерей, из которых в настоящее время остается в живых только один Иоаким, т. е. папа Лев XIII, бывший в списке своих братьев и сестер предпоследним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Второй этап т. н. альбигойских войн связан с новым крестовым походом, объявленным папой Гонорием III в 1222 и 1223 гг. В военной кампании принял участие франц. кор. Людовик VIII. В 1226 г. его войска, подавив незначительное сопротивление, практически полностью заняли юг Франции. В 1229 г. был подписан мирный договор в Мо (с небольшими изменениями подтвержден в Париже). Гр. Раймон VII сохранил значительную часть своих владений, однако становился вассалом кор. Людовика VIII, после его смерти земли Тулузского графства и др. владения отходили франц. монарху. Вторжение крестоносцев в Лангедок сопровождалось кровавыми расправами как с К., так и с сепаратистски настроенными горожанами-католиками. Превращение катаризма в религ. символ южнофранц. автономии способствовало консолидации катарских общин, перешедших, впрочем, на подпольное положение. В 30-х гг. XIII в. в Юж. Франции появились 2 новых катарских «епископства» - в Разесе и Ажене. IV Латеранский Собор обязал светских правителей бороться с еретиками всеми доступными способами. На территории Свящ. Римской империи проводником постановлений Собора стал имп. Фридрих II , издавший законы против еретиков. В Юж. Франции короли поддерживали деятельность инквизиции (в 1233-1235 действия инквизиторов привели к восстаниям в Нарбоне, Альби и Тулузе). Убежищем для К. стали итал. (прежде всего Милан) и каталон. города. На севере Италии коммуны активно сопротивлялись введению инквизиции, поднимали восстания. Преодолеть сопротивление городов и распространить действие инквизиции на Италию папам Римским удалось лишь в сер. XIII в. Действия инквизиции и регулярных войск ослабили влияние К. в Юж. Франции. В 30-х гг. XIII в. «епископы» К. были вынуждены искать убежище в неподконтрольных гр. Раймону VII и франц. королю замках и остались в итоге в крепости Монсегюр под защитой ее владельца Раймона де Переля. В 1244 г., после долгой осады, замок был взят. Лидеры К. частично переселились в Италию. До 70-х гг. XIII в. в небольших поселках и деревнях продолжали полулегально существовать общины еретиков. В кон. XIII в. братья Пьер и Гийом Отье попытались возродить неск. общин. К 1310 г. сохранявшиеся очаги ереси К. были выявлены и разгромлены инквизицией.

http://pravenc.ru/text/1681369.html

К. удалось начать процесс восстановления отношений с Португалией, прерванных в 1760 г. В нояб. 1769 г. он направил на переговоры в Лиссабон нунция архиеп. Инноченцо Конти. Папа попытался завоевать личное расположение португ. премьер-министра С. Ж. Карвалью-и-Мелу, маркиза ди Помбала, по настоянию к-рого из страны были высланы иезуиты: в дек. папа возвел в достоинство кардинала его родного брата П. ди Карвалью ди Мендосу, о чем было объявлено 29 янв. 1770 г. Несмотря на то что весть об этом достигла Лиссабона уже после смерти П. ди Карвалью ди Мендосы (17 янв. 1770), этот жест был позитивно воспринят в Лиссабоне. 25 авг. того же года португ. кор. Жозе I отменил запрет на контакты с Папским престолом. Климент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. Порта Климент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. Порта В отношениях с Великобританией К. продолжил политику, начатую папой Климентом XIII, который в 1766 г. сделал первый шаг к признанию законной Ганноверской династии англ. королей. В 1772 г. впервые со времен «Славной революции» 1688 г. К. отправил к англ. властям с неофиц. визитом архиеп. Джованни Баттисту Капрару Монтекукколи. Сложными оставались отношения Папского престола с Неаполитанским королевством, где фактическим правителем государства при кор. Фердинанде IV оставался премьер-министр Б. Тануччи, сторонник просвещенного абсолютизма, проводивший антиклерикальную политику. В 1772 г. по его инициативе кор. Фердинанд IV, как наследник династии Фарнезе, заявил о правах на герц-ство Кастро, более 100 лет входившее в состав Папского гос-ва. Лишь в 1773 г. К. удалось договориться о снятии этих территориальных претензий к Папскому престолу, однако Неаполитанское королевство продолжало удерживать оккупированные при Клименте XIII папские владения (Беневенто и Понтекорво). К. не удавалось добиться от Франции освобождения оккупированных тогда же папских владений в Авиньоне, т. к. кор. Людовик XV ставил условием этого упразднение ордена иезуитов. Давление на К. по вопросу о роспуске иезуитов снова стало нарастать в нач. 70-х гг. XVIII в., когда к монархиям Бурбонов с требованием этого присоединилась Свящ. Римская империя, ранее поддерживавшая Папский престол в стремлениях сохранить орден. Одной из причин такого изменения позиций стала подготовка имп. Марией Терезией и франц. кор. Людовиком XV династического союза франц. Бурбонов и Габсбургов путем заключения брака между сыном Людовика XV дофином Людовиком (впосл. кор. Людовик XVI) и дочерью Марии Терезии эрцгерц. Марией Антуанеттой.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Наконец, столь знакомая нам «теория непогрешимости» Римского папы, когда он вещает ex cathedra, уже в середине XIII века получила публичное признание на нескольких западных «Вселенских» соборах. Не возвысившись еще до степени верования de fide, она, по словам исследователей, становится верованием prope fidem. Даже могущественный Французский король Людовик IX Святой, относящийся к папе как к собственному епископу и чуткий к правам галликанского архиерейства, составивший в 1269 г. «Прагматическую санкцию», регулирующую права Римского престола, вынужден был соотносить свою политику с требованиями и пожеланиями понтифика 262 . Достаточно было папе, обладавшему таким могуществом, объявить новый Крестовый поход на греческий Константинополь и дать свое духовное благословение, как крестовое воинство поднялось бы на Византию. И, наоборот, – без согласия понтифика ни один западный государь не осмелился бы в XIII веке начать войну на Востоке. Правда, эти легкие в теоретическом отношении конструкции в действительности осложнялись многими привходящими обстоятельствами. Запад не был единой силой, и его государей раздирали множество противоречий, застарелых споров и обид, требовавших деятельного участия Римского папы, как универсального посредника и арбитра. Понтифику постоянно приходилось вмешиваться в межгосударственные и межличностные конфликты сильных мира сего, выискивая компромиссные варианты. Кроме того, власть апостолика при всей ее значимости и величии не казалась безусловной для всех монархов. Достаточно напомнить многовековое противостояние Рима и Германских королей, достигшее к середине XIII столетия своего очередного пика. Римскую курию чрезвычайно волновала и судьба Италии, ставшей в очередной раз объектом спора между Германией, Францией и самим папством. В частности, весьма серьезно встал вопрос о том, какой нации принадлежит право устанавливать Imperium – германцам или французам. Папы-французы активно работали на пользу Людовика IX Святого, но немцы активно противодействовали им. Они прекрасно понимали, что идея Империи создала германскую нацию и позволила немцам возвыситься над всеми европейскими народами. Потерять Imperium – значит потерять себя, свое могущество. Чуть позднее описываемого периода, в 80-х гг. XIII века, видный германский клирик, долгое время проживавший в Риме и занимавший высокую должность в папской курии, Александр фон Роэц, откровенно потребовал законом закрепить Imperium за германской нацией. Он был готов признать за Италией sacerdotium (первосвященство), за Францией – stadium (преданность), но не соглашался отчуждать кому-либо имперское звание, которое по праву принадлежало, с его точки зрения, исключительно Германии 263 . Конечно, это были не единственные противоречия, разъединявшие народы Запада, и далеко не все из тех, которые мы упомянем позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грациан (ум. 1179) был автором сборника канонического права, оказавшего большое влияние на развитие церковного права. Этот сборник под названием «Concordantia discordantium canonum», вероятно, вышел в свет около 1140 года и был усовершенствован трудами выдающихся правоведов церкви на папском престоле, таких, как Александр III, Иннокентий III и Григорий IX. С «романской» эпохой (X-XIII вв.) связан также расцвет рыцарской культуры. Самая прекрасная рыцарская поэзия возникла в долине Луары и Гаронны. Наиболее значительной фигурой провансальской поэзии трубадуров был герцог Аквитанский Вильгельм IX. Наиболее выдающимися представителями так называемой поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готтфрид Страсбургский (автор «Тристана и Изольды»). Но если идеалом рыцарской эпохи был герой с крестом на плаще, то в XIII веке обращения папы, призывающего к крестовому походу, встречались уже с полным безразличием. Широкие проекты IV Латеранского собора не принесли ожидаемых результатов в этой области. Венгерский король Андраш II, французский король Людовик IX, а затем Фридрих II еще возглавили крестовые походы, но без особых успехов. Андраш II принял участие в крестовом походе в Палестину, возглавив войско численностью 15 000 человек. На время своего отсутствия он отдал страну под защиту папы, а управление возложил на архиепископа Эстергомского. Войско было переправлено венецианцами по морю; Андраш в качестве платы за это отказался в их пользу от города Зары. Венгерский крестовый поход в начале 1218 года закончился без результатов. Последний акт борьбы между папой и императором (Первая половина XIII века) Наиболее трудной задачей преемников Иннокентия III было осуществление универсальной политической власти пап в борьбе с властью императора Фридриха II, достигшей в это время подъема. Фридрих II (1212–1250) рос под опекой Иннокентия III (Фридрих был внуком Фридриха Барбароссы, наследником Сицилийского королевства и Германо-римской империи).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

легата Вильгельма Моденского, кардинала Сабины, к-рый 29 июля 1247 г. короновал Хакона IV в бергенском кафедральном соборе. Визит папского легата не решил основных вопросов относительно границ церковной юрисдикции в Н.: при его посредничестве король и Нидаросский архиеп. Сигурд Эйндридессон (1231-1252) лишь признали необходимость разграничения полномочий церковных и светской властей. Помимо принятия решений, касавшихся конфликтов между церковными конгрегациями (соборными капитулами, цистерцианскими и доминиканскими обителями в Осло и Бергене), кардинал издал «привилегию» норвеж. Церкви, в к-рой мирянам запрещалось вмешиваться в выборы священников и епископов, смещать их с занимаемых постов. Внутри Церкви епископам запрещалось выступать против решений архиепископа Нидаросского, а все разногласия решать только путем обращения к папскому легату или непосредственно в Римскую курию. Вопросы, касавшиеся права патроната, должны были решаться только при участии епископов. Легат грозил всем посягнувшим на имущество Церкви или восставшим против власти короля, а также монахам и монахиням, уличенным в блуде, отлучением от Церкви. Норвегия в сер. XIII в. Норвегия в сер. XIII в. Выход Н. на международную арену был отмечен договором с Любеком (1250), допустившим ганзейцев на норвеж. городские рынки, соглашением о границе с Новгородом (1251), контактами с правящими домами Европы (Кастилия, Дания, Швеция, Русь). Кор. Франции Людовик IX Святой даровал норвеж. монарху шип из тернового венца Спасителя: реликвия была помещена в одной из церквей г. Конунгахелла. Успехом внешней политики Н. стало подчинение норвеж. короне Гренландии (1261) и Исландии (1262-1264). Во внешней торговле Н. была вынуждена переориентироваться с торговых отношений с Англией, до сер. XIII в. являвшейся главным поставщиком хлеба и потребителем норвеж. древесины, на торговлю на северонем. рынках; т. о. страна попадала в зависимость от Ганзы. В сер. XIII в. Норвежская держава превратилась в огромную морскую атлантическую империю, достигнув пика могущества.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010