По прибытии во Францию прелату-итальянцу были поручены важные дипломатические миссии в Савойе (сент. 1640; была оказана поддержка герц. Кристине Французской, когда в условиях гражданской войны ее регентство оспаривалось деверями Томмазо и Маурицио Савойскими, к-рых поддерживала Испания) и в Седане (сент. 1642; после ареста Ф. М. де Ла Тур д " Оверня, герц. де Буйона, за участие в заговоре против Ришелье княжество и крепость Седан перешли под власть короля). После долгих переговоров между Парижем и Римом 16 дек. 1641 г. М. был возведен в кардинальское достоинство. 4 дек. 1642 г. умер Ришелье; перед смертью он рекомендовал Людовику XIII ввести М. в состав королевского совета, что было сделано. 20 апр. 1643 г. тяжелобольной монарх по причине малолетства своего старшего сына, буд. кор. Людовика XIV, учредил регентский совет, введя в него М. (король не доверял жене-испанке, к тому же не имевшей опыта управления); также Людовик XIII попросил кардинала стать крестным отцом и воспитателем дофина. После смерти Людовика XIII (14 мая 1643) Парижский парламент аннулировал его завещание (18 мая), и кор. Анна Австрийская стала полноправной регентшей. В тот же день она (скорее всего М. познакомился с королевой во время 2-го визита в Париж, в апр.-июне 1632) назначила его главным министром и, несмотря на уговоры и давление со стороны окружения, к-рое видело в новом министре выскочку-иностранца, открыто поддержала его: 2 сент. 1643 г. она приказала арестовать Франсуа де Бурбон-Вандома, герц. де Бофора, готовившего убийство М. «Заговор высокомерных» (франц. Cabale des Importants), в к-ром участвовали мн. принцы и гранды, а также вернувшаяся из ссылки подруга королевы М. Э. де Роган-Монбазон, герцогиня де Шеврёз, напоминал прежние заговоры против Ришелье - заговорщики стремились к власти и заключению мира с Испанией. Переехав в Пале-Руайаль (дворец, к-рый Ришелье завещал королевской семье), регентша ежедневно работала с М. наедине. Покои главного министра были отделены от покоев королевы длинной галереей, но двери всегда оставались открытыми; это сомнительное соседство дало повод для злословия. Историки, отбросив версию о тайном браке, по-разному оценивают отношения М. и Анны Австрийской. Нек-рые исследователи, интерпретируя немногие сохранившиеся письма королевы, утверждают, что между ними существовала любовная связь (см., напр.: Дюлон К. Анна Австрийская: Мать Людовика XIV. СПб., 2009. С. 510). Другие, отмечая набожность королевы и указывая на отсутствие неоспоримых доказательств, отрицают существование таковой (см., напр.: Petitfils J.-C. Louis XIV. P., 2014. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2561220.html

О древних судьбах Русинов закарпатских ни летописи, ни предания не сохранили никаких верных показаний. Нельзя сказать с достоверностью, были ли они, все ли вообще или частями, в конце IX века подданными князя киевского Олега и его современника князя моравского Святополка; нельзя определить, когда именно они принуждены были подчиниться власти мадьяров, до падения ли княжества Моравского в 907 году или позже. Только русская вера их свидетельствует, что они приняли христианство не после мадьяров, не через них; а свидетельства об учреждении епархий в Венгрии королем Стефаном дают знать, что русины не были причислены ни к одной из них и следовательно подчинены были особенной… В тумане остаются судьбы закарпатских русинов не только до XIII века, но и позже. В летописях и грамотах их соседей отыскиваются только отрывочные напоминания об их крае и ничего о народе. Так есть свидетельство, что король венгерский Андрей II в 1213 году подарил рыцарям Тевтонского ордена землю Боржовскую (Borzsa) в столице Мармарошской; что в XIII веке на большой дороге, известной в древности под названием Угорских ворот, стояли уже города Бардеёв и Пряшов (Эпериес): о первом из них упоминают и наши летописи (Даниил иде из Угор в Ляхи на Бардуев и приде в Судомир, Ипат. Л. 178); что соль в Мармароши добывалась во время короля Белы IV (ум. 1275), и т.п. В 1329 году король Карл I дал привилегии городам мармарошским: Вишкову, Хусту, Тячеву и Долгополю (Villae Marmatiae: Visk, Huszth, Teczö, Hoszszumezö), а король Людовик I, подтверждая грамоту Карла I в 1352 году, причислил к четырём городам и пятый – Сигот (Sziget). В это время многолюдны были селения: Тройчаны (Trojcsan), Ружин (O Ruzsin), Байровцы (Bajorvagas) и некоторые другие. Напоминания наших летописцев XIII и XIV веков об уходах князей и дружин за горы в Угры не позволяют сомневаться, что в эту смутную годину напора на Русь и татар и Литвы русины галицкие, а может быть и волыняне, уходили за горы и там селились между своими соотчичами. Об этом переселении русинов галицких за Бескиды сохранились предания в народе, связанные с некоторыми воспоминаниями и о самих татарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

О тартарах одним из первых в Европе писал современник нашествия монголов цистерцианский монах Альберик из Труа-Фонтен. Соответствующие сообщения давались им в «Хронике», описывающей событийную канву истории от Сотворения Мира и до 1241 года – вторжения монголов в Европу 91 . Тартарами называла вторгшихся в Закавказье монголов грузинская царица Русудан. Термин «тартары» использовался ею в послании к римскому папе Гонорию III. Убежденным сторонником взгляда на монголов как инфернальную силу являлся французский король, активный участник крестовых походов Людовик IX (1214–1270). С ним, по версии Матвея Парижского, и было связано всеевропейское распространение термина «Тартария». Король ратовал за организацию крестового похода против монголов. Своей матери, Бланке Кастильской, он говорил, что либо мы загоним эти народы обратно в Тартар, либо они нас отправят на небеса 92 . Сходные представления разделял и император Священной Римской империи Фридрих II (1194–1250). Стоит ли удивляться, что принять помощь от «тартар» в борьбе против ислама европейцы в дальнейшем были морально не готовы. Тартары, согласно описанию Матвея Парижского, клеймились как посланники самого сатаны. Их приход связывался с установлением мировой власти антихриста. Сам Матвей Парижский полагал, что приход антихриста состоится в 1250-м году, и нашествие монголов есть его предзнаменование 93 . В антихристианской сущности монгольского нашествия были убеждены многие представители европейской мысли – Роджер Бэкон, Данте Алигьери, Жак де Жуанвиль. С Тартарией оказалось соединено также библейское пророчество о народах Гога и Магога 94 . Эти племена, по одной из распространенных версий, будто бы некогда были скованы цепями у ворот Ада. Но при приближении Апокалипсиса цепи должны пасть, и Гога с Магогой обрушатся на мир 95 . Существовала и версия о монголах, как одном из потерянных колен Израиля. Отсюда утверждалась тайная связь между монгольскими завоевателями и евреями. Такие обвинения служили в XIII веке мотивом для еврейских погромов. Русофобия на Западе в XIII веке

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное изменение заключается в том, что несчастная женитьба Ганнибала, которая является сюжетным узлом романа, относится ко времени царствования не Петра, а Анны, и женился Ганнибал не на русской боярышне, а на гречанке Евдокии Диопер, дочери моряка. (1) Эпиграф ко всему роману – из стихотворной повести Н. Языкова «Ала» (1824). (2) Эпиграф – из шуточного стихотворения И. Дмитриева «Путешествие NN. в Париж и Лондон», написанного от лица В. Л. Пушкина. См. заметку Пушкина «Путешествие В. Л. П.» (т. VII). (3) «Он обучался в парижском военном училище». – Ошибка Пушкина. Парижское военное училище основано только в 1751 г. Ганнибал учился в военном училище в Лафере, под руководством профессора Белидора. Иностранцев принимали только в эту военную школу. Ганнибал пробыл в Лафере до конца 1722 г. (4) Испанская война. Так как Испания не соблюдала условия Утрехтского мира (1713), то Англия и Франция начали военные действия против Испании, продолжавшиеся с апреля 1719 г. до января 1720 г., когда Испания принуждена была принять предложенные ей условия. (5) Герцог Орлеанский – Филипп, регент Франции после смерти Людовика XIV до совершеннолетия Людовика XV (1715–1723). (6) Пале-Рояль – дворец герцогов Орлеанских. (7) Law – Джон Лоу, финансовый деятель, основатель Индийской компании: акции, выпущенные этой компанией, сперва имели большой успех, и в результате спекуляции этими акциями многие обогатились. Но так как акции ничем не были обеспечены и не приносили дохода, скоро доверие к ним пошатнулось, цена акций стала быстро падать, и в середине 1820 г. наступило полное банкротство. Многие из вложивших свои капиталы в акции Индийской компании были разорены. (8) Герцог Ришелье – Арман, маршал Франции (1696–1788), известный легкомысленным поведением. Упоминается в «Пиковой даме». (9) Алкивиад – имя афинского военачальника V века до н. э., вошло в поговорку для обозначения человека, обладающего блестящими способностями, но порочного и безнравственного. (10) «Temps fortuné, marqué par la licence…» – цитата из поэмы Вольтера «Орлеанская девственница» (песнь XIII, видение монаха Бонифу).

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

В христианском лагере начались страшный голод и моровая язва. Тогда решено было начать отступление к Дамиетте в надежде прорвать живое кольцо неприятелей. Но последние зорко следили за христианами, и когда те начали отступать, они следовали за ними по пятам и избивали их на выбор, не щадя никого или целыми отрядами забирая в плен несчастных крестоносцев. При этом едва не погиб сам король Людовик IX. Верный своему долгу, он ни за что не хотел бежать, как это предлагали ему, и все время находился во главе войска. Он лежал, зараженный моровой язвой, и все окружающие с часу на час ожидали его смерти. Неприятель подступал все ближе и ближе, и, наконец, все войско было принуждено сдаться на милость победителя вместе с умирающим королем и его братом, Альфонсом Пуатье. XIII. Мирные переговоры Пленных отвели в Мансуру, и тотчас же султан Туранша начал вести мирные переговоры, надеясь заключить выгодный для себя мир. Что оставалось делать Людовику, как не соглашаться на все предложения? За освобождение короля Туранша требовал освобождения Дамиетты, а за освобождение крестоносцев 800.000 червонцев, что равнялось 8.000.000 франкам. Но этим только не кончились злоключения и страдания христиан. Своим легкомыслием, надменностью и самоуверенностью Туранша возбудил против себя всеобщую ненависть. Все боялись, что, завладев Дамиеттой, он окончательно утвердится могущественным султаном, и тогда от него никому житья не будет. Против султана составился заговор и Туранша был убит. Весь ужас этого убийства видели несчастные пленники и страшно боялись, что всеобщее возмущение уничтожит бесследно и их. Но волнение улеглось. Султанша Шедшер-Эддур была провозглашена регентшей, эмир Эйбек – наместником, и договор Туранши с Людовиком был подтвержден и даже несколько облегчен, так как Людовик должен был немедленно уплатить только половину выкупа, а остальные деньги – по прибытии в Сирию. XIV. Смута в Дамиетте Весть обо всем этом смутила всех в Дамиетте, так что жители хотели даже покинуть город, но жена Людовика IX, Маргарита, оставшаяся там, богатыми подарками и увещеваниями уговорила всех терпеливо дождаться возвращения короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Людовик и не думал его отпускать. Этот осторожный монарх хотел посоветоваться еще с одним человеком, который был полной противоположностью Оливье, ибо его высокие познания приписывали внушению свыше, тогда как, судя по результатам советов Оливье, их обычно приписывали внушениям самого дьявола. Итак, Людовик в сопровождении изнывавшего от нетерпения Квентина направился к уединенной башне замка Плесси, где не без роскоши и комфорта проживал знаменитый астролог, поэт и философ того времени Галеотти Марти, или Мартиус, или Мартивалле, уроженец Нарни в Италии, автор известного трактата «De Vulgo Incognitis», вызывавший восхищение всех своих современников и панегирики Паулуса Иовиуса. Знаменитый ученый долго жил при дворе доблестного венгерского короля Матвея Корвина, от которого Людовику удалось его переманить, так как он не мог перенести мысли, что венгерский король пользуется обществом и советами мудреца, умевшего, как говорили, проникать в тайны самого неба. Мартивалле не был одним из тех иссохших, бледных аскетов, служителей мистической науки того времени, слепивших свои глаза в ночных бдениях над пылающим горном и изнурявших плоть в наблюдениях над небесными светилами. Он любил радости жизни; а прежде, когда еще не был так тучен, прекрасно владел оружием и отличался во всевозможных военных и гимнастических упражнениях. Янус Паннониус составил даже латинскую эпиграмму в стихах с описанием поединка между Галеотти и одним из известных борцов того времени, поединка, происходившего будто бы в присутствии венгерского короля и его двора и в котором астролог одержал полную победу. Помещение этого мудреца, рыцаря и придворного было обставлено несравненно роскошнее тех покоев, что Квентину довелось видеть в королевском дворце. Изящные резные шкафы его библиотеки и великолепные ковры на стенах свидетельствовали об изысканном вкусе ученого итальянца. Одна дверь вела из этой комнаты в его спальню, другая – в башню, служившую ему обсерваторией. Посередине стоял огромный дубовый стол, покрытый богатым турецким ковром – трофеем, взятым из палатки паши после великой битвы при Яйце, в которой астролог дрался бок о бок с доблестным поборником христианства Матвеем Корвином. На столе были разложены дорогие математические и астрономические инструменты прекрасной работы. Здесь же лежали серебряная астролябия – подарок германского императора – и посох Иакова из черного дерева с богатой золотой инкрустацией, присланный ученому мужу самим папой в знак особого к нему уважения.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

После длительного противостояния Парижского парламента эдикт был зарегистрирован 25 февр. 1599 г. В сент. 1599 г. эдикт прошел регистрацию в Парламенте Гренобля, 12 янв. 1600 г. в Парламенте Дижона, а 19 янв.- Тулузы. В авг. 1600 г. эдикт утвердили Парламенты Экса (совр. Экс-ан-Прованс) и Рена, и только в 1609 г.- Парламент Руана. У Г. вызывали недовольство нарушения в реализации эдикта, они требовали ввести запрет на перекрещивание детей, осудить Сорбонну за отказ предоставлять Г. ученые степени, выступали против обязательного соблюдения католич. праздников и проч. Собрания Г. защищали свой статус посредников в отношениях между монархом и реформат. церквами: они претендовали на полномочия по контролю за соблюдением эдикта, за поступлением денег на поддержку министров и военных гарнизонов, призванных обеспечивать безопасность Г. Нантский эдикт не предусматривал деятельность ассамблей Г., Генрих IV рассматривал разрешение на проведение собраний как временную милость. Хотя после смерти Генриха IV (14 мая 1610) эдикт был подтвержден регентшей Марией Медичи и впосл. королями Людовиком XIII и Людовиком XIV, полностью он не был реализован. Прежде всего не выполнялись статьи о сохранении за Г. военных крепостей. В правление кард. Ришелье, к-рый видел в Г. источник оппозиции, после ряда успешных походов (1620-1628) была ликвидирована гугенотская республика на юге страны. Участие, принятое Г. в 1627 г. в нападении англичан с моря на побережье Франции, послужило для правительства сигналом к началу действий. К янв. 1628 г. была осаждена крепость Ла-Рошель, Ришелье руководил кампанией, и в окт. город капитулировал (ок. 15 тыс. жителей умерли от голода). В 1629 г. уничтожены последние очаги сопротивления Г. в горных районах Лангедока. «Эдиктом милости» в Але (совр. Алес) (1629) подтверждались гражданские и религ. права Г., но упразднялась их политическая организация, гугенотские крепости были возвращены франц. королю. В 1665 г. началось новое наступление на права Г.: их побуждали перейти в католичество, новообращенным разрешалось не платить долгов их бывш. единоверцам, в течение 2 лет они освобождались от выплаты налогов. В 1677 г. открылась «касса обращения», каждому перешедшему в католич. веру Г. выплачивалась премия: дворянину до 3 тыс. ливров, простолюдину - 6 ливров. В 1681 г. было дано разрешение обращать в католичество детей в возрасте от 7 лет, и их стали силой отнимать от упорствовавших родителей. Г. запрещалось состоять на гос. службе, заниматься финансовой деятельностью, быть юристами, врачами, учителями. Г. разрешалось хоронить покойников втайне, только ночью. В 1684 г. в Беарне, Лангедоке, Пуату - местностях, где большинство населения составляли Г., разместили «миссионеров в сапогах», т. е. на постой поставили драгун, к-рым в домашней обстановке дозволялось всеми способами, вплоть до насилия и пыток, обращать жителей в католичество.

http://pravenc.ru/text/168241.html

армию при Рокруа. В 1659 г. был подписан мир с Испанией, утвердивший превосходство Французского королевства в Зап. Европе. С 30-х гг. XVII в., особенно после вступления Франции в Тридцатилетнюю войну, страну стали сотрясать народные волнения, вызванные возросшим налоговым гнетом (положение усугубили суровые зимы в 1630-1632, уничтожившие урожаи). До войны деньги нужны были Франции для того, чтобы платить армиям союзников, после 1635 г.- чтобы оплачивать и собственные военные расходы. В 20-х гг. XVII в. государственные военные расходы составляли ок. 16 млн ливров в год, после 1640 г.- более 38 млн. Три крупных очага недовольства находились в Керси (1629), на юго-западе страны (1633-1637) и в Нормандии. Наиболее значительными были восстания «кроканов» («грызунов») (1636) и «босоногих» (1639). Восстание «кроканов», начавшееся в мае 1636 г. в неск. местах на юго-западе страны считается самым крупным крестьянским восстанием за всю историю Франции (подробнее см.: Berc é Y.-M. Histoire des croqants. Gen.; P., 1974). В 1639 г. бунты в Нормандии были жестоко подавлены канцлером П. Сегье. Крестьянские волнения и явное обнищание населения повлияли на налоговую политику королевской власти: размер податей был снижен, что способствовало восстановлению порядка. 4 дек. 1642 г. умер Ришелье, отношения к-рого с королем в последнее время ухудшились (письма Л. к главному министру стали подчеркнуто сдержанными). Место Ришелье в королевском совете занял итал. кард. Джулио Мазарини (1602-1661). Предчувствуя скорую кончину, Л. занялся подготовкой к регентству. Долгие годы его брак с Анной Австрийской был бесплодным. 5 сент. 1638 г. род. наследник престола, буд. кор. Людовик XIV ; через 2 года, 21 сент. 1640 г., род. 2-й сын (в общественном сознании рождение детей связывалось с тем, что в февр. 1638 Л. передал Французское королевство под особое покровительство Пресв. Богородицы). Не доверяя жене-испанке, у к-рой не было опыта ведения гос. дел, Л. в завещании определил порядок создания регентского совета: Анна Австрийская становилась регентшей, герц. Гастон Орлеанский - генеральным наместником при малолетнем короле и главой совета, в который вошли принц Конде, кард. Дж. Мазарини, канцлер и министры. Завещание короля было зарегистрировано Парижским парламентом.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

С. 483. …приличием и комильфотностию. — Комильфотность (от французского comme il faut) — здесь: порядочность. 173 С. 497. Это меня — фраппировало… — Фраппировать (от французского frapper) — поразить. 174 С. 497. …одного из шематонов времен регентства, которых изображает Дюма? — Шематон (от французского chômer — бездельничать) — фат, прощелыга. Времена регентства — годы правления французской королевы Анны Австрийской, вдовы Людовика XIII (ум. 1643), когда страной фактически управлял за малолетнего Людовика XIV фаворит королевы кардинал Джулио Мазарини. Придворная борьба этих лет отражена в романах. А. Дюма-отца «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848). 175 С. 497. …какого-нибудь Ферлакура, Лозёна? — Ферлакур — собственное имя, образованное от французского выражения fair la cour — ухаживать. О Лозёне см. примеч. к с. 452. 176 С. 510. …напечатать в «Отечественных записках» такую поэму, какой и не бывало еще на свете. — «Отечественные записки» — известный литературный журнал, издававшийся с 1839 по 1884 г. 177 С. 511. …я всегда любил вечерний, закатный час. — Черта, свойственная самому Достоевскому и многим его героям. Нашла отражение в «Бесах», «Подростке», «Братьях Карамазовых». См.: Дурылин С. Об одном символе у Достоевского//Достоевский. М., 1928. С. 178–192. 178 С. 513. Так как на высоком деревянном, тротуаре было тесно двум рядом — бежал подле нее внизу… — Эпизод этот повторен в романе «Бесы» (см. ч. III, гл. 4 «Последнее решение», подглавка II). Отмечено В. А. Тунимановым в его книге «Творчество Достоевского 1854–1862» (Л., 1980, С. 24–25). 179 С. 514. …в аксельбантах. — Аксельбанты — наплечные шнуры, принадлежность военного мундира адъютантов и офицеров Генерального штаба. 180 С. 516. …пустился в вихрь светской жизни на Васильевском острове и в Галерной гавани… — т. е. в небогатых, окраинных районах Петербурга. 181 С. 517. …с одною из особ 4-го класса. — Все чины в Российской империи делились на 14 классов. Чины 4-го класса (военные или гражданские) соответствовали генеральскому званию. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 60-х гг. XIII в. возросло военное давление Египта на Иерусалимское королевство и Антиохийское княжество. Войскам султана Бейбарса I удалось захватить Кесарию и Арсуф (1265), Сафед (1266), Яффу и Антиохию (1268). В 1266 г. папа Римский Климент IV (1265-1268) объявил о необходимости нового похода на Св. землю. Франц. кор. Людовик IX сообщил папе о готовности организовать экспедицию и в 1267 г. принес крестоносный обет вместе со своими братьями Альфонсом, гр. Пуатье, и королем Сицилии Карлом Анжуйским и 3 сыновьями: дофином Филиппом (впосл. кор. Филипп III (1270-1285)), Жаном Тристаном, гр. Невера, и Пьером I, гр. Алансона. Проповедь 8-го крестового похода во Франции первоначально была поручена кард. Симону де Бриону (впосл. папа Римский Мартин IV (1281-1285)). В 1267 г. о желании присоединиться к экспедиции объявил принц Уэльский (впосл. англ. кор. Эдуард I (1272-1307)). В 1268 г. папа назначил легатом, ответственным за проповедь, кард. Рауля де Гроспарми. 15 марта 1270 г. Людовик IX покинул Париж и в мае прибыл в порт Эг-Морт. Отправка армии была отложена до 2 июля из-за задержки кораблей в Марселе и Генуе. Первым транзитным пунктом крестоносцев стал г. Кальяри на о-ве Сардиния, где 12 или 13 июля на совете обсуждался вопрос о дальнейшем направлении похода и было объявлено о необходимости идти в г. Тунис, где власть принадлежала династии Хафсидов. Вероятно, это решение франц. король принял еще до начала похода под влиянием Карла Анжуйского, отношения которого с эмиром Туниса Мухаммадом I аль-Мунтасиром (1249-1277) были крайне напряженными. После поражения Манфреда, кор. Сицилии (1258-1266), сына имп. Фридриха II, в битве при Беневенто и перехода Сицилийского королевства к Карлу Анжуйскому эмир предоставил сторонникам династии Штауфенов убежище. При этом Тунис не был главной целью ни для Людовика IX, желавшего направить основной удар на Египет и первоначально рассчитывавшего на обращение Мухаммада I в христианство, ни для Карла Анжуйского, к-рый стремился к завоеванию территорий бывш. Латинской империи (см.: Strayer J. R. The Crusades of Louis IX//A History of the Crusades. 1969. Vol. 2. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010