Во 2-й пол. XII в. при поддержке королей из англ. династии Плантагенетов, к владениям к-рых относились в тот период Лимузен и Нормандия, а затем и франц. королей орден Г. быстро распространился по территории Франции и к нач. XIII в. насчитывал уже ок. 100 дочерних мон-рей (cellae) во Франции, 3 в Англии и 2 в Наварре. В период расцвета орден объединял ок. 1200 членов. Короли Англии были щедрыми благотворителями Г., к-рые с момента основания ордена были известны и как bonshommes Grandmont. Самый ранний из мон-рей ордена был основан в 1164 г. в Венсенском лесу (ныне в черте Парижа) франц. кор. Людовиком VII. В сер. XVI в. этот мон-рь перешел во владение францисканцев , к-рые впосл. также стали называться bonshommes. Вопреки уставу орден приобрел за счет дарений значительные земельные владения и ренты, в окрестностях Гранмона возникло неск. жен. мон-рей со схожими правилами общежития. Дочерние келлии, представлявшие собой небольшие обители, первоначально возглавлялись диспенсаторами (dispensatores), к-рые избирались из числа конверсов, а с 1216 г.- корректорами (correctores) из числа монахов. Ежегодно проводился генеральный капитул, на к-рый от каждой обители посылали 1 монаха и 1 конверса. Результатом конфликта между монахами и конверсами ордена, длившегося с 70-х гг. XII в. до сер. XIII в., стало утверждение нового устава ордена (1188) и канонизация Стефана Тьерского (1189) папой Климентом III . При папе Иннокентии III и его преемниках было введено управление дочерними мон-рями монахом в священническом сане (corrector), отвечавшим за соблюдение церковной дисциплины, и конверсом (curiosus), ответственным за ведение хозяйства. В 1247 г., при папе Иннокентии IV , был введен новый устав ордена, смягчивший правила общежития. Во 2-й пол. XIII-XIV в. папы пожаловали ордену неск. привилегий, внеся изменения в его устав и статуты. Так, в 1-й четв. XIV в., при папе Римском Иоанне XXII , мон-рь Гранмон был преобразован в аббатство с 60 монахами, на основе его дочерних филиалов было создано 39 приоратов с 16-18 монахами в каждом. Главой ордена стал приор Гранмона, возведенный в сан аббата. Число конверсов по-прежнему было значительным, однако они потеряли часть своих хозяйственных полномочий и были низведены до помощников. Конвенты аббатства и приоратов производили выборы аббата и приоров и принимали новых членов ордена. В XIV в. было утверждено право монахов обучаться в ун-тах; для их материального обеспечения выделялись бенефиции.

http://pravenc.ru/text/166377.html

Коронация Людовика XIII в Реймсе. Рисунок для гравюры. 1610 г. Худож. Ф. Кенель (Отдел гравюр и фотографий Национальной б-ки Франции в Париже) Коронация Людовика XIII в Реймсе. Рисунок для гравюры. 1610 г. Худож. Ф. Кенель (Отдел гравюр и фотографий Национальной б-ки Франции в Париже) Достигнутое примирение позволило королю заняться вопросами внешней политики, где традиционным оставалось противостояние франц. монархов династии Габсбургов, владения к-рой по-прежнему простирались от Лат. Америки до Центр. Европы. 7 февр. 1623 г. Л. встретился в Лионе с представителями Савойского герц-ства, Венеции и швейцар. кантонов, чтобы договориться о совместных действиях против испанцев в Вальтеллине, долине на севере Италии, обеспечивавшей сообщение между габсбургскими испан. и герм. землями. На стороне Испании выступил Папский престол; Франция поддержала швейцар. кантон Гризон в борьбе против испанцев. В февр. 1625 г. французам удалось изгнать испанцев из Вальтеллины. Однако в управлении королевством наметился кризис: Л. своим монаршим обязанностям стал предпочитать охоту, а министры - сюринтендант финансов Шарль де Ла Вьёвилль, хранитель печати и канцлер Никола Брюлар де Силлери, его сын гос. секретарь Пьер Брюлар, виконт Пюизьё,- показали себя не слишком компетентными в делах управления королевством. 29 апр. 1624 г. Л. ввел в состав королевского совета Ришелье (в 1622 он был возведен в достоинство кардинала). Ришелье достаточно быстро смог стать ближайшим советником короля; 13 авг. 1624 г. он возглавил правительство. Уже при нем было сломлено сопротивление франц. протестантов, центром к-рого оставалась Ла-Рошель, получившая поддержку со стороны Англии. 8 мая 1625 г. Л. подписал брачный контракт своей сестры Генриетты Марии с англ. кор. Карлом I (1625-1649); в тайном приложении к нему говорилось о снятии ограничений в отношении католиков в Англии. Семейная жизнь Генриетты не заладилась. В авг. 1626 г. Карл I выслал из Англии франц. свиту жены (их обвинили в католич. заговоре), а королева оказалась фактически в заключении; круг ее приближенных был сильно ограничен.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

По всей видимости, крещенным по обряду Церкви Востока был и Улагчи, следующий формальный правитель улуса Джучи. До конца неизвестно, был ли он сыном Сартака, или Бату. В пользу второй версии указывает, в частности, назначение регентшей в связи с малолетством Улагчи супруги Бату Боракчин-хатун. Фактически устанавливалась форма правления, внедренная ранее Мунке в Чагатайском улусе: малолетний хан и регентша. Она позволяла контролировать ситуацию из ставки великого хана, что имело смысл в контексте усилившегося действия центробежных сил 51 . После смерти в 1257 году Улагчи, предположительно отравленного по приказу Берке, Боракчин-хатун пыталась привести к власти своего сына Туда-Мунке. Для реализации своего замысла она обращается к Хулагу. Но заговор был своевременно раскрыт, супруга Бату схвачена при попытке бегства в Иран и казнена. Приход к власти в Золотой Орде Берке означал и конец проекта христианизации улуса. Несостоявшийся союз монголов-христиан с крестоносцами Альянс крестоносцев с монголами-христианами мог сложиться потенциально еще в 30-е годы XIII века, после окончательного разгрома монгольскими силами Хорезма и достижения верховьев Тигра. Монгольским наместником в Персии и Закавказье являлся в этот период бывший оруженосец Чингисхана Чормаган, вокруг которого группировались преимущественно христиане. Христианкой являлась и супруга наместника. Замужем за христианами-несторианами были две дочери Чормагана. Л.Н. Гумилев утверждал, что и сам монгольский наместник склонялся к принятию христианства. При нем активно строились христианские храмы, проповедовалось учение 52 . Альянс в 30-е годы XIII века был возможен и потому, что поход Бату на Европу еще не состоялся. При новом наместнике Байджу, сменившем парализованного Чормагана в 1242 году, заключить его ввиду европейских событий было уже гораздо сложнее. Но и при Байджу перспектива не являлась нулевой. Но прибывшие в 1247 году в ставку наместника папские посланники доминиканцы Асцелин и Гишар Кремонский не нашли ничего лучше, чем потребовать подчиниться папе. Вместо заключения альянса разразился скандал, и Байджу едва не казнил посланников. Монахов отпустили при временно сменившем на посту наместника Байджу Эльджигидее (Эльчидае). Асцелин доставил папе Иннокентию IV ответ от монголов, на который тот, в свою очередь также ответил посланием. Монгольское посольство было отправлено и к французскому королю Людовику IX, готовившемуся возглавить новый крестовый поход. Однако переговорный процесс так и не привел к заключению альянса. Стороны не доверяли друг другу. Имели место и амбиции, отношение к потенциальным союзникам с позиции превосходства. Сказывались и культурные противоречия 53 . «Желтый крестовый поход»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность В. по повышению образовательного уровня клира (создание школ, предсеминарий и семинарий) имела большое значение для укрепления авторитета католич. Церкви. В 1633 г. В. вместе с св. Луизой де Марийак основал «Конгрегацию дочерей милосердия». Он стал своего рода «министром благотворительности» Франции и, имея благодаря своим связям доступ к высшим гос. должностным лицам, охотно пользовался их поддержкой при создании благотворительных учреждений. В. был с кор. Людовиком XIII в последние часы его жизни, а после его смерти кор. Анна Австрийская ввела В. в состав регентского совета при малолетнем Людовике XIV . Нахождение на столь высоком посту позволило ему значительно расширить благотворительную деятельность и развернуть миссионерскую работу за пределами Франции. Важным направлением деятельности В. была борьба с янсенизмом и квиетизмом . 21 авг. 1729 г. В. был беатифицирован папой Бенедиктом XIII , папа Климент XII 16 июня 1737 г. провозгласил его святым. 19 июля стало днем литургической памяти В. В конгрегации лазаристов отмечалось также и 27 сент.- день кончины В. После литургической реформы 1969 г. днем памяти святого оставили только 27 сент. В 1885 г. папой Львом XIII св. В. был объявлен небесным покровителем всех благотворительных начинаний в католич. Церкви. Члены конгрегации дочерей милосердия св. Венсана занимались образованием бедняков, обеспечивали опеку сиротам и старикам, каторжникам на галерах, оказывали помощь раненым на полях сражений. За пределами Франции дома этой конгрегации впервые появились в Польше (1652). На 1 янв. 2002 г. численность конгрегации составляет 22 736 сестер и 2603 обители в 93 странах. В мае 1833 г. в Париже студенты Сорбонны во главе с А. Ф. Озанамом основали Конференции св. Венсана де Поля. В 1835 г. это движение структурно оформилось в Общество св. Венсана де Поля. Э. Байи, первый председатель об-ва (до 1844), составил его устав. До революции 1917 г. оно активно действовало в России. В наст. время численность об-ва превышает 600 тыс. чел. в 123 странах мира.

http://pravenc.ru/text/150345.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. [Кунигунда Люксембургская; лат. Cunigunda, Chunigunda; нем. Kunigunde] († 3.03. 1033 или 1039, мон-рь Кауфунген, совр. земля Гессен, Германия), св. (пам. зап. 3 марта), супруга имп. Генриха II . Подробные сведения о К. содержатся в ее Житии (BHL, N 2001-2002). Согласно Житию, К.- дочь Гедвиги из Нордгау и Зигфрида, 1-го графа Люксембургского; ее отец считается сыном Вигериха, пфальцграфа Лотарингии и графа Бидгау ( Vanderkindere L. La Formation territoriale des principautés belges au Moyen Âge. Brux., 1902. Vol. 2. P. 328-333). Однако нек-рые исследователи ставят под сомнение родство Зигфрида Люксембургского с Вигерихом (см., напр.: Klein R. Wer waren die Eltern des Grafen Sigfrid?: Eine neue Hypothese zum Ursprung des ersten Luxemburger Grafenhauses//Luxemburgische Gesellschaft für Genealogie und Heraldik: Jb. Bech, 1998. S. 9-27), утверждая, что в XI в. род Зигфрида специально возвели к кор. Людовику II Заике, правителю Западнофранкского королевства (мать Зигфрида якобы являлась его внучкой), чтобы связать К. с имп. династией Каролингов . В 998 или 1000 г. К. вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварии, который после смерти бездетного имп. Оттона III (23 или 24 янв. 1002) был избран королем Германии с именем Генрих II. 7 июня 1002 г. в Майнце он получил корону из рук архиеп. Виллигиза . 10 авг. 1002 г. в Падерборне состоялась королевская коронация К. Когда Генрих II стал императором Свящ. Римской империи, папа Бенедикт VIII провел в Риме имп. коронацию его и К. (14 февр. 1014). В Житии сообщается, что К. деятельно участвовала в гос. управлении: она присутствовала на заседаниях имперского совета; в отсутствие мужа, предпринявшего 3 похода в Италию (1004, 1013-1014, 1021-1022) против арабов, единолично правила гос-вом; принимала участие в работе синода во Франкфурте (1007); выступала посредницей в переговорах императора с ее братом гр. Генрихом I Люксембургским и в 1018 г. добилась возвращения брату Баварского герц-ства, к-рого он лишился за мятеж против императора. После того как с целью дальнейшей колонизации и христианизации земель на вост. границе Германии Генрих II основал еп-ство Бамберг (1007), К. пожертвовала свое приданое на его обустройство (об этом она объявила на Франкфуртском синоде, утвердившем создание новой епархии). В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец св. Кунигунды», в котором, по преданию, она передала приданое Эберхарду, 1-му епископу Бамберга.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Владельцы икта при Айюбидах не обладали налоговым иммунитетом. Раздача земель за военную службу началась в Е. задолго до Салах-ад-Дина, однако именно при нем икта приобрели характер, близкий к ленному владению, распространенному в Европе. В ходе войн 1174-1187 гг. Салах-ад-Дин создал обширное гос-во с центром в Е., присоединив почти всю Сирию, сев. междуречье Тигра и Евфрата, Сев. Африку до совр. Туниса, Йемен. После кончины Салах-ад-Дина в 1193 г., согласно оставленному им завещанию, гос-во было разделено между его родственниками (Е. достался сыну Салах-ад-Дина Азизу). В нач. XIII в. Айюбидам пришлось отражать новые нападения крестоносцев. В ходе крестовых походов 1218-1221 и 1248 гг. европейцы дважды овладевали портом Думьят (Дамиетта) на средиземноморском побережье, однако закрепить успех им не удалось. В 1244 г. Айюбиды вновь разгромили основные силы Иерусалимского королевства, в 1248 г.- войско франц. кор. Людовика IX и этим по сути окончательно пресекли европ. военную экспансию на Ближ. Восток. Укрепляя армию для борьбы с крестоносцами, Айюбиды набирали мамлюков, которые в 40-х гг. XIII в. составляли уже значительную часть армии. Мамлюкские военачальники стали диктовать свою волю гос-ву, а в 1250 г. свергли султана. Установление в Е. власти мамлюкских династий - тюркских (1250-1382) и черкесских (1382-1517) - совпало с возникновением угрозы монг. завоевания Ближ. Востока (в 1258 монголы захватили Багдад). Борьба мамлюков против монголов продолжалась неск. десятилетий. Мамлюки одержали над ними значительные победы при Айн-Джалуте в 1260 г. и при Хомсе в 1280 г. и отстояли Сирию и Е. В 1400-1405 гг. они отразили нашествие войск Тимура, взявшего Халеб и Дамаск. Отвоевав эти сир. города, мамлюки создали империю, включавшую помимо Е. Палестину, Сирию, Киликию, Киренаику, районы Судана на побережье Красного м. В вассальной зависимости от нее находились Хиджаз, Йемен и 2 туркмен. гос-ва в М. Азии. Мамлюки поддерживали в Е. централизованное гос-во, где правящая верхушка (своего рода высшее военное «сословие»; его часто сравнивают также с кастой) состояла из бывш.

http://pravenc.ru/text/187963.html

140 …как каждая страница Евангелия гласит о бесполезности веры без дел… — Наиболее отчетливо об этом говорится в Послании Иакова (II, 14–26). 141 Навуходоносор II — царь Вавилонии в 605–561 гг. до н. э. В 605 г. захватил территорию Сирии и Палестины, в 598 г. совершил поход в Северную Аравию. В 597, а затем в 587 гг. разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем были сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады. 142 Галисийский авантюрист — Франсиско Франко Баамонде (1892 — 1975), глава испанского государства в 1939–1975 гг. В 1936 г. возглавил военно-фашистский мятеж против Испанской республики. Родом из исторической области Галисия. Он оказался вдвойне изменником потому, что предал в 1931 г. короля Альфонса XIII, а в 1936 г. — республику. 143 Тамплиеры — члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме в 1119 г. Распространились во многих европейских государствах. Захватив огромные богатства, они стали банкирами папы и многих правителей. В конце XIII века обосновались во Франции. Король Филипп Красивый, желая завладеть имуществом ордена и сломить его силу, организовал против него инквизиционный процесс (1307–1314), в результате которого многие из его членов погибли на костре. А в 1312 г. по настоянию короля Франции папа Климент V упразднил орден. 144 Людовик IX Святой (1214–1270) — французский король (1226–1270). Провел реформы по централизации государственной власти, заложив основы парламентаризма. Возглавил 7-й (1248) и 8-й (1270) крестовые походы. Поскольку он обладал репутацией очень добропорядочного человека, то его многократно призывали быть арбитром в различных конфликтах. 145 Коллеони Бартоломео (1400–1475) — итальянский кондотьер, который оказывал свои услуги и Венеции, и Милану. 146 Байяр Пьер Террай де (1475–1524) — французский военачальник, прославившийся многочисленными подвигами и получивший прозвище «рыцаря без страха и упрека». 147 …режим и страна родились вместе. — Идея, согласно которой «короли создали Францию», разделялась и членами «Аксьон Франсез», а вот развиваемая дальше идея преемственности старой Франции и Франции послереволюционной восходит к таким демократически настроенным мыслителям, как Мишле и Пеги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Наследственность графских должностей. Набеги Норманнов и окончательное исчезновение класса мелких собственников. – Королевская власть становится избирательной. – Династия Капетингов и причины её возвышения; положения Иль-де-Франса и борьба с Норманнами. Начало разложения феодального строя. Общий характер явлений, совершавшихся в феодальных группах в XI, XII и XIII вв. – Внешние факторы разложения феодального строя: набеги Норманнов, морские экспедиции, крестовые походы, беспорядки и неурожаи XI в. – Уменьшение населения и появление villae novae. – Изменения в положении сер- —44— вов: права брака, собственности и свободы передвижения. Отмена подушного налога и произвольной тальи, – Свободные крестьяне и их отношения к помещику. – Сеньериальная эксплуатация: платежи, повинности, барщина. – Сельские коммуны и их жизнедеятельность. Подготовка и ход коммунального движения. Число городов в Галлии XI в. Упадок торговли и промышленности в городах и ухудшение положения горожан. Внешний вид города. Возрождение промышленности и торговли. Городские корпорации промышленные, торговые и религиозные. Цехи, их происхождение, число. Ученики, рабочие, мастера и их отношения. Цеховые монополии. Цеховые статуты. – Торговые корпорации, – ганзы. – Братства и их влияние на коммунальное движение. – Результаты коммунального движения. Типы освободившихся городов: города юга, севера, центра, запада и востока. Различие их внутреннего устройства; причины этого различия. – Отличительные черты коммун. – Финансы коммун, их расстройство; причины этого расстройства. – Политическое вырождение коммун. Рост королевской власти в XI, XII и XIII вв. Капетинги, как продолжатели политики Каролингов. Растрата ими своих владений. Противоречие в их положении. Отношение к ним духовенства Иль-де-Франса. Пробуждение королевской власти при Людовике VI. Программа этого короля и обстоятельства, её диктовавшие. – Разрыв королей с духовенством и союз с городами. Правление Филиппа – Августа. Характер Людовика IX. Филипп Красивый и его сыновья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зато, с не допускающею никаких сомнений, ясностью высказался на этот счет король Людовик XIII в 1629 г., который объявил ничтожными все браки, заключенные против воли родителей детыми, недостигшими 25 летнего возраста. Когда французское духовенство сделало представления королю по этому поводу, королевские комиссары ответили, что распоряжения королевского закона относятся только к гражданскому контракту , не касаясь таинства, которое находится в ведении церковном. Стали различать в браке религиозное его освящение от того гражданского контракта, который получает это религиозное освящение. Один придворный казус еще дальше подвинул дело в этом направлении. Гастон орлеанский, брат Людовика XIII, женился на принцессе Маргарите лотарингской. Брак этот был в высшей степени неприятен королю, и решено было, во чтобы то ни стало, добиться уничтожения его. По французским законам, за похищение девицы или женщины полагалось наказание, и, кроме того, брак между похитителем и похищенною, если бы даже он и состоялся, признавался незаконным. Придумано было самое широкое толкование слова: «похищение». Не только насильственное завладение и увоз особы другого пола, но и всякого рода влияние подведено было под это понятие, так что самая скромная и самая робкая молодая девушка могла, в силу этого толкования, благодаря своим прекрасным глазам, похитить мужчину – совершить преступление, которое названо было rapt seduction. В этом преступлении обвинена была и Маргарита лотарингская, хотя жертва предполагаемого преступления – Гастон орлеанский вовсе не был легко подающимся всякому впечатлению юношей, так как он был уже вдовцом после первого его брака с г-жею Монпасье. Брак был тем не менее уничтожен постановлением парижского парламента 5 сентября 1654 г. Принц протестовал против решения парламента. Парламент, – говорил он, – не компетентен решать подобные дела; вопрос касается тут церковного таинства и должен быть решен духовным судом. Ему ответили, что в браке не может быть таинства, если гражданский брачный контракт не согласуется с законами королевства, что таинство возможно только тогда, когда материальное его содержание – брачный договор – удовлетворяет требованиям закона, что где нет законного контракта, там нет и таинства, и что суждение о законности контракта принадлежит исключительно королевским судьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Позднее, в XVII-XVIII вв., кое-что было напечатано и на Востоке. И 1675 году в Яссах (находящаяся в Румынии колония греков – выходцев с Фанара, управлявшаяся греческим князем) было опубликовано большое собрание святоотеческих писаний, составленное патриархом иерусалимским Досифеем и имевшее, в основном, антикатолическую направленность. В 1782 году в Венеции, где также существовала греческая колония, было издано «Добротолюбие» («Филокалия») – собрание духовных писаний, составленное св. Никодимом Святогорцем . Возможность этих публикаций, по-видимому, объясняется тем, что в Яссах и в Венеции, находившихся на окраинах Оттоманской империи, существовала интеллектуальная свобода, нежели в других частях православного мира, покоренных турками. В XIX веке французский священник Ж.П. Минь (J.P. Mignë 1800–1875) предпринял грандиозное издание святоотеческих творений. Толчком к этому, как и в эпоху Людовика XIV, послужило неудовольствие французских католиков догматом о непогрешимости папы. Для работы над изданием Минь нанимал всех, кто только соглашался помогать ему: среди его «сотрудников» были попы-расстриги, бродячие монахи и прочий странный люд. Издание Миня не было ни критическим, ни научным. Помимо впервые публикуемых материалов в нем перепечатывались многие произведения, уже изданные мавринианами. Результатом усилий Миня явились две монументальные серии: 217-томная «Латинская патрология», охватывающая период до папы Иннокентия III (XII-XIII вв.), и 162-томная «Греческая патрология», охватывающая период до 1453 года. Такая хронология подразумевает, что, по мнению Миня, латинское предание кончилось в XIII веке а греческое – с турецким завоеванием на два века позже. В наше время мы все еще пользуемся изданиями Миня. Большинство отеческих произведений переведено на английский и русский языки. В результате деятельности так называемого «Оксфордского движения» вышли в свет две серии переводов на английский язык: «Доникейские отцы» в 10 томах и «Никейские и посленикейские отцы» в 28 томах. В течение всего XIX века святоотеческая литература переводилась на русский язык. Переводам особенно покровительствовал митрополит Московский Филарет (Дроздов) , распределивший дело перевода между Духовными Академиями. Санкт-пербургская и Московская Академии издавали переводы греческих отцов, а Киевская Академия – латинские. Существует и ряд других изданий на разных языках, а также собрания избранных отрывков из святоотеческой литературы. Постепенно, усилиями многих современных ученых, возникают новые критические издания отцов в оригиналах. Критическое издание древнего текста отличается тем, что в нем используется не одна рукопись (как это делалось мавринианами и аббатом Минем), а по возможности все рукописи, содержащие данный памятник, т.е. устанавливается наиболее надежный текст, близкий к авторскому оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010