Ещё будучи молодым, в конце каждого лета приходил он в наш люботинский дом с тремя стопками книг – приносил школьные учебники сестре Галине, брату Виктору и мне. Поразительно мягкой души был человек, жалостливый, не раз видела слёзы в его глазах, но при этом сильный духом. В жизни Ивана был чудесный случай, о котором рассказала мне мама, а потом и сам Иван при нашей встрече. Это было в тот период его жизни, когда он уже похоронил отца, моего деда, но ещё не женился. Работая лесничим, однажды утром он шёл быстрым шагом на свою делянку по знакомой тропе, бежавшей то по лесу, то по травянистым склонам холмов. На одной из полянок увидел Иван незнакомого седовласого старика, сидевшего у тропы. Поприветствовал Иван дедушку и пошёл дальше. И вдруг тот окликнул его по имени: – Иван, присядь, поговори со мной. – Я на работу спешу, некогда, – попытался отговориться мой дядька. – Да я всё про тебя знаю, успеешь ты на свою работу, – продолжал неизвестный. Иван удивился таким словам, вернулся и присел рядом. Дед был одет по-старинному, с холщовой сумой через плечо. Он приветливо взглянул на Ивана и сказал: – Я хочу тебе подарок сделать. С этими словами старик достал из сумки большую старинную книгу. Была она без обложки, потёртой. Дед подал книгу Ивану. Дядя взял её в руки, раскрыл и увидел, что книга написана старинным шрифтом с красными буквицами. – Я не умею читать по-славянски, – признался Иван и протянул книгу, чтобы вернуть её деду. – А ты попробуй, – сказал старик. Иван стал всматриваться в буквы и вслух читать одно слово, потом второе и углубился в чтение. А когда оторвался, глянул вокруг, а деда-то и нет. Покричал Иван, покричал, да никто ему не ответил. Так он и пошёл на работу с этой книгой. «Я не умею читать по-славянски», – признался Иван и протянул книгу, чтобы вернуть её деду. – «А ты попробуй», – сказал старик Время было советское, и из-за церковных книг могли возникнуть неприятности, поэтому Иван никому её не показывал, читал дома вечерами, когда уже не ждал никого в гости. А рано утром, перед тем как уйти из дома, прятал книгу на чердаке. Многое он в ней понимал, но что-то ему давалось не сразу. Так, никак он не мог понять, что означает написанное: «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое». Когда Иван рассказывал об этой истории маме, то даже записал ей это изречение на маленьком листочке бумаги, который я держала в руках в те годы.

http://pravoslavie.ru/155807.html

— Иван, присядь, поговори со мной. — Я на работу спешу, некогда, – попытался отговориться мой дядька. — Да я всё про тебя знаю, успеешь ты на свою работу, — продолжал неизвестный. Иван удивился таким словам, вернулся и присел рядом. Дед был одет по-старинному, с холщовой сумой через плечо. Он приветливо взглянул на Ивана и сказал: — Я хочу тебе подарок сделать. С этими словами старик достал из сумки большую старинную книгу. Была она без обложки, потёртой. Дед подал книгу Ивану. Дядя взял её в руки, раскрыл и увидел, что книга написана старинным шрифтом с красными буквицами. — Я не умею читать по-славянски, — признался Иван и протянул книгу, чтобы вернуть её деду. — А ты попробуй, — сказал старик. Иван стал всматриваться в буквы и вслух читать одно слово, потом второе и углубился в чтение. А когда оторвался, глянул вокруг, а деда-то и нет. Покричал Иван, покричал, да никто ему не ответил. Так он и пошёл на работу с этой книгой. Время было советское, и за церковные книги могли быть неприятности, поэтому Иван никому её не показывал, читал дома вечерами, когда уже не ждал никого в гости. А рано утром, перед тем как уйти из дома, прятал книгу на чердаке. Многое он в ней понимал, но что-то ему давалось не сразу. Так, никак он не мог понять, что означает написанное: «Не побежден бывай от зла, но побеждай благимъ злое». Когда Иван рассказывал об этой истории маме, то даже записал ей это изречение на маленьком листочке бумаги, который я держала в руках в те годы. — И в тот день, — признавался мне Иван, — когда дошёл до меня смысл непонятного прежде изречения, книга из моего дома исчезла. Я перевернул весь дом, чтобы отыскать эту Книгу мудрости, но так и не нашёл. Позднее, когда атеизм ослабил в стране свои позиции, Иван стал прихожанином люботинской церкви, пел на клиросе. Но он так и не смог найти ответы на вопросы, кем был тот дед, и куда подевалась таинственная Книга. Скорее всего, она была либо богослужебной книгой «Апостол», либо книгой Деяний и Посланий апостольских. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/za-dragocennoj-...

Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г. при устроении нового иконостаса он по желанию прихожан освящен во имя Вознесения Господня. Метрики храма начинаются с 1725 г. Число прихожан: в 1730 г. – 842 муж., 760 жен.3 (казаков – 245, подпомощников – 404, работников и подданных – 193), в 1750 г. – 1086 муж., 1022 жен., в 1770 г. – 1323 муж., 1226 жен., в 1790 г.– 1508 муж., 1496 жен., в 1800 г., – 1600 муж., 1610 жен., в 1810 г. – 1877 муж., 1904 жен., в 1830 г. – 2068 муж., 2173 жен., в 1850 г. – 1788 муж., 1875 жен. Приход по штату принадлежит к 3-му классу. Любопытно дело, происходившее в 1750 г., об одном из люботинцев, который выдавал себя за знахаря, способного узнавать дела сокровенные. Это памятник народных суеверий. В Харьковском духовном правлении мнимый знахарь показал: «Имя ему Нестор, отец его Леонтий бондарь, мать Евросиния, живут в харьковском полку в с. Люботине, и при них он воспитан; лет ему от роду 15; в церковь Божию ходил с правоверными; он упырь родимый; как скоро родился, то, по сказке его восприемной бабки Евдокеи Петренковой, у отца и матери просил пить; действует он ночью, в полночь встает, и идет к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, на которой звезде, ежели у какого человека учинится воровство, покажется. Ивану Степанченку про пропалые его волы объявил, что Коротицкаго жителя прозвищем Игушка взяты в пашне, и атаман оные волы отослал в с. Березово в майдан и там велел искать, а что волы в монастыре, о том не сказывал». «Иван Степанченко показал, что волы пропали не у него Ивана, а у шурина его Пересечанского жителя Кирила Оробца, который ходил в Люботин и спрашивал у оного упыря о пропалых волах, и возвратясь сказывал он Кирил ему, Степанченку, яко бы монастырские люди волы его Кирила взяли и в конюшне монастырской содержат. Кирил Оробец сказал, что о пропалых у него волах упырь сказывал, оные волы люди монастырские переняли, и велел искать в конюшне монастырской. Но там не сыскались волы. А потом к нему упырю трижды приходил и за каждый раз велел он упырь ему Оробцу ночевать и рано сказывал по разным местам искать, на которыя он Оробец и ходил, токмо не сыскал. А после повел он сам Упырь его Кирила в московской лесок и на дороге схоронился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец и мать порознь допрашиваны и показали, что как он родился, то мать его от бабки, которая при рождении его была, не слыхала, чтобы он просил пить воды, а родился он обыкновенно, как и прочия ея дети; восприемная бабка не та была, которую он показал, но Зиновья Стрельцова, которая в 745 г. умре. А в прошлом 748 г. за неимением у отца его и матери, чем детей прокормить, жил он Нестор у Люботинскаго жителя Петра Сасенка, и там, неведомо каким случаем, объявил про себя, что он родимый упырь, за что взят был к Люботинскому сотнику в дом; и по той огласки, яко бы он упырь, многие бывало приходят к нему люди, чтоб он им объявил, что у кого пропало,– и по требованиям людским ходит, бывало, по разным местам, за что они отец и мать многажди его бивали, токмо он за своими корыстьми и прихотьми уняться не мог». Наконец, Нестор объявил, что прежние показания его ложны, что «он не упырь, а обыкновенный человек, волшебнического знания и бесовского откровения о тайных вещах никакого не имеет, но манит народ ради единаго прибытка с прошлаго 748 г., в голодный год для прокормления». Консистория, не найдя в донесении правления от своего ли умысла Нестор выдавал себя за упыря или научен кем-либо мнимому волшебству, вытребовала его к себе. 1751 г. марта 11 дня мнимый упырь переспрошен в консистории и показал: «В прошлом 748 г. жил он Нестор в с. Люботине в доме отца своего и матери, и в Петров пост живущая в том же селе вдова Евдокия Алексеева, жена Пятернева, прислала за ним Нестором в дом сына своего малолетняго Василия, и как он пришел к ней, тогда она спросила его: хочешь ли выучиться смотреть на звезды и от того угадывать о пропажи какой нибудь, у кого сыскать? На что он к тому свое желание объявил. И того ж времени в пятницу в самый полдень стала его научать. Во первых вывела его на двор и посадила на избный угол; а сама стала на земли под углом и свисну-ла трижды и созывала всякий гад с таким приговором: аз есть гад. И тогда собралось гаду до 20 и более. И был тот гад часа с два.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Потом корова вдруг остановилась, как ук о панная. Тогда я её уже взяла за нал ы гач, довела до коровника, привязала и пошла к бараку, где мы живём. И вдруг передо мной солдатик наш пробежал – быстро так! – и в силосную яму спрыгнул. Прыгнул – и нету его. А смотрю, ещё один стоит возле нашей хаты. Иду, а сама думаю: «Форму какую-то надели. Не видела такой раньше». А то, оказывается, немец стоял! Перед этим дождь большой прошёл, – лужи кругом. Я иду до хаты от ком о ры, а рядом со мной в луже что-то прыскает и прыскает, а я думаю: «Шо это в лужах прыскает?» И иду прямо к тому человеку в незнакомой форме. А он на меня как-то так смотрит. И палка у него в руках небольшая, и посередине такое что-то гладкое к ней приставлено. Я не знала, что это немец, а в руках у него автомат, только думаю: «Форма на нём странная, особенно сапоги». На наших-то сапоги ладно сидят, красиво, а на этом какие-то широкие были. Я ещё подумала, шо их уш и ть бы надо. Мимо того человека я прошла. И в дом наш захожу, а бабушка говорит, взволнованная такая: «Где тебя носит? Немцы в Люботине десант выбросили!» А немцы – те, что в коммуне оказались – к пасеке полезли. Мы-то пасеку не трогали, а они сразу к ульям. В окно хорошо было видно, как мёд в улике возьмут, а потом от пчёл убегают, руками так смешно машут. Потеха! Бабушка сразу смекнула, шо щас грабить нас начнут. Вот она и схватила н о чвы, корыто такое деревянное, сложила на дно отрезы из сундука, ещё кое-чего из вещей, клеёнкой всё покрыла, а потом старьё разное намочила, выкрутила да сверху клеёнки и положила. Так она придумала. Немец к нам зашёл, и сразу – к сундуку. А в сундуке были галоши бабушкины и свитер тёплый, которые мой братик самый старший Коля перед самой войной на подарок бабушке прислал. Так немец эти подарки забрал и ещё другой хаб у р-чаб у р, шо нашёл, прихватил, а в н о чвы, слава Богу, не глянул. Не, ещё не так было. Когда немец в сундуке колупался, то Ваня, тогда он ещё сам не ходил, по стеночке, по стеночке и подошёл к нему. А у фашиста на боку нож на поясе висел. Ивану понравился видно этот ножик, и он ручкой цапнул его. Немец-то этот молодой, как дёрнется! Выхватил нож из ножен и замахнулся на Ивана, как на взрослого человека, и лишь только после этого Ваню возле коленки увидел.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

Представник ВЗЦС та Фонду культури та спадщини Загреб 11 грудня 2021 р. 10:33 9 декабря 2021 года в г. Загребе (Хорватия) заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия во главе с исполнительным директором Фонда Е.И. Скопенко посетили Преображенский кафедральный собор Загребско-Люблянской митрополии Сербской Православной Церкви , где встретились с настоятелем собора протонаместником Боголюбом Остоичем и духовенством храма. Клирик Загребско-Люблянской митрополии архимандрит Даниил (Люботина) рассказал об истории и нынешней жизни прихода. Преображенский собор пострадал от землетрясения в 2020 году, в связи с чем в настоящее время в нем проводятся реставрационные работы. В сопровождении клирика Загребско-Люблянской митрополии иерея Михаила Жикича гости посетили кладбище Мирогой, где осмотрели захоронения русских эмигрантов и посетили православные часовни — сербскую часовню святых апостолов Петра и Павла, а также воздвигнутую в 1928 году в русском архитектурном стиле часовню Воскресения Христова, в которой протоиерей Николай Балашов совершил заупокойную литию по покоящимся на кладбище российским соотечественникам. В Посольстве Российской Федерации в Загребе состоялась встреча протоиерея Николая Балашова и Е.И. Скопенко с Чрезвычайным и Полномочным послом России в Хорватии А.А. Нестеренко. В состоявшихся посещениях принимали участие настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев и члены делегации Фонда. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5871399...

Разведчики прибегали много раз – и немцы, и наши. Немцы прошмыгивали между нами с автоматами: «Рус-рус-рус!» И уходили. А наши спрашивали: «Были фашисты?» Мы им и рассказывали, що да как. А один раз двое здоровых немцев в чёрной форме забежали. И нашивки такие – СС. Один был в руку ранен. Второй ему рукав обрезал и руку перевязал. Ну, думаю, сейчас выйдут – гранату бросят – и всё. Не, не бросили. Я недалеко от входа с детьми сидела. Нам в глубине уже места не осталось. Подушками обложилась, Ваню с Раей обняла, а сама лицо в подушку прятала. Шо убьют, не боялась, а вот если лицо изуродуется – боялась. Во дурочка, да? Тут днём наши подошли к подвалу. Двое. У входа остановились. Люди стали им говорить, шо немцы близко, прямой наводкой сюда из Люботина бьют. Прячьтесь, чтобы уцелеть. А в это время как р ю хнуло! Так один наш боец без головы в подвал и упал… А тот ничего, целёхонек. Сбежал он к нему, взял из кармана документы, а нам сказал, чтобы мы ночью вынесли тело, и ушёл. Так до ночи наш обезглавленный солдатик на ступеньках и лежал недалеко от меня. А ты спрашиваешь, чего я всю жизнь во сне кричу, да от резких звуков вздрагиваю. Такое, доченька, бесследно не проходит. Я бы и рада забыть, но ничего не получается. Всё помню до мелочей, словно вчера происходило. Не дай Бог ещё раз такое пережить! Лишь бы войны не было. Буханка хлеба Нас в подвале три семьи было. Да в яме с приставной лестницей ещё четыре. У тёти Марии и тёти Фени детей много! Они им решили лепёшек ночью испечь: дом а -то разбитые кругом догорали. Замесили тесто – и на металлический лист. Вылезли из ямы, к огню подошли, печь стали лепешки. И только начали их переворачивать, тут их-то снарядом и накрыло. Тётя Феня без ступней, на одних культяшках в подвал спустилась. По приставной лестнице! Живот весь разворочен, руками кишки держит. «А Мария, – сказала, – только ножиком махнула». Два дня тётя Феня промучалась и умерла. А «катюши» стреляли!!! Ой, не дай Бог! Сразу летит восемнадцать снарядов! Машина их выпустит – и в лес. Она никогда не стоит на месте.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление На нейтральной полосе Из воспоминаний о Великой Отечественной войне моей мамы Матрёны Николаевны Шороховой (в девичестве Беловой); место действия – Харьковская область. Знамение Перед войной люди говорили, что в степ у гроб показался, потом на второй день ещё один гроб показался, а на третий день снова гроб увидели. Народ сильно забеспокоился. Все говорили, что это к большой беде, к войне. То мы вечерами песни пели, веселились. А тут и петь перестали. Тревожно как-то стало. И нам, детям, это от взрослых передавалось. Петь в коммуне очень любили. Народ там разный пособирался – и кацапы, и хохлы… Так всякие песни и пели, аж в Люботине было слышно! Така луна шла, эхо такое. Когда с инфарктом в больнице лежала, дай, думаю, узнаю, сколько же песен за жизнь выучила? Стала первые строчки записывать, так больше двухсот песен вспомнила, всяких – и русских, и украинских, и старинных, и революционных… Да, народ в коммуне был разный, но дружный, и петь любил. Так до войны было. А теперь вот живём, в подъезде никого не знаем, только соседей рядом и напротив. Здесь я и песни забывать стала. Пока в частном доме жила, шоб ни делала, а всё с песней. Сердце болит, душа плачет, а я всё песни пою. А на этажи переехала, стала стесняться петь, так вже много песен и позабувала. Рама Врач-ветеринар был у коммуны. Он с семьёй жил в отдельном домике. И вот фельдшер этот к низу за водой пошёл. А тут немец на него насел. Самолёт этот «рама» назывался. Какой-то этот самолёт не такой, как другие. Рамой называли его. Немцы из самолёта по дядьке стреляют, потом разворачиваются и снова стреляют. Гнали его. Если б он упал, то може б живый остался. А так он спешил. Спешил туда, до деревьев. Видно спрятаться хотел. Немцы ранили его несколько раз. Домой-то он ещё дошёл, а дома умер. Вот так! Война! Не видеть бы её. Война Отца на войну не взяли. Так куда ж? Дети-то малые! Жена умерла… Людей с заводов на войну позабирали, а хлеб-то должен кто-то печь, люди должны шо-то кушать? Вот отца по повестке на хлебопекарню и назначили. И до последнего дня хлеб пекли. В Харькове отец пёк. Где-то двадцать километров от нас Харьков. Да! Хлеб до последнего пекли. Когда войска ушли из города, последний раз хлеб людям выпекали, отец пешком домой пришёл, буханку с собой принёс или две. А там уже и немцы вскоре пришли. Но не сразу.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-sputnica-...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Самое популярное Сейчас в разделе 1771  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1129 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 30  голосов:  4.7 из  5) Татьяна Шорохова родилась в г. Люботин Харьковской области. Более тридцати лет жила в Крыму. Закончила исторический факультет Симферопольского государственного университета. Работала экскурсоводом, методистом, библиотекарем… В Союз писателей России была принята в 2001 году, Украины – в 2003. Проживает в г. Тосно Ленинградской области. Автор 23 книг, из которых 9 – поэтические сборники, изданные в Крыму и в России. В творческом багаже Татьяны Шороховой – историческая повесть, пьесы для детей и юношества на духовную тематику, сказки, путевые заметки, научные исследования, стихи для детей и подростков. –:– 01:55 Стоп через Рекомендуемые аудио 6 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/pesni.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010