Далее следовало село Люботин, известное своими грушевыми рощами. Люботинские груши, в сушёном виде, распространены едва ли не по всей северной России. Люботин довольно многолюдная слобода; в ней около 3000 душ обоего пола. О Люботине сохраняются сведения, что там был Пётр I, когда спешил из Азова чрез Харьков под Полтаву; а Император Александр I, по пути также в Полтаву, слушал в здешнем храме 1 Августа литургию и после оной ходил на водоосвящение к колодцу. Церковь в Люботине очень благолепна. По осмотре заходил в дом священника Лобковского, который вместе и благочинный. В 4 часа пополудни прибыл я в г. Валки. Название Валок взято с вида местности волнистой или холмистой, среди которой расположен город. Весной и летом этот город представляет живописный вид; он весь погружён в фруктовых садах. Население его простирается до 10 т. душ обоего пола. Всех церквей в городе 6, в том числе и кладбищенская. По приезде в Валки, я слушал в своей квартире, в доме соборного Протоиерея Солодовникова 259 , всенощную службу, а на другой день, 29-го числа, соборне совершал литургию. После обедни, напившись чаю, обозревал городские церкви. Из городских священников обратил на себя моё внимание священник Георгиевской церкви П. Будянский 260 , отличающийся способностью писать проповеди. Его имя известно даже в печати; он составил Летопись Верхохарьковского Николаевского девичьего монастыря, при котором прежде был священником, с 7-го Октября 1845 г. по 7 Октября 1870 г. Летопись эта напечатана в Харькове. в 1870 г. В Валках сохраняется память о прежнем настоятеле собора, Протоиерее Василии Снесареве. Это весьма замечательная личность. Сын соборного звонаря, родившийся 1 Января 1756 г., в отрочестве пас стадо овец своего отца; 16-ти лет поступил в Харьковский Коллегиум; по окончании здесь курса, отправлен был в Нежин для практического изучения Греческого языка, а оттуда отправился в Киев для слушания академических лекций. Там сблизился он с знаменитым проповедником, протоиереем Левандою. По возвращении из Киева, он определен был учителем Греческого языка в Харьковском Коллегиуме и в тоже время получил сан священника. Затем 12-го июня 1786, г. определён был на протоиерейское место к Преображенскому собору в г. Валках, где и оставался до конца своей жизни; он скончался 20-го Августа 1833 г., на 78-м году от рождения – Протоиерей Снесарев отличался необыкновенным даром слова и высокой духовной жизнью, за что и пользовался общим уважением в епархии. 261

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносится из Курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и остается до 12 сентября, а 13 сентября снова с таким же торжетвом возвращается в Курск. Этот крестный ход установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления. Чудотворная Курская икона Божией Матери имеет небольшие размеры: в вышину 9, а в ширину 6 вершков. Она украшена драгоценной ризой, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, и помещается налево от главного входа в Знаменский собор, под особо устроенной для нее чугунной вызолоченной сенью, поддерживаемой мраморными колоннами. В различных местах России имеются списки с Курской иконы «Знамение», прославленные так же, как и оригинал их, различными чудесами. Один из таких списков имеется в селе Покошичах Кролевского уезда Черниговской губернии; другой — в селе Люботине Волковского уезда Харьковской губернии. Относительно Люботинской иконы известно, что местные жители почитают ее чудотворной и прибегают к ней в своих нуждах с благоговением и верой. В 1847—1848 годах, во время свирепствовавшей здесь холеры, жители в продолжение двух месяцев непрестанно носили эту св. икону по своим домам, совершая усердные моления; заступлением Богоматери вспыхнувшая холера скоро прекратилась. В благодарность за избавление от губительной болезни все люботинские прихожане единодушно постановили по воскресным дням перед литургией совершать торжественный молебен перед иконой Божией Матери. В Люботине относительно происхождения этой иконы сохраняется устное предание, что она существует уже около 200 лет. В люботинский храм эта чудотворная икона поставлена в 1820 году священником этой церкви Феодором Литинским, который получил икону в дар от своей родственницы, помещицы Фесенковой. Кроме этих двух списков, есть еще особо чтимая копия Курской иконы «Знамение», находящаяся в городе Сумах Харьковской губернии. Эта икона написана в 1870 году курскими купцами, которые имели обыкновение, приезжая в Сумы на Введенскую ярмарку 27 ноября, в день Знамения Пресвятой Богородицы, совершать в честь нее празднование со всенощным бдением и молебствиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

В январе 1721 г. в просьбе своей писали: «в прошлом 719 г. во время мороваго поветрия в селе нашем Мартовом Архангельский поп Иоанн умре». Конечно в тоже время многие померли и из паствы священника. Саранча 1822 года, холера 1830 г. и цинга 1849 года не касались Мартовой, но в июле 1848 года в один месяц из 4000 прихожан умерло от холеры более 200 человек. Состав Мартовского причта не раз изменялся по переменам, бывшим в приходе. В описании слобод и хуторов 1761 г. показываются при Мартовой 22 хутора, в том числе хутор Архангельской церкви попа Василия Хляловскаго. Он посвящен в 1743 г. на место больнаго тестя своего священника Алексея Щербины, по просьбе прихожан, к которой подписался в числе жителей с. Мартоваго «Салтовский сотник Федор Картавый». Этот ставленник пред посвящением показал о себе: «родом он Малороссиянин, родился в с. Люботине,– отец его Федор в с. Люботине при Пятницкой церкви пономарь;– Русскаго письма чтению и пению обучен он, Василий, отцом своим Федором; а иных наук и мастерства не учен; книжицу катихизис, букварь и прочия к священству правила, почему знать закон Христианский, наизусть изучит и иметь у себя долженствует». Около этого времени открыт был в Мартовой другой причт. По причислении слободки Троицкой Аркадьева монастыря к Мартовому, открыт был в 1788 г. в Мартовом третий причт. Но в 1832, по переселении некоторых жителей слободы Мартовой в Саратовскую губернию, третий причт, вследствие просьбы прихожан закрыт. Ныне Мартовский приход состоит во 2 классе. По переписи 1732 г. в Мартовой – 447 черкасов, 50 русских казаков; в слоб. Троицкой Аркадиевой пустыни 123 муж.; в хут. Печенежского сотника Лобширина на р. Гнилушке 61 душ муж. После того было: в 1750 г. 850 муж., 817 жен.; в 1770 г. 1145 муж., 1080 жен.; в 1790 г. 1585 муж., 1578 жен.; в 1810 г. 2079 муж., 2104 жен.; в 1830 г. 2300 муж., 2289 жен.; в 1850 г. 2084 муж., 2114 жен. СЛОБОДА ХОТОМЛЯ Хотомля – поселение черкасов на левом берегу Донца, на дороге из Белгорода в Изюм, в 45 верст от Харькова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евфросинии он служил в Спасском монастыре. Рассказывают, что Игумения не встретила и не проводила его, а только подошла —135— 1875 г. в церкви к благословению, после чего ушла к себе. Он же осматривал монастырь и Училище в сопровождении монахинь, после чего и уехал в город!... Прелестная Залучеса также сиротеет без Вас. Преосвященному Викторину не нравится ее пустынное местоположение и отдаленность от города. Он намерен остаться на лето в Витебске и довольствоваться своим городским садом. Все мои, т. е. служащие при училище и воспитанницы, просят Ваших святых молитв и благословения и просят принять изъявление их глубочайшего почтения». 28-го ч. в среду в 9-ть часов утра выехал я, в сопровождении Кафедрального Ключаря, из Харькова с целью обозрения церквей. Путешествие мое по епархии продолжалось до 17-го июня. В продолжение трех недель мною обозрено было в уездах Харьковском, Валковском, Ахтырском, Лебединском, Сумском и Богодуховском, два монастыря и 90 церквей; причем совершено 10 литургий и одно освящение храма; осмотрено одно духовное училище и несколько церковно-приходских и народных школ. Вот некоторые подробности этого первого моего путешествия по новой, мне вверенной, епархии. Первое, встретившееся мне на пути, село было Песочино, в 10-ти верстах от Харькова. Название села заимствовано, очевидно, от окружающих оное песков. Церковь каменная во имя Вознесения Господня. В алтаре на южной стене заметил образ Лоретской Божией Матери; вокруг изображения Богоматери в малых медальонах изображения, или, точнее, портреты разных фигур – польских и французских королей. По всей вероятности, этот образ принесен из-за Днепра черкасами – первыми поселенцами по берегам речки Безчереватой, при которой расположено село Песочино. Далее следовало село Люботин, известное своими грушевыми рощами. Люботинские груши, в сушеном виде, распространены едва ли не по всей северной России. Люботин довольно многолюдная слобода; в ней около 3000 душ обоего пола. О Люботине сохраняются сведения, что там был Петр I, когда спешил из Азова чрез Харьков —136— 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Родилась я – Татьяна Сергеевна Шорохова – 2 августа 1956 г. в городе Люботин Харьковской области, который называют жемчужиной Слобожанщины (Харьковщины). Росла в русской семье с самозабвенно любящими нас, троих детей, родителями. Отец Шорохов Сергей Ксенофонтович (1926–1994), родом из-под Ельца, мама Белова Матрена Николаевна (1928–2004), родом из-под Белгорода. Девичья фамилия и стала моим литературным псевдонимом (отдельные сказки публиковались и под псевдонимом Матрена Романова (соединенное имя моей мамы и сына)). В Люботин, со своего родового гнезда на Белгородщине, в период коллективизации приехал мой дед Белов Николай Кузьмич. Недалеко от Люботина, где-то за прудом в сторону Полтавского шляха, некогда была помещичья усадьба, и там, в начале тридцатых годов, устроили коммуну. В это место, избежав раскулачивания на родине и оставив там все свое добро, и приехал мой дед со своим многочисленным семейством. В коммуне семья деда пережила оккупацию. Тема войны долгие годы была главной темой маминых воспоминаний, которые мы любили слушать с самых ранних лет. В Люботине наша семья жила в той части города, которая называлась Шм ы дливка. Здесь в середине 50х годов родители получили участок и выстроили небольшой дом. В этом доме и прошли первые годы моей жизни – счастливое детство в прямом смысле этого слова, несмотря на то, что семья жила трудно. В Люботине – самые яркие, согревающие и теперь, впечатления от душевной доброты родителей, детской дружбы и встречи с природой (луг, сад, ягодник, поля, заброшенные садк и  и дома, заросли калины, черемухи, овраги, пашни, ставк и …). Училась я по третий класс включительно в украинской школе, росла в двуязычной среде. Рядом с люботинской школой стоял храм, в котором была устроена маслобойка. Стены обезглавленной церкви розового цвета, необычная архитектура всегда привлекали внимание детей. Помню, с детьми нашей улицы участвовала в колядованиях. Мы ходили с Вифлеемской звездой на древке по дворам соседей и пели колядки, за что в школе учительница сделала мне замечание.

http://azbyka.ru/fiction/avtobiografija/

Источник: Слобода Люботин на р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок. Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 руб. ассигнациями. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам... Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 руб. ассигн. по случаю болезни ея, и ея болезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 руб. ассигн. Случай, возбудивший его к этому,- внезапная смерть двух сыновей, постигшая их в один день. Казенный крестьянин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 руб. и на хоругви 600 руб. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вымерло от чахотки в один год... В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна притекали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г. - гибельное время холеры, доказало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери, - приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане единодушно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Священник Алексей Титов, на настоящем месте с 1872 г., состоит законоучителем народного училища. Священник Иоанн Стефанов, на настоящем месте с 1900 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Петр Синявин, на настоящем месте с 1896 г., состоит учителем местной церковно-приходской школы. Псаломщик Григорий Торанский, на настоящем месте с 1897 г. и псаломщик Дмитрий Капустянский, на месте с 1897 г. Церковный староста крестьянин Савелия Бутенко с 1903 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. На территории Люботина до наших дней сохранилась самая старая церковь города - Свято-Вознесенский храм. Эти стены помнят и визит Государя Императора Александра и многие другие события истории города. В 1741 году по прошению Харьковского полкового судьи Александра Черноглазова разрешено было построить храм во имя святой великомученицы Параскевы в с. Люботин. Но храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 году, тоже деревянный. В 1801 г. штат церкви состоял из двух священников, 1 диакона,2 дьячков и 2 пономарей. В 1805 г. был заложен каменный фундамент под новую церковь св. Параскевы. В 1811 г. строительство было закончено, и храм был освящён. Освящение вновь построенного храма св. Параскевы было произведено 18 сентября 1811 г. епископом Слободско-Украинской губернии Христофором Сулимой. Новый иконостас был устроен в 1836 году и в этом же году храм был переосвящен во славу Вознесения Господня. Новый иконостас был устроен в основном на пожертвования местных помещиков и крестьян. Фактически каждый гражданин в силу своих возможностей помог храму. 1 августа 1820 г. проездом из Харькова в Полтаву здесь слушал литургию Государь Император Александр По окончании литургии император был на водоосвящении при колодце, близ церкви, во дворе помещика Петровского. После водоосвящения Государь обедал в квартире, приготовленной близ церкви. Священникам подарил 1000 рублей ассигнациями и столько же хозяину-мужику за угощение. В память о визите Государя Императора благодарные люботинцы в 1851 году сделали бронзовую вызолоченную большую доску, с приличною рамою, под стекло, и поставили ее в церкви. На доске текст следующий: «В благодарную память, что в сем храме возносилась некогда молитва высокого помазанника Божия, Благочестивейшего Государя Императора Александра Благословенного. Жители Люботина никогда не забудут сего Высокого посещения и передадут потомству». До наших дней памятная табличка, к сожалению, не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Которых то грунта от того часу в запустении зоставали. Когда же по указу Его Царскаго Вели чества, Алексея Михайловича, всея России Самодержца, мне Григорию Ерофеевичу подано полковничество харьковскаго полку, я узнавши известно от людей о тех грунтах и заиме на млин на речци Люботинце, принялемся к тому, як приналежно (следовало) старшим ведать о всем; в чем намерение мое исполняючи, Всемилостивому Спасу и св. Великомученику Георгию завевшия монастирь на своем грунте, иже над Куряжем, подле шляху зостает, придалем и оный грунт Омельянов мельников забойцы до монастыря своего харьковскаго преображенскаго зо всеми приналежитостями, с землею и с сенними покосами, которые вниз речки Люботинки до Уд зостают, тем боком речки горою и сим боком вниз по над Удами на долинце, да по два дуба на горе пахарнаго поля, которий то грунт знаючи сполна кум мой Логвин сотник люботинский, да Григорий Капустянский, житель тож люботинский и Степан Ушкало писарь тож люботинский, которое то заводцами были с товариством многим козацким села люботинскаго, а со мною полковником харьковским Григорием Донцем из города Харькова судья Тимофей Клочко, да Алексей Рудий, братчик Рождества Христова, да Лонгвин Крамарь, жители харьковские, совокупно со мною бывши над речкою Люботинкою, оные все мне показывали грунта и заиму на млин Омельяна мельника забойцы, которие то грунта от заводцев вышеписанных я узнавши истотне принялемся оных и давши достаток своего скарбу вручилем Лонгвину Федоровичу, жителю харьковскому, вкладчику со мною монастыря харьковскаго, же бы греблю засыпав и млин збудовал на оной гребле на речке Люботинце вниз на грунте Омельяновом мельника, жителя гавриловскаго. Который взявши скарб от меня Лонгвин Федорович и поеднав мерошннка Лаврина Кудру на оное дело всем моим достатком построить мельницу и греблю на речке Люботине и то построивши все совершенно належитое в млине и потом вручилисмо Герману архимандриту монастыря нашего харьковскаго с братиею его. Кабы в те все грунта никто не важил втручатися от жадных приятелей моих ближних и дальних, жадным способом кривды и перешкоды чинить сурово, сим письмом нашим вручаем и приказуем и для крепости во всем на оный грунт сей поступный лист с подписом руки и печати нашей притесненной далисмо в монастырь наш чернецам, иже над Куряжею живут.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Старший сын Баязета вступил после того в союз с Стефаном, уже как независимым владельцем. За то Вук, оскорбившись на брата, поспешил к Сулейману; Милица поспешила за ним вслед, чтобы уговаривать; не догнав его в Сербии, неустрашимая явилась в ставку Сулеймана и успела примирить султана с Стефаном17). Вступив в супружество с дочерью имп. Кантакузена (в 1403 г.), Стефан имел в ней добрую, благочестивую супругу; только она оказалась бесплодною, и это печалило обоих. Состарившаяся Милица – Евфросиния приняла монашество с именем Евгении в обители Люботинии, построенной ею между Каранавацом и Крушевацом, и скоро (нояб. 11, 1405 г.) скончалась. Счастлив был Стефан, имевший такую мать, какова была кн. Милица; умная, энергическая, благочестивая, она много облегчала тяжкую долю народа, над которым начал тяготеть меч турок, восстановляла народные храмы, напр. Дечанской обители, утешала бедность и вдовство бесприютное. Летопись говорит о Милице: «по смерти мужа своего, недалеко от Крушевца, в Рассии, созда монастырь, зовомий Любостиня, и тамо постриглася в иночество и совокупила многия сестры, наипаче великих госпожи, котории вдови изостали по мужех избитых с Лазарем на Косову. И тамо преставилася и погребена. А како она тамо Богу угодила, свидетельствуют чудеса повседневныя над немощными, котории приходят   16) Цароставник у Раича 3, 96. 17) Цароставник у Раича 3, 99-101. Житие Стефана в Зап. геогр. общ. XIII, 232. 233. к гробу ея, многократ и миро истекает от гроба ея». Она скончалась в великой схиме нояб. 11, 1405 г.18) Стефан умным правлением своим приводил в порядок и оживлял отчизну. – Он писался в граматах: «милостию Божиею господинь вьсои земли србскои и поморию и подунаиским странам»19). Соседи уважали его. – Венгерский король Сигизмунд искал союза с ним. Пользуясь тишиною, Стефан стал украшать избранный им для пребывания своего Белград. Построив себе княжеский дом и храм св. Николаю, устроил при последнем обширную больницу. Затем стал строить обитель иноческую, себе Задушбину; это на горе при р. Рессаве, в браничевском округе. Храм строился в честь св. Троицы и он был украшаем лучшими художниками; приглашены были иноки, особенно из Афонской горы. На освящение храма приглашен был патр. Кирилл, с собором архипастырей сербских, - почетные светские люди княжества также были здесь. В праздник св. Троицы в 1408 г. освящен был храм с полным торжеством20). По житию, храм убран был мрамором и дорогою мусиею; летописец отзывается о живописи его: «банско злато и ресавско писание не обретаетьсе нигде же»21). – Приглашены были иноки для общежития особенно из Афонской горы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Феофил, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Татарский Федор) Родился 21 января 1767 года в слободе Двуречной Купянского уезда Курской губернии в семье священника. Образование получил в Харьковском коллегиуме. 16 ноября 1789 года по окончании курса определён священником в село Люботино Валковского округа. В 1794 году против своей воли определён в Харьковский Покровский училищный монастырь проповедником. Курский архиепископ Феоктист (Мочульский; † 1818), привлекавший в монашество достойных лиц, обратил внимание на священника Феодора Татарского, которого хотел бы видеть иеромонахом Покровского училищного монастыря и проповедником семинарии, но отец Феодор отказался от монашества из-за кончины родителей. В 1798 году определён священником в драгунский Елазенаповский полк. В 1800 году перешёл в Ревельский мушкетёрский полк и назначен благочинным по Лифляндской инспекции. Принял монашество в Александро-Невской лавре. С 24 июля 1801 года – игумен Корельского Николаевского монастыря. С 12 марта 1804 года – архимандрит Архангельского монастыря. С июня 1806 года – архимандрит Сийского Антониева монастыря. С 31 января 1810 года – архимандрит Вяжицкого Николаевского монастыря. С 3 июля 1813 года – архимандрит Черниговского Елецкого Успенского монастыря и ректор Черниговской духовной семинарии. С 28 августа 1818 года – настоятель Московского Донского монастыря. Был преподавателем в духовно-учебных заведениях: 11 лет учителем поэзии, а затем философии в Харьковском коллегиуме; учителем богословия, префектом и ректором Архангельской духовной семинарии; ректором Новгородского уездного училища. Кроме того, во всех перечисленных местах был катехизатором и присутствующим духовной консистории, членом Московской Синодальной конторы. 23 марта 1819 года хиротонисан в Москве во епископа Оренбургского и Уфимского. 25 мая 1819 года прибыл в Уфу. В 1820 году при епископе Феофиле был открыт Комитет Библейского общества. С 19 мая 1823 года – епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010