Евфимий (вторично), в 1587 (пять месяцев) и † … Левкий , в 1587–90. Иоасаф , в 1590–92. Вассиан , в 1593–95. Геласий , в 1595–99. Вассиан (вторично), 1599–1601. Нил , в 1602–1604. Арсений , в 1605–23. Мисаил , 1623 и 24. Левкий , 1625–34. Макарий определён 5 сент. 1634; до 1641. Зосима , в 1642–52, уволен. (В 1653–61 жил в Москве и 19 февр. 1660 был восприемником от купели царевны Марии Алексеевны). Архимандриты Иор (sic), в 1652–54. Тихон , в 1654–61. Корнилий определён 1 сент. 1661; до 1666. Савватий , в 1666–68, февр. Гермоген , в 1668 (с июня); перев. в Московский Богоявленский. Герасим в 1668 перев. из Московского Богоявленского; до 1673. Корнилий , в 1673–81. Александр , с 1682; 8 февр. 1685 хирот. в архиеп. Великоустюжского. Тимофей , в 1685–87. Иоасаф , в 1687 и 88. Ефрем , в 1689 и 90; [перев. из Астраханского Спасского (Троицкого?). После в Крестном. (Ист. Иер., IV, 861 ?)] Николай , в 1690–94. Алексий , в 1695–1702. Герман определён 1 окт. 1702; в 1722, по суду, лишён сана и сослан. Иоаким определён в мае 1722; 16 февр. 1723 уволен. Мельхиседек Борщев 16 февр. 1723 перев. из Дмитровского Борисоглебского; в 1727 – в Новый Иерусалим. Сергий Прозоровский с дек. 1727; † 1728 … Иоаким (вторично, был в Чудове митре ризничим) определён 6 июня 1728; в исх. 1738 отрешён; † 1739 ... Варлаам , в 1739–45, отрешён. Серапион Лятошевич , еписк. Можайский, викарий Переяславль-Залесской епархии, в 1745–53, имел пребывание в мнтре и управлял им; архим-та не было. Панкратий Чарныйский 6 мая 1753 перев. из Переяславльского Даниилова монастыря и вскоре – в Можайский Лужецкий. Пахомий Симанский , с 1753; 25 мая 1758 хирот. в еписк. Тамбовского. Геннадий Драницын в 1758 перев. из Заиконоспасского монастыря; 13 дек. 1760 хирот. в еписк. Суздальского. Адриан , с 1761; 5 дек. 1766 перев. в Боровский Пафнутиев мнтрь. Варлаам Синьковский , 1767, в начале перев. из Петергофской Троицкой Сергиевой пустыни, а в 1773 – в Саввин Сторожевский мнтрь. Пахомий Поленичка ( Поляница ) в 1773 перев. из Московского Богоявленского монастыря; † 1775...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Церковь закрыли в 1938 г. Храм открылся для богослужения в 1999 г. За три года восстановлена центральная часть крыши с куполом. Сделано временное покрытие крыши четырех лепестков ротонды, вставлены окна и двери, сделан пол и временный иконостас, изготовленный на занятиях по столярному делу детьми из психоневрологической больницы, располагающейся ныне в усадьбе Гагариных. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=729 Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Никольском. Село Никольское в XVII ст. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в вотчине за окольничим князем Борисом Ивановичем Троекуровым. В этом селе существовала церковь во имя Николая Чудотворца, построенная около 1660 г., но кем именно – неизвестно. О ней сведения встречаются в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1660 г. «жилых данных церквей» под Сурожской десятиной… В тех же приходных книгах Никольская церковь писалась до 1677 г. под Сурожской десятиной, в вотчине князя Б.И. Троекурова, а с 1678 по 1739 гг. под Звенигородской десятиной «в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Троекурова в селе Никольском». Село Никольское, в котором находилось 7 дворов крестьянских, в них 47 чел., двор бобыльский, в нем 1 чел., 7 дворов деловых, людей в них 24 чел., в 1678 г. принадлежало князю И.Б. Троекурову, а после владела жена стольника князя И.И. Троекурова вдова княгиня Настасья с детьми Алексеем, Петром, Александром и девица княжна Прасковья Федоровна Троекурова, и за ними записано в переписных книгах 1705 г., в которых значится, что в селе Никольском 16 дворов крестьянских. В делах Синодального Казенного Приказа за 1711 г. имеется прошение жены князя И. И. Троекурова вдовы княгини Настасьи Васильевны о построении вновь церкви. В своем прошении, поданном в 1711 г., она писала: «В Звенигородском уезде, в вотчине моей в селе Никольском с деревнями, церковь Божия Николая Чудотворца да придел Мины Чудотворца, да Иоанна Воинственника стояла многие годы, а ныне та церковь стала ветха и служить в ней невозможно, а без указу и без благословенной грамоты строить тое церкви не смею, и просила разрешения на тое церковь лес, и церковь строить и о том дать благословенную грамоту». Николаевская церковь была построена и об освящении ее выдан указ из Синодального Казенного Приказа 10 сентября 1714 г. «по челобитью князь Алексея, князь Петра, князь Александра Ивановых детей Троекуровых, велено: в Звенигородской их вотчине в селе Никольском новопостроенную церковь Николая Чудотворца да придел Иоанна Воинственника освятить Звенигородскому протопопу Иосифу, и антиминс один выдан, за полотно деньги у Неронова; антиминс взял диакон Климонт Петров».

http://sobory.ru/article/?object=01807

В 1665 году впервые в монастырских и государственных переписях указана этническая принадлежность населения. Матфей Никифоров в ряде волостей отмечает крестьян-карел. Как явствует из текста книги, «кореляне» жили за монастырем уже в 1620-е годы 524 . Однако массовое переселение происходит в 1640–1660-е годы 525 . Матфей Никифоров указал точные даты прихода карел в вотчины Кирилло-Белозерского монастыря: 1647, 1648, 1657, 1658, 1660, 1661 годы. В вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря «кореляне» получали землю на льготных условиях, освобождались от уплаты оброков на 3 года. После истечения льготы они, как правило, платили фиксированный денежный оброк. В 1665 году наряду с деревнями, населенными крестьянами, так же подробно и тщательно описывались села, погосты и дворы священников. И здесь мы встречаем самую неожиданную информацию, которую можно найти в вотчинных кадастрах: «у попа Феодосия Ермолаева ключа Прислонского Волока Славинского церкви Георгия Страстотерпца один из сыновек Митька – „иконник“». Интересно отметить, что значительно позже, в 1674 году, вероятно, ему была передана рукопись «иконописного подлинника», принадлежавшая Матфею Никифорову, на обороте верхней крышки которого есть запись: «Во 183-м году ноября в 21 день отдан на Прислон Егоргивскому священнику» 526 . Матфей Никифоров так же подробно описывал церковные и монастырские дворы и угодья. Часто размеры пашни и сенокосов приходских священников писец сравнивал с данными писцовой книги. Например, в деревне Баскакова Гора (Волок Славинский, ключ Старой) у попа Ивана Афанасьева по писцовым книгам «пашни 3 чети да перелогом 6 чети, а в дву по тому же; сена меж поль 20 копен» 527 . В писцовой книге 1626–1627 годов в этой деревне «поп Офонасей», т. е. отец Ивана Афанасьева. Размеры угодий по двум описаниям полностью совпадают 528 . Следовательно, Матфей Никифоров при проведении описания «справлялся» с материалами писцовой книги, копии которой, возможно, были сделаны по его инициативе в конце 1650-х – начале 1660-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. 1660 г., февраля 27. Соборное определение о проверке сказок, поданных разными лицами духовного звания, по поводу оставления Никоном патриаршего престола; о разрешении выписки из Номоканона и соборных правил об архиереях, самовольно оставляющих свои престолы. Из сего собор извлёк заключение: «что правила Св. Отец согласно все невозбранно повелевают на отрёкшегося своей епископии, или отшедшего без богословной вины вящше 6 месяцев, епископа вместо его иного поставлять» В лето от создания мира 7168, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1660-е, повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собрались преосвященные митрополиты и архиепископы, и епископы, архимандриты и игумены и весь освященный собор. Собрались же по той причине: поскольку пред сим летом вышеуказанной восьмой тысячи во 166-е случилось святейшему Никону, патриарху Московскому и всея Росии, свой патриаршеский престол оставить, и в нынешнее вышеуказанное лето, Февраля в 16 день предстал весь преосвященный собор пред лицом великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и слыша от святых уст его велико попечение, зане святая соборная церковь пастыря и жениха не имеет, да преосвященный собор о сем крепко и единодушно праведно, не имея кто ненависти и тщетной любви, по правилам святых апостол и святых отец, рассуждают, памятуя каждый страшный суд и воздаяние каждому по делам его. Они же преосвященный собор, слыша премудрейшее его великого государя повеление, пришли в крестовую патриаршую палату, и на утро, Февраля в 17 день, по его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца указу, боярин Пётр Михайлович Салтыков принёс на собор сказки письменные. И преосвященный собор, приняв сказки и свидетелей, против сказок на соборе допрашивали священного чина по священству, а прочих по святой Христовой евангельской заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Никон сам никогда не говорил об отречении от патриаршества, а только об уходе. Он отрицал даже, чтобы когда либо произносил слово «отречение или отказ», и он всегда, по признанию самих его врагов, всегда твердо и энергично отрицал, чтобы он заявлял с «клятвой или без клятвы» о том, что никогда не вернется назад. Слова же: «я более вам не пастырь», «я более не Московский Патриарх» могли быть обращены против него его врагами в смысле ином, чем он сам их говорил и понимал, и который они имеют в своем контексте. Патриарх Нектарий Иерусалимский так и понимал, что Никон ушел от непокорного народа, несмотря на получение информации об уходе Никона только от Никоновских же врагов. Когда самого Никона спрашивали: «разве ты не отрекался?» Он отвечал: «Отрекался в моем особом смысле». Когда настаивали, что он подписывался царю: «бывший Патриарх», то он отвечал: «Пусть для царя я и тогда, как теперь, не Патриарх». Если вопрошатели кричали: «и для нас также ты не Патриарх», то это восклицание только доказывает, что они примкнули к царю и боярам и соединились в клике в ответ на Никоновское отрицание: «Он отказался. Ловим его на слове; слишком поздно ему поворачивать обратно». Так Пальмер доказывает, что никакого Никоновского отречения не было, а было только удаление от активного управления епархией. Это толкование вполне уясняет все последующее поведение Никона: и его возмущение, что Митрополит Питирим захватил по царскому указу управление церковью, и позднейшия попытки Никона вернуться на кафедру при слухе о перемене в умонастроении царя, и его переговоры об условиях отречения от кафедры в январе 1665 г., и его появление на суде 1666 в преднесении креста, как перед Патриархом. Мало того, самый Собор 1660 г., созванный в отсутствие Никона для суда об его уходе с целью доказать наличность безпричинного оставления им кафедры и низложить его с кафедры и из сана, является по существу не судом, стремящимся уяснить правду, а одной из многочисленных попыток отделаться от Никона. В 1658 г. вырвали отдельные слова из речи, чтобы приписать ему отречение, в 1659 г. хотели сослать его в Калязинский монастырь, в 1660 г. пытались отравить его через монаха Феодосия, в 1661–1663 обвинить его в убийстве служащего Ивана Сытина и самочинном захвате Боборыкинской земли и предать суду, в 1665 году хотели добиться от него письменного отречения от престола и, при безуспешности этих попыток, наконец – составили пародию на суд Вселенских Патриархов, искусственно обставленную для заранее намеченного исхода (История всех этих попыток за время 1658–1666 г.г. нам дает сочинение Гюббенета). x) Дополнительная характеристика свидетельств на Соборе 1660 года

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Он это сам понимал и 12 дек. 1666 г. после низложения говорил, по словам Шушерина (стр. 128), садясь в сани: «О, Никоне, все сие тебе бысть сего ради, не говори правды, не теряй дружбу, аще бы еси уготовал трапезы драгоценные, и с ними свечерял, не бы ти сключишася: и тако сяде и пойде паки во двор». Заглянем несколько в те сравнительно мелкие досаждения Никону от бояр, когда они еще не могли его погубить. xxviii) Докуки Никону 1660–1663 г. от соседей Сытина и Боборыкина Трудно себе представить, как изощренно непрерывно травили Никона в Воскресенском монастыре, начиная с 1660 г., отравляя его обыденное существование разными наветами, по которым производилось следствие. Сытин клеветал на Никона в декабре 1660 г. в увозе его скошенного сена, а когда клевета, несмотря на недоказанность её в следствии, оказалась безнаказанной, то представил через два года обвинение в укрывательстве его беглых крестьян Никоном, в убийстве его крестьянина крестьянами Никона; в угрозе этим убийством чуть ли не от самого Никона; а потом захватил рыбные ловли Воскресенского монастыря, и все безнаказанно. По этому делу было у Никона следствие 26 февраля 1663 г. окольничего Осипа Сукина и дьяка Брехова, которое сводилось к придиркам относительно показаний Никона и упрекам, причины которых Никон так объяснял лично Сукину: «неправды великие ко мне во всем: выискивают, научают и подкупают многих людей, чтобы на меня говорили и писали велия неправды; меня поносят и безчестят всячески и ко псу применяют, а великий государь меня от тех людей оборонить не велит. А клеветники – те, которые приносят на меня великому государю ложные жалобы, это – Иван Сытин и Роман Боборыкин». Боборыкин доносил о том, что Никон подговаривает его убить, завладел землей монастыря, сенными покосами. Никон жаловался Царю. Царь велел по писцовым книгам отдать землю в Левкиин монастырь, но этого не исполнили, и Боборыкин продолжал владеть землей. Власти монастыря подали Царю челобитную о разследовании дела по писцовым книгам, но на это решения не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

1660 г., февраля 15. Сказка Успенского собора священника Феодора Терентьева о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье 168 года, Февраля в 20 день, соборный священник Фёдор Терентьев сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, служил патриарх Никон божественную литургию, и по заамвонной молитве чёл поученье и называл себя крастоватым учением, и своим крастоватым учением и вас православных христиан окрастовал. И совершив то поучение, говорил перед народом, что отселева де я вам не буду патриарх. И то де ему помнится, что примолвил и ту речь; аще де вменюся впредь вам быти патриарх, да буду анафема. И не отпустив обедни, начал разоблачаться, и разоблачившись, пошёл в алтарь, и в ризнице сидел, покамест платье принесли. И принесли было ему чёрное платье, и ему де того платья власти надеть не дали и отдали то чёрное платье ему Фёдору, и он де то платье внёс в алтарь к Петру и Павлу, а он де Никон патриарх надел иное платье и пошёл из церкви вон на Воскресенское подворье. К сей сказке соборный поп Фёдор руку приложил. 1660 г., февраля 17. Дополнительные сказки и определение собора по ним Сербского митрополита Михаила и Тверского архиепископа Иоасафа и разных игуменов и священнослужителей, бывших при богослужении в Успенском соборе с патриархом Никоном 10 июля 1658 г., касательно произнесённой будто бы им на себя клятвы, как показывал Крутицкий митрополит Питирим, о невозвращении на патриаршеский престол, и что Никон ушёл в то время из Успенского собора, не сделав отпуска литургии 168 года. Февраля в 17 день, преосвященный собор слушали сказок. А в сказке преосвященного Питирима, митрополита Сарского и Подонского, написано: как Никон патриарх оставлял патриаршество, и в те поры де говорил: анафема де буду, аще буду патриарх. А Михаила митрополита в сказке того не написано, что патриарх себя анафема писал. И преосвященный собор Михаила митрополита допрашивали. И Михаил митрополит сказал: того де я (подлинно) не слыхал. Да митрополита ж Питирима в сказке написано: не отпустив обедни, патриарх пошёл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В кремлевском собрании нет крупных предметов мастерской Строгановых 1660–1680-х гг., для которых характерны лики с широкими, как бы «разлетающимися» бровями, с темной описью по абрису и глазам, с отходящими от них к вискам линиям, с каплевидной тенью над верхней губой и тенью в форме «бантика» под нижней. Эти признаки встречаются, например, на таких произведениях, как покровы «Сергий Радонежский» 1666 и 1671 гг. (ил. 35) и «Александр Невский» 1670–1680 гг. в Сергиево-Посадском музее 293 . В Музеях Кремля хранятся лишь мелкие произведения мастерской этих лет: пелены «Митрополит Петр» (кат. 115) и «Митрополит Иона» (кат. 116) 1660-х гг. и два покровца на священные сосуды с изображением «Распятия» и святых в киотах по каймам 1670-х гг. (кат. 117,118). Такие произведения А.В. Силкин из-за их множественности относит к числу «серийных». Фигуры на них имеют укороченные пропорции, лики – с упрощенной моделировкой тонкими линиями по абрису и к вискам, зрачки глаз смещены и «косят». Золотными нитями шито не только доличное, но и фоны (на пеленах «под аксамит»). Контуры рисунка проложены серебряной «веревочкой». Все это характерно для строгановского шитья 1660–1670-х гг. Из кремлевского Успенского собора происходит большая пелена «Святая Троица» (кат. 148), с некоторыми вариациями повторяющая икону XIV в., дошедшую до нас под записью 1702 г. Тихона Филатьева 294 . Несмотря на отсутствие вкладной надписи, сомнений в принадлежности «Троицы» строгановским мастерским не возникает. Здесь присутствуют все признаки – и «разлетающиеся» брови, и система моделировки личного, выработанная в середине столетия, и шитые красновато-коричневым шелком радужки глаз и волосы, и зашитый золотной нитью фон, и золотная «веревочка» по контурам рисунка. Однако по сравнению с более ранними произведениями фигуры здесь тяжелые, лики одутловатые, с резкими тенями и объемно моделированными носами. Есть основания считать, что «Троица» была выполнена в самом конце XVII в., когда в строгановском шитье заметна определенная деградация.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 166 года, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной ризы нашего Бога Иисуса Христа; стали благовестить ко всенощной. Власти пришли в патриаршую крестовую палату и многое время ждали выхода патриарха. И патриарх не вышел, а выслал ризничего своего диакона Иова, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное; и власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне; и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и патриарх велел прийти подьдьяконам и подьякам в новых больших стихарях, и говорил, чтоб де меня проводили последние. И взял патриарх посох Петра чудотворца и пошёл к обедне в соборную церковь , и придя в церковь, стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак да омофор шестого собора; а сак и омофор в то время был на Царёве Борисовском дворе в палатах развешан, и многожды подьяконы по сак и по омофор ходили и приносили не тот сак и омофор, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев и омофор шестого собора, и патриарх облачился и служил божественную литургию; и по заобвоней молитве вышел из алтаря на анбон и чел поучение в беседах апостольских нравоучение двадесят девятое; а в поучении своём речью говорил; ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моя ради окрастовелся; и вы, видя моё к вам неучение, от Мене окрастовели; и говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх; аще де и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду. И сан с себя святительский сложил, а говорил; уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010