Измученный допросами и очными ставками, Феофилакт близок был к смерти. Обеспокоенный этим обер-комендант выборгской крепости, генерал-майор Быков, требовал инструкции, как поступить с ним в крайнем случае? Тайная канцелярия предписала: «для исповеди онаго Лопатинскаго и по достоинству для сообщения св. Таин, священника к нему допустить, токмо оному священнику, прежде допущения его к Лопатинскому, объявить, дабы он, кроме надлежащей исповеди, других посторонних никаковых разговоров отнюдь не имел, и о деле его, по которому он сослан, у него не спрашивал. А если, паче чаяния, оный Лопатинский умрет, то мертвое его тело похоронить в городе при церкви по обыкновению, как мирским людям погребение бывает, без всякой церемонии». Страдания Феофилакта этим не кончились. В мае 1739 года после того, как разослали всех лиц, прикосновенных к его делу, нашелся еще доносчик на него, бывший иподьякон тверского архиерейского дома, Гурий Лукин. Обиженный в чем-то Феофилактом он нашел теперь удобное время выместить на нем свою обиду и указал на близких к нему и пользовавшихся его доверием лиц – иподьякона Никифора Семенова и келейника Петра Иванова, что они все должны знать про Феофилакта: а келейник, кроме того, мастер писать полууставом. Тайная канцелярия приказала взять оговоренных в С.-Петербург, а в домах их все обыскать и забрать в Тайную канцелярию. В Выборг положено было послать секретаря Тайной канцелярии, Хрущова, с приказом снова наикрепчайше распросить Лопатинского (14 мая, 1739 года). Неизвестно, какие вести привезены были из Выборга. Но меньше чем через две недели (25 мая 1739 года) состоялось высочайшее повеление взять Лопатинского снова в Тайную канцелярию. Все это делалось с величайшим секретом. В народе никто не знал наверное, что он жив: все говорили, что завезен куда-то в ссылку и там умер. – Феофилакт оставался в крепости до 31 декабря 1740 года. В одно время с Феофилактом решена участь монаха Алипия которого Решилов с Маевским шутя постригли в монашество. В 1736 году 16 июня, после предварительиых допросов в Синоде, его лишили монашества и передали в Тайную канцелярию. Тайная канцелярия приказала допрашивать его с дыбы. Несчастный висел на дыбе, с изломанными руками, пока не дал показания на семьдесят шесть вопросов. В заключение пытки, продолжавшейся едва не целый день, дано ему двенадцать ударов. В 1738 году 13 декабря Государыня подписала приговор Тайной канцелярии, решивши его участь: «разстригу Александра Давыдова, который, по приказу помянутаго Феофилакта, переписывал у него набело сочиненное им возражение (против Буддея) и пострижен в монахи в противность св. правил, Духовнаго Регламента и указов, сослать в Сибирь на житье вечно, за надлежащим караулом». 2. Решилов и Маевский. – Процесс Дудина

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По приведении к присяге и взятии подписки игумену Петру была дана ставленническая от Святейшего Синода грамота и паспорт, и о назначении извещены указами дикастерия и московская синодальная канцелярия . В октябре 1738 года игумену Сретенского монастыря Петру (Котляревскому) было разрешено Святейшим Синодом, «когда он возымеет охоту, предиковать (проповедывать) в Успенском соборе, монастырских и приходских церквях . В делах 1739 года сохранилась ведомость о количестве престолов и духовенстве в монастырях: в Сретенском монастыре значилось четыре престола, три иеромонаха, а иеродиаконов, как указано, нет . 11 марта 1739 года в 7 часов утра в соборную летнюю церковь Сретенского монастыря ворвались воры. Неизвестно, каким образом они проникли в собор (так как двери и окна оказались неповрежденными). Они сняли драгоценные украшения с трех образов Владимирской Божией Матери: с одного – цату «жемчужную с запаны и мелким каменьем»; с другого – убрус с ожерельем, низанным мелким жемчугом, с третьего – такое же (то есть низанное мелким жемчугом) . И.Ф. Токмаков в «Кратком историческом очерке московского Сретенского монастыря» писал, что игумен Петр 14 марта 1739 года обращался в канцелярию синодального правления с просьбою о назначении караула для охранения богатой ризницы обители, а также и храмов. Из донесения игумена видно, что в то время в обители было три человека. 6 июня того же года определены были два отставных солдата для охранения ризницы и прочих драгоценностей обители . В июне 1740 году по указу ее императорского величества и определению московской синодальной канцелярии игумен Петр (Котляревский) и копиист московской консистории Василий Ширяев описывали ризницу Сретенского монастыря, сравнивая с описью, составленной ранее архимандритом Златоустова монастыря Лаврентием. «По свидетельству с тою описью явилось верно, кроме похищенного после той описи воровскими людьми, о котором похищении имеется в духовной дикастерии доношение и при нем осмотр, а деньги, которые показаны архимандритом Лаврентием в описи, данные по смерти синодального дворцового приказа секретаря Ивана Черного на перелитие в Сретенском монастыре большого колокола, 50 рублей, сборные церковные 25 рублей после большого пожара употреблены на монастырское строение, а братские, взятые с монастырской земли, 20 рублей разделены по братии, а что сверх той описи вновь прибыло, дан при сем доношении реестр» .

http://pravoslavie.ru/32670.html

Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце XVII - начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 г. с современным расположением храма. Известная ныне Введенская церковь с приделами Знамения Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии, упоминания о которой значатся в монастырских описях с первой половины XVIII в., была освящена в 1710 г. В 1739-1766 г.г. церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы выглядела несколько иначе, чем в начале ХХ в. перед закрытием монастыря: деревянные паперти, тесовая кровля, железные кресты. В 1739 г. главы были крыты деревянной чешуей. Между 1739 и 1753 г.г. кровлю отремонтировали, покрытие глав заменили на чешую из муравленой зеленой черепицы, крест центральной главы - на ажурный золоченый. Полы в трапезной и на клиросах в приделах были мощены чугунными плитами, в главном алтаре и в трапезной - кирпичом, в приделах и на клиросе Введенской церкви полы были деревянными. В 1752 г. произошла кража окладов и жемчуга из теплой Введенской церкви. Часть похищенного удалось вернуть, однако описи 1760-х г.г. свидетельствуют, что многие драгоценности с икон исчезли. В 1766 г. в подмонастырной слободке случился пожар, который перекинулся на монастырь, нанеся наибольший ущерб приделу Адриана и Наталии, где рухнула часть свода и был испорчен иконостас. В ходе ремонта, общая стоимость которого, согласно смете 1766 г., составила 1019 рублей 36 копеек, стены изнутри и снаружи были побелены известью, три деревянные крыльца-паперти отремонтированы в том же материале, кровли оставались деревянными, покрашенными в красный цвет, главы были покрыты деревянной чешуей, выкрашенной в зеленый цвет. Переосвящение придела святых мучеников Адриана и Наталии после ремонта произошло в 1778 г.

http://sobory.ru/article/?object=05689

В 1736–37 году Финицкий был здесь «учителем реторической и поэтической школ», а – учителем в инфиме и фаре, тогда как в остальных классах занимались лучшие из местных учеников 452 ). Кроме того, в 1736 году преосвященный Лаврентий переместил, с разрешения Св. Синода, в Хлынов из Чердынского монастыря ссыльного иеромонаха Иоакима Богомолевского, Киевского воспитанника, окончившего образование за границей и бывшего некогда префектом Московской Академии, для преподавания греческого языка. Этот язык преподавал он здесь до 1739 года, а в 1739 году преподавал в Вятской семинарии реторику и пиитику. Об этом свидетельствует следующая заметка в списке учителей и учеников Вятской семинарии за 1739 год: «реторической и поэтической школы за профессора ссылочной взят из-под ареста из Чердынского монастыря бывший иеромонах Иоаким Богомолевский, который аще уже и престарел и от сидения в железах изможден, однако ж ныне реторику и поетику учит, токмо за слабостью ненадежен 453 ). Но в 1741–44 г.г. учителем реторики и пиитики опять является Михаил Финицкий 454 ). Из помянутых учителей Вятской семинарии Лищинский выбыл из нее около 1738 года 455 ), Богомолевский в 1740 или 1741 году и, получив реабилитацию в сане иеромонаха, в 1745 и 1746 годах состоял в братстве Кирилло-Белоезерского монастыря 456 ), а Финицкий выбыл в октябре 1744 года и впоследствии был «управителем в Орлове и Чердыни» 457 ). Для пополнения и обновления семинарской корпорации, преосвященный Вятский Вениамин Сахновский в 1742 году пригласил к себе из Киевской Академии студента философии Кирилла Жуковского 458 ) и выпросил у Черниговского епископа Амвросия Дубневича бывшего учителя Черниговского коллегиума, игумена Костянско-Почанского монастыря Лазаря Богославского; но в том же году преосвященный Вениамин перемещен был в Воронеж, взяв с собою и Богославского 459 ). С 1744 года учителями Вятской семинарии являются воспитанники Московской Академии и Казанской семинарии. В 1744–45 году учителем реторики и пиитики здесь был Пётр Глемаровский, из воспитанников Казанской семинарии 460 ), выбывший в 1748 году в Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

языка Б. де Монфокон (1655-1741), заложивший основы греч. палеографии как научной дисциплины (Palaeographia Graeca, sive, De ortu et progressu literarum graecarum. P., 1708). Именно в этом труде впервые появляется термин «палеография». Монфокону принадлежит и 1-я попытка создать сводный каталог рукописных собраний Европы (Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum nova. P., 1739. 2 vol.). Он также подготовил к публикации труды свт. Афанасия I Великого (P., 1698. 3 vol.) и свт. Иоанна Златоуста (P., 1718-1738. 13 vol.), 2-томный сборник творений греч. отцов Церкви (Collectio nova patrum Graecorum. P., 1706-1707. 2 vol.), критическое издание Гекзапл Оригена (P., 1713. 2 vol.). Параллельно коллеги Монфокона работали над изданием трудов и др. греч. богословов: свт. Кирилла Иерусалимского (P., 1720), свт. Василия Великого (P., 1721-1730. 3 vol.), Оригена (P., 1733-1759. 4 vol.). В XIX в. большинство подготовленных М. изданий были перепечатаны в «Патрологии» Ж. П. Миня и т. о. по-прежнему активно использовались исследователями (в отдельных случаях вплоть до наст. времени). Э. Мартен (1654-1739) сыграл заметную роль в становлении исторической литургики (De antiquis Ecclesiae ritibus. Antw., 1736-1738. 4 vol. и др.). Совместно с Ю. Дюраном (1682-1771) он совершал длительные поездки по мон-рям Франции (1709-1713), Германии и Нидерландов (1718), собирал древние рукописи и документы. Результаты разысканий были представлены в многотомных сборниках (Thesaurus novus anecdotorum. Р., 1717. 5 vol.; Veterum scriptorum et monumentorum historicarum, dogmaticorum, moralium; amplissima collectio. P., 1724-1733. 9 vol.). Мартен также опубликовал заключительный, 6-й том «Анналов ордена бенедиктинцев» (P., 1739), издание к-рых начал Мабильон. В последний период истории конгрегации (1742-1790) силы М. были направлены гл. обр. на публикацию многотомных трудов по церковной и светской истории. Так, была издана «Литературная история Франции» (Histoire littéraire de la France), начатая А. Риве (1683-1749) и продолженная Ф.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

В 1735-м году с особым поручением был посылаем в Старорусские вотчины 2209 . По одному спорному делу, когда выданный в 1731-м году экономом документ опорачивался, как не правомочный, из Троице-Сергиева Монастыря возражали, что эконом, иеродиакон Иосиф (Жданов) «отправлял тогда всякие вотчинные дела в Александро-Невском Монастыре», а посему и «волен был» выдать документ «без позволения архимандрита Петра, ведавшего токмо едино духовенство» 2210 . В 1738-м году он отпущен на обещание в Спасский Прилуцкий Монастырь 2211 , и 5-го июня 1738-го года определен экономом «впредь до указу» на его место присланный из Святейшего Синода «ради некиих вин» строитель Святоозерской Пустыни, Суздальской епархии, иеромонах Андроник (Шуйский) 2212 . Он подписывался «за эконома», а иногда, «неведомо с чего, и экономом». Скоро он взять был в Тайную Канцелярию и по возвращении в Монастырь наказан плетьми и «от заэкономства отрешен», «и жил в братстве» празден» 2213 . С 28-го июня 1738-го года экономом был иеромонах Дорофей (Шемет), постриженник Черниговского Катошинского Монастыря. По примеру своего предшественника, иеродиакона Иосифа (Жданова), он получал вознаграждение: в 1740-м году 30 рублей, а со следующего года ежегодно по 50-и рублей 2214 . 7-го июля 1739-го года назначен экономом иеромонахом Иаков (Паскин). Он был постриженник Мстиславского Тупичевского Монастыря, в который поступил 18-и лет от роду: до 1736-го года, когда он получил должность эконома у синодального члена, епископа Вологодского Амвросия, он переменил 8 Монастырей. В 1738-м году он был назначен экономом Московского Синодального Дома и отсюда был вызван в 1739-м году и Святейший Синод, а отсюда отослан в распоряжение преосвященного Стефана в Александро-Невский Монастырь, где через 3 недели и получил должность эконома 2215 . Он очень тяготился этою должностью и просил преосвященного Стефана освободить его от нее, но «просьба ни во что преуспела». Тогда он в сентябре 1739-го года обратился с просьбою в Святейший Синод и писал, что преосвященный Стефан, гневаясь на него за просьбы об освобождении от «экономического чина», хотел его «на цепи держать и бить плетьми нещадно» 2216 . В 1740-м году, в декабре, экономом подписывается опять иеромонах Дорофей 2217 . В апреле 1741-го года подписывался экономом иеромонах Ипполит 2218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Потом Архиепископ Московский. 1. ИЛАРИОН Григорович, с 1726 года. Потом Архимандрит Свято-горского монастыря. 2. ВАРЛААМ Тишинский, с 1728 по 1731 годы. Потом Архимандрит Харьковского Преображенского монастыря. 2. МИТРОФАН Слотвинский, Иеромонах, по 1739 [по 1737 ? http://drevo-info.ru/articles/14450.html] год. Потом Ректор. 3. МИТРОФАН Слотвинский, из Префектов по 1739 [по 1737 ? http://drevo-info.ru/articles/14450.html] год. Потом Ректор Московской Академии, и наконец, Тверской Архиепископ. 3. КИРИЛЛ Флоринский, по 1737 год; потом Префект Московской Академии. 4. АФАНАСИЙ Топольский, с 1739 по 1741 годы. Потом Ректор. Ректоры Архимандриты Префекты Архимандриты 4. АФАНАСИЙ Топольский, с 1741 года, из Префектов. Он первый из Ректоров Харьковских был вместе и Архимандритом. 5. СТЕФАН Витинский. 6. ГАВРИИЛ Зарудинский. 7. АМВРОСИЙ Попель. С 1742 года. 5. ГЕДЕОН Антонский, в 1744 году. Ему и преемникам его позволено носить бриллиантами осыпанную панагию. 8. РАФАИЛ Мокренский. 9. ЕПИФАНИЙ Белогорский, по 1751 год. 10. ИАКИНФ Карпинский. 6. РАФАИЛ Мокренский, с 1753 года. Потом Архимандрит Свято-горского монастыря, где и скончался. 11. ФЕОФАН Федоровский. Потом Архимандрит Свято-горского монастыря, где и скончался. 7. КОНСТАНТИН Бродский, из Префектов Московской Академии. В 1763 году скончался. 12. ИОВ Базилевич. Потом Ректор. 8. ИОВ Базилевич, с 1763 по 1770 годы. Потом переведён в Курский Знаменский монастырь, а оттуда хиротонисан в Епископа в Переяславль. 13. ЛАВРЕНТИЙ Кордет, Игумен, с 1759 года. Потом Ректор. 14. ФИЛАРЕТ Финевский, Игумен. 9. ЛАВРЕНТИЙ Кордет. По 1775 год. Потом переведён в Курский Знаменской монастырь, где и скончался. 15. МИХАИЛ Шванский, Священник, а потом Протоиерей Успенского Харьковского собора по 1790 год, в котором скончался. Он с 1778 года преподавал Богословие. 10. ВАРЛААМ Миславский. Потом переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь. 16. ИЕРАКС Емельянов, Иеромонах и Богословия учитель. С 1791 по 1794 годы. 11. ВАСИЛИЙ Базилевич. С 1779 по 1798 год, в котором скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

—690— Между тем Поморскую церковь постигли известные внешние и внутренние злоключения: наезд 27 Марта 1739 года «комиссии» Самарина и образование в том же году новомонастырского согласия. Поведение поморцев во время «комиссии» сильно уронило их православие в глазах федосеевцев. Увертки поморцев на допросах Самарина относительно например перекрещивания федосеевцы прямо называли отречением от православия. 2507 В то же время поморцами было допущено и еще более худшее на взгляд федосеевцев отступление – введение моления за Царскую власть. Это «шатание» поморского православия должно было побудить отцов федосеевства позаботиться об ограждении своих чад от возможных соблазнов и об укреплении их в своем древлепреданном отеческом учении. А возможность соблазнов усиливалась тем, что к описываемому времени и среди самих федосеевцев правила отеческие стали опять на практике исполняться не особенно строго. В то время как общее федосеевское мнение о чистоте своего православия, в виду поморских заблуждений и отступлений, возвышалось, – чистота жизни как пасомых так и самих пастырей не стояла на соответствующей высоте. В виду всего этого в том же 1739 году 11 Июня в Польше, в деревне Давыдовой, было составлено под председательством Терентия Васильева и Игнатия Трофимова, при участии и Фаддея Дионисьева (Евстрата Федосеева), многолюдное собрание, на котором были повторены почти полностью статьи Новгородского собора 1694 года о хранении чистоты жизни и учителями и их учениками; подтверждены были и правила того же собора о новоженах, детях новоженских; словом – все правила о браке и чистоте жизни. В руководство верным собор издал и письменное изложение своих «определений». 2508 —691— Участие и главенство на соборе 1739 года было в жизни Игнатия последним, зарегистрированным раскольнической ли- —692— тературой, его делом в Польше. Дальнейшая его дея- —693— тельность – до самой смерти в 1745 году – принадлежит —694— Москве. В то время, как в Польской тиши совершалась эта внутренняя созидательная федосеевская работа, Москва начинает постепенно становится для федосеевщины главною ареною полемики с поморцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При Императрице Анне Иоанновне он был, 23 декабря 1731 года, сослан в Нарву, а в октябре 1739 года, лишён чинов, орденов, имения и заточён в Соловецкий монастырь 60 . По восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны возвращён в Петербург; получил обратно имение, получил вторично жезл фельдмаршалский, и, в третий раз, Андреевскую ленту; назначен президентом военной коллегии, и в этом звании скончался 11 февраля 1746 года, 79 лет от роду. Брат его, действительный тайный советник князь Михайло Владимирович был губернатором Сибирским, потом членом верховного тайного совета; по восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны сослан, в 1730 году, в Боровскую деревню; в 1731 году сослан, вместе с братом своим, фельдмаршалом, в Нарву; в 1739 году, с ним же, в Соловецкий монастырь 61 ; в декабре 1741 года с ним же возвращён и назначен сенатором, в которой должности и скончался 21 ноября 1750 года, 83 лет от роду. Князь Иван Алексеевич 98), находился, двадцати лет от роду, обер-каммергером, генерал-аншером и Андреевским кавалером, и пользовался неограниченною доверенностию Императора Петра II: по восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны сослан, в 1730 году, в Берёзов, а в 1739 году привезён в Новгород, и там, 26 октября, четвертован на поле близ скудельничьего кладбища 62 . Супруга его, княгиня Наталия Борисовна, дочь знаменитого фельдмаршала графа Шереметева, обессмертила свою память добродетелями своими: быв обрученною с князем Иваном в то время, когда сестра князя Ивана была обручённою невестою Императора, не согласилась на желание своих родных о расторжении своего обручения; вышла за князя Ивана когда его отправляли уже в ссылку; терпела с ним, в Берёзове, нужду в первых потребностях жизни; за неимением там кормилицы, вскормила сыновей своих козьим молоком; после казни мужа, удалилась в Киев, в Фроловский монастырь, и там под именем Нектарии прияла, сперва сан иноческий, а в последствии и схиму. Прославившись своим благочестием и жизнию богоугодною, скончалась 3 июля 1771 года, 57 лет от роду и похоронена в Киево-Печорской Лавре, на паперти соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В царствование А. И. Россия совместно с Австрией участвовала в войне за «польское наследство» (1733-1735). При помощи российских войск из Польши был изгнан франц. ставленник Станислав Лещинский и утвержден на польск. престоле саксонский курфюрст Фридрих Август II (1733-1763, в Польше - Август III). Эта война предопределила последующие разделы Польши. С избранием при поддержке российского правительства Бирона герцогом Курляндским и Семигальским (1737) укрепились позиции России в Прибалтике, Курляндия фактически стала сателлитом России. Желая утвердить на российском престоле потомство своего отца царя Иоанна V и не допустить воцарения потомков Петра I, А. И. приняла меры к устранению от престолонаследия внука Петра I - герц. Голштинского Петра Ульриха (буд. имп. Петр III ). Россия отказалась поддержать претензии Голштинского герцогства на возврат отторгнутого от него Данией Шлезвига. На основании русско-дат. конвенции 1732 г. Дания должна была выплатить Голштинии денежную компенсацию за присоединенную территорию, Россия и Австрия гарантировали неприкосновенность дат. владений. Правительство А. И. не смогло удержать завоеванные Петром I в результате Персидского похода (1722-1723) прикаспийские провинции и противостоять экспансии иран. Надир-шаха в Закавказье. На основании Рештского трактата 1732 г. Россия отказалась от Гиляна, Мазендарана и Астрабада, но удержала за собой Баку и Дербент. После изгнания тур. войск из Ирана российское правительство по Ганджинскому трактату (1735) передало Надир-шаху ширванское побережье, дагестанские земли и крепость Св. Креста, граница была установлена по р. Терек. В ходе русско-австро-тур. войны 1735-1739 гг. российские войска под командованием Миниха и П. П. Ласси в 1736 г. впервые вошли в Крым и разорили столицу Крымского ханства Бахчисарай. В результате неск. удачных кампаний в Сев. Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии и Трансильвании был возвращен Азов (1736), взят Очаков (1737). Русско-тур. мирные переговоры на Немировском конгрессе (авг.- окт. 1737) не увенчались успехом. В ходе военной кампании 1739 г. российские войска разбили турок под Ставучанами и овладели крепостью Хотин. Под угрозой заключения сепаратного австро-тур. мирного договора и надвигающейся войны со Швецией правительство А. И. при посредничестве франц. дипломатов вступило в переговоры с Турцией. По невыгодному Белградскому мирному договору (1739) Россия получила незначительные территории. Религ. политика

http://pravenc.ru/text/115600.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010