Кременецкий Григорий, в 1739 году принявший монашество с именем, Гавриила; в следующем году он назначен был ректором семинарии и в этом звании оставался до 1748 года. Скончался в 1783 году в сане, митрополита Киевского 261 ). Зертис-Каменский Андрей, сын греческого купца из Нежина, в 1739 году принявший монашество с именем Амвросия; в 1740 году он назначен был префектом семинарии и оставался в этой должности до 1748 года. Скончался мученически в 1771 году в сане московского архиепископа 262 ). В 1748 году Кременецкий и Зертис-Каменский перевели на русский язык «Зерцало историческое государей Российских» Адама, в православии Никодима Селлия 263 ). 7) Иркутская семинария. Начало Иркутской школе положено в 1721 году. В этом году архимандрит Антоний Платковский, воспитанник Московской Академии, еще до открытия Иркутской епархии, задумал завести при Вознесенском Иркутском монастыре школу славянскую и мунгальскую и действительно вскоре учредил ее. Он отбыл в Пекин в 1728 году; но его дело продолжал св. Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который собирал учеников в эту школу и поддерживал ее. В 1785 году ученики этой школы были распущены по домам. В 1739 году в Иркутской архиерейской школе училось 26 человек, и из них 20 букварю и 6 человек пению 264 ). Много сделал для этой школы бывший профессор Киевской Академии архимандрит Платон Малиновский, в качестве ее учителя, в 1740–1 году 265 ). 8) Белогородские школы и Харьковский Коллегиум. В 1722 году преосвященный Белогородский и Обоянский Епифаний Тихорский, воспитанник и бывший учитель Киевской Академии, основал в Белгороде славяно-русскую архиерейскую школу; но в 1726 году эта школа, по желанию и настоянию главнокомандующего на Украине князя Мих. Мих. Голицына и при его содействии, перенесена была в Харьков и преобразована в Коллегиум, с полным курсом наук, по богословие включительно 266 ). 16 марта, 1731 гола Коллегиуму пожалована была Высочайшая грамота 267 ). В этом году всех школьников в епархии было 260 человек 268 ). Один из преемников преосвященного Епифания архиепископ Петр Смелич учредил в своей епархии малые школы в Белгороде, Старом Осколе и Курске 269 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

33)  Тит (в миру Тимофей) Русичевский, младший брат Иуста (род. в 1709 г.), русскому языку учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии; монашество принял 23 дек. 1738 г. 114 ; впоследствии он был учителем в Киевской Академии; 1 сентября 1741 г. (уже тогда иеромонах) Т. Р. был послан в Смоленск, по письменному требованию епископа Гедеона Вишневского, был там, учителем семинарии, а потом, по особым обстоятельствам, был отправлен в Московский Симонов монастырь 115 .                        34)    Геласий (в миру Григорий) Маляховский, сын шляхетский из м. Паволоч, род. в 1710 г., в 1725 г. «поступил       в Киевскую Академию, где», – как он сам писал в своем, прошении о принятии в монастырь, – «школы трактовал по философию» 116 . 28 мая 1740 он был принят в лавру. 10 марта 1742 г. монах Геласий просил архим. Тимофея Щербацкого «посвятить его хотя в иеродиакона» 117 . Впоследствии Г. М., в сане иеродиакона, был учителем Троицкой в Москве и Смоленской семинарии 118 . 35)   Фалалей (в миру Феодор) Падуновский, священнический сын из польского м. Шепетовки, род. в 1707 г, учился «русскому и латинскому письму», в 1739 г. просил, архим. Илариона Негребецкого о принятии его в монахи и 29 авг. 1739 г., действительно, был принят, а в 1741 г. был пострижен в монашество 119 . 36)    Анания (в миру Андрей) Мокрицкий, священнический сын из польского с. Мервич, род. в 1696, из латинских училищ принят в монахи в 1741 г. 120 37)   Гаведдай (в миру Григорий) Ильницкий, сын шляхтича из польского г. Яворов, род. в 1688 г., учился «русскому и латинскому письму», в феврале 1739 г. просился в лавру и в 1743 г. принял монашество 121 . 38)   Тимофей Александрович, священнический сын из с. Омбиша Нежинского полка, в 1743 г. принял монашество («с келии экклесиарха»). Впоследствии он был одним из выдающихся учителей Академии Киевской, но, к сожалению, скоро умер (21 октября 1746 г. 122 ).                  39)   Евникиан (в миру Евстафий) Царогородский, который в 1742 г. 25 января просил о принятии его в монашество 123 и в первых числах января 1743 г. был пострижен в мантию и был отправлен в Троице-Сергиев монастырь 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Высшее управление Московской Синодальной областью и теперь сосредоточивалось в непосредственном ведомстве Св. Синода, особенно когда он переезжал в Москву. В его отсутствие из Москвы в Московской Синодальной области впредь до 40-х годов XVIII в. с небольшими перерывами действовали два коллегиальных учреждения: Московская Синодального правления Канцелярия и Московская духовная Дикастерия (Консистория). Та и другая имели широкие полномочия, первая – преимущественно по общецерковному, вторая по епархиальному управлению в Московской Синодальной области. Полномочия их определялись особыми инструкциями. Московская Канцелярия, образованная в 1724 г. после первого отъезда Св. Синода из Москвы в Петербург (1723 г.), заняла, однако, высшее положение относительно Дикастерии равно и других московских учреждений синодального ведомства. 7 февраля 1727 года Канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью. Впрочем, самостоятельное управление Дикастерии скоро прекратилось. С 1728 года до начала 1732 г. сам Синод в полном составе жил в Москве, переехав туда по случаю коронации Петра II. За это время он непосредственно ведал свою Московскую область. Собираясь в Петербург, в конце 1731 г. Синод восстановил Канцелярию в Москве с именем «Святейшего Правительствующего Синода в Москве». Московский Синод, возглавляемый синодальным членом Иоакимом архиепископом ростовским, действовал под наблюдением С.-Петербургского Синода. Хотя подобное разделение Св. Синода последовало в подражание Правительствующему Сенату, но оно вызывалось еще тем, что обширная Московская Синодальная область с её учреждениями не могла управляться, как обыкновенная епархия. Однако скоро Св. Синод, как будто, понял, что Москве в отдельном Синоде дано слишком много. 1734 года 20 июля он восстановил свое единство, возобновив «Московского синодального правления Канцелярию». В следующем году 1 апреля вместо престарелого Иоакима ростовского во главе Канцелярии, а вместе с тем управляющим Московской Синодальной областью назначен Вениамин, епископ коломенский и каширский, стоявший у дел Канцелярии до 1739 г. После перевода его на Вятку (18 мая 1739 г.) во главе Канцелярии (29 июля 1739 г.) встал Митрофан епископ тверской. При нем в 1742 г., почти одновременно с указом об отбытии Св. Синода из Москвы после коронации Елизаветы Петровны, высочайше (1 декабря) 558 повелено быть в Москве от Св. Правительствующего Синода Конторе (2 декабря) с тем, чтобы Контора управляла делами по инструкции, данной раньше Московской Канцелярии Синодального Правления. Первенствующим членом её был епископ Митрофан; при нем присутствовали в Конторе еще два члена архимандриты: Пахомий Высокопетровский и Иларион Саввинский. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Нужно, впрочем, заметить, что в 1732 году открыто было в Астрахани, при Ивановском монастыре, училище для обучения новокрещенных калмыцких детей русской и калмыцкой грамоте 581 ). 23) Крутицкая семинария. Крутицкая школа основана раньше 1732 года. Первым учителем ее был студент Иван Лещинский, в 1730 году окончивший курс в Московской Академии 582 ). Так как в 1732–33 годах он уже преподавал в Московской Академии грамматику 583 ), то, значить, в Крутицкой школе он был учителем в 1730–1732 годах. С выбытием учителя Лещинского, Крутицкая школа, находившаяся при архиерейском доме, т. е. в Москве, на Крутицах, по-видимому, запустела. Когда же в 1738 или 1739 году Св. Синод настоятельно требовал открытия епархиальной Крутицкой семинарии, то Крутицкий архиепископ Леонид в доношении своем от 5 июня 1739 года писал Св. Синоду, между прочим, следующее: «а к тем наукам, т. е. к грамматике, реторике и протчим в епархии моей таковых искусных людей не находится. А напред сего имелся в доме моем для учения школьников инспектор Иван Степанов сын Лещинский, который пострижен в Москве в Спасском училищном монастыре, и наречено ему имя Иона, и ныне имеется в том же монастыре иеромонахом и обучает пятую школу (т. е. пиитику), которого о определении в епархию мою для обучения вышеписанным наукам уномяненных чинов детей и к нему во вспоможение трех человек студентов всепокорно требую от Вашего Святейшества повелительного указа». Св. Синод отказал преосвященному Леониду в его требовании и предписал ему следующее: «Вашему Преосвященству о упоминаемых учителях требование учинить у малороссийских архиереев собоперсональным Вашим тщанием и письменным сношением в крайней скорости» 584 ). Но преосвященный Леонид, кажется, не сносился с малороссийскими архиереями и, учредив с 1 сентября, 1739 года, две школы, одну славяно-латинскую в Вязьме, а другую – при своем архиерейском доме на Крутицах, в первую назначил студента богословия Московской Академии Матвея Дионисиева Поповского, а в другую – студента богословия той же академии Андрея Иванова Борановского 585 ). В 1741–2 годах учителем Вяземской школы был Евстафий Андреев Щербинский 586 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В том же 1738 году Преосвященный Арсений учредил Семинарию в Переяславле; в 1785 году положено на оную суммы по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 рублей. В том же 1738 году Преосвященный Лука, Епископ Великоустюжский, учредил Семинарию в Великом Устюге. В 1744 году находились в оной классы: Пиитический, Синтаксический и Инфимический. В 1765 году положено на неё жалования по 653 руб. 55 копеек. В 1786 году по упразднению Епархии Великоустюжской, Семинария сия соединена с Вологодской. В 1739 году, в Мае, по Именному Указу, Преосвященным Леонидом, Архиепископом Сарским, учреждена Крутицкая Семинария первоначально в городе Вязьме в Предтечевском монастыре, в который положено быть 30-ти человекам; а на содержание их собирать с каждого приходского двора по одной копейке. В 1744 году переведена на Крутицкий Архиерейской двор в Москву, а в 1751 году – в Московский Покровский монастырь. В 1765 году положено было на неё жалованья по 1.143 руб. 70½ копеек. А в 1786 году, с упразднением Епархии Крутицкой, упразднена и Семинария сия. В том же 1739 году, Февраля 17, Преосвященный Митрофан, Архиепископ Тверской, учредил Семинарию в Твери. В 1765 году положено на оную жалованья по 816 рублей 93¾ коп. В 1768 году заведено Кашинское училище; в 1772 году – Новоторжское, Осташковское и Бежецкое. В 1774 году на Семинарию и училища сии прибавлено жалованья 1.000 руб.; в 1784 году положено по 2.000 руб.; в 1797 году – по 4.000 рублей. В том же 1739 году, в Декабре, Преосвященный Иоаким, Архиепископ Ростовский, учредил Семинарию в Ростове; но она вскоре прекратилась. В 1745 году обучали в оной только партесному, и простому церковному пению, чистописанию, Псалтири и Часослову. В 1776 году учреждено в Ростове малое училище, принадлежавшее к Ярославской Семинарии. В 1740 году велено возобновить Семинарию в Новгороде при Архиерейском доме (смотри ниже особую историю о сей Семинарии). В том же 1740 году учреждена Семинария в Суздали, и прислан был из Святейшего Синода Иеромонах Иустин для заведения оной, но по увольнению его на обещание, в 1743 году Семинария упразднилась, а в 1755 году паки возобновлена. В 1765 году положено на содержание оной жалованья по 816 руб. 93¾ коп.; в 1784 году – по 2.000 руб., а в 1799 году соединена она с Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С. 73–81; Пшеницын Д. А. Вотчины Московского Пресвятыя Богородицы Донского монастыря Юзской волости села Андреевского: Династия государственных крестьян Ракитиных в истории Бабушкинского края (XVII–XXI вв.): деревня Афоньково, Рослятинское сельское поселение, Бабушкинский район. Вологда, 2020; Пшеницын Д. А. Опись Юзской вотчины Донского монастыря 1739 г. как источник по аграрной и демографической истории//Писцовые книги и другие массовые источники по истории России XVI–XX вв.: тезисы докладов XXIII Всероссийской научной конференции (г. Кириллов, 20–23 июня 2023 г.). СПб., 2023. С. 118–120; Пшеницын Д. А.Новый источник из архива московского Донского монастыря XVIII в.//Воротынские чтения. Средневековая Россия: военный и духовный подвиг предков: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Вологда – Кириллов, 8–9 сентября 2023 г.). Вып. 3. Вологда, 2023. С. 161–172. См.: Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец)/[Под ред. и с предисл. К. Н. Сербиной]. М.; Л., 1950. С. 82–83. Писцовые книги Верхнего Заволжья/Сост. М. Ю. Зенченко, В. Ю. Беликов, Н. П. Воскобойникова, Г. А. Иванова, А. В. Кадик. М., 2010. С. 110; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 345. Л. 147 об., 153. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 95. Л. 1036 об. – 1037. Там же. Кн. 7217. Л. 734–734 об. Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 193. Л. 1243. Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 7253. Л. 957–964. Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России… С. 313. Забелин И. Е. Историческое описание… С. 5. Там же. С. 7. ЦГА Москвы. Ф. 421. Оп. 1. Д. 828. Л. 2. Там же. Д. 60а. Л. 223 об. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 193. Л. 1276. ЦГА Москвы. Ф. 421. Оп. 1. Д. 2334. Л. 1–15; Д. 2479. Л. 1–8 об.; Д. 2625. Л. 1–14. Великоустюгский центральный архив (далее – ВУЦА). Ф. 363. Оп. 1. Д. 451. Л. 1–22. Опись села Андреевского Галичского уезда вотчины московского Донского монастыря   Д. 2334 (Л. 1) 1739 год майя в 2 день Пречистыя обители Пресвятыя Богородицы Донского монастыря по указу господина отца архимандрита Кирилла з братиею велено посланному из Донского монастыря прикащику Семену Карсакову в Юзской волости в селе Андреевском и во всех деревнях переписать крестьянские дворы, и в них людей по именом, и что по нем тягла также, и в которой деревне где явятся пустые тягла, велено ж написать имянно, чьи те пустые тягла были, и в котором году, и от чего те тягла запустели, и после тех людей кто их землями и угодьями владеет или лежат впусте.

http://sedmitza.ru/lib/text/10379901/

По-видимому, из-за недостатка средств Коломенская архиерейская школа после 1727 г. закрылась, была возобновлена как семинария в 1731 г. (после имп. указов об учреждении школ согласно «Духовному регламенту» (1730) и об открытии школ во всех епархиальных центрах и иных городах (1731)). В 1731 г. на должность учителя был определен певчий архиерейского дома П. Григорьев. Управители Коломенского архиерейского дома писали еп. Вениамину о необходимости ходатайствовать в канцелярию Московского Синодального правления о присылке учителя из московского Заиконоспасского училищного монастыря, т. к. учащиеся Коломенской школы обучаются «только букварям, да чтению книг и пению, а вышним наукам по латыне и прочему, как указами повелено, обучать их некому». В 1733 г. по указу Синода для преподавания высших наук в Коломенскую школу был направлен выпускник Московской ДА И. Кузьмин. Из Заиконоспасского мон-ря был прислан иеродиак. Зосима, к-рый 28 февр. 1739 г. был утвержден в должности учителя Коломенской архиерейской школы и экзаменатора для ставленников. Иеродиак. Зосима возобновил преподавание в лат. классах («фара» и «инфима») и мог «учением произвесть учеников до риторики». В окт. 1739 г. иеродиак. Зосима вернулся в Заиконоспасский мон-рь. В 1738-1739 гг. в Коломенской ДС учились 24 чел., программа по-прежнему сводилась к «букваря грамматике словесной да элементарям латинским». В «славено-российских» классах обучались 13 чел., в латинских - 11 чел. Причина малочисленности заключалась не столько в материальных затруднениях или отсутствии преподавателей, сколько в устойчивой непопулярности образования среди духовенства. В 40-х гг. XVIII в. в Коломенскую семинарию поступили на работу учителя из выпускников Киевской ДА, набор дисциплин обогатился грамматикой, синтаксисом, пиитикой и риторикой, при этом учащихся было мало. После перевода учеников из низших классов («фары» и «инфимы») в высшие оказалось, что в низших классах осталось по 5 учеников и пополнить их число невозможно, т. к. клирики всячески уклонялись и не посылали своих детей на учебу.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Другие храмы Новой Мангазеи упоминаются в подробном описании 1739 года, составленном Г.Ф.Миллером в период его месячного проживания в этом городе. Историк указывает: «Недалеко от дороги, ведущей к воротам, друг подле друга стоят две церкви с одной общей колокольней. Одна посвящена Преображению…с боковым приделом трех святых – Петра, Алексея и Ионы и используется для службы зимой. Другая, в которой служат службу летом, носит имя Успения Богородицы». Основой приведенного описания была содержащаяся в портфелях Миллера Г.Ф. «Ведомость города Мангазеи», сочиненная в 1739 году в мангазейской провинциальной канцелярии. Она упоминает о двух церквях в Туруханске. Как следует из текста этого документа, обе эти церкви располагались на посаде «за городом» — вне крепостных стен. Кроме этих церквей в указанной «Ведомости» также отмечена часовня, находившаяся внутри крепости. В этой часовне хранилась церковная казна.  Судя по тексту «Ведомости», ее составители, сославшись на утрату документов от «пожарных случаев», не смогли определить время постройки не только городских церквей, но даже городского казенного строения. Видимо, в этой связи Миллером Г.Ф. были дополнительно истребованы сведения о туруханских церквях непосредственно у местных священнослужителей. Эти сведения содержатся в «справке» священника мангазейской соборной церкви Василия Селеванова, обнаруженной нами в архивных документах туруханского Троицкого монастыря. «Справка», датированная июнем 1739 года, была явно составлена во время нахождения Миллера Г.Ф. в Туруханске, и по своему содержанию, вероятнее всего, является ответом на один из разделов его анкеты. Из этой справки, составленной, очевидно, с привлечением документов церковного архива, становятся известными даты строительства туруханских храмов. Так, выясняется, что здешняя, названная в документе «старой» соборная Преображенская церковь была выстроена в 7160 году (1652/1653гг.) по челобитью жителей Новой Мангазеи и грамоте архиепископа сибирского Семеона, правившего в Тобольске с 1651 по 1664 годы. 

http://sobory.ru/article/?object=21410

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010