Двор пуст Сенки Захарова, бежал от многих податей а живет Вяземского уезду в вотчине Савинского монастыря в деревне Борисенках. Двор пуст Максимки Матвеева умре, а пасынок иво Савка Иванов живет Вяземского уезду Парфеня Таболина в древне Степанищеве. Двор пуст Фролка Васильева бежал во 1660 году от податей, живет в Дорогобужском уезде. Двор пуст Емельки Иванова, умре во 1660 году. Двор пуст Гришки Алексеева, умре во 1660 году. Двор пуст Сенки Максимова, умре во 1660 году. Пашни паханые и перелогом середние земли 54 чет, да лесом поросло 186 чет в поле, а в дву потому ж. Сена по речке Горской 80 копен. И та земля на оброке села Кикина за Архангельским попом за Петром Кузминым да за церковным дьяком за Фомкою Леонтьевым. Оброку по два рубля на год. Медового Кругу деревни и в них живут выхотцы из розных уездов. РГАДА ф.1209 оп.1 ч.2. дело 10808 Переписная книга Вяземского уезда письма и меры Артемия Рчинова да подьячего Федора Леонтьева 174-175 году (1666-1667) дворцовым волостям. л.706 15 октября 2020 года епископ Вяземский и Гагаринский Сергий посетил с рабочим визитом днревню Кикино Темкинского района, где ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ храма в честь Архистратига Божия Михаила. Работы по восстановлению храма производит строительная компания ООО " Даргель " . Особую сферу деятельности компании составляет реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с привлечением как средств частного капитала, так и бюджетных средств разного уровня, в том числе средств федерального бюджета. Прежде всего, это монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Завершение работ по восстановлению храма планируется на сентябрь 2021 года. В понедельник 24 октября 2022 года в отреставрированном храме Архангела Михаила деревни Кикино состоялась первая Божественная Литургия. Храм был построен в 1796 году и имеет четыре придела: основной — Архангела Михаила, придел Покрова Богородицы, придел Алексия Московского и придел Николая Чудотворца. В храме велись работы два года (с 2020 по 2022 гг.).В настоящее время ожидаются колокола и иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=18105

24) Переяславская семинария учреждена в 1738 году, по требованию Св. Синода, и сформировалась весьма быстро, благодаря тому обстоятельству, что незадолго перед тем Переяславская епархия составляла викариатство и как бы часть Киевской епархии и имела достаточный контингент как учеников, так и учителей, учившихся или окончавших курс в Киевской Академии и отчасти в Черниговском Коллегиуме. Поэтому в Переяславе сразу же образовалась полная низшая семинария по реторику включительно 587 ). Высшие классы философии и богословия здесь вовсе и не открывались в данный период. Учителя набирались не исключительно из монашествующих лиц, но весьма часто и из белых священников и светских студентов. Учителя эти, за немногими исключениями, менялись каждый учебный год и, по-видимому, обязательно отбывали учительскую повинность по назначению местного преосвященного. Перечислим иввестных нам учителей и префектов этой семинарии. Журовский Иоанн, иерей, учитель пиитики и реторики и префект в 1738–9 году. Древецкий или Деревецкий Стефан, иерей, в 1738–9 году учитель синтаксимы и грамматики, в 1739–40 г., учитель пиитики и реторики и префект. Рисиевич Иоанн, иерей, в 1738–9 году учитель фары и инфимы, в 1741–2 г., учитель реторики и префект. Богданович Козма, студент богословия, в 1739–40 г. учитель грамматики и синтаксимы 588 ). По принятии монашества с именем Климента, в 1743–47 г.г. был учителем в Киевской Академии, а в 1747 году учителем философии в Смоленской семинарии 589 ). Прокопович Симеон, из Киевских студентов, в 1739–40 г. учитель фары и инфимы, в 1740–41 г. грамматики и синтаксимы. Исаевич Михаил, пресвитер, из студентов философии, в 1740–41 г., учитель пиитики и реторики и префект. Горлянский Трофим, из студентов философии, в 1740–41 годах учитель фары и инфимы 590 ). Малиновский Алексей, из Киевских студентов, в 1741–42 г. учитель синтаксимы и пиитики, в 1742–43 г. учитель реторики и префект 591 ). Гошкевич Филипп Стефанов, иерей, из Киевских воспитанников, в 1741–42 годах учитель инфимы и грамматики, в 1742–43 г. пиитики 592 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

По приведении к присяге и взятии подписки игумену Петру была дана ставленническая от Святейшего Синода грамота и паспорт, и о назначении извещены указами дикастерия и московская синодальная В октябре 1738 года игумену Сретенского монастыря Петру (Котляревскому) было разрешено Святейшим Синодом, " когда он возымеет охоту, предиковать (проповедывать) в Успенском соборе, монастырских и приходских В делах 1739 года сохранилась ведомость о количестве престолов и духовенстве в монастырях: в Сретенском монастыре значилось четыре престола, три иеромонаха, а иеродиаконов, как указано, 11 марта 1739 года в 7 часов утра в соборную летнюю церковь Сретенского монастыря ворвались воры. Неизвестно, каким образом они проникли в собор (так как двери и окна оказались неповрежденными). Они сняли драгоценные украшения с трех образов Владимирской Божией Матери: с одного - " жемчужную с запаны и мелким каменьем " ; с другого - убрус с ожерельем, низанным мелким жемчугом, с третьего - такое же (то есть низанное мелким И.Ф. Токмаков в " Кратком историческом очерке московского Сретенского монастыря " писал, что игумен Петр 14 марта 1739 года обращался в канцелярию синодального правления с просьбою о назначении караула для охранения богатой ризницы обители, а также и храмов. Из донесения игумена видно, что в то время в обители было три человека. 6 июня того же года определены были два отставных солдата для охранения ризницы и прочих драгоценностей В июне 1740 году по указу ее императорского величества и определению московской синодальной канцелярии игумен Петр (Котляревский) и копиист московской консистории Василий Ширяев описывали ризницу Сретенского монастыря, сравнивая с описью, составленной ранее архимандритом Златоустова монастыря Лаврентием. " По свидетельству с тою описью явилось верно, кроме похищенного после той описи воровскими людьми, о котором похищении имеется в духовной дикастерии доношение и при нем осмотр, а деньги, которые показаны архимандритом Лаврентием в описи, данные по смерти синодального дворцового приказа секретаря Ивана Черного на перелитие в Сретенском монастыре большого колокола, 50 рублей, сборные церковные 25 рублей после большого пожара употреблены на монастырское строение, а братские, взятые с монастырской земли, 20 рублей разделены по братии, а что сверх той описи вновь прибыло, дан при сем доношении реестр "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

908 (Та же формулировка была повторена двадцать лет спустя в ст. 11 Константинопольского договора от 5 ноября 1720 г. 909 и в «артикуле» того же номера Белградского договора от 18 сентября 1739 г.) 910 Таким образом, мы видим, что с Петром Великим окончилась эпоха чисто благотворительного отношения московских царей к проблемам православного Востока. С этого времени, нисколько не отменяя той щедрой благотворительности, которой характеризовались русско-иерусалимские связи XVI-XYH вв„ Россия «прописывает» для себя и своих политических партнеров Восточный вопрос отдельной статьей дипломатических трактатов. С этой точки зрения понятно, что, перестраивая отношения Церкви и государства, подчиняя служение Церкви интересам государства, Петр проводил эту линию и во внешней политике. В целом, следует сказать, что в течение всего XVIII в., вовлеченная своей борьбой с Турцией в перипетии Восточного вопроса, Россия умело использовала в своей дипломатии комбинацию религиозных и политических мотивов. Тот же Петр I в период Прутской кампании (1711 г.) активно подчеркивал религиозный аспект похода, рассчитывая на восстание угнетенных православных народов европейской Турции. Лишь неудачный исход кампании привел к тому, что ни в Прутском прелиминарии 21 июня 1711 г., ни в дальнейших переговорах 1711–1713 гг. (в Константинополе и Адрианополе) религиозных вопросов не поднималось. Константинопольский трактат от 16 ноября 1720 г. в своих тринадцати артикулах повторяет пункты соглашения 1700 г. То же необходимо сказать о Белградском договоре 1739 г. Белградский урок важен и в другом отношении. Если Россия, после побед Х.А. Миниха, смогла добиться лишь реабилитации своих дипломатических достижений сорокалетней давности, то для Франции мир 1739 г. означал политический триумф: в следующем году правительство Людовика XV добилось от Порты не только новых капитуляций и особых прав для латинских монахов и французских паломников в Святой Земле, но и в целом смогло поднять правовой статус католиков в Турецкой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выполнил проект 9 сараев, длина самого длинного из которых 105 м. На их месте архит. Чевакинский (после смерти К. архитектор Адмиралтейств-коллегии) спроектировал ряд каменных складских зданий, сохранив основные планировочные идеи своего учителя. К. занимался укреплением берега Военной гавани в Кронштадте, инспектировал строения Сестрорецкого оружейного завода и Московской парусной фабрики. Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г. Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г. К. приписывается сооружение ц. во имя вмч. Пантелеимона на Партикулярной верфи Адмиралтейств-коллегии напротив Летнего сада, на левом берегу р. Фонтанки (совр. ул. Пестеля, д. 2а). Церковь построена в 1735-1739 гг. на месте мазанкового храма параллельно с реконструкцией корпусов верфи, в к-рой участвовал К. Однако документы, подтверждающие авторство К., не обнаружены ( Иогансен. 1997. С. 213). Церковь посвящена святому, память к-рого совпала с днями побед рус. флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720). Как и построенный в том районе храм во имя святых Симеона и Анны (1731-1734; архит. Земцов), Пантелеимоновская ц. является купольной базиликой. По плану она приближается к традиционному 4-столпному храму с дополнительными зап. компартиментами и доминирующим центральным куполом. Восьмигранный барабан поставлен на вост. трансепт. Т. о., архитектор храма вернулся к распространенному в XVII в. 3-частному принципу построения церковного здания «кораблем»: колокольня над обширным притвором, протяженная трапезная и четверик с полуциркульной в плане алтарной апсидой. В общей композиции 2-ярусная колокольня уравновешена массивным барабаном основного объема. Оба они завершены куполами шлемовидной формы, увенчанными фонариками с яблоками, колокольня имеет невысокий шпиль. В сдержанном декоре выделяются пилястры тосканского ордера. Не исключено, что на облик храма оказали влияние здания московских бесстолпных церквей с трапезной (такого типа как ц.

http://pravenc.ru/text/2458725.html

Большинство из них оставались деревянными, а в шести монастырях и пустынях не было даже каменных церквей. 147 С какой бы стороны ни посмотреть на состояние и положение казанских монастырей, нельзя не убедиться, что монахам в половине XVIII в. жилось тяжело, а самые монастыри, потеряв прежнее значение и крайне урезанные в средствах, клонились к упадку. Быть может упадок этот искусственно поддерживался, чтобы легче осуществить сложную реформу 1764 года, изменившую как внешний так и внутренний строй монастырей вообще, казанских в частности. Многие из казанских монастырей и пустынь пред 1764 годом не процветали, а влачили свое существование. Таков Тихвинский Царевосанчурский монастырь: в нем было две деревянные церкви, две деревянные ветхие братские кельи – длиной 2½ саж. и шир. 2 саж. В монастыре по древнему установлению должен быть игумен, а на лицо в 1739–1741 г. были только один монах, да бельцов: поп, дьякон и дьячок. Об угодьях и денежных доходах такого монастыря не может быть речи. 148 Вместе с ослаблением внешнего величия монастырей слабело величие самого монашества. Достаточно припомнить указ Петра от 5 февраля 1724 года о сокращении числа архимандритов и определении в монастыри, вместо наместников, приказных. Только знатные, богатые монастыри или те, в которых имелись чтимые святыни, напр. гроб святого, могли рассчитывать иметь своим настоятелем архимандрита. 149 Петровские распоряжения о монастырях и духовенстве постоянно держались на мысли сократить «меру чести» русской церковной иерархии и вообще нужно заметить, что нигде так последовательно не проводились мысли Петра, как в указах о монастырях и монашестве. О внешнем состоянии Казанских монастырей в настоящей статье мы говорим на основании ведомостей 1739–1741 года. Эти ведомости могут быть названы предшественницами монастырских ведомостей, составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ и учреждением штатов 1764 года. Посредствующих ведомостей уже не встречается. Ведомости 1739–1741 года официально называются краткими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но и 1752 год вызывает определённые сомнения, так как не вписывается в исторический контекст произошедших в то время событий — сильное землетрясение 1738 года (с задокументированными сильными повреждениями построек по всей стране) и разрушение Кишинёва в 1739 г. (боевые действия русско-турецкой войны 1735-1739 г.г). В результате вышеописанных событий старая церковь, стоявшая на этом холме, была разрушена. За восстановление её взялся Василий Мазараки. От 1739 до 1752 года прошло целых 14 лет, то есть довольно большой срок для восстановления достаточно важной церкви для Кишинёва. Логичней предположить, что на упомянутом выше камне была высечена дата 1742, тем более, что в используемых числительных того времени цифры 40 и 50 очень схожи. В любом случае, как уже упоминалось, точной даты строительства у нас пока нет, и всё что известно - это то, что она была построена во времена Василия Мазараки, умершего около 1755 г. Ещё один интересный факт. Сейчас престол храма освящён в честь Покрова Божией Матери (с 1950-х г.г, когда она была передана старообрядческой общине города). До этого престол был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но во времена Мазаракия храм был известен как церковь Святых Иоакима и Анны. Это нам известно по плану, составленному русскими военными в 1789 г. История с внешним видом церкви тоже не так проста. Попади мы сейчас в Кишинёв конца XVIII в., то многие бы и не сразу признали этот храм. У него бы не было того притвора, который пристроили к уже существующему в XIX в. И, самое интересное, первое, что мы бы заметили - это главу, возвышающуюся над храмом, выше самой колокольни. Именно в таком виде Мазаракиевская церковь представлена на карте 1800 года, и это не просто символическое обозначение ещё одной из церквей города - на этом плане здания обозначены отдельными рисунками, отображающими в общем их внешний вид. Долгое время считалось, что нынешнюю колокольню пристроили гораздо позже основного здания. Но это не так, нынешнее здание церкви изначально было построено уже с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=34025

Шумский Стефан, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Никольского монастыря указом Св. Синода 21 сентября 1727 года 92 ), преподавал в Московской Академии в 1729–30 году пиитику, в 1730–31 г. реторику 93 ); умер в 1731 году 94 ). Селецкий Виктор, иеромонах, вызванный в 1728 году из Киево-Братского монастыря, в 1728 году преподавал в Московской Академии синтиксиму, с 1729 года был проповедником; в 1730 году за скорбью отпросился в Киево-Печерскую Лавру 95 ). Конашевич Герман, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Софийского монастыря указом Св. Синода от 10 апреля 1727 года 96 ), преподавал в Московской Академии инфилу и грамматику; но в 1730 году за скорбью уволен в Киев 97 ). В 1733–38 г.г. он был игуменом Гамалеевского монастыря 98 ), а в 1746 году архимандритом Лубенского Мгарского монастыря 99 ). Конашевич Лука, иеродиакон, из Киево-Михайловского монастыря определенный указом Св. Синода, от 23 октября, 1728 года, в учители Московской Академии 100 ), преподавать здесь грамматику, синтаксиму и пиитику; в 1731–32 г. был проповедником; скончался в 1758 году в сане Белогородского епископа 101 ). Ипполитович Модест, в 1729 году преподававший в Московской Академии инфиму 102 ). Кветницкий Феодор, в монашестве Феофилакт, из Киева, учитель синтаксимы в 1730 году; в 1732 году переведен на пиитику, пострижен и посвящен в иеромонаха в 1733 году. В декабре 1739 года послан в Вятскую епархию для обучения ставлеников 103 ). Данелевич Давид, окончивший курс в Московской Академии 104 ), в 1731–34 годах учитель инфимы и фары, с 1737 гола проповедник. В октябре 1738 года переведен в игумена Московского Андреевского монастыря, с оставлением при должности проповедника 105 ). Въ 1739– 41 г.г. онъ был архимандритом Солотчинского, а в 1741–49 г. г. Спасского Рязанского монастыря 106 ). Лещинский Иван, в монашестве Иона, около 1730 года окончивший курс в Московской Академии 107 ), был сначала инспектором школьников у Крутицкого архиерея, а потом учителем Московской Академии, где в 1731–3 г. преподавал грамматику; а в 1739 году «пятую школу», т. е. пиитику 108 ). Скончался в 1761 году в сане архимандрита Московского Андрониевского монастыря 109 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Все ограничивалось, как это подробно показано выше, лишь собиранием материалов. Кое-какие подробности будут ясны из следующего. По Высочайшему указу 29 мая 1724 г. капитану гвардии А. Баскакову было велено распределить доходы Чудова, Новодевича и Вознесенского монастырей с тем, чтобы остаточные доходы могли служить в Чудовом и Вознесенском монастырях для содержания больных и увечных, а Новодевича для сирот 951 . Поручение Баскаковым было исполнено, и, несмотря на возражения Чудовского архимандрита и Св. Синода 952 распределение принято без изменения. По нему: В Чудовом монастыре Доходов и с пустотою 4725 руб. 45 коп. С пашни приплодного хлеба ржи яровой 7267121/2 четв. Расходов на монахов, слуг, церковные потребы всего 1323 руб. – 809 четв. В остатке 3402 руб. 45 коп. 6458121/2 четв. На эти остатки денег и хлеба велено содержать отставных, нищих, увечных, больных и монахов и им служащих в окладе против рядовых монахов 566 чел. Самых увечных и больных Монахов им служащих к 2-м по 1 чел. Увечных и больных средних Монахов им служащих к 3-м по 1 чел. Увечных и больных, которые тех свободнее Монахов им служащих к 4-м по 1 чел. Итого увечных Монахов служащих Расходы на них: На 566 чел. 3396 руб. 2830 чтв. Для заводов конских и прочего монастырского скота овса 500 чтв. За тем в остатке 6 руб. 45 коп. 3128121/2 чтв. По указу Верховного Тайного Совета 1728 г. велено покупать из остаточных дрова по 381 руб. Новодевичий монастырь получил следующий штат: Доход Денег собирать по определению 1724 г. 2485 руб. 15343/4 коп. С 1724 г. по 1739 г. из этого числа выбыло по разным указам 453 руб. 33181/8 коп., так что в 1739 г. было определено собирать только 2019 руб. 65181/8 коп. В вотчинах десятинной пашни было в поле, а в двух по томуж 954 дес. Потом выключено 105121/2 дес. Ныне в 1739 г. на лицо 848121/2 дес. в поле, а в двух по томуж Сеется ныне всего 5092 чтв. 7 чк., а когда уродится, приплод бывает 7939 чтв. 161/7 чк. С крестьян оброчного определено собирать 118121/2 чтв. Потом сбавлено 7 чтв. 5121/2 чк. Ныне определено 111 чтв. 1121/2 чк. Расход Монахиням, белицам, слугам и проч., и на монастырские потребы

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

– Когда же построено и ко освящению изготовлено будет, то о освящении оной церкви и о даче священного антиминса бить челом в Московскую Синодального Правления Канцелярию особливо. А дóндеже настоящая церковь построится, велеть оной часовне быть и для обстоящей нужды часы, утрени и вечерни и молебны, кроме литургии, в ней исправлять позволить. А за то, что тую часовню означенные попы допустили построить без благословения и указа, собою, хотя они и немалому штрафу и наказанию достойны, но оное им за невежество, по снисхождению Синодальной Канцелярии, оставляется. И о том города Белополья духовных дел управителем послать указ, о чем се и посылается; города Белополья духовным управителем о вышеписанном чинить по сему Её Императорского Величества указу. Герасим, Архимандрит Богоявленский, Секретарь Алексей Васильев». Октября 8 1739 года. По сему указу видно, что а) в Ворожбе существовала Покровская церковь , но сгорела в 1739 году, причем видно и то, что в 1739 году ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника. Б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте. В 1769 году согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм, перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 году. По последнему штату причт получает жалованье третьего класса 366 рублей серебром. По переписи 1732 года а) в слободе Ворожбе два священника и школа, старшины и казаков 223, подпомощников 436, работников 48, подданых сотника Куколя 106, сотника Скрыцкого 47, сотника Алексея Даценка 17, священника Петра Степанова 9, а всего 896 душ мужских; б) в слободах ворожбянской сотни – в Климовке, где при храме школа, 421 душа мужская, в Прорубе, где при храме гошпиталь, казаков 122, подпомощников и работников 508, подданых Куколя 49, священника Данилова 12, итого 691 душа мужская пприхожан. За тем число прихожан ворожбянского храма по ведомостям: в 1750 году 1488 душ мужских, 1403 женских, в 1770 году 1629 мужских, 1440 женских, в 1790 году – 1279 мужских, 1292 женских, в 1810 году 1599 мужских, 1623 женских, в 1830 году – 1702 мужских, 1697 женских, в 1850 году 1714 мужских, 1839 женских прихожан. От холеры 1831 года умерло 15 человек, а в 1848 году до 95 человек. Кроме того в 1845 году в приходе сгорело до 200 дворов, а в 1849 году было три пожара, причинившие также довольно ущерба и бедности прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010