(Любиша Василий; 14.01.1823, о-в Свети-Стефан, Черногория - 14.04.1884, Цетине), митр. Черногорский Сербской Православной Церкви. В детстве, оставшись без отца, воспитывался дедом, архим. Саввой (Любишей), в мон-ре Прасквица . Учился в г. Рисан, затем с 1839 г. в правосл. школе в Шибенике, к-рая в 1841 г. была переведена в Задар и получила ранг богословии (семинарии). Вернулся в Прасквицу, был пострижен в монашество, в 1844 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. Был учителем в школах при мон-рях Прасквица, Режевичи (1854-1856), Савина (1856-1858) и др. Затем проживал в мон-ре Баня во имя вмч. Георгия близ г. Рисан. В кон. 1867 г. перешел из клира Бока-Которской епархии в клир Черногорской митрополии. В 1868-1870 гг. игумен мон-ря Морача . В 1870 г. возведен в сан архимандрита, назначен управляющим Цетинского мон-ря , преподавал в богословско-учительской школе (буд. Цетинская семинария), в 1872-1875 гг. был ее директором. Во время сербско-тур. войны 1876 г. и русско-тур. 1877-1878 гг. служил штабным священником при черногорской армии. Его проповеди имели большое влияние на бойцов и даже упоминаются в народной песне о победе черногорцев 28 июля 1876 г. в битве в местности Вучьи-До. Был избран председателем черногорского Красного Креста. За активную деятельность был отмечен черногорскими, серб. и рус. наградами. 3 дек. 1877 г. назначен администратором новообразованной Захумско-Рашской епархии с резиденцией в мон-ре Острог , хиротонисан 8 сент. 1878 г. в Цетинском мон-ре Черногорским митр. Иларионом (Рогановичем) и Бока-Которским еп. Герасимом (Петрановичем) . Захумско-Рашская епархия в то время насчитывала 60 приходов, где служили 80 священников, и 10 мон-рей. В. отреставрировал и расширил Острог, улучшил материальное обеспечение священнослужителей. После смерти митр. Илариона черногорский кн. Никола I Петрович Негош 20 нояб. 1882 г. назначил В. на Черногорскую кафедру. Одним из первых указов В. стало постановление о венчании только после 3-кратного объявления в церкви о планируемом заключении брака, что было сделано с целью воспрепятствовать бракам между родственниками и без благословения родителей. В. был членом Государственного совета Черногории и первым министром просвещения и церковных дел (с дек. 1882). Помогал министру юстиции в сборе материалов для составления черногорских имущественных законов. Похоронен у Влашской ц. в Цетине. Свой дом завещал сиротам.

http://pravenc.ru/text/158782.html

Глава муниципалитета Вышеград Младен Джуревич, российская делегация семей погибших солдат, представители организации ветеранов Армии Республики Сербской и муниципальной организации ветеранов Вышеграда возложили венки у центрального мемориала в память павших русских добровольцев. Венки были возложены также представителями сербско-российского сообщества «Завет», делегацией из Косово и Метохии, Ассоциацией черногорско-русской дружбы «Пётр Первый», «Ночными волками» и «Ветеранами Ужице». Делегации посетили российский мемориальный зал на холме Град и мемориальную комнату в ветеранской организации «Вышеград». В рамках памятных мероприятий глава муниципалитета Вышеград Младен Джуревич встретился представителями подмосковного города Звенигород, принято решение начать процедуру установления побратимских связей между Вышеградом и Звенигородом. Доброволец, участвовавший в бою на Заглавке, Владимир Сидоров сообщил, что на встрече с главой муниципалитета обсуждались пути реализации идеи установления побратимских связей городов Звенигорода и Вышеграда и выразил удовлетворение, что их принял глава Вышеграда. «Мы будем работать над налаживанием сотрудничества между сербским и русским народами, между городами Звенигород и Вышеград. Мы по существу одна нация, у нас много общего», - заявил Сидоров. И выразил надежду, что будет налажено, в первую очередь, сотрудничество в области экономики и спорта. Он ожидает, что в ближайшее время будут согласованы взаимные визиты спортивных команд из Вышеграда и Звенигорода. На встрече с главой муниципалитета также присутствовал президент Сербско-российскойобщины «Завет» Саво Цветинович и президент Ассоциации русско-сербской дружбы Сербии Любиша Ристич. Участником легендарного сражения на Заглавке был и русский писатель и журналист Борис Земцов, заместитель главного редактора популярной патриотической газеты «Русский Вестник». Его книга воспоминаний о том сражении была переведена и издана на сербском языке. Я был переводчиком этой книги. Воспоминания Бориса с поля битвы - очень впечатляющая книга, не устаёшь восхищаться героизмом отважных русских защитников Заглавка.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/16/re...

Тако нищий неудобь уловлен бывает, яко за что й взяти, враг не обретает. Глаголют же неции, яко не язвляет змий нага человека, но того гонзает. Облеченнаго паки дерзает язвити и смерть ядом оному своим наносити. Аще то истинна есть, аз не извещаю, но сию неложную правду быти знаю, Яко змий ветхий демон от нищих бегает, зане теми удобно побежден 4041 бывает. На богатыя паки смело нападает и часто смертоносно тыя уязвляет. Третее их блажеснтво – во воздаянии, ибо во честном зело суть обещании. Царствие небесное им есть обещанно, веселие вечное им уготованно. Апостоли нищетни 4042 во мире сем бяху, но суждения миру обет восприяху, Что, колико есть честно, мощно разсудити и оттоле нищыя любити и чтити. Третяя 4043 нищета есть – суетства лукава, яже ни полезна есть, и зла ея слава. Сию тии людие в мире соблюдают, иже имения си тщетно оставляют, Тогда 4044 славу мирскую у людей ловяще, а не за любовь Христа нищету храняще. Сицеви философи в древных 4045 вецех бяху, иже богатства своя в мори потопляху. Инии камение честное крушиша в знамя, яко мирская во ничто вмениша. Сие вы различие нищеты судите, а яже есть праведна, тую ублажите. 4 Первии христиане нищету любиша, имения на нищих потребы делиша, Под ноги апостолов сребро пометаху, они же, яко лепо бяше, устрояху. Се же кими винами движени 4046 твориша, мудрии в писаниих своих изьявиша. Первая 4047 вина – яко от Христа слышаху, яко нищии духом преблаженни бяху, Их бо царство небесно. Апостоли слово тожде в поучении имеша готово. Втора 4048 – яко нищета похоть изтребляет 4049 очес, яже богатствы рожденна бывает. Есть же корень злоб всяких, гордости, пиянства, лихоимства и блуда и всеокаянства. Третяя 4050 – яко нищий свободен бывает, да ся богомыслием часто упражняет, Не имея печалей многих сего века, яже суть богатаго спона человека. Четвертая 4051 – яко мзда нищым обещася, богатство, еже в небе, Богом зготовася 4052 . Пятая 4053 – яко к Богу нищета приводит, сердце с упованием к Оному возводит. Наконец 4054 , яко Христос Сам образ подал есть,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Сербское правосудие пыталось выйти на след генерала через людей, которые якобы могли помогать Младичу скрываться. Среди них - генерал Аца Томич, Бранислав Пухало, Драган Живанович, Любиша Вуковоч, Бранислав Иванович. Не перечисляем тех, кого просто допрашивали! В 2006 г. в Белграде арестовали 11 человек, т.н. охранников генерала, якобы помогавших ему скрываться, – Лиляну Васкович и её двоих детей, Станко Ристича и его сына, Бориса Ивановича, Марка Лугоню, Ратко Вучетича, Сашу Бодняра, Благое Говедарицу и Йована Джогу. Обращаю внимание на то, что были арестованы и дети как форма давления на родителей, что дети находились в тюрьме все эти годы. Главным организатором охраны считали полковника Йована Джогу, который не дожил до окончания процесса, а заболел в тюрьме и умер. От стоически вёл себя во время сфабрикованного процесса – был весел, философствовал, пел песни и читал стихи даже в зале судебного заседания. Всех этих людей обвиняли в том, что они снимали в Белграде квартиры и помогали Младичу укрываться от полиции. Однако никаких доказательств их деятельности суд так и не смог собрать. В декабре 2010 г. все они были отпущены за недостатком улик. Искали генерала и за рубежом. В Кении даже арестовали хорвата Игора Меяшки, которого приняли за генерала Младича. Главный же метод деятельности полиции – обыски. Сценарий – один. Вооружённые до зубов солдаты в масках врываются, как правило, рано утром, когда семья спит, не обращая внимания на то, что в доме могут быть маленькие дети. В Боснии искали генерала у его сестры Радинки, в Белграде – у журналистки Лиляны Булатович, в ноябре прошлого года – в этнографическом селе «Байка» около Аранджеловца и в одноимённом ресторане в Белграде. В мае 2007 г. полиция обыскала военный объект на Делиградской улице, т.к. получила информацию, что Младич скрывается там. В октябре того же года обшарила казарму в Белой Церкви, в 2008 г. – цеха фабрики «Вуич – Валево», а также другие объекты, дома и квартиры. Дом жены генерала обыскивали многократно, начиная с 1996 года.

http://pravoslavie.ru/44751.html

Святии же всю любовь к Богу обращают, душы своя губяще, тако я спасают. То зряще, миролюбци снедаются сами и вчинени бывают с адскими сынами. Та 3932 знающе, братие, мира не любите, но горе сердца ваша к Богу устремите. Рабом Божиим святым любовь проявляйте, житие их святое благоподражайте 3933 . Непокорство Бог началники в мире уставляет, их же бодрости люди Си вручает, Еже в 3937 житии добре управляти, на путь доброты право наставляти, Благия убо честми возвыжшати, в злобах тлеющым – раны налагати. Убо суть должни послушливи быти подначалнии, а не преко ити, Ибо слушаяй началных Самаго слушает Бога всемилостиваго, А кто противен началным бывает, Богу противна себе проявляет. Что коль безумно? Удобно всем знати, даже несть требе того изъясняти 3938 . Страшный гнев Божий сицевым отмщает, живых многажды 3939 земля поглощает. Дафан, Авирон, Корей купно с ними в показ того суть с общники своими, Иже противу Моисиеви сташа, но тем Господа небес прогневаша, За что 3940 огнь лютый оны сожигаше, земля, отверзши пропасть, я глощаше. И елма пророк Самуил блаженный от Исраиля бе пренебреженный, Судию его знати не любиша, но царя роду своему просиша. Тогда к пророку Господь провещает: Не 3941 тебе, Мене род сей отревает, Да царь не буду. Оле непокорства, зверскаго паче во людех упорства! Но что успеша, послежде познаша, егда царем си рабски работаша. Движет бо 3942 на гнев Бога, а началных непокоривость деет препечалных, Яко видятся 3943 власть им отьимати, юже изволи Господь оным дати, Егда не деют им почитания, отрицающе долг послушания. К тому и ближним зла соблазнь бывает, егда их сердца к точну возбуждает Неслушанию, яко сотворися, егда в небеси демон разгордися. Не сам бо токмо змий 3944 в пропасть падеся, но часть третия ошибом свлечеся В ту ж де погибель аггел несмысливших 3945 , согласие с ним злобне сотворивших. Наконец, себе зол непокоривый, ибо и Богу есть он нелюбимый И человеком ненавидим зело, ни едино на нь зрит око весело. Последует же 3946 в мире казнь велика,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В Косово помянули жертв албанского террора Липлян, Косово и Метохия, 24 июля 2009 г. 23 июля Его Преосвященство епископ Рашко-Призренский Артемий совершил молитвенное поминовение душ убитых сербских крестьянам из Старого Гацка под Липляном. Парастас был отслужен перед памятной доской в этом селе в центральном Косово по случаю десятилетия трагедии. К сожалению и в этом году сербы из Старого Гацка не могли добраться до могил своих родных и близких по причинам личной безопасности. На поминовении присутствовал помощник министра по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Драган Петкович. В своей беседе после поминовения владыка Артемий отметил: «Рана, нанесенная всем нам, еще не заросла и никогда не зарастет. Международное сообщество несет ответственность за то, чтобы найти убийц наших дорогих покойников, привести их пред лицом правосудия, чтобы они получили по заслугам. Наша рана этим не будет исцелена, но будет ублажена». «Мы молимся Спасителю нашему да подаст нам силы выдержать и превозмочь всю боль и остаться на этих просторах, где мы жили на протяжении веков. Останемся твердыми в нашем намерении сохраниться и остаться на этих просторах, чтобы наш неприятель не предался полному ликованию. Уходом отсюда мы не сотворили бы для себя никакого добра, но сотворили бы его для неприятелей наших ибо тогда они бы поняли, что достигли своей цели, что выгнали всех сербов из Косово и Метохии», - сказал владыка Артемий. Десять лет назад, 23 июля 1999 года, в результате коварного нападения из засады были убиты на своих нивах 14 сербских крестьян, среди которых был одни юноша не достигший 17 лет. В результате этого злодеяния были убиты: Андрия Одалович, Йовица и Раде Живичи, Слободан, Миле, Новица и Момир Яничиевичи, Станимир и Бошко Чекичи, Саша и Любиша Цвейичи, Никола Стоянович, Миодраг Тепшич и Милован Йованович. Православие.Ru 25 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31288.html

Все-таки митрополиту были предоставлены все права по церковным канонам, хотя некоторые (как, напр. брачные дела и о духовенстве) переносились в сенат государственный. Первым митрополитом этого периода был Никанор Иванович, за ним следовал Иларион Роганович (†1882 г.) исходатайствовавший пенсии старым и больным священникам, жалованье монахам (так как монастырские имения были предназначены на духовное просвещение в стране), открывший «богословию» для кандидатов священства, которая была закрыта во время черногорско-турецкой войны 1876–1878 гг. После же Илариона вступил на митрополичью кафедру его викарий Виссарион Любиша (†1884), бывший сначала (с 1878 г.) епископом захолмско-рашским (в мон. Остроге), а после его кончины занял ту же кафедру нынешний митрополит Митрофан Бан (с 1885 г.), которому, в полном согласии с светской властью и при деятельной поддержке князя, удалось привести в исполнение много добрых начинаний для благоустройства и благосостояния поместной черногорской церкви. Он, напр., ввел для подведомого духовенства соответствующую однообразную форму (рясу 6 ); в период управления им черногорской церковью назначено местному духовенству определенное жалованье из государственного казначейства 7 , а теперь, по его просьбе и при непосредственном его участии, введено в Черногории новое церковное устройство, благие результаты которого не преминут сказаться не только во внешнем строе церковной жизни, но – нужно желать – и на внутреннем росте и оживлении православных народно-религиозных преданий минувшей славной истории юнацкой Черной Горы. В частности, что касается содержания печатаемого ниже «Устава Св. Синода в княжестве Черногорском», то некоторые его своеобразные подробности вытекают из особенных условий исторической и современной церковно-политической жизни страны. Так, напр., когда (§ 2) определяются границы черногорских епархий, то при разграничении их упоминаются «племена», на которые разделяется вся страна 8 . Затем, когда (§ 10) определяется состав Св. Синода, то в число членов, кроме митрополита и захолмско-рашского епископа, включены не только два архимандрита (цетиньский и острожский), но и три протопресвитера (соответствующие нашим благочинным), последние, правда, с совещательным голосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

29 октября были похищены Станиша Миленкович (1953), Будимир Бальешевич (1944), Горан Столич (1974), Негован Дедич (1967) и Звездан Мойсич (1973). Радивое Лукич (1969) пленен 27 декабря по дороге домой. Милорад Рашич (1957) захвачен 19 февраля 2000 года на своей улице, а Трифун Великич (1926) в этом же году 28 июля в своем винограднике. Всего за год (с момента прихода КФОР до июля 2000 года) в Ораховце и Великой Хоче похищено и захвачено 27 сербов, из которых позднее идентифицировано и похорено было только шестеро. Остальные до сих пор числятся в розыске, несмотря на многочисленных очевидцев похищения и доказательства о похитителях. По прибытии Международных сил в Косово и Метохию в 1999 году албанскими террористами в Ораховце убиты Драголюб Симич (1934) и Зоран Вукичевич (1961), а в Великой Хоче – Младжан Маниташевич (1963) и Небойша Павлович (1970). Ранены Станой Филийович, Предраг Дедич, Новица Радич, Милош Мицич, Йовица Васильевич, Любиша Джорджевич, Драган Симич, Сречко Уламович, Йован Куюндзич. Сожжены все сербские дома в нижней части города и еще около 50 по границе сербской части Ораховца; сербские квартиры и имения отняты и заняты. Сербское православное кладбище осквернено, 99% надгробий и памятников разбито, а умирающих сербов хоронят в церковном дворе. Из 5000 сербов – столько их было до войны в общине Ораховац – сейчас в Ораховце и Великой Хоче осталось едва 1000. Окрестные села Зочиште, Оптеруша, Ретимле, Братотин, Зрзе, Ратковац и Мала Круша очищены от сербов. И спустя 13 лет улучшений нет. Свобода передвижения лишь видимая и то только с документами так называемой «Републики Косово». Безработица и неизвестность стали повседневностью. В школах все меньше учеников, и все больше домов в сербской части города за последние два года получили новых – иноверных – хозяев. В то время как в документах международных организаций говорится о прогрессе и развитии демократии в Косово, сербский народ по-прежнему задается вопросом: «Доживем ли до завтрашнего дня?» Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/54466.html

Владыка Шабацкий Михаил рассказал нам об одном удивительном случае, произошедшем в то время, когда он был настоятелем монастыря Врачевшница. А в монастыре Драча тогда старейшиной был игумен Филофей. Этого игумена однажды пригласили в деревню Грбица отпеть усопшего. Когда отпевание закончилось, покойника провели на кладбище и опустили в могилу. Но вдруг усопший приподнял крышку гроба. Народ в страхе разбежался. Остался лишь один монах. И он спокойно помог ожившему покойнику встать. «Что вы со мной делаете?» – спросил этот человек. «Да ты же еще вчера умер», – ответил монах. «Да сейчас ведь живой. И все время был жив на том свете; смерти и не видел». После этого человек прожил еще пятнадцать лет. Но все то время провел в молчании и молитвах. А когда к нему приставали, чтобы рассказал что-нибудь, вздыхая, отвечал: «Слава Богу за милость Его, но на том свете мне лучше было». О ясновидении умирающего Старая Ленка Янич рассказала нам об одном удивительном случае ясновидения ее покойного сына Тасы, который умер три года назад. Перед смертью он вдруг начал кричать: «Бедный Любиша! Мама, Любиша поранил руку. Вот, кровь останавливает. Вот, перевязывает руку платком. Принеси, мама, стул, пусть Любиша сядет, он сейчас придет!» А Любиша – друг Тасы, который служил помощником у хозяина торгового предприятия на улице князя Михаила. Тогда мой сын Мика сразу же позвонил по телефону и позвал Любишу. Тот приходит – действительно с перевязанной рукой и рассказывает нам, как он только что поранился, упаковывая бумагу. Этот случай ясновидения больного всех нас изумил. А утром следующего дня Таса отдал Богу душу. Необычное происшествие с болгарским учителем Когда мы в 1933 году были в Софии, много там слышали о необычном происшествии с одним болгарским учителем, Барамовым. Этот человек был известен как большой безбожник. Но заболела его жена, и болезнь затянулась. Устав от забот, Барамов поехал из Софии в деревню, в гости к одному своему другу. Однажды на рассвете, когда учитель спал в своей комнате, его кровать затряслась так сильно, что он выскочил из постели и, решив, что началось землетрясение, побежал будить хозяина и всех домочадцев. «Землетрясение, землетрясение!» – кричал он. Все удивились, так как никто не почувствовал ни малейших толчков. Однако учитель был убежден, что произошло очень сильное землетрясение, от которого тряслась и даже сдвинулась кровать. Войдя в его комнату, хозяева обнаружили, что кровать действительно сдвинута со своего места. Это произошло в четыре часа утра. А в шесть часов Барамову сообщили, что именно в 4 часа умерла его жена. С тех пор учитель стал очень набожным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископ Шáбацкий Михаил рассказал нам об одном удивительном событии, имевшем место в бытность его наместником монастыря Врачевшница. В ту пору в [обители] Драча настоятельствовал игумен Филофей. Однажды позвали его в село Грбица отпеть покойника. По окончании отпевания почившего препроводили на кладбище и опустили гроб в могилу. Но внезапно мертвец поднял крышку гроба. Народ в страхе разбежался. Остался лишь монах. Не теряя присутствия духа, он помог ожившему покойнику встать. «Что это вы со мной делаете?» – спросил его тот. «Да ведь ты ещё вчера умер», – ответил ему монах. «А теперь я снова жив, [- молвил почивший. -] И был постоянно жив на том свете; смерти же нисколько не вкусил». После этого тот человек прожил ещё 15 лет. Всё это время провёл он в безмолвии и молитве. А если и приставали к нему с просьбой о чём-то рассказать, он, вздыхая, говорил: «Слава Богу за Его милость, но мне лучше было на том свете». О проницательности умирающего человека Старица Елена Янич поведала нам о необычном случае прозорливости её покойного сына Тáсы. Таса умер три года назад. Накануне дня смерти он начал кричать: «Бедный Любиша! Мама, посмотри-ка, Любиша порезал руку. Вот [сейчас] он останавливает кровь. Вот завязывает руку платком. Принеси, мама, стул, чтобы Любиша сел. Сейчас он придёт!» А Любиша, товарищ Тасы, работал помощником продавца в магазине на улице Князя Михаила. «И тогда мой сын Мика, – продолжает Елена, – срочно звонит по телефону и вызывает Любишу. Тот и впрямь пришёл с обвязанной рукой и рассказал, что незадолго до того порезался, упаковывая какую-то бумагу. Этот случай проницательности больного человека всех нас изумил. На следующий день утром Таса предал Богу душу». Необычайное происшествие с болгарским учителем Когда в 1933 годы мы были в Софии, там оживлённо обсуждали событие, приключившееся с болгарским учителем Барамовым. Этого человека знали как отъявленного безбожника. Но однажды заболела его жена, и недуг оказался серьёзным. Измученный заботами и тревогами, Барамов отправился из Софии к товарищу в село. Как-то раз ночью, едва только зарделась заря, под спящим в отведённой ему комнате учителем так сильно затряслась кровать, что вскочил он с постели, думая, что начинается землетрясение. Побежал он, разбудил хозяина и всех домочадцев. «Землетрясение, землетрясение!» – кричал он. Все этому подивились – ведь никто не почувствовал ни малейших толчков. Однако учитель уверял всех, что ощутил очень сильную тряску почвы, отчего даже его кровать зашаталась и сдвинулась с места. Все пошли в его комнату и убедились, что кровать действительно заметно сместилась в сторону. Это произошло в 4 часа утра. А в 6 часов Барамов получил известие, что два часа тому назад скончалась его жена. С того времени сей учитель стал весьма набожным. Примеры из Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005