Древний К. был расположен к северу от подножия монолитной скалы (575 м), на верхнем плато которой по крайней мере с VII в. до Р. Х. находилась крепость Акрокоринф с храмом покровительницы города Афродиты, источником В. Пирена и агорой. Территория, подконтрольная городу, включала земли по обе стороны Коринфского перешейка (Истма): к северу - вдоль зал. Алкион, к югу - до горы Онея. Важным источником благосостояния города была окружавшая его плодородная долина, орошаемая множеством источников, в т. ч. реками Немея и Лонгопотам. В 146 г. до Р. X. город был разрушен до основания рим. войсками под рук. Луция Муммия, его жители перебиты или проданы в рабство ( Pausan. Descript. I 20. 4; Cicero. In Ver. act. 2. 55), все ценности вывезены в Рим ( Cicero. De offic. III 11. 46; Vitruv. De archit. V 5. 8), а на месте, где он когда-то находился, еще в нач. 70-х гг. I в. до Р. X. не наблюдалось никаких признаков городской жизни ( Cicero. De lege agr. II 32. 87; Idem. Ad fam. IV 5; Velleius Patercul. Hist. Rom. I 13. 1). Но, по некоторым сообщениям античных авторов ( Cicero. Tusc. disp. III 22. 53) и по данным археологии ( Williams. 1978. Р. 21), в сер. I в. до Р. X. в окрестностях разоренного К. сохранялись поселения местных жителей. Город был заново отстроен по рим. градостроительным канонам в 44 г. до Р. Х. по указу Юлия Цезаря как колония Коринфская в честь Юлия (Colonia Laus Iulia Corinthiensis - Dio Cassius. Hist. Rom. 43. 50. 3-5; Pausan. Descript. II 1. 2; III 11. 4) и стал впосл. главным городом пров. Ахайя, местом пребывания рим. наместника и сбора налогов. После восстановления этнокультурный состав его населения значительно изменился. Город был заселен вновь и стал частью рим. мира ( Pausan. Descript. II 1. 2; 3. 6-7). Ок. 27 г. до Р. X., при имп. Августе , Ахайя стала сенатской провинцией, в связи с чем К. был перестроен, что привело к еще большей его романизации и усугублению разрыва с прежними традициями. Ок. 7 г. до Р. X. были восстановлены Истмийские игры, к-рые стали проводиться 1 раз в 2 года. Позже были учреждены игры Цезаря и Имперские состязания, организуемые в честь имп. Тиберия 1 раз в 4 года. В 15 г. по Р. X. указом имп. Тиберия Ахайя была присоединена к имп. пров. Мёзия ( Тас. Ann. I 76), но в 44 г. восстановлена в статусе сенатской провинции указом имп. Клавдия .

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Пет, см. Цецина Пет, Тразея Пет. Пизон, см. Юлий Пизон. Пилон Кальпурний, юноша-поэт, поэму которого с восторгом слушал Плиний. V, 17. Может быть, это Кай Кальпурний Пизон – консул 111г. Пизон Лициниан (Луций Кальпурний), род. 38 г., потомок Гнея Помпея (по матери) и Марка Красса. Был долго в изгнании; возвращен Гальбой, который усыновил его и назначил своим преемником. Убит вместе с Гальбой. II, 20, § 2. Пизон Луций, сын Гнея Пизона, консул 27 г., префект города в 36 г., проконсул Африки 40 г. III, 7, § 12. Пизон Луций Кальпурний, сын Луция, консул 57 г., 60–63 гг.: в смутное время после смерти Нерона находился в Африке; Валерий Фест, служивший в африканском войске, уговаривал его стать на сторону Вителлия. Некоторые из приверженцев этого последнего, бежавшие из Рима, сообщили, что Галлия волнуется, а Германия уже готова восстать. Пизон отказался от императорской власти, ему предложенной, и был убит в 70 г. карфагенскими всадниками, подосланными Фестом. III, 7, § 12. Плавт (род. ок. 254 г.– ум. 184 г. до н. э.), знаменитый римский поэт, автор комедий. I, 16, § 6; VI, 21, § 4. Планта, см. Помпей Планта. Плиний Патерн, друг Плиния, ближе нам не известен. I, 21; IV, 14; VIII, 16; IX, 27. Плиний Секунд Старший, дядя Плиния Младшего. I, 19, § 1; III, 5; V, 8, § 5; VI, 16; 20. Плотина Помпея, супруга императора Траяна. IX, 28, § 1. Полиен, посол провинции Вифинии, присланный в Рим по делу Варрена. VII, 6, §§ 6, 14; 10, § 1. Полиен, см. Клавдий Полиен. Поликлет из Сикиона, знаменитый скульптор, современник Перикла. I, 20, § 10. Поликлет, отпущенник Нерона. VI, 31, §9. Поллион, см. Азиний Поллион, Клавдий П., Геренний П. Помпей Квинтиан, ближе не известен. IX, 9. Помпей Коллега, консул 93 г. II, 11, §20 и сл. Помпей Планта, префект Египта при Траяне, друг Плиния; писал о Вителлии с Отоном. IX, 1; X, 7; 10, § 2. Помпей Сатурнин, адвокат и писатель, пробовавший себя в разных литературных жанрах, но известный нам только из писем Плиния. I, 8; 16; V, 21; VII, 7; 8; 15; IX, 38. Помпей Фалькон, юрист и адвокат, занимавший крупные государственные должности при Траяне и Адриане. I, 23; IV, 27; VII, 22; IX, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

70 и 1888 p. 103. Maassen, Pseudo-Isidor. Studien I и II, Wien. 1885. Foste, Die Reception Pseudo-Isidors unter Nicolaus I und Hadrian II, Leipz 1881. Lapôtre, Handrien II et les fausses décrétales. Paris, 1880. 1033 В самом начале сборника находятся такие слова: Incipit praefatio Sancti Iridori libri hujus. Isidorus Mercator servus Christi lectori conservo suo et parens in Domino fidei salutem. Compellor a multis tam episcopis quam reliquis servis Dei canonum sententias colligere et uno in volumius redigere et de multis umun facere. Правда, в некоторых рукописях вместо Mercator стоит Peccator, но чтение Mercator считается более правильным. 1035 Здесь помещены декреталии 30-ти следующих епископов римских: Климента – 3 (за исключением двух писем к Иакову, брату Господню) Анаклета – 6, Евариста – 2, Александра I – 3, Сикста I – 2, Телесфора – 1, Игиния – 2, Пия I – 2, Аниция (вм. Аникиты) – 1, Сотера – 1, Елевферия – 1, Виктора – 2, Зефирина – 2, Калякста I – 2, Урбана I – 1, Понтиана – 2, Антера – 1, Фабиана – 3, Корнелия – 2, Луция – 1, Дионисия – 2, Феликса I – 3, Евтихиана – 2, Гаия – 1, Марцеллина – 2, Марцелла – 2, Евсевия – 3, Мелхиада – 1. 1036 Прежде думали, что подложное «дарение» Константина возникло у Греков на Востоке (Бароний, Биний, Баллерини, III, VI, 19, в последнее время Рихтер § 38 Аптегк. 1, 4). В настоящее время, напротив, полагают, что оно составлено на Западе. Döllinger (Die Papst-Fabeln, 1863, 61–106) полагает, что оно составлено в Риме между 750 и 775; Grausrt. (Histor. Jahrb. der Gorres – Gescllschaft, 1. s. 3) – что в St.-Denis между 840 и 850; Martens (Die romische Frage, Stuttg. 1881, 3. 327) – что римск. клириком после 805 г.; Langen (Geschichte der rom. Kirche, 725) – что в Риме в 778 г. Ср. Zeitschrift für Kirchenrecht, 1887, B. XXII, S. 137. «Дарение» Константина было известно и на Востоке. Папа Лев IX ссылался на него в переписке с Михаилом Керулларием. В конце XII в., след., уже после первых крестовых походов, Вальсамон поместил это «дарение» в свой комментарий на номоканон Фотия, tit. VIII, гл. 1 (перевод у Нарбекова, Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия, Казань, 1889, стр. 76). Не без западного влияния (Опис. рк. синод. биб. II, 3, стр. 611) эта грамота проникла в Россию (1505 г.) и помещена в Стоглаве, гл. 60, а потом и в печатной Никоновской Кормчей (прилож. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Как велико было число апологетических трудов Восточных Отцов и Учителей Церкви в IV u V веках, можно заключить из указания в хронике Луция Декстера под 310 годом, что около тридцати, по крайней мере, христианских учителей писали против Порфирия. 5 Но из всей этой богатой апологетической литературы до нас дошли только: I) несколько апологетических трудов Евсевия Кесарийского (некоторые не в полном виде); II) апологетические трактаты св. Афанасия Александрийского ; III) несколько апологетических сочинений разных писателей против Юлuaha; u IV) апологетический труд Блаж. Феодорита под заглавием: «о врачевании эллинских недугов». I. Апологетические труды Евсевия Кесарийского В ряду апологетов Восточной Церкви IV u V веков первое место по времени происхождения, а отчасти и по достоинству письменных апологетических трудов, принадлежит отцу церковной истории – Евсевию Кесарийскому . Его апологетические писания, не смотря на некоторые недостатки, составляют основу великого здания апологетической литературы IV u V веков; во все время процветания древней церковной апологетики они служили источником, откуда почерпали содержание для своих трудов церковные апологеты этого времени. a) сочинение против Иерокла Первый апологетический труд Евсевия Кесарийского есть его сочинение, написанное против Иерокла, под заглавием: πρς τ π Θ λοστρτου ες A= πολλνιον τν Τυανα δι τν εροκλε ι παραληφ θε ισαν ατο τε κι το Χριστο σγκρισιν (разбор Филостратовой биографии Аполлония Тианского, по поводу Иероклова сравнения его со Христом). Обращая внимание на то, что Иерокл сочинение свое против христиан « Λ γοι φ λαλ θεις πρς τος χριστιανος» написал, по свидетельству Лактанция 6 , около того времени, как был разрушен храм христианский в Никомидии, что случилось в 303 году, а с другой стороны, имея в виду слова самого Евсевия 7 , из которых можно вывести, что он свое сочинение написал вскоре после появления сочинения Иерокла, можно думать, что ответ Евсевия Иероклу написан около 303 года 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

Эн. I, 729. 500 1 Езд. 3. 501 1 Езд. 6. 502 Не совсем точно. Кир погиб в 530/529 г. до н.э., а Тарквиний Гордый стал царем Рима ок. 534 г. до н.э. 503 Вопрос о событиях, имевших место после смерти Камбиза, остается весьма сложным и до конца непроясненным. Столь же неясно, кто скрывался под именами Бардии, Смердиса и Гауматы. Сульпиций Север в данном случае следует традиции, заложенной Геродотом (III, 61). Подробнее об этом сюжете см.: Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М. 1985. С. 64-71. 504 Точнее, на 264 год. 505 Тоже не совсем точно, ибо их консульство приходится на 492 г. до н.э., а Марафонское сражение произошло 13 сентября 490 г. до н.э. 506 Т.е. до 400 г. н.э. 507 На сегодняшний день правильной считается первая цифра. 508 Здесь имеется в виду Дарий II (423-404). 509 Имеется в виду Ксеркс II, который после смерти своего отца, Артаксеркса в 424 г. до н.э. продержался на троне всего 45 дней. 510 Сукдиан (Секудиан, Согдиан) - сын Артаксеркса от одной из наложниц, пробыл у власти около шести с половиной месяцев. Впрочем, как и в случае определения времени правления Ксеркса II Сульпиций Север следует Диодору Сицилийскому (XII,71,1). 511 2 Езд. 3-4. 512 Согласно 1 Езд. 6:15 это произошло в 417 г. 513 Имеется в виду Артаксеркс II (404-359). 514 1 Езд. 7-8. 515 1 Езд. 9. 516 1 Езд. 9. 517 Неем. 3. 518 Это интерполяция Сигония, возможно: дело. 519 Согласно Неем. 7:66-67: " Все общество вместе состояло из 42 360 человек, кроме рабов и рабынь их, которых было 7 337; и при них певцов и певиц 245 " . 520  Т.е. в 372 г. до н.э. 521 Не совсем точно: консульство Квинта Фуфия Гемина и Луция Рубеллия Гемина приходится на 29 г. н.э., в то время, как распятие Христа имело место 7 апреля 30 г. н.э. 522 Т.е. самого императора Веспасиана, что имело место в 70 г.н.э. 523 Сын и наследник Веспасиана. В 70 г., являясь вторым консулом этого года, непосредственно руководил осадой и штурмом Иерусалима. 524 Дан. 9:24-27. 525 Есф. 2. 526 Есф. 3. 527 Есф. 4. 528 Есф. 5. 529

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.    Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться.    Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.    Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.    Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Часть вторая. Церковь Христова среди язычников. (главы 13—28... Глава тринадцатая Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1—12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь Апостола Павла в синагоге (13—41). Действие апостольской проповеди на язычников и на иудеев и гонение на Апостолов со стороны иудеев (42—52). Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (Деян. 13:1—12) Деян.13:1. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.    В первенствующей христианской Церкви особенными дарами Святого Духа, которых сподоблялись лишь некоторые избранные, были пророчество и учительство (см. 1 Кор. 12:28 и Ефес. 4:11). Антиохийская церковь к описываемому времени достигла такого духовного преуспеяния, что в ней были уже свои пророки и учители. Из них на первом месте Дееписатель называет Варнаву, вероятно по особенному к нему уважению в первенствующей Церкви и по особенному участию в устройстве церкви Антиохийской, а Савла — на последнем месте, так как он позднее всех вступил в общение с Антиохийской церковью да и самая его апостольская деятельность только что еще начиналась.    Упоминает Дееписатель еще троих, о которых в новозаветных книгах ничего неизвестно: Симеона, называемого Нигер, что значит «черный», вероятно, из римских прозелитов, как можно догадываться по прозвищу; Лукия, или Луция Киринеянина, — может быть одно лицо с тем Луцием, кого упоминает Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:21; сравни Деян 13:1), — Манаила, или Манаима, совоспитанника Ирода четвертовластника, то есть Ирода-Антипы, тетрарха Галилейского. Это примечание характерно: воспитание при дворе Ирода Великого не оказало, следовательно, на него влияния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Савл и Варнава, пробыв некоторое время в Иерусалиме, возвратились в Антиохию и привели с собой молодого ученика, по имени Иоанна — Марка, родственника Варнавы. Благодать Божия была на Церкви Антиохийской — она быстро умножалась и считала между членами своими много людей, святых и угодных Богу. Писание называет пророками и учителями: Варнаву, Савла, Симеона, называемого Нигером, Луция Киринеянина, Манаила. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой повелел им отделить от себя Варнаву и Савла на дело, особенно предназначенное для них; и тогда братья, совершив пост и молитву, возложили на них руки и отпустили их. Варнава и Савл предназначались для благовествования в других странах. Заметим здесь порядок правления, соблюдаемый в древней Церкви. Варнава и Савл, избранные Самим Духом Божиим, однако, принимают рукоположение от Церкви. Возложение рук есть вместе благословение и посвящение. Они готовятся к делу своему молитвой и постом. В память как этого поста, так и других подобных установлен у нас Апостольский пост, более известный под именем Петровского поста: название не совсем правильное. Следуя внушению Духа Святого, Варнава и Савл отправились в путь; с ними был и Иоанн — Марк и служил им. Прежде всего они посетили остров Кипр, родину Варнавы. Жители этого острова были ревностные язычники; однако же, правитель острова, Сергий Павел, очень желал услышать новое учение и призвал к себе апостолов. Но один иудеянин, по имени Вариисус, выдававший себя за волшебника, старался отвратить его от этого. Вероятно, он приобрел влияние над народом и правителем и опасался, что потеряет это влияние, когда им будет известна сила Божия. Савл строго укорил лжеца за то, что он совращает людей с прямых путей Господних. «И ныне, — прибавил он, — ce рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И внезапно лжеучитель ослеп и стал ощупью искать провожатого. Это чудо поразило всех, и правитель уверовал в Господа Иисуса (Рассказы из Истории Христ. Церкви, Бахметевой, ч. 1, стр. 48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Я читал комментарии к Евангелию и к Притчам Соломоновым, подписанные его именем, по voeмy мнению, не соответствующие по стилю и языку изяществу и выразительности вышеназванных работ. Глава 26. АПОЛЛИНАРИЙ Аполлинарий, епископ Гиераполя в Азии, жил во времена Марка Антонина Вера, к которому он обратился в известном труде в защиту христианства. Сохранилось также пять его книг " Против язычников " и две " Об истине " и " Против катафригийцев " , написанных в то время, когда Монтан создавал " первопричину " вместе с Приской и Максимиллой. Глава 27. ДИОНИСИЙ Дионисий, епископ церкви Коринфа, обладал таким красноречием и трудолюбием, что обучал посредством своих посланий жителей не только своего родного города, но и других городов и провинций. Из них одно было адресовано спартанцам, другое - афинянам, третье - никомидианам, четвертое - жителям Крита, пятое - церкви Амастрины и другим церквям Пон-тийского царства, шестое - гносианам и Пиниту, епископу того же города, седьмое - римлянам, обращенное к Сореру, их епископу, восьмое - к Хрисофоре, святой женщине. Он блистал во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 28. ПИНИТ КРИТСКИЙ Пинит с Крита, епископ города Гноса, написал Дионисию, епископу Коринфа, очень изысканное письмо, в котором учит, что людей никогда не нужно вскармливать молоком, чтобы последний день не застиг их в младенческом возрасте, но они должны вскармливаться на твердой пище, чтобы могли дожить до духовной старости. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 29. ТАТИАН Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина-мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых - " Против язычников " - дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Глава 30. ФИЛИПП КРИТСКИЙ Филипп, епископ критского города Гортина, которого Дионисий упоминает в письме, написанном им церкви того же города, создал замечательный труд " Против Маркиона " . Жил во времена Марка Антонина Вера и Луция. Аврелия Коммода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/919/...

Остановившись на первый постой в одной из гостиниц, в великом множестве разбросанных вдоль Виа Аппиа, он напился, причем самым безобразным образом. Все началось с того, что хозяин гостиницы, увидев подписанную самим главой Рима легацию, не знал, чем и угодить важному гостю. Напрасно Луций заверял его, что остановился лишь для того, чтобы перевести дух и заменить лошадей. Словно ветром сдуло из угла мирно беседовавших за столом путешественников, и перед глазами приятно пораженного Луция появился кувшин отличного цекубского вина. Подбежавший раб поставил на стол блюдо с большим куском жареной говядины и несколько мисок с салатами и пахучими соусами. Глаза Луция разгорелись при виде таких яств. Забыв о том, что надо спешить, он набросился на еду и вино, и через час уже сам приказывал хозяину подавать кувшин за кувшином, с удовольствием видя, как склоняется перед ним в угодливом поклоне италиец. Когда выпитым кубкам был потерян счет, и хозяин уже не знал, как ему отделаться от не на шутку разошедшегося гостя, перед глазами Луция стал маячить Тит Максим. Бывший кредитор появлялся то из-за двери, то из угла, грозя Луцию пальцем. — Аа! Вот я тебя!! — кричал Пропорций, швыряя во все стороны пустые кувшины и обглоданные кости. — Не нравится? Я тебе покажу, как приходить к честным людям из подземного царства! Деньги свои захотел? А это не хочешь?! Луций вскочил опрокидывая стол, размахнувшись, швырнул в угол скамью, попав в большие амфоры с дорогим вином… Кончилось все тем, что слуги хозяина гостиницы бережно усадили его в повозку, запряженную самыми быстрыми лошадьми, и дали знак вознице поскорей продолжать путь. Всю ночь Луций провел в беспамятстве и пришел в себя лишь засветло на новом постоялом дворе. — Что будет угодно Гнею Лицинию? — изучив легацию, почтительно осведомился его хозяин. Отпущенные почти до самых плеч волосы говорили о том, что он носит траур по близкому человеку. — Отдельную комнату с удобным ложем? Сытный ужин? Вина? Девочку? Мутные глаза Луция, с трудом соображавшего, где он и что ему здесь нужно, задержались на длинных волосах италийца. Точно такие же носил и он после того, как они с Квинтом, законным наследником, похоронили отца.

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

Война для Рима кончилась поражением на обоих фронтах: сабинском и эквейском. Войска укрылись в стенах союзного Тускула, не имея возможности безопасно вернуться в Рим, где, ввиду происшедшего, для защиты города призваны были все свободные, могущие носить оружие. Помимо поражения в войне, взрыв плебейского гнева против децемвиров вызван был убийством бывшего трибуна Луция Секция, который тайно агитировал в воинском лагере против власти децемвиров, призывая плебеев покинуть лагерь и  избрать народных трибунов. Его послали разведать место для лагеря во владениях сабинян, а по пути ему устроили засаду. Пал он в неравном бою с убийцами, многих из них он сам убил в схватке. При расследовании обстоятельств его смерти выяснилось, что убит он не  противниками, а  римскими солдатами, потому что никаких следов сабинян на месте его гибели не нашли, а рядом с ним лежали трупы других римлян, напавших на него. В войсках, значительное большинство которых составляли плебеи, его смерть вызвала взрыв негодования. Последней каплей, переполнившей чашу плебейского гнева, стала гибель дочери центуриона из  плебеев Луция Вергиния, просватанной за бывшего трибуна Луция Ицилия. Воспылавший к ней страстью Апий Клавдий не преуспел в попытках соблазнить ее в отсутствие отца, находившегося в военном лагере. Тогда по сговору со своим клиентом Марком Клавдием он придумал такую уловку: «Когда она пришла на форум, где среди лавок была и школа, в которой она обучалась грамоте, Клавдий, слуга децемвирской похоти, остановил наложением руки девушку и, объявив ее дочерью своей рабыни и, следовательно, рабыней, приказал без промедленья следовать за ним… Бедная девушка остолбенела, но на крики кормилицы сбежался народ. …Девушка была уже спасена от насилия, но тут предъявивший на нее свои права заявил, что ни к чему собирать такую толпу: он, мол, намерен действовать не силой, но по закону. И вот он вызывает девицу в суд» (Ливий, цит. изд., т. 1, с. 185). Девушка затем добровольно явилась в трибунал, где суд вершил участник преступного сговора Клавдий Аппий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010