В лат. источниках термин «катары» встречается со 2-й пол. XII в. Самое раннее упоминание - в полемическом сочинении аббата Экберта из Шёнау «Против катаров» (Contra catharos, 1163). Автор описывает неортодоксальные религ. движения, к-рые, по его словам, были широко распространены в Кёльнском архиеп-стве. Еретики называли себя катарами (catharos), т. е. «чистыми», поскольку считались последователями одного из манихейских течений IV в. (см. Манихейство ) - катаристов (catharistae), т. е. «очищающих [души]». Впосл. эта гипотеза происхождения слова «катары» часто встречалась в средневек. полемических сочинениях и в хрониках. В Декрете Грациана утверждалось, что еретики т. о. подчеркивали свое превосходство над др. христианами, «заявляя о себе как о наиболее чистых» (Decret. Gratian. Pars 2. Causa 24. Q. 3. Cap. 39: «Quot sint sectae hereticorum»). Существовали и др. этимологии. Алан Лилльский, автор трактата «О католической вере против еретиков» (De fide catholica contra haereticos, ок. 1200), производил название «катары» от слова catha, по его мнению, оно переводится как «течение», поскольку еретики «утопают в пороке», или от cattus (лат.- «кот»), потому что вероотступники связаны с диаволом и «целуют зад коту, в образе которого, как они говорят, является им Люцифер» ( Alanus de Insulis. De fide catholica contra haereticos//PL. 210. Col. 366). Как синоним слова «катары» часто употреблялось название «альбигойцы». В заглавии 4-го канона Турского Собора 1163 г. так именуются члены неортодоксальных общин, распространенных в еп-стве Альби. Позднее в источниках, а затем и в исследовательской лит-ре под альбигойцами понимали К., живших в Юж. Франции. В источниках сер.- 2-й пол. XII в. встречаются и др. названия неортодоксальных религ. движений, которые авторы текстов ставили в один ряд с К. Экберт из Шёнау утверждал, что речь идет об одном и том же сообществе верующих, известном под различными именами: «В нашей Германии они называются катарами, во Фландрии - пифлами, в Галлии, за их занятия ткачеством,- тесерантами (ткачами)» ( Eckbertus Schonaugiensis. Sermo I//PL. 195. Col. 15). В 1157 г. учение пифлов обсуждалось на Соборе в Реймсе. Пифлов объявили «сектой манихеев», а приписываемые им учения - еретическими. III Латеранский Собор в 1179 г. осудил некатолич. религ. верования и подчеркнул единство «еретиков, которых одни называют катарами, другие - патаренами, третьи - публиканами, четвертые - прочими именами» ( Mansi. T. 22. Col. 231-233). В 1184 г. похожая формула была использована в булле «Ad abolendam» папы Луция III (Concile de Verone: Decretale Ad abolendam diversarum haeresium pravitatem du 4 nov. 1184//Enchiridion fontium valdensium/Ed. G. Gonnet. Torre Pellice, 1958. Vol. 1. P. 50-53).

http://pravenc.ru/text/1681369.html

Общее введение Как уже было сказано в Предисловии, собрание фрагментов в этом томе представляет некоторые особенности по сравнению с предыдущими изданиями. В изданиях Perler» – Hall " a группировка и нумерация фрагментов соответствует Otto, которому еще не был известен текст гомилии О Пасхе. После открытия гомилии фр. XVI Otto как вошедший в более полный оригинальный текст перестал публиковаться самостоятельно, но только в коллации с греческим источником. Мы поступили, в свою очередь, точно так же с несколькими фрагментами, перекрытыми новообнаруженной грузинской проповедью, однако привели перевод сирийских фрагментов параллельно, а не в коллации (а иногда перевод вместе с коллацией), поскольку подлинный полный греческий текст остается неизвестным. Кроме того, новые публикации позволяют уточнить греческий текст некоторых фрагментов и иначе определить их авторство. Наконец, мы сочли полезным объединить все разрозненные Testimonia о Мелитоне (насколько нам была доступна требуемая литература) в специальном разделе. Насколько выиграло (или проиграло – по крайней мере в удобстве пользования) от этого собрание фрагментов Мелитона – судить не нам, но некоторые неудобства от несовпадения нумерации в нашей книге и зарубежных изданиях мы постарались компенсировать составлением следующей таблицы соответствий номеров фрагментов в разных изданиях: Perler Настоящее издание Perler Настоящее издание (см. О душе и теле, 29 –34, 90 –7, 113 –26) [без на с. 128] New Fragments I – III =О душе и теле I. Подлинные фрагменты А. Фрагменты произведений, названия которых известны АППОЛОГИЯ Фр. A1 (=fr. 1 Hall) CPG I, 1093 (1) ВВЕДЕНИЕ Первый отрывок из апологии Мелитона, сохранившийся у Евсевия, является одним из важных текстов для истории христианства. К сожалению, многие проблемы остаются открытыми до сих пор. Время составления апологии. Из текста следует, что апология обращена к одному императору, дедом которого был Адриан и который имел сына. По совокупности этих данных речь может относиться только к Марку Аврелию (названного Евсевием в ЦИ IV, 13, 8 Вером), после февраля 169 г. (смерть Луция Вера) и до 27 ноября 176 г., когда Коммод, его сын, был объявлен соправителем отца. По Хронике Евсевия – Иеронима это 170 г. (p. 206A Helm; фρ. D6); по Grant " y наиболее вероятная дата – лето 176 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Иоанн Галенский [Иоанн Уэльский; лат. Johannes Galensis, Walesius, Walensis] (1-я четв. XIII в.), средневек. канонист. Согласно скупым упоминаниям в предисловии (proœmium) к аппарату глосс на «Compilatio tertia» его младшего современника и ученика канониста Танкреда, И. Г. был преподавателем (magister) канонического права в Болонье и представлял интересы англ. прелатов в Римской курии ( Post. 1939. S. 368. N 1, 374). О его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Прозвище Галенский указывает на его валлийское происхождение. И. Г. приобрел известность как составитель свода папских декреталий (между 1210 и 1212), довольно быстро, как считают исследователи, получившего распространение под названием «Compilatio secunda», или «Compilatio II». В свод гл. обр. вошли декреталии Римских пап Климента III (1187-1191) и Целестина III (1191-1198), тем самым был заполнен пробел между «Compilatio prima» (ок. 1190) Бернарда Павийского и «Compilatio tertia» (1209-1210) Петра Беневентского , содержавшей декреталии папы Иннокентия III за первые 12 лет понтификата (1198-1209). И. Г. включил в сборник 2 канона Турского Собора 1163 г. (Compilatio secunda. III 17. 2; 27. 1), 7 декреталий Иннокентия III, ряд декреталий Римских пап Александра III (1159-1181), Луция III (1181-1185), Урбана III (1185-1187) и Григория VIII (окт.-дек. 1187), отсутствовавших в «Compilatio prima», а также документы эпохи, предшествовавшей составлению Декрета Грациана: фрагменты сочинений блж. Иеронима Стридонского (Compilatio secunda. III 17. 1) и Гинкмара Реймсского (Compilatio secunda. V 22. 1), 2 декреталии свт. Григория I Великого (Compilatio secunda. II 17. 9; III 18. 1 (= Jaffé. RPR, N 1117, 746)), постановление из Ахенского капитулярия 809 г. (Compilatio secunda. II 12. 1), каноны VI Орлеанского Собора (813) (Compilatio secunda. III 6. 1), Соборов в Трибуре (895) (Compilatio secunda. IV 1. 1) и в Зелигенштадте (1022) (Compilatio secunda. V 22. 2). Значительное количество документов он заимствовал из собраний предшественников, прежде всего болонских канонистов Гильберта и Алана Английского.

http://pravenc.ru/text/471107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР IV (V) (1095, Тиволи, близ Рима - 20.04.1164, Лукка; мирское имя Оттавиано ди Монтичелли), антипапа. Происходил из знатного рода графов Тускуланских. В нач. 1138 г. был возведен папой Иннокентием II в достоинство кардинала-диакона ц. св. Николая «в узах» (S. Nicolai in Carcere). В 1143-1145 гг. В. вел по поручению пап Целестина II и Луция II переговоры с кор. Сицилии Рожером II . Являлся папским легатом при герм. кор. Конраде III, затем при имп. Фридрихе I Барбароссе . В 1151 г. папой Евгением III был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Цецилии (S. Caeciliae). С 1158 г.- кардинал-первопресвитер. После смерти папы Адриана IV при выборах нового папы (7 сент. 1159) 25 кардиналов проголосовали за поддержанного кор. Сицилии Вильгельмом I юриста и теолога кард. Роландо Бандинелли, ставшего папой Александром III ; 8 кардиналов поддержали Оттавиано ди Монтичелли, объявившего себя папой Виктором IV (т. к. предыдущий Виктор IV рассматривался как антипапа). Несмотря на меньшинство в коллегии кардиналов, кандидатура В. была поддержана Фридрихом Барбароссой. Епископское рукоположение и интронизация В. состоялись 4 окт. 1159 г. в аббатстве Фарфа, что явилось началом схизмы в Римско-католической Церкви, продлившейся до 1180 г. В февр. 1160 г. В. созвал в Павии Собор, на к-ром присутствовали епископы Германии и Сев. Италии, и объявил об отлучении папы Александра III. В свою очередь в 1161 г. Александр III созвал Соборы в Ананьи и Монпелье, а в 1163 г.- в Туре, на к-рых было провозглашено отлучение В. Постепенно Александру III удалось получить признание со стороны мн. европ. гос-в (Англия, Франция, Сицилия), в то время как В., несмотря на поддержку Фридриха Барбароссы, не признавали даже мн. нем. епископы. Со смертью В. (похоронен в Лукке) схизма не закончилась, т. к. Фридрих Барбаросса не признал папой Александра III. Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 2. S. 418-426. Лит.: Kehr P. Zur Geschichte Victors IV. (Octavian von Monticelli)//NA. 1926. Bd. 46. S. 53-85; Brezzi P. Lo «schisma inter regnum et sacerdotium»//Archivio d. Deputazione Romana di Storia Patria. 1940. Vol. 63. P. 1-98; Schuster B. Das Treffen von St. Jean de Losne im Widerstreit der Meinungen: Z. Freiheit der Geschichtschreibung im 12. Jh.//ZfGW. 1955. Bd. 43. S. 211-245; Schwarzmaier H. Zur Familie Viktors IV. in der Sabina//QFIAB. 1968. Bd. 48. S. 64-79; Palumbo P. F. Le doppie elezioni d. 1130 e d. 1159 e il giudizio di Alessandro III e d. sua età sullo scisma precedente//Storia e Civiltà. Viterbo, 1985. Vol. 1. P. 408-429; Georgi W. Friedrich Barbarossa und die auswärtigen Mächte: Stud. z. Aussenpolitik 1159-1180. Fr./M., 1990. S. 42-90; Laudage J. Alexander III. und Friedrich Barbarossa. Köln, 1997. S. 103-152; Engels O. Die Staufer. Stuttg., 19987. S. 74-86; Strothmann J. Kaiser und Senat: der Herrschaftsanspruch der Stadt Rom zur Zeit der Staufer. Köln, 1998. S. 218-227. (AKG; 47).

http://pravenc.ru/text/158562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФИВ [греч. Εφηβος; лат. Ephebus] (III-IV (?) вв.), свт. (пам. зап. 23 мая), еп. г. Неаполь (Италия). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (кон. VIII - нач. IX в.), Е. был 7-м предстоятелем кафедры. В перечне епископов указано, что он занимал кафедру 8 лет (251-257) в годы понтификата Римских пап Корнилия, Луция I и Стефана I. Др. сведения о его жизни не сохранились. Память Е. содержится в неаполитанском Мраморном календаре (1-я пол. IX в.). Впосл. редкое греч. имя святителя было искажено в лат. агиографической традиции (Евфевий, Евсевий, Ефрем, Ефрам и др.). Е. был похоронен в пригородных катакомбах. Еп. Иоанн IV (842-849) в связи с военной опасностью перенес мощи Неаполитанских святителей, в т. ч. Е., в кафедральный собор Спасителя - базилику «Стефания» (построена еп. Стефаном (499-501)). В X в. было составлено описание 3 чудес святителя. В одном повествуется о пресвитере, к-рый регулярно совершал мессу в пригородной ц. свт. Ефива и не отказался от этого даже во время нашествия арабов. При помощи святителя он остался незамеченным врагами, а затем отразил их нападение посохом. Впосл. др. пресвитер послал в церковь ученика, чтобы тот приготовил все необходимое для богослужения. Юноша увидел, что в наполненном благоуханием храме служит мессу неизвестный ему епископ. Услышав об этом, пресвитер поспешил в церковь, но нашел ее пустой и понял, что таинственным епископом был Е. В др. раз святитель чудесным образом вернул долг горожанину, к-рый призвал его быть поручителем. Согласно описанию чудес, Е. почитался как один из св. покровителей города. В 1530 г. пригородная ц. свт. Ефива была передана монахам ордена капуцинов, которые начали строительство нового храма и монастыря (1531-1602). Во время работ под алтарем были обретены мощи Неаполитанских святителей Е., Фортуната и Максима, а также их живописные изображения «франкской работы» (1589). Согласно обнаруженной надписи, они были перенесены из кафедрального собора при архиеп. Павле I († 1267). По результатам проведенного дознания мощи были признаны подлинными и положены в алтаре новой церкви, названной в честь 3 святителей (ныне ц. Сант-Эфрамо Веккьо). В память этих событий было установлено местное празднование святителям Е., Фортунату и Максиму 8 нояб. В кон. XVI в. была построена также церковь францисканского мон-ря в Неаполе, освященная в честь Непорочного зачатия Пресв. Богородицы и во имя Е. (ныне мон-рь Сант-Эфрамо Нуово). В 1673 г. Е. был официально включен в число 52 св. покровителей города. В 1750 г. капуцины составили и издали «Житие славного св. Евфрама, епископа и защитника г. Неаполя» (Vita del glorioso S. Euframo vescovo e protettore di questa città di Napoli). В XIII в. глава святителя была отделена от мощей и хранилась в архиепископской ризнице. В наст. время она находится в серебряном бюсте-реликварии в капелле Сокровища св. Ианнуария в кафедральном соборе Неаполя.

http://pravenc.ru/text/182057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕФИРИН Зефирин [лат. Zephyrinus; греч. Ζεφυρνος] († 26.08.217 или 218), свт. (пам. зап. 26 авг.), еп. (папа) Римский (со 198 (An. Pont. 2008. P. по др. версии, с 202/3). Евсевий , еп. Кесарийский, сообщает, что З. стал преемником свт. Виктора I на 9-м году правления имп. Септимия Севера (202/3) и после 18 лет управления Римской Церковью скончался в 1-й год правления Антонина Элагабала (218/9). В каталоге папы Либерия (Catalogus Liberianus) даются даты понтификата З. по консульской хронологии: согласно этому источнику, он занимал кафедру 20 лет - от консульства Сатурнина (Публия Марция Сергия Сатурнина) и Галла (Луция Аврелия Галла), т. е. со 198 г., до консульства Презента (Гая Бруттия Презента) и Экстриката (Тита Мессия Экстриката), т. е. до 217 г. В Liber Pontificalis обе датировки совмещены - сохранены указания на консулов, однако в соответствии со сведениями, приведенными Евсевием, З. приписано 18 лет понтификата (Евсевий включил в счет первый и последний годы пребывания З. на Римской кафедре), тогда как, согласно каталогу папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus), З. занимал кафедру лишь 17 лет. В Liber Pontificalis кончина З. указана под 25 авг., в Мартирологе блж. Иеронима - под 20 или 21 дек. В сер. IX в. Флор Лионский поместил память З. под 26 авг., так же как в Древнем (Малом) Римском Мартирологе. Этот день памяти содержится и в др. каролингских Мартирологах (Адона Вьеннского, Узуарда). В XVI в. кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе впервые назвал З. мучеником (ранее он почитался как исповедник). Согласно Liber Pontificalis, папа был погребен в отдельной катакомбе возле катакомб Каллиста на Аппиевой дороге. Впосл. эта катакомба была включена в состав катакомб Каллиста. О захоронении З. на Аппиевой дороге вместе с мч. Тарсикием упоминается в рим. итинерариях VII-VIII вв. О пастырской деятельности З. и его участии в богословских спорах кратко сообщается в «Церковной истории» свт.

http://pravenc.ru/text/199757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСОФИЙ Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) Прмч. Пансофий Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 325) [Греч. Πανσφιος] (III в.), прмч. Александрийский (пам. 15 янв.), пострадал при имп. Деции (249-251). На греч. языке сохранилось лишь краткое синаксарное сказание о П., составленное на основании пространного Мученичества (SynCP. Col. 394-395). Согласно этому тексту, П. род. и жил в Александрии, был сыном проконсула (анфипата) по имени Нил. Юноша получил блестящее образование, но предпочел светской карьере служение Господу. Он был христианином и после смерти отца, раздав все имущество бедным, решил начать жизнь отшельника. 27 лет он провел в пустыне в посте и молитвах. Когда Деций начал гонения на христиан, кто-то донес на П., и он был приведен на суд правителя Александрии Августалия. Представ перед язычниками, П. стал проповедовать христ. учение и обличать языческие заблуждения, благодаря чему нек-рые идолопоклонники обратились ко Христу. Августалий приказал подвергнуть П. бичеванию, во время к-рого мученик предал свою душу Господу. «Августалий» - видимо, не имя собственное, а название должности: префектов Египта называли августалами. В арм. синаксаре Тер-Исраэля память П. (имя передано как Пансофос или Памфос) помещена под 15 аратца (22 янв.), имя отца не упомянуто, но есть имя имп. чиновника Луция (Лукия), к-рый допрашивал П. (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d " Aratz. P. 71. (PO; T. 19. Fasc. 1). Соответственно заметка в арм. Синаксаре основана не на визант. синаксарном сказании, а на др. источнике, возможно, на не сохранившемся на греч. языке Мученичестве. В XI в. на груз. язык прп. Георгием Святогорцем было переведено синаксарное сказание о П., под 16 янв. включенное в сб. Великий Синаксарь (известно 6 рукописей XI в.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2578833.html

Впервые Н. упоминается в аккад. клинописных документах в связи с походом в 900 или 901 г. до Р. Х. царя Ассирии Адад-нерари II против обосновавшегося там Нур-Адада из арамейского племени теман ( Streck. 2001. S. 186). Ок. 852 г. Н. стал главным городом ассир. наместничества, управитель которого носил титул     (главный разведчик). Последние упоминания о Н. в аккад. клинописных текстах связаны с разграблением города нововавилонским царем Набопаласаром в 612 г. до Р. Х. В 536 г. Н. был завоеван персами и вошел в обл. Бет-Арабайе в составе державы Ахеменидов. После завоевания Ближ. Востока Александром Великим (Македонским) (кон. IV в. до Р. Х.) Н. был переименован в Антиохию Мигдонийскую (Αντιχεια τς Μυγδονας). В кон. IV - II в. до Р. Х. город входил в состав державы Селевкидов. В 30-х гг. II в., как и вся Месопотамия, был захвачен парфянским царством Аршакидов. В эпоху расцвета Армянского царства Тиграна II Великого (95-55 до Р. Х.) Н., возможно, входил в его состав ( Lieu. 2006). В 68 г. по Р. Х., после битвы при Тигранакерте, город был на короткое время занят войсками рим. полководца Луция Лициния Лукулла ( Plut. Vitae. Lucullus. 32. 4; Dio Cassius. Hist. Rom. XXXVI 6-7). Римляне сообщали, что город был многонаселенным и хорошо укрепленным; во главе его стоял градоправитель грек Каллимах; мощная крепостная стена из кирпичей доставила армии Лукулла трудности при штурме ( Dio Cassius. Hist. Rom. XXXVI 6). Тем не менее в дальнейшем Н. остался частью буферных территорий между Римской империей и Парфией. Город вошел в состав княжества Адиабена (Хдаяв, Хедаяб), подчиненного Аршакидам; в ходе римско-парфянского соперничества он даже назывался Нисибин Парфянский. В кон. 50-х гг. I в. по Р. Х., во время похода Гнея Домиция Корбулона в Сирию через Тигранакерт, Н. был захвачен римлянами, но вновь ненадолго ( Lyd. Mag. III 34). Только в ходе парфянского похода имп. Луция Вера (161-163) он был включен в состав Римской империи ( Lucian. Hist. 15). В городе разместился рим. гарнизон. В 195 г. население Н. поддержало имп. Септимия Севера в его противостоянии с Песценнием Нигером, город выдержал осаду войсками Адиабены и Осроены и за верность императору был удостоен статуса колонии. С эллинистической эпохи в Н. существовала значительная евр. община. В I в. до Р. Х. здесь находилась школа известного танная Йехуды бен Басиры.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Несебыр [Болг. Несебър; до 1934 - Месемврия (греч. Μεσημβρα)], город на побережье Чёрного м., в обл. Бургас (Болгария), разделяется на новый и старый. Основные археологические и архитектурные памятники находятся в Старом Н., расположенном на скалистом полуострове (длина 850 м, ширина ок. 300 м), к-рый соединен с материком узким перешейком длиной ок. 400 м (иногда затапливается). В 1956 г. он получил статус города-музея, в 1983 г.- включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Н. Древнее название города Мелсамбрия возводят к некоему Мелсу, его основателю, и к фракийскому слову «бриа» - «город», возможно означающее, что на этом месте существовало фракийское укрепленное поселение. В VI в. до Р. Х. здесь поселились греки-дорийцы. Впервые как Месемврия город упоминается в «Истории» Геродота. Благодаря удачному географическому расположению город вскоре стал одним из крупнейших экономических центров на зап. побережье Чёрного м., с 440 г. до Р. Х. в Месемврии чеканилась своя монета. Ок. сер. IV в. до Р. Х. эту территорию захватили войска македон. царя Филиппа II. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. От древнейшего периода в Старом Н. сохранились или были раскрыты во время археологических раскопок фрагменты укреплений фракийского поселения и пристани в сев. части полуострова (II тыс. до Р. Х.; также сохр. сведения о пристани в юж. части), крепостной стены, башен и ворот (кон. V-III в. до Р. Х.), фундаменты акрополя, агоры, перистиля, храма Зевса и церкви в центре полуострова (VI-V вв. до Р. Х.), театра, домов (IV-II вв. до Р. Х.), акведука (V-VI вв. по Р. Х.), терм и проч. В нач. I в. до Р. Х. город вошел во владения Митридата VI Евпатора, в 72-71 гг. до Р. Х. взят рим. войсками под командованием Луция Лициния Лукулла. Окончательно присоединен к Римской империи в нач. I в. по Р. Х., входил в состав провинций Македония, Мёзия, Фракия (со II в.), Гемимонтия (с нач. IV в.). В составе Римской империи пользовался рядом привилегий, в городе продолжали чеканить свою монету.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬКАНТАРА [испан. Orden Militar de Alcántara, Orden Militar de San Julian de Pereiro], испан. духовно-рыцарский орден. Предположительно основан в 1156 г. неск. знатными выходцами из Саламанки. Первые документы, направленные к магистру А., относятся к 1176 г. Официально орден утвержден кор. Фердинандом II в янв. 1176 г. и папой Александром III в дек. того же года как орден Сан-Хулиан де Перейро (по названию крепости, к-рую орден оборонял от мавров). В 1179 г. по настоянию монаха- бенедиктинца Амандо, являвшегося духовным наставником рыцарей - основателей ордена, был принят бенедиктинский устав (см. Венедикт Нурсийский ). В этом же году орден был взят под покровительство кастильской короны, а в 1184 г. буллой папы Луция III подчинен непосредственно папскому престолу. В 1218 г. в дар от магистра ордена Калатрава орден Сан-Хулиан де Перейро получает крепость Алькантара (откуда появилось второе и более распространенное название ордена). В соглашении между 2 орденами было заявлено о подчиненном положении А. по отношению к ордену Калатрава, об унификации символики (для обоих орденов это крест с растительным орнаментом: для А.- зеленый, для Калатравы - красный) и совместном участии в военных кампаниях против мавров. В XV в. противоборство с монархией и группировками знати, недовольными вмешательством ордена во внутриполитическую жизнь Леоно-Кастильского королевства, привело к утрате А. политической, экономической и юридической самостоятельности. Согласно булле Иннокентия VIII от 13 сент. 1488 г., право назначения великого магистра ордена переходило к «католическим королям» - Фердинанду V Арагонскому и Изабелле Кастильской. Папа Александр VI буллой от 21 июля 1495 г. подтвердил, что после смерти 37-го великого магистра ордена А. Хуана де Суньиги его пост получат «католические короли». После смерти Фердинанда и Изабеллы их наследники сохранили за собой право назначать на должность великого магистра А. С кон. XV в. орденом руководил Совет орденов А. и Калатрава, а в 1525 г. управление А. и его богатствами было передано созданному при имп. Карле V Высшему совету военных орденов. В 1813 г. во время первой испан. революции орден А. был распущен. В 1884 г. Альфонсо XII введен орден А. как военная награда. Лит.: Fernandez Llamazares J. Historia compendiada de las cuatro órdenes militares de Santiago, Calatrava, Alcántara y Montesa. Madrid, 1862; O " Callaghan J. F. The Spanish military Order of Calatrava and its affiliates. L., 1975. P. 224-232, 471-486; Fern á ndez Izquierdo F. La orden militar de Calatrava en el siglo XVI. Madrid, 1992. P. 48-52, 130-144. Р. С. Баданин, А. В. Марей Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114150.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010