Де Росси был приглашен на Всероссийский археологический конгресс в Одессе, но не смог принять в нем участие 1758 . Больше других он был связан с Иваном Владимировичем Цветаевым, которому содействовал в изготовлении слепков надписей и копий живописи катакомб для музея им. Александра III. Цветаев присутствовал на чествовании де Росси в Риме в 1892 г. Благодаря этому сотрудничеству де Росси получил от русского правительства орден св. Анны 1759 . Научная деятельность де Росси началась в 1848 г. с важного открытия. Он обнаружил в катакомбе св. Каликста на Аппиевой дороге захоронения и эпитафии пап III в.: Корнелия, Понциана, Антера, Фабиана, Луция и др. Этот ныне широко известный памятник получил название крипты пап. Папа Пий IX очень интересовался археологией подземного Рима. В 1852 г. он создал Комиссию по священной археологии, которая в течение нескольких десятилетий была единственным учреждением, занимавшимся исключительно «священными кладбищами». На протяжении почти полувека де Росси исследовал свыше десятка комплексов подземного Рима: топографию, живопись, эпиграфику, в том числе метрические надписи папы Дамаса (366–384). В Библиотеке Ватикана де Росси изучил и издал богатую коллекцию древних карт, планов и видов Рима, раннесредневековые путеводители по катакомбам и церквам Рима и многие другие документы. Ученый подготовил Первый международный конгресс по христианской археологии в Салоне (1894), но не смог в нем участвовать. Основная черта метода, который де Росси и археологи его круга называли критическим, – всестороннее сравнительное рассмотрение всех письменных документов по истории Церкви, агиографии, литургике, эпиграфических и вещественных памятников в широком историческом контексте. Этот «плюридисциплинарный», как говорят сейчас, подход остается основным и в наше время. Де Росси существенно продвинулся в знании топографии и хронологии подземных комплексов, – эти проблемы остаются сложными до сих пор. Ученый внес важный вклад в создание исторического и интерпретационного метода иконографии и иконологии: раскрытие сюжета, символа или аллегории как «целостное критическое чтение», анализ религиозный и философский, в сочетании с анализом литературных источников, стиля, семантики, психологии, культурных и религиозных связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот принцип достиг полноты выражения еще при Клименте IV: изданная им 27 августа 1265 г. булла Licet ecclesiarum установила, что верховный понтифик выше всех обычаев назначения на церковные должности, которые противоречат его прерогативам. В частности, впредь право назначения на бенефиции, вакантные в связи со смертью держателей во время пребывания их «при римской курии» (apud curiam Romanam, apudsedem apostolicam или in curia), должно принадлежать только папам. Β 1324 г. эту концепцию богословски поддержит августинский монах Августин Триумфус, утверждавший, что папа выше всякого канонического права и имеет власть распоряжаться всеми церковными местами. Предписание Климента IV изменяет Григорий X на Лионском соборе 1274 г.: если папа не совершает другого назначения в течение месяца, восстанавливается право первичного назначения. Бонифаций VIII в 1296 г. разъяснил, что apud curiam Romanam означает «в двух днях пути от Римской курии», а указаниями Климента V и Uoahha XXII (как они сформулированы в конституции Ex debito) в распоряжение папы передавались все бенефиции, освободившиеся вследствие отчуждения и лишения права последнего владельца, либо вследствие неподтверждения его назначения, либо его отрешения от должности папой, либо его перевода на новый приход папским повелением, и т.д. Иннокентий IV был первым папой, который в широком масштабе пользовался правом резервирования или предоставления бенефициев (на основании апостольского права полноты власти: de apostol. potestatis plenitudine reservamus или, как писал Александр III, ipsum commendamus rogantes et rogando mandantes), хотя некоторые ученые считают, что папы начали настаивать на праве резервации со времен Луция III. Например, в 1248 г. из 20 мест в соборном капитуле в Констанце 17 занимали назначенные папой лица, а еще 14 папских креатур ожидали назначения на выморочные места. В 1255 г. Александр IV ограничил количество ожидающих четырьмя на каждую церковь . В 1265 г. Климент IV запретил в Англии выборы клириков до особого распоряжения и сохранил право назначения за собой. Тот же папа, под предлогом волнений на Сицилии, сохранил за собой общее право назначения на все должности в королевстве, принадлежавшие ранее епископам или капитулам. Урбан IV отобрал право избрания на церковные должности у гибеллинских городов в Ломбардии. Мартин IV и Гонорий IV претендовали на то же право по отношению к кафедральным назначениям на Сицилии и в Арагоне. Гонорий IV монополизировал все назначения в латинской церкви на Востоке, а Бонифаций VIII, ввиду сопротивления Филиппа IV, закрепил за собой право назначения во все «кафедральные и регулярные церкви» Франции, так что из 16 французских епархий, бывших вакантными в период его понтификата, только одно место было заполнено путем привычного избрания. В литературе право резервации оценивается как «систематическая симония».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1189 г. папа Климент III получил от императора все земли, которые составляли Церковную область и были ранее отняты у папы Луция III. С развитием феодализма в X – начале XI в. императоры Священной Римской империи и другие крупные феодалы предпочитают наделять земельными владениями епископов, а не светских вассалов: духовенство не имело династических притязаний, представлявших угрозу для сюзерена. Многие епископы и аббаты становятся не только церковными, но и светскими владыками: Оттоны, а за ними и императоры Салического дома постепенно наделяют епископов графской властью и иммунитетами. Этот факт оказал существенное воздействие на качество высшего духовенства: при выборе епископа решающее значение приобретают не его духовные качества (как проповедника или аскета, например), а требования, которые предъявляются к вассалу – административные способности и готовность исполнять волю сюзерена. Такой епископат мало интересовался религией, зато проявлял массу рвения к контролю за доходами и иным мирским делам. Нередко возникали обвинения в симонии и конкубинате. Церковное государство – dominium temporale – de facto развалилось: епископы и аббаты в своих областях, наделенных иммунитетом, стали пользоваться правами и юрисдикционными полномочиями графов; графы, некогда бывшие чиновниками церкви и арендаторами церковных земель, стали считать города своей наследственной собственностью и назначали в них должностных лиц; церковная область фактически стала наследственным леном графов Тускуланских, a το, что удалось сохранить, составляло dominium церкви лишь номинально, распавшись на множество мелких баронств. Да и в самом Риме знатные семейства не признавали пап как сеньоров. Причины упадка папства состояли: 1) в подчинении духовенства, превратившегося в феодалов, светской власти, что вносило в церковь секулярный дух, и 2) в ослаблении церковной дисциплины. Как отмечается в литературе, Римская церковь «была сведена на степень обыкновенного провинциального епископства, которое семья диких графов считала достоянием своих младших членов». Во власти пап оставалось, пожалуй, только право отлучать от церкви, а из всех пожалований Каролингов – разве что дарственные грамоты в папском архиве. Дух обмирщения мало-помалу стал господствующим во всей церковной системе. § 4. Порядок избрания пап

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этого, еретики были заражены оккультными идеями, усвоив которые, они уже в принципе не могли достичь первоначально присущей им чистоты, и поэтому вместо чистоты впадали в еще большее нечестие, так как за образец брали мировоззрение различных еретических и гностических общин, которые носили по существу оккультный характер и с истинным христианством ничего общего не имели. Но в период средневекового невежества, которое охватывало в то время всю Западную Европу, еретики с трудом ориентировались в богословском содержании христианского вероучения. «Руководители еретических сект обычно были выходцами из полуобразованной среды, на них большое влияние оказывали спиритуализм, мистицизм. Они фанатически верили в то, что если они очистят свои души, то непосредственно могут познать Бога и обрести его милость. Поэтому они не видели необходимости в организованном посредничестве между человеком и Богом... ибо истинно верующий и собственными силами способен получить милость» 132]. 270 Против ересей и восстала католическая церковь . Развернув борьбу против еретиков, Иннокентий III изменил тактику борьбы. До него в Римо-католической церкви действовал принцип, согласно которому еретиков следовало перевоспитывать, убеждать, наставлять. Иннокентий III в 1193 году дополнил декреты своего предшественника, папы Луция, заявлением о том, что ересь, в соответствии с римским правом, стала оскорблением для папского престола, и виновные в ней подлежали смерти на костре. На IV Латеранском соборе это постановление Иннокентия было канонизировано, а императором Фридрихом II в 1224 году утверждено имперским законом. В это время и была учреждена папская инквизиция. Таким образом, оккультизм после длительного упадка начал активно возрождаться в еретических движениях средневековой Европы. Побудительной причиной этого процесса стала деятельность пап с их неумеренными притязаниями на мировое господство. Альбигойцы Манихейство на протяжении веков гонений сумело выработать систему защиты и сохранения. Это выразилось в структуре построения сект, в конспирации.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗЕФИРИН РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зефирин (лат. Zephyrinus; греч. Ζεφυρνος; + 217 / 218 ), епископ Римский , святитель Память 20 декабря (Итал. ) Еп. Евсевий Кесарийский , сообщает, что Зефирин стал преемником свт. Виктора I на девятом году правления имп. Септимия Севера (202/3) и после 18 лет управления Римской Церковью скончался в первый год правления Антонина Элагабала (218/9). В каталоге папы Либерия (Catalogus Liberianus) даются даты понтификата Зефирина по консульской хронологии: согласно этому источнику, он занимал кафедру 20 лет - от консульства Сатурнина (Публия Марция Сергия Сатурнина) и Галла (Луция Аврелия Галла), т. е. с 198 года, до консульства Презента (Гая Бруттия Презента) и Экстриката (Тита Мессия Экстриката), т. е. до 217 года. В Liber Pontificalis обе датировки совмещены - сохранены указания на консулов, однако в соответствии со сведениями, приведенными Евсевием, Зефирину приписано 18 лет понтификата (Евсевий включил в счет первый и последний годы пребывания Зефирина на Римской кафедре), тогда как, согласно каталогу папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus), Зефирин занимал кафедру лишь 17 лет. О пастырской деятельности епископа Зефирина и его участии в богословских спорах кратко сообщается в " Церковной истории " свт. Евсевия Кесарийского и в " Философуменах " - тексте нач. III века, который приписывается сщмч. Ипполиту Римскому . Автор " Философумен " , негативно настроенный по отношению к преемнику Зефирина свт. Каллисту I, сохранил неприязнь и к Зефирину, охарактеризовав его как человека простого, малообразованного, алчного и вспыльчивого . Отголоски негативного отношения к Зефирину есть и у Евсевия, который, цитируя некоего анонимного автора, писал, что до Виктора I истина апостольского учения строго сохранялась в Церкви, а при Зефирине ее начали искажать. Автор " Философумен " упрекал Зефирина в том, что тот не обратил должного внимания на ересь Савеллия (модалистическое монархианство ).

http://drevo-info.ru/articles/13680138.h...

Никакой ереси ни в привезенных переводах, ни в речах последователей Вальдо не было обнаружено, тем не менее, папа, одобрив принесенный ими обет добровольной бедности, строжайше запретил им проповедовать без дозволения местного священства. Это было равносильно полному запрету. На следующий год на поместном соборе в Лионе Вальдо, в присутствии папского легата Генриха де Мерси, произнес исповедание веры, декларировав свою ортодоксальную позицию по всем вопросам, которые затрагивала катарская ересь, и провозгласил, что в намерения его самого и его сторонников входит «оставить мир» (ср.: Ин. 16:28 ), «не заботиться о завтрашнем дне» (ср.: Мф. 6:34 ), «не брать ни золота, ни серебра» (ср.: Мф. 10:9 ) и «руководствоваться исключительно предписаниями Евангелий». Ни слова не было сказано о проповеди, хотя в конце речи Вальдо отрекся от неортодоксальных «экстремистов», которые прикрываются именем его группы, – вероятно, на определенном этапе он уже не мог остановить проникновение в ряды вальденсов людей, настроенных более радикально, чем он сам 188 . Так или иначе, вопрос о проповеди остался открытым, поскольку даже среди полностью ортодоксальных сторонников Вальдо немало было тех, кто полагал, что «предписания Евангелий», которыми они поклялись руководствоваться, предполагают среди прочего проповедь и заботу о человеческих душах. 3. Отторжение вальденсов от «официальной» церкви Веронская булла папы Луция III Ad abolendam от 4 ноября 1184 г. довершила отторжение вальденсов от «официальной» церкви. В ней все названия и самоназвания групп и движений – от катаров до гумилиатов – перечислялись в одном ряду, а большинство священнослужителей и церковных иерархов даже не пытались провести разграничение между убежденными противниками официального вероучения и практики и теми, кто мог быть возвращен в лоно церкви мягкими мерами. Основной мерой борьбы с вальденсами в период, последовавший за изданием буллы, стало отлучение и изгнание, но этим достигался, скорее, противоположный эффект. Лионский епископ Иоанн после тщетной попытки взять деятельность вальденсов под контроль, поставив над ними своего прево, строжайше запретил им проповедовать, а когда они не послушались, отлучил их от церкви и изгнал из своего диоцеза. Часть изгнанных из Лиона вальденсов нашла приют в Ломбардии, другие, по-видимому, отправились в Северную Францию и прирейнские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во введении Мхитар поясняет свою точку зрения на правосудие и связанных с ним судей, свидетелей, присягу, источники законов, судопроизводство и др., 474 и, наконец, девятую главу посвящает вопросу «О том, что христианину не подобает обращаться в суд иноверных, ибо разница, как видно из настоящей главы, большая». Судебник состоит из двух частей: « Церковные каноны » и «Светские законы». Особый интерес для истории канонического права представляет раздел «О вардапетах» (в третьей главе первой части), повествующий о порядке получения формального звания вардапета и о правах и обязанностях, с ним связанных 475 . Мхитар Гош был первым армянским юристом, который учитывал проблемы не только клира, но и мирян. Судебник Мхитара Гоша был весьма распространен (хотя, как полагают некоторые исследователи, и недолгое время), им охотно пользовалось армянское духовенство, вынося решения по подсудным ему делам. Он применялся не только в Армении, но и в армянских диаспорах Польши, Крыма и Грузии и оказал влияние на формирование судебника «О судах царей», составленного в Киликии. В 12 в., лет на 8–9 позднее работы Мхитара Гоша, в армянском Киликийском царстве упоминавшийся Нерсес Ламбронаци осуществил перевод на армянский язык «Книги установлений Латинской церкви» и «Благословения царя» 476 ; он перевел также византийские законодательные памятники «Законы победоносных царей христианских Константина, Феодосия и Льва», «Новое краткое собрание законов», «Законы и скрижали Моисея из Книги Исход», а также «Судебник, извлеченный из Книги Левит». Все эти переводческие труды были связаны с отсутствием в Киликийском царстве собственного светского законодательства и весьма небрежным отношением к церковным канонам, которые сохранялись разве что в ветхих рукописях, так что их стали понемногу забывать 477 . Судебник же Мхитара Гоша к времени Ламбронаци до здешних мест, видимо, еще не дошел 478 . Кроме того, Нерсесом были выполнены переводы «Устава св. Бенедикта», «Диалогов» Григория Великого и его жития, а также посланий римских пап Луция III, Григория Великого и Климента III; некоторые исследователи приписывают ему перевод «Толкования на Апокалипсис» Андрея Кесарийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

http://pravenc.ru/text/149407.html

Инвеститура – от лат. investio – облачаю; акт ввода во владение землей, передача сеньором феода своему вассалу, а также передача должности, сана. Церковная И. в западной Европе – утверждение духовного лица в должности и сане епископа или аббата – настоятеля монастыря. Ингумация – погребение тела в земле, в гробу или саркофаге, в одежде или саване, с сопровождающими вещами (инвентарь) или без них. Основной способ погребения в христианстве. Инд и кт (индиктион) – 1) обязанность обложения налогами; 2) слово, обозначавшее или 15-летний период, или год этого периода. Счет по этим циклам сложился в римском Египте при проверке списков налогового обложения, был повсеместно введен в пользование с 312 г. и стал обязательным с 537 г. В Византии события или письменные акты датировались как по годам от «основания мира» (см.: «александрийская», «ромейская» эры), так и по годам И. Для установления года И. нужно число лет «от сотворения мира» разделить на 15 – остаток и даст год И. (если деление без остатка – 15-й И.). Год по И. начинался с 1 сентября. Иниорраф – изготовитель сбруи. Ср.: халинопой, лоротом. Инквизиция (от лат. inquisitio – «расследование, розыск») – особое судебно-следственное учреждение Католической Церкви, целью которого был розыск, суд и наказание еретиков. В период раннего средневековья и до XIII в. борьба с ересью была в западной Европе делом епископов и светских властей. Непосредственным поводом для организации И. послужило мощное движение альбигойцев в начале XIII в., которое переросло в открытое восстание против Церкви. Уже в 1184 г по инициативе Папы Луция III и германского императора Фридриха I Барбароссы Веронский церковный собор принял декрет, предписывавший всем епископам создавать комиссии и направлять их в области для производства следствия по делам веры. Этот декрет положил начало папской И. В начале XIII в. она уже действовала во Франции, Италии и Германии. В практике И. процветали шпионаж, доносы; процессы велись тайно, с применением всех возможных методов дознания, вплоть до пыток. Судопроизводство велось, в отличие от обычного, без посредничества адвокатов, подсудимым не сообщались имена свидетелей. В качестве мер наказания использовались публичное отречение, штрафы, тюремное заключение (на срок или пожизненно), публичное сожжение (аутодафе) с конфискацией имущества казненного. С точки зрения исполнителей таких приговоров, они оказывали помощь заблудшему, помогая ему через муки очиститься от греха. После подавления ересей XIII в. папская И. занималась главным образом преследованием ведовства, до конца XV в. не слишком активно. Пик «ведовских процессов», вследствии которых в западной Европе были сожжены на кострах тысячи «ведьм», приходится на XVI – первую половину XVII вв. См.: доминиканцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФИВ [греч. Εφηβος; лат. Ephebus] (III-IV (?) вв.), свт. (пам. зап. 23 мая), еп. г. Неаполь (Италия). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (кон. VIII - нач. IX в.), Е. был 7-м предстоятелем кафедры. В перечне епископов указано, что он занимал кафедру 8 лет (251-257) в годы понтификата Римских пап Корнилия, Луция I и Стефана I. Др. сведения о его жизни не сохранились. Память Е. содержится в неаполитанском Мраморном календаре (1-я пол. IX в.). Впосл. редкое греч. имя святителя было искажено в лат. агиографической традиции (Евфевий, Евсевий, Ефрем, Ефрам и др.). Е. был похоронен в пригородных катакомбах. Еп. Иоанн IV (842-849) в связи с военной опасностью перенес мощи Неаполитанских святителей, в т. ч. Е., в кафедральный собор Спасителя - базилику «Стефания» (построена еп. Стефаном (499-501)). В X в. было составлено описание 3 чудес святителя. В одном повествуется о пресвитере, к-рый регулярно совершал мессу в пригородной ц. свт. Ефива и не отказался от этого даже во время нашествия арабов. При помощи святителя он остался незамеченным врагами, а затем отразил их нападение посохом. Впосл. др. пресвитер послал в церковь ученика, чтобы тот приготовил все необходимое для богослужения. Юноша увидел, что в наполненном благоуханием храме служит мессу неизвестный ему епископ. Услышав об этом, пресвитер поспешил в церковь, но нашел ее пустой и понял, что таинственным епископом был Е. В др. раз святитель чудесным образом вернул долг горожанину, к-рый призвал его быть поручителем. Согласно описанию чудес, Е. почитался как один из св. покровителей города. В 1530 г. пригородная ц. свт. Ефива была передана монахам ордена капуцинов, которые начали строительство нового храма и монастыря (1531-1602). Во время работ под алтарем были обретены мощи Неаполитанских святителей Е., Фортуната и Максима, а также их живописные изображения «франкской работы» (1589). Согласно обнаруженной надписи, они были перенесены из кафедрального собора при архиеп. Павле I († 1267). По результатам проведенного дознания мощи были признаны подлинными и положены в алтаре новой церкви, названной в честь 3 святителей (ныне ц. Сант-Эфрамо Веккьо). В память этих событий было установлено местное празднование святителям Е., Фортунату и Максиму 8 нояб. В кон. XVI в. была построена также церковь францисканского мон-ря в Неаполе, освященная в честь Непорочного зачатия Пресв. Богородицы и во имя Е. (ныне мон-рь Сант-Эфрамо Нуово). В 1673 г. Е. был официально включен в число 52 св. покровителей города. В 1750 г. капуцины составили и издали «Житие славного св. Евфрама, епископа и защитника г. Неаполя» (Vita del glorioso S. Euframo vescovo e protettore di questa città di Napoli). В XIII в. глава святителя была отделена от мощей и хранилась в архиепископской ризнице. В наст. время она находится в серебряном бюсте-реликварии в капелле Сокровища св. Ианнуария в кафедральном соборе Неаполя.

http://pravenc.ru/text/182057.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010