В чем же заключалось врачующее действие медного змея? Обладал ли этот истукан сам по себе какой-то магической силой? Нет, совершенно иначе происходило исцеление от смертельного яда. Смотря на медного змея, человек вспоминал живых змей – наказание ему за оскорбление Божества – и оплакивал свое преступление. Человек каялся – и Всемилостивый Господь исцелял его от змеиного яда, вкравшегося в душу, а затем поразившего тело. На первое грехопадение, повлекшее за собой неисчислимые беды, соблазнил Адама и Еву «отец лжи» – диавол, принявший в раю вид змея. И вот теперь пригвожденной к высокому шесту, словно ко кресту, безжизненной статуей змея Господь прообразовательно показывал – грех может и должен быть умерщвлен, чтобы человек спасся, обрел жизнь. Так впервые в Священной истории, пусть и несколько прикровенно, появился прообраз Животворящего Креста. Этот же образ явился в ветхозаветные времена знамением победы. Когда Израиль сражался с Амаликом, святой пророк Моисей стоял на горе, воздевая руки, подобно распятому на кресте. Пока руки пророка оставались поднятыми, его народ одолевал врага, но когда святой Моисей от усталости опускал руки – побеждали амаликитяне. Тогда двое священников стали поддерживать пророка Моисея. И были руки его подняты до захождения солнца ( Исх.17:12 ), и была победа над врагами. В память о торжестве святой Моисей воздвиг жертвенник, назвав его «Иегова Нисси» – «Господь знамя мое». То было знамя и предзнаменование победного Креста Господня. Впрочем, короткую память имел израильский народ. Шли времена, и израильтяне – иудеи позабыли, что означает крест и прибитый к нему медный змей. Это племя привыкло обращаться к Всевышнему только в беде и нередко изменяло Богу в благополучии. (Впрочем, можем ли и мы с вами «положа руку на сердце» с чистой совестью сказать, что ничего за собой подобного в своей душе не замечали… Таков всякий потомок Адама в той или иной степени своей глубины.) Обличая же их нечестие, святой царь-пророк Давид восклицает: Льстили Богу Всевышнему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей. И снова искушали Бога, отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук ( Пс.77:36–38, 56–57 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Вообще все чтения из Ветхозаветного и Новозаветного Писания своим историческим и догматическим содержанием уясняют истины откровения для присутствующих при Богослужений; постоянно оглашая верующих тем, что Божие откровение благоволило открыть им для их спасения, постоянно оглашают их и теми именами Бога, какие даны в этих книгах. Как Моисей, указывая на доступность заповедей Закона для познания Израильтян, говорил: «Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не сокрыта от тебя и не удалена; она не на небе, чтобы нужно было говорить: кто бы нам вошел на небо и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы нужно было говорить: кто бы нам сходил за море и взял ее нам, и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но слово сие весьма близко к тебе; оно в устах твоих, и в сердце твоем, чтобы ты исполнял его (Второз. 30:11–14): так и христианин, видя доступность познания имен Божиих в этом отделе Богослужения, справедливо скажет, что слово Бога, открывающее ему имена свои, весьма близко к нему. 2) Вторая составная часть нашего Богослужения–песнопения и молитвы. Сила богослужебных песнопений и молитв понят­на сердцу присутствующего при Богослужении: высказываемыми в них понятиями о Боге возбуждаются в сердце христианина чувства, соответствующие понятиям; а чувства, опираясь на понятия, получая от них силу и постоянство, делаются руководителями для него в продолжение всей его жизни. Само Писание дало образцы для песнопений и молитв. Псалмы Псалтири, из которых одни песни во славу Бога, другие молитвы к Нему, так же песни ветхозаветные – Моисея (первая, Исх. 15:1–18 ; вторая, Второз. 32:1–43), Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2: 1–10 ), Аввакума (3:1–19), Исайи (26:9–19), Ионы (2:3–10), трех отроков, совоспитанников пророка Даниила (первая, Дан. 3:26–45. 52–56 ; вторая, 3:57–90), новозаветный–Приснодевы Богородицы ( Лук. 1:46–55 ) и Захарии, отца Иоанна Предтечи (1:67–79), и сами входят в состав нашего Богослужения, и послужили образцом и содержанием для песнопений, составленных отцами и учителями Церкви и благочестивыми подвижниками, которые сами воспевали их Богу, и передали их Церкви в ее назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому–нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что–нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока. Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» (Рим. 13, 7), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной. Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель. Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (ου φυσιουται, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 46. О том, чтобы не прикрывать грехов у брата и у себя самого Ответ . Всякий грех должен быть открываем настоятелю или самим согрешившим, или узнавшими о грехе, когда сами они не могут уврачевать его по заповеди Господней (см. Мф.18:15). Ибо грех умолчанный есть гнойный вред в душе. Как благодетелем называем не того, кто задерживает в теле вредоносное, а напротив того, кто болезненными средствами и надрезываниями вызывает это наружу, или посредством рвоты исторгает вредившее, или вообще чрез обнаружение болезни делает и способ излечения известным: так, очевидно, скрывать грех значит готовить больному смерть. Ибо сказано: «жало... смерти — грех» (1Кор.15:56); «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Притч. 27:5). Поэтому не скрывай грехов один другого, чтобы из братолюбца не сделаться братоубийцею. Не скрывай и у себя самого. Вопрос 47. О тех, которые не принимают распоряжений, сделанных настоятелем Ответ . Кто не принимает распоряжений настоятеля, тот должен наедине прямо высказать ему свое возражение, если имеет какое крепкое основание, сообразное с намерением Писания, или молча исполнить, что приказано. Если же сам постыдится, то пусть употребит на сие посредниками других, чтобы ему, когда распоряжение противно Писанию, и себя самого, и братию избавит от вреда, а если оно окажется имеющим надлежащее основание, как себя освободит от напрасного и опасного сомнения, — ибо сказано: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере» (Рим.14:23), — так в других простодушных не произвести поползновения к непокорности, — ибо «если бы , — говорит Господь, — мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:2). Если же некоторые будут упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя гласно своего огорчения, то, как посевающие сомнения в братстве, колеблющие уверенность в заповедях, как учители непокорности и непослушания, да будут изринуты из братства. Ибо сказано: «извергните развращенного из среды вас» , т.к. «малая закваска квасит все» (1Кор. 5:13, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

ГЛАВА XXVIII. Общественность зиждается на справедливости и б... 130. Справедливость имеет (ближайшее) отношение к связи и сообщественности человеческаго рода. Ибо понятие общества предполагает непременно справедливость и благотворительность, которую называют также щедростию и благорасположенностию. Справедливость представляется мне весьма высокою (добродетелыо), а щедрость — весьма приятною; первая производит оценку, а вторая, (проявляет) благость. 131. Однако мы отрицаемся от того, в чем философы видят необходимую обязанность справедливаго человека (justitiae munus). Они говорят, что справедливост прежде всего требует (eam primam esse justitiae formam), чтобы никому не вредить, если только не будешь вызван на то (причиненной тебе обидою), — а это отвергается (vacuatur) евангельским учением (Лук. IX:56); Писание хочет, чтобы в нас был дух Сына человеческаго, который пришел (затем, чтобы) излить благодать, (а) не (затем, чтобы) вредить (non inferre injuriam). 132. Далее, они считали (также) проявлением справедливости то, когда кто либо общее, т. е., общественное, признавал за общественное, а лично кому либо принадлежащее — за его собственное. Но это несогласно с природой, которая все (видимое) предоставила (infundit) всем вообще. По повелению Божию произрастающее должно служить пропитанием для всего вообще живущаго, и земля должна быть общим владением всех (людей). Итак, природа создала общее право, а насилие переделало его в частное. Говорят, что в данном случае стоикам особенно было по душе (изречение): все, что только есть на земле, сотворено для пользы людей, а сами люди рождены один для другого, дабы они могли приносить друг другу взаимную пользу. 133. Откуда же как не из наших Писаний они заимствовали это? Моисей ведь записал следующия слова Божии: «Создадим человека по образу нашему и подобию и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. I:26). И Давид говорит: «Все покорил под ноги его, овец и волов всех, еще же и скот полевой, и птиц небесных, и рыб морских» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь с учениками вышел на другой берег Галилейского моря, близ города Гадары. Едва ступил Он на твердую землю, вдруг появился человек страшного вида. Это был бесноватый, наводивший своими страданиями ужас на всю окрестность. Он не мог жить в доме, но имел жилище в гробах. Многократно его сковывали и вязали цепями, но он разрывал эти цепи и оковы и никто не в силах был укротить его. Днем и ночью, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Можно думать, что для избавления этого несчастного страдальца Господь и предпринял путь сюда. Бесноватый устремился навстречу Господу и громко закричал: „что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня!“ Так сказал он потому, что Иисус повелел уже злому духу оставить его. В ответ на просьбу бесноватого, Господь спросил его: «как тебе имя?» «Легион» 43 , послышалось в ответ, „потому что много нас“. Затем бесы стали просить Господа, чтобы Он не посылал их в адскую бездну, а позволить войти в стадо свиней, которое невдалеке паслось на морском берегу. Надобно заметить, что иудеи держали свиней вопреки закону; посему Господь сказал бесам: «идите». Бесы вошли в свиней, и все стадо их (около 2,000 голов) бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Испуганные пастухи побежали в город и по деревням рассказать о случившемся. Собрались жители и увидели, что бывший бесноватый, в здравом уже уме, одетый, сидит у ног Иисуса. Страх обаял их; но вместо того, чтобы благодарить Господа за посещение их страны, они стали просить, чтобы Он удалился от их пределов, потому что им жаль было своих свиней. Иисус пошел к лодке, желая переправиться на другой берег. Тогда исцеленный стал просить Господа, чтобы позволил ему последовать за Ним. Но Господь сказал ему: «иди домой к своим и расскажи, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя». И пошел этот человек и начал проповедовать о милости Божией к нему, и все дивились. § 38. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира. (Мф. 9, 18–26; Марк, 5, 21–43; Лук. 8, 40–56).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Дары сии в это самое время прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Словом прелагаются не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя, потому что этого, кроме Самого Бога, никто постигнуть не может, а показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб становится Телом, а вино Кровью Господа Иисуса Христа. Причащающийся Тела и Крови Спасителя теснейшим образом соединяется с ним Самим и в Нем становится причастным вечной жизни. Сам Господь Иисус Христос благоволил сказать об этом: Ядый мою плоть и пияй мою кровь, во мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ),Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:54 ). Но для того, чтобы сподобиться достойно причаститься св. Христовых Тайн и получить указанные блага, нужно к этому поготовиться. Надежными средствами к приготовлению служат: пост, молитва и очищение души от грехов в таинстве покаяния. Святой апостол Павел пишет: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостоине, суд себе ест и пиет, не разсуждая тела Господня ( 1Кор. 11:28–29 ).«Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем». Если приобщение Тела и Крови Спасителя дарует такие блага, то, конечно, христианин должен желать часто приобщаться. Древние христиане приступали к таинству в каждый воскресный день. Обыкновенно все, присутствовавшие на литургии, и удостоивались причащения. Позднейшие стали проявлять леность, да и часто неготовность к достойному причащению. Церковь , как любвеобильная мать, снисходит к немощам своих чад. Она заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых не менее одного раза в год. Ревнующим о благочестии внушает она причащаться каждый месяц и чаще или четыре раза в год, т.е. в каждый пост. Не приступающие к причащению могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание ( Лук. 22:19 ) 2 . В православной Христовой Церкви Таинство святаго Причащения будет совершаться всегда до самого второго пришествия Христова. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дóндеже приидет. «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Действительно, как он может присвоить себе статус, который ему не принадлежит в силу рождения его вторым. И евреи нам, христианам, ставят в укор: «Как это вы объявили себя детьми Божьими? У Бога только еврейский народ – дети Божии! И причем тут христиане?» Мать понимает смущение Иакова: « Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне » ( Быт. 27:13 ). «Можно также понять, что некогда сказанное Ревеккой ныне сбылось на Церкви. Действительно, слова: «на мне пусть будет проклятие твое; сын мой» – означают то, что ныне некоторые хулят и поносят Церковь за то, что она почитает Распятого; таким образом они покрывают нас проклятиями и бранью. Ведь крестное страдание Господа для неверующих считается проклятием, а для верующих – «жизнью и миром» ( Рим. 8:6 ). Ибо и апостол говорит: «Христос искупил нас от клятвы (то есть проклятия, – О. С.) Закона, сделавшись за нас проклятием» ( Гал. 3:13 ), что ныне и исполнил Спаситель, телом претерпев на кресте смерть человека, чтобы Своим послушанием упразднить заключавшееся в Законе проклятие Адама, то есть: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 )» 300 . То есть в понимании иудеев и современного нам секуляризированного мира грех не может быть снят. И проклятие действует по отношению оступившегося человека всю его жизнь, когда именно по этому поступку человеку дают окончательную характеристику. И мир, выдвигает свои претензии: «Почему у вас в Церкви много блудников, злодеев и других преступников?» Мы отвечаем: «Таково назначение Церкви, в этом земном мире, быть лечебницей, для всякого нравственно больного, и оступившегося». И Сам Христос наставляет лицемеров и ханжей словами: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф. 21:31 ). И еще: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук. 9:56 ). То есть Церковь готова нести на себе поношения и за тех немощных, находящихся в ее ограде, как и Ревекка готова была взять на себя любое проклятие, лишь бы доставить благословение тому, которого любила.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если это может сделать мздоимство, тем больше страсть тщеславия, гораздо сильнейшая. Поэтому-то и говорил Христос иудеям: " как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете " (Иоан. 5:44)? " И мир Его не познал " . Евангелист называет здесь миром множество людей растленных, преданных земным делам, толпу, мятежный и бессмысленный народ. Но друзья Божьи и все дивные мужи познавали Христа еще прежде Его явления во плоти. Именно о праотце сам Христос сказал: " Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Иоан. 8:56). И о Давиде в обличение иудеев Он говорил: " как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Матф. 22:43,44). Много раз, препираясь с ними, Он упоминает и о Моисее; а о прочих пророках – апостол. А что все пророки, начиная от Самуила, познавали Христа и задолго предвозвещали пришествие Его, об этом говорит апостол Петр: " и все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии " (Деян. 3:24). Иакову и отцу его, как и деду его, являлся сам Бог, беседовал с ними, обещая даровать им многие и великие блага, что и исполнил, на самом деле. Как же, скажешь ты, Он сам говорил: " многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали " (Лук. 10:24)? Как же они знали Его? Конечно, знали; и я попытаюсь доказать это из тех же самых слов, из которых некоторые заключают, будто бы пророки не имели познания об Иисусе Христе. Он говорит: " многие желали видеть, что вы видите " ; значит, они знали, что Он придет к людям и совершит дела, которые и действительно совершил. А если бы не знали этого, то и не восхотели бы видеть, потому что никто не может желать того, чего совсем не знает. Следовательно, они знали Сына Божьего, знали и то, что Он придет к людям. Но что же это такое, чего они не видели и не слышали? То, что ныне вы видите и слышите.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Значит, можно иметь самую ревностную, самую пламенную и самую православную веру и, однако же, не иметь Духа Божия и уподобляться сатане, как и в другом месте Нового завета говорится: " И бесы веруют и трепещут " . И чем с большею ревностью и прямолинейностью проявляется внешним образом такая вера, тем она не только противнее Духу Христову, но тем менее в ней самой внутренней мощи и прочности. Не напрасно опять–таки рассказано в евангелиях, как тот же ревностный ученик Христов отрубил ухо слуге первосвященника для защиты своего Учителя, а затем в ту же ночь три раза отрекся от Него. Приписывать эту несостоятельность веры Петровой его особенному характеру — это все равно, что вину псевдо–христианского фанатизма и насильничества сваливать, как это у нас принято, на одну западную католическую церковь, для которой апостол Петр признается специальным прототипом. Но в Евангелии нечто подобное рассказывается и о любимом ученике Христовом — об Иоанне, этом прототипе, как иные думают, нашего восточного православия. " Заговорил Иоанн и сказал: Наставник! Мы видели какого–то человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами. И сказал ему Иисус: Не запрещайте, ибо, кто не против нас, тот за нас " . " И было, что исполнялись дни взятия Его (от земли), и Он уставил лице Свое идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим. И, идя, вошли в село самарянское, чтобы приготовить Ему. И не приняли Его (там), потому что лице Его было, как у идущего в Иерусалим. Видя же (это), ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь, скажем, чтоб огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? — Обернувшись же, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать. — И пошли в другое село " (Лук. IX, 49 — 56). Если главное дело в вере, то уж на что, кажется, сильнее веры, когда сейчас же, без малейшего сомнения готовы огонь с неба низводить; и, однако, при такой великой, по–видимому, вере Иаков и Иоанн не знали духа Христова, и именно потому не знали, что верили более всего в Его внешнюю чудодейственную силу.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010