Пс.77:52 .  И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею. «И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни». Так, наказав Египтян, собственный народ Свой извел в пустыню, уподобляясь пастырю, ведущему стадо. Пс.77:53 .  Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море. «И настави я на упование, и не убояшася». Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих, однако же не захотели они положиться на Божию силу. «И враги их покры море». Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах. Пс.77:54 .  И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его. «И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его». Посему, освободив их из Египта, дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион Пророк означил всю землю. Пс.77:55 .  Прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. «И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния». Ибо, освободив оную землю от древних обитателей, обладание ею, по обетованиям, передал народу Своему. Сие значит сказанное: «ужем жребодаяния». Ибо собственную свою землю обыкновенно меряют владетели. Жребии же и разделения земли подробнее показаны в писании Иисуса Навина. «И всели в селениих их колена Исраилева», потому что разделили они землю по коленам. Так Пророк, показав неверие их в пустыне, описывает нарушение ими закона в земле обетования. Пс.77:56 .  Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли. «И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша». После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии. Пс.77:57 .  Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук. «И отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их». Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались. «Превратишася в лук развращен». Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук как-либо искривлен, то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

« Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц » ( Быт. 29:14 ). Кстати, что значит «жил целый месяц»? В Евангелие от Луки на церковно-славянском находим нечто схожее: «Пребысть же Мария с нею три месяцы и возвратися в дом свой» ( Лук. 1:56 ). Пресвятая Дева Мария приходит к Елизавете в гости, и находится там «три месяцы» ( Лук. 1:56 ). У нас обычно гости приходят, мы думаем: «Когда же они уйдут? Что-то засиделись, вроде, друзья-то!» А если остаются на какое-то время, мы уже ждем: «Пора уже, наверное, второй-третий день пошел…» Тогда так не было! Дева Мария идет к Елизавете и три месяца там находится! И это не праздные были гости. И Иаков, мы сейчас это увидим, не просто остался в гостях – он трудился. « И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? » ( Быт. 29:15 ). «Блаженный Иаков был доволен тем только, что получал от Лавана ежедневное пропитание, и за это был много ему благодарен, но поскольку он обнаруживал особенную кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение, какое тот сам назначит» 331 . Видите, он (Иаков) что-то делал, он «служил», то есть, уже работал на Лавана. Это прецеденты. Это то, что для нас очень важно! « У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль » ( Быт. 29:16 ). Имя: «Лия» – от ивритского глагола леа, что означает «страдает», «болеет». Есть очень достоверное предание, что так как она боялась, что ее как старшую дочь выдадут замуж за старшего сына Исаака Исава, то, не желая разделить свою судьбу с этим злодеем, она выплакала все свои глаза. За такое рачительное отношение к семейной жизни Бог и попустил ей стать первой женою Иакова. Имя: «Рахиль» – как мы уже выше сказали, переводиться словом: «овца». « Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою » ( Быт. 29:17–18 ). Вот у Иакова с Рахилью, на это надо обратить внимание, была романтическая история. Но поверьте мне, эти романтические истории – они до добра-то не доводят! И именно с Рахилью у него будут серьезные проблемы! А большая часть его детей родится от этой немощной, от Лии! А никак не от Рахили! Причем, если говорить о прямой линии к Иисусу Христу, то эта линия пройдет не через Рахиль, а через Лию, через эту «немощь». Рахиль, в отличие от Лии не сподобится даже быть погребенной в пещере Махпела, в этой усыпальницы патриархов (см.: Быт. 48:7 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10:11-18), то есть, по совету и изволению Отца Моего небесного Я пришел в мир сей, чтобы чрез Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит: «Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лук. 9:56), «и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28), как и в другом месте говорит: «се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему.., и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет» (Лук. 18:31-33). А как пророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божя и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Христе Спасителе. Какой срам и какое бесславие Христу и нам: — Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносить неверие учеников Своих, а в лице их всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорить так: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою?» (Лук. 24:25-26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страданиях Христовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное. Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3609...

8) Приведенные слова Христа вовсе не говорят о том, что христиане должны праздновать субботу, иначе нам нужно было бы почитать и праздновать и зиму; они лишь указывают на близость разрушения Иерусалима и на то затруднение, какое могли бы испытать ученики Христа, если бы это разрушение произошло неожиданно зимой, когда они могли бы погибнуть в дороге от холода, или очень скоро, – до страданий и воскресения Христа, когда еще не вполне отменена была ветхая суббота, во время которой трудно было бы и бежать из Иерусалима, так как по субботам, со времени Неемии, ворота в нем запирались. «Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и Иерусалима. И сделал я выговор, знатнейшим из иудеев... После сего, когда смеркалось у ворот иерусалимских, перед субботой, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний» ( Неем. 13:16–19 ). 9) Ученики Христа праздновали субботу. Так, например, мироносицы не пошли в субботу ко гробу Христа, а «остались в покое по заповеди» ( Лук. 23:56 ). «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лук. 24:1 ). 9) Что мироносицы праздновали субботу, когда Христос лежал во гробе, в этом нет ничего удивительного: до воскресения Христа они должны были исполнять ветхий закон, ибо новый завет начался после воскресения Христа из мертвых. Затем, разве могли последователи Христа праздновать воскресный день, когда они еще и не знали, что Христос воскрес? Мироносицы, даже когда узнали об этом, «недоумевали», пока ангел не засвидетельствовал им о воскресении Христа, а когда они, возвратившись от гроба, возвестили об этом Апостолам, то им «показались слова их пустыми, и не поверили им» ( Лук. 24:4, 9–11 ), как «не верили и дивились» даже тогда, когда Воскресший Сам явился им (ст. 41). Как же неверовавшие, что Христос воскрес, могли праздновать воскресение? Наконец, для всякого здравомыслящего человека понятно, что пока Христос не воскрес, не могли христиане и воскресный день праздновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Впрочем, заметим, что в греческой церкви монахам дозволено есть мясо 56 , – и через это, греческие монахи не перестали быть православными христианами. Что же касается книг Св. Писания, то в них хлысты не могут найти для себя твердой опоры. Правда, в раю, до грехопадения, Бог разрешил людям употреблять в пищу только растения и овощи, не исключая, однако же, ни чаю, ни кофе, ни луку, ни картофеля ( Быт. 1:29–31 ). Но после потопа Бог позволил людям употреблять уже и мясную пищу: «все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу» ( Быт. 9:2–3 ). С этого времени Библия уже часто говорит об употреблении мясной пищи. Авраам угощал своих Трех Странников у дуба Мамврийского маслом, молоком и телятиной. «И они ели» ( Быт. 18:8 ). Исаак любил кушанье, приготовленное из дичи ( Быт. 27:4 ) и ели козленка (ст. 25). Архангел Рафаил, сопутствовавший Товии, ел рыбу ( Тов. 6:6 ). Христос и Апостолы ели не только рыбу ( Лук. 24:42–43 ; Ин. 21:13 ), но и пасхального агнца ( Лук. 22 ; срав. Исх. 12 ; Втор. 16 ). На Иерусалимском соборе Апостолы запретили христианам, обратившимся из язычества, употреблять в пищу только идоложертвенное, кровь и удавлину ( Деян. 15:29 ). Что касается Ап. Павла, то он предоставил христианам широкую свободу относительно пищи. Особенно подробно говорит он об этом в послании к римлянам (гл. 14) и в первом послании к коринфянам (гл. 8 и 10). Вообще, слово Божие смотрит на пищу и даже на пост, как на средство, содействующее нашему нравственному усовершенствованию, но не считает их чем-то самодовлеющим. Все, что продается на торгу, говорит Ап. Павел ( 1Кор. 10:25, 27 ) ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести... Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Апостол, очевидно, точно следует заповеди Спасителя, Который, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат» ( Лук. 10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Эту то первую войну ангелов с диаволом имея в виду, пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол Мой и сяду на горе в сонме Богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12 – 14 ); имея в виду это свержение диавола, говорит Спаситель: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лук. 10:18 ). Сверженный посредством войны диавол, далекий от того невещественного неба, на котором обитает Господь сил, он все же пребывал в надзвездном воздушном пространстве, называемом нами небом, вплоть до страданий Христа Спасителя, и имел еще доступ к престолу Божию, как это видим из книги Иова ( Иов. 1:6 ), но потерпел крушение своей силы в крестных страданиях Господа, о чем Апокалипсис говорит: «Не нашлось уже для них (диавола и подчиненных ему сил) места на небе»; об этом изгнании диавола войною предсказывал и Сам Спаситель пред Своими страданиями, говоря; «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего будет выгнан вон» ( Иоан.12:31 ). Итак, если война, поднимаемая для отражения всяких посягательств неприятеля, стремящегося к захвату, к порабощению и уничтожению самого бытия нашего, – если такая война есть преступление, то оно имело начало на небе и, поэтому, сектанты должны бросать вызов порицания прежде всего небесам и Богу, не без воли Которого произошла война на небе!.. Таким образом, все приводимые сектантами места Св. Писания в защиту своего лжеучения о войне, нисколько не оправдывают их взгляда. Сектантские тексты: Исх. 20:13 ; Мф. 5:21–22 ; Мф. 5:38–41 ; Мф. 5:43–44 ; Лук. 9:54–56 ; Мф. 26:51–52 ; Откр. 13:10 . Православное объяснение: Господь научает людей смотреть на войну как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Числ. 33:22–23 ; ( Чис. 31:1–18 ). Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно и войну: Лук. 3:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

2) В чем выразились почитание и любовь Христа к Своей Матери? 3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божьей Матери? 3) Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Иса. 7:14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лук. 1:34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божьей Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). 4) Почему Пресвятая Дева называется иногда в Писании «женой»? 4) В св. Писании часто слова «муж» и «жена» употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь»? ( Иоан. 20:13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж»; например, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Конечно, здесь под словом «муж» разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1:10–11; 2:14; 5:35; 13:15 ; Мф. 27:55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни»? 5) Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божьей Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19:25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф. 27:55–56). Божья Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Марией» ( Лк. 1:27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2), или «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божией Матери? Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил“ (Иса. 7: 14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будеть это, когда Я мужа не знаю? “ На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим“ ( Лук. 1: 34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божией Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены“ ( Иез. 44: 2 ). 4) Почему ПресвятаяДева называется иногда в Писании «женою“? В св. Писании часто слова «муж“ и «жена“ употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены“ ( Гал. 4: 4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь“? ( Иоан. 20: 13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж“; наприм., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых“ ( Пс. 1: 1 ). Конечно, здесь под словом «муж“ разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1: 10–11. 2: 14. 5: 35. 13, 15 . Мф. 27 ;: 55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни“? Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божией Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19: 25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф.: 27: 55–56). Божия Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Мариею“ ( Лк. 1: 27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2), или «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ). Равным образом и четыре «братья Господни“ нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1: 1 ); «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа“ ( Иак. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

54 Он же, выслав всех вон, и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. 55 И возвратился дух ея; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ея. Он же повелел никому не сказывать о происшедшем. Ст. 51. Почему Иисус Христос не позволил никому войти к умершей, кроме трех апостолов и родителей ее? Не позволил никому из сопровождавшего народа войти в дом, чтобы научить убегать тщеславия, молвы и славы народа. А взял с собою апостолов и родителей умершей для того, чтобы они были свидетелями чуда. Ст. 55. Для чего Иисус Христос повелел дать дочери Иаира по воскрешение ее? Чтобы показать, что она не только воскресла из мертвых, но и стала совершенно здоровой: так как могла и есть она. Ст. 56. Почему Иисус Христос запретил родителям воскрешенной рассказывать о чуде? Чтобы научить учеников и всех последователей своих удаляться земной славы, смиряться и тогда, когда слава бежит за ними. С другой стороны, чтобы чудо не подверглось каким-либо лживым толкованиям со стороны иудеев. Что особенно поучительного в этом евангельском чтении? В воскрешении девицы, дочери Иаира, богомудрые отцы видят образ воскрешения человеческой души от смерти греховной для жизни святой, со Христом. Как Господь, входя в дом Иаира, чтобы воскресить дочь его, оставляет следовавших за ним вне дома и из самого дома изгоняет тех, кои не способны были видеть чудо; так и желающий вечной блаженной жизни должен напр. отказаться сообществ, изгнать из души своея порочные страсти и излишние заботы о земном. Евангелие двадцать пятой недели по пятидесятнице Какое евангелие двадцать пятой недели? Притча о благодетельном Самарянине, изреченная Иисусом Христом вследствие вопросов, предложенных Ему иудейским законником: 1) Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И за сим, когда указано было Иисусом Христом законнику, что для этого нужно исполнять предписанные в законе заповеди любви к Богу и ближнему, 2) Кто мой ближний? Притчею этой научает, что мы должны считать ближними своими и оказывать помощь не одним своим единоверцам и единоплеменникам, но и всякому человеку, какой бы веры и какого бы рода ни был он. Лук. 10, 25–37 . Зач. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

р. Б. Георгий 2 ноября 2012, 01:30 Обычный изъян статей, научных и популярных трудов на эту тему - некорректная расстановка акцентов. Обычно это подробное изложение каконических, патристических и исторических источников, доказывающих невозможность и неуместность церковной молитвы за неправославных, некрещеных, язычников - все, как правило, брошены в одну корзину. Все эти выкладки имеют, конечно, научный интерес, но простому человеку они мало интересны. Простого человека интересует не отрицательная, а положительная сторона вопроса: не почему нельзя поминать за проскомидией усопших некрещеными родных, а - каким образом за них МОЖНО или НУЖНО молиться. Для миллионов наших соотечественников и просто современников во всем мире - это не академический, умозрительный вопрос, а вопрос животрепещущий, резонирующий глубоко в их душах. Ведь речь не о каких-то абстрактных " некрещеных " , а о родных кровинках. А кто-то радеет о спасении не только " ближних " , но и " дальних " , о всем человечестве. Что в этом плохого? Это все вполне уместные и благородные помыслы. Поэтому хотелось бы больше знать не о том, почему нельзя, а как можно. Спаси нас всех, Господи! раба Божия Татиана 1 ноября 2012, 22:03 Не знаете, какого вы духа! Хочется плакать от немилосердия и начетничества этой статьи. Хочется плакать от публикации этой статьи на любимом моем сайте. 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лук.9:52-56) Неисследимы пути Твои, Господи! Не постави нам во грех молитву за тех, вся вина которых, что были рожденными в годы советской власти.

http://pravoslavie.ru/42451.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010