21) (Λγει) Говорит он опять к тебе: «Ты не можешь исполнять монашеского правила; ибо это бремя тяжкое и неудобоносимое, и кто его не несет, остается без пользы», – ты тотчас скажешь этому льстецу своему: «найди мне правило по силе (моей) ( Мф.23:4 . Лук.11:46 ); ибо, если я сего не исполню, то возьмусь за другое. Если я не могу трудиться, то буду петь с прилежанием аллилуйя. 22) (Μετ) 90 Вместе с деятелями, которых Господь призвал в (Свой) виноградник, и вы позаботились потрудиться. Прогнав немощное плоти, вы восприяли чин ангельский. Если взойдете в единонадесятый час вместе с понесшим зной ( Мф. 20 ), то и вам будет равное (с ним) наследие в песне аллилуйя. 91 23) ( επν) Рекший: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви Мои», сказал сие, объясняя (теснейшее) единение Его с нами. Почему всячески будем трудиться, и с трудом будем поступать так, что Он был в нас, а мы в Нем; поскольку Он хочет, и с радостью слушает наше пение аллилуйя. 24) (Στερρωθντες) Итак, вы, утвердившиеся в вере, – стойте ( 1Кор.16:13 ; Рим.11:20 ); преклоняя выи ваши долу, душею же зря горя ко Христу, вы совершенно не думаете о земном, ожидая и ревнуя, по представлении от сей жизни, водворится в селениях святых, дабы, подобно как здесь, и там вы пели аллилуйя. 25) ( καιρς) Время радости вашей наступило; ибо скоро Господь придет; чертог ожидает Жениха, и вы сияете светильниками, как благоразумные действуете. Ибо девство есть чистота души, через которую вы имеете созерцать славу Христа, держа перед Ним светильники и вопия: аллилуйя. 26) (π μο) Ныне от меня научитесь, вы, желавшие некогда осуждать меня. Посему помолитесь Господу, чтобы и я вместе с вами получил прощение, и наслаждался с вами оною вечно-живущей радостью. Ибо вы – благоухание Божие, и я прошу вас всегда петь вместе со мною аллилуйя. 27) (Τν γγλων) Жить ныне вам жизнью ангельскою, – это великое дело даровал вам Господь; но еще большее благо вы найдете в том, что нашли игумена, как брата, со всеми кротко обращающегося, по наружности хотя бедного, но богатого умом, по чину выше вас, а желанием подле вас, всех любящего, всех призывающего к пению аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Прежние обличения Его в сообщничестве с мытарями и грешниками, в дозволении ученикам не исполнять аскетических подвигов еще не могли быть особенно предосудительными в глазах народа и располагающими к общему негодованию против Него. Но вот в одну из суббот Он путешествует сквозь засеянные поля, и Его ученики дозволяют себе в этот священный день срывать колосья и есть очищенные зерна (ср. Мф.12:1–8 ; Мк.2:23–28 ). Суббота – день покоя, освященный самим Богом при мироздании и узаконенный Моисеем, позднейшими учреждениями и постановлениями обращен в какую-то неприкосновенную святыню, скорее лишавшую покоя, чем доставлявшую его, разного рода ограничительными наставлениями, стеснявшими всякое свободное движение. В то время, как все отправления, касавшиеся храмовой службы, были разрешены в этот день ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), житейские отношения, хотя бы проникнутые самыми высшими нравственными стремлениями, как, например, желанием пособить несчастному ( Лук.13:14 ; Мк.3:1–6 ), были строго воспрещены и преследуемы. В Мишне положено тридцать девять правил, сопровождающихся еще казуистическими толкованиями, определяющими каждый шаг в этот день; в ней предуказано стечение всевозможных случайностей в день покоя 213 . И вот в такой-то день Иисус Христос, может быть даже с целью указать излишество учреждений, узаконяющих внешнюю формальную сторону святости и оставляющих без внимания ее внутренность, предпринимает путешествие с учениками сквозь засеянные поля (следовательно, вне границы, положенной для прогулки в этот день), и ученики под влиянием Его наставлений дозволяют себе невинное удовольствие, не запрещаемое даже законом ( Втор.23:25 ), срывают колосья и едят вылущенные зерна. Это-то и служит поводом к новому обвинению маленькой общины, собравшейся вокруг Проповедника новых истин, только уже в самом важном и тяжком преступлении, в нарушении субботнего покоя, за которое в некоторых случаях полагалось даже побиение камнями. В извинение своих последователей Иисус Христос, указав на случай оскорбления святыни, бывшей в жизни Давида ( 1Цар.21:1 и д.), и нисколько не унизивший этого уважаемого ими праведника, на нарушение субботнего покоя священниками во время храмовых служб, вынуждаемое необходимостью, поведение своих учеников оправдывает не этой вынужденной необходимостью, составляющей исключение из закона, но Самим собой, как Господином и Владыкой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Сими словами показал, что мы не можем достигнуть желаемого царствия, если прежде не решимся возненавидеть все, что привязывает сердце наше к миру. Потом, увещевая нас, чтобы мы утверждались не на одной вере без дел, говорит: «вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» ( Мф.22:11–13 ), повелел его ввергнуть во тьму кромешную. Входят (на вечерю сию) все носящие имя христиан: извергаются же те, которые не имеют дел, соответственных имени. Апостол зная, что никто не может вместе любить Бога и мир, так писал к Тимофею, ученику своему: «никто же бо воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет» ( 2Тим.2:4–5 ). И утверждая его в том, что труды его не погибнут, говорит: «труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити» ( 2Тим.2:6 ). И к Коринфянам пишет: «не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене» ( 1Кор.7:32–33 ). Каждый да блюдется, чтобы не услышать оного гласа: «вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» ( Мф.25:30 ). 6 . Итак, братия, приложим посильное старание, чтобы облечься в одежду добродетелей, и не быть изринутыми вне (царствия Божия). Ибо в оный день (суда) не будет у Бога никакого лицеприятия. Апостол, исчислив пороки, говорит: «яко таковая творящии царствия Божия не наследят» ( Гал.5:21 ). Те, которые восстали от мертвых дел, и живут по духу, для получения царствия не будут иметь препятствия. Каков же должен быть плод их духа, сие объясняется следующими словами: «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона» ( Гал.5:22–23 ). Возлюбленный Господь наш Иисус, показывая нам, что в оный день имеют открыться самые дела каждого, каковы они есть, говорит: «мнози взыщут внити, и не возмогут. Отнележе восстанет дому владыка, и затворит двери; и отвещав речет толкущим: не вем вас» ( Лук.13:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

weha chet rabbim nasa). Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная (9:24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии говорил о Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ) Выражение δ «Αμνος το Θεο указывает, что Иисус Христос есть Агнец, избранный Самим Богом, и, следовательно, не случайно имеет подвергнуться смерти, но по вечному определению Божию. Взять грех – αρεν μαρταν (соответственно еврейскому nasa avon или nasa chet – Лев. 17:16; 19:8. 17; 22:9 ; Числ. 14:33–34; 5:31 ; Ис. 53:12 ; Иез. 18:17–22 и др.) означает понести наказание за грехи (свои или чужие), принятъ на себя вину, снятъ с кого – либо вину понесением наказания за грех. По словам Предтечи, Иисус Христос, следовательно, есть такой Агнец, которому надлежит быть принесенным в жертву или понести наказание за грехи мира. В новом завете учение об искупительном значении смерти Иисуса Христа ясно выражено Им Самим, подробнее же раскрыто апостолами, особенно ап. Павлом. Иисус Христос не мог подробно раскрывать учение о спасительном значении Своей смерти во время Своей земной жизни, ибо даже ближайшие Его ученики не были способны вместить всего; тем не менее и во время земной жизни, как Просветитель мира, и в целях подготовления учеников к этому великому событию и вообще предотвращения соблазна креста ( Иоан. 14:29 ; 1Кор. 1:23 ), Он весьма часто указывал на Свою смерть, как на событие, предопределенное волею Отца и предсказанное пророками прежде, чем Сын пришел на землю ( Иоан. 18:11; 12:27; 10:18 ; Лук. 22:22 ), что Ему должно (δε) много пострадать и быть убиту ( Мф. 16:15–21 ), чтобы Своею неповинною смертью спасти мир. Яснее же открывается смысл учения Спасителя о значении Его смерти из рассмотрения важнейших свидетельств Его об этом. Так, когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он говорил Своим ученикам, спорившим о первенстве в царстве Мессии: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (λτρον τ πολλν – Мф. 20:28 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Власть Папы в католическом учении совершенно исключительна, ибо только она унаследовала данную Христом Апостолам власть. «Pierre et comme lui son successeur est le monarque qui gouverne l " Eglise en qualité de vicaire de Jesus Christ» 82 . Кесарь не может иметь никакой власти помимо того, кто получил эту первоначальную власть. Чтобы стать христианским государем, он должен подчиниться Христианской Церкви, которая должна иметь центр организации вне государства и стоять выше его. В основе этого учения лежит неправильное понимание слов «дадеся Мне вся власть на небе и на земле», и объема переданной Христом Апостолам власти. Власть на небе и на земле Иисус Христос имел по Божеству Своему от начала мира, но по воскресении Он получил такую же власть и по человечеству, как Искупитель мира. По Божеству Иисус Христос, как Сын Божий, и не получал этой власти, ибо всегда имел участие во вседержительстве Божием, но теперь Иисус Христос сделался царем и по человечеству, как Искупитель; уничтожив власть дьявола над миром, победил смерть Своей величайшей жертвой и заслужил этим для нас царство небесное (Макар. Догм. Богосл., т. II, 165–166). Комментарием слов «Дадеся Мне всякая власть» служат послания к Филиппийцам 2, 9–10 и Ефесянам 1, 20–-22, где говорится о полученном Христом, в состоянии прославления за совершенное послушание права на господство над всеми силами неба, земли и ада; это было новое приобретение по человечеству, но по Божеству эта власть принадлежала ему изначала. xxi) Полномочия, данные Христом Апостолам Из Мф. 28, 18–20 ; Лук. 22, 19 ; Мф. 18, 18 ; Иоан. 20, 21–23 ясно, что Апостолы и, в лице их, преемники получили не Боговластие, а только полномочия духовной власти – учить, священствовать и пастырски управлять. Но эти полномочия несравнимы с властью Богочеловека. Иисус Христос, совершив дело нашего спасения через тройственное служение (пророчества, первосвященничества и царства), дал Апостолам право распоряжаться средствами спасения, и отсюда их духовная власть над людьми; Апостолы представители священноначалия, а не Боговластия. Из полноты Иерархической власти (духовной) Апостолов выделились последовательно степени Иерархии: диакона, пресвитера и Епископа. Иисус Христос основал на земле духовную теократию или благодатное царство, для освящения и спасения падшего человечества; Христос остается Главой этого благодатного духовного царства. xxii) Власть Христа – по Божеству

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Христос предвидел его предательство; Он не один раз обличал и предостерегал Иуду во время тайной вечери ( Ин.13:10-13, 18-21 . Мф.26:21-23 . Мк.14:18-20 ), но в сердце Иуды вошел сатана ( Ин.13:27 ), и коварный ученик предал Христа на смерть. «Иудино лобзание» на веки останется синонимом предательства. Слова Христа Иуде после этого лобзания: ταρε φδ  πρει — «друг, для чего ты пришел» ( Мф.26:50 ; b Recepm. менее заверенное чтение: φ ψ) понимаются различно, — то в форме вопроса («друже, на что ты пришел?»), то в форме восклицания («друже, на какое дело ты пришел!»), то как эллиптическая форма, при подразумеваемом «твори» («друже, на что пришел, твори»). Первое понимание не может быть принято потому, что оно несогласно с обычным греческим словоупотреблением, где в прямых вопросах никогда не стоит δ вместо τ; при втором понимании несправедливо δ отожествляется с  οον, третье понимание представляется недостаточным по той причине, что Иуда уже совершил свое злое предательское дело, и не было нужды говорить, чтобы он его творил (в славянском переводе у св. митрополита Алексия: «друже! на неже прице, дерзай»). Принимая во внимание Лук.22:48 и удерживая обычную во всех изданиях Нового Завета вопросительную форму речи данного места, — лучше восполнить вопрос так: «друже! на что ты пришел (разве я не знаю)?» И как бы продолжением этих слов служит обращение ( Лк.22:48 ): «лобзанием ли предаешь Сына человеческого?» Иуда Искариот — повторим — есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства. Литература: В западной литературе нельзя указать специального исследования об Иуде Предателе, ибо труд Дауба (Judas Ischariot, 3 Н., 1816—1818) совершенно устарел и сам по себе недостаточен. Объ Иуде Предателе можно читать в комментариях на Евангелия (напр., Meyer. Schanz, Keil, Zahn и др.), въ сочиненияхъ, известьных под заглавием «Жизнь Иисуса» (Keim, В. Weiss, Edersheim и др.), въ Энциклонедиях Winer, Hauck, Vigouroux, Cheyne [Smith, Hastings: A Dictionary of the Bible II, 796—798; Extra Volume 838 и А Dictionary of Christ and the Gospels I, 907—913.

http://azbyka.ru/iuda-iskariot-bogdashev...

И не прель­щайся ересью, которая утверждает, что по смерти в огне очищаются плотские скверны грешных. Это страш­ная прелесть, и окончательная пропасть, и учение Оригенова заблуждения. Ведь не огнем чистительным, а понуждением себя повелел Судия умудряться восхищать царство небесное; также прежде нежели затворится небес­ная дверь, поведено нам стараться войти узким путем. Под узким же путем разумей, душа моя, понуждение себя к исполнению святых заповедей, а под суровым затворением двери по смерти, понимай вели­кое долготерпение Божие: ибо если живем праведно, то дверь эта всегда для нас отворена и любезно приемлет внутрь отовсюду преставляемых; если же живем беззаконно и без покаяния, то она беспощадно затворяется для нас, когда отсюда будем похищены смертью. Это суровое заключение божественной двери изобличает яв­ную лживость учения об очистительном огне. Если бы для исчезающих отсюда нечестивых и неправедных была какая-нибудь надежда по смерти на чистительный огонь; то дверь божественного брачного чертога не ока­залась бы затворенною для дев, не взявших с собою в сосуды елея, и не сохранилось бы для ответа на последнем суде праздное слово, которое составляет лег­чайшее из всех согрешений. Девы те не блудную про­водили жизнь и не в бесчинном смехе; но одни из них всегда алкали, другие плакали; а когда молились, чтобы отверзлись им небесные врата, то услышали: «не вем вас, отыдите от мене делателие неправды» (Мф. 25:11. 12 и гл. 8, 23). Также: не осуждался бы в огнь вечный тот, кто ближнего своего назовет безумным пустословом (Мф. 5:22). Всем этим, душа, Господь ясно учит, что настоящая жизнь служит временем подвигов, как для приобретения добродетели, так и для истребления всякого зла, а по смерти, соответственно сему, получается или награда, или наказание. Явственнее же это показано тою божественною притчею, в которой Господь учит нас примером, показывая богача, палимого за его немилосердие в огне, но не очищаемого, и пред­ставляя Авраама, который говорит ему: «восприял еси, чадо, благая твоя в животе твоем», равно как и этот убогий- " злая» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

И не прельщайся ересью, которая утверждает, что по смерти в огне очищаются плотские скверны грешных. Это страшная прелесть, и окончательная пропасть, и учение Оригенова заблуждения. Ведь не огнем чистительным, а понуждением себя повелел Судия умудряться восхищать царство небесное; также прежде нежели затворится небесная дверь, поведено нам стараться войти узким путем. Под узким же путем разумей, душа моя, понуждение себя к исполнению святых заповедей, а под суровым затворением двери по смерти, понимай великое долготерпение Божие: ибо если живем праведно, то дверь эта всегда для нас отворена и любезно приемлет внутрь отовсюду преставляемых; если же живем беззаконно и без покаяния, то она беспощадно затворяется для нас, когда отсюда будем похищены смертью. Это суровое заключение божественной двери изобличает явную лживость учения об очистительном огне. Если бы для исчезающих отсюда нечестивых и неправедных была какая-нибудь надежда по смерти на чистительный огонь; то дверь божественного брачного чертога не оказалась бы затворенною для дев, не взявших с собою в сосуды елея, и не сохранилось бы для ответа на последнем суде праздное слово, которое составляет легчайшее из всех согрешений. Девы те не блудную проводили жизнь и не в бесчинном смехе; но одни из них всегда алкали, другие плакали; а когда молились, чтобы отверзлись им небесные врата, то услышали: «не вем вас, отыдите от мене делателие неправды» (Мф. 25, 11. 12 и гл. 8, 23). Также: не осуждался бы в огнь вечный тот, кто ближнего своего назовет безумным пустословом (Мф. 5, 22). Всем этим, душа, Господь ясно учит, что настоящая жизнь служит временем подвигов, как для приобретения добродетели, так и для истребления всякого зла, а по смерти, соответственно сему, получается или награда, или наказание. Явственнее же это показано тою божественною притчею, в которой Господь учит нас примером, показывая богача, палимого за его немилосердие в огне, но не очищаемого, и представляя Авраама, который говорит ему: «восприял еси, чадо, благая твоя в животе твоем», равно как и этот убогий— «злая» (Лук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Заставив замолчать своих противников приведением этого доказательства, Он вслед за тем обратился с внушением к ученикам и народу остерегаться от книжников, ищущих не истины в познаниях, но приветствий в народных сборищах и первых мест в синагогах и пиршествах. В последовавшей затем речи изобразив в ярких красках превратность тех нравственных начал, которых держались книжники и фарисеи, Он заключил ее предречением отступления от них и руководимого ими народа навсегда высшего божественного покровительства (ср. Мф.22:15–23 гл.; Мк.12:13–40 ; Лук.20:20–47 ). После такого открытого изобличения извращенности нравственного учения фарисеев и книжников, после окончательного разрыва с этими руководителями и старейшинами иудейского народа, божественный Посланник, ведый вся грядущая, предвидя неминуемую и скоро имеющую последовать смерть и желая в довершение своего учения и ободрение своих преданнейших последователей еще посвятить их в тайны будущности того народа и города, которые не хотят признать в Нем обетованного Мессии, а также и своего царства, среди них открывающегося, в оставшиеся немногие дни и часы своей земной жизни занимает их внимание пророчественной беседой об этой будущности. Когда, после изречения грозного суда на избранный народ и его руководителей, Его ученики, движимые любопытством, из желания, может быть, знать судьбу дорогого в их глазах достояния избранного народа – храма, обратили внимание своего Наставника на его величественность, Он сказал им: «Истинно говорю вам, все это будет разрушено так, что не останется камня на камне». Заинтересованные еще больше таким открытием, считая разрушение такой заветной святыни Иеговы необходимым преддверием самой кончины мира, ученики предлагают своему Наставнику дальнейший вопрос: «скажи нам, когда это будет и какое знамение Твоего пришествия и кончины века?» 251 . В ответе своем представляя будущую картину разрушения храма и Иерусалима совместно с кончиной мира, божественный Наставник тем не менее дает заметить, что события эти далеко не совпадают друг с другом, что как первое может последовать в непродолжительном времени, так о последней «никто не знает, ни ангелы небесные, а токмо Его Отец»; необходимо только, чтобы они всегда были готовы к этому великому дню: «ибо в который час не думают, приидет Сын человеческий» ( Мф.24,1–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Под пищею тленною нужно разуметь обыкновенную пищу (хлеб и рыбу – Лук. 9:13 ), а под «пищею, пребывающею в жизнь вечную» – Плоть и Кровь Иисуса Христа ( Ин.6:48–56 ). Учение Свое Он уже возвещал 2½ года, поэтому не о нем сказал, что «даст вам Сын Человеческий» (стих 27), а о Своем Теле и Крови, которые Он имел дать верующим для причащения. 5) Слово Божие очищает от грехов, а не причащение: «вы уже очищены через слово..». ( Ин.15:3 ). Приведенные слова Иисуса Христа ничего не говорят против Святого Причащения. Хотя апостолы и очищены были через слово, но приобщились Тела и Крови «во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Необходимость Святого Причащения Господь ясно указал ( Лк.22:19 ; Ин 6:53–54 ). 6) Благодатью укреплять нужно душу, а не яствами ( Евр.13:9 ). Под яствами апостол разумеет иудейские жертвы, которые не могли очищать от грехов приносящих их (ср. Евр.10:3–4 ), а не таинство причащения, дарующее величайшие блага достойно приступающим к нему (ср. 1Кор.10:16–17, 11:23–25 ). Указание на таинство причащения имеется в следующем стихе ( Евр.13:10 ), из коего видно, что у христиан есть свой жертвенник, а, следовательно, и своя жертва (Святое Причащение – ср. Евр.9:23 ). Апостол не мог противоречить себе, как допускают сектанты. «Учениями чуждыми назвал», – замечает блаженный Феодорит , – «учения, противные евангельским. Поэтому повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получит от того пользы». 219 7) Причастником Божиим становится боящийся и хранящий повеления Его ( Пс.118:63 ), а не вкушающий хлеб и вино. В указанном месте нет речи о Святом Причащении, не существовавшем в ветхозаветное время. Пророк Давид говорит о себе, что он – общник (по-славян. «причастник») не Богу, а всем боящимся Его, т.е. он – из общества боящихся Господа. Хранит повеления Господни тот, кто исполняет заповедь Его о Святом Причащении ( Ин.6:53–54 ). 8) Хлеб и вино и у нас преломляются в воспоминание страданий и смерти Спасителя ( 1Кор.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010